Татарское национальное искусство: к проблеме этнокультурного единства
Татарское национальное искусство: к проблеме
этнокультурного единства
Гузель Валеева-Сулейманова
Актуальные
аспекты проблемы единства татарской нации могут быть конкретизированы в анализе
искусства, его функционирования в обществе. Предметом изучения, в данном
случае, выступает этнокультурное единство татар по материалам их национального
искусства. Через искусство этнос познает себя. В нём отражается духовная сущность,
своеобразие и отличие этносов и то общее, что объединяет, формирует
самосознание нации, его целостность.
Эволюция
и трансформация этнической культуры ярко раскрывается в явлениях искусства, и,
наоборот, искусство во многом является цементирующей базой культуры, этноса в
целом, т.е. в системе этнокультуры искусство выступает консолидирующим
фактором. Особенно это относится к этапу становления наций и национального
искусства, в котором процессы формирования этнокультурного единства обусловлены
характерными для него социально-экономическими и социально-политическими
условиями развития. Раскрыть консолидирующие факторы в искусстве и его роль в
формировании единства татарской нации такова основная задача данной работы.
Надо
заметить, что типология татарского национального искусства с точки зрения
формирования этнокультурного единства нации ещё не разработана. Монографические
исследования в области татарского народного искусства, например декоративного
искусства и архитектуры, раскрывают картину развития культуры лишь одного из
компонентов татарской нации - в основном казанских татар или, в лучшем случае,
поволжско-приуральских татар как целостного этнокультурного явления, например в
области татарской народной музыки. В настоящее время стали актуальными региональные
исследования, в частности, в экономически развитых районах Республики
Татарстан. Например, в Альметьевском районе, ведется крупномасштабная работа по
созданию региональной энциклопедии. Она дала возможность выявить специфику
этнокультурного развития Юго-Восточного региона республики, и в частности на
материалах народного искусства показать процессы смешения и становления
общенациональной татарской культуры на уровне её традиционного слоя (1). Это
свидетельствует о глубинном характере этнокультурного единства таких
этнографических групп татар как казанские татары, татары-мишари, татары-тептяри
и крещёные татары. Модель сложения единого этнического ядра татарской
этнокультуры во многом была сходной, но как показывают материалы региональных
исследований имела и свою специфику.
Что
касается национального профессионального искусства, то изучение этой области
этнокультуры ограничивается пока в основном рамками Республики Татарстан. Нет
попыток создания крупных обобщающих исследований, охватывающих художественное
творчество всех деятелей татарского искусства, включая и проживающих за
пределами республики. Обычно их творчество рассматривается изолированно от
татарской национальной культуры, под углом зрения регионального аспекта. Однако
и такие исследования довольно редки. Среди них можно отметить издания группы
татарских художников "Чингис-хан", проживающих в Башкортостане и
опубликовавших ряд альбомов. В них прослеживается попытка подхода к творчеству
современных татарских художников в аспекте общенационального поля культуры.
Такая работа ведётся в настоящее время и в рамках Татарской энциклопедии, в
частности, по разделу современного изобразительного искусства. В него
включаются персоналии татарских художников, проживающих за пределами Республики
Татарстан.
Необходимость
создания исследований по истории татарского национального искусства, как
целостного этнокультурного явления, да и в целом общеэтнической истории татар,
назрела давно, по крайней мере активно такие попытки предпринимались ещё в
начале 1980-х гг. Однако проведение таких исследований сопряжёно с отсутствием
исследовательских центров в местах компактного проживания татар в областях
России и с большими трудностями в проведении таких исследований в Татарстане. В
то же время современная этнокультурная ситуация в татарском мире выявляет
насущную потребность оценивать татарское национальное искусство и как
эстетическое и как этническое целое. И не только при написании научных трудов,
об этом свидетельствуют тенденции современной художественной практики.
Раскрытие
проблематики национального искусства в формировании этнокультурного единстве
татар, безусловно, предполагает последовательно исторический подход, поскольку
этническое начало в разные формационные периоды развития этноса по-разному
проявлялось в культуре. Не останавливаясь на этапах развития общетатарской
этнической культуры, лишь подчеркну, что единство форм традиционного искусства,
его эстетических критериев, характерных видов ремесленного производства,
особенностей художественного языка и другое складывается с эпохи средневековья
и связано с образованием Золотой Орды, а также развитием татарского искусства в
идейно-художественном пространстве исламской цивилизации. К сожалению, плохо
изученными остаются история взаимоотношений татарских ханств и соотношение
общеэтнического, регионального и локального в их культуре, как в целом и само
искусство этого периода.
В
культуре нарождающейся с 18 в. татарской нации традиционное искусство,
сформировавшееся на этапе средневекового развития этноса, явилось одним из
составных частей национальной культуры и стало важнейшим фактором, формирующим
национальное самосознание татар. Развитие татарской городской культуры и
ремесленного производства в 18 - середине 19 вв. происходило во взаимодействии
со сложившимися традициями сельской культуры, сохранявшей достижения феодальной
эпохи, способствовало созданию образцовых, т.н. классических форм, в искусстве.
Именно они послужили процессам становления общеэтнических традиций в
национальном искусстве.
Классические,
ставшие национальными, формы в татарском искусстве сложились на базе городской
культуры татар Поволжья и Приуралья, которая , в свою очередь, сформировалась
на основе этнокультурных традиций казанских татар. Центрами развития этой
культуры были Казань и аулы Заказанья. В отличие от других этнографических
групп, казанские татары создали развитые формы ремесленного производства,
предприятия художественных промыслов, что позволило им выпускать массовую,
тиражируемую продукцию, обеспечивающую нужды почти всех территориальных групп
татар и даже башкир, отчасти казахов. Глубокие традиции оседло-земледельческой
культуры, восходящие к булгарской государственности, высокий уровень социальной
и экономической организации художественных ремесел и промыслов способствовали
зарождению среди казанских татар массовой культуры периода формирования
капиталистического производства, которая была своего рода переходной формой от
народного традиционного искусства к "высокой культуре" (2).
Исследователями было подмечено также, что культура народов с глубокими
традициями земледельческого хозяйства, наиболее целостно воссоздавала
изначальное этническое ядро и сохраняла его на всем протяжении развития этноса
(3). Поэтому, вполне закономерно, что исторически сложившиеся высокопрофессиональные
и трансформированные в массовые формы элементы казанско-татарской культуры
стали всеобщими и объединяющими для татар Волго-Уральского и Западно-Сибирского
ареалов. Входившие в эти ареалы этнографические группы татар, наряду с
общеэтническими, продолжали сохранять, в основном на селе, локальные
этнические, фольклорные традиции.
Классические
общеэтнические формы ярко представлены в образцах декоративного искусства,
которое охватывало почти все сферы материально-художественного производства,
существовавшие тогда в татарском обществе. В период с середины 18 до середины
19 вв. складывается образцовый - классический татарский костюм как своеобразный
комплекс традиционных компонентов, образующих целостный художественный
ансамбль. Формируется классический стиль в орнаменте, цветовых соотношениях,
получают развитие присущие только для татар техники исполнения в таких видах
искусства как кожаная мозаика, ювелирное дело, золотое шитьё, вышивка,
ткачество и другие, создается единый художественный ансамбль интерьера и
экстерьера жилища. В обрядовых и бытовых изделиях, в одежде, народном
зодчестве, в оформлении предметно-пространственной среды обитания выявляется
целостная художественно-эстетическая идея, которая находит выражение в
классических видах искусства, впоследствии ставших общенациональными.
Национальное
искусство, как самостоятельный слой и одно из звеньев национальной культуры,
также является носителем этнической специфики. Однако понятие национального,
как части этнического, применительно лишь к новой и новейшей истории, и
соответствуя периоду развития национальных общностей, включает новый тип
культуры, который получил в литературе определение "высокой
культуры". Я не буду останавливаться на роли "высокой культуры"
в становлении и развитии национального искусства, поскольку это самостоятельная
тема. Отмечу лишь, что она является более сложной формой проявления этнического
начала в искусстве и связана с двумя противоположными тенденциями. Одна из них
- стремление к становлению самостоятельной этнической культуры и другая -
сближение этнических культур. Именно на этапе становления нации проявляются и
этноинтегрирующие и этнодифференциирующие свойства национальной культуры.
На
стадии формирования татарского национального искусства в конце 19 - начале 20
вв. его этноинтегрирующие свойства проявляются в слое "высокой",
городской культуры, в то время как этнодифференциирующие сохраняются в
традиционной сельской культуре, народном искусстве. Вероятно, не последнюю роль
в этом сыграла разностадиальность в синхронном развитии искусства и в целом
художественной культуры у различных этнических групп татар. Период
национального развития у некоторых из них не дал значительных результатов в
становлении профессионального искусства и "высокой культуры". В этих
группах доминирующее значение продолжало играть народное традиционное
искусство, особенно это относится к тем группам, в которых слабо был
представлен слой городской культуры.
Развитие
национального искусства связано с появлением общих и универсальных, т.н.
стереотипных форм национальной культуры. Одной из таких форм становится
татарский костюм. Он обретает универсальность, общенациональные черты и
распространяется в городах, в местах компактного проживания татар. На селе,
фольклорный костюм продолжал сохраняться, хотя и здесь зажиточные слои
населения предпочитали общенациональные формы одежды. Другой стереотипной
формой национальной культуры был комплекс татарского жилища, оформление его
экстерьера и интерьера. Претерпели изменения в сторону общенациональной
специфики все виды искусства, получившие развитие в форме ремесленного или
промышленного производства, связанного с тиражируемым и массовым выпуском
продукции. Это относится к отдельным видам украшений, металлической утвари,
головных уборов, обуви, безворсовым коврам, тканым изделиям, шамаилям.
Формируется общенациональная мода и общенациональный стиль как показатель
объединения татар на основе общности художественно-эстетических вкусов.
Рубеж
веков оказался переломным для татарской культуры, которая из мусульманской,
этнически традиционной трансформировалась в светскую, европейски
модернизированную культуру складывающейся татарской нации. По своим основным
параметрам она имела черты, характерные для наций с собственными
институциональными структурами. Формирование татарской культуры европейского
типа происходило под влиянием эстетических концепций, возникших на базе
просветительских идей джадидизма. В наиболее обобщенной форме их выразил один
из идеологов реформаторского движения Хади Атласи: "перенять европейскую
культуру на основе ислама, сдружив их как тело с душой"
("Йолдыз", 1910). В данном высказывании выражена идея восприятия
нового на основе традиционных ценностей мусульманской культуры и намечен путь
самостоятельного развития татарской национальной культуры. В нём заключены
также предпосылки философско-эстетических концепций о содержании и форме в
национальном искусстве, что нашло дальнейшее развитие в искусстве 20 в.
К
новым видам европейского профессионального искусства, освоенным татарами в конце
19 -начале 20 вв., надо отнести искусство графики, получившее развитие с
появлением книгоиздательского дела, станковую живопись и скульптуру, новые
формы музыкального и исполнительского искусства (первые концертные номера,
оркестровые обработки народных песен и др.), театральные постановки и декорации
к спектаклям, жанры литературы новейшего времени. Все они стали частью
татарской общенациональной культуры, сыграли этноинтегрирующую роль в развитии
татарской нации. Габдулла Тукай в своей статье, опубликованной в газете
"Фикер" в 1906 г., выразил эту роль национального искусства таким
эмоциональным призывом: "Окропить нацию душистым нектаром цветов
литературы, овеять её мягким ветерком газетных вееров, вдохновить её музыкой,
услаждающей душу, и отразить её собственное лицо в ярких картинах, чтобы
раскрылись глаза, чтобы нация, оглянувшись вокруг, могла собраться с
мыслями".
После
революции 1917 г. национальное искусство татар оказывается в сфере воздействия
т.н. советской культуры и говорить о самостоятельности идейно-эстетических
воззрений в нём не приходится, хотя и был небольшой период свободного
проявления этнического своеобразия в начале 1920-х гг. Трудный процесс
возрождения национального искусства характеризует современный период с начала
1990-х гг.
Итак,
национальное искусство татар представляет собой сложную систему. В нём
проявляются региональные и локальные отличия и то, что формирует единство
татарской общенациональной культуры. Современные процессы этнокультурного
развития татар выявляют составляющую "высокой" культуры, которая
связана с развитием национального профессионального искусства - живописи,
театра, музыки, декоративно-прикладного и других видов искусства, и
традиционного искусства в форме народного творчества, развивающегося, в основном,
на селе. Роль этих составляющих в развитии татарского национального искусства
конца 20 - начала 21 вв. меняется. Профессиональное искусство во многом не
справляется с присущими ему на рубеже прошлых столетий этноинтегрирующими
функциями. Это связано с тем, что оно формируется как индивидуальное творчество
художников, в то время как традиционное искусство остается коллективным опытом
народа и в условиях угрозы его выживания приобретает особое значение в развитии
национальной культуры.
Для
этнокультурной консолидации татарской нации на современном этапе необходима
выработка новых подходов к развитию национального профессионального искусства,
поскольку и в Татарстане, да и в самой России, существуют проблемы развития
этнической составляющей современной культуры. Массовые формы космополитического
искусства создают конкуренцию "высокой культуре" с её национальным
своеобразием. Необходимо усилить массовые формы распространения произведений
национального искусства через телевидение, радио, кино, печать, интернет и
другие средства массовой информации. С другой стороны, надо всемерно
поддерживать развитие форм традиционного искусства, народного творчества,
поскольку в современных условиях именно они сохраняют этническое ядро культуры,
делают её жизнеспособной от вторжения нивелирующих явлений процесса
«глобализации». В этом усилия государства по развитию национальной культуры
явно недостаточны и без помощи меценатов, экономической поддержки частного
национального капитала не обойтись. Положительный опыт в этом представляет
деятельность татарских предпринимателей рубежа прошлых веков.
Примечания
1)
Валеева-Сулейманова Г.Ф. К вопросу об исторической преемственности
традиционного искусства населения аулов Альметьевского района (опыт типологии и
районирования этнокультуры) // Проблемы изучения истории заселения и
образования населённых пунктов Альметьевского региона -Казань, 2000.
-С.109-129.
2)
Понятие «высокой культуры» как продукта индустриальной эпохи, отчасти
пересекающееся с понятием «профессиональная культура», было введено в научный
оборот американским учёным Э.Геллнером. См.: Геллнер Э. Нации и национализм. -
М., 1991
3) Bagby Ph. Culture and History:
Prolegomena to the Comparative Study of Civilization. Berkley, 1963,
p.173-174.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tataroved.ru