Культура как предмет изучения
Культура как предмет изучения
Ю.М.Резник
1. Дифференциация подходов к изучению культуры
Разнообразие знаний о культуре
Пожалуй,
нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами,
как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия
“культура”. Их даже трудно все перечислить.
Если
отвлечься от философских и научных дефиниций культуры, то можно выделить
несколько аспектов культуры как способа или сферы человеческого бытия.
1.
Культура появляется там и тогда, где и когда люди, обретая человеческие черты,
выходят за пределы природной необходимости и становятся творцами своей жизни.
2.
Культура возникает и формируется как совокупность ответов на множество вопросов
и проблемных ситуаций социальной и природной жизни людей. Это — общая
“кладовая” знаний, средств и технологий, выработанных людьми для решения
общезначимых проблем.
3.
Культура порождает и “обслуживает” множество форм организации человеческого опыта,
обеспечивая их необходимыми ресурсами и “каналами” обратной связи. Такое
разнообразие не ведет к размыванию границ культуры, а, напротив, делает
социальную жизнь более устойчивой и предсказуемой.
4.
Культура представляет собой мыслимый и немыслимый горизонт возможностей и
альтернатив развития человека и общества. Как таковая, она определяет контекст
и конкретное содержание деятельности людей в каждый данный момент их
существования.
5.
Культура есть способ и результат символического и ценностно-нормативного
конструирования реальности, ее возделывания по законам
прекрасного/безобразного, нравственного/аморального, истинного/ложного,
рационального/сверхъестественного (иррационального) и пр.
6.
Культура есть способ и результат самопорождения и самопостижения человека,
наличный мир его способностей и родовых сил. Человек становится человеком
благодаря культуре и посредством нее.
7.
Культура есть способ и результат “проникновения” человека в иные миры — мир
природы, мир божественного, миры других людей, народов и общностей, в рамках
которых он себя осуществляет.
Можно
продолжить перечисление характеристик и качеств культуры, так и не исчерпав до
конца все богатство ее содержания.
Попытаемся
выделить и обосновать системные определения культуры, сложившиеся на сегодняшний
день в различных областях социального знания. При этом следует различать
несколько подходов — философский, антропологический, социологический и
комплексный, или “интегралистский” (общая теория культуры). /1/
(В
качестве условного обозначения “интегративного” подхода к исследованию культуры
будем считать общую теорию культуры (ОТК), или культурологию в нашем понимании.
При таком подходе культура рассматривается как система, то есть целостная
совокупность явлений и предметов)
Различие
между ними можно свести к следующему (см. табл. 1).
Таблица
1.
Классификационные параметры
Похожие работы на - Культура как предмет изучения
|