Исаак Башевис Зингер. Шоша
Исаак Башевис Зингер. Шоша
Рыжий
голубоглазый Ареле — Аарон Грейдингер, сын высокоученого раввина, вместе с
семьей живет на улице Крохмальной, в еврейском квартале Варшавы. Он с детства
знает три языка и воспитывается на Талмуде. Восьмилетний мальчик дружит со
своей ровесницей, дочерью соседки Баси Шошей. У нее голубые глаза и светлые
волосы, и в отличие от вундеркинда Ареле Шоша не обладает способностями к
наукам, она сидит по два года в каждом классе, а потом учительница и вовсе
отсылает её домой, считая, что девочке не место в школе. Мальчик пересказывает
Шоше истории, которые прочел или услыхал от отца с матерью, давая при этом волю
фантазии: «про дремучие леса Сибири, про мексиканских разбойников, про каннибалов,
которые едят даже собственных детей». Перед Шошей он развивает фантастические
теории, рождающиеся у него при знакомстве с некоторыми философскими идеями.
Затем
случается непоправимое: семья Шоши переезжает. Недалеко, в дом через два
квартала на той же Крохмальной, но Ареле знает, что их дружба с Шошей
прервется: сыну раввина негоже на глазах у всей общины водиться с девочкой, да
еще из такой простой семьи. Идет лето 1914 г. Начинается первая мировая война.
Приходит нужда и голод. Летом семнадцатого года семья Ареле уезжает из Варшавы
в деревню, где живут родственники матери и где жизнь дешевле.
Ареле
становится совершеннолетним, ему приходится самостоятельно зарабатывать себе на
жизнь. Начинает писать по-древнееврейски, потом — на идише, но издатели отвергают
написанное. Занимается философией, но тоже, кажется, без большого успеха. Не
раз приходит к нему мысль о самоубийстве. В конце концов он устраивается в
Варшаве, получив работу корректора и переводчика. Затем становится членом Клуба
писателей. Он не видится с Шошей, но она время от времени снится ему,
В
Варшаве у Ареле завязывается любовная связь с Дорой Штольниц,
девушкой-коммунисткой, мечтающей поехать в Советский Союз, страну социализма.
Ареле не разделяет идей Доры, его пугает её трескучая фразеология, кроме того,
он боится быть арестованным за связь с этой девушкой. Он часто бывает
неподалеку от Крохмальной, но никогда не появляется там — это больше не его
улица, хотя она жива в его памяти.
Аарон
Грейдингер считает, что «задача литературы — запечатлеть уходящее время». Но
собственное его время течет меж пальцев. Наступают тридцатые годы. Пилсудский
устанавливает в Польше военную диктатуру. Консульства почти не дают евреям
выездной визы. «Я жил в стране, — пишет Аарон, — стиснутой двумя враждующими
державами, и был связан с языком и культурой, не известными никому, кроме
узкого круга идишистов и радикалов». В Клубе писателей у Аарона есть несколько
друзей. Лучший из всех — доктор Морис Файтельзон.
Морис
Файтельзон — личность незаурядная. Он философ, автор книги «Духовные гормоны»,
к тому же блестящий собеседник. Пользуется невероятным успехом у женщин. Дружбе
его с Аароном не мешает разница в двадцать пять лет. Файтельзон знакомит Аарона
с супружеской парой Ченчинеров. Селия — одна из поклонниц Файтельзона, она умна
и обаятельна, обладает тонким критическим вкусом. Ее муж Хаймл, которому
никогда не приходилось зарабатывать себе на жизнь (его отец очень богат),
невысокого роста, хрупок, не приспособлен к жизни (Селия стрижет его сама,
потому что Хаймл боится парикмахеров). Как-то вечером, оставшись наедине с
Аароном, Селия рассказывает ему о своей связи с Файтельзоном и безуспешно
пытается обольстить его. Потерпев неудачу, Селия начинает звать Аарона Цуциком,
и это прозвище сопровождает его всю дальнейшую жизнь.
В
Клубе писателей Файтельзон знакомит Цуцика с Сэмом Дрейманом, богатым
американцем, и его любовницей актрисой Бетти Слоним. По заказу Дреймана Аарон
пишет пьесу (полученный аванс помогает ему выжить) для Бетти. Это пьеса о
девушке из Людмира, которая хотела жить как мужчина. Она изучала Тору. Она
стала раввином, и у нее был свой хасидский двор. Кроме того, людмирская девица
была одержима двумя диббуками (душами умерших музыканта и проститутки). С
самого начала понятно, что пьеса вряд ли будет иметь успех. К тому же в нее все
вносят свои исправления, и она существует во множестве вариантов, так что
невозможно понять, какова она на самом деле. Цуцик теряет надежду когда-либо
закончить её. Он проводит много времени с Бетти и однажды приводит её на Крохмальную,
чтобы показать места, где он вырос. Оказавшись там, Аарон заходит в дом, куда
переехала Шоша, и находит там Басю, её мать, а вскоре возвращается из лавки и
сама почти не изменившаяся Шоша. Начинаются вопросы и воспоминания. Затем Бетти
и Аарон уходят, он обещает вернуться на следующий день. Цуцик провожает Бетти и
остается у нее на ночь. На Крохмальную он приходит и продолжает появляться там
чуть ли не каждый день. Он не может оторваться от Шоши. Ее доверчивость и
любовь, её наивная мудрость обвораживают Аарона.
—
Ареле, о чем ты думаешь? — спрашивала Шоша.
—
Ни о чем, Шошеле. С тех пор как у меня есть ты, в моей жизни есть хоть какой-то
смысл.
—
Ты не оставишь меня одну?
—
Нет, Шошеле. Я буду с тобой так долго, как мне суждено. Заболевает Сэм, и Бетти
собирается везти его в Америку. Она хочет, чтобы Цуцик поехал с ними, женился
на ней (Сэм не будет против), а они помогут вывезти в Америку Шошу, но Цуцик,
понимая, что надвигается война и погибель, осознает тем не менее, что Шошу
нельзя никуда увезти с Крохмальной. Своей жизни без нее он тоже не мыслит. В
Клубе писателей Бетти и Цуцик встречают Мориса Файтельзона. Бетти с насмешкой
сообщает ему о предполагаемой скорой женитьбе Цуцика на Шоше, называя девушку
«сокровищем» и «чем-то особенным». (— Она издевается надо мной, — сказал я, —
Шоша — девушка из моего детства. Мы вместе играли еще до того, как я стал
ходить в хедер…)
В
праздник Йом-Киппур Цуцика приглашает к себе Файтельзон. Там же оказывается
Марк Элбингер. Разговор заходит о тайных силах, и Элбингер рассказывает
случавшиеся с ним в детстве странные истории, из-за которых у него развился дар
ясновидения.
Аарон
объявляет Шоше, что скоро они станут мужем и женой. Шоша счастлива, её мать
тоже. В связи со скорой свадьбой в доме появляется отец Шоши, уже давно
бросивший семью. Зелиг циничен и грубоват, в полном соответствии со своей
профессией: он работает в похоронной конторе.
Бывшая
подруга Аарона, Дора, должна была месяц назад уехать в Россию. Но она в
Варшаве, недавно травилась йодом, но осталась жива. Ее товарищ по партии, Вольф
Фелендер, нелегально перешел границу и вернулся в Польшу после полутора лет
пребывания в России. Он рассказывает страшные вещи: лучшая подруга Доры
расстреляна, большинство партийцев, уехавших в Советский Союз, сидят по тюрьмам
или добывают золото на Крайнем Севере. Аарон идет навестить Дору и застает у
нее Фелендера. Тот неузнаваем: похудел, постарел, передние зубы выбиты.
Фелендер признается, что часто вспоминал Аарона в тюрьме и признал его правоту.
Но Фелендер, несмотря на то страшное, что ему пришлось пережить, все так же
слеп: он думает, что, приди к власти Троцкий, а не Сталин, все было бы иначе.
(Аарон же считает, что любая революция ведет к террору.)
Шоша
и Аарон женятся. На свадьбу приезжают его мать и брат. После церемонии
новобрачные уезжают на неделю в Отвоцк, где Селия и Хаймл заказали для них на
неделю гостиничный номер в качестве свадебного подарка. Телесная сторона брака
скоро перестает пугать Шошу. Она совершенно счастлива.
—
Ох, Ареле, как хорошо быть с тобою. А что мы будем делать, когда придут
нацисты?
—
Мы умрем.
—
Вместе?
—
Да, Шошеле.
Аарон
пишет серию статей для газеты, по вечерам гуляет с Шошей по Крохмальной. Снова
появляется Бетти Слоним в надежде, что ей удастся увезти и спасти его. Но и ей
совершенно ясно, что Шоше никто не даст никакой визы. Она допытывается, зачем
Аарон женился на Шоше. И тот с удивлением слышит собственный ответ: «Я
действительно не знаю. Но я скажу тебе вот что. Она единственная женщина, в
которой я уверен».
Бетти
и Аарон прощаются навсегда.
А
спустя тринадцать лет, работая в одной из нью-йоркских газет, Аарон Грейдингер
предпринимает поездку в Лондон, Париж и Израиль. Он останавливается в отеле в
Тель-Авиве. В газете появляется заметка о его приезде, так что его посещают писатели
и журналисты, старые друзья и дальние родственники. Приходит худенький
человечек с белой как снег бородой и живыми черными глазами. «Шолом, Цуцик!» —
приветствует он Аарона. Это варшавский друг Цуцика Хаймл Ченчинер. Он
рассказывает, как жилось в Варшаве при немцах, как Селия прятала его и
Файтельзона в тайном убежище. Файтельзон умер в сорок первом, а через месяц
после него — Селия. Хаймлу удалось уйти из Варшавы. Потом где только он не был:
Вильно, Ковно, Киев, Москва, Казахстан. Свою теперешнюю жену он встретил в
лагере в Ландсберге. (У Гени там погиб муж, на щеке у нее страшные шрамы —
следы побоев куском трубы.) Аарон рассказывает свою историю — Шоша умерла на
следующий день, как они ушли из Варшавы. Люди торопились, и Шоша не поспевала
за ними. Она начала останавливаться каждые несколько минут. Вдруг села на
землю, а через минуту уже умерла. Сам же Аарон добрался до Ковно, оттуда — до
Шанхая, где работал наборщиком и продолжал писать. В Америку попал в начале
сорок восьмого, ему прислал аффидавит американец, военный, за которого вышла
замуж Бетти.
Аарон
и Хаймл сидят в комнате у Хаймла. Сгущаются сумерки. Хаймл говорит: — Я
религиозен. Только на свой собственный лад. Я верю в бессмертие души. Если
скала может существовать миллионы лет, то почему же душа человеческая, или как
там это называть, должна исчезнуть? Я с теми, кто умер. Живу с ними. Когда я
закрываю глаза, они здесь, со мной…
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/