Тема: Оценка конкурентоспособности на примере танцевально-спортивного клуба Динамо

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    63,35 Кб
Оценка конкурентоспособности на примере танцевально-спортивного клуба Динамо
Оценка конкурентоспособности на примере танцевально-спортивного клуба Динамо
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка конкурентоспособности на примере танцевально-спортивного клуба Динамо

ПЛАН

Введение  
Глава 1. Теоретические аспекты анализа и управления конкурентоспособностью компании

1.1.  Основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения  
1.2.  Методические подходы к анализу и оценке конкурентоспособности компании

Глава 2. Анализ конкурентоспособности танцевально-спортивного клуба Динамо

2.1. Общая характеристика танцевально-спортивного клуба Динамо

2.2. Маркетинговый анализ танцевально-спортивного клуба Динамо

2.3. Анализ конкурентоспособности  танцевально-спортивного клуба Динамо


Глава 3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности танцевально-спортивного клуба Динамо

3.1. Содержание основного комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности танцевально-спортивного клуба Динамо

3.2. Оценка экономического эффекта  

Заключение  
Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных рыночных отношениях фундаментальной проблемой современной экономики выступает проблема повышения уровня конкурентоспособности компаний и организаций любых форм собственности, оптимизации их функционирования, включая элементарное выживание предприятий в рыночной среде. Решение задачи конкурентоспособности определяет качество воспроизводственных процессов, получение прибыликомпанией, ее адаптация к рыночным условиям и дальнейший экономический рост.

Актуальность темы дипломного исследования заключается в серьезном усложнении реализации производственно-экономических задач предприятий и обострении конкурентной борьбы вследствие экономического кризиса, который сделал обеспечение конкурентоспособности важной стратегической программой многих предприятий.

Сегодня большинство компаний чтобы выжить в конкурентной борьбе, начали осваивать новые виды ведения бизнеса, новые услуги, вступают в борьбу за каждого клиента. Предприятия изучают рынок, осуществляют сбор необходимой информации, которую анализируют, после чего разрабатывают новые стратегии освоения рынка.

Целью данного дипломного исследования является оценка конкурентоспособности организации на примере танцевально-спортивного клуба «Динамо».

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

·   Рассмотреть основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения

·   Изучить методические подходы к анализу и оценке конкурентоспособности компании

·   Дать общую характеристику танцевально-спортивного клуба «Динамо»

·   Проанализировать маркетинговую стратегию танцевально-спортивного клуба «Динамо»

·   Проанализировать конкурентоспособность  танцевально-спортивного клуба «Динамо»

·   Проанализировать содержание основного комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности танцевально-спортивного клуба «Динамо»

·   Дать оценку экономического эффекта  

Предметом дипломного исследования является оценка конкурентоспособности организации.

Объектом дипломного исследования является танцевально-спортивный клуб«Динамо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты анализа и управления конкурентоспособностью компании

1.1. Основные понятие конкурентоспособности компании, факторы ее обеспечения

 

Конкурентоспособность является показателем, который интересует, как производителей, так и потребителей продукции. Производитель всегда заинтересован в продаже продукции. Чтобы продать продукциюкомпания должна выпускать высококачественные не дорогие товары. Потребитель всегда заинтересован в приобретении товаров, полностью удовлетворяющих его потребности с точки зрения цены и качества.

Завьялов П.С. считает, что сегодня нет универсального общепринятого понятия конкурентоспособности. К основным параметрам, определяющим  уровень конкурентоспособности, относят многослойность, относительность и конкретность. Определение конкурентоспособностипроисходит с использованием результатов сопоставлений, как организации, так и продукции, которую она выпускает[1].

По мнению профессора Р.А. Фатхутдиноваконкурентоспособность является основным свойством объектов, которое характеризуетуровень удовлетворения конкретной потребности потребителя, по сравнению с лучшими аналогами, представленными в данном сегменте рынка[2].

Гельвановский М., в статье «Конкурентоспособность в микро-, мезои макроуровневом измерениях» подчеркивает, что конкурентоспособность это сложное многоуровневое понятие, анализировать и оценивать которое необходимо в тесной увязке с конкретным конкурентным полем[3].

 

На основании приведенных выше определений конкурентоспособности мы можем сказать, что конкурентоспособность является способностью компании прибыльного производства и реализации продукции с ценой не выше и качеством не хуже, чем у конкурентов в выбранном рыночном сегменте.

Выделяются важные особенности конкурентоспособности:

·   конкурентоспособность является привлекательностью продукции для потребителей,

·   конкурентоспособность это заданная величина, в момент создания новой продукции,

·   конкурентоспособность отражает уровень удовлетворения запросов потребителей, характер предъявляемых требований имеет зависимость от вида продукции,

·   конкурентоспособность является относительной величиной, получаемой при сопоставлении с аналогичным продуктом основных конкурентов,

·   конкурентоспособность является прогнозируемой, математической величиной[4].

Конкурентоспособность является величиной, состоящей из нескольких слагаемых факторов:

·   качество,

·   цена,

·    послепродажный сервис,

Необходимо отметить, что существуют факторы, которые определяют конкурентоспособность товара и непосредственно оказывают влияние на ее изменение, и те, которые обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Рассмотрим классификацию факторов конкурентоспособности:

·   внешние,

·   внутренние.

Внутренние факторы являются объективными критериями, которые определяют возможности компании обеспечивать собственной конкурентоспособности.

Внутренние факторы включают:

·   потенциал маркетинговых служб,

·   научно-технический потенциал,

· производственно-технологический потенциал,

· финансово-экономический потенциал;

· кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав),

· эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта,

· уровень материально-технического обеспечения;

· условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

· уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями,

· подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства,

· эффективность производственного контроля, испытаний, обследований,

· уровень технического обслуживания в постпроизводственный период,

·  уровень сервисного и гарантийного обслуживания[6].

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами понимаются:

Меры государственного воздействия:

· экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);

· административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

· основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

· деятельность общественных и негосударственных институтов;

· деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Классификация критериев конкурентоспособности происходит по двум признакам:

·   вид удовлетворяемых потребностей,

·   количество учитываемых характеристик.

Прежде чем приступить к рассмотрению резервов конкурентоспособности предприятия, следует рассмотреть, что же подразумевается под понятием «резерв»[7].

 Можно выделить два основных понятия резервов, выделяемых в экономической литературе:

·   резервы как запасы, наличие которых необходимо в производстве и обращении, нужны для непрерывного развития производства как на уровне любого субъекта хозяйствования, так и на макроэкономическом уровне. Резервы как неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее экономическими методами. Именно эти резервы, обусловленные совершенствованием техники, технологии, живого труда, эффективным использованием сырья, материалов, умением максимально воспользоваться рыночной ситуацией и формальными условиями, представляют особый интерес;

·   резервы конкурентоспособности не следует смешивать с резервами как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. Можно выделить пять укрупненных групп резервов конкурентоспособности предприятия:

1. резервы использования рыночной ситуации;

2. резервы использования организационного потенциала предприятия;

3. резервы использования производственно-технологического потенциала предприятия;

4. резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия;

5. резервы использования кадрового потенциала предприятия.

К группе резервов рыночной ситуации относятся резервы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно и полно использует формальные правила деятельности, установленные государством. Для эффективной работы предприятия также важно определить целевой рынок своей деятельности на основе анализа соответствующих показателей рынков или их сегментов, где оно может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые оно будет ориентировать производственную программу[8].

В современных условиях, когда отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляет изучение отдельных сегментов и выявление резервов конкурентоспособности за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей. Наряду с правильным выбором целевого рынка и его сегмента важное значение, на наш взгляд, имеет оценка условий деятельности на данном рынке. Связанные с этим резервы конкурентоспособности могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, технико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рентабельности.

В данную группу резервов использования рыночной ситуации также отнесены резервы, зависящие от того, насколько предприятие эффективно применяют возможности повышения своей конкурентоспособности за счет максимального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством. Это резервы:

·   связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;

·   резервы использования системы государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования деятельности;

·   резервы, возникающие при реализации государственных программ по повышению конкурентоспособности предприятий;

·   резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования.

В группу входят резервы конкурентоспособности, связанные с использованием возможностей организационного потенциала предприятия[9].

Резервы использования научно-технического потенциала предприятия реализуются через:

·   повышение уровня патентно-правовой работы;

·   обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке;

·   изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;

·   повышение внимания к надежности продукции;

·   выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

·   выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своем предприятии;

·   изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

·   определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);

·   нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой.

К этой группе резервов относятся и резервы повышения эффективности рекламы. Рекламу следует рассматривать как составную часть большого органического единства общества и системы предпринимательства. Тесно связаны с резервами рекламы резервы сертификации. Сертификат выступает как один из методов конкурентной борьбы, особенно если он выдан престижным, с мировым именем сертификационным центром.

Большое значение в последнее время приобретают резервы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта, поскольку эти резервы связаны с расширением сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производителями; увеличением объема и сроков гарантийного и сервисного обслуживания[10].

Для третьей группы резервов повышения конкурентоспособности предприятия характерно использование резервов производственно-технологического потенциала предприятия. Если рассматривать данную группу резервов более детально, то можно выделить в ней следующие элементы:

·   резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);

·   резервы обновления структуры основных фондов;

·   резервы совершенствования технологии производства (резервы улучшения технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращения технологической подготовки производства);

·   резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;

·   резервы улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Четвертая группа резервов повышения конкурентоспособности предприятия – резервы его финансово-экономического потенциала. Выделяются следующие группы резервов, входящих в данную группу:

·   резервы финансовой устойчивости предприятия (резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала);

·   резервы инвестиционной привлекательности предприятия;

·   резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий)[11].

Пятая группа резервов повышения конкурентоспособности предприятия – резервы его кадрового потенциала. Несмотря на важность всех вышеперечисленных групп резервов, особую роль на современном этапе развития промышленного производства следует отвести именно этой группе резервов конкурентоспособности. Данный факт объясняется тем, что технико-экономическое развитие предприятия в современном быстро меняющемся технологическом мире во многом зависит от качества его трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал с целью повышения этого качества и усиления интереса людей к творчеству, инновациям и адаптации кновым технологиям. Среди основных резервов данной группы можно выделить:

·   резервы повышения квалификации кадров;

·   резервы повышения творческой активности кадров.

Рассмотренная классификация резервов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия является укрупненной. Она может быть детализирована в зависимости от конкретных условий рынка и особенностей деятельности субъекта экономики[12].

 

 

1.2.  Методические подходы к анализу и оценке конкурентоспособности компании

 

 

Выбор путей увеличения конкурентоспособности продукта напрямую зависит от проведения верной и своевременной оценки данного продукта. Оценка конкурентоспособности осуществляется через сопоставление параметров анализируемого продукта с параметрами аналогичных товаров, уже имеющихся на рынке, или потребность покупателей[13].

Образцом является товар, который имеет максимальный объем продаж и лучшие перспективы в будущем.

В случае, когда параметры продукта не имеют физической меры, оценку его характеристик производят в баллах.

Рассмотрим наиболее интересные критерии оценки конкурентоспособности.

К важнейшим критериям относят:

·   новизна продукта,

·   его качество,

·   материальная база для распространения необходимой информации о продукте,

·   меры стимулирования сбыта, динамика сбыта,

·   приспосабливаемость продукта к требованиям выбранного сегмента рынка,

·   финансовые условия.

Классификация критериев конкурентоспособности представлена на рисунке 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 Классификация критериев конкурентоспособности[14]

Критерии конкурентоспособности выступают характеристиками, учет и оценка которых дают возможность судить о конкурентных преимуществах продукта, демонстрируют степень удовлетворения разных групп потребностей.

Такие критерии, как«безопасность» и «подлинность», дают характеристику способности продукта удовлетворять базовые(простые) потребности - это потребность покупателя в защите (здоровье, имущество, окружающая среда) и потребность в честном изготовителе (не быть обманутым производителем, продавцом, услугодателем).

Такой критерий, как «уровень качества»дает возможность оценивать способность продукта удовлетворять весь комплекс потребностей потребителя.  Начиная от базовых(физиологические потребности за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми потребностями (эстетические, потребности, отражающие принадлежность потребителя к определенной группе социума).

Следующий критерий «уровень новизны»продуктапоказывает его способность удовлетворять явные и скрытые (латентные) потребности.

«Информативность». Данный критерий дает возможность судить о степень удовлетворения потребностей покупателя, которые вызваны его стремлением иметь информацию о конкурентных преимуществах продукта для осуществления выбора.

Критерий «социальная адресность»применяется при необходимости учета в свойствах продукта индивидуальной потребности человека или целой социальной группы.

Такой критерий, как «имидж»дает характеристику репутации изготовителя и дает возможность при малом количестве сведений о качестве продукта опираться на высокую репутацию производителя, чтобы избежать функционального и финансового рисков.

Еще один критерий «цена потребления»показывает потребность в употреблении и использовании продукта, соответствующего материальным возможностям покупателей, их стремления к получению материальной выгоды.

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.

Можно, так же рассмотреть конкурентоспособность со стороны ценовых показателей, сравнительной стоимости, а так же сравнительной прибыльности.

Приоценки конкурентоспособность со стороны ценовых показателей продукт считается конкурентоспособным, если его цена, качество и дизайн не уступают аналогичным продуктам.

При проведении оценки конкурентоспособности по показателям сравнительной стоимости, она принимается в виде сравнительной стоимости единицы труда в сфере обрабатывающей промышленности между сравниваемыми странами, подсчет ведется в одной валюте.

При проведении оценки конкурентоспособности по показателям прибыльности предполагают, что чем выше прибыль компании, тем выше конкурентоспособность ее продукта.

Основываясь на вышесказанном, мы можем говорить, что оценку конкурентоспособности производят путем сопоставления продукта с параметрами аналогичных продуктов.

При оценке конкурентоспособностииспользуют 2 метода:

·   Дифференциальный метод,

·   Комплексный метод.

При дифференциальном методе оценки конкурентоспособности  используют единичные параметры анализируемого продукта и аналогичные продукты конкурентов (база сравнения исопоставления)[15].

1. При условии, что базой оценки конкурентоспособности является потребность, расчеты показателя конкурентоспособности совершается по формуле (1):

 

Qi=Pi/Pio*100% (i=1,2,3...,n) (1), где

Qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-параметру,

Pi- величина i-параметра для анализируемой продукции,

Pi0 величина i-параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью,

N количество параметров оценки.

Если оценка осуществляется по нормативным параметрам, то единичный показатель можно принимать в значении 1 или 0. При соответствии анализируемой продукции обязательным стандартам и нормампоказатель принимается равным 1, если нет, то 0.

Если оценка осуществляется по техническим и экономическим параметрам, то единичный показатель принимается ?1, если базовые параметры установлены нормативными, техническими документами или специальными условиями.

Если анализируемый продукт имеет параметр со значением, превышающим потребности покупателей, которые обусловлены характером использования данного продукта, условиями проживания, традициями, то названное повышение не будет расцениваться потребителямив виде преимущества и показатель равный 1 по данному параметру небудет иметь значения выше 100%.

При расчетах нужно использовать минимальное из двух величин 100% или фактическое значение данного показателя.

2. Если оценка осуществляется по образцу, то расчет показателя единицы конкурентоспособности производят по формуле 2 и 3:

Qi=Pi/Pio*100% (i=1,2,3...,n) (2),

Qi=Pio/Po*100% (4), где

 

Qi,- единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Pi - это величина i-параметра для анализируемой продукции;

Pi0 - это величина i-параметра, для изделия принятого за образец;

n - это количество параметров оценки[16].

При анализе результатов оценки - из данных двух формул выбираетсята, в которой росту единичного показателя будет соответствовать повышение конкурентоспособности. Так для оценки производительности используют формулу (2), для оценки удельного расхода топлива используют формулу (3). Когда технические параметры продуктабез физической меры. Например, внешний вид, комфортность, соответствие моде, то чтобы придать данным параметрам количественную характеристику используют экспертные методы оценки,выраженные в баллах.

Дифференциальный метод дает возможность только констатировать факт конкурентоспособности продукта или наличие у него недостатков по сравнению с аналогами. Данный метод можно использовать на всех этапах жизненного цикла продукта, включая его сравнение с гипотетическим образцом. Но дифференциальный метод не учитывает весомости каждого параметра оказываемого влияния на предпочтение потребителей при выборе продукта.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности основан на комплексных показателях или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого продукта и образца.

При расчете группового показателя по нормативным параметрам применяют формулу (4):

 

n

Iнп = ПQhi (4), где

i=1

 

Qhi- это единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру;

п - число нормативных параметров, подлежащих оценке;

при анализе результатов, если хоть один из единичных показателей равен нулю (продукт по какому-то параметру не соответствует принятой норме), групповой показатель тоже будет равен 0, что демонстрирует неконкурентоспособность данного продукта в выбранном сегменте рынке[17].

При расчете группового показателя по техническим параметрам (исключение нормативные показатели) используется формула 5.

 

 

 

n

Iтп=?Qi*Ai (5), где

i=1

 

Iтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Ai – весомость i-гo параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n - число параметров, участвующих в оценке.

При анализе результатов, Iтпполученный групповой показатель показывает уровень соответствия данного продукта существующим потребностямвсего набора технических параметров, чем выше технические параметры, тем более удовлетворяются запросы потребителя.

Чтобы определить весомость каждого технического параметра используются экспертные оценки, которые основываются на результатах исследований спроса потребителей в выбранном сегменте рынка, выставок образцов продукции, конференций, семинаров.

При трудностях, возникающих при проведении исследований рынка, а также для упрощения расчетов и осуществления ориентировочной оценки из технических параметров выбирают наиболее весомую группу или применяют комплексный параметр - это полезный эффект участвующий в дальнейшем в сравнении[18].

При расчете интегрального показателя конкурентоспособности используется формула(6):

 

 К=Iнп*Iтп/Iэп (6), где

 

К-интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу.

При анализе результатов, если К<1, то рассматриваемый продукт уступает выбранному образцу по конкурентоспособности, при К>1 продукт превосходит выбранный образец, при существовании равной конкурентоспособности К=1.

Сочетание дифференциального и комплексного метода представляет собой смешанный метод. При данном методе оценкииспользуют часть параметров, которыерассчитаны дифференциальным методом, а другая часть параметров рассчитывается комплексным методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности танцевально-спортивного клуба Динамо

2.1. Общая характеристика танцевально-спортивного клуба Динамо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Учебники и учебная литература

1.   Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. М. : Пресс-сервис, 2010. 420 с.

2.   Волков И. О. Экономика предприятия (фирмы). 3-е издание, переработанное и дополненное. ИНФРА – М. 2011. 601с.

3.   Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг : учебник  М. : ЗАО «Бизнес-школа, Интел-Синтез», 2011. 640 с.

4.   Федько Н.Г. Стимулирование сбыта. – М.: Маркетинговые коммуникации, 2012. 129 с.

5.   Чайникова Л.Н, Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Тамбов: ТГТУ, 2014. 192 с.

Периодические издания

6. Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезоимакроуровневом измерениях / М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов // Российский экономический журнал. 2008. № 3. С.54-55.

7. Завялов, П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей Маркетинг. № 4 2011. 32 с.

Электронные ресурсы

8. Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М.Г. Миронов. Экономика предприятия: Конспект лекций. Электронный ресурс. #"all">


[1]Завялов, П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей Маркетинг. № 4 2011. 32 с.

[2]Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг : учебник / Р.А. Фатхутдинов. М. : ЗАО "Бизнес-школа, Интел-Синтез", 2000. 49 с.

[3]Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезоимакроуровневом измерениях / М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов // Российский экономический журнал. 2008. № 3. С.54-55.

[4]Чайникова Л.Н, Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Тамбов: ТГТУ, 2014. 38 с.

[5] Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. М. : Пресс-сервис, 2010. 46 с.

[6] Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М.Г. Миронов. Экономика предприятия: Конспект лекций. Электронный ресурс. http://bzbook.ru/Ekonomika-predpriyatiya-konspekt-lekczij.AContents.html

[7] Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М.Г. Миронов. Экономика предприятия: Конспект лекций. Электронный ресурс. http://bzbook.ru/Ekonomika-predpriyatiya-konspekt-lekczij.AContents.html

 

[8] Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М.Г. Миронов. Экономика предприятия: Конспект лекций. Электронный ресурс. http://bzbook.ru/Ekonomika-predpriyatiya-konspekt-lekczij.AContents.html

[9] Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М.Г. Миронов. Экономика предприятия: Конспект лекций. Электронный ресурс. http://bzbook.ru/Ekonomika-predpriyatiya-konspekt-lekczij.AContents.html

 

 

[10] Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М.Г. Миронов. Экономика предприятия: Конспект лекций. Электронный ресурс. http://bzbook.ru/Ekonomika-predpriyatiya-konspekt-lekczij.AContents.html

 

[11]Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М.Г. Миронов. Экономика предприятия: Конспект лекций. Электронный ресурс. http://bzbook.ru/Ekonomika-predpriyatiya-konspekt-lekczij.AContents.html

 

[12] Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М.Г. Миронов. Экономика предприятия: Конспект лекций. Электронный ресурс. http://bzbook.ru/Ekonomika-predpriyatiya-konspekt-lekczij.AContents.html

 

[13] Федько Н.Г. Стимулирование сбыта. – М.: Маркетинговые коммуникации, 2012. 18 С.

[14] Источник: Чайникова Л.Н, Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. 54 с.

 

[15] Волков И. О. Экономика предприятия (фирмы). 3-е издание, переработанное и дополненное. ИНФРА – М. 2011. 67 с.

[16] Волков И. О. Экономика предприятия (фирмы). 3-е издание, переработанное и дополненное. ИНФРА – М. 2011. 68 с.

 

[17] Волков И. О. Экономика предприятия (фирмы). 3-е издание, переработанное и дополненное. ИНФРА – М. 2011. 70 с.

 

[18] Волков И. О. Экономика предприятия (фирмы). 3-е издание, переработанное и дополненное. ИНФРА – М. 2011. 71 с.

 

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!