Понятие информационная безопасность

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Делопроизводство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие информационная безопасность

 СОДЕРЖАНИЕ


 

   ВВЕДЕНИЕ

В обществе всегда возникали и проявлялись различного вида конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения недоразумений. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. До поры до времени человечество обходилось без специального знания о конфликтах.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология и психология.

Согласно некоторым теориям конфликт существует лишь при наличии серьезных разногласий и противоречий, а, по мнению психологов-бихевиористов, конфликт - это осознанное противоборство с целью осуществления собственных потребностей за счет интересов других индивидов. Представители ранней школы считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности и плохой организации. В настоящее время психологи склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты неизбежны, а другие не только возможны, но и желательны.


 

 

 ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие.

Таким образом, конфликт - (от лат. "connflictus" - столкновение) - столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в общечеловеческом масштабе они могут показаться совершенно бессмысленными.

До тех пор, пока нет столкновения личностных интересов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу какого-либо предмета. Кто-то любит тишину, а кто-то шумное веселье, но это не будет конфликтом, пока обстоятельства не столкнут эти интересы в одном месте и в одно время.
Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической. Это объясняется тем, что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения. Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем, то нарушаем правила поведения: повышаем голос, размахиваем руками, что неизменно ведет к дальнейшему сожалению о случившемся и чувству стыда.
Конфликты - это константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это - жизнь, а не прозябание, не биологическое существование.

Структура конфликта.

Чем, прежде всего, характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства.

Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, являются индивиды, группы, классы, организации и социальные институты. Для анализа конфликта важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в нем. Причем, это не всегда одно и то же лицо. Субъект, спровоцировавший конфликт, зачастую оказывается ведомой стороной. Поведение и действия субъектов определяется их конфликтным сознанием. Оно заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей.

Те??рь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположность интересов, составляет предмет конфликта. Предмет конфликта - это та ??ременная, которая характеризует любой конфликт. Его анализ всегда необходим, какими бы не были конфликтные отношения. Если конфликт не имеет предмета столкновения, то он является пустым. В подобном противоречии нет содержательного компонента. Его основа - неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Про такого вида конфликты говорят, что они яйца выеденного не стоят, потому что основанием столкновения является временное особое состояние субъекта, а причина отсутствует. В такой ситуации необходимо быть очень внимательным к оппоненту, замечать его самочувствие и уважать его неблагоприятное состояние.

Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации - неотъемлемой стороне конфликта. Конфликтная ситуация включает в себя острую форму противоречия; именно такую, при которой обе стороны конфликта уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта .

 

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ

Другая функция конфликтов - интеграция. Они способствуют объединению людей. Возникновение, развитие, а главное разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а поиск единомышленников ведет к объединению людей, то есть к интеграции. Это были перечислены конструктивные функции конфликтов. Однако они неотделимы от деструктивных функций.

Конфликт - фактор социальной дифференциации - оборотной стороны интеграции. Это выражается в расколе общества на полярности, группы, которые соперничают в конфликте.

Типология конфликтов.

Классификация конфликтов позволяет разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.

Ю.Запрудский, доцент кафедры политологии философского факультета Ростовского госуниверситета, предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:

1.по причинам конфликта: порожденные объективными и субъективными причинами;

2.по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта: антаго???тические и неантаго???тические;

3.по времени действия конфликта: продолжительные и кратковременные;

4.по наличию последствий для общества: ус?ешные и безус?ешные;

Субъектами социальных (общественных) конфликтов выступают личности, группы, союзы, этнические общности, государства. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутриклассовые и межклассовые, этнические, международные.

Данакин и Дятченко, доктора социологических наук, профессора, отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: глобальные, межгосударственные, региональные, групповые, семейные, межличностные.

Противостоящие субъекты существуют в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Из этого следует классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности: экономические, социальные, политические, религиозные, нравственные.

В зависимости от характера интересов, ценностей, взглядов противоборство может быть антаго???тическим, враждебным и неантаго???тическим.

Важно также деление конфликтов по времени существования: одни из них длительные, другие - кратковременные .

 

   ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

Возникновение конфликта.Различаются следующие стадии конфликта:

  1.возникновение

  2.развитие

  3.завершение (разрешение, затухание)

Причины возникновения конфликта

Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит в его основе. Л. Козер, американский социолог, отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность мирного решения противоречий.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики, которым мы не придаем большого значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия) способные привести к конфликту. Все конфликтогены можно отнести к одному из видов: стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма. Рассмотрим подробнее каждый из представленных типов.

1. Стремление к превосходству.

С???ходительное отношение, то есть проявление превосходства с оттенком доброжелательства (например: "как можно этого не знать?", "Вам ведь русским языком сказано".); хвастовство; категоричность, проявление излишней уверенности в своей правоте (например: "Все мужчины подлецы", "Все воруют".). Именно категоричность вызывает протест; навязывание своих советов. Совет следует давать лишь тогда, когда об этом просят. В этой ситуации советующий занимает позицию превосходства, ?еребивание собеседника. Этим показывается, что его мысли более важны и именно его нужно слушать; подшучивание; упоминание о какой-либо проигрышной ситуации для собеседника;

2. Проявление агрессии.

Агрессия может проявляться как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. Людей агрессивных от природы - меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность. Человек с повышенной агрессивностью - конфликтоген, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. Иными словами, он разрешает свои внутренние проблемы за счет других людей. В то же время полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, поскольку обозначает отказ от борьбы. Ситуативная агрессивность возникает как ответ на неприятности, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности на работе, плохое настроение, самочувствие, полученные конфликтогены.

3. Проявление эгоизма.

Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, так как эгоист добивается чего-либо для себя. При этом он относится к другим людям как к объектам и средствам достижения собственных целей.

 

  РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО ЗАВЕРШЕНИЕ

Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы.

Кроме такого поступательного развития конфликта существует и нисходящее преобразование - затухание. Это переход полного конфликта из явного, открытого в латентное, спокойное состояние или же в гармоничное существование.

Действенным средством снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. Этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым. Понятие "регулирование" следует отличать от понятия "разрешение" конфликта. Последнее обозначает процесс устранения основы конфликта, его причин. Регулирование конфликта ограничивается выделением элементов конфликтного взаимодействия и их устранением, либо использованием в управлении.

Таким образом, регулирование - это перевод конфликта в более благоприятное русло. Заключительная стадия конфликта - его разрешение. Понятия "разрешение", "примирение", "преодоление" предполагают сознательное вмешательство в ход конфликта. Существует полное и частичное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта, его причины, то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. Такая ситуация порождает возникновение нового конфликта на той же или на новой основе. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, то есть насильственного устранения одной из сторон без ликвидации причины противоречий. Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта - попытка избавиться от конфликта путем примирения, а не преодоление причин.

 Процесс разрешения любого конфликта состоит из трех этапов:

1.Подготовка-диагностикаконфликта;
2.Разработка стратегии разрешения конфликта;
3. Практическая деятельность по устранению конфликта - реализация комплекса методов и средств;
Конфликты, в которых оппонентов разделяют непримиримые противоречия, и их разрешение может быть достигнуто только победой одного из противников, существенно отличаются от конфликтов типа "дебатов", где присутствуют противоречия, но возможен и компромисс.
Пять основных стилей решения конфликта (по теории Д.Г. Скотт, английский францисканец):
конкуренция;
уклонение;
приспособление;
сотрудничество;
компромисс;
Стиль конкуренции используется, когда субъект активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить собственные интересы в ущерб другим людям, вынуждая окружающих принимать его решение проблемы.
Стиль уклонения (избегания) применяется в ситуации, когда субъект не уверен в положительном для него решении конфликта или не хочет тратить свои силы на разрешение именно этого конфликта.
Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект не стремиться отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль уместно использовать, если результат конфликта вам не важен, вы стремитесь сохранить мир с окружающими или не имеете шансов на победу.
Стиль сотрудничества характеризуется активным и равным участием обеих сторон в его разрешении. Он применяется, если оппоненты имеют равные ресурсы для участия в конфликте, а результат очень важен для каждого из них. В такой ситуации оппоненты могут объяснить свои мысли и желания, и выработать альтернативные решения проблемы.
Стиль компромисса означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Он используется в случае, если противники стремятся к одному и тому же, но уверены, что одновременно для них это невозможно.

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ КОНФЛИКТ

3.1 КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОГЕНОВ

Самое главное - необходимо помнить, что всякое неосторожное высказывание может привести к конфликту. Очень велика плата за слово, которое "не воробей, вылетит - не поймаешь".
Следует избегать всякого проявления превосходства, потому что человек, желающий возвыситься над другими, вызывает отрицательную реакцию окружающих.
Агрессивность требует выхода, однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом. Очень точно отметил Лев Толстой: "То, что начато в гневе, кончается в стыде". Однако держать все эмоции в себе тоже вредно. Это приводит к появлению заболеваний, таких как гипертония и язва желудка. Существует три способа снять агрессивность: пассивный, активный и логический.
Пассивный способ заключается в том, чтобы пожаловаться и "поплакаться" кому-либо. Терапевтический эффект этого огромен. Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся ферменты - спутники стресса. Дать облегчение - основная функция слез.
Активные способы строятся на двигательной активности. В их основе лежит то, что адреналин - спутник напряженности - ликвидируется во время физической работы. Лучше всего для этой цели служит деятельность, связанная с разрушением целого: например, копка земли, работа топором, косьба. Из спортивных занятий лучше всего снимают агрессивность те виды, которые связаны с нанесением ударов: бокс, теннис, футбол, волейбол. Даже наблюдение за соревнованиями дает выход агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и спортсмены: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами играют на площадке. Не менее полезны циклические упражнения, связанные с повторением одних и тех же движений: бег, ходьба, плавание, велосипедная езда. Увлечения типа "кто кого победит" (охота, рыбалка), чтение детективов, просмотр фильмов ужасов также неплохо снимают агрессивность. Отсутствие возможности избавиться от накопившейся агрессии не только вредно, но и мешает полноценно жить и работать.
Логический способ погасить агрессивность приемлем для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным делом, в результате чего эмоции притупляются.

3.2 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменить отношение к конфликтам практически означает изменить взгляд на жизнь. Попробуйте по-новому взглянуть на конфликты, и вы сможете уверенно и даже творчески находить из них выход.

Столкнувшись со сложной ситуацией, мы иногда проявляем себя не с лучшей стороны - начинаем лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. "Одна из причин, почему мы такие, - говорит доктор Майкл Мэхони, - в том, что в трудные времена мы становимся черезвычайно самокритечны". Он считает, что все отрицательные оценки и критика, начиная с самого детства, во время кризися берут вверх. "К тому времени, когда мы становимся взрослыми, мы достигаем мастерства в искусстве самокритики и почти полностью убеждены, что наша негативная самооценка - единственно верная", отмечает Мэхони.

В Трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нам нужно искать работающее решение, которое "изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление".

Взгляд на проблемы, в том числе и на конфликт, как на нечто пазитивное может оказаться полезным: он способен преобразить ваше мышление и помочь найти решение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Г.М. "Социальная психология", М., 1979
2. Бородкин Ф.Н. "Внимание, конфликт!", Новосиб., 1983
3. Агеев В.С. "Межгрупповое взаимодействие. Социально - психологические проблемы", М., 1990
4. Социальная психология. / Под ред. Семенова В.Е., 1974

2.  

3. 1. Брушлинский А.В. "Общая психология" Москва , Просвещение , 1986

4. 2. Веренко И.С. "Конфликтология" Москва , концерн Swiss ,1990

5. 3. Готтсданкер Р. " Основы психологического эксперимента" Издательство Московского Университета ,1982

6. 4. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии общения" Москва , Просвещение , 1987

7. 5. Здравомыслов А.Г. "Социология конфликта" Москва , АО Аспект пресс 1994

 

Похожие работы на - Понятие информационная безопасность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!