Тема: Психологические особенности конфликтов в младшем школьном возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    499,91 Кб
Психологические особенности конфликтов в младшем школьном возрасте
Психологические особенности конфликтов в младшем школьном возрасте
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание.

Введение……………………………...…………………………………..….…….3

Глава 1. Теоретические основы изучения конфликтов…………………………6

1.1  Конфликт: сущность, причины и виды……………………………..……….6

1.2  Особенности поведения детей младшего школьного возраста в конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтных ситуаций……...................................................................................................10

Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений и межличностных конфликтов в классном коллективе младших школьников……..……………………………………………………...14

2.1 Организация исследования………………………………..……………..…14

2.2 Проведение исследования…..………………….…………………………...20

Заключение………………………..…………………………………………..…30

Список использованной литературы…………………………………………………………………….....32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основой для конфликтов в младшем школьном возрасте в пределах школы, класса чаще всего выступает эмоциональная возбудимость учащихся и личная неприязнь. 

Для общеобразовательной школы, как для любого социального института, характерны разнообразные конфликты. В свою очередь педагогическая деятельность в своей основе направлена на формирование личности, а ее целью выступает передача школьникам знаний и  социального опыта, а так же  более полное освоение ими этого опыта.

В соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) выдвигаются свои «требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».

Задачей образовательной программы начального общего образования является:

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества». [22,с.2-4]

Можно сказать, что именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ребенку. А межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы, а главное ребенка. [4,с.74]

Межличностные конфликты возникающие между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс.Вклассе где сложился неблагоприятный социально-психологический климат дети плохо усваивают программный материал. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношениях и агрессии. [12, c.54]

По этой причине заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо. Именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека. А своевременная профилактика и диагностика конфликтов будет способствовать повышению качества учебного процесса. Учащиеся и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на выяснение отношений, а на свою основную деятельность. [13, c.201]

Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.  [1, c.11]

Актуальность данного исследования обусловлена влиянием конфликтов на развитие личности в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение социальных норм, образцов взаимодействия, поведения в целом. При этом практика показывает, что должного внимания проблемам конфликтов в младшем школьном возрасте не уделяют ни в семье, ни в школе, рассматривая их как проявление детской капризности, недисциплинированности и эгоизма.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем воспитательногопроцесса.

Целью работы является изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.

В процессе исследования ставились следующие задачи:

- проанализировать научную литературу поизучениюособенностейконфликтов в коллективе младших школьников;

- определить основные методы разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в коллективе младших школьников;

- провести диагностику конфликтов в коллективе младших школьников и проанализировать полученные результаты.

Задачи эмпирического исследования:

1) провести социометрию в классе младших школьников;

2) провести исследование стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях;

3) провести диагностику типов межличностных отношений младших школьников;

4) обработать полученные результаты и сформулировать выводы.

Объект исследования–конфликты в школьном возрасте.

Предмет исследования–конфликты в младшем школьном возрасте.

Гипотеза данной работы:если учащиеся младшего школьного возраста применяют разные стили поведения в конфликтной ситуации, то это влияет на микроклимат в коллективе. В коллективе в ходе общения образуются различныемикрогруппы, проявляются свои лидеры.А это в свою очередь позволяет судить об отношениях между учащимися и психологической атмосфере в классе.

Методы исследования: анализ научной литературы,тестирование, анкетирование, социометрия, наблюдение.

Эмпирическая база исследования - учащиеся 3 В класса, Лицея №8, г. Майкопа.

Глава 1. Теоретические основы изучения конфликтов.

1.1 Конфликт: сущность, причины и виды.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. Для возникновения конфликта необходимо наличие инцидента – когда одна сторона ущемляет другую[10, с.56].

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” [8, с.96].

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены (слова, действия или бездействия, которые могут привести к конфликту).

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался. [20c.140-142]

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон.

В динамике развития конфликта выделяют следующую структуру:

1) возникновение конфликтной ситуации;

2) осознание конфликтной ситуации;

3)собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

4) развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.[9,c.39]

Причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте условно можно разделить на две группы: личностно – психологические и социально – психологические.

Личностно-психологические причины. Для младших школьников характерной особенностью является недолговечность и кратковременность эмоциональных переживаний. Им свойственна потребность в защите со стороны взрослых. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе, могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Социально-психологические причины, влияющие на появление конфликта:

1) возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

2) непонимание людьми того, что обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон;

3) выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга;

4) психологическая несовместимость;

5)внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям другой группы;

6)ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления её с позициями других людей;

7)осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им;

8)стремление к власти и т. д. [26, c.99-101]

Существуют следующие виды конфликтов:

Внутриличностный конфликт — такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом. [17,c.115]

Возникновение внутриличностных конфликтов в младшем школьном возрасте обусловлено противоречием младшего школьника с самим собой. Оно может порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых, в одинаковой степени, желателен; несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения; потребностей и возможностей их удовлетворить; влечениями и обязанностями; различного рода интересами и т.п. [14, c.75]

Межличностный конфликт — это такой конфликт, когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны межличностными отношениями. [17,c.116-118]

Отличительные особенности межличностного конфликта в начальной школе:

а) противоборство младших школьников происходит, как правило, в стенах школы и непосредственно на основе столкновения их личных мотивов;

б) охватывает практически все стороны отношений между младшими школьниками и отличаются высокой эмоциональностью,

в) затрагивает интересы окружающих их учеников и учителей. [6,c.57]

Конфликт между личностью и группойЭтот вид имеет много общего с межличностным конфликтом, однако он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и / или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.

В неформальных группах устанавливают свои собственные нормы поведения, характер общения. Каждый член такой группы обязан их соблюдать (отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой).

Конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп. [17,c.270]

Таким образом, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции [11, с.96]

Для возникновения любого конфликта, т. е. для перехода конфликтной ситуации в конфликт, необходим инцидент. Например, агрессивное поведение ребёнка в ответ на требования учителя, или действия одноклассника, проявленные в грубой форме, с угрозой, в форме ультиматума и др. Инцидент возникает тогда, когда обе стороны вступают в открытое противоборство. На этой стадии конфликт ещё можно остановить [5, c.38] .

 

1.2 Особенности поведения детей младшего школьного возраста в конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтных ситуаций

 

Выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте.

Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими интересами, так и интересами партнера, а так же их взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивна,но при несущественности конфликта данная форма поведения вполне приемлема. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Данная стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы, и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы, или иных высших интересов, поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.

Компромисс. В этом случае конфликтующие между собой школьники идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью — на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.

Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве — добиться максимального взаимного выигрыша. [25, c.10]

Таким образом, мы установили причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте. Это как личностно-психологические причины, так и социально-психологические; рассмотрели пять основных стратегий поведения младших школьников в конфликте. Это соперничество, компромисс, уход, уступка, сотрудничество.

Чтобы минимизировать последствия конфликтов, необходимо проводить профилактику конфликтов. Создавать такие условиявзаимодействия в коллективе, при которых все возникающие конфликты и противоречия носили бы только конструктивный характер и не вели к деструктивному развитию.

Одним из методов разрешения межличностного конфликта с детьми, обладающими эгоцентризмом по направлению к окружающему миру, является метод принуждения. Он воплощается в действиях, направленных на достижение целей одного из участников конфликта, чего бы это ни стоило сопернику. [16, c.59]

Другим, прямо противоположным по содержанию и направленности методом разрешения межличностного конфликта, являетсяметод совместного решения проблем. Суть его - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться непредвзято с иной точкой зрения, чтобы понять причины конфликта и найти круг действий, приемлемый для обеих противоборствующих сторон. Тот, кто пользуется данным стилем (в том числе и руководитель), не стремится добиться своей цели за счет других, а, скорее, ищет наилучший вариант совместного разрешения конфликтной ситуации. [24, c.77]

Одним из широко распространенных и часто применяемых способов разрешения межличностных конфликтов выступает метод поискакомпромисса. Он характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. [15,c.197]

В младшем школьном возрасте при урегулировании межличностных конфликтов широко используется и применяется метод посредничества. Конфликтующие стороны обращаются к нейтральному третьему лицу (учитель или социальный педагог), которого уважают и считаются с его мнением. В свою очередь у «посредника» стоит задача - найти наиболее приемлемый и доступный для конфликтующих сторон способ разрешения их противостояния.[19, c.91]

Существуют следующие пути и средства управленческого воздействия, способные предотвратить возникновение конфликта или сузить его диапазон:

1. Изучение мотивационной структуры деятельности младших школьников в коллективе.

2. Правильное осуществление контроля в классном коллективе.

3. Сплочение коллектива в единую «команду». [3, c.143]

Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что универсальных приемов решения конфликта не существует. Поэтому большинство исследователей конфликта предлагают действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный. По мнению А.Я. Анцупова, эта общая схема выглядит следующим образом:

- действия, направленные на предотвращение инцидента;

- действия, связанные с подавлением конфликта;

- действия, дающие отсрочку;

- действия, ведущие к разрешению конфликта. [3, c.201]

В психолого-педагогических исследованиях описан небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений и межличностных конфликтов в классном коллективе младших школьников.

2.1 Организация исследования.

Эмпирическая база исследования - учащиеся 3 В класса, Лицея №8, г. Майкопа. В классе 11 девочек и 8 мальчиков 8-9 лет.

Целью работы является изучение конфликтов в младшем школьном возрасте.

В процессе исследования ставились следующие задачи:

- изучить теоретические основы конфликтов, их особенности в коллективе младших школьников;

- определить основные методы разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в коллективе младших школьников;

- провести диагностику конфликтов в коллективе младших школьников и проанализировать полученные результаты.

Задачи эмпирического исследования:

1) провести социометрию в классе младших школьников;

2) провести исследование стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях;

3) провести диагностику типов межличностных отношений младших школьников;

4) обработать полученные результаты и сформулировать выводы.

Методы исследования:

1)МетодикаЯ.Л. Морено «Социометрия».Данный метод позволит проанализировать сплоченность группы;

Социометрия – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы). [8,c.205]

Основы методики.

Социометрическое исследование должно проводиться посторонним для данного коллектива лицом и состоит из ряда этапов:

- Подготовительная фаза – определение проблемы, выбор объекта исследования, знакомство с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.

- Первая фаза - Прямой контакт с членами коллектива, внушение им доверия.

- Вторая фаза - Проведение собственно опроса.

- Фаза обработки – обработка информации, включая построение социоматриц и социограмм.

Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, указываются выборы j- членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию. [16, c.58]

Социограмма – это графический метод изображения связей внутри коллектива, которые устанавливаются на основании выбора. Социограмма строится по результатам опроса, и является ее наглядным графическим отображением. [7, c.62]

Основные формы изображения.

Индивид, являющийся отдельным исследуемым элементом, изображается кружком или треугольником (зависит от пола) с индивидуальным порядковым номером.

Одностороннее предпочтение отображается синей стрелкой с одной направляющей.

Взаимный выбор двух индивидов отображается красной стрелкой с двумя направляющими.

Изолированный элемент. Это индивид (для больших социальных систем – коллектив), не связанный с другими элементами. Его выделение важно при изучении функциональных связей рабочего коллектива или эмоционально-психологических связей симпатий внутри коллектива.

Связь между двумя элементами – Диада, структура, очень часто наблюдаемая в небольших коллективах, например в форме совместной деятельности, а также как дружеские и доверительные связи между двумя людьми.

Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа элементов.

Звезда – это индивид, связанный с большинством элементов коллектива.

- Завершающая фаза - получение выводов и рекомендаций. [28, c.49]

2) Метод К. Томаса «Основные виды стратегии в конфликтной ситуации»помогает выявить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации. Автором данной методики является К.Томас. В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, но и на управление ими. В соответствии с этим, необходимо сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для индивидов, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. [29, c.115]

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление (уступка), компромисс, избегание, сотрудничество. [11, c.100]

1. Избегание (уход от решения ситуации). Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Такое поведение бывает, если предмет конфликта не имеет существенного значения. Как правило, это взаимная уступка, т.е. обе стороны готовы избежать ситуации спора, чтобы сохранить отношения. [11, c.101]

2. Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Это может быть связано с психологическими особенностями человека - неспособностью и нежеланием вступать в конфронтацию. Иногда уступка может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели - отдать малое, чтобы выиграть большее. [11, c.101]

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию» на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. [2, c.205]

3. Соперничество (принуждение). Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо выигрыш, либо сохранение отношений. Каждый из участников отстаивает только свои интересы, не считаясь с интересами другого. При такой стратегии активно используются власть силы, авторитет, манипуляции и т. д. [11, c.102]

Таким способом можно разрешить конфликтую ситуацию, если предмет спора действительно очень важен для одного из участников и ради этого стоит пойти на риск. Однако, в большинстве случаев даже, если вопрос решается, проигравшая сторона все равно пребывает в состоянии скрытого конфликта и это обязательно проявится в другой ситуации. [7, c.209]

4. Компромисс. При компромиссе ни одна из конфликтующих сторон не получает удовлетворения сполна - каждый вынужден в чем-то поступиться своими интересами. Зато отношения вроде бы сохранены![11, c.102]

Мнение, что компромисс - лучшее решение конфликта, довольно распространено. Однако в большинстве случаев компромисс, нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Это лишь этап на пути поиска приемлемого решения проблемы. [7, c.210]

5.Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Этот подход базируется на удовлетворении интересов обеих сторон и сохранении межличностных отношений. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обеих сторон, то о сотрудничестве не может быть и речи. [11, c.103]

Сотрудничество - самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен. [7, c.210]

3) Метод Т. Лири «Диагностика типов межличностных отношений»

Методика создана Т. Лирив 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке [1, c.105] .Т. Лири выделил 8 основных типов межличностных отношений:

Авторитарный (властный — лидирующий) - характеризуется оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией к достижениям, тенденцией к доминированию, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность.

Эгоистичный (независимый — доминирующий) - выражено самодовольство, дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы. Эмоциями недостает тепла, поступкам — конформности. Низкая подчиняемость.

Агрессивный(Прямолинейный — агрессивный) – характерно преобладание высокой спонтанности решений, упорство в достижении целей. Реакция на критику враждебна и резка. Повышенная обидчивость легко угасает, если не ущемляется престиж личности.

Подозрительный (Недоверчивый — скептический) - проявляетсяобособленность, замкнутость, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, высокая конфликтность.

Подчиненный (Покорный — застенчивый) преобладает у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих.

Зависимый (Зависимый — послушный) - обнаруживает высокую тревожность и зависимость собственного мнения от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих.

Дружелюбный (Сотрудничающий — соглашающийся) - обладает эмоциональной неустойчивостью, высоким уровнем тревожности и низкой агрессивностью. Характерно стремление найти общность с другими, энтузиазм и восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Имеют широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

Альтруистический (Ответственный — великодушный) – ярко выражена жертвенность личными интересами во имя других, проявление милосердия, благотворительности. Имеется потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации межличностных отношений, выраженная эмоциональная вовлеченность. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность. [2, c.215]

2.2 Проведение исследования.

Методика № 1. «Социометрия».

Ход исследования.

Цель: выявить сплоченность группы, а также выделить в коллективе «звезд», «предпочитаемых», «принимаемых» и «непринимаемых» учащихся.

Методика проведения: учащимся раздается по одному чистому листу бумаги, на которых они должны написать свои имя и фамилию, а также перечислить трех человек из своего класса, ответив на вопрос: «Каких 3человек из своего класса вы хотели бы пригласить на свой день рождения?». Результаты исследования отражены в таблице 1

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Результаты социометрии.

Мы видим, что Олег в классе является ярким лидером, у него наибольшее число выборов – 9. Этого ученика отличает умение устанавливать контакт с одноклассниками. Он общителен и способен в учебе.

Анна, Екатерина, Наталья, Астемир и Ксения (5 человек) относятся к предпочитаемым членам класса – они имеют 4-5 выборов. Эти учащиеся пользуются в данном коллективе определенной популярностью и имеют развитую способность к эмпатии.

Большая часть класса – 8 человек (Самира, Альмира, Андрей, Евгения, Александр, Артем, Максим и Маргарита) относятся к принимаемым членам класса. Они имеют 2-3 выбора учащихся.

Пять человек получили минимальное число выборов -1 (Никита, Анастасия, Аслан и Ангелина). Наличие в классе большого числа принимаемых может свидетельствовать о низкой стадии развития коллектива, тяжело протекающей внутригрупповой динамике. Однако при более детальном изучении полученных результатов мы видим, что у Никиты Ангелины и Аслана есть взаимовыборы. То есть они имеютреферентную, значимую для нихмикрогруппу, что поддерживает их нормальное развитие и социализацию в рамках класса. Лишь Кирилл и Анастасия не имеют ни одного взаимовыбора. Они имеют личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие им получить признание сверстников.У Кирилла это связано с частым проявлениемагрессивного поведения на переменах или во время совместных игр учащихся. У Анастасии проблемы общения в классе связаны с частым пропуском занятий (в связи с болезнью).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2.

Матрица микрогрупп.

 

Взаимовыбор учащихся

8

1

7

16

13

9

19

18

14

17

3

11

5

12

14

2

6

10

4

15

8

Олег

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Анна

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Екатерина

 +

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Аслан

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Артем

 +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Евгения

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Маргарита

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Ксения

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Максим

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Астемир

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Альмира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

11

Наталья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Никита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Ангелина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Максим

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Самира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

6

Андрей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

10

Александр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Кирилл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из вторичной матрицы взаимовыборов учащихся  мы видим, что в классе имеются две большие микрогруппы( в первой 7, во второй 8 человек) и одна малая микрогруппа, в которую входят Андрей и Самира. Три человека (Александр, Кирилл и Анастасия) не имеют ни одного взаимовыбора и не входят ни в одну из микрогрупп. Однако, следует отметить, что Александра выбирают Кирилл и Артем, но эти выборы не взаимны.

Наглядное представление о внутригрупповых взаимоотношениях отображено на социограмме, (рис. 1).

Рисунок 1. Социограммавыборов.

Анализируя полученные результаты изображенные на рисунке № 1 можно выделить 14взаимовыборов:

·   Анна – Артем;

·   Андрей –Самира;

·    Альмира – Никита;

·   Альмира –Максим;

·   Ксения –Максим;

·   Аслан – Олег;

·   Астемир– Наталья;

·   Астемир– Ксения;

·   Олег – Анна;

·   Олег – Екатерина;

·   Маргарита – Екатерина;

·   Маргарита – Евгения;

·   Екатерина – Евгения;

·   Альмира - Ангелина;

Выводы:

- лидер группы (9 выборов): Олег. Выполняет роль неформального лидера. Его кандидатура подходит для выдвижения на официальную должность, например, старосты класса.

- предпочитаемые члены группы (4-5 выборов): Анна, Екатерина, Евгения, Астемир, Ксения).

- принимаемые члены группы (1-3 выбора):Самира, Альмира, Андрей, Максим, Наташа, Александр, Маргарита, Кирилл, Никита, Анастасия, Ангелина, Артем.Из них Никита, Ангелина и Артем имеют по 1 взаимовыбору, а Анастасия и Кирилл не имеют взаимовыборов в классе.

Методика 2. «Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации». [26, c.115]

Ход исследования.

Цель: определить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.

Методика проведения: учащимся предлагается выбрать по одному высказыванию из 12 пар суждений, которое им наиболее подходит по их мнению. По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях [26, c.117] .

Таблица 2. Стратегия поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

Основные стратегии поведения в конфликте

Избегание

Сотрудничество

Компромисс

Соперничество

Приспособление

(уступка)

1

Анна

+

+

+

 

+

2

Самира

 

+

+

 

+

3

Альмира

+

+

 

 

 

4

Кирилл

+

 

 

 

+

5

Никита

 

 

+

 

+

6

Андрей

 

+

 

 

 

7

Екатерина

 

 

+

+

 

8

Олег

 

+

+

+

 

9

Евгения

+

 

+

 

 

10

Александр

 

+

+

 

 

11

Наталья

 

+

+

 

+

12

Ангелина

 

 

+

 

+

13

Артем

 

 

+

 

+

14

Максим

 

+

 

 

 

15

Анастасия

 

+

+

 

+

16

Аслан

 

+

+

 

+

17

Астемир

 

+

+

 

+

18

Ксения

 

 

+

 

+

19

Маргарита

+

 

+

 

 

Итого

5

11

15

2

11

Выводы:В ходе исследования было выявлено, что основной стратегиейконфликтного поведения в данном коллективе являются компромисс -15выборов, что составляет78,9%.Также большое количество детей (по 11 человек) предпочитают стратегии «Сотрудничество» и «Приспособление», что составляет 57.8 %. Это говорит о том, что в данном коллективе открытые конфликты и противостояния редкость. Дети не стремятся к открытому противостояниюПо всей видимости, это связано с ролью педагога, который пресекает любые намеки на вражду. В свою очередь, большое количество «Приспособленцев» может привести к внутренней неудовлетворенности и неспособности добиваться и отстаивать свои интересы.

Только двое учащихся (Андрейи Максим) имеют четко выраженную стратегию поведения в конфликтной ситуации «Сотрудничество». Они признают право остальных на собственное мнение и готовы их понять, не стараясь добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы совместно.

В целом, у подавляющего большинства детей определенный способ поведения в конфликте четко не выражен (17 детей), это говорит о том, что их поведение зависит от многих внешних факторов, например, где происходит конфликт(школа, дом, улица), с кем происходит конфликт (родитель, учитель или сверстник) .

Методика 3. Диагностика типов межличностных отношений.

Ход исследования.

Цель: диагностировать индивидуальные свойства, влияющие на межличностные отношения.

Методика проведения: учащимся предлагается ответить на 50 вопросов, подтвердив высказывание знаком «+» или опровергнув их знаком «–». Результаты исследования представлены в Таблице 3.

 

 

Таблица №3.

Результаты диагностики типов межличностных отношений младших школьников.

учащиеся

властный

лидирующий

независимый

доминирующий

прямолинейный

агрессивный

недоверчивый

покорный

зависимый

сотрудничающий

ответственный

великодушный

неуверенный

1

Анна

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

2

Самира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

3

Альмира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

4

Кирилл

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

5

Никита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

6

Андрей

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

7

Екатерина

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

8

Олег

 

+

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

9

Евгения

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

 

 

10

Максим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

11

Наталья

 

 

 

+

 

 

 

+

+

 

 

+

 

12

Ангелина

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

13

Артем

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

14

Александр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

15

Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

16

Аслан

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

17

Астемир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

18

Ксения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

19

Маргарита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Итого

1

1

2

1

1

0

4

4

3

9

3

3

6

















 

Проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что у большинства детей (13) нет четко ограниченного типа межличностных отношений, это говорит о том, что эти учащиеся обладают смешанным типом отношений в общении со сверстниками. Они действуют ситуативно и интуитивно, что связано с процессом формированиякак личностиучащихся,так и межличностных отношений в группе. Готовых моделей поведения нет. Оставшиеся6детей имеют четко ограниченный тип межличностных отношений. Из них 4человека (Самира, Максим, Астемир и Ксения) имеют сотрудничающий тип межличностных отношений. Они стремятся найти общий язык со всеми участниками группы. Для Андрея характерен покорный тип межличностных отношений, он неуверен в своих взглядах, старается полностью положиться на других в принятии решений. А для Маргариты характерен великодушный тип межличностных отношений, она готова подстроиться под любое настроение в коллективе, ей неважно собственное мнение и собственный взгляд, для нее важно быть как все.

Таким образом,проведя диагностическое исследование, мы определили, что большинство детей чувствуют себя комфортно в классном коллективе, так как класс дружный, с благоприятным микроклиматом. Ребята способны налаживать отношения с одноклассниками, стремятся выработать свою стратегию поведения, но пока преобладает смешанный тип стратегии в конфликтах и межличностных отношениях.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведя анализ научных психологических исследований, мы пришли к следующим выводам:

1) Причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте делятся на личностно-психологические и социально-психологические.

2) У младших школьников выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, компромисс, избегание, приспособление (уступка), сотрудничество.

3) Основными методами разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте являются: принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество. А управление конфликтами включает в себя распознавание причин конфликтных ситуаций и их предотвращение, целенаправленное воздействие на них, когда они проявились.

4) Результаты эмпирических исследований показали, что «принимаемых» в классе 13 человек, «предпочитаемых» - 5 и 1 «звезда». Только у двоих учащихся выявлены явные проблемы в социализации (у Кирилла это связано с частым агрессивным поведением во время игр, а у Анастасии с длительным отсутствием в классе по причине болезни).

5) Исследование стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях показало, что у большинства детей (17 из 19 учащихся) определенный способ поведения в конфликте четко не выражен. Это говорит о том, что их поведение зависит от многих внешних факторов, например, где происходит конфликт (школа, дом, улица), с кем происходит конфликт (родитель, сверстник или учитель).

6) Диагностика типов межличностных отношений выявила, что у большинства детей (13 из 19) нет четко ограниченного типа межличностных отношений. Это говорит о том, что эти учащиеся обладают плавным типом отношений в общении со сверстниками. Оставшиеся учащиеся (6 человек) имеют четко ограниченный тип межличностных отношений.

7) Диагностическое исследование, в целом, показало, что большинство детей способны налаживать отношения с одноклассниками, и поэтому чувствуют себя комфортно в классном коллективе.

Задачи эмпирического исследования решены.

Гипотеза о том, что если учащиеся младшего школьного возраста применяют разные стили поведения в конфликтной ситуации, то это влияет на микроклимат в коллективе - подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. В. Авдеев. – М.: Феликс, 1999.- 128с.

2. Андреев В.И. Конфликтология / В. И. Андреев. – М.: Альфа – Пресс, 2007. – 336с.

3. Анцупов А.Я. Конфликтология: Междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов.– М.: Москва, 2007. – 275с.

4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. – М.: Владос, 2004. – 208с.

5. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Юнити, 2004. – 551с.

6. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Корняк. – М.: Новосибирск, 2004. – 337с.

7. Герасименко И.Я., Юсупов P.M. Социометрия конфликта. СПб.: Питер, 2004. – 362 с.

8. Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект / Р. Б. Гительмахер. – М. :Иваново ИГУ, 2005. – 376с.

9. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина. – М. : Санкт-Петербург, 2006. – 209с.

10.   Дмитриев А.Ф. Введение в общую теорию конфликтов / А.Ф. Дмитриев– М.: Екатеринбург, 2004. – 240 с.

11.   Дмитриев А.Ф. Конфликтология / А.Ф. Дмитриев. – М.: Москва «Гардарика», 2007. – 320с.

12.   Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. – М.: Иркутск, 2005.

13.   Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. – М.: Елец, 2005. – 436с.

14.   Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Москва, 2007. – 291с.

15.   Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Лондон, 2005. – 295с.

16.   Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // СоцИс : Социологические исследования. — 2002. — № 4. — 113с.

17.   Козьяков Р.В. Конфликтология. Электронная презентация/ б.и., 2013 (ЭБС) – 302с.

18.   Кондратьев, К.В. Конфликты и пути их разрешения / К.В. Кондратьев. – М. : Белгород, 2007. – 413с.

19.   Корнелиус Х. Выигратъ может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М.: Лондон, 2008. – 341с.

20.   Корняк Н.М. Конфликт и как его избежать / Н.М. Корняк. – М: Санкт – Петербург, 2003. – 258с.

21.   Кричевский Р.Л. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Москва, 2005. – 514с.

22.   Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОС: начальное общее образование (2012). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: - М.: Москва, 2013. – 102с.

23.   Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2001.

24.   Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М. : Воронеж, 2007. – 277с.

25.   Психология: психология конфликта / К. Хорни; под ред. Н.В. Гришиной. – М.: Санкт-Петербург, 2001. – 601с.

26.   Психология: психология конфликта, исследование конфликтов в психологии / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; под ред. Н.В. Гришиной. – М.: Санкт-Петербург, 2005. – 311с.

27.   Солдатова Е.Л., Павлова Г.Н. Психология развития и  возрастная психология. – М.: Москва, 2011.–597с.

28.   Сорокина Е.Г., Вдовина М.В. Конфликтология в социальной работе. Учебник для бакалавров/ Дашков и Ко, 2013. Режим доступа: http://biblioclub.ru

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!