Социальная адаптация студентов к обучению в ВУЗе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    55,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная адаптация студентов к обучению в ВУЗе

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования « Белорусский Государственный педагогический

Университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

Факультет социально-педагогических технологий

 

 

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

300 группа

 

 

Жевжик Наталья Николаевна

 

 

Курсовая  работа

 

Социальная адаптация студентов к обучению в ВУЗе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Ермолич Светлана Яковлевна

 

 

 

 

Минск,2008

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические аспекты социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе………………………………………………………………………………….6

1.1  Сущность социальной адаптации студентов- первокурсников………………6

1.2  Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста…………17

1.3  Направления, методы и формы социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе……………………………………………………………….24

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе……….37

2.1 Изучение особенностей социальной адаптации студентов…………………37

2.2 Программа социальной помощи студентам в социальной адаптации……...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….52

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительные социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование технологических процессов производства, стремительная информатизация общества – все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако большая часть современной молодежи испытывает затруднения, связанные с социальной адаптацией изменяющейся действительности. Именно поэтому социально-психологические адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки является актуальной.

Проблемы адаптации  изучали в своих исследованиях Э. Эриксон, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Столин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.А. Зенкова, Е.Д. Божович, и др.

Исследования показывают, что стихийная адаптация студентов младших курсов не дает достаточно хороших результатов. Следовательно, необходимо умелое и целенаправленное управление данным процессом. Начинать необходимо с очерчивания основных возрастных и социально-психологических характеристик.

Итак, центральным новообразованием юношеского возраста выступает система самосознания личности и связанная с этим определенная самооценочная позиция, которая, как известно, возникает на основе осознания человеком оценок его другими людьми и соотнесении этих оценок со своими собственными. Психологами установлено, что студенты, которые адекватно и положительно оценивают свои качества, высоко оцениваются своей группой, а студенты, не удовлетворенные в своей потребности общения и заниженной самооценкой, а также студенты с завышенной самооценкой хуже оцениваются группой.

Заметно актуализируется чувство взрослости, стремление к самостоятельному принятию решений, выстраиванию индивидуальной жизненной стратегии. Студенты достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, устоявшимся стереотипам деятельности. Однако именно социального опыта, позволяющего выбрать правильные ценностные ориентиры и соответствующие им формы поведения, юношам и девушкам часто не достает, что нередко приводит к непониманию, а подчас и конфликтам с родителями, преподавателями и сокурсниками.

Отличительным признаком юношеского возраста является поиск своего жизненного пути, профессионального самоопределения. При этом особую роль для реализации жизненных перспектив играет учебная деятельность. У студентов активизируется процесс формирования ценностных ориентации личности, происходит дальнейшее развитие ее мотивационно-потребностной сферы. Для ценностно-ориентированной сферы личности в юношеском возрасте характерны способность к самоанализу, поиск своих интересов и идеалов, осознание общественных ценностей. Развитие ценностно-ориентационной сферы личности содействует активизации ее деятельности по саморазвитию. Одним из важнейших аспектов этой деятельности является переход от осознания своих интересов, от понимания того, к чему следует стремиться, к реальной попытке изменить самого себя, выработать в себе те качества, которые субъект считает положительными, социально необходимыми. В.В. Столин отмечал, что когда студент воспринимает выбор профессии как самостоятельный шаг, продиктованный его интересами и наклонностями, считает себя или другого мотивированным будущей профессиональной деятельностью – он демонстрирует уважение к себе или другому. Если поступление в ВУЗ воспринимается как продиктованное случайностью, легкостью поступления, влиянием родителей, а учение в ВУЗе рассматривается просто как дань инерции, то к себе или другому демонстрируется неуважение. В этой связи возникает необходимость целенаправленного формирования ценностного отношения студентов к высшему образованию и избранной специальности, а также к своему будущему социальному статусу. Одновременно необходимо обратить серьезное внимание на организацию других видов деятельности студентов, в том числе научно-исследовательской, общественно-политической, спортивной, досуговой, культурно-просветительной. В рамках этих и других видов деятельности складывается и формируется система межличностного взаимодействия.

  Цель исследования: изучить особенности социальной адаптации  студентов к обучению в ВУЗе.

Задачи исследования:

·   Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической  литературы по социальной адаптации студентов-первокурсников;

·   Осуществить эмпирическое исследование по диагностике социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе;

·   Осуществить анализ полученных результатов.

Предмет исследования: процесс социальной адаптации студентов-первокурсников  в ВУЗе.

Объект исследования: социальная адаптация.

Методы и методики: метод теоретического анализа литературы, метод тестирования, анкетирование ,проектирование, моделирование, опрос.

База исследования: БГПУ им.М. Танка, ФСПТ, студенты 1-2 курсов.

Глава 1 Теоретические аспекты социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе

1.1 Сущность социальной адаптации студентов первокурсников

 

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatioприспособление. Важнейшая задача адапта­ционного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с про­цессами природной и социальной среды. Существуют раз­личные процессы взаимоотношения человека с окружаю­щим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индиви­дуально-личностными сторонами (психическая организа­ция) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Можно выделить четыре вида адаптации человека: биоло­гическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь от­носительную независимость или приобретать временный приоритет[21].

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процес­сом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркива­ет, что в относительно короткий промежуток времени лич­ность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации носит коккретно-исторический характер, который по разному влияет на лич­ность или подталкивает ее к определенному выбору меха­низмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматри­вать на трех уровнях[14]:

• общество (макросреда) — адаптация личности и соци­альных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

• социальная группа (микросреда) — адаптация челове­ка или, наоборот, нестыковка интересов человека с соци­альной группой (производственный коллектив, семья, учеб­ный коллектив и пр.);

• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стрем­ление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Социальную адаптацию определяют как процесс актив­ного освоения личностью или группой новой для нее со­циальной среды. Адаптация — это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды.

Выделяют две формы социальной адаптации:

  активная, когда сам человек пытается воздейство­вать на среду в целях ее изменения и включения себя в эту измененную среду через изменение каких-то цен­ностей, форм взаимодействия и деятельности;

  пассивная, когда субъект не стремится изменять со­циальную среду, а постепенно включается в ту среду, в которой он оказался.

Как процесс социальная адаптация включает четыре степени (стадии) адаптированности личности в новой со­циальной среде.

Начальная стадия - стадия, когда индивид знает, как он должен вести себя в данной новой среде, но в своем сознании пока не признает ее ценностей и может даже что-то отвергать.

Вторая степень — это стадия терпимости, когда инди­вид и новая среда проявляют взаимную терпимость к сис­темам ценностей и образцам поведения друг друга.

Третья степень — аккомодация или признание и приня­тие индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей ин­дивида этой новой средой.

Четвертая стадия — это ассимиляция, т.е. полное совпа­дение систем ценностей индивида и среды.

Процесс социальной адаптации включает в себя две ха­рактерные стороны: объективную и субъективную. Объек­тивный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различ­ные социальные свойства, отражающие его место в систе­ме общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механиз­мов адаптации, в формировании которого активное уча­стие принимает окружающая социальная среда.

Субъективный процесс социальной адаптации непо­средственно связан с личными качествами, взглядами, убеждениями человека. Поэтому важным компонентом социальной адаптации является согласование целей, при­тязаний, ценностных ориентации индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды, со спо­собностью реализации этих его возможностей в конкрет­ной социальной ситуации[21].

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, кото­рые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Си­стема социальной адаптации включает разные виды адап­тивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономи­ческая; адаптация к формам общественного сознания (на­ука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адапта­ции либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой сторо­ны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направ­лена на обеспечение помощи отдельным личностям, груп­пам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Необходимо изучение адаптации как сложного механиз­ма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, свое­го окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Адаптация как вид взаимодействия личности (либо груп­пы) с общественной средой, в ходе, которого согласовыва­ются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе обществен­ной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, ко­торый сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и из­менившейся социальной среды.

Под адаптацией понимают процесс и результат взаимо­действия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требова­ния и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процвета­ния), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социаль­ной политики на основе этого понимания, субъекты уп­равления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить де­структивные социальные процессы.

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выде­лить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адап­тации: как разновидности социального отношения, соци­ального процесса, социальной деятельности и институци­ональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духов­но-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адап­тация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных обществен­ных явлений и подготовки людей к включению в иннова­ционные социальные системы. Тем самым, адаптация обес­печивает последовательность и закономерность эволюцион­ной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающих­ся социальных отношений[14].

Адаптация к социальным изменениям в обществе свя­зана, прежде всего, с существованием нормативно регули­руемой в исторически определенный период времени социальной системы. Ее важнейшими компонентами выступа­ют разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы со­ставляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер воспри­ятия такого рода изменений, поскольку в их основе мож­но выделить определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономи­ческой культуры и должна опираться на них. Когда чело­век адаптируется к политическим изменениям, он неиз­бежно обращается к нормам политической культуры. Адап­тация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к измене­ниям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональ­ной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к не­скольким, поскольку социальные изменения имеют комп­лексный характер и могут дифференцироваться в зависи­мости от той или иной социальной сферы человеческой жиз­недеятельности.

Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения соци­ального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Адаптация вы­ступает в качестве разновидности общественных отноше­ний, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена — преодоле­ние дисфункций социальной системы, гармонизация взаи­мосвязей социального субъекта с элементами среды[5].

Отход от законных общественных способов удовлетво­рения потребностей и псевдоадаптация к девиантным фор­мам поведения (которые как ни странно в современных условиях порой лучше обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные и одобряемые нравственностью нор­мы поведения), имеет пагубное значение для общества и потребует решительных контрмер, специализи­рованных социальных технологий для решения этой зло­бодневной проблемы.

В изменяющихся условиях жизнеобеспечения белорусского общества появляется необходимость модификации содержания одних социальных норм и выработки других. Задача совершенствования системы жизнеобеспечения обществ требует углубленного изучения механизмов поддер­жания и видоизменения социальной организованности с помощью механизма создания новых социальных норм и регуляции с их помощью человеческой деятельности.

Социальная адаптация личности направлена на восста­новление норм, социально-полезных отношений с соци­альными субъектами (группами и отдельными ее члена­ми), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация — усвоение со­циально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности лич­ности с ожиданиями социальной среды. Социальная и пси­хологическая стороны адаптации находятся в неразрыв­ном единстве, хотя иногда могут не совпадать.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия лич­ности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного со­циального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамическо­го равновесия между его личностными установками и ожи­даниями социальной среды при наличии контроля с ее сто­роны.

Сложность механизма социальной адаптации происте­кает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на мак­роуровне — это общество в целом, на микроуровне — мик­росреда, которую составляет ближайшее окружение чело­века и его отношения в семье, трудовом коллективе, в раз­личных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Мак­ро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. фор­мируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Социальная адаптация формируется по двум основани­ям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социальной среды: (С+) — микро-среда с положительной направленностью, (С-) — микро­среда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) — личность, харак­теризующаяся положительной направленностью, устоявши­мися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) — лич­ность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.

Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л+)] — это первый тип взаимодействия личности и среды.

Второй тип механизма взаимодействия личности и сре­ды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня при­тязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возмож­ны два варианта: первый — вхождение в новое социаль­ное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социальной адаптации с неус­тойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х х (Л-). В этом случае личность с антиобщественной направ­ленностью имеет возможность усвоить правовые установ­ления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравствен­ной и правовой ориентацией лиц с положительными лич­ностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х (Л+). Тут микросреда может формировать черты личности, не отве­чающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может про­изойти передача отрицательных образцов, шаблонов пове­дения. При этом возможно появление и развитие антиоб­щественной направленности личности, которая впослед­ствии реализуется в противозаконном поведении.

Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, ко­торые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде[25].

Исходя из анализа возможных типов механизма взаи­модействия личности и социальной среды, будет целесооб­разным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодей­ствии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесо­образно называть «псевдоадаптацией». В современных социальных условиях Беларуси позитивная социальная адап­тация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптаци­ей» многих социальных групп. Могут все чаще встречать­ся противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характер­ные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образова­ния, СМИ и пр.),но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровне­вой структурой и функциями, адаптация оказывается спо­собной как к глубоким изменениям в сознании и поведе­нии субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводит­ся только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эв­ристическим, эмоционально-чувственным, вербальноком-муникативным, ценностно-ориентационным, институцио­нально-организационным и другим компонентам взаимо­действия субъекта и среды.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скры­тых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Со­циальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формиро­вание и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социально-психоло­гической адаптации личности, как: 1) когнитивный, вклю­чающий все психические процессы, связанные с познани­ем: ощущения, восприятие, представление, память, мышле­ние, воображение и т. д.; 2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тре­вога и т. д.; 3) практический, поведенческий, предлагаю­щий определенную направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти социально-пси­хологические механизмы социальной адаптации личнос­ти составляют полное единство. В основе социальной адап­тации личности лежит активное или пассивное приспособ­ление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовы­вать саму личность человека. сихологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

Большинству студентам, только поступившим в ВУЗ, адаптироваться к новым учебным условиям несложно. Особенно легко протекает процесс адаптации, если человек осознает и понимает цели, которые он должен достичь. По мнению Выготского, настоящая деятельность совершается лишь тогда, когда человек понимает смысл и ценность своих действий.

Правда, к сожалению, не все абитуриенты знают, с какой деятельностью им в дальнейшем хотелось бы связать свою жизнь. И поэтому, недооценив, или наоборот, переоценив свои возможности, совсем еще молодой человек выбирает специальность не по возможностям и желанию, а просто ради получения высшего образования. Именно в таком случае на первом курсе может возникнуть различного рода проблемы с адаптацией к учебному процессу.

Человек на разных жизненных этапах постоянно сталкивается с проблемой адаптации - новое учебное заведение, новая работа, новое социальное окружение, адаптация к жительству в других странах, к болезни, адаптация женщин в период беременности, адаптация в новых семейных условиях (к примеру, брак) и много другое.

Практически каждому человеку приходится столкнуться с процессом адаптации, поступая на учебу, будь то школа, колледж или вуз.

Однако, поступая в университет, институт, академию, молодая личность встречает на своем пути совсем иные проблемы, нежели в школе. Это происходит потому, что с получения образования в высшем учебном заведении начинается взрослый, более серьезный этап жизнедеятельности человека. От правильного выбора специальности зависит будущее личности. Абитуриент думает о том, сможет ли он отдавать большую часть своей жизни именно данной профессии, интересно ли это, приносит ли это большую пользу и доход, можно ли создать на данной основе карьеру.

Оптимальным для поступления в ВУЗ является именно 17-20 летний возраст. Молодежь гораздо легче проходит процесс адаптации, чем люди старшего поколения, которым уже далеко за тридцать. Из этого следует, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Абитуриенты знают, что не будет легко учиться. Каждый планирует справиться с трудностями. У бывших школьников появляются внешние и социально-психологические отличия в организации учебного процесса: пересматриваются прежние представления о себе; реальность обучения часто противоречит представлениям об обучении в новом учебном заведении (на новой образовательной ступени) и так далее.

Главным становится поиск, переработка и понимание информации, что является также слаборазвитым общеучебным умением.

Студентам-первокурсникам следует помогать адаптироваться, используя для этого специальные методы, применяемые в высших учебных заведениях.

Эффективность, конечный результат адаптации опреде­ляются объективными показателями достижений и субъек­тивной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.

Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, миг­рантами и другими слоями населения, утратившими при­вычный социальный статус.

Жизненно важное значение имеет социальная адапта­ция детей, лишенных родительского попечительства, вос­питанников детских домов. Программы социальной адап­тации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, уме­ния обращаться с деньгами, к достижению социально-тру­довой адаптации через трудовое и профессиональное обу­чение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социаль­ной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работни­ков, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста

 

В юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших юношеского возраста, наблюдаются в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности юноши и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности[1].

В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы юноши. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности юношей.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков и юношей.

Другой особенностью мотивационной сферы юношей является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепен­но у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека[18].

Поведение молодого человека в юношеский период определяется несколькими факторами: половым созреванием и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых и юношеских групп.

Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному[1].

Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.

Низкий статус «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.

Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе[18].

Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.

Подростковая и юношеская группа — это своеоб­разный социальный «полигон», на котором отраба­тываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверст­никами, формируется социально ответственное пове­дение (Хевигхерст, цит. но: X. Ремшмидт). В группах подростками отрабатывается также и умение разре­шать кофликтные ситуации, при этом часто или по­стоянно со сверстниками конфликтует только 7,5% подростков, иногда — 31% (Образ жизни...). Кон­фликты с ровесниками в основном являются прояв­лением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успе­хи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя противоположного пола (Ремшмидт X., 1994).

Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков и юношей[14]:

— тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у нижестатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

— эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

— ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние Особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательным статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся но отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».

Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.

Отклонение в адекватности осознания юношей своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, уче­ник переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка[14].

Различия в поведении юношей стимулируют и раз­личные реакции окружающих, что в итоге приводит к формированию предпочитаемых форм и сфер ак­тивности ребенка. Сочетание генетических, «опыт­но-практических» и социально-оценочных (социаль­но-стимулирующих, социально-организационных) факторов приводит к тому, что в результате обобще­ния индивидуального опыта адаптации у ребенка воз­никает избирательное отношение к определенным видам деятельности и социальных взаимодействии, т. е. они приобретают особую индивидуальную значимость»[12].

Генетический фактор влияние на разви­тие ребенка процессов в организме, обусловлен­ных унаследованным от родителей набором ге­нов.

«Опытно-практический»- фактор — вли­яние на психическое развитие юноши опыта, приобретаемого им в процессе различных видов практической деятельности.

Социально-оценочный фактор — влияние на психическое развитие юноши тех оценок, которые дают ему окружающие люди как че­ловеку, личности и субъекту деятельности.

Однако наиболее важным результатом процесса индивидуализации является то, что на основе этой индивидуальной значимости различных видов дея­тельности и социальных взаимодействий у ребенка «начинает формироваться «чувство особости соци­ального Я» — представление о «Я» как субъекте ин­дивидуально и вместе с тем социально значимой ак­тивности, которое в дальнейшем становится своеоб­разным организующим центром индивидуальности».

Важным здесь является то, что развивающийся субъект как источник активности сам оказывает вли­яние на формирование этого чувства «особого Я».

Поданным Н. И. Непомнящей, большей сфор­мированное «особого Я» способствуют: «высо­кая общая активность ребенка, избирательность его побуждений, стремление к успеху в опреде­ленных видах деятельности и отношений, стрем­ление к самостоятельности в овладении доступ­ными на данном этапе развития умениями.

Меньшей сформированное, диффузности и неустойчивости «особого Я» соответствуют: пас­сивность (реактивность) поведения ребенка, «потребительский» характер его интересов (на­сыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсут­ствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» (цит. по: Щербаков Н. Ю., 1998, с. 29).

Характер взаимодействий ребенка с социальной средой в процессе его взросления все больше инди­видуализируется, определяясь субъектным опытом, который представляет собой условие реализации субъектной активности.

Помимо прочего субъектный опыт состоит из сле­дующих компонентов:

  опыт привычной активизации, который ориен­тирует субъекта в собственных возможностях;

  операциональный опыт, объединяющий конк­ретные средства взаимодействия с миром;

  опыт сотрудничества, который способствует объединению усилий в достижении результата дея­тельности (Осницкий А. К., 1996).

В юношеском возрасте увеличивающаяся по­требность в автономии приводит «к резкому повыше­нию вариативности социального поведения», что про­является в самом образе жизни подростка (Щерба­ков Н. Ю., 1998).

Таким образом, в юношеском возрасте преобладает стремление к общению со сверстниками, а общение подразумевает межличностное отношение. Поэтому с целью коррекции и профилактики педагогу и психологу важно знать, какое положение в группе занимает тот или иной индивид. Специфика подросткового и юношеского возрас­та по сравнению с детством заключается в существен­ном расширении сфер социальной активности и из­менении их значимости для молодого человека. В свя­зи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстника­ми, с учителями, с противоположным полом. Это из­менение значения людей в жизненном мире подрост­ка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

 

1.3 Направления, методы и формы социальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе

В последнее время достаточно актуальной стала проблема социально-психологической адаптации, будь то адаптация малышей к обучению в школе, студентов к обучению в ВУЗе, молодых сотрудников к новому месту работы или людей, временно оставшихся без работы. И в этом нет ничего удивительного, ведь понятно, что любому обществу, любому руководителю необходимы люди, способные в полной мере реализовать свой внутренний потенциал. А достичь этого может лишь человек, находящийся в состоянии внутреннего, душевного комфорта.

Адаптация человека к окружающей среде – процесс, в принципе, непрерывный, происходящий абсолютно на всех уровнях, начиная с молекулярного и заканчивая социальным. Но что касается непосредственно социальной адаптации, то это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности человека и его окружения.

В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны (т.е. у него нет стандартных способов их решения), ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, найти новые способы решения жизненных задач. Для этого человек стремиться максимально мобилизовать свои усилия, что приводит к повышенному эмоциональному напряжению, возрастанию тревожности, появлению других мало приятных состояний.

А если не удается вовремя выработать верную стратегию поведения, найти оптимальные способы преодоления трудностей? Вот и погряз человек в потоке неразрешенных проблем, который, как известно, имеет устойчивую тенденцию стремительно увеличиваться.

Так как же протекает процесс адаптации первокурсника? С какими трудностями приходится сталкиваться новоиспеченному студенту?

Процесс адаптации к обучению в ВУЗе – явление весьма сложное и многогранное. По одним оценкам он завершается, как правило, к концу третьего курса, по другим – студенты адаптируются в первый год обучения в ВУЗе, в связи с чем, проблема адаптации студентов часто именуется проблемой первокурсника.

Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в ВУЗе. Недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля, вначале может отрицательно влиять на успеваемость и на самочувствие студентов, и нередко ведет к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Приспособление замедляет и смена бытовых условий, поэтому особенно трудна адаптация для иногородних студентов.

Процесс адаптации усложняется еще и тем, что молодые люди после выпускных и вступительных экзаменов, не имея достаточного периода для восстановления физических сил, приходят в ВУЗ эмоционально истощенными, многие имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности.

Итак, адаптация студентов – это явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения [6].

Какими же приемами должен овладеть первокурсник, чему он должен научиться в первую очередь, чтобы побыстрее приспособиться к новым условиям обучения:

¦ Научиться различным приемам конспектирования;

¦ Научиться самостоятельно работать с книгой, выделять главное в лекциях;

¦ Научиться приемам рационального заучивания и запоминания;

¦ Научиться продуктивно работать на лекции, понимать лектора и уметь заниматься самостоятельно;

¦ Научиться быстро ориентироваться в большем объеме литературы, выбирать нужное;

¦ Научиться рационально использовать свободное время;

¦ Научиться думать самостоятельно.

Не следует также забывать, что процесс адаптации подразумевает не только приспособление к новым условиям учебной деятельности, но и приспособление к новому коллективу сокурсников.

Вначале учебная группа представляет собой достаточно диффузное образование. В дальнейшем она должна превратиться в коллектив, как высшую ступень развития группы, т.е. в такую общность, где достигнута согласованность действий и осуществляется такая сознательная взаимопомощь в претворении общей цели и реализации общих интересов, где каждый ощущает гордость за свой коллектив и желание защитить его перед посторонними.

Те положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, ощущение душевного комфорта также является фактором адаптированности личности. Поэтому очень важно стремиться к формированию такой системы межличностных отношений, где каждый бы чувствовал себя нужным, значимым и всеми любимым.

Уже к началу обучения в вузе, после выпускных и вступительных экзаменов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности. В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны, т.е. у него нет стандартных способов их решения, ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, новые способы решения жизненных задач.

Первокурсник хочет скорее изучать дисциплины, прямо связанные с его будущей профессией, а ему предлагают в течение трех лет изучать общие дисциплины и принимать на веру, что все это ему будет необходимо для изучения специальных дисциплин и в дальнейшем производственной деятельности.

Одной из серьезных проблем является низкий уровень успеваемости студентов младших курсов. После успешно пройденного изнурительного марафона вступительных экзаменов студенты на первых курсах обучения заметно снижают успеваемость, часть из них отчисляется из вуза, порождая пресловутую «проблему первокурсника». В этой связи особую значимость приобретает исследование проблем адаптации студентов к условиям высшей школы [12,19,20].

Анализируя объективные и субъективные причины проблемы адаптации студентов к обучению в вузе, можно выделить различные ее стороны, требующие своего решения. Это – организационные аспекты, вызванные недостаточно продуманной организацией учебной деятельности; валеологические, требующие решения множества вопросов, связанных со здоровьем учащихся;

культурологические, высвечивающие массу самостоятельных проблем нравственного воспитания молодежи. Психолого-педагогические аспекты проблемы продиктованы изменением формы организации обучения и низкой культурой умственного труда самих учащихся. Наименее исследованными и потому находящимися в центре нашего внимания, являются психологические аспекты, проблемы адаптации студентов, выявляющие, в свою очередь, ряд проблемных моментов.

Существенное значение в процессе адаптации к обучению в вузе имеет психологическая готовность к познавательной деятельности. Как справедливо отмечается Н.А. Зенковой [7], существующая система оценок готовности абитуриентов к получению образования явно недостаточна. Необходимо учитывать не только когнитивный, но мотивационныи и продуктивный компоненты. Мотивационныи компонент определяется мотивами, которые побуждают студентов к познавательной деятельности. Показано, что у младшекурсников профессиональные намерения выражены недостаточно. Продуктивный компонент, представляющий собой способность студентов к моделированию заданной предметной области, также не сформирован. Студентам младших курсов свойственны малопродуктивные стили учебной деятельности, которые к старшим курсам, при условии преодоления психологических барьеров, заменяются более продуктивными [1].

Не меньшее значение имеют возрастно-половые закономерности адаптационных процессов, характерные для юношеского возраста, – «центрального периода становления характера и интеллекта» по Б.Г.Ананьеву, предполагающие дифференцированный подход к субъектам учебного процесса. Кроме того, существуют психологические аспекты адаптации студентов к новой социальной ситуации развития, вызванные поступлением в высшее учебное заведение, способствующие развитию негативных психических состояний, в числе которых одиночество и коммуникативный стресс [1].

Важным фактором психологической дезадаптации студентов являются кризисы личностного роста. Так, А.А. Терсаковой была получена информация, дающая основание говорить о низком уровне личностного развития у студентов первого курса [18]. Позднее, О.И. Белохвостовой были выявлены факторы, выполняющие роль психологических барьеров личностного развития студентов: собственная инерция, безответственность, низкий уровень самообразования, пассивность, отсутствие поддержки со стороны преподавателей, кажущаяся враждебность окружающих [1].

Начало обучения в вузе может рассматриваться как кризисный этап в становлении личности студента. Можно предположить, что на этапе поздней юности происходят некоторые регрессивные изменения личности, характеризующиеся заметной ее перестройкой и сопровождающиеся ухудшением личностных показателей. В юношеском возрасте переход от школьного к вузовскому обучению является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на нервно-психическом состоянии студентов и их личностном развитии в целом.

 Процесс адаптации, в основном, протекает на первом курсе, но, как правило, не заканчивается в течение одного года, а продолжается и на протяжении второго года обучения. Только к третьему курсу студенты вполне осваиваются. На этапе адаптации бывшие школьники приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом и с педагогами, ведущая деятельность – учебно-познавательная – существенно отличается от прежней.

Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в ВУЗе. Недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля, вначале может отрицательно влиять на успеваемость и на самочувствие студентов, и нередко ведет к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Приспособление замедляет и смена бытовых условий, поэтому особенно трудна адаптация для иногородних студентов.

Уже к началу обучения в ВУЗе, после выпускных и вступительных экзаменов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности. В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же он попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны (т.е. у него нет стандартных способов их решения), ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, найти новые способы решения жизненных задач.

Естественно не вызывает сомнения то, что сам факт поступления в ВУЗ представляет собой причину возникновения стрессового состояния. Результаты исследований показывают, что для большинства студентов первого курса совершенно новые для них условия – процесс болезненный. Им приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативу, умение владеть собой.

Адаптация студентов действительно явление сложное, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения.

В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:

Адаптация к условиям учебной деятельности: – приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.; -> Адаптация к группе: – включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций; -> Адаптация к будущей профессии: – усвоение профессиональных знаний, навыков, качеств.

В реальной жизни эти три аспекта неразрывно связаны между собой. Можно также сформулировать следующие показатели эффективности адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе:

1) Группа объективных критериев: успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

2) Группа субъективных критериев: удовлетворенность процессом обучения; удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологическим климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности.

Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации выделяют следующие основные функции; коммуникативную, мотивационную, ориентирующую, развивающую, когнитивную. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.

Ряд исследователей, важнейшим качеством личности, характеризующим ее способность адаптироваться к окружающим обстоятельствам, называют интеллект. Л.Н. Корнев рассматривал интеллект как адаптабельность, способность к выживанию и достижению успеха в определенных социально-культурных условиях жизни. В связи с этим, можно предположить, что процесс адаптации состоит из нескольких стадий (этапов), которые взаимосвязаны с интеллектом как ведущим фактором активной адаптации.

Первая стадия процесса адаптации – автономизация – характеризуется тем, что первокурсник противопоставляет себя среде. Вторая стадия – идентификация – подразумевает включение «вчерашнего школьника» в систему окружающей студенческой среды. Третья стадия – интеграция – достигается только тогда, когда студент ощущает себя элементом системы образовательного пространства вуза. Кроме этого, различают несколько уровней адаптации: дезадаптацию, пассивную и активную адаптацию.

1-я – дезадаптация. Студенты часто пропускают занятия без уважительной причины, проявляют отрицательное отношение к системе обучения в ВУЗе, в связи с чем, не успевают по многим учебным дисциплинам. Некоторые первокурсники признаются, что поступили в вуз лишь для получения диплома о высшем образовании. Подобная установка приводит к такой проблеме, как нежелание учиться. Цель одна, очень узкая, а вследствие этого – узкий круг общения и решаемых проблем, В массовой практике было выявлено 10% таких студентов. Типичный представитель этой группы часто пропускает занятия без уважительной причины, запас знаний по школьным дисциплинам ограничен и носит поверхностный характер, инициативу практически не проявляет, обладает низким уровнем рефлексии, медлителен, в общении с однокурсниками и преподавателями нет взаимопонимания, груб, недоброжелателен.

2-я – пассивная адаптация. Студенты как бы «плывут по течению», они в большинстве своем равнодушны к системе обучения в ВУЗе, в связи с чем имеют слабую успеваемость. Как правило, студенты этой группы имеют разные цели и более широкий круг общения и решаемых проблем, по сравнению с дезадаптированными первокурсниками, но только за пределами университета. Таких студентов около 60%, они имеют основную цель получить диплом. Наблюдения и отдельные беседы показали, что они обладают запасом знаний близких к школьной программе, но он недостаточен, замкнуты, избегают конфликтных ситуаций.

3-я группа – активной адаптации. Для студентов этой группы остается проблема реализации себя полностью, применения своих знаний, умений, навыков в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой среды. Они проявляют положительное отношение к системе обучения в ВУЗе, успевают по всем предметом. Имеют несколько основных целей, широкий круг общения и решаемых проблем. В среднем 30% студентов являются активно адаптированными. Представителями активной адаптации гордятся не только преподаватели, но и уважают одногруппники. Они проявляют положительное отношение к системе обучения в ВУЗе, имеют свою точку зрения на многие вопросы, самостоятельны. Они ведут себя активно, владеют навыками социального общения и социальных отношений, постоянно проявляют инициативу, имеют широкий круг общения, стремятся к освоению новых знаний.

Иными словами, основными признаками социально-психологической адаптации студента являются:

·   Стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, умение поделиться своими знаниями.

·   Мобилизация усилий на достижение коллективных целей.

·   Уверенность в себе и своих силах.

·   Требовательность и настойчивость в достижении целей.

·   Самоуважение, любовь к себе и другим, стремление зарабатывать заслуженный авторитет в коллективе сверстников.

·   Общительность, умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими.

·   Активное сотрудничество.

·   Бесконфликтный путь решения спорных вопросов, умелое согласование своих и коллективных интересов и потребностей.

·   Умение конструктивно преодолевать препятствия на своем пути.

·   Ответственность за свои поступки.

·   Тактичность, чуткость, отзывчивость, чувствительность к поведению других, готовность прийти на помощь.

Мало кто из абитуриентов думает, что ему будет легко учиться, но почти каждый планирует справиться с трудностями. А трудности для многих школьников большие. Они связаны с большой плотностью информации, которую первокурсники получают, начиная обучение, с нехваткой, с необходимостью уметь правильно распределять время и усваивать материал на нужном уровне (который большинство первокурсников представляет себе не очень хорошо). Появляются не только внешние отличия в организации учебного процесса, но и социально-психологические: Пересматриваются прежние представления о себе; реальность обучения часто противоречит представлениям об обучении в новом учебном заведении (на новой образовательной ступени) и так далее.

Чтобы достаточно полно понять возможности отдельного человека в осуществлении им иной деятельности, надо рассматривать эту деятельность с точки зрения системного подхода в определенной системе объективных отношений.

Главным становится поиск, переработка и понимание информации, что является также слаборазвитым общеучебным умением.

Анализ сформированности общеучебных умений показывает, что у «бывших» школьников недостаточно развиты умения записывать главное на лекциях, структурировать учебный материал, выделять главное, поэтому возникает неудовлетворенность своими конспектами и непониманием их содержания, что заставляет многих обратиться к учебнику. А с учебниками, с их материалами и доступностью возникают отдельные проблемы.

Так же отмечается, что 17-18-летний человек способен учиться и работать лучше, если у него есть план реализации цели и постоянный контроль.

Существуют различные методы и способы помочь начинающим студентам более быстро и легко адаптироваться к новым создавшимся условиям. К примеру, тренинг.

Программа адаптационных тренингов. Адаптация к новым условиям жизни и деятельности всегда происходит очень сложно и независимо от возраста человека (новые контакты, новые отношения, обязанности, требования учебного учреждения накладывают серьезные отпечатки на нервную систему человека), поэтому необходимо оказывать действенную помощь подростку при адаптации к новому учебному заведению. Для того, чтобы ускорить процесс адаптации, проводятся тренинги со студентами нового набора. Данную программу можно считать программой социальной адаптации (тренинги построены таким образом, чтобы в них были задействованы все три уровня психологической работы с участниками групп: информационный, личностный и поведенческий).

Программа курса «Учись учиться». Данный курс предназначен для формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе изучения ими программного материала. Цель программы - анализ психолого-педагогических учебных аспектов деятельности студентов через проектирование системы адаптивного обучения в рамках реального учебного процесса, целью которой является изменение деятельности, снятие затруднений, возникающих даже у сильных студентов в традиционной форме обучения. Программа содержит разделы: изучение индивидуальных особенностей личности; активные приемы и методы самоконтроля; средства и формы организации самостоятельной работы. Программа содержит практические занятия в форме обучающих тренингов, где воспроизводятся закрепление и обработка определенных умений. Знание данных тем позволяет выработать активность, способность ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения. Все это дает возможность быстрой адаптации к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.

Существует также программа курса «Психология делового общения». В ней большая часть практических занятий проводится в активных формах работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного обучения, развитие социальной компетентности (умение принимать решения и делать выбор; способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими; вера в себя, свои силы, способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности; способность ставить перед собой близкие и дальние цели, ясно определять и переопределять их в зависимости от ситуации и вырабатывать методы их достижения, и так далее).

Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют студентам получить обратную связь, сформировать навыки делового общения и самоанализа, конструктивного ведения диалога.

При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке приемов конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом, так и в личностном общении.

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей социальной адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе.

2.1 Изучение особенностей социальной адаптации студентов

 

С целью изучения особенностей социальной адаптации студентов нами была разработана анкета.

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, направленных на изучение проблем с которыми сталкиваются студенты при адаптации к студенческой деятельности.

Прочитайте внимательно вопрос и обведите в кружочек ответ, который соответствует вам.

1.Испытывали ли вы проблемы в общении с преподавателями?

  а) нет;

  б) да.

 Если Да, то какие? ________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Умеете ли вы рассчитывать время для подготовки к учебным занятиям в ВУЗе?

  а) да;

  б) нет.

Сколько времени тратите для подготовки к занятиям?

  а) ( от 0 до 1ч.);

  б) (2-3ч.);

  в) (4-6ч.);

  г) (7-9ч.).

3.Где вы берёте материал для подготовки?

  а)  в библиотеке;

  б) пользуюсь конспектом;

  в) беру у старших курсов;

  г) Интернет ресурсы.

 

4.Какие культурные мероприятия вы посетили за последние 3 месяца?

________________________________________________________________________________________________________________________.

5.Проранжируйте, где чаще всего вы бываете:

  а) институт;

  б) библиотека;

  в) дом;

  г) кинотеатр;

  д) музей;

  е) дискотека.

6.Всегда ли вы понимаете содержание лекции?

 а) да всегда;

 б)  почти всегда;

 в) иногда.

7.Быстро ли вы утомляетесь во время занятий?

а) да;

б) нет.

8.Какую помощь на ваш взгляд должен оказать:

а) декан ________________________________________________________________________________________________________________________.

 б) зам.декана по научной работе___________________________________________________________________________________________________________________.

в) зам.декана по воспитательной работе ________________________________________________________________________________________________________________________.

г) зав. кафедрой ________________________________________________________________________________________________________________________.

 д) лаборант ________________________________________________________________________________________________________________________.

 е) куратор ________________________________________________________________________________________________________________________.

 ж)преподаватель__________________________________________________________________________________________________________.

9. По каким причинам вы пропускаете занятия:

а) не интересно;

б) не было денег на проезд;

в) не считаю нужным;

г) не пропускаю занятия.

10. Испытываете вы неловкость в общении с одногруппниками ?

а) да; 

б) нет.

11. Прилагаете ли вы усилия для решения  задач поставленных перед группой?

а) да;

б) иногда;

в) нет

Если Да, то какие? ________________________________________________________________________________________________________________________.

12. Беспокоитесь ли вы, что думают о вас в группе?

а) да; 

б) иногда; 

в) не беспокоитесь.

13. Умеете ли вы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с одногруппниками?

  а) да;

  б) нет;

  в) затрудняюсь ответить.

14. Всегда ли вы высказываете своё мнение среди одногруппников?

  а) да всегда; 

  б) иногда

  в) никогда.

15. Встречаетесь ли вы с группой во вне учебное время?

  а) да; 

  б) иногда;

  в) нет.

Сколько тратите время на общение с одногруппниками?

а) до 1ч.

б) 2-3 ч.

в) 4-6 ч.

г) 7-8 ч.

 16. Всегда ли вы готовы прийти на помощь одногруппникам?

  а) да;

  б) иногда;

  в) нет.

17. Всегда ли вы уверены в себе?

а) да всегда;

б) почти всегда;

в) не всегда.

 18. Кто повлиял на выбор вашей профессии?

а) собственное желание;

б) родители;

в) подсказали друзья;

  г) учителя.

 

 19. Сомневались ли вы в правильности, выбранной специальности?

  а) не сомневались; 

  б) да;

  в) иногда.

 

 20. Выбирая профессию, руководствовались ли вы чувством собственного интереса?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

С целью изучения особенностей социальной адаптации студентов нами была разработана анкета.

Исследование проводилось в Белорусском государственном университете имени Максима Танка на факультете социально- педагогических технологий среди первокурсников. Было опрошено 30 человек. Анкета проводилась чтобы узнать с какими проблемами сталкиваются студенты на первом курсе обучения.

Количество человек

  %

 

1.Испытывали ли вы проблемы в общении с преподавателями?

 

 

 

 1а.

26

87

 1б.

4

13

2.Умеете ли вы рассчитывать время для подготовки к учебным занятиям в ВУЗе?

 

 

 

  2а.

23

77

 

7

23

3.Где вы берёте материал для подготовки?

 

 

 

  3а.

28

93

 3б.

-

-

 3в.

-

-

 3г.

2

7

4.Какие культурные мероприятия вы посетили за последние 3 месяца?

 

 

 

 

5.Проранжируйте, где чаще всего вы бываете:

  а) институт;

  б) библиотека;

  в) дом;

  г) кинотеатр;

  д) музей;

  е) дискотека.

 

 

-

 

6.Всегда ли вы понимаете содержание лекции?  

 

 

6а.

22

73

 6б.

8

27

 6в.

-

-

7.Быстро ли вы утомляетесь во время занятий?

 

 

 

  7а.

19

63

  7б.

11

37

8.

 

-

-

9. По каким причинам вы пропускаете занятия?

 

 

 

  9а.

3

10

  9б.

1

3

  9в.

1

3

  9г.

25

84

10. Испытываете вы неловкость в общении с одногруппниками ?

 

 

 

  10а.

4

14

  10б.

26

86

11. Прилагаете ли вы усилия для решения  задач поставленных перед группой?

 

 

 

  11а.

24

80

  11б.

6

20

  11в.

-

-

12. Беспокоитесь ли вы, что думают о вас в группе?

 

 

 

  12а.

4

14

  12б.

17

56

  12в.

9

30

13. Умеете ли вы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с одногруппниками?

 

 

 

  13а.

27

90

  13б.

-

-

  13в.

3

10

14. Всегда ли вы высказываете своё мнение среди одногруппников?

 

 

 

  14а.

21

70

  14б.

9

30

  14в.

-

-

15. Встречаетесь ли вы с группой во вне учебное время?

 

 

 

 15а.

7

23

 15б.

12

40

 15в.

11

37

16. Всегда ли вы готовы прийти на помощь одногруппникам?

 

 

 

 16а.

24

80

 16б.

5

17

 16в.

1

3

17. Всегда ли вы уверены в себе?

 

 

 

 17а.

5

17

 17б.

22

73

 17в.

3

10

18. Кто повлиял на выбор вашей профессии?

 

 

 

 18а.

26

87

 18б.

4

13

 18в.

-

-

 18г.

-

-

19. Сомневались ли вы в правильности, выбранной специальности?  

 

 

 

  19а.

17

56

  19б.

5

17

 19в.

8

27

 

 

 

20. Выбирая профессию, руководствовались ли вы чувством собственного интереса?

 

 

 

 20а.

25

83

 20б.

17

17

 20в.

-

-

 

 

Исходя из данных  таблицы 1,можно сделать выводы:

 

1. Процесс адаптации к обучению в ВУЗе – явление весьма сложное и многогранное. По одним оценкам он завершается, как правило, к концу третьего курса, по другим – студенты адаптируются в первый год обучения в ВУЗе, в связи с чем проблема адаптации студентов часто именуется проблемой первокурсника.

2. Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбора. У большинства из них сомнения порождает недостаток осведомленности о своей будущей профессии, что, в свою очередь, меняет их установки, вызывая потерю интереса к учебе, снижение успеваемости.

3. Большинство студентов первого курса совершенно новые для них условия – процесс болезненный. Им приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативу, умение владеть собой.

4. Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. И что особенно тревожит: большинство вчерашних школьников обнаруживает полное... неумение учиться. Они попросту не обладают необходимыми навыками.

5.Первокурсники не ориентированы на самостоятельные виды работ, в основном предпочитают репродуктивную деятельность, более привычную в школе. Любой вид работы, требующий развитых общеучебных умений, вызывает у них тревогу и отказ от нее.

2.2 Программа социальной помощи студентам в социальной адаптации

 

Занятие « Знакомство».

Цель. Данная программа предназначеначена для формирования установки на взаимодействие, определения возможных тактики и стратегии поведения и создания климата психологической безопасности. Данная программа облегчает процесс знакомства, так как на первом занятии не все могут свободно говорить о себе.

Ресурсы. Можно заготовить визитки-беджи с именами участников.

Шаг 1. Участники разбиваются на пары и 10-15 минут проводят взаимное интервью.

Шаг 2.  По окончании интервью каждый представляет своего интервьюированного.

Рекомендации ведущему. Форма обсуждения должна быть мягкой и ненавязчивой. Для активизации представления можно использовать приемы типа игры в ассоциации, вопросы от каждого члена группы. Особое внимание необходимо уделить тем членам группы, которые имеют психологические особенности, осложняющие процесс коррекции самоотнашения.

Занятие « Доброта».

Цель. Развитие доверия, сплоченность группы.

Ресурсы. Дополнительных ресурсов не требуется.

Шаг 1. Дается инструкция

« В каждом из нас, в той или иной степени, развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Сейчас мы услышим добрые слова о людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, знакомых и друзьях .У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете людей из группы о которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.»

Шаг 2. Каждый рассказывает, остальные стараются отгадать о ком идет речь.

Шаг 3. Обсуждение.

 

Занятие « Дружеская рука».

Цель. Программа способствует поддержанию атмосферы сплоченности и дружелюбности.

Ресурсы. Дополнительных ресурсов не требуется.

Шаг 1. Все участники садятся спинами в круг, закрывают или завязывают глаза.

Шаг 2. К одному из участников подходит тренер, поднимает его. Этому человеку нужно подойти и положить руки на плечи тому, кто ему больше нравится. Ограничений по количеству нет. Другие участники не знают, кто к ним подходил. Задача­­­­- не открывать глаза. Важно терпение- как бы долго не подходили, терпеть и не открывать глаза.

Шаг 3. Обсуждение.

­­­­­­­­- « Трудно ли было не подсматривать?

- Что вы чувствовали в момент прикосновения?»

Рекомендации ведущему. Если тренер замечает, что кто-то из участников получил наименьшее число выборов, то следует самому подойти к нему.

 

Занятие « Лицензия на приобретение знаний».

Цель. Участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научится, и что побуждает их к этому.

Ресурсы. Бумага и письменные принадлежности для каждого участника.

Шаг 1. Объяснение занятия.

Это занятие дает возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения, помогает понять, какие знания сейчас нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Занятие поможет участникам более осмысленно и ответственно подойти к обучению, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

  « Мы учимся всю нашу жизнь. Так было задумано эволюцией, этого требует наша природа. Но приобретение знаний происходит неравномерно. В  определенные периоды жизни мы учимся много и быстро, продвигаясь вперед большими шагами. Затем наступает время применения полученных знаний, иногда- время кажущегося застоя. Содержание того, чему мы учимся, зависит от нашего возраста и уровня развития. В разные периоды жизни нас интересуют разные темы, в детские и юношеские годы- одни, когда мы взрослеем- другие. Прислушавшись к голосу бессознательного, мы можем выбрать чему учиться, понять, что соответствует нашей жизненной ситуации и логике нашего внутреннего развития».

Шаг 2. Начните занятие.

Раздайте бумагу и карандаши. Предложите участникам подумать, чему они хотят научиться, к чему они уже готовы, а к чему- нет. Затем каждый составляет себе « Лицензию на приобретение знаний». В ней надо конкретно указать, чему он уже имеет право учиться, и объяснить, почему он так считает.

  « При этом следует ответить, прежде всего, на следующие вопросы:

- Соответствует ли мое желание  учиться моему возрасту?

  - Соответствует ли оно моим жизненным целям?

  - Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?»

На это отводится 20 минут.

Шаг 3. По истечении 20 мин. предложите участникам подумать над тем, что ограничивает возможности их обучения. Пусть они запишут, чему они пока не имеют права учиться и дадут обоснования,  снова ответив себе на три приведенных вопроса. На это отводится 15 минут.

Шаг 4. Участники должны ответить на следующие вопросы:

- « Как знания, которые вы надеетесь приобрести, помогут вам   справиться с жизненными трудностями?

  - Какая инстанция выдала вам эту лицензию? Быть может, это ваш собственный голос, или это ожидание вашей семьи,  или что-либо другое?»

Шаг 5. Проведите групповое обсуждение.

Шаг 6. Подведите итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги следует отметить, что адаптация  есть социальный процесс освоения  личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптация –это и результат активного приспособления индивида, группы к условиям этой новой среды.

Выводы:

  1.Определение особенностей адаптации первокурсников к условиям студенческой жизни основывается на выводах анализа понятий «социальная адаптация», используемого для обозначения процесса активного взаимодействия личности или социальной группы  с новой социальной средой, в ходе которого  осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможностями и реальностью социальной среды и «адаптация студентов», рассматриваемого как процесс активного включения в новую образовательную среду вуза, в результате которого решаются задачи формирования у студентов интереса к обучению и профессиональных навыков, развития способностей личности к самоорганизации своей деятельности, оказывающих влияние на внешнюю среду. Специфика процесса адаптации первокурсников к условиям жизни и учебы в вузе во многом  определяется его интерактивным характером, проявляющимся во взаимосвязи адаптивной и адаптирующей активности индивида или группы по отношению к социальной среде; единством адаптации и развития личности, как составляющих процесса социализации личности,  предполагающего не только интеграцию будущих специалистов в социум, но и их профессиональное и личностное развитие и самореализацию.

2.Сложности адаптации первокурсников на начальных этапах обучения в вузе обусловлены рядом особенностей. Наибольшая трудность состоит в смене способов учебной деятельности, в изменении привычных для

школьника связей, отношений и стереотипов поведения, в освоении норм и способов действия в учебном заведении. Первый год обучения является временем обострения основных трудностей, классифицируемых как трудности дидактической, социально-психологической и социально-бытовой адаптаций, главными из которых, являются  трудности дидактической  адаптации, обусловленные новыми методами и формами учебной деятельности, большим объемом изучаемого материала, повышенной самостоятельностью и ответственностью студентов и проявляющееся в отсутствии навыков самостоятельной работы, обесценивании приобретенных в школе способов усвоения материала.

3. Результат адаптационного процесса первокурсников характеризуется  состоянием адаптированности, т.е. соответствия личности характеристиками и требованиям социального окружения. Уровень адаптированности первокурсников к условиям студенческой жизни в значительной степени определяется академической успеваемостью, социальным самочувствием и поведенческими установками, в частности, выбранной ими в зависимости от итогов экзаменационной сессии стратегией адаптивного поведения. Успешная адаптация первокурсников определяется высокой успеваемостью, отсутствием психологической напряженности, удовлетворенностью своим новым социальным статусом, своим здоровьем и различными аспектами студенческой жизни, ощущением субъективного благополучия и стратегией адаптивного поведения, ориентированного на дальнейшую серьезную роботу.

4. Процесс адаптации первокурсников к студенческой жизни протекает под влиянием как специально организованных воздействий, так и всего учебно-воспитательного процесса. Формирования необходимых знаний и умений у студентов, способствующих преодолению кризисного периода,

оптимизирующих социальную адаптацию, должно осуществляться в ходе реализации специальных программ, разработанных и управляемых руководством вуза. Адаптация первокурсников студентов к условиям студенческой жизни будет носить более эффективный характер, если организация условий в адаптационный период рассматривается как одна из приоритетных задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: 1976.

2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. № 1, 1989.

3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: 1988.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.

5. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб.: 1994.

6. Вопросы психической адаптации человека. М.: 1974.

7. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: 1976.

8. Кон И.С. Социология личности. М.: 1967.

9. Кон И.С. Психология ранней юности.— М.: Просвещение, 1989.

10.   Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1980.— 192 с.

11.   Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: 1991.

13.   Переведенцев В. И. Молодая семья сегодня.— М.: Знание, 1987.

14.   Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 416 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).

15.   Психология. Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: 2000.

16.   Свиридов Н. А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток: 1979.

17.   Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: 1960.

18.   Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: 1981.

19.   Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М.: 1979.

20.   Энциклопедия студента / Сост. И.Н. Кузнецов.—Мн.:Книжный Дом, 2004.—576

21.   Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

22.   Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И.Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.Н.Левко. Мн.2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие работы на - Социальная адаптация студентов к обучению в ВУЗе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!