Технология развития речи детей раннего возраста средством использования устного народного творчества.

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,75 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология развития речи детей раннего возраста средством использования устного народного творчества.

 

  Воспитатель МБДОУ «Детский сад №62»

г. Дзержинска

  I квалификационная категория,

  Муравьева Светлана Владимировна

 

Технология развитие речи детей раннего возраста средством использования устного народного возраста.

 

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.

Многие педагоги, психологи (Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф.Афанасьев и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. 

Интерес использования устного народного творчества в работе с дошкольниками возникал на протяжении многих лет у педагогов и психологов. Был собран богатый практический материал разными авторами.

Анализируя психолого – педагогическую литературу, публикации в периодической печати, материалы Интернета, изучая педагогический опыт коллег по данной теме, формировался мой педагогический опыт – «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста».

Фольклористами, психологами, педагогами уже не раз предпринимались попытки описания разных видов фольклора.

В ряде работ анализировались собственно художественные особенности этих произведений (М. Новицкая, К.Д. Ушинский, М. Мельников, К. Чуковский и др.), в других рассматривались функции фольклорных произведений и линии их педагогического воздействия на ребенка (Л. Павлова, Л.М. Гурович, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Акулова, О.Н. Сомкова).

Однако тем жанрам, которые условно именуем материнским (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки), уделялось гораздо меньше внимания, чем остальным. Очевидно, это отчасти объясняется тем, что проблемы развития речи детей раннего возраста разработаны не столь подробно, как проблемы развития речи детей более старшего возраста.

Фактически не ставились задачи исследовать, какие фольклорные произведения имеются в речевой деятельности ребенка раннего возраста, а также какое воздействие они оказывают на его речевое развитие.

Я не буду останавливаться на описании разнообразных форм фольклора – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др., Вы, мои дорогие коллеги это знаете.

На третьем году жизни происходит интенсивное овладение речью. Развитие речи идет по двум линиям:

 1) совершенствуется понимание речи взрослых;

 

Речь используется как основное средство познания действительности. Происходит усвоение грамматического строя языка, увеличивается словарь детей. Но произношение звуков не автоматизировано; ребенок подражает речи взрослых. Ребенок овладевает слушанием. Словарь наполняется всеми частями речи; формируются все функции речи: обобщающая, обозначающая, коммуникативная и регуляторная.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой она растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду? Устное народное творчество выступает одним из средств.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Ценность фольклорных произведений (по мнению Л. Павловой) для раннего периода обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для младенческого возраста, а также другими жанровыми особенностями, речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для ребенка в тот период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. При этом возникает как бы цепь слуховых ориентировочных реакций (слуховая аутостимуляция), позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе.

 Активизирующее воздействие (как отмечает Л. Павлова) оказывает, во-первых, речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь их всех других звуковых сигналов-слов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков. Во-вторых, очевидно активирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, баю, баю, баю бай!, а качи-качи-качи!, лю-лю-лю-люлю-люлюшки!, тили-тили-тили-тили! и т.д.).

В методике использования фольклорных произведений (материнского фольклора) необходимо использовать общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принципы активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребенка. Воспитатель должен: приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, соответственно развертывающемуся сюжету. Именно содержанию всего произведения, а не удовлетворяясь чисто внешним, эмоциональным реагированием на ритмический рисунок, без ориентировки на его смысловое содержание. Исключение могут составлять некоторые произведения для маленьких, рассчитанные именно на игру слов. Это скороговорки или подговорки типа:Гори-гори ясно, Ай, тюшки-тюшки, тюшки и т.п.;

Расширяя понимаемую речь ребенка,  необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии нужно создать  условия, чтобы у малыша возникла потребность речевого взаимодействия со взрослым - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: да, нет, вот, как и т.п.). Но эта речевая активность возникнет только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.

Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.

Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением;необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействиепо ходу развертывающихся текстовых коллизий, например, попоить цыплят из ведерочек; убаюкать куклу; показать, как цыплята ходят и клюют зернышки и т.д.

При этом необходимо побуждать малышей к самостоятельности.Необходимо учить детей выражать словами свое отношение к происходящему, например, отвечать, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый, хорошо ли поступила кисонька. Естественно, что самостоятельность только формируется, она элементарна и порой проявляется в неожиданной и забавной форме. Малыши в прямом смысле воспринимают действия персонажей (курочка ушла за водой, чтобы напоить цыплят; сороки, варившей кашу и т.д.).

Один из важнейших принципов при проведении занятий с использованием фольклорных произведений - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, точные, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ - основной метод принципа наглядности - может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием различных наглядных средств. Использовать можно пособия плоскостные и объемные.

·   Плоскостные пособия:

·   иллюстрации, картинки, картины;

·   картонные ширмы с плоскостным изображением;

·   картонные ширмы с элементами панорамы (раскрывающиеся плоскостные конструкции);

·   тисненые картонные картинки или ширмы (выпуклое изображение);

·   живые картины или панорамы с набором плоскостных изображений (предметов, людей, животных);

·   серия иллюстраций или картинок;

·   плоскостной настольный театр.

·   Объемные пособия:

·   игрушки, специально подобранные,

·   игрушки стилизованные (например, лисичка в сарафане, свинка в фартучке);

·   игрушки-самоделки из бумаги, ткани, соломки;

·   игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы народного быта (ведра, ковш, деревянные ложки, печка);

·   игрушки и предметы народных промыслов (матрешки, игрушки-забавы и др.);

·   разные виды театра (кукольный, пальчиковый - бибабо и др.);

·   предметы народного костюма и украшения к ним;

·   некоторые народные музыкальные инструменты и игрушки, их имитирующие (рожок, ложки, колокольчики, бубен, дудочка, гармонь, балалайка).

Какими же приемами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности? Один из главных - прием инсценирование произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте.

Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают, например, позвать петушка, напоить цыплят, покачать люлечку. Прием действенного соучастия помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь. Еще один прием - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение частей игрушки. Например, говоря о петушке - Масляна головушка, желательно привести в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки: Что ты рано встаешь, голосисто поешь? следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и подать голос (петушок кукарекает, поет). Этот прием помогает смысл прочитанной строчке.

Следовательно, потешка, присказка, песенки и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом. В этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.

Принцип наглядности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, обработки понимания и какого-либо навыка.

Воспитатель задерживается на каждой части занятия столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста.

Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель прокручивает ее еще раз, прибегая к описанным выше методическим приемам.

Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, то есть поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, то есть циклом) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

В момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Возникает доминантное торможение. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы. В этой ситуации воспитателю необходимо отыграть назад: спрятать куклу (кукла ушла), увести петушка (петушок спрятался).

Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия и реагирования. При этом необходимо при повторном и последующих предъявлениях, то есть,  в процессе какого-либо цикла повторений, не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленность, а также точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию, применяя разные приемы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности.

Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности - повторение занятий в несколько измененном варианте). Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволит педагогу создать у детей целостное восприятие. Прочтение целостного текста складывается как бы само собой поле проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь воспитатель выразительно, не торопясь, а главное, непрерывно читает, все произведение в целом, от начала до конца, побуждая малышей действовать вместе.

Третий год жизни ребенка отличается более объемным видением, обобщенным восприятием сюжета, уже ориентированным на внутреннюю логику, появляется настоятельная потребность понять смысловое содержание произведения.

Качественные изменения в познавательной деятельности на третьем году жизни ребенка связаны:

- с развитием ориентировочной сферы;

- с интенсивным развитием понимаемой и активной речи.

В частности, при ознакомлении с окружающим обогащается и усиливается линия ориентации на человека и его виды деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая). Вместе с этим приходит умение точнее ориентироваться среди предметов окружающего мира. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения) познавательной деятельности. Таким образом, появляется возможность развивать в детях способность логически рассуждать, приходить к простейшим умозаключениям, приобретать собственное видение и мнение, овладевать умением выразить словом свои чувства, потребности, то есть физическое и душевное состояние. Это очень важно осознать педагогу, работающему с малышами третьего года жизни.

И в связи с этим он должен больше использовать словесные (вербальные) методы. Это может быть прием зеркальности в прочтении текста (то есть прочтение строки, а затем ее инсценированный показ), или прием отставленного действия (то есть читается или рассказывается все произведение от начала до конца, а затем дается его иллюстрирование), и чисто вербальный прием (то есть чтение или рассказывание без показа).

Педагог ставит задачу научить детей слышать и слушать художественный текст опоры на наглядность. Тогда постепенно по законам красоты открывается перед ними притягательная сила народного слова - чутье языка, элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю.

Однако эти высокие цели достижимы, если педагог работает с народными произведениями методически грамотно, если сознательно выбирает приемы, адекватные возрастным возможностям малышей.

Следующий важнейший принцип методики ознакомления с фольклорными произведениями - познавательная деятельность. С помощью этого метода воспитатель, например, знакомит детей с потешками-небыличками. Однако доступно ли трехлетним малышам их содержание? У детей этого возраста возникает исключительное доверие к взрослому. И естественно, что особый интерес и доверие они испытывают к своему воспитателю, с которым общаются каждый день, который учит их. Вот почему ребенок принимает всю информацию, исходящую от педагога, приоритетно, то есть вне какой-либо конкуренции. И если содержание небылички передается выразительно, эмоционально, дети, разумеется, поймут курьезность ситуации. Прием эмоционального нарастания при прочтении текста обеспечить понимание шутливой обстановки.

К концу третьего года жизни  по-прежнему значим принцип наглядности. Но задача при прочтении текста ставится иная: постепенно отходит от синхронного инсценирования. Если дети понимают смысл произведения, то воспитатель вначале читает текст в целом без показа. Принцип наглядности желательно осуществлять по прочтении текста. Дети должны учиться понимать словесную информацию. Поэтому приемы наглядности в работе несут новые подходы, в основном - это умеренность и избирательность в их использовании.

Каждое занятие должно быть структурно выдержано, иметь логику преподнесения материала и включать этапы освоения.

Таким образом, знакомство детей раннего возраста с произведениями детского фольклора должно проходить в форме теплой беседы, веселой увлекательной игры. Произведения должно рассказываться неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание и, чтобы оно отложилось в его памяти. Только тогда ребенок сможет воспроизвести произведение самостоятельно, используя образные выражения и ласкательные слова.

 

 

 

Похожие работы на - Технология развития речи детей раннего возраста средством использования устного народного творчества.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!