Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Оглавление

Введение. 2

1. НДС как основа формирования федерального бюджета в рф. 3

2.  Действующий порядок исчисления и взимания НДС в РФ.. 8

3. Плательщики НДС, объекты обложения. 11

Плательщики НДС.. 11

Объект налогообложения. 13

4. Ставки ндс порядок его начисления уплаты и возмещения в организаций. 18

Порядок расчета и сроки уплаты налога. 19

Налоговый период. 22

Формы отчетности. 23

Налоговые льготы. 24

5. Особенности учета НДС. 24

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Российской федерации налоги представляют одну из основных форм формирования бюджета государства. Механизм налогов выполняет финансовые функции и с помощью экономических инструментовиспользуется,в том числе с целью воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-техническое развитие. Налоговая система влияет на рыночные отношения, укрепляет их, стимулирует развитие предпринимательства, способствует производственным процессам, кроме этого служит барьером на пути социального обнищания финансово малообеспеченных слоев населения. Также с помощью налогов происходит распределение и перераспределение ВВП, государствовыделяет часть поступлений на социальную сферу и обеспечение населения; влияет на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству держатьпод контролем массу спроса и предложений не только товаров, но и капиталов, т. к. доход есть основа спроса общества, и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НДС как основа формирования федерального бюджета в рф.

С того момента, как появилсяналог на добавленную стоимость, совместно с акцизами, в налоговой системе косвенные налоги стали занимать лидирующие позиции при формировании доходов бюджета. В консолидированном бюджете российской федерации поступленияв федеральный бюджет от НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ совместно с НДС на товары, ввозимые на территорию РФ уступают только одному, таможенному налогу.

Важно указать то, что НДС играет одну из основных ролей при формировании дохода бюджета РФ. Для подтверждения этой позиции приведем сравнительнуютаблицу поступлений НДС в федеральный бюджет доходов, согласно данным размещенным на официальном сайте «Министерства финансов Российской Федерации» #"center">

Период

НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

ВСЕГО НДС

2012 г.

1 886,14

1 659,66

3545,8

2013 г.

1 868,21

1 670,80

3539,01

01.11.2014 г.

1 816,32

1 394,19

3210,51

Всего

5570,67

4724,65

10295,32

 

Таблица 2 – Структура доходов федерального бюджета в 2014г.

Наименование показателя

млрд. руб

Доля, %

Всего доходов

11 891,60

100,00%

Таможенные пошлины

3 762,30

31,64%

Налог на добычу полезных ископаемых

2 401,00

20,19%

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 816,30

15,27%

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 394,20

11,72%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

423,2

3,56%

Налог на прибыль организаций

351,6

2,96%

Налог на доходы физических лиц

7,7

0,06%

Прочие доходы, включая безвозмездные поступления

1 735,30

14,59%

 

Согласно данным размещенным таблице 1, заметно, что в поступления НДС в федеральный бюджет уменьшаются. Снижение роста поступлений этого налога можно объяснитьуменьшением выручки из-за падения цен на нефть, изменения в порядке амортизации, и в целом ухудшением экономической ситуации в стране. Но тем не менее исходя из структуры доходов федерального бюджета, мы можем наблюдать что в целом НДС, составляет порядка 26,99 % от общей суммы доходов (Учитывая Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации), что еще раз подтверждает, что НДС находиться на второй позиции доходов.

Из выше сказанного следует, что НДС носит важную фискальную функцию, т.е. входит в  состав денежного потока государства, при этом он является одним из основных источников дохода бюджетов, принося в него значительную долю.  К тому же НДС участвует в механизме ценообразования, отсюда следует что он носит также регулирующую функцию.

Ксожаления и самым «криминальным» налогом, также является НДС: около половины зарегистрированных налоговых правонарушений связаны именно с НДС. Для бизнеса он является самым обременительным налогом, ввиду ощутимо высокой ставки, сложности с отчетностью и мучительной процедурой возврата.

В финансовом ведомстве считают, чтобольшая доля вычетов и возмещений по налогу на добавленную стоимость не имеет основания, это происходит в результате уклонения от оплаты НДС,в связи, с чем бюджет наблюдает существенное недополучение  средств. Есть множество схем,  которые позволяюторганизациям не платить НДС илипротивоправно возмещать его.  Одна из самых популярных это фирмы-однодневки, которые могут возникнуть в товарной цепочке, сосредотачиваяу себя начисленный НДС, а затем просто исчезают. В качестве еще одного примера можно привести схему «лжеэкспорта», в которойорганизация декларирует перемещение товара через таможню, но в реалии этого попросту не происходит. Органы налогового и таможенного надзора ведут беспрерывную борьбу с уклонением, но как можно судить из практики, обратив внимания на статистику,эта борьба безрезультатна. Только годовой ущерб в бюджете от махинаций с НДС, по некоторым источникам, можно оценить от 10 до 30 млрд. руб.

 Так один из экспертов, Ивашов Н. А., утверждает, что в случае если НДС будет отменен, то количество организаций в России сократиться в 3-4 раза. Объяснить это можно тем, что перестанет существовать часть фирм-однодневок и фирмы, которые создаются с целью получения налоговых возвратов. Одновременно с этим значительно возрастёт сумма получаемых налогов на прибыль, налогов на доходы физических лиц и единого социального налога. Организации смогли бы позволить себе выплату зарплаты без серых схем. Также бытует мнение, что в случае отмены НДС, доходы бюджета будут компенсироватьсячерез увеличения сборов по другим налогам, в том числе, за счет налога с продаж, от которого в отличии от НДС уклониться практически невозможно.

Налог с продаж имел возможность вернуться в систему Российского налогообложения, так еще в июле 2014 года, по данным компанииReuters,Владимир Путин  поддержал возврат налога с продаж в 2015 году, но уже 22 сентября 2014 года, интернет издание ДНИ.РУ опубликовало статью о том, что на совещании у президента, было принято решение об отказе от возврата этого налога.

Конечно в теории, НДС можно считать прогрессивнее и более правильным налогом, нежели налог с продаж, налог с оборота или акцизы. Но теоретические верная модель сможет заработать, только в случае если все организации платят НДС по одной ставке, и не уклоняются от него. В данный момент ситуация такова, что если хотя бы один контрагент, участвующий в цепочке, имеет льготы, то бюджет часть НДС недополучит. Законодательные органы внесли львиную долю в это, выпустив сотни поправок и льгот в закон, создав свободные зоны. Однако неоднократно рассматривался вопрос о том, что необходимо ввести солидарную ответственность, так в цепочке взаимодействий контрагенты, которые честно выплачивают налоги, должны будут отвечать и за тех, кто с помощью льгот себе  присвоил НДС. Но такая мера будет не справедлива по отношению к честным налогоплательщикам, возлагая на них не нужный груз ответственности, и по этому данный вопрос так и остался в теории.

Для разрешения проблем, связанных с НДС, можно представить следующие предположения:

1.  В случае оставления данного налога, нужноуменьшит его ставку до минимума – 5%, при этом абсолютно для любой организации, без предоставления льгот, и остановить возврат компаниям-экспортерам. В случае отсутствия льготы и возвратов прекратиться 95% нарушений, которые связанны с НДС. Также это приведет к тому, что оборотные средства предприятий и реальный доходграждан вырастет как минимум на 10%, за счёт отсутствия большей част НДС в ценах на товары. Конечно говорить о том, что цены сразу понизиться нельзя, но тем не менее это должно привести к снижению инфляции.  Ущерб для экспортеровбудет не велик от 5% повышения цен. Произойдёт сокращение минимизация, в связи с тем, что не будет никакого смысла минимизировать 5% налога, распределяемогосреди цепочки контрагентов. Тем не менее,останется ряд других проблем, таких как сложности в администрировании и предоставлении отчетов, в особенности для малого бизнеса. Задолженность же государства по возмещению НДС можно зачесть как часть выплатэтого налога в будущем.

2.  Отменив НДС, появиться возможность сделать его замену на налог с реализации или налог с оборота. Можно и в самом деле сделать предложение создания комбинированной схемы: к примеру, состоящей из минимального налога с оборота в 1% + минимального налога с реализации (конечному потребителю) в 3%. Даже столь не большой процент с оборота сможет минимизировать кумулятивный эффект. Что касаетсяставки на налогс реализации, то её минимальное значение приведет к устранению основногонедостатка – уклонения от его уплаты или, иначе говоря «уходу в тень». Но и тут необходимо оговориться, чтооплачивать его должны все и без наличия льгот. Рассмотренный вариант приведет к тому, чтонаселение станет реально богаче, а поступления в бюджет будут регулярны. К тому же, система налогообложения станет абсолютно простой и прозрачной, сократится количество правонарушений, снизиться коррупция и затраты на администрирование.

С моей точки зрения, НДС приводит лишь к торможению развития современной российской экономики, ведьрегулярно чиновники обеспечивает  не казну и бюджет, а собственноеблагосостояние при помощи схем незаконных возвратов НДС. Предприниматели постоянно испытывают угрозу и соблазн налогового криминала. НДС нуждается в упрощении, что приведет к столь нужному в кризисное время витку развития национальной экономики, снизит уровень коррупции, поднимет сборы от других налогов, даже с того же налога с продаж.

 

2.  Действующий порядок исчисления и взимания НДС в РФ

Размер НДС, как и множествопрочихзакрепленных российским налоговым законодательством налогов и сборов, должна рассчитываться налогоплательщиком самостоятельно исходя из действующих налоговых ставок, базы налога учитывая льготы, рассрочки и отсрочки.

Размер НДС вычисляется как определенный налоговой ставкой процентот налоговой базы.

В случае, когда речь идет опродукции, облагаемой разными ставками, итоговая сумма налога будетпредставлять из себяитогсуммирования налогов, исчисляемых раздельно в соответствии со ставками налогов, как процентная доля соответствующей ставке налоговой базы. Также следует упомянуть о том, чторассчитываемыйналог должен определяться по итогу каждого из налоговых периодов, и применяться ко всем типам операцийсвязанных с реализацией товаров, работ, услуг. При этом дата реализации по фактудолжнабыть произведенав соответствующий налоговый период, а также должны быть учтены все изменения, увеличивающие или уменьшающие налоговую базу в рассматриваемом налогом периоде.

В том случае, когда налогоплательщик не в состоянии предоставитьдолжный бухгалтерский учет или не ведет учет объектов налогообложения, органы налогового контроля, руководствуясь НК РФ, имеют полное право исчислить для налогоплательщика такуювеличину налога, подлежащего уплате, которая с помощью расчётов, на основании имеющихся данных, будет соответствовать аналогичным налогоплательщикам.

Определенныев соответствиях с налоговыми базами и установленными ставками суммы налога, должны предъявляться налогоплательщиками при совершении сделок по реализации товаров, работ, услуг по свободным отпускным ценам или тарифам покупателю дополнительно к цене или тарифу. Аналогичен порядок применения при реализации налогоплательщиками товаров, работ, услуг по регулируемым государством оптовым ценам и тарифам, в которые НДС не включен. В этом случае соответствующийразмер налога должен быть выделен в отдельную строку в расчетных документах, в том числе в реестре чеков и в реестре на получение средств с аккредитивов, в первичной учетной документации и в счет-фактуре. При продаже товаров, работ,  услуг населению по розничной цене или тарифу соответствующийразмер налога должен включаться в указанную цену или тариф продукта. При этом на ярлыке товара и ценнике, выставленном продавцом, кроме этого на чеке и других выдаваемых покупателю документах, сумма налога выделяться не должна.

Особое внимание налоговое законодательство выделяет заполнениюсчет-фактуры, которая является одной из основных частей финансового документа для контроля за облагаемыми оборотами и собственно за вычислением налога на добавленную стоимость, а также при возмещении или вычетеоплаченного налога. Помимоустановленных реквизитов в счете-фактуре в отдельной строке должны быть в непременном порядке выделены данные, которые необходимы для исчисления и уплаты налога. В их числовходят: сумма акцизов по подакцизным товарам, ставка НДС, величина налога, предъявляемого для покупателя товаров, работ, услуг и имущественного права за всю поставляемую или отгруженную по счету-фактуре продукцию в виде товаров, работ, услуг и имущественного права с НДС.

Реализация товаров, работ, услуг и имущественного права, связанная с операциями освобожденными от налогообложения, такжедолжна быть выписана и выдана счета-фактура. Втаком случае в ней не выделяется соответствующаявеличина налогов.

Всякий налогоплательщик, при реализации своей продукции и выделяет в расчетных документах НДС, но одновременно с этим он является ипокупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ, услуг, без которых невозможнопроизводствоего продукции. Соответственно и получаемые им от продавцов расчетные документы также содержат выделенный НДС поверх цены на эти сырье, материалы и т.д.

В налоговом законодательстве предусмотрено, что величина налога, предъявляемая налогоплательщику при приобретении им в целях производства: сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ, услуг, не включается в расходы, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и учитываются раздельно. Аналогичный порядок установлен в части величины налога, фактически уплаченного налогоплательщиком при ввозе сырья на территорию России.

Кроме этого налоговый кодекс РФ предусмотрел и исключительные случаи, когда предъявленная или уплаченная налогоплательщиком величина НДС может быть включена в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Данное исключение может быть применено, в случае когда приобретенные или оплаченныетовары, работы, услуги используются при производстве или реализации продукции, в которых операции по реализации не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налогообложения.

К примеру в затраты производства могут быть включена, т.е. могут не учитываться раздельно, предъявленная или уплаченнаявеличина НДС, в случае когда использованная приобретенная продукции, при производстве или передаче товаров, работ, услуг, для собственных нужд и не подлежат налогообложению. А также, не учитываются раздельно предъявленная или уплаченнаявеличина НДС при реализации товара, выполнения работы или оказания услуги, местом реализации котороголежит за пределами территории РФ.

В результате исполнения всех положенных по закону вычетов остается величина налога, которая подлежит уплате налогоплательщиком в бюджет.

 

3. Плательщики НДС, объекты обложения

Плательщики НДС

В соответствии с главой 21, части 2 налогового кодекса РФ: Плательщиками налога на добавленную стоимость можно признать:

1. Юридических лиц;

2. Индивидуальных предпринимателей;

3.Лиц, признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Необходимо учитывать, что организации на законном основании может получить освобождение от выполнения обязанностей налогоплательщика, которые связанны с исчислением и уплатой НДС.

Согласно статье 145 налогового кодекса РФ: право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость имеют организации при условии, что за 3предыдущих последовательно следующих календарных месяца,величина выручки от реализации продукции, без учёта налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышает в общей сумме2 миллиона рублей. При этом сам размер выручки от реализации продукции должен определяться исходя из всех оборотов по реализации продукции, как облагаемой, так и не облагаемой НДС.

Обратим внимание, что не могут быть освобождены от уплаты НДС, в случае если она реализует подакцизный товар и подакцизное минеральное сырье.

Для использования права на освобождение от уплаты НДС необходимо предварительно уведомить об этом налоговые органы. Так налогоплательщик, который использует право на освобождение от уплаты налога,представляет в налоговыеорганы по месту учета организации, письменное уведомление и документы, которые подтверждают право использование освобождения. Все необходимые документы должны бытьпредоставлены не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого плательщик налога планирует использовать право на освобождение.

Освобождение от уплаты НДС предоставляется на срок в 12 месяцев и может быть продлено, в случае соблюдения налогоплательщиком условий предоставления. При оформлении права на освобождение от уплаты налога  заполняется форма уведомления для информирования налоговой службы, утвержденная Приказом МНС России от 04.07.2002г. № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В качестве документов, подтверждающих право на освобождение, относят:

— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);

— выписку из книги продаж,

— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели)

— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Необходимо учитывать, что освобождения от обязанности уплаты налогоплательщиком платежей, которые связанны с исчислением и уплатой НДС, не освобождают от обязанностей:

— выписки счет-фактур на цену реализованных товаров (работ, услуг) в общепринятом порядке. При этом в выписанныхсчет-фактурах,величина НДС не должна выделяться отдельной строкой, а на счете должна быть надпись «Без налога (НДС)» (п.5 ст.168 НК РФ);

— ежемесячно представлять налоговые декларации в целях контроля за показателями выручки от реализации товаров (работ, услуг);

— исполнять обязанности налогового агента в соответствии со ст.161 НК РФ.

В случае, если в период использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, в части уплаты НДС (включая периоды продления права на освобождение), выручка от реализации продукции, без учета налога на добавленную стоимость,за 3предыдущих последовательно следующих календарных месяца превысит 2миллиона рублей, а также если плательщик осуществлял деятельность по реализации подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья, то налогоплательщик, начиная с 1-го числа месяца, в котором произошло данное превышение суммы выручки или осуществлялась реализация вышеуказанных товаров, и до окончанияпериода освобождения, утрачивают право на освобождение. Иными словами, начиная с 1-го числа месяца, в котором плательщик утратил право на освобождение, необходимо в общепринятом порядке исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость

Объект налогообложения.

 

Согласно статье 146 налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения НДС признаются следующие операции:

1)  Операция по реализации товара (работы, услуги) на территории РФ, в том числе включая и реализацию залоговых прав, прав на передачу товара по соглашению о предоставлении отступных, а также передача имущественного права;

2)  Операция по безвозмездной передаче прав собственности на товары;

3)  Операция по передаче на территории РФ товара (работы, услуги) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету ( в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;

4)  Операции по выполнению строительно-монтажной работы для собственныхнужд;

5)  Операции по ввозу товара на таможенную территорию РФ.

 

 

В той же статье налогового кодекса Российской Федерации, но уже в пункте 2, не признаются объектами налогообложения НДС:

1)  Операции по обращению российской и иностранной валютой;

2)  При реорганизации - Операции по передаче правопреемнику имущества в виде основных средств, нематериальных активов и иного имущества;

3)  Операции по передаче имущества некоммерческой организациис целью осуществления последней уставной деятельности, которая не связаннас предпринимательской;

4)  Операции по инвестированию имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;

5)  Операции по передаче прав на имущество в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товариществу, при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;

6)  Операции по передаче жилого помещения физическому лицу в домах государственных или муниципальных жилищных фондов при проведении приватизации;

7)  Операции по безвозмездной передаче объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления.

8)  Операции по передаче имущества государственного и муниципального предприятия, выкупаемого по приватизации;

9)  Операции по выполнению работы (оказанию услугу) органами государственной власти и местного самоуправления, в рамках исполнения возложенных на них полномочий в определенной сфере деятельности;

10) Операции по безвозмезднойпередаче виспользование основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления;

11) Операции,связанные с реализацией земельных участков или долей от них;

12) Операции по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

13) Операции по передаче денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации;

14) Операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

И т.д.

Для верного определения объекта налогообложения возникает необходимостьясно определять место реализации товаров (работ, услуг).

Руководствуясь статьёй 147 Налогового кодекса РФ, в качестве места реализации товара можно признать территорию Российской Федерации, если существует хотя бы одно из следующих условий:

1)   При реализации товар находился на территории РФ, при этом не отгружался и не транспортировался;

2)   Во время начала отгрузки или транспортировкитовар находился на территории РФ.

Как определеннов статье 148 Налогового кодекса Российской Федерации, место реализации работ (услуг) можно признать территорию РФ, если:

1)  Работы илиуслуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), которое находится на территории РФ. В том числе к этим работам можноотнестистроительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;

2)  Работы (услуги) связаны с движимым имуществом, которое находиться на территории РФ;

3)  Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными или морскими судами, а также судами внутреннего плавания, которые находятся на территории Р Ф. В том числе к этим работам можно отнестимонтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;

4)  Услуги, которые по факту оказаны на территории РФ и относятсяк сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры или туризма и спорта;

5)  Покупатель работ (услуг) производит свою деятельность на территории РФ;

6)  Деятельность предприятий или индивидуальных предпринимателей в части выполнения других видов работ, услуг, осуществляемых в границах территории РФ. В качестве места осуществления деятельности предприятий или индивидуальных предпринимателей, принято считать территорию РФ, в случае присутствия этогопредприятия или индивидуальных предпринимателей по факту на территории Российской Федерации, на основании государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основе места, которое указанно в учредительных документах предприятия, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа предприятия, места нахождения постоянного представительства предприятия в Российской Федерации либо места жительства индивидуальных предпринимателей.

В случае вспомогательного характера реализации работы (услуги),в отношении к реализации основного характера, местом реализациивспомогательного характера принято признавать место реализации основногохарактера. Иными словами местом, в котором реализуется вспомогательная реализация, можно считать то место, в котором происходит основная реализация.

В качестве документов, которые подтверждают место выполнения работ (оказания услуг), признаются:

1)  Контракт, который заключен с иностранными или российскими лицами;

2)  Документ, который подтверждает факт выполнения работ (оказания услуг).

При этом налоговой базой при реализации товара (работы, услуги) считается база, самостоятельно определенная налогоплательщиками в соответствии со статьями 153-162 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговые ставки с соответствующими налоговыми базами определяются раздельно, в случае если при реализации продукции налогоплательщиком используются различные ставки, определенные законодательством для разных видов продукции, а затем суммируется.

При применении одинаковых ставок налога, налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ставки ндс порядок его начисления уплаты и возмещения в организаций

В настоящее время можно дифференцировать три действующие ставки: 10%, 18% и 0 % по налогу на добавленную стоимость.

Рассмотрим более подробно, а каком случае идет применения определенной ставки.

Так наиболее часто ставка в 0% применяется в случае:

O Реализации товара направленного на экспорт за пределы таможенной территории РФ;

O Выполнения работы (оказания услуги), непосредственно связанной с производством и реализацией товаров направленных на экспорт;

O Выполнения работы (оказания услуги), непосредственно связанной с транспортировкой через таможню Российской Федерации, а также товара, помещенного под режим таможенного транзита, через указанную территорию;

O При оказании услугина перевозку пассажиров и багажа в случае выполнения условия, что пункт отправления или назначения пассажиров и багажа располагаются за пределами территории Российской Федерации.

Ставка 10% устанавливается при реализации:

O  Продовольственных товаров согласно перечню товаров, установленному в статье 164 Налогового кодекса РФ;

O  Товаров для детейсогласно перечню товаров, установленному в статье 164 Налогового кодекса РФ;

O  Периодического печатного издания, за исключением периодического печатных изданий рекламного или эротического характера;

O  Учебного и научного книжногоматериала;

O  Медицинских товаров, как отечественных и зарубежных производителей:

O  Лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

O  Изделий медицинского назначения;

O  Товаров относящихся к племенным домашним животным.

Во всех остальных случаях применяется ставка налога на добавденную стоимость в размере 18% от налоговой базы.

Помимоупомянутых ставок по налогуиспользуется расчетный метод, в основании которого ставка налогарассчитывается как отношение ставки налога в 10 или 18 процентов к базе налога, принятой за 100 процентов и увеличенной на применяемый размер ставки налога. Данный метод применим в случаях:

O Получения денежных средств как вид оплаты или части оплаты в счет предстоящих поставкахпродукции;

O Удержания налога налоговым агентом в случаях, определенныхв стать 161 Налогового кодекса РФ;

O Реализации продукции, приобретенной на стороне и учитываемой с НДС, в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодексаРФ;

O Реализации сельскохозяйственныхтоваров и продуктов, иих переработкой в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодексаРФ.

Такая ставка налога получаетсячерез применение следующего расчета:

НДС=БН/(110)*10

НДС=БН/(118)*18,

где БН – база налога

Порядок расчета и сроки уплаты налога.

С 01.01.2006 года вступила в силуочередная редакция главы 21 Налогового кодекса РФ, которая исключила имевшую место ранее, альтернативную учетную политику по НДС для налогоплательщиков. С 01.01.2006 года НДС можетначисляться, только используя метод "по отгрузке".

Величина налога исчисляется в процентной доле исходя из соответствия налоговой ставкии налоговой базы, а при раздельном учете, в связи с раздельными ставками - как суммирование налогов, полученных в результате вычисления налогов, исчисляемых раздельно как соответствующих налоговых ставок в процентных долях от соответственных налоговых баз.

Сама же, налоговая база должна быть рассчитана как разница между рыночной ценой реализованного товара (работы, услуги) и общей величиной установленных налоговых льгот и вычетов.

Вычету подлежит величина налога, предъявленного налогоплательщику и уплаченного им при приобретении товара (работы, услуги), а также имущественного права на территории Российской Федерации либо уплаченного налогоплательщиком при ввозе товара на таможню в пределах территории Российской Федерации. Приведенное положение распространяется в случаях:

O Приобретения для целей осуществления текущей производственной деятельности товаров (работ, услуг), имущественных прав;

O Приобретения товаров (работ, услуг)в целях дальнейшей перепродажи;

O Приобретения товаров (работ, услуг у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых структурах Российской Федерации;

O Возврата налогоплательщику реализованного товара, или отказа от него покупателем, в величине суммы налога;

O  Проведения капитального строительстваподрядными организациями, а также при сборке (монтаже) основных средств, по товарам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ и приобретения объектов незавершенного капитального строительства. При этом, если объект завершенного капитального строительства (основного средства) нуждается в государственной регистрации, то вычеты сумм налога производятся с момента, указанного в 2 абзаце пункта2 статьи 259 Налогового кодексаРФ, т.е. с первого числа месяца, следующего за месяцем документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Предприятие имеет возможность купитьранее построенное здание или сооружение в готовом виде. Тогданалог на добавленную стоимость, уплаченный продавцу, возмещается сразу после принятия данных основных средств к учету. В случае, когда эти основные средства необходимо регистрировать, то принять на учет его можно будет, только после процедуры получения свидетельства о государственной регистрации. Соответственно принять НДС к учету можно только после получения документов о регистрации;

O Когда сумма налога, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, и стоимость которой может быть включена в расходы, которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при вычислении налога на прибыль организаций (вычетам подлежат исчисленные и уплаченные суммы налога);

При строительстве объекта основных средств хозяйственным способом, вычеты сумм НДС производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. Объект строительства принимается на учет по дате, указанной в форме ОС-1. Объект строительства может быть введен в эксплуатацию, если есть формы КС-11, КС-14.

O суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительские расходы;

O суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) (после даты реализации соответствующих товаров, работ, услуг).

Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по оборудованию, требующему монтажа, подлежат вычету после принятия данного оборудования на учет в качестве основных средств с момента начисления амортизации.

Если организация приобретает имущество за счет средств бюджетного финансирования, то суммы НДС по имуществу (основным средствам), приобретенному за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемому с учетом НДС, вычету не подлежат, а покрываются за счет соответствующего источника финансирования.

Возмещению подлежат суммы налога только при выполнении предприятием всех следующих условий:

O принятия к бухгалтерскому учету товара, фактическое выполнение поставщиком работ, оказание услуг;

O наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). 

 

Налоговый период.

Налоговым периодом признается календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими два миллиона рублей — квартал.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Формы отчетности.

Соответствующие расчеты налога на добавленную стоимость предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту их нахождения в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период.

Приказом Министерства финансов России от 03 марта 2005 г. № 31н утверждены форма декларации по налогу на добавленную стоимость и форма декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, а также инструкция по заполнению налоговой декларации по НДС.

Декларация представляется в налоговые органы налогоплательщиками по месту регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме этого, компании,в которых среднесписочная численность сотрудников превышает 100 человек обязаны сдают налоговую отчетность в электронном виде. С 2014 года обязанность подавать декларациюв электронном виде зависит не только от среднесписочного значения численности работников, но также влияет вид налога. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134 ввёл такую обязанность для всех плательщиков НДС. Даже если представляется «нулевая» декларация.

В 2015 году ужесточается подача деклараций, в части подачи её в электронном виде. Так, в электронном виде должны подавать декларацию те, кто выставляет или получает счет-фактуру при осуществлении предпринимательских деятельностей в интересах третьих лиц на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Налоговые льготы.

Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения).

Чтобы воспользоваться данной льготой предприятие обязано вести раздельный учет операций, которые подлежат и не подлежат налогообложению.

Перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у предприятия, осуществляющего эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.

Кроме того, не подлежит обложению НДС ввоз целого ряда товаров из-за рубежа на таможенную территорию России. В статье 150 НК РФ дан подробный перечень товаров, продукции, материалов, ввоз которых на территорию России освобождается от налогообложения.

5. Особенности учета НДС.

Особенности учета НДС можно разделить на следующие пункты:

O Если поставка товаров и оказание услуг, связанных с туризмом, полностью осуществляется за пределами территории республики, то в отношении оказываемых агентством личного имущества, принадлежащего гражданам и лицам без гражданства, облагаемым оборотом для осуществляющего торговую деятельность считается сумма комиссионной платы (комиссионного сбора) при условии, что учет указанного имущества осуществляется раздельно от учета новых (некомиссионных) товаров, при соблюдением правил комиссионной торговли.

O При аукционной продаже товаров облагаемым оборотом для организатора аукциона считается сумма посреднической платы (сумма вознаграждения, процента и прочее), уплачиваемая владельцем (другим лицом) продаваемых товаров, если настоящим Законом не предусмотрено иное.

O При оказании услуг связи на территории республики облагаемым оборотом считается их стоимость исходя из установленных тарифов.

O Суммы, уплачиваемые странами-членами Международного союза электросвязи (МСЭ) лицам, оказывающим услуги связи в Республике Армения по результатам взаиморасчетов по линии услуг международной связи между Республикой Армения и другими странами-членами МСЭ, а также суммы, уплачиваемые странами-членами Всемирного почтового союза (ВПС) лицам, оказывающим почтовые услуги в Республике Армения по результатам взаиморасчетов по линии почтовых услуг между Республикой Армения и странами-членами (ВПС) считаются оплатой за вывезенные услуги, и к ним применяется нулевая ставка НДС.

O При осуществлении операций, связанных с залогом, за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 7 настоящего Закона, облагаемым оборотом считается:

O при реализации предмета залога по находящимся в обращении товарам (включая залог недвижимого имущества (ипотека) - облагаемый оборот, определяемый в порядке, установленном пунктом 1 статьи 8 настоящего Закона;

O при реализации предмета залога по изъятым из обращения (бывших в употреблении) товарам - разница между требованием в полном объеме, полученным на момент их фактического удовлетворения, включая проценты, компенсацию за ущерб, причиненный вследствие задержки исполнения обязательства, предусмотренного договором о залоге, штраф, пеню, расходы по хранению заложенного имущества и исполнению обеспеченного залогом требования, и между ценами реализации (продажи).

В случаях, установленных вышесказанном:

а) обязательство по исчислению и уплате НДС несет залогодатель, если:

- он является плательщиком НДС,

- предмет залога с согласия залогодержателя реализуется залогодателем, являющимся плательщиком НДС, либо реализуется залогодержателем, но при этом оборот по реализации предмета залога отражается в бухгалтерском учете залогодателя;

б) обязанность исчисления и уплаты НДС несет залогодержатель, если он является плательщиком НДС, и одновременно имеет место одна из нижеприведенных причин:

- залогодатель не является плательщиком НДС,

- предмет залога переходит в собственность залогодержателя и его реализация (отчуждение) отражается в бухгалтерском учете последнего.

O В контексте применения льготы, указанной в пункте 20 статьи 15 настоящего Закона, лица, реализующие программы гуманитарной помощи и благотворительные программы, должны в установленном порядке вносить пометки в договоры, заключаемые с находящимися в Республике Армения поставщиками.

O При неиспользовании выручки от поставленных товаров и полученных (без НДС) товаров и услуг на уставные (программные) цели квалификация указанной программы (деятельности) как гуманитарной помощи и благотворительности может быть изменена либо приостановлена уполномоченным органом Правительства Республики Армения по координации гуманитарной помощи, что влечет прекращение или приостановление действия указанных льгот.

O В ходе ликвидации юридических лиц, предприятий, не имеющих статуса юридического лица, а также прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС, отчуждение (реализация) ими имущества подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в установленном настоящим Законом порядке. В таких случаях указанные лица обязаны представить в орган налоговой инспекции по месту своей регистрации (нахождения, жительства) окончательный расчет по НДС и уплатить полагающийся НДС в бюджет до подписания ликвидационного акта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для нашей страны, которая в современных реалиях переживает экономические трудности, особое внимание стоит уделить вопросу формирования доходной части бюджета государства, осуществляемого в рыночной экономике в основном при помощи налогов. Среди налогов одно из важнейших мест занимает весьма оригинальная группа косвенных налогов, которые обычно обозначаются как налоги на потребление. Посмотрев на зарубежный опыт использования этих налогов можно убедиться, что они имеютважное значение, особенно в связи с теми сложными процессов, которые послужили предпосылками принятия и участвовали в ходе формирования второй частиНК РФ и происходят до нынешнего времени. В ходе произведенного анализа, на основе множества литературы, роли и значимости косвенных налогов в формировании бюджетов и, в частности участия НДС, можно сделать такой вывод.

НДС является одним из основных налогов в национальной налоговой системе. В текущий момент он наиболее предпочтительный для бюджета исходя своей высокой доходности, но к сожалению государство не хочет замечать альтернатив ему. Наша экономика, или по крайней мере, мышление наших законодателей аока не может идти дальше пережитка прошлого.

Как бы то не было, НДС включается в цену товара, следовательно, платиться на первый взгляд незаметно для потребителей, но не стоит забывать и о существующих альтернативах ему.

На тему роли НДС в формировании доходной базы бюджета можно рассуждать долго, но как бы то не было, в наше время косвенные налогизанимаю значительную роль в бюджете.

 

Список используемой литературы

1.  Ивашов Н.А., НДС как тормоз для экономики России : Наша версия. - 2009.№5 - С.34-38

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление.

3.  Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

4.  Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: М.: АНАЛИТИКА – ПРЕСС.2007. – 222с.

5.  Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2009. -544с.

6.  РомановскийМ.В.,Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2008. – 576с.

7.  Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: ЮНИТИ: Финансы,2007. – 84с.

8.  Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 517с.

9.  .Бербенец В.И. Налоговая реформа: снижение ставок и…рост платежей // Налоговая политика и практика – 2011.- № 12 .– С.16-19.

10.  Букаев Г.И. Об итогах поступления налогов и сборов в 2009 году и задачах на 2010 год // Налоговая политика и практика. 2010. - № 3. – С.4

11. #"#">#"https://kontur.ru/press/ya-buhgalter/2013/20/170">https://kontur.ru/press/ya-buhgalter/2013/20/170

14. #"#">http://www.consultant.ru/