Роль классного руководителя в повышении уровня индивидуальных образовательных достижений учащихся и учета их.
Роль классного
руководителя в повышении уровня
индивидуальных образовательных достижений учащихся и учета их.
Аргунова
Наталия Владимировна,
МБОУ лицей,
г. Лобня Московской обл.
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и
третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления
новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно,
способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и
своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в
системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моно
идеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие
человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха
в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность
учащегося. Этот процесс для воспитателей в лицее заключает в себе следующие
тенденции:
1.
Направленность на
поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для
её творческого развития.
2.
Обретение
школьником своего образа, «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и
выращивания своей собственной.
Воспитатели призваны решать задачу по формированию
разносторонней развитой личности путём, в первую очередь, внеурочной работы со
школьниками.
Внеурочная работа - составная часть
учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного
времени учащихся. Выделяются следующие виды внеурочной деятельности в школе:
познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная,
эстетическая, досуговая. Все они тесно связаны с учебным процессом, с
содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных
образовательных, воспитательных целей.
Ценностно-ориентационная деятельность представляет
собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов,
усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют
ценностями. Классный воспитатель имеет богатые возможности стимулировать
выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах
внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике,
классные собрания, дискуссии, диспуты.
Общественная деятельность предполагает участие
школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных
объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях
и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию,
уборка лицея, лицейские собрания, заседания, выборы и работа ученических
органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный
вкус, интересы, культуру, способности детей. Воспитатели имеют возможность
проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные
театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный,
развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать
ученикам, однако воспитатель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о
своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и
спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут
проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные
дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Познавательная деятельность (с точки зрения
организации ее воспитателем) имеет наибольшее значение для повышения
индивидуального образовательного уровня учащихся. Она направлена на развитие
познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных
способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как
экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Внеурочная воспитательная работа для повышения
индивидуального образовательного уровня учащихся планируется проводиться мной по
следующим направлениям:
1) учебно-познавательное - организация конкурсов, викторин, игр и других
учебно-познавательных мероприятий.
2) культурно-просветительное - посещение выставок и
музеев, посещение театров.
Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное
занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или
воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. Как и урок,
она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии
наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и
другие методы.
Образовательно-воспитательное значение экскурсий
состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных
фактов, обогащению чувственного опыта школьников; помогают установлению связи
теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач
эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.
В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно
классифицировать как производственные, природоведческие, краеведческие,
литературные, географические и т.п. По образовательно-воспитательным целям они
могут быть обзорными и тематическими.
При подготовке к экскурсии воспитатель определяет ее
содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним
сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскурсию может проводить сам
педагог или экскурсовод. При этом педагог остается организатором и руководителем
познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии.
- провести анкетирование о том, какие предметы легче
даются, а какие - сложнее, чтобы выявить
трудности в обучении и помочь учащимся лучше заниматься;
- контролировать оценки учащихся, еженедельно
выставлять отметки в дневник;
- вести постоянный диалог с учащимися, родителями,
учителями-предметниками по поводу успеваемости;
- ближе к концу четверти проводить анализ оценок учащихся
с точки зрения исправления их;
- выстраивать рейтинг в классе и выявлять лучших в
классе и лицее (тем самым стимулируя учащихся с низким рейтингом к его улучшению);
- организовывать экскурсии, внеурочные мероприятия,
классные часы;
- подавать личный пример ученикам.
Таким образом, воспитатель играет важную роль в
повышении уровня индивидуальных образовательных достижений лицеистов.
Образовательный уровень учащихся – это отражение
профессионального уровня педагогов. Залог успеха в достижении высоких
образовательных результатов – компетентные учителя. Главной задачей воспитателя
становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
Воспитатель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в
которой каждый смог бы реализовать свои способности и интересы; создать
условия, при которых возможным
становится приобретение каждым учащимся на уровне развития его
индивидуальных способностей определенных
знаний.