Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Теоретические основы анализа себестоимости с использованием метода маржинального анализа






Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические основы анализа себестоимости с использованием метода маржинального анализа. 5

1.1. Экономическая сущность себестоимости продукции. 5

1.2. Методика проведения анализа себестоимости с использованием метода маржинального анализа. 9

2. Анализ себестоимости в ЗАО «Завод ЖБИ-6». 13

2.1. Краткая-экономическая характеристика предприятия. 13

2.2. Факторный анализ себестоимости продукции. 13

2.3. Маржинальный анализ себестоимости продукции. 25

3. Пути снижения себестоимости продукцииЗАО «Завод ЖБИ-6». 35

Заключение. 38

Список использованных источников. 41

Приложения. 43

 

 


 

Введение

 

Процесс наполнения рынка услугами и товарами порождает конкуренцию. Это заставляет каждого его участника бороться за свою нишу и «место под солнцем». В данной борьбе победителем становится тот, кто производит качественную продукцию и цена которой ниже. Эти два главных фактора существенно влияют на конечный исход борьбы. В таком случае, резерв улучшения заключается именно в себестоимости продукции.

На самом деле исчислять сам показатель себестоимости нужно не сам по себе, а как неотъемлемый элемент в системе управления организацией или фирмой. Между основными показателями себестоимости и прибыли всегда существовала прямая зависимость. Это связано с тем, что именно прибыль можно вычислить, как разность между выручкой и себестоимостью произведенных продаж. Управление прибылью непосредственно связано с себестоимостью и управлением затратами. В современных условиях рыночной экономики размер самой выручки зависит от предложения и объема спроса. В таком случае, величина затрат полностью обусловливается непосредственной деятельностью предприятия.

Калькулирование себестоимости и сбор затрат, прежде всего, зависит от выбранного предприятием метода учета затрат, а также калькулирования себестоимости. В таком случае, для сферы малого предпринимательства достаточно важно соблюдать существующие принципы обеспечения эффективности. Основные выгоды от использования получаемой в результате учета затрат и калькулирования себестоимости информации обязательно должны быть больше затрат на их получение. В таком случае, обязательно нужно разработать эффективную схему формирования информации управленческого и финансового учета,в основе которой лежал бы однократный ввод исходных данных. Такая схема должна обеспечивать необходимое качество информации, которая постоянно потребляется субъектами управления.

Маржинальный анализ изучает зависимость между переменными издержками, постоянными издержками и прибылью. Как известно, расходы напрямую влияют на размер самой прибыли. Поэтому, в отличии от данного параметра, затраты в момент их признания никак не должны оказывать воздействие на их величину. В том случае, если осуществление затрат непосредственно связано с показателем прибыли, то необходимость в калькулировании себестоимости производимой продукции (работы или услуг) резко отпала. Основным результатом калькулирования считается себестоимость, которая обязательно формируется в процессе производства. Она обязательно признается расходом в момент непосредственной реализации.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что выбранная тема является актуальной.

Главная цель курсовой работы заключается в проведении маржинального анализа себестоимости продукции, обобщении выводов по итогам анализа, а также в том, чтобы сформулировать направления снижения себестоимости продукции предприятия.

Объектом исследования является ЗАО «Рязанский завод ЖБИ-6», выпускающий широкую номенклатуру железобетонных изделий.

Предмет исследования – маржинальный анализ себестоимости продукции предприятия.

Основные задачи, которые были поставлены в процессе курсовой работы, заключаются в следующем:

- изложить теоретические основы анализа себестоимости с использованием метода маржинального анализа;

- провести маржинальный и факторный анализ себестоимости продукции на предприятии;

- предложить пути снижения себестоимости продукции.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1.Теоретические основы анализа себестоимости с использованием метода маржинального анализа

 

1.1.Экономическая сущность себестоимости продукции

 

Информация, которая получается пользователями финансовой отчетности и сам финансовый учет – это главные источники для получения актуальных данных. Они позволят сделать качественный анализ общего финансового состояния предприятия. Кроме того, вместе с финансовым учетом на сегодняшний день многие компании просто вынуждены дополнительно вести управленческий учет.

Себестоимость как базисным элементом управленческого учета.

Порядок организации и ведения управленческого учета в организации российским законодательством строго не регламентирован. Политика управленческого учета разрабатывается каждым предприятием самостоятельно, что позволяет применять индивидуальный подход при разработке и формировании показателей управленческого учета применительно к особенностям деятельности в конкретной организации. Себестоимость, по сути, можно отнести к показателям как финансового, так и управленческого учета. Себестоимость является важным элементов управленческого учета и способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений [2, с.15].

Себестоимость продукции является одним из самых важных показателей, который качественно и количественно отражает производственный процесс ихозяйственную деятельность предприятия в целом. Себестоимость отражает, количество и стоимость ресурсов, затраченных на производство иреализацию услуги. На себестоимость не влияет наличие нормативной документации, возможность ведения бухгалтерского учета и т.д. Себестоимость, как правило, является основным фактором, определяющим цену на туристские услуги. Себестоимость зависит от таких факторов, как: объем и качество туристских услуг, затраченное рабочее время, необходимые материалы и оборудование и пр. Если снижается себестоимость посредством снижения каких-либо затрат, то повышается прибыль и рентабельность предприятия[3, с.124].

Понятие себестоимости с точки зрения практически не закреплено законодательно. Единственным документом, который отчасти нормативно регулирует себестоимость как экономическую категорию, является Положение по бухгалтерскому учету «Затраты организации» ПБУ 10/99.

Согласно данному Положению, себестоимость представляет собой затраты по обычным видам деятельности, в частности затраты по производству и реализации товаров и услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Итак, в законодательстве РФ о бухгалтерском учете понятие «себестоимость» используется в следующих контекстах:

1) в отношении фактических затрат на приобретение и изготовление товарно-материальных ценностей (которые в дальнейшем используются при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг) – сырья и материалов;

2) в отношении затрат непосредственно на производство и реализацию реализованной продукции, выполнение принятых заказчиком работ / услуг [6, с.107].

В состав затрат, включаемых в себестоимость, входят затраты, связанные с:

– производством продукции;

– подготовкой и освоением производства, рационализаторством производственного процесса, подготовкой кадров;

– обслуживанием и управлением процессом производства;

– уплатой налогов, относимых на себестоимость продукции;

– содержанием объектов основных средств и нематериальных активов;

– сбытом продукции [7, с.106].

Исчисление себестоимости зависит от воздействия многих факторов, например:

1. В зависимости от степени готовности продукцииследует выделять себестоимость товарной, валовой, реализованной, а также отгруженной продукции.

Товарная себестоимость или себестоимость товарной продукции обычно определяетсяс помощью корректировки себестоимости продукции валовой на изменение остатков незавершенного производства товара.

Валовая себестоимость товара можно определить с помощью корректировки существующей величины затрат на его изготовления на некий объем уже изготовленной ранее продукции.

Себестоимость реализованной продукции обычно определяется с помощью корректировки себестоимости продукции товарной на изменение остатков продукции на складе на начало, а также конец определенного отчетного периода.

2. В зависимости от количества продукции – это себестоимость товарной единицы, а также всего объема изготовленной продукции.

3. В зависимости от полноты включения затрат – технологическая, сокращенная (неполная), производственная и полная

Технологическая себестоимость используется для экономической оценки вариантов новой техники и выбора наиболее эффективного. Она включает затраты, имеющие непосредственное отношение к выполнению операций над определенным изделием.

Неполная себестоимость. Метод калькуляции продукции (работ, услуг) по неполной себестоимости означает, что в себестоимость включаются все затраты, кроме общехозяйственных. Общехозяйственные затраты в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются и списываются непосредственно на выручку от реализации.

Производственная себестоимость подразумевает некие общие затраты предприятия или объединения на изготовление определенного вида продукции. Она формируется из общезаводских расходов и цеховой себестоимости.

Полная (коммерческая) себестоимость в большинстве случаев детально отражает затраты на сбыт и производство продукции. Данный параметр включает производственную себестоимость, а также все иные внепроизводственные затраты.

4. В зависимости от оперативности формирования – фактическая (отчетная) и нормативная (плановая) себестоимость.

Схематично формирование себестоимости можно представить следующим образом (рис. 1.1).

1. Сырье и материалы

2. Вспомогательные материалы

3. Топливо и энергия

4. Оплата труда производственных рабочих

5. Отчисления в социальные фонды

Неполная себестоимость

6. Общепроизводственные затраты

Цеховая себестоимость

7. Общехозяйственныезатраты

Производственная себестоимость

8. Коммерческиезатраты

9. Прочие затраты

Полная себестоимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1.1. Формирование себестоимости

Отчетная себестоимость продукции обычно определяется фактическими затратами на реализацию и производство продукции.

Плановая себестоимость продукции обычно исчисляется на основании существующих норм расхода топлива, материалов, сырья, энергии, оборудования, транспортно-заготовительных расходов, технических норм использования рабочего времени, строгого режима экономии в расходах по обслуживанию и управлению производства.

Характер себестоимости товаров и услуг определяет классификацию и особенности учета затрат. Одним из основных методов учета затрат является учет в соответствии со степенью оперативности учета. Важное значение в управлении себестоимостьюиграет классификация затрат по статьям калькуляции. Однако в настоящее время данной классификации уделяется недостаточно внимания. Управленческий учет повышает эффективность планирования и анализа экономических показателей деятельности предприятия по производству и реализации товаров и услуг [10, с.312].

 

1.2.Методика проведения анализа себестоимости с использованием метода маржинального анализа

 

Деление затрат на постоянные и переменные осуществляется в зависимости от изменения объема производства.

Переменные затраты, рассчитанные на выпуск продукции, изменяются в прямой пропорциональной зависимости от изменения выпуска (объема производства), т.е. чем больше объем выпускаемой продукции, тем больше сумма технологических затрат.

Переменные затраты в расчете на единицу продукции всегда остаются постоянными, но изменяются в связи с изменением объема загрузки производственных мощностей.

Постоянные затраты, рассчитанные на выпуск продукции, относительно постоянны в каждый данный период времени. Постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, уменьшаются при увеличении объема производства и увеличиваются при его уменьшении.

Таким образом, постоянные затраты при изменении уровня деловой активности не меняются в сумме, но они напрямую зависят от объема производства в расчете на единицу продукции.

Некоторые затраты относятся к смешанным или полупеременным.

В состав переменных затрат можно отнести следующие:

1) прямые материальные затраты;

2) оплата труда работников;

3) энергия на технологические цели.  

К постоянным затратам относятся:

1) амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

2) оплата управленческих работников;

3) арендная плата;

4) транспортные затраты для целей управления;

5) оплата охраны, пожарной безопасности и др.;

6) затраты на канцтовары;

7) прочие затраты управления.

К смешанным затратам относятся:

1) затраты на оплату телефонных переговоров;

2) затраты на отопление;

3) материально-техническое обслуживание [15, с.14].

Себестоимость – это совокупность затрат организации на производство продукта или услуги, продвижение и реализацию. [16, с.8].

К расходам отчетного периода следует дополнительно относить косвенные и переменные затраты. Кроме того, в данный список входит целый ряд иных прямых переменных затрат, которые признаются косвенными (это зависит от неэффективности их отслеживания, включения в себестоимость продукции и выделения). В таком случае, в саму себестоимость произведенной продукции обычно включаются также прямые переменные материальные затраты. Такой метод калькулирования именуют жестким директ-костингом. Это связано с тем, что только прямые переменные материальные затраты можно считать по-настоящему «переменными». В таком случае, в качестве основного признака классификации затрат обычно используется связь с объемом производства. Именно это способствует разделению затрат на постоянные и переменные. Указанное выше название применяется в течение длительного периода для выполнения качественной характеристики метода учета затрат и дальнейшего калькулирования себестоимости.

Само определение «директ-костинг» можно считать основным методом исчисления затрат, а также системой, которые используется для контроля и качественной оценки. С английского языка данное понятие переводится, как учет прямых затрат.

К самим переменным затратам с самого начала относили только одни прямые переменные затраты. В то время, как все остальные виды косвенных затрат обычно списывались на полученные финансовые результаты. В конечном итоге, общая сумму затрат переменных, а значит и себестоимость продукции состояла исключительно из величины затрат прямых. Этот прием и нашел отражение в названии такого метода. На сегодняшний день директ-костинг дает возможность предусмотреть учет себестоимости отчасти не только прямых переменных затрат, но и косвенных переменных затрат на производство продукции.

Полнота решения задач анализа на основе правильного применения методик его проведения требует от аналитика профессиональных знаний:

– о классификации затрат по различным признакам;

– о характере поведения затрат;

– о взаимосвязи затрат на производство и себестоимости продукции.

Одно из основных направлений деятельности предприятия – это оценка себестоимости и прибыльности выпускаемой продукции. Использование различного рода методик расчетов приводит к получению порой противоположных результатов, что обусловлено неоднозначностью оценок. Это проблему призван решать маржинальный анализ себестоимости.

По своей сути это способ расчета потенциальной прибыльности продукта с использованием соотношения цен при продаже и переменных затрат на производство продукции. Оптимальным такой анализ делает то, что обе эти величины чаще всего известны и очевидны. Одновременно мы минуем процесс выбора метода распределения общих расходов и тем самым получаем действительную оценку продукции.

В этом случае определяется для каждого вида продукции так называемый ценовой показатель:

(Цена реализации за единицу – Переменные затраты на единицу)/ Цена реализации за единицу.

Соответственно, наиболее высокое значение такого коэффициента свидетельствует о росте потенциальной прибыльности, поэтому с финансовой точки зрения наиболее выгодной является реализация изделий с наибольшим ценовым коэффициентом.

Если же при анализе имеет место отрицательное значение ценового коэффициента, то напрашивается вывод о наличии крайне неприятной ситуации в производстве. Это означает, прежде всего, то, что получаемые средства от реализации продукции не покрывают даже переменных затрат на выпуск изделия данного вида, не говоря уже об общепроизводственных расходах. Речи о получении прибыли тут и вовсе не может быть.

В аудиторских расчетах Маржинальный анализ себестоимости продукции проводит оценку влияния факторов первого порядка на уровень себестоимости путем использования следующей факторной модели:

Ci=Ai/VBПi + bi

 

Для целей таких расчетов:

i – определенный для расчетов вид продукции;

Сi - себестоимость единицы продукта;

bi - сумма переменных затрат на единицу i;

Аi - сумма постоянных затрат относительно i;

VВПi - объем выпуска i в физических единицах.

Взаимосвязь этих факторов, однако, не приводит к зависимости уровня переменных затрат от количества выпущенной продукции. Наблюдается сокращение постоянных затрат при увеличении производства и их резкое возрастание при спаде объемов выпускаемой продукции. Поэтому уменьшение себестоимости можно получить путем увеличения производства продукции на производственных мощностях.


2.Анализ себестоимости вЗАО «Завод ЖБИ-6»

 

2.1.Краткая-экономическая характеристика предприятия

 

Рязанский завод железобетонных изделий №6 ведет свою историю с 1958 года, являясь одним из крупнейших предприятий отрасли в Рязанской области. За многие годы на рынке железобетонных изделий предприятие зарекомендовало себя как надежный партнер и стабильный поставщик высококачественных ЖБИ на строительные объекты различных регионов.

За эти годы завод превратился в современное технически оснащенное предприятие с хорошо развитой инфраструктурой.

Продукция ЗАО «Рязанский завод ЖБИ-6» поставляется на строительные площадки Рязанской, Московской, Тульской, Калужской, Ленинградской, Владимирской, Липецкой, Ярославской, Нижегородской областей и многих других регионов России.

Предприятие состоит из производственных подразделений: цехов, участков и хозяйств, органов управления и организаций по обслуживанию работников предприятия. К производственным звеньям предприятия относятся цехи и участки, где изготавливается основная продукция предприятия. Завод объединяет в своем составе бетоносмесительный, два формовочных, арматурный и известигасительный цеха, а также другие вспомогательные подразделения. Также в составе предприятия имеется свой цех по производству металлоформ (бортоснастки) для производства ЖБИ.

Номенклатура выпускаемых изделий составляет более 100 наименований.

 

2.2.Факторный анализ себестоимости продукции

 

Блок1.Проанализируем себестоимость единицы продукцииЗАО«Завод ЖБИ-6».

Таблица 2.1.

Расчет себестоимостипо каждому видупродукции по ЗАО«Завод ЖБИ-6»

Наименова

ние продукции

Факт 2012 г

Факт 2013 г

Себестоимость, тыс. руб.

Отклонение на выпуск, + / -

кол-во

себестоимость на единицу руб.

кол-во

себестоимость на единицу руб.

2012 г

Усл. 1 гр4·гр3

2013 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Плиты

315902

1568,3

360433

1796,6

495445

565285

647568

+152123

Опоры ЛЭП

0

0,0

2842

7428,5

0

0

21112

+21112

Фундаментные блоки

19086

4828,9

21289

4103,0

92165

102804

87350

-4816

Тротуарные блоки

4674

2406,4

17018

2600,4

11248

40952

44255

+33007

Перемычки

392653

136,8

372142

133,2

53750

50943

49588

-4162

Бордюры

111622

81,8

128418

92,8

9134

10508

11918

+2785

Кольца

297312

347,1

381056

376,3

103200

132268

143414

+40214

Лестничные марши

18695

6338,7

26899

7094,5

118503

170505

190836

+72333

Прочаяпродукция

26853

 

24242

81,16

53002

53016

53085

+83

Итого

1197262

782,2

1364930

915,2

936446

1126281

1249127

+312681

 

Определим себестоимость единицы продукции в целом по предприятию, которая рассчитывается делением совокупной себестоимости на количество продукции:

2012 г.:  936446/1197262 = 0,78216 тыс. руб. или 782,16 руб;

2013 г.:  1249127/1364930 = 0,91518 тыс.руб. или 915,18 руб.

Определим какие факторы оказали влияние на рост уровня себестоимости продукции:

Усредненная себестоимость единицы продукции при фактической струтуре:

 =1126281/1364930=0,82516 или 825,16 руб.

Таким образом, влияние структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции составит

 825,16 – 782,16 = 43 руб.

Влияние изменений в себестоимости единицы продукции по видам продукции на усредненный показатель себестоимости:

 915,18 –825,16 = 90,02 руб.

Рассчитаем величинусовокупной себестоимости, на величину которой, кроме рассчитанных факторов, оказывает влияние объем выпуска продукции.

Рассчитаем влияния факторов на совокупную себестоимость.

Таблица 2.2.

Расчет влияния факторов на совокупную себестоимость

Показатель

Алгоритм расчета

Расчет(тыс.руб.)

Себестоимость базисного периода


936446

Себестоимость продукции при фактических объеме, структуре и базисной

себестоимости единицы продукции

 

1126281

Влияние объема и структуры продукции на себестоимость


1126281-936446 = 189835

Влияние объема выручки продукции на совокупную себестоимость


(1364930-1197262) · 0,782 =131143,2

Влияние структуры выпуска продукции на совокупную себестоимость


189835 – 131143,2 = 58691,8

Влияние изменения себестоимости

единицы продукции по группам товаров на совокупную себестоимость

 

(0,915- 0,782) · 1364930 = 81563,0

 

Совокупное влияние факторов

Стр.4 + стр. 6

131143,2+181563,0= 312706,2

 

Рассмотрим влияние на себестоимость продукции уровня цен на ресурсы и затратоемкость. Для факторного анализа уровня себестоимости введем дополнительные условия -индекс цен на сырьевой набор и услуги.

Индекс средней цены на ресурсы Iрмравен 1,16

Рассчитаем себестоимость единицы фактически 2013 г. в сопоставимых ценах. Для этого себестоимость единицы 2013 г. (915,18 руб. – итог гр.5 табл.2.1.1) разделим на индекс средней цены на ресурсы.

Себестоимость единицы фактически 2013 г. в сопоставимых ценах (ценах 2012 г.) равна:

C0pм=915,18/1,16 = 778,95 руб.

Себестоимость всей продукции на выпуск 2013г. при ресурсоемкости 2013 г. и ценах 2012 г.:

Q1C0pм=1364930 • 778,95 =1063212 тыс. руб.

Изменение себестоимости единицы продукции под влиянием изменения цен на ресурсы и услуги составляет:

= 915,18 –778,95 = 136,23;

затратоемкости (ресурсоемкости) используем формулу (1.6):

?С( Zi) =778,95 – 825,16 = - 46,21 руб.

На изменение себестоимости всей продукции влияние оказывают:

– цены ресурсов: = 1249127 – 1063212 = 185915 тыс.руб;

– затратоемкость (ресурсоемкость):?С( Zi) =1063212 – 1126281 =- 63069 тыс.руб.

Результаты факторного анализа себестоимости единицы продукции и себестоимости всей продукции объединим в таблицу 2.3.

Таблица 2.3

Совокупное влияние факторов на себестоимость единицы продукции и всей продукции

Фактор

Размер влияния на

себестоимость единицы

 продукции руб.

Размер влияния на

себестоимость всей

 продукции тыс. руб.

Количество продукции

-

+131143,2

Структура выпуска

+43,00

+58691,8

Цены на материалы

+136,21

+185915

Ресурсоемкость

-46,21

-63069

Итого

+133,00

+312681

 

Блок 2. Далее проведем анализ затрат на1 рубльтоварной продукции.

Сначалаизучимдинамикузатратна1рубль товарной продукцииза5 лет. Результаты представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Динамика затрат на рубль продукции.

 

2009г

2010г

2011г

2012г

2013г

Уровень показателя

83,99

85,07

85,27

90,63

91,33

Темп роста,%

100,00

101,68

101,92

108,33

109,17

 

Установим факторы изменения уровня затрат.

Уровень товарной продукцииопределяем поданным таблицы 2.5.

Таблица 2.5

Факторныйанализструктурытоварнойпродукции

Наименование продукции

Факт 2012г

Факт 2013 г

Товарная продукция, тыс. руб.

Уд.вес %

Отклонения,всего

кол-во

цена

кол-во

цена

2012г

Усл.1

гр3•гр4

2013г

2013

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Плиты

315902

1827,2

360433

1901,9

577229

658598

685511

50,1

108282

Опоры ЛЭП

0

0,0

2842

9820,7

0

0

27910

2,0

27910

Фундаментные блоки

19086

5085,1

21289

5849,3

97055

108258

124526

9,1

27471

Тротуарные блоки

4674

2814,9

17018

3754,0

13157

47905

63886

4,7

50729

Перемычки

392653

147,8

372142

155,2

58050

55017

57749

4,2

-301

Бордюры

111622

106,6

128418

108,9

11896

13686

13986

1,0

2090

Кольца

297312

361,3

381056

361,8

107428

137687

137885

10,1

30457

Лестничные марши

18695

6662,0

26899

7487,0

124546

179201

201394

14,7

76848

Прочаяпродукция

26853

100,00

24242

100,00

43903

53792

54833

4,1

10930

Итого

 

100,00

 

100,00

1033263

1254144

1367681

100,

334417

 

Исходяиз приведенныхданных,затратына1 руб. товарнойпродукцииравны:

а) уровень затрат на 1 руб. товарной продукции в 2012 г:

=936446/ 1033263= 0,9063

б) уровень затрат вценах 2012 г., пересчитанныхна фактический выпуск и структуру:

Для расчета этого показателя рассчитаем уровень товарной продукции 2013г в сопоставимых ценах. Рассчитаем индекс цен на изделия (формула 1.4) поданным из таблицы2.5:

Iр= 1367681/ 1254144= 1,10

=1126281/1367681/1,10=1126281/1232145=0,9141

 

в) уровень затрат на 1 руб. товарной продукции фактически при ценах 2012 г. на ресурсы и продукцию: =1063212/1232145=0,8629

г) уровень затрат на 1 руб. товарной продукции фактический за 2013 г. при плановых ценах на продукцию: =1249127/1232145=1,0037

д) уровень затрат фактический за 2013 г. на 1 руб. товарной продукции:

=1249127/1367681=0,9133

Расчет влияния факторов на уровень затрат на 1 рубль товарной продукции сведен в таблицу.

Таблица 2.6

Расчет влияния факторов на уровень затрат на 1 рубль товарной продукции

Фактор

Алгоритм расчета

Расчет

Размер влияния

Структура продукции

Усл2-усл1

0,9141-0,9063

+ 0,008

Ресурсоемкостьизделия

Усл3-усл2

0,8629 -0,9141

-0,0512

Цены на ресурсы

Усл4-усл3

1,0037-0,8629

+0,1408

Цены на продукцию

Усл5-усл4

0,9133-1,0037

-0,0904

Итого

Усл5-усл1

0,9133- 0,9063

+0,007

 

Систематизируемполученныеданныевтаблице 2.7.

Таблица 2.7

Влияниефакторовнауровеньзатрат нарубль товарнойпродукцииисебестоимостьтоварноговыпуска.

Факторы

Затраты на 1 руб. товарнойпродукции, коп.

Полнаясебестоимостьтоварной продукции, руб.

Изменениеструктурытоварной

продукции

+0,8

+10941,4

Изменение ресурсоемкости продукциипротив норм

-5,12

-70025,3

Повышениеценна ресурсы

+14,08

+192322,7

Изменение цен на продукцию

-9,04

-123638,4

Итого

+0,7

+9573,4

Дляболееглубокогоизученияпричинизменениясебестоимостипроанализируем ее структуру.

Блок3. Проведем анализ структуры себестоимости продукции.

Проанализируемсмету затрат ЗАО«Завод ЖБИ-6» (табл.2.8).

Таблица 2.8

Анализ сметызатратнапроизводствопосравнениюсфактом2013г

Элементы затрат

Затраты, тыс. руб.

Отклонение (+/-)

Удельный вес, %

Откл.

по уд.

весу (+/-)

2012г

2013г

тыс.

руб

%

2012г

2013г

1.Сырье и основные материалы

361153

479480

118327

132,8

38,57

38,39

-0,18

2.Полуфабрикатыикомплектующиеизделия

100280

170000

69720

169,5

10,71

13,61

2,90

3.Работы и услуги производственхарактера

12388

25815

13427

208,4

1,32

2,07

0,74

4.Вспомогат. материалы

32300

28700

-3600

88,9

3,45

2,30

-1,15

5.Топливо

32992

40775

7783

123,6

3,52

3,26

-0,26

6.Энергия

34816

41378

6562

118,8

3,72

3,31

-0,41

7.Затраты на оплату труда

205491

261187

55696

127,1

21,94

20,91

-1,03

8.Отчисления на соц. нужды

71162

87103

15941

122,4

7,60

6,97

-0,63

9.Амортизация основных фондов

16072

38103

22031

237,1

1,72

3,05

1,33

10.Прочие расходы

69792

76586

6794

109,7

7,45

6,13

-1,32

И т о г о

936446

1249127

312681

133,4

100,0

100,0

-

 

Проведем анализ себестоимости продукциипо калькуляционным статьям он позволит нам определить целевое направление затрат, определить такие показатели, как производственнаяи полная себестоимости.

Таблица 2.9

Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции

Наименование статей

Сумма, тыс. руб.

Отклонения

Структура затрат, %


2012г

2013г

+ / -

%

2012г

2013г

откл, + / -



Материалы за вычетом отходов

361153

479480

118327

32,76

38,6

38,4

-0,2


Топливо,энергия

6767

7403

636

9,40

0,7

0,6

-0,1


Покупные изделия

100802

131140

30338

30,10

10,8

10,5

-0,3


Заработная плата

38437

44379

5943

15,46

4,1

3,6

-0,6


Общепроизводственные расходы

191447

281 442

89995

47,01

20,4

22,5

2,1


Цеховая себестоимость

698605

943844

245239

35,10

74,6

75,6

1,0


Общезаводские расходы

166810

217465

506545

30,37

17,8

17,4

-0,4


ТЗР

30649

35087

4438

14,48

3,3

2,8

-0,5


Прочие производственные расходы(брак)

1650

2200

550

33,33

0,2

0,2

0,0


Производственная себестоимость

897714

1198596

300882

33,52

95,9

96,0

0,1


Коммерческие расходы

38732

50532

11800

30,47

4,1

4,0

-0,1


Полная себестоимость

936446

1249127

312681

33,39

100,0

100,0

0,0


 

Как выяснилось, наибольший удельный вес в себестоимости продукции предприятия занимают материальные затраты и их изменение оказывает наибольшее влияние на себестоимость выпускаемой продукции, поэтому проведем анализпрямых материальных затрат по методикеСавицкой Г.В..

Произведемрасчетвлиянияфакторовнасуммупрямыхматериальныхзатратна единицупродукции.Возьмемтривидапродукции,имеющие наибольший удельный вес в структуре выпускаемой продукции и у которых изменение материальных затрат оказало наибольшее влияние на себестоимость– это многопустотные плиты, лестничные марши иколодезные кольца. Расчетвлиянияфакторовнасумму прямых материальныхзатратпредставленв таблице 2.10.

Таблица 2.10

Расчетвлиянияфакторовнасуммупрямыхматериальныхзатратна единицупродукции

Вид материала

Норма расхода материала на единицупродукции, кг.

Цена материала, руб.

Материальные затраты на единицу продукции, руб.

Общее изменение, руб.

2012г

2013г

2012г

2013г

2012г

2013г по

ценам 2012г

2013г

Плита многопустотная

Ст. х/к лист

2,1124

2,1104

6,982

7,52

14,749

14,735

15,87

1,12

Ст. х/к пруток

4,198

4,188

91,91

100,85

385,84

384,92

422,36

36,52

Цемент М500

4,3601

4,3601

73,98

82,20

322,56

322,56

358,40

35,84

Трубы латунные

0,501

0,501

52,6

58,44

26,35

26,35

29,28

2,93

Прутки латунн.

0,1276

0,1276

49,28

54,76

6,29

6,29

6,99

0,70

Лента ст. упаковочная

0,4689

0,4677

9,522

10,58

4,46

4,45

4,95

0,48

Гвозди проволочные

0,242

0,242

9,09

10,10

2,20

2,20

2,44

0,24

Доска тарная, м3

0,021

0,021

855

950,0

17,96

17,96

19,95

2,00

Бумага упаковочная

0,5025

0,5025

7,47

8,30

3,7537

3,7537

4,17

0,42

Припои оловянносвинцовые

2,76

2,76

29,12

32,35

80,357

80,357

89,29

8,93

Песок К 0,35

0,584

0,584

17,01

18,90

9,93

9,93

11,04

1,10

Итого

 

 

 

 

 

874,45

873,51

964,73

90,28

Лестничные марши

Сталь толстолистов

3,2985

3,2982

8,05

12,92

26,55

26,55

42,61

16,06

Ст. х/к лист

1,2674

1,1264

11,02

12,12

13,96

12,41

13,65

-0,31

Цемент М500

7,3633

7,3627

73,1

95,21

538,26

538,21

701,00

162,75

Ст. сорт. х/т

1,3162

1,3152

19,36

21,30

25,49

25,47

28,01

2,53

Проволока стальная

0,2544

0,2544

35,82

39,40

9,11

9,11

10,02

0,91

Труба нержав.

0,2965

0,2965

81,25

89,37

24,09

24,09

26,50

2,41

Литье из алюминсплава.

1,73

1,73

36,39

40,29

62,95

62,95

69,70

6,75

Гвозди проволочн.

0,5269

0,5269

9,182

10,10

4,84

4,84

5,32

0,48

Доска обрезная, м3

0,0521

0,0521

1045

1150,0

54,47

54,47

59,92

5,45

Песок К 0,35

0,5789

0,5789

23,55

25,90

13,63

13,63

14,99

1,36

Итого

 

 

 

 

773,35

771,73

971,73

198,38

Кольца

Цемент М500

2,9395

2,9384

10,91

12,60

32,07

32,06

37,02

4,95

Ст. х/к лист

0,3481

0,3476

105,5

125,60

36,72

36,67

43,66

6,93

Гвозди проволочн.

0,0013

0,0013

9,182

10,10

0,01

0,01

0,01

0,00

Доска обрезная, м3

0,0003

0,0003

1091

1200,0

0,33

0,35

0,38

0,06

Песок К 0,35

0,0723

0,0723

23,55

25,90

1,70

1,70

1,87

0,17

Прочие материалы

 

 

 

 

3,14

3,11

3,51

0,37

Итого

 

 

 

 

73,98

73,91

86,46

12,49
















 

Изучимфакторыизменениясуммыпрямыхматериальныхзатрат (МЗ) навесьобъемпроизводствакаждоговида продукции.

Рассчитаемкакие факторы оказали влияние на изменение материальных затратпо многопустотным плитам (табл.2.12).

Расчет производится способом цепной подстановки.

Таблица 2.12

Материальные затраты на производство плит

Показатель

Алгоритм расчета

Расчет

Сумма,

тыс. руб.

МЗ0

VВП0 • ? (УР0 * Ц0)

315902 • 0,87445

276241

МЗусл1

VВП1 • ? (УР0 * Ц0)

360433 • 0,87445

315181

МЗусл2

VВП1 • ? (УР1 * Ц0)

360433 • 0,87351

314841

МЗ1

VВП1 • ? (УР1 * Ц1)

360433 • 0,96473

347721

 

Материальныезатратынапроизводствоплитвырослина71480 тыс.руб. (347721 - 276241),втомчислезасчетизменения:

- объемапроизводствапродукции315181 - 276241= + 38940 тыс.руб.;

- расхода материаланаизделие314841 - 315181 = -339 тыс.руб.;

- стоимости материальных ресурсов347721 - 314841 = + 32880 тыс.руб.

Аналогичныерасчетысделаемполестничным маршам (табл.2.13).

 

 

Таблица 2.13

Материальныезатратынапроизводстволестничных маршей.

Показатель

Алгоритм расчета

Расчет

Сумма,

тыс. руб.

МЗ0

VВП0 • ? (УР0 * Ц0)

18695 • 0,77335

14458

МЗусл1

VВП1 • ? (УР0 * Ц0)

26899 • 0,77335

20802

МЗусл2

VВП1 • ? (УР1 * Ц0)

26899 • 0,77173

20759

МЗ1

VВП1 • ?(УР1 * Ц1)

26899 • 0,97173

26139

 

Материальныезатратынапроизводстволестничных маршей вырослина11681тыс.руб. (26139 – 14458),втомчислезасчетизменения:

- объемапроизводствапродукции20802 – 14458 = +6344 тыс.руб.;

- расхода материаланаизделие20759 – 20802 = - 43 тыс.руб.;

- стоимости материальныхресурсов26139 – 20759 = + 5380 тыс.руб.

Аналогичные расчеты сделаем по кольцам (табл.2.14).

Таблица 2.14

Материальныезатратына производствоколец

Показатель

Алгоритм расчета

Расчет

Сумма, тыс. руб.

МЗ0

VВП0 • ? (УР0 * Ц0)

297312 • 0,07398

21995

МЗусл1

VВП1 • ? (УР0 * Ц0)

381056 • 0,07398

28191

МЗусл2

VВП1 • ? (УР1 * Ц0)

381056 • 0,07390

28160

МЗ1

VВП1 • ? (УР1 * Ц1)

381056 • 0,08646

32946

 

Материальныезатратынапроизводствоколецвырослина10951 тыс.руб. (32946 - 21995),втомчислезасчетизменения:

- объемапроизводствапродукции28191 – 21995 = + 6196 тыс.руб.;

- расхода материаланаизделие28160 – 28191 = - 31 тыс.руб.;

- стоимости материальных ресурсов32946 – 28160 = + 4786 тыс.руб.

Систематизируем полученные данные в таблицу 2.15.

 

 

 

 

Таблица 2.15

Факторный анализ материальных затрат по видам продукции

Изделие

Материальные затраты, тыс.руб.

Изменение материальных затрат, тыс.руб.

Общее

В том числе за счет изменения

2012

усл.1

усл.2

2013

объема выпуска

нормы расхода

цен на ресурсы

Плиты многопустотные

276241

315181

314841

347721

71480

38940

-340

32880

Лестничные марши

14458

20802

20759

26139

11681

6344

-43

5380

Кольца

21995

28191

28160

32946

10951

6196

-31

4786

Прочаяпродукция

48459

50137

50358

72674

24215

1678

221

22316

Итого

361153

414311

414118

479480

118327

53158

-193

65362

 

Далеепроанализируемобщуюсуммупрямыхматериальныхзатратвцеломпопредприятию,котораякромеданныхфакторовзависитиотструктурыпроизведеннойпродукции.

Дополним данные индексом Iвп-индекс выпуска продукции. Получаем

Iвп = 1254144/1033263=1,21.

 

Данныедлярасчетаприведенывтаблице 2.16

Таблица 2.16

Общаясуммазатратматериаловна производствопродукции

Показатель

Алгоритм расчета

Расчет

Сумма,

 тыс. руб.

МЗ0

?(VВП0 •УР0 • Ц0)

276241 + 14458 + 21995 + 48459

361153

МЗусл1

МЗ0 • Iвп

361153 • 1,21

436995

МЗусл2

?(VВП1 •УР0 • Ц0)

315181 + 20802 + 28191 + 50137

414311

МЗусл3

?(VВП1 •УР1 • Ц0)

314841 + 20759 + 28160 + 50358

414118

МЗ1

?(VВП1 •УР1 • Ц1)

347721 + 26139 + 32946 + 72674

479480

 

Общаясуммапрямыхматериальныхзатратнапроизводствопродукцииувеличиласьна118327 тыс.руб. (479480 – 361153), в том числе за счет изменения:

- объема производства продукции436995 – 361153 = +75842 тыс.руб.

- структурыпроизводства продукции414311 – 436995 = - 22684 тыс.руб.

- расхода материала на изделие414118 – 414311 = - 193 тыс.руб.

- стоимости материальныхресурсов479480 – 414118 = + 65362 тыс.руб.

Проведем анализ косвенных затрат.

Проанализируем общепроизводственные расходы(табл.2.17).

Таблица 2.17

Анализ общепроизводственных расходов

Наименование статей

Факт 2012 г

Факт 2013г

Отклонение,

(+/-)



РСЭО

 

 

 


Амортизация

4 823

25 880

21 057


Эксплуатация оборудования

70 002

90 746

20 744


Ремонт основных средств

9 632

12 422

2 790


Перемещение грузов

11 394

12 480

1 086


Износ инструмента

15 596

32 091

16 495


Прочие расходы

18 396

27 510

9 114


Итого РСЭО

129 843

201 129

71 286


Цеховые расходы

 

 

 


Содержание АУП

8 209

10 754

2 545


Содержание проч. персонала

6 544

14 839

8 295


Содержание мастеров

11 457

8 838

-2 619


Амортизация зданий, сооружений

1 763

2 201

438


Содержание зданий, сооружений

26 971

35 114

8 143


Ремонт зданий, сооружений

2 224

3 210

986


Испытания, исследования

825

869

44


Охрана труда

3 414

3 235

-179


Износ

144

280

136


Прочие расходы

53

973

920


Итого цеховых расходов:

61 604

80 313

18 709


Всего общепроизводственных расходов

191 447

281 442

89 995


 

Проанализируем общезаводскиерасходы (таблица 2.18).

Таблица2.18

Анализ общезаводскихрасходов

Наименование статей

 Факт 2012 г

Факт2013 г

Отклонения,

(+/-)

Раздел А.Расходы на управление

 

 

 

Расходы на управление , всего

84460

118660

34200

- зарплата заводоуправления

64510

93506

28996

- единый социальный налог

18595

23994

5399

- взносы на обязательное страхование от несчастных случаев

1355

1160

-195

Служебные командировки

1815

5218

3403

 

Продолжение таблицы 2.18

Наименование статей

 Факт 2012 г

Факт2013 г

Отклонения,

(+/-)

Содержание легкового тpанспоpта

4105

6544

2439

Расходы по услугам связи

1205

1040

-165

Канцелярские расходы

770

677

-93

Почтово-телеграфные телетайпные расходы

2685

3724

1039

Расходы на периодические издания

319

292

-27

Расходы по содержанию основных средств, всего

8679

11212

2532

 - амортизация основных средств

2435

3077

642

 -расходы по содержанию зданий и инвентаря управления

2016

2577

561

 -текущий ремонт

4228

5557

1329

Расходы по охране труда

706

635

-71

Представительские расходы

393

2151

1758

Расходы на консультационные, информационные, юридические, аудиторские и прочие услуги

7221

6281

-940

Итого по разделу А

112358

156435

44077

Раздел Б. Общехозяйственные расходы

 

 

 

Содержание общезаводских служб

28475

39895

11420

Содержание заводского двора

3368

6360

2992

Содержание заводских столовых

1801

38

-1763

Содержание ВОХР

13488

17766

4278

Содержание исследовательской лаборатории

6781

11539

4758

Расходы на подготовку кадров

2933

3990

1058

Расходы по ГО

104

202

98

Расходы по услугам сторонних организаций

1404

2363

959

Расходы на изобретения,патентные услуги

3

10

7

Прочие расходы

8360

12836

4476

грузовой транспорт

6230

6705

475

Итого по разделу Б

38242

55104

16862

Раздел В.Сборы и отчисления

 

 

 

 Итого по pазделу В

16210

5926

-10284

 Всегообщезаводских pасходов

166810

217465

50655






 

 

2.3. Маржинальный анализ себестоимости продукции

 

Приведем методику разделения затрат на постоянные и переменные.

Рассмотрим пример построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части для ЗАО «Завод ЖБИ-6» с помощью метода высшей и низшей точки.

В таблице 2.19 приведены исходные данные об объеме производства и затратах производства ЗАО «Завод ЖБИ-6» по месяцам 2013 года.

 Таблица 2.19

Исходные данные для определения уравнения затрат методом высшей и низшей точек по производству ЗАО «Завод ЖБИ-6»

Период

Объем производства - количество изделий, шт.

Затраты на производство,

тыс. руб.

январь

23854

44009,5

февраль

28625

53440,1

март

26239

50296,5

апрель

31010

56583,6

май

29579

54697,5

июнь

28863

51554,0

июль

32441

58469,7

август

28148

49039,1

сентябрь

29579

56583,6

октябрь

28625

52811,4

ноябрь

40552

61613,3

декабрь

32918

58469,7

И т о г о

360433

647568

 

 По данным таблицы видно, что максимальный объем производства за 2013г. составляет 40552 шт. (в ноябре), минимальный – 23854 шт. (в январе). Соответственно максимальные и минимальные затраты на производство равны 61613,3 тыс. руб. и 44009,5 тыс. руб. Разность в уровнях объема производства составляет 16698 шт. (40552 – 23854), а в уровнях затрат - 17603,8 тыс. руб. (61613,3 – 44009,5).

Величина переменных расходов на одно изделие составит:

17603,8 тыс. руб. / 16698 шт. = 1,054 тыс. руб. /шт. = 1054 руб. / шт.

Общая величина переменных расходов на минимальный объем производства 25148 тыс. руб. (1,054 • 23854), а на максимальный объем – 42751,8 тыс. руб. (1,054 • 40552). Общая величина постоянных затрат определяется как разность между всеми затратами на максимальный (минимальный) объем производства и переменными затратами. Для производства она составит 18861,5 тыс. руб. в месяц (44009,5 – 25148, или 61613,3 – 42751,8). Постоянные расходы по производству в год составят 226338 тыс. руб. (18861,5 • 12).

 Составим уравнение общих затрат.

 Следовательно, уравнение затрат, для данного примера имеет вид:

Сполн = 18861,5 + 1,054 • VТП

 Этот метод разделения затрат на постоянную и переменную части можно рекомендовать и для ЗАО «Завод ЖБИ-6». В условиях многономенклатурного производства ЗАО «Завод ЖБИ-6» необходимо построение уравнения затрат по каждому виду продукции и тем самым более точно определить долю постоянных и переменных затрат приходящихся на каждый вид продукции. Повсеместное распространение средств вычислительной техники и персональных компьютеров, использование при решении бухгалтерских и экономических задач стандартных программ на ЗАО «Завод ЖБИ-6» может обеспечить с одной стороны оперативное, нетрудоемкое решение этой задачи, а с другой – хорошее качество информации, получаемой для анализа, и проведения самого анализа.

Далее определим критический объем продаж по каждому виду продукции ЗАО «Завод ЖБИ-6» (таблица 2.20).

 Таблица 2.20

Определение критического объема производства по каждому виду продукции

Наименование продукции

Удельный вес i-го вида продукции

Цена за единицу, руб.

Переменные затрты на единицу, руб.

Критический объем продукции, шт.

Фактический объем продукции, шт.

Отклонение,

 + / -

Плиты многопустотные

0,5012

1901,91

1054

316972

360433

43461

Опоры ЛЭП

0,0204

9820,72

4457,14

2040

2842

802

Фундаментные блоки

0,0910

5849,31

2502,86

14589

21289

6700

Тротуарные блоки

0,0467

3754,04

1560,28

11418

17018

5600

Перемычки

0,0422

155,18

79,95

300961

372142

71181

Бордюры

0,0102

108,9

55,68

103025

128418

25393

Кольца

0,1008

361,85

225,82

397398

381056

-16342

Лестничные марши

0,1473

7487,05

4293,55

24725

26899

2174

 

Спост= 536218 тыс.руб.

Определим критический объем продукции:

- по плитам VРПкр = 536218•0,5012/ 1901,91-1054 = 316972 шт.

- по опорам ЛЭП VРПкр = 536218•0,0204/ 9820,72-4457,14 = 2040 шт.

- по фундаментным блокам VРПкр = 536218•0,0910/ 5849,31-2502,86 = 14589 шт.

и т.д .

Как видно, критическое значение объема производства было достигнуто по всем видам продукции за исключением колец. Следовательно, выручка от реализации колец не покрывает постоянные расходы, приходящие на их долю.

Предложим мероприятия по изменению ассортимента производимой продукции.

Проведенный анализ показал, что на увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции и в частности материальных затрат повлияло изменение структуры выпускаемой продукции. Поэтому необходимо принятие решения об изменении ассортимента, обновлении выпускаемой продукции и т.д.

Определив критический объем производства по каждому виду продукции, мы увидели, что безубыточное значение объема производства было достигнуто по всем видам продукции за исключением колец.

Кольца на ЗАО «Завод ЖБИ-6» выпускают несколько видов: гидравлические, механические для грузовых и легковых автомобилей, причем не все виды колец убыточные.

Рассмотрим задачу об изменении структуры колец. Данные о ценах, удельных переменных затратах, маржинальном доходе абсолютном и относительном и о существующей структуре выпуска колец приведены в таблице 2.21.

 

 

 

Таблица 2.21

Структура выпуска колец ЗАО «Завод ЖБИ-6» в 2013 году

Показатели

Кол-во, шт

Цена, руб.

Уд. вес i-го вида продукции

Переменные затраты на ед. продукции

Маржинальный доход абсолютный на ед. продукции, руб.

Маржинальный доход относительный на ед. продукции

Д2-кольцо

187266

361,29

0,491

269,29

92,0

0,2546

Д4- кольцо

37271

572,77

0,098

315,31

257,5

0,4495

ДГТ3- кольцо

89337

430,02

0,234

184,91

245,1

0,5700

1039-кольцо

16081

54,63

0,042

54,23

0,4

0,0073

ДГТ16

8219

881,19

0,022

487,59

393,6

0,4467

2108-кольцо

42882

54,64

0,113

57,59

-2,9

-0,0540

Итого

381056

 

 

 

985,6

 

 

Для определения маржинального дохода воспользуемся формулой (3.1)

Д2-кольцо: МД = 361,29 –269,29 = 92,0 руб.

Д4-кольцо: МД = 572,77 – 315,31 = 257,5 руб.

и т.д.

Необходимо рассчитать среднюю величину относительного маржинального дохода (МДо) по каждому варианту структуры реализации продукции. Для этого используем формулу (3.2)

Для существующего варианта:

 

 361,29 – 269,29

 кольцо Д2: МДо = ---------------------- = 0,2546

 361,29

 572,77 – 315,36

кольцо Д4: МДо = ------------------------ = 0,4495и т.д.

 572,77

 

Необходимо определить оптимальную структуру выпуска колец, чтобы обеспечить предприятию прибыль. Постоянные затраты за год приходящиеся на долю колец 57634,2 тыс. руб., выручка от реализации равна товарному выпуску колец и составила 137885,1 тыс. руб.

Рассмотрим маржинальный доход на единицу продукции графически.

Рис. 2.1. Маржинальный доход на единицу продукции

Как видим из таблицы и на графике, кольцо 2108 имеет отрицательный маржинальный доход, т.е. выручка от реализации этого вида колец не покрывает даже переменных расходов приходящихся на их долю, т.е. увеличение объема выпуска этого кольца не приведет к появлению прибыли.

Поэтому необходимо принять решение отказаться от производства этого вида кольца, также можно отказаться от производства кольца 1039, т.к. маржинальный доход у него очень мал, всего 0,4 руб.

На освобождающихся мощностях можно увеличить выпуск наиболее рентабельных видов колец – Д4 и ДГТ3, относительный маржинальный доход у них выше, чем у других – 0,4495 и 0,5700 соответственно, а также несколько уменьшим выпуск кольца Д2 со сравнительно небольшим маржинальным доходом – 0,2546. Полученную новую структуру выпуска колец представим в таблице 2.22.

 

 

 

Таблица 2.22

Проектная структура выпуска колец ЗАО «Завод ЖБИ-6»

Показатели

Кол-во, шт.

Цена, руб.

Уд. вес i-го вида продукции

 Удельные переменные затраты

Маржинальный доход абсолютный

Маржинальный доход относительный на ед. продукции

Д2- кольцо

99075

361,29

0,260

269,29

92,0

0,2546

Д4- кольцо

91617

572,77

0,240

315,31

257,5

0,4495

ДГТ3- кольцо

182145

430,02

0,478

184,91

245,1

0,5700

1039- кольцо

*

*

*

*

*

*

ДГТ16

8219

881,19

0,022

487,59

393,6

0,4467

2108-кольцо

*

*

*

*

*

*

Итого

381056

 

 

 

988,1

 

 

Сравним старую и проектную структуру выпуска колец

Рис.2.2. Существующая и проектная структура выпуска колец.

 

По данному варианту структуры постоянные затраты не изменятся, а выручка от реализации составит 173838,8 тыс. руб., т. е. выручка увеличится по сравнению с базовым вариантом (137885,1 тыс. руб.)

Даже на первый взгляд проектная структура выпуска колец выгодна для предприятия, но оценим еще варианта с точки зрения максимизации прибыли.

Оценку вариантов проще осуществлять с использованием маржинального дохода.

Для существующего варианта:

МДо1= 0,2546 • 0,491 + 0,4495 •0,098 + 0,57 •0,234 + 0,073•0,042 + 0,4467 •0,022 + (-0,054) • 0,113 = 0,3092

Для проектного варианта:

МД о2 = 0,2546 •0,260 + 0,4495•0,240 + 0,57 •0,478 + 0,4467 •0,022 = 0,4564

Прибыль от реализации для обоих вариантов рассчитаем с помощью формулы (3.3).

Для существующего варианта:

П1 = В • МД о - Спост = 137885,1 • 0,3092 – 57364,2 = - 14730,1 тыс. руб.

Для проектного варианта:

П2 = 173838,8 • 0,4564 – 57634,2 = 21705,8 тыс. руб.

Проведенный расчет свидетельствует о том, что предприятие, выпуская кольца по существующей структуре, имеет убыток в размере 14730,1 тыс. руб. А проектная структура выпуска колец обеспечит предприятию получение прибыли в размере 21705,8 тыс. руб.

Покажем и сравним графически.

1 – уровень прибыли при существующем варианте выпуска колец

2 – уровень прибыли при проектном варианте выпуска колец

Рис. 2.3 Изменение уровня прибыли  при внедрении проектного варианта выпуска колец

 

В годы кризиса важнейшим фактором при приобретении любого товара играла цена. В данный момент, когда экономика страны стабилизируется, большинство участников рыночных отношений особое внимание стали уделять качеству товаров.. Маркетинговые исследования показали возможность реализации плит в количестве 420500 шт. При этом производственная мощность ЗАО «Завод ЖБИ-6» позволяет увеличить производство плит с 360433 шт. до 420500 шт. или на 15%

Рассчитаем экономию на постоянных расходах при изменении объема выпуска.

Эпр = (Спост,1 / ТП1 - Спост.0 / ТП0) • ТП1, (3.8)

где Спост.1 и Спост.0 - прогнозируемые и базовые постоянные расходы, тыс. руб.

ТП1 и ТП0 - прогнозируемые и базовые объемы товарной продукции продукции, тыс. руб.

Исходная информация:

Базовые постоянные расходы на производство плит (за 2013г) как было рассчитано в выше составили 226338 тыс. руб.

Прогнозируемые постоянные расходы увеличатся на величину амортизационных отчислений по новому оборудованию и на сумму расходов на его содержание и эксплуатацию и составят 243983 тыс. руб. (226338 + 17645).

Базовый объем производства плит (за 2013г) составил 685511,1 тыс. руб. (360433 • 1901,91).

Прогнозируемый объем производства плит будет равен 799753,2 тыс. руб. (420500 • 1901,91).

Расчет: Эпр = (243983 / 799753,2 – 226338 / 685511,1 ) • 799753,2 = - 20073,8 тыс. руб.

Таким образом, при увеличение объема выпуска продукции на 15% произошла экономия на условно – постоянных расходах в сумме 20073,8 тыс. руб.

При этом следует также учитывать эффект кривой опыта (ЭКО): по мере увеличения производства, наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствованием техники, технологии и организации производства. Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции вновь созданная стоимость на единицу продукции снижается примерно на 20-30%.

Пример графика ЭКО приведен на рис.2.4.

 

Затраты

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Объем производства

Рис. 2.4. Зависимость затрат от объема производства продукции

 

ЭКО проявляется не автоматически, а реализуется при условии постоянного повышения квалификации персонала, внедрения новой техники, новых технологий и рациональных предложений. Администрация предприятия должна постоянно заботиться о проведении текущих улучшений, способствующих снижению затрат на производство продукции.


 


3.Путиснижения себестоимости продукции ЗАО «Завод ЖБИ-6»

 

Основу управления себестоимостью на предприятии составляет их планирование. Основной целью планирования себестоимости является установление экономически обоснованнойвеличины и состава текущих расходов предприятия в плановом периоде в разрезе каждого вида выпускаемой продукции, отдельных центров ответственности и по операционной деятельности в целом.

Управление себестоимостью является неотъемлемой частью общей системы управления операционной деятельности предприятия.

К числу основных факторов, требующих учета в процессе планирования себестоимости, относятся:

- изменение объема производства и реализации продукции. Это один из важнейших факторов, позволяющих воздействовать на формирование суммы и уровня себестоимости;

- изменение состава производимой и реализуемой продукции (ее номенклатуры и ассортимента);

- изменение технических условий осуществления операционной деятельности (уровня фондовооруженности и механовооруженности в разрезе видов работ и производимой продукции);

- изменение амортизационной политики предприятия;

- намеченное изменение ставок налоговых платежей, относимых на издержки (себестоимость);

- изменение уровня цен и условий поставки сырья, материалов и других материальных ресурсов по контрактам, заключенным на плановый период;

- изменение условий оплаты труда в соответствии с коллективным трудовым договором и индивидуальными трудовыми контрактами, заключенными на плановый период;

- другие факторы, оказывающие ощутимое влияние на сумму и уровень себестоимости на предприятии с учетом специфики осуществления его операционной деятельности.

Возможности, которые следует использовать предприятию:

- выделение переменных общепроизводственных, коммерческихи управленческих расходов позволит предприятию существенно сократить затраты компании и улучшить финансовые результаты;

- управление по отклонениям целесообразно использовать как в предплановом, так и послеплановомпериодах. При планировании они помогут выбрать оптимальныйобъем производства, при анализе выполнения плана – оценить фактические результаты;

- расчет точки безубыточности и анализ чувствительности – это простойудобный инструментарий определения интервала выживаемости предприятия при изменении внешних и внутренних условий;

- директ-костинг позволит аргументированно принять решения по ассортиментной и ценовой политике предприятия для повышения прибыльности основной деятельности или предотвращения развитиякризиса путем своевременной корректировки текущих управленческих решений.

Директ-костинг лежит в основе многих управленческих решений, так как позволяет выявить маржинальный доход (разность между выручкой от реализации и переменными затратами). Посредством директ-костинга можно доказать, что если данная продукция обеспечивает маржинальный доход, то она выгодна и вносит вклад в общую прибыль предприятия.

Однойизтрудностейвпримененииучетазатратпосистеме«директ-костинг»являетсяпроблемаразложениязатратна постоянныеипеременные.Этосвязаностем,чтоделениезатратнапостоянныеипеременныенесколькоусловно,посколькумногиевиды затратносятполупеременный(полупостоянный)характер.

Всвязи с этив зарубежной практикедля повышения объективности разделения затратна постоянныеипеременныепредложен рядэффективных и практических методов:

- метод высшей и низшей точки объемапроизводства за период;

- метод статистическогопостроения уравнения полных затрат;

- графический метод и др.

В западной практике принято выделять переменные и постоянные общецеховые и общехозяйственные расходы, что позволяет выработать подходы к их контролю и сокращению. Например, оплата труда аппарата управления предприятия полностью является постоянной и, возможно, здесь содержится значительный резерв экономии:при привязки их деятельности к объемампродукции в некоторые месяцы можно добиться снижения затрат.

Для снижения управленческих расходов и адекватного отражения затрат подразделений в некоторых случаях целесообразно усилить внимание к распределению расходов на общецеховые и общехозяйственные. Для этого некоторые службы из общехозяйственных можно выделить как вспомогательные. Критерий: наличие зависимости между затратами подразделений и оказываемыми услугами.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены и в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Оптимизация материальных потоков является одним из наиболее важных этапов снижения себестоимости.

Оптимизация материальных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления технологического цикла его операционной деятельности.


 

Заключение

 

В данной работе проведен маржинальный и факторный анализ себестоимости продукции на примере ЗАО «Рязанский завод ЖБИ-6».

В ходе анализа установлено, что себестоимость единицы продукции в целом по предприятию в 2013 г. возросла на 133,02 руб. ( 915,18 - 782,16), вследствие чего на предприятии по сравнению с 2012 г. образовался относительный перерасход затрат на выпуск и составил 181563,0 тыс.руб. (1364930,0 • 133,02 руб.)

Себестоимости единицы продукции и всей продукции возросла под влиянием следующих факторов:

- количества продукции – размер влияния 131143,2 тыс.руб. на весь выпуск;

- структуры выпуска – размер влияния 58691,8 тыс.руб. на весь выпуск;

- цены на ресурсу – размер влияния 185915 тыс.руб. на весь выпуск.

При снижении ресурсоемкости выпуска продукции. себестоимость единицы продукции и всей продукции также снизилась на 46,21 руб.и 63069 тыс.руб. соответственно.

Так как структура выпуска оказала отрицательное влияние на себестоимость, то проведем анализ структуры.

Наибольший удельный вес в структуре выпускаемой продукции в 2013г занимают плиты – 50,12%, лестничные марши – 14,73%, кольца – 10,08% и фундаментные блоки – 9,10% .

Структура товарной продукции за 2013г по сравнению с 2012г изменилась. В 2013г завод выпустил новый вид продукции - опоры ЛЭП, его доля составила 2,04%. Увеличение удельного веса выпускаемой продукции по сравнению с 2012г произошло по тротуарным блокам на 3,4% (4,67% - 1,27%) и по лестничным маршам на 2,67% (14,73% - 12,05%). По остальным видам продукции наблюдается уменьшение удельного веса, наибольшее снижение по плитам (- 5,74%).

На анализируемом предприятии произошло увеличение выпуска продукции на 334417 тыс. руб. или на 32,4% (1367681 / 1033263). Увеличение выпуска товарной продукции произошло в основном за счет увеличения количества выпускаемой продукции на 220881 тыс. руб. (1254144 – 1033263). Наибольшее влияние на рост выпуска товарной продукции по сравнению с предыдущим периодом оказали следующие виды продукции: плиты – увеличение на 108282 тыс. руб., лестничные марши – увеличение на 76848 тыс. руб., тротуарные блоки – увеличение на 50729 тыс. руб.

Снижение выпуска продукции произошло только по перемычкам на 301 тыс. руб.Таким образом, на предприятии произошло увеличение объемов производства почти по всем видам продукции.

Наибольшее влияние на увеличение себестоимости оказали следующие виды продукции:

- лестничные марши – себестоимость на единицу увеличилась на 755,81 руб. (7094,54- 6338,73), на выпуск – на 72333 тыс. руб.;

- плиты – на единицу на 228,29 руб.(1796,64-1568,35), на выпуск – на 152123 тыс. руб.;

- тротуарные блоки – на единицу на 194,1 руб., на выпуск – на 33007 тыс. руб.

- кольца – хотя себестоимость на единицу увеличилась сравнительно не на много на 29,25 руб., но за счет большого количества колец себестоимость на весь выпуск возросла значительно - на 40214 тыс. руб.

По двум видам продукции себестоимость уменьшилась – это фундаментные блоки и перемычки.

В ЗАО «Завод ЖБИ-6» за анализируемые пять лет затраты на рубль товарной продукции постоянно росли, причем они резко возросли за 2 года (2012 и 2013) с 85,2коп. до 91,33коп. Минимальное значение в 2009 году – 83,66; максимальное в 2013 году – 91,33.

Затраты на 1 руб. товарной продукции в 2013г по сравнению с 2012 г. увеличились на 0,7 коп (91,33 – 90,63), что на весь выпуск товарной продукции обеспечило предприятию перерасход в затратах в сумме 9573,4 тыс.руб. (1367681• 0,7/100).

На увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции в 2013 году оказали влияние следующие факторы:

- влияние структурных сдвигов в ассортименте увеличили уровень затрат на 0,8 коп. на каждый рубль товарной продукции.

- изменение ресурсоемкости продукции оказало положительное влияние и привело к снижению затрат на 5,12 коп. на каждый рубль товарной продукции;

- рост цен на отдельные виды сырья, материалы, покупные изделия, трудовые ресурсы и услуги привел к увеличению затрат на 14,08 коп. на каждый рубль товарной продукции;

- рост же оптовых цен привел к снижению затрат на 9,04 коп. на каждый рубль товарной продукции.

Таким образом, из проведенного анализа видим, что на данном предприятии увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции вызвано ростом цен на основные ресурсы при этом цены на готовую продукцию росли медленнее чем на ресурсы. Повышение же оптовых цен на готовую продукцию вызвало снижение затрат на рубль продукции, что обусловлено инфляцией и изменением качества продукции. Также, на увеличение данного показателя повлияло изменение структуры товарной продукции, т.е. в структуре продукции увеличился выпуск менее рентабельных и уменьшился выпуск высокорентабельных изделий.

В результате проведенного анализа важнейших видов продукции можно сделать вывод, что себестоимость продукции увеличилась в основном за счет материальных расходов, покупных изделий, общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Для выявления причин увеличения этих расходов мы более подробно проанализировали затраты по этим статьям.

Список использованных источников

 

1.   Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П. Табурчака. - Ростов - на-Дону: Феникс, 2010.

2.   Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. - М.: ПРИОР, 2011.

3.   Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Экономка, 2010.

4.   Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013.

5.   Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2011.

6.   Баркан Д.И., Управление фирмой в условиях рынка – Л: Аквилон, 2011.

7.   Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический  анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности). – М.: ИНФРА-М, 2013.

8.   Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. Курс лекций / под ред. И.П. Мерзлякова. М.: ИНФРА-М, 2012.

9.   Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Берзон Н.И. Финансовый менеджмент/Н.И. Берзон, В.Д. Газман и др. – М.: Академия, 2013.

11. Бизнес – планирование. Учебник / Под.ред. В.М. Попова – М, 2013.

12. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения/А.З. Бобылева, Е.Н. Жаворонкова, А.В. Каширова. – М.: Юрайт, 2012.

13. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2013.

14. Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С.Васильева, М.В.Петровская. – М.: КНОРУС, 2013.

15. Вахрушина М.А, Бухгалтерский управленческий учет - М,: ЗАО Финстатинформ, 2013.

16. Володин А.М. Управление финансами (финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2012.

17. Гаврилова С.С. Экономический анализ. – М.: Эксмо, 2011.

18. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – СПб.: Питер, 2013.

19. Горфингель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.: ЮНИТИ – 2010.

20. Драгункина Н.В. Теория экономического анализа. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

21. Дыбаль С.В. Финансовый анализ. Теория и практика. – СПб, Бизнес-Пресса, 2013.

22. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие. / Под ред. О.К. Филатова. – М. Финансы и статистика, 2012.

23. Попова Л.В., Головина Т.А., Маслова И.А. Современный управленческий анализ: Теория и практика контроллинга. – М.: ДИС – 2011.

24. Радченко Ю.В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов / Ю.В.Радченко. – Ростов н/д: Феникс, 2013.

25. Рахметов А.Х. Локализация затрат по видам произведенной продукции. М., 2013.

26. Савицкая Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты / Г. В. Савицкая. - 6-е изд. испр. - М.: Новое знание, 2013.

 


 

Приложения

 


 

Приложение 1.

 


 

Приложение 2.