Павел Петрович Мельников
Павел Петрович Мельников
Будрейко Е. Н.
Cтроитель первой в России железной дороги
Павел
Петрович Мельников (4. VIII. 1804–16. VIII. 1880) — выдающийся русский инженер,
ученый и организатор в области транспорта, строитель первой в России железной
дороги большой протяженности, почетный член Петербургской АН получил
образование в Военно-строительном училище, а затем — в Институте корпуса
инженеров путей сообщения. Как один из отличнейших воспитанников он был
оставлен при институте, в котором с 1833 г. преподавал курс прикладной
механики.
Период,
когда Мельников начинал свою деятельность, характеризовался взглядами, согласно
которым в России не существует потребности в новых видах транспорта — железных
дорогах и пароходах, она вполне может обходиться традиционными. П. П.
Мельникову и его соратникам пришлось вести долгую борьбу за внедрение передовых
видов транспорта, что способствовало бы быстрейшему промышленному развитию
страны и просвещению народа. В одной из своих работ он писал: "…ничто не
может так содействовать просвещению, как возможность скорых и дешевых
путешествий, приобретаемая усовершенствованными системами сообщения",
"по железным дорогам устремится вдаль человеческая мысль…".
По
мнению Мельникова, развитие транспорта в России должно было идти в трех
направлениях: 1. постройка каналов, улучшение естественных водных путей,
введение пароходства; 2. прокладка шоссе и введение "паровых
дилижансов"; 3. постройка сети железных дорог.
В
середине 1830-х гг. Мельников написал ряд трудов, посвященных новым видам
транспорта, в том числе книгу "О железных дорогах", в которой
рассмотрел все существовавшие тогда виды тяги: конную, самотаски, стационарные
паровые машины и локомотивы; обосновал преимущество железных рельсов перед чугунными;
выполнил ряд расчетов, послуживших основой для дальнейших исследований. К
середине 1830-х гг. трудами П. П. Мельникова, М. С. Волкова и др. в России были
заложены основы отечественной железнодорожной науки. К 1839 г. в Институте
инженеров корпуса путей сообщения начали читать специальный "Курс о
железных дорогах".
Хотя
Николай I, российское правительство, глава путейского ведомства К. Ф. Толь были
против строительства железных дорог, так как они развивают в государстве
"демократические идеи и наклонности", военно-стратегические
соображения все же вынудили царя согласиться на проведение подготовительных
мероприятий по постройке первой большой дороги Петербург—Москва. В марте 1841
г. был создан Особый комитет "для предварительного составления и рассмотрения
проекта железной дороги от С.-Петербурга до Москвы в отношении техническом и
расчетов коммерческих, в которые должны входить все расчеты торговли с одной
столицы в другую и обратно, начиная с предметов продовольственных". В него
вошли крупнейшие специалисты по железнодорожному делу А. В. Абаза, П. П.
Мельников и Н. О. Крафт, которые занимались всем инженерно-экономическим
обоснованием будущего строительства. При этом многие расчеты были выполнены
практически впервые и сделаны таким образом, чтобы их можно было использовать
при строительстве других железных дорог.
В
1843 г. русское правительство приняло решение о постройке дороги
Петербург—Москва на средства казны. Руководство инженерно-технической стороной
работ было поручено П. П. Мельникову и Н. О. Крафту. Строительство продолжалось
почти 8 лет. За это время и его руководителям, и рабочим пришлось преодолеть
множество трудностей. Дорога напрямую соединяла Петербург и Москву, местами
проходя по болотам, пересекая реки. В мировой практике еще не существовало опыта
ведения работ в таких северных широтах.
Хотя
Мельников и Крафт были хорошо знакомы с опытом постройки железных дорог в США,
многое делалось впервые и в области проектирования. Это относится, например, к
строительству земляного полотна, мостов, труб и других искусственных
сооружений. По предложению Крафта, Мельникова и его помощника Н. И. Липина,
была принята одна постоянная ширина колеи в сети железных дорог страны — 1524
мм (5 фунтов).
Магистраль
была открыта для общественного пользования 25 ноября 1851 г. Она являлась в то
время самой длинной в мире и масштабам и монументальности сооружения и качеству
работ представляла собой выдающееся достижение отечественного железнодорожного
дела.
П.
П. Мельников надеялся, что строительство Петербургско-Московской дороги станет
первым шагом в создании железнодорожной сети страны, положит начало развитию
отечественного паровозостроения и рельсопрокатного производства. Уже в 1840-х
гг. он представил Николаю I свои соображения на этот счет. Однако тогда они не
получили поддержки. Приступить к реализации этого плана удалось лишь почти
через двадцать лет — со второй половины 1860-х гг. Проектируемая Мельниковым
сеть должна была иметь протяженность 4,7 тыс. км. Он ставил своей целью связать
южную Россию с портами Балтийского, Черного и Азовского морей, наладить
сообщение плодородных южных губерний страны с потребляющими северно-западными,
обеспечить дешевую доставку донецкого угля во все части России, удовлетворить
военно-стратегические запросы страны.
В
1862 г. П. П. Мельников был назначен главноуправляющим путями сообщения, а в
1866 г., когда Главное управление было переименовано в министерство, стал
первым русским министром путей сообщения. За время пребывания на этом посту
Мельников наметил новый проект продолжения еще не законченных и постройки новых
линий протяженностью свыше 7 тыс. км., добился постройки за счет средств казны
Московско-Курской железной дороги и линии Одесса—Елисаветград (ныне
Кировоград). В 1869 г. им был созван первый общий съезд представителей железнодорожных
предприятий, решениями которого было положено начало беспересадочной перевозке
пассажиров по смыкающимся дорогам, установлены станции перегрузочные станции
для непрерывной перевозки грузов и т. д.
Однако
в 1878 г. из-за конфликта с министром финансов М. Х. Рейтерном, который решил
передать в руки иностранных концессионеров Петербургско-Московскую железную
дорогу, П. П. Мельников подал в отставку.
Научная,
практическая и организаторская деятельность П.П. Мельникова была высоко оценена
общественностью: в 1858 г. по рекомендации видных учёных академиков М.В.
Остромысленского, В.Я. Буняковского и Б.С. Якоби он был избран почётным членом
Петербургской академии наук.
"Современники
описывают П. П. Мельникова как человека умного, очень общительного, насмешливого,
красноречивого и почти аскетичного в быту. Уже имея высокий чин и положение, он
жил в одной комнате, ездил в обычном вагоне или простом тарантасе. Он требовал
от себя и других самоотверженного служения делу. Свои денежные средства он
употребил на благотворительные цели: устройство школы для детей
железнодорожников и богадельни для стариков и сирот возле Любани".
Замечательный
русский инженер и ученый П. П. Мельников похоронен на станции Любань дороги
Москва—Санкт-Петербург, где он жил в последние годы.
Список литературы
1.
Житков С. Биографии инженеров путей сообщения. СПб. 1889. Вып.1.
2.
Виргинский В. Возникновение железных дорог в России. М. 1949.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/