Советская гаубица М-10
Советская гаубица М-10
Гаубица
М-10 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. К основным
конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы М-10 относятся переменная
длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и
гидропневматический накатник. Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия
предусматривалось 8 различных метательных зарядов (по состоянию на 1957 год).
Орудие оснащалось подъёмным и поворотным механизмами секторного типа. В
походном положении ствол оттягивался. Лафет с раздвижными клёпанными станинами
коробчатого типа комплектовался колёсами от грузового автомобиля ЗИС-5. Для
защиты расчёта от пуль и осколков имелось щитовое прикрытие.
Отдельно
необходимо отметить отсутствие у гаубицы М-10 дульного тормоза. Для изначальной
ориентации орудия на его использование в дивизионной артиллерии это было
большим плюсом — боевые порядки дивизионной артиллерии располагаются достаточно
близко к передовой и при наличии дульного тормоза поднятая с поверхности земли
пороховыми газами пыль сильно демаскирует орудие. С другой стороны, при
использовании М-10 в роли более удалённого от передовой корпусного орудия этот недостаток
уже не играл значительной роли.
Орудие
могло перемещаться как конной (имелся передок массой около 400 кг), так и
механической тягой.
Трофейные
гаубицы М-10 были приняты на вооружение немецкого Вермахта и армии Финляндии;
захваченные орудия активно использовались в боях Второй Мировой войны. В
послевоенное время финские военные были настолько удовлетворены возможностями
М-10, что не снимали её с вооружения вплоть до 2000 года. В настоящее время все
уцелевшие гаубицы М-10 служат памятниками или музейными экспонатами.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.snariad.ru/