Як-15 (истребитель)
Як-15 (истребитель)
Як-15
- первый (наряду с МиГ-9) истребитель с ТРД, выпущенный уже весной 1946 г.
Двигатель первоначально РД-10 (тяга 900 кгс). В формировании схемы самолета был
применен очень остроумный прием с целью создать в кратчайший срок такой самолет
и в то же время дать возможность быстро освоить его в массовом применении,
преодолеть непривычку летчиков к этому новому виду техники.
За
основу был взят истребитель Як-3 и в нем поршневой двигатель ВК заменен ТРД
осевого типа, установленным также в НЧФ, но под крылом и кабиной, с выходом
реактивного сопла под хвост фюзеляжа (реданная схема). Кабина по габаритам и
оборудованию была сохранена, летчик чувствовал себя в ней привычно,
переучивание было легким. Сохранена была конструкция каркаса фюзеляжа,
конструкция крыла (но с передним лонжероном, изогнутым аркой в обход
двигателя), оперения и шасси с хвостовым колесом (в нем резина заменена стальным
ободом из-за нагрева газами). Обшивка фюзеляжа сделана дюралюминиевой, а низ
его за двигателем был защищен листом из жароупорной стали также от нагрева
газами. Площадь крыла - 14,85 м2, взлетная масса 2634-2742 кг. Вооружение - две
пушки 23 мм (60 снарядов).
Первый
полет был выполнен 24 апреля 1946 г. (летчик М.И. Иванов, ведущий инженер Е.Г.
Адлер) в один день с МиГ-9. 18 августа Як-15 был показан на параде в Тушино, а
5 октября уже летал первый серийный экземпляр. Испытания были закончены в мае
1947 г.
Самолет
Як-15 получился удачным, скорость достигала 805 км/ч (получена 23 мая 1946 г.),
т.е. прирост по сравнению с серийным Як-3 85 км/ч, время виража - 26 с. Як-15 -
первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение в СССР. Было выпушено
280 серийных машин.
Кодовое
обозначение НАТО - Feather (Перо).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.snariad.ru/