Технологическая наука
Технологическая наука
Технологическая
наука есть вообще наука недавнего времени. Учила такой науке, или таким знаниям
- в начале особенно, - сама жизнь и школа примера, привезенного из чужой
страны. В России технические знания также принесены были иностранцами. Не было
недостатка и в самостоятельных самородных талантах; особенно много фактов
свидетельствуют о способностях русских людей к механике (Кулибин , Ползунов , Зарубин
, разные крестьяне и строители мельниц и плотин).
Знания
технически распространялись путем примера и поучения. Таковы были Татищев и Никита
Демидов, помощники Петра Великого ; строитель премьер-майор Москвин (основатель
Воткинского завода, при графе Шувалове в царствование Елизаветы Петровны );
граф Шереметьев (также в начале второй половины прошлого XVIII столетия) со
своими крестьянами, стараниями которого округа села Павлова обратилась в
настоящий русский Шеффильд по производству инструментального (ножевого) товара;
Иван и Андрей Баташевы; наконец, Иван Акимович и за ним Сергей Иванович
Мальцовы, которые давали огромную, а по продолжительности вековую школу примера
по многим техническим отраслям и призывали и других к работе посредством печатных
статей о выгодах промышленности и описания собственных заводов.
Эта
школа примера, вначале по отраслям стеклоделия, чугунного литья, впоследствии -
механических производств (с возникновением у нас железных дорог), обняла, в
первой четверти нынешнего столетия, и свеклосахарное производство, которому
Мальцов научал не только примером и руководствующими статьями (например, в
"Земледельческом Журнале", 1822) и брошюрами, но и учреждением
учебно-демонстративного небольшого завода при опытном хуторе Московского
Общества сельского хозяйства (после чего вскоре возникли заводы Тучкова, графа А.А.
Бобринского , Глебова, Шипова , Муханова и других). Наряду и вслед за Мальцовым
граф А.А. Бобринский является также ревностным распространителем знаний по
своей отрасли: впоследствии в этой самой отрасли, которую культивировал
Бобринский, установилась в России прямая связь между научной учебной школой и
заводским делом, - и ведение производства перешло к русским молодым техникам,
подготовленным учебной школой. В деле прямого школьного обучения и преподавания
с кафедры, а равно и ученых исследований, в начале поставлена была у нас
Академия Наук; в этом периоде, конечно, прежде всего выделяется имя Ломоносова (см.);
так, цветные, окрашенные металлическими флюсами стеклянные плавы являлись в те
времена его собственным изобретением; и ему, в числе прочего, предписывалось
(1752) "завести фабрику для делания разноцветных стекол, а из них бисера,
пронизок, стекляруса прочего".
Несколько
позже, в том же веке, сделанное академиком Кириллом Лаксманом применение
серно-натровой соли - а именно самородной соли сибирских озер - к стеклоделию -
привело его к устройству завода в Сибири, в сообществе с купцом Барановым ; в
то время (60-е годы XVIII века) способы прямого остекловывания серно-натровой
соли еще не были известны европейским химикам. К началу XIX столетия было
поручено Академии, с целью развития технических знаний в России, особенно
озаботиться сочинением или переводом на русский язык иностранных сочинений по
этой части. Департамент мануфактур и внутренней торговли, особенно со времен
министра графа Канкрина , в свою очередь сильно озабочивался той же задачей, и
плодом переводных работ явились у нас следующие учебники и пособники: Гмелин
"Химические основания ремесел и заводов", издание академии 1803 г. с
некоторыми приложениями, в переводе академика Севергина (с позднейших немецких
изданий был у нас еще лет 30 тому назад сделан перевод Н. Сорокиным);
"Технология" издание академии 1807 г., представляющая элементарный
учебник, составленный при дирекции училищ; издаваемый погодно при Департаменте
мануфактурной и внутренней торговли переводный лейпцигский "Магазин всех
новых изобретений, открытий и исправлений" Зебаса и Баумгертнера (1811 г.
и следующие); издаваемые с 1820-х годов Академией Наук "Технологический
Журнал" и "Журнал Мануфактур и Торговли"; журнал "Зрелище
природы и художеств"; замечательная книга "Руководство к общей
технологии", сделанная Ф. Денисовым по учебнику Поппе , изданному в Москве
в 1828 г., и полный перевод "Технологии" Поппе, изданный по
приказанию министра финансов в двух томах (Санкт-Петербург, 1844);
"Начертание технологии" Гермбштедта в переводе по приказу министра
финансов 1838 - 39 г.
Императорское
вольное экономическое общество, в деятельности которого с самого начала (от 1765
г.) принимали живейшее участие академики, издавало свои капитальные
"Труды", хотя сперва и не совсем периодично и неоднократно на
немецком языке; к 20-м годам ряд этих трудов был уже весьма обширен в России.
Замечательнейшее издание Общества представляло огромное руководство Мильса и
Артура Юнга, перевод которого с английского языка на русский начат еще по
приказанию императрицы Екатерины и, по многотомности, издан сполна к 1811 г.,
всего в 15 томах, под названием: "Полная система практического сельского
домостроительства". В остававшемся, с целью подготовления мастеров и
руководителей заводского дела, Технологическом институте (1828), при открытии
курсов (1831), с самого начала положено было широкое основание практическому
обучению в учебных мастерских, специально к тому приспособленных в институте. В
отношении же наук институт был сначала только подготовительной школой.
Предначертания основателя института графа Е.Ф. Канкрина, опережали условия
своего времени (по причине скудости начальной подготовки молодых поколений и
неподготовленности учителей). С открытием классов в институте некоторые из
руководивших занятиями в мастерских института - это были большей частью немцы и
французы - составители руководства по своим предметам: Гюэт по сукноделию,
руководство, переведенное на русский язык иждивением Вольного экономического
общества; Цирг - модельный мастер - руководство по устройству мукомольных
мельниц. Известный химик, академик Гесс , явился главным организатором системы
преподавания в институте. Технология, в составе предметов старшего класса,
возложена была на ученого лесничаго Озерского; механике учил Н.Ф. Ястржембский,
оказавший большую услугу технической науке изданием своего курса
"Механики". Особенно выдвинулась в преподавании технология
волокнистых веществ, Озерский издал брошюру о хлопчатой бумаге и прядении оной;
А.А. Шерер, в 30-х годах, подготовленный командировкою за границу, преподавал в
течение около 30-ти лет преимущественно технологию волокнистых веществ и издал
книги по этой отрасли знания. Преобладали по этой же специальности и
практические занятия - и еще в конце пятидесятых годов все воспитанники
проходили в средних классах курс упражнений в ткачестве. С химической стороны,
вслед за Гессе, явились преподавателями горные инженеры (П.И. Евреинов, А. Ив.
Кованько). В Москве было ремесленное училище, в котором по отношению
технических предметов было несколько больше элементарности. Публичные лекции,
поручаемые преподавателям механики, технологии (без разделения на химическую и
механическую часть) и химии с физикой и даже целые курсы, в разные года,
устраивались и при Технологическом институте: так, читали Евреинов, Озерский по
технологии, кандидат университета Ф.Ф. Эвальд (1836) читал по физике,
Ястржембский по механике. В 40-х годах публичные лекции по технической химии
читал Н. Витт, преподаватель Технологического института (от 40-х до 65-го
года), оставивший после себя много сочинений по техническим частностям (по производствам
свеклосахарному, пивоварному, свечному, по виноделию) и печатный курс
"Промышленная химия" и далее "Органическая промышленная
химия". Позднее Ф.Ф. Петрушевский читал в Технологическом институте лекции
технической физики. В 40-х годах открылись при университетах (кроме
Московского) камеральные факультеты или разряды, с целью подготовить в
экономических реальных знаниях, применимых и к нуждам промышленной техники.
Впрочем, в среде фабрикантов и мануфактуристов не проявлялось особого внимания
по всем этим печатным и устным пособиям знания; лекции хотя были бесплатны и
продолжались годами, посещались по преимуществу студентами и учениками
гимназий, чиновниками, купцами и меньше всего - заводчиками и фабрикантами, да
и то чаще всего заезжими. Публичные курсы М.Я. Киттары , держанные сперва при
Казанском университете, в 50-х годах были особенно систематичны и многолетни
(лет 6 подряд). В Москве действовал в это время энергичный представитель
технологической науки, профессор Р.Г. Гейман, издавший еще в 40-х годах
"Чтения общей химии, приложенные к фабричному и заводскому делу". В
Севастопольскую эпоху Гейман печатал "Письмо к отечественным
заводчикам", в котором указывал способы эксплуатации колчеданов для
добывания серы, серной кислоты и прочего. В Санкт-Петербургском университете в
50-е годы обособилась кафедра технической химии в лице П.А. Ильенкова , который
был у нас первым магистром (1847), а потом и доктором технологии, другим магистром
технологии был здесь же Скобликов , а засим в Москве магистром технологии был
И.П. Архипов (1869); Ильенков, наряду с лекциями в Санкт-Петербургском
университете (впоследствии в московской Петровской академии, где он читал
агрономическую химию), составил "Курс химической технологии" (1851),
который был весьма важным учебником своего времени; он послужил основой для
более обширного курса, обработанного Е.Н. Андреевым (издание 1861 - 64), под
названием 2-го издания "Химической технологии Ильенкова". Профессор
М. Скобликов, к сожалению рано умерший, оставил после себя несколько серьезных
работ (по специальности лаков, производству крахмала), предпринял периодическое
издание отчетов по успехам техники (под заглавием "Технические
Записки", которых 1-й выпуск явился в 1858 г.). С 50-х годов началась
обширная и многосторонняя деятельность А.И. Ходнева . Его "Технический
курс химии", часть неорганическая, издан в 1855 г.; затем изданы:
"Руководство к селитроварению в Малороссии", "Химическая часть
товароведения" и прочие, кроме большого ряда специальных технических
статей. Развитие технических способов являло непомерно большие успехи, чем
специальная литература того времени. Однако число самостоятельных трудов
множилось; среди них появлялись очень важные - и на страницах специальных
журналов, как горного, морского, (сборника), артиллерийского; сильно нарастало
и число разнообразнейших изданий по отдельным специальностям технологии. Заботы
о развитии познаний в винокурении и об установке правильного учета спиртов
вызвали несколько работ по этой отрасли, из коих две принадлежали Ф.С. Илишу,
преподававшему химию в технологическом институте, это были: "Полное
руководство винокуренного, пивоваренного и медоваренного производств" и
"Алкоголометрия". Профессор Киттары читал "Публичный курс
винокурения", изданный позднее; к тому времени (1860-е года) относятся
книга, написанная А.В. Советовым : "Пивоваренное производство" (1861)
и сочинения Н. Витта: "Пиво и его приготовление", "Соображения о
русском пивоварении" и несколько переводных книг (по Пайнеру, Ф.
фон-Сиверсу и других), под заглавием: "Выгонка алкоголя и водки" и т.
д. В это время явился замечательный труд Д.И. Менделеева : "О соединении
спирта с водой". По разным другим отраслям, к тому же времени, накопилось
довольно много специальных изданий, например, сочинения В. Писарева - одного из
деятелей Вольного экономического общества, касавшийся устройства мельниц,
производства листового стекла зеленого и бемского, винокурения и медоварения,
канцелярских сургучей и лаков, беления тканей и прочего и изданные большей
частью при содействии Вольного экономического общества. Период оживления 60-х
годов выразился как в научной, так и в технической жизни весьма усиленною
деятельностью. В этом периоде явились как-бы сразу в особенно значительном
числе первоклассные деятели науки, особенно в области изучения законов природы
и анализа явлений. Этот блестящий кружок, сосредоточенный главным образом в
Санкт-Петербурге при университете и других высших учебных заведениях,
составляли: Менделеев, Бутлеров , Зинин , Чебышев , Соколов и Энгельгардт ,
Бельштейн, оба Бекетовы и другие. Вокруг них собиралось и развивалось общее
движение по части реальных знаний. Основание ученых обществ (Русского
Технического, Русского Химического, Петербургского Политехнического кружка,
позднее - Общества содействия промышленности и торговле, Московского
Политехнического общества), преобразование учебной технологической системы,
подъем издательской деятельности и авторства, сильный прилив самостоятельных
работ по естественным наукам, организация съездов ученых и
промышленно-экономических, расширение анкетных работ о состоянии промышленности
- все это отмечало эпоху обновленного и совершенно реального движения.
Растворялись общественные и городские залы для публичных лекций Д.И.
Менделеева, И.А. Вышнеградского , А.И. Ходнева, прикладной химии В.Ф.
Петрушевского (преподаватель военных училищ) и других. Экономические и
статистические исследования о состоянии и условиях промышленности в стране
стали являться в форме обширных отчетов, порученных опытнейшим ученым авторам
("Обзор разных отраслей мануфактуры и промышленности России",
издаваемый вслед за мануфактурною выставкою в Санкт-Петербурге, 1861 г., труды
Булена, Дм. Тимирязева и других); труды эти, через принесенное в них
разъяснение состояния промышленности в России, усиливали фактическую опору для
ближайших приложений технической науки к выгодам промышленности. В состав
ученых технических сил явились И.А. Вышнеградский и Н.П. Ильин - подготовленные
университетом (педагогическим институтом) и заграничной командировкой; в
качестве профессоров (преобразованного уставом 1862 г. в высшее учебное
заведение) технологического института, они в своих работах (продолжавшихся
свыше 25 лет), явились коренными основателями нашей учебной технологической
школы, пособниками ее живой связи с промышленностью и деятелями покровительства
промышленности. К ним примыкали для совокупной работы Н.Ф. Лабзиц
(инженер-технолог) - руководитель механического обучения в институте, и И.А.
Евневич (университет) для теоретической механики; весьма близким сотрудником
И.А. Вышнеградского был и Д.И. Менделеев. Работы Вышнеградского по водопроводам
(особенно петербургским), по устройству и оборудованию арсенала, по газовому
освещению, постройке и администрации железных дорог, опыты его над паровыми
машинами, деятельность на всемирных и русских выставках были прямым
свидетельством происходившего воздействия технической науки на промышленное и
заводское дело. Также многозначительно было ученое воздействие Д.И. Менделеева
на развитие наших нефтяных дел. В технологической науке и в преподавании
значение этих имен очень велико (Вышнеградского - курсы механики, теории и
устройства паровых машин, механической теории тепла; Ильина - курсы технологии
волокнистых веществ, красильного искусства, учебник издан в 1874 г. часть I:
"Пигменты"). В технической литературе того времени весьма важное
явление представляли "Энциклопедии", изданные по немецким образцам,
частью в переводе, частью с коренной переработкой: по Вагнеру -
"Техническая Энциклопедия" (издание товарищества "Общественная
Польза"), под редакцией Менделеева, которая явилась в промежутке между
1862 и 1869 годами; (IX выпусков по разным специальностям); позднее
предпринятая Фр. Фр. Лесгафтом - "Химическая технология по Боллею",
которой за 1869 - 71 годы вышло 7 томов. Они составили важное пособие по
специальностям науки. В ближайшем кругу учебной технологической системы
являлась неизбежная потребность дробить науки по специальностям и умножать
число кафедр. С 1870-х годов призваны были служить технологической науке: Н.П.
Петров (военный инженер), профессор технологического института по кафедре
прикладной механики, специально по паровозам - труд которого над "Трением
в машинах" отмечен академической Ломоносовской премией и большой медалью
Императорского русского технического общества; А.В. Гадолин (артиллерист,
академик), профессор Технологического института, памятный курсами по
механической технологии: П.В. Котурницкий (технолог), к которому впоследствии
перешла кафедра по паровым машинам, автор руководства по этому предмету; В.Л.
Кирпичев (артиллерист), известный в науке сопротивления строительных
материалов; Н.Ап. Белелюбский (строитель мостов, инженер путей сообщения),
которым создана была при Институте инженеров путей сообщения превосходная
механическая лаборатория, в которой сосредоточены все испытания строительных
материалов (в том числе, особенно, и цементов); А.К. Крупский (университет),
известный своими курсами по химической технологии в технологическом институте;
А.Р. Шуляченко (военный инженер) - знаток цементного дела, основатель заводов
портландского цемента; Г.Е. Паукер (военный инженер) - по строительной
механике, и Х.С. Головин (инженер) по той же специальности; П.А. Афанасьев
(инженер-технолог) ученый специалист в области заводских машин и автор
сочинения о "Мукомольных мельницах"; Н.И. Тавилдаров (подготовленный
Технологическим институтом и университетом) - по кафедре технологических
питательных веществ, автор обширного труда "Химическая технология
сельскохозяйственных продуктов", организатор и руководитель пивоваренной
школы в Санкт-Петербурге; Б.Т. Вылежинский (инженер технологии) - по технологии
прочих органических веществ; позднее Н.П. Ланговой (подготовлен университетом,
Технологическим институтом и заграничной командировкой) - по кафедре
волокнистых веществ, предоставленной им позже С.А. Ганешину ; Н.Л. Щукин
(инженер-технолог), известный курсами механики, знаток паровозов; Г.Ф. Депп ,
по паровым котлам, автор руководств; А.Д. Гатцук - по механической технологии,
знаток рабочих механических станков; Л.Г. Богаевский (автор академического
труда о состояниях вещества; А.А. Курбатов и А.А. Русанов - по отраслям
органической технологии и другие. Часть молодых сил призвана была вначале к
занятиям строительным проектированием, которые, наряду с упражнением в мастерских
и технических лабораториях, составляют практическую часть технологической
учебной системы в России. Работы в механических мастерских приняли особенно
широкое развитие в Московском Техническом училище, еще с того раннего периода,
когда оно развилось в виде ремесленной школы (основанной почти одновременно с
Санкт-Петербургским Технологическим институтом и преобразован уставом 1844);
механическая мастерская здесь издавна развилась в настоящий учебный
механический завод (1846). Руководителем этих работ был одно время (около
1860-х годов) М.Я. Киттары. Постановка здесь практических занятий впоследствии
неоднократно обращала на себя внимание иностранцев. В 1870-х годах ученый
мастер Советкин дал подготовительным практическим занятиям весьма правильную форму,
создав систематические задачи для обучения слесарному мастерству - и тот же
порядок работ был усвоен в механических мастерских Санкт-Петербургского
Технологического института. Американец Dr. Runkel, один из деятелей бостонского
Massachusets Institute, особо отмечает эту методу в брошюре своей о
технологическом институте, где отмечает и опытнейшего руководителя их в
санкт-петербургском институте, А.П. Петерса (инженер-технолог), через руки и
советы которого прошло столько учащихся поколений (с 1869 г.); в Massachusets
Institute издавна висит на стене систематически расположенная коллекция
моделей, указывающая этот порядок упражнений. Точно так же впоследствии
развитие учебных технических лабораторий, в которых дается возможность
практической работы и домашнего наблюдения над некоторыми заводскими
процессами, не менее приковало к себе внимание англичанина - инженера строителя
Мазера (Mather), посещавшего наши технические заведения для соображений о
методах преподавания. Основателем учебной технической лаборатории в
санкт-петербургском институте был профессор А.К. Рейхель (подготовленный
университетом и заграничной командировкой); но особенно обширная обстановка
дана была техническим лабораториям в Харьковском Технологическом институте,
система которого может быть названа результатом деятельности и опыта, пережитых
петербургским институтом. Из обоих этих институтов даны ученые силы - частью
еще подготовляющиеся заграничной командировкой, для Киевского Политехнического
училища и Варшавского; из них же вышли те силы, которые явились руководителями
науки в промышленных технических училищах, системы которых отмечены также
особенно широким применением практического обучения в мастерских; одна из
первых - красноуфимская - имеет отличные лаборатории, устроенные Грузовым;
механические - в костромских училищах (имени Чижова ), для которых много
поработал А.К. Эшлиман (инженер-технолог, профессор по проектированию машин и
заводов при Императорском московском техническом училище) и прочие. Из обоих
технологических институтов, Императорского технического училища, Рижского
политехника (особенно же двух первых) вышли, в весьма большом количестве,
руководители по технической части на заводах и мануфактурах, железных дорогах,
механических и машиностроительных заводах (численность деятелей из
Санкт-Петербургского Технологического института, ближайшее распределение по
специальностям службы - см. в "Отчетах Общества Технологов",
например, за четырнадцатый год существования этого общества, 1897 - 98,
Санкт-Петербург, 1899). Харьковский технологический институт имеет в составе
своих технологических сил: по механике - Д.С. Зернова , В.И. Альницкого
(издавшего чертежи деталей-машин и по проектированию), А.В. Гречанинова , А.И.
Предтеченского (печатный курс паровых котлов), П.М. Мухачева
(механик-технолог); по постройке машин Ос. Ос. Сонгина, известного своими
строительными работами, А.П. Лидова - по химической технологии,
"Химическая технология волокнистых веществ" и "Руководство к
химическому исследованию жиров и восков"), К.А. Зворыкина - знатока
мукомольного дела и автора исследования о сопротивлении стружки при резке
металлов, отмеченного большой медалью имени Императора Николая II Императорского
русского технического общества. Императорское московское техническое училище
имеет известного в науке машиностроения П.К. Худякова (печатные руководства);
по химической технологии - Я.Я. Никитинского (весьма многие печатные
сочинения), П.П. Петрова (по кафедре красильных веществ) и С.А. Федорова - по
технологии волокнистых веществ; Н.Г. Жуковского по теоретической механике и Ф.Е.
Орлова по прикладной механике; А.И. Сидорова по машиностроению; по
строительному искусству М.М. Черепашинского , по механической технологии А.П.
Гавриленко . В истории его ученой технологической деятельности памятны имена
И.П. Архипова, В.К. Делла-Восса и недавно утраченного профессора В.М. Руднева ,
оставившего по себе много научных печатных статей по предметам химической
технологии. При Императорском техническом училище состоит Политехническое
общество, имеющее свой печатный орган ("Известия Политехнического
общества" и "Бюллетени"). Здесь необходимо упомянуть о Музее
прикладных знаний (см. Музеи промышленные) и о Строгановском училище
технического рисования в Москве и училище рисования барона Штиглица. В Рижском
Политехническом институте по механической технологии Э.Э. Пфуль, очень много
писавший, специалист особенно джутового дела и писчебумажного производства;
К.А. Владимиров по прикладной механике, известный работами о керосиновых
двигателях; Б.М. Водзинский и Мальхер - по инженерному искусству,
преимущественно по устройству путей сообщения; по строительному делу здесь был
профессор Ланг (ныне за границей), известный своим сочинением о дымовых трубах;
по химической технологии - М.Ф. Глазенап; по земледелию В.А. фон Книрим -
председатель сельскохозяйственного отдела и сельскохозяйственной опытной
станции, К.Д. Ловис - по прикладной механике, Г.В. Кирштейн по
сельскохозяйственному строительному искусству, Р.Ф. Генниг по технической
механике. В ближайшем отношении к политехническому институту и по всей местной
промышленности города Риги стоит "Rigaer Technischer Verein"; этот
ферейн издает технический журнал: "Rigaer Industrie-Zeitung". Из
Рижского Политехнического института вышло немалое число отличных техников.
Влияние университетов на успехи в технической области и развитие
технологической науки, помимо общего воспитательного значения университетской
подготовки, выразилось особенно в области так называемой химической технологии.
В Киевском университете с 1870-х годов технологическая наука особо выделилась в
лице Н.А. Бунге , впоследствии председателя киевского отделения Императорского
русского технического общества: он дал целый ряд работ по техническим предметам
и учебники: "Химическая технология воды", "Топливо и
отопление", "Курс химической технологии", "Программа по
технической химии", "Обзор литературы по химической технологии".
В Казанском университете известен своими работами по технологии профессор И.Ив.
Канонников , автор руководства к анализу питательных веществ. В Московском
университете Ив. Г. Каблуков дал в сотрудничестве с Ипп. Антушевичем
руководство к анализу пчелиного воска; особенно известен своими многочисленными
работами по техническим вопросам Вл.В. Марковников (по исследованию кавказской
нефти, по минеральным водам Кавказа, по исследованию русской химической
промышленности и другие). Дерптский, ныне Юрьевский университет, среди весьма
большого числа научных деятелей, которых он воспитал, дал немало лиц, послуживших
и технической науке; академики Гельмерсец и Гофман - исследователи Урала,
Донецкого бассейна и других областей России, оба учились в Дерпте. Высшая
химическая школа профессора К. Шмидта подготовила В.П. Ливена (доктора химии
Юрьевского университета), работы которого над составом цементных материалов
России (печатались в "Архиве естествознания Лифляндии") связаны с
основанием и развитием у нас цементного дела: В.П. Ливеном построены были
цементные заводы Рижский, Порт-Кунда и Черноморский в Новороссийске. Та же
химическая школа подготовила доктора Бенрата принесшего важные услуги
технологической науке по отрасли стеклоделия (исследования над нормальными
пропорциями составления стекла и книга по стеклоделию). Горный институт (прежде
Институт корпуса горных инженеров) дал технологической науке много
замечательных деятелей: Н.В. Воронцов - выдающийся инженер-строитель,
работавший на Урале и Путиловском заводе, строитель пермского завода, памятный
всем постройкою (на том заводе) первого 50-тонного парового молота; П. Обухов -
по сталелитейному делу; В.А. Полетика и П. Семянников - устроители известного
механического завода; ученый Г.А. Иосса - памятный курсами металлургии и горного
искусства в горном институте; оба Кованько (Алексей и Александр Ивановичи) -
известные химики, основатели химических заводов. В.В. Бек, известный своими
превосходными курсами химии, которые он читал и в санкт-петербургском
технологическом институте, много воздействовавший на развитие технических
знаний; И.А. Тиме, профессор горнозаводской механики, известный многими учеными
трудами - в том числе по механической технологии в вопросе о сопротивлении
стружки (при резке металла); К.Ив. Лисенко , профессор химии, памятный своими
трудами по нефтяному делу; Н.С. Курнаков , профессор химии, давший много
печатных работ по техническим предметам. В составе преподавателей
Санкт-Петербургского Технологического института было много горных инженеров и
не только в первое время, когда при институте находилась и бывшая горная школа,
имевшая с ними общие курсы. Из них трое были директорами института (К.К.
Бутенев, И.П. Чайковский и Я.И. Ламанский); один - инспектором работ в
механических мастерских (Ю.И. Бутовский); Н.А. Кулибин, Н.А. Тосса, в качестве
преподавателей, а с ними всего вместе около двадцати преподавателей института.
Один из начальных основателей русского технического общества - Его Высокопревосходительство
Николай Максимилианович герцог Лихтенбергский - принадлежал также к составу
горных инженеров. Ныне в числе председателей отделов русского технического
общества - профессор университета Д.П. Коновалов и кандидат его - Н.С. Курнаков
- горные инженеры. Для технологической науки всегда представлял важную важность
"Горный Журнал", а ныне еще "Известия Общества Горных
Инженеров" (с 1892). Имели большое значение также и труды
"Лаборатории горного департамента" при Министерстве финансов в
Санкт-Петербурге, по испытанию русских материалов. Из военных академий вышли
известнейшие профессора специальных предметов, имена которых видны по пометкам
в предыдущих упоминаниях; к ним присоединяются имена Г.С. Войницкого (военный
инженер), К.Ф. Гусмана (военный инженер), Э.А. Коверского
(артиллерист-геодезист). В технической науке и распространении технических
знаний в России большая роль принадлежит обществам, и из них преобладающим образом
Императорскому русскому техническому. Масса технических сообщений, сделанных
обществу, и специальных трудов печатается в его "Записках", которые
издают его главные отделения, раскинувшиеся по всей России (кроме
санкт-петербургского центра, отделения: московское, киевское, бакинское,
кавказское в Тифлисе, одесское, харьковское, казанское, нижегородское -
"Вестник пароходства и торговли", иваново-вознесенское, либавское и
прочие - всех отделений по настоящее время более двадцати). "Записки"
общества (в Санкт-Петербурге) разветвились ныне по специальностям, которым
соответствуют отделы технологический, железнодорожный, электротехнический,
воздухоплавания, технического образования (всех отделов IX); таким образом
являются отдельные печатные органы: "Записки", журналы
"Железнодорожное Дело", "Электричество", "Техническое
Образование". Отдел "Техническое Образование", в ведении А.Г.
Небольсина с В.В. Сабаниным, с постоянной при нем "Комиссией", сделал
очень много по основанию и развитию низших технических школ в Санкт-Петербурге.
Общество всегда не только поощряло, но прямо вызывало и субсидировало труды,
важные для техники. Издание книг, производство технических опытов, поездки
молодых техников за границу (стипендия); в направлении вызова и поощрения трудов,
как особенно важные результаты; явились исполненные по поручению общества
обширнейшие исследования "Об упругости газов" Д.И. Менделеева и
"О трении в машинах" Н.П. Петрова. Кроме постоянных специальных
сообщений или бесед в помещении общества (в Соляном городке) читалось много
публичных лекций по разным предметам; музеи при нем служат для всех.
Лаборатория общества, в которой ныне действует бывший профессор медицинской
академии Соколов, при двух лаборантах (инженер-технолог Степанов, помощник Н.И.
Тавилдарова в пивоварной школе) сделала много по части исследований горючих
материалов, в последнее время для исследования нефтяных топок. Работу иного
рода, касающуюся применения топлива, составляют учебные "курсы
кочегаров", выработанные ныне по программам П.В. Котурницкого и И.А.
Анопова. Обществу принадлежит издание технического словаря (в деле которого
много потрудился инженер-технолог П.П. Андреев). В последнее время техническое
общество устраивало у себя в Соляном Городке выставки: было несколько электрических
и печатного дела, выставка по нефтяному делу и освещению, несколько
фотографических, по техническому образованию вместе со съездом деятелей его.
Небольшое немецкое политехническое общество (Polytechnidcer Verein) в
Санкт-Петербурге, держащее собрания для чтения докладов и технических бесед,
основалось почти одновременно с русскими техническими. В его органе: "Protokolle des
St.-Peterburger Polytechnischen Vereins" статья русская и немецкая. Общество организовало
состязание кочегаров в Санкт-Петербурге в 1877 и 1890 годах. В Москве Общество
распространения технических знаний действовало с 1869 - 70 г., как и отдел
"Технического образования" при Императорском русском техническом
обществе. Так, в первое время оно озабочивалось организацией обучения рисованию
и устроило классы технического рисования и черчения, несколько ремесленных школ
(школа серебряных изделий и других учебных мастерских); организовало обширную
библиотеку, помещавшуюся в московском "Музее прикладных знаний"; в
особом "Учебном" отделе его происходили иногда технические беседы и
сообщения. О "Политехническом обществе" и других см. в статье
Технические общества. Периодических изданий, посвященных технике, за все
периоды, начиная от 30-х годов, было в России вообще не мало. Из них на первом
плане издаваемые ныне отделениями Императорского русского технического
общества. Так, особую важность имеют по нефтяному делу "Труды Бакинского
Отделения Императорского Русского Технического Общества"; для
свеклосахарной промышленности "Записки Киевского Отделения". В
Санкт-Петербурге "Записки Императорского Русского Технического
Общества" издаются с 1867 г. Годом ранее был основан журнал
"Технический Сборник", который издавался Горбуновым (1866 - 1872) и
затем Ашиком , при субсидии от Министерства финансов. В Москве замечательный
журнал издавал Кречетов, под тем же заглавием "Вестник
Промышленности"; однако он издавался только (не сполна) три года, 1884 -
1886 гг. В настоящее время в Москве "Технический сборник" и
"Вестник Промышленности", издаваемый К.А. Казначеевым с 1890 г.; в
Москве издавались еще: "Вестник Промышленности" Чижова и Бабета
(около 60-го года), "Иллюстрированный ежемесячный технический журнал
заводской промышленности, кустарной промышленности и ремесел" (в 80-х
годах). Политехническое Общество при Императорском московском техническом
училище издавало очень хорошие "Известия", засим с 1892 - 1893 гг. -
"Бюллетени". Общество технологов имеет свой журнал
"Вестник"; оба технологических института издают повременно (петербургский
с 1879 года) свои "Известия", содержащие ученые работы профессоров.
Много интересных трудов, технических монографий и научных статей помещается и в
"Известиях Императорского московского технического училища";
издаются: "Известия Петровской земледельческой и лесной академии", "Известия
собрания инженеров путей сообщения", "Известия общества горных
инженеров", "Инженер", издается в Киеве. Среди специальных по
отраслям техники журналов имеются: "Вестник Виноделия", издается Таировым
; "Вестник русского пивоварения", под редакцией Тавилдарова;
"Вестник мукомольного дела и хлебной торговли", издается Мердером, в
Санкт-Петербурге; "Мельник" в Москве; "Gazeta Cucrownicza",
редакция С.А. Броневского; "Железнодорожное дело" (см. выше),
"Электротехнический Вестник", "Электричество",
"Ежегодник Лесного Института", "Лесной Журнал", издается
Санкт-Петербургским Лесным обществом, "Сельское Хозяйство и Лесоводство",
"Торгово-Промышленная Газета" (Министерство финансов). Из обширнейших
трудов и изданий Министерства финансов при министрах И.А. Вышеградском и С.Ю.
Витте , наряду с основными работами по вопросам народопромышленного хозяйства
(работы конца 80-х годов по европейскому таможенному тарифу, в заголовке
которых стоят "Записки" профессоров технологического института и по
предмету которых написана популярная книга Д.И. Менделеева "Толковый
тариф"; далее, труды 1893 г. по конвенциональному тарифу прежде всего для
русско-германского таможенного и торгового договора и другие), изданы были при
департаменте торговли и мануфактур, в ведении Вл.Ив. Ковалевского , сборники и
отчеты: "Фабрично-заводская промышленность и торговля России", под
общей редакцией Д.И. Менделеева (для выставки в Чикаго 1893 г.),
"Производительные силы России" (Под таким же заглавием, а именно
"Essai sur les forces productives de la Russie" составлен был сборник
Бушена для парижской выставки 1867 г.; еще ранее того, под тем же заглавием,
имеется труд экономиста Тенгоборского), сборник, составленный для Всероссийской
выставки в Нижнем Новгороде 1896 г., под общей редакцией В.И. Ковалевского,
отчеты лиц, бывших делегатами России на выставке в Чикаго (в том числе
специальные по отраслям технологии: Д.И. Коновалова, Вяч.Евг. Тищенко , В.Л.
Кирпичева, А.Д. Гатцука, Ст.Ос. Гулиштамбарова, известного многими печатными
трудами по нефтяному делу и другими; отчет о Нижегородской выставке 1896 г.
(труды экспертной комиссии и прочие) департаментом изданы были за то же время
отдельные сочинения ученых авторов по отраслям технологии. Важные
технологические данные заключают за последнее время, по соответственным
специальностям, "Отчеты департамента неокладных сборов", и именно
"Приложения" к ним. За вновь появляющимися техническими книгами и
журналами можно проследить по ежемесячной "Политехнической
Библиотеке" (издается в Санкт-Петербурге). Полная библиография русских
книг по технической части составляет особое издание; отчасти же можно проследить
ее по ссылкам, имеющимся в "Русской части химической библиографии",
обнимающей книги химического содержания по 1893 г., изданной Императорской
Академией Наук.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rulex.ru/