Расчет пожарной службы
Введение
Техническая служба ГПС МЧС России представляет собой систему
управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений,
организуемых с целью технического и материального обеспечения
оперативно-служебной и хозяйственной деятельности ГПС МЧС России.
Основными задачами технической службы ГПС МЧС России
являются:
1. Обеспечение технической готовности пожарной техники,
средств связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;
2. Материально-техническое обеспечение деятельности
органов управления, подразделений ГПС;
. Организация эксплуатации пожарной техники.
Реализация потенциальных свойств изделий пожарной техники, в
частности таких, как функциональные показатели и эксплуатационная надёжность,
осуществляется с использованием методов и средств технической эксплуатации. Для
решения стоящих перед технической эксплуатацией задач необходимы знание
закономерностей изменения технического состояния тех или иных видов пожарной
техники, их зависимость от параметров внешней среды и условий эксплуатации.
Важное значение для решения проблем управления техническим
состоянием пожарной техники имеет принятая система её обслуживания и ремонта,
регламентирующая режимы и другие нормативы по содержанию изделий в технически
исправном состоянии. Совершенствование технологических процессов технического
обслуживания и ремонта, широкое внедрение в них диагностирования технического
состояния изделий пожарной техники, являются существенными элементами
обеспечения высокой боевой готовности и эксплуатационной надёжности техники.
1. Теоретическая часть
.1 Организация технической службы пожарной охраны
Техническая эксплуатация пожарных автомобилей определяет пути
и методы наиболее эффективного управления их техническим состоянием. Цель
технической эксплуатации - максимальная реализация потенциальных свойств
пожарных автомобилей при движении в оперативном режиме и обеспечении боевой
работы личного состава на месте пожара.
Поддержание парка пожарных автомобилей в исправном состоянии
является одной из основных задач технической службы пожарной охраны.
Техническая служба представляет собой систему управленческих,
производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью
технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной
деятельности пожарной охраны.
Техническая служба пожарной охраны решает следующие задачи:
- обеспечение боевой готовности пожарной
техники, находящейся на вооружении пожарных подразделений;
- предупреждение дорожно-транспортных
происшествий;
- проведение мероприятий по технике
безопасности, охране труда и окружающей среды, производственной санитарии и
пожарной безопасности при эксплуатации пожарной техники;
- материально-техническое обслуживание;
- организацию и проведение мероприятий по
экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов;
- обобщение, распространение и внедрение
передового опыта, проведение рационализаторской и изобретательской работы в
подразделениях пожарной охраны.
Непосредственная реализация задач по поддержанию парка
пожарных машин в исправном состоянии средствами технической эксплуатации
осуществляется отрядами и частями технической службы, которые организуют свою
деятельность в соответствии с «Положением об отрядах (частях) технической
службы» и «Наставлением по технической службе Государственной противопожарной
службы МВД России» [1].
1.2 Техническое обслуживание и ремонт ПА
Эксплуатация пожарного автомобиля неразрывно связана с
необходимостью поддержания его технически исправного состояния путем проведения
работ, которые можно разделить на две группы [1]:
- техническое обслуживание (ТО);
- ремонт.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание - комплекс профилактических
мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в боевой
готовности.
ТО должно обеспечивать:
- постоянную техническую готовность
пожарного автомобиля к использованию;
- надежную работу автомобиля, его агрегатов
и систем в течение установленного срока службы;
- безопасность движения;
- устранение причин, вызывающих повышение
скорости изнашивания детали и как следствие - возникновение отказов и
неисправностей;
- минимальный расход топливосмазочных и
других эксплуатационных материалов;
- уменьшение отрицательного воздействия
автомобиля на окружающую среду.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по
периодичности, перечню и месту выполняемых работ подразделяют:
- ежедневное ТО при смене караула (ЕТО);
- ТО на пожаре (учении);
- ТО по возвращении с пожара (учения);
- ТО после первых 1000 км пробега (по спидометру);
- первое ТО (ТО-1);
- второе ТО (ТО-2);
- сезонное ТО (СО).
Ежедневное ТО при смене караула предназначено для
осуществления контроля, направленного на обеспечение безопасности движения
пожарного автомобиля, поддержания его внешнего вида; оценки общего технического
состояния специальных агрегатов и пожарно-технического вооружения (ПТВ);
заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. ЕТО проводят в пожарной
части при смене караулов.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для
обеспечения безотказной работы двигателя и пожарного оборудования при
выполнении боевой работы; проводится водителем пожарного автомобиля в объеме
перечня работ.
Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) в
часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля
после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных
заданий. ТО проводят водитель и личный состав караула под руководством
командира отделения согласно перечню основных работ.
Техническое обслуживание после первых 1000 км проводят для
новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и
систем автомобиля в начальный период эксплуатации и проверки правильности
приработки деталей. ТО проводят закрепленные за автомобилем водители на посту,
ТО пожарной части.
Первое и второе ТО предназначены для снижения интенсивности
изменения параметров технического состояния базового шасси и специальных
агрегатов пожарного автомобиля, предупреждения и выявления отказов и
неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов, уменьшения
отрицательного воздействия на окружающую среду путем своевременного выполнения
контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, электротехнических,
шинных и других работ.
ТО-1 организует начальник пожарной части или его заместитель
и проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители
под руководством старшего водителя и личный состав отделения в объеме основного
перечня работ.
ТО-2 в отряде (части) технической службы на отдельном посту
ТО проводят рабочие этих подразделений с участием водителей пожарного
автомобиля в соответствии с планом-графиком ТО в объеме основного перечня
работ.
Сезонное ТО предназначено для подготовки пожарного автомобиля
к эксплуатации в зимний и летний период. Выполняют его два раза в год и, как
правило, совмещают с проведением очередного ТО путем соответствующего
увеличения периодичности и трудоемкости работ в зависимости от времени года.
Сезонное обслуживание проводят силами отряда (части) технической службы с
участием закрепленных за автомобилями водителей в объеме перечня основных
работ.
Ремонт пожарных автомобилей
В соответствии с назначением, характером и объемом
выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:
- для автомобилей (текущий ремонт (ТР), средний
ремонт (СР), капитальный ремонт (КР);
- для агрегатов (текущий, капитальный).
Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняют восстановлением
или заменой отдельных агрегатов, узлов и деталей, а также проведением необходимых
регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных
работ для обеспечения работоспособного состояния.
Текущий ремонт агрегата заключается в частичной разборке,
замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей и
проведении необходимых регулировочных, крепежных и других работ.
Средний ремонт пожарного автомобиля предназначен для
восстановления работоспособного состояния с помощью более сложных и трудоемких
операций. При этом предусматривают, как правило, замену двигателя, требующего
капитального ремонта, ремонт или замену отдельных агрегатов, окраску кузова и
проведение других ремонтных работ.
Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его
полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов,
механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании автомобиля в
соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта [1].
2. Исходные данные
Исходные данные представлены в таблицах.
Номер зачетной книжки - 210080.
Исходные данные для расчета ЦРБ (П)
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
|
ВАРИАНТ
|
|
0
|
Численность населения города, NH, тыс. чел.
|
500
|
Протяженность территории города, L, км
|
20
|
Число пожарных частей (включая ведомственные), NПЧ
|
6
|
Количество пожарных автомобилей в пожарном депо
|
4
|
Распределение основных ПА (города) по маркам с
учетом резерва (100%) АЦ - 2,0-4 (5301)
|
18
|
АЦ-5-40 (43101)
|
14
|
АПП-3909 мод. 6-ДД
|
10
|
АНР-40-1000 (433360)
|
6
|
Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
|
ВАРИАНТ
|
|
0
|
Категории условий эксплуатации
|
IV
|
Климатические условия (районы)
|
Умеренно теплый
|
Общее количество ПА в гарнизоне, республике и
т.п.
|
260
|
Распределение ПА гарнизона по маркам основных:
АЦ - 2,0-4 (5301) АЦ-3-40 (4326) АЦ-5-40 (5557) АПП (3909) мод. 6-ДД АПТ-40
(53213) АНР-40-1000 (433360)
|
84 49 43 1 26 9
|
специальных: АКП-35 (53213)
|
1
|
АЛ-50 (53228) АГ-12 (3205) АСА-20 (43101) АШ-6
(3205)
|
4 3 2 2
|
Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС
вспомогательных: УАЗ-469 ЗИЛ-130 ВАЗ-2121
ВАЗ-2106
|
12 11 6 7
|
Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
|
ВАРИАНТ
|
|
8
|
Минимальный общий пробег ПА Lmin, км: основных
|
400
|
специальных
|
310
|
вспомогательных
|
1300
|
Максимальный общий пробег ПА Lmax, тыс. км: основных
|
20
|
специальных
|
8,3
|
вспомогательных
|
11
|
Количество капитальных ремонтов: коробок отбора
мощности (КОМ)
|
5
|
насосов
|
7
|
3. Расчет и проектирование
пожарно-технических центров, пожарных частей технической службы
.1 Расчет годовой производственной программы
Расчетное значение периодичности капитального и
среднего ремонтов, а также ТО-2 определяется по формуле:
пожарный производственный охрана
,
где Ti - расчетное значение межремонтных пробегов, км;
Tiн - нормативное значение межремонтных пробегов,
км;
=0,8 - коэффициент для III
категории эксплуатации;
- коэффициент для заданной по условию категории эксплуатации;
- коэффициент для заданного по условию климата;
= 1 - коэффициент для умеренного климата.
Периодичность ТО-2 равна:
для основных автомобилей:
км;
для специальных ПА:
км;
- для вспомогательных ПА:
км.
Приведем значения ТО-2 нормативные и скорректированные, а также
коэффициенты корректировки в таблице 2.
Таблица 2 - Периодичность ТО-2
Виды ПА
|
TТО-2н, км
|
К1
|
К'3
|
TТО-2, км
|
основные
|
7000
|
0,7
|
1,0
|
6125
|
специальные
|
5000
|
0,7
|
1,0
|
4375
|
вспомогательные
|
10000
|
0,7
|
1,0
|
8750
|
Значение периодичности капитального и среднего ремонтов для
основных пожарных автомобилей равно:
км;
км.
Периодичность КР и СР для специальных автомобилей:
км;
км.
Для вспомогательных пожарных автомобилей количество средних
ремонтов не рассчитывается, так как их режимы эксплуатации не отличаются от
автомобилей народного хозяйства. Тогда значение КР для специальных автомобилей:
км.
Нормативные значения периодичности капитальных и средних ремонтов
для основных, вспомогательных и специальных ПА, а также коэффициенты
корректировки и скорректированные значения приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Значения пробегов до КР и СР
Базовое шасси ПА
|
TКРн, км
|
TСРн, км
|
К1
|
К'3
|
TКР, км
|
TСР, км
|
ЗИЛ (осн.)
|
170000
|
150000
|
0,7
|
1,1
|
163625
|
144375
|
КамАЗ
|
170000
|
130000
|
0,7
|
1,1
|
163625
|
125125
|
УАЗ (осн.)
|
140000
|
85000
|
0,7
|
1,1
|
134750
|
81812,5
|
ПАЗ
|
200000
|
130000
|
0,7
|
1,1
|
192500
|
144375
|
ВАЗ
|
125000
|
-
|
0,7
|
1,1
|
120312,5
|
-
|
ЗИЛ (всп.)
|
200000
|
-
|
0,7
|
1,1
|
192500
|
-
|
УАЗ (всп.)
|
125000
|
-
|
0,7
|
1,1
|
120312,5
|
-
|
При расчете годовой производственной программы определяется
число капитальных и средних ремонтов, технических обслуживаний №2.
Число капитальных ремонтов вычисляется:
где NКР - число капитальных ремонтов;
Lср -
средний пробег автомобиля, км:
NПА - число
пожарных автомобилей соответствующей марки шасси;
ТКР - скорректированный пробег автомобиля до первого
капитального ремонта, км.
Средний пробег основных ПА равен:
км.
Средний пробег специальных ПА:
км.
Средний пробег вспомогательных ПА:
км.
Количество капитальных ремонтов для:
основных автомобилей, АЦ на шасси ЗИЛ:
;
специальных на шасси КаМАЗ:
;
- вспомогательных на шасси ВАЗ:
.
Расчеты занесем в таблицу 4.
Число средних ремонтов в гарнизоне рассчитывается:
где NСР - число средних ремонтов;
ТСР - скорректированный пробег автомобиля до среднего
ремонта, км.
Количество средних ремонтов для:
основных автомобилей на шасси ЗИЛ:
;
специальных на шасси КаМАЗ:
.
Данные расчетов занесем в таблицу 4.
Число технических обслуживаний ТО-2 рассчитывают по формуле:
где NТО-2 - число технических обслуживаний;
ТТО-2 - скорректированный пробег автомобиля до
технического обслуживания, км.
Если полученное значение NТО-2 больше количества ПА, то
его округляют до целого числа и принимают для дальнейшего расчета. Если же оно
меньше, то используется формула:
Число ТО-2 для основных автомобилей на шасси ЗИЛ:
.
ТО-2 для специальных автомобилей:
;
.
ТО-2 для вспомогательных автомобилей:
;
.
Полученные данные приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Количество КР, СР и ТО-2
Виды ПА
|
Базовое шасси
|
Lср, км
|
NПА
|
ТКР, км
|
NКР
|
ТСР, км
|
NСР
|
ТТО-2, км
|
NТО-2
|
основные
|
ЗИЛ
|
10200
|
93
|
163625
|
5,8
|
73500
|
0,77
|
6125
|
149
|
|
КамАЗ
|
10200
|
118
|
163625
|
7,4
|
71400
|
2,22
|
6125
|
189
|
|
УАЗ
|
10200
|
1
|
134750
|
0,08
|
70000
|
0,12
|
6125
|
2
|
специальные
|
КамАЗ
|
4305
|
7
|
163625
|
0,18
|
71400
|
0,06
|
4375
|
7
|
|
ПАЗ
|
4305
|
5
|
192500
|
0,11
|
53900
|
0,04
|
4375
|
5
|
вспомогательные
|
ЗИЛ
|
6150
|
11
|
192500
|
0,61
|
-
|
-
|
8750
|
11
|
|
УАЗ
|
6150
|
12
|
120312,5
|
0,35
|
-
|
-
|
8750
|
12
|
|
ВАЗ
|
13
|
120312,5
|
0,66
|
-
|
-
|
8750
|
13
|
4. Определение общей годовой трудоемкости
основных работ
Годовой объем работ складывается из объемов работ по ТО-2,
КР, СР и ТР и самообслуживанию ПТЦ и ПО(Ч) ТС.
Нормативы трудоемкости приведены в [2] для третьей категории
эксплуатации и умеренной климатической зоны.
Расчетную трудоемкость соответствующего вида ремонта
вычисляют по формуле:
где ti - расчетная трудоемкость соответствующего
вида ремонта, чел.-ч;
tiн - нормативная трудоемкость, чел.-ч (приведен в таблицах 2,4,5,6
[2]);
- коэффициент для заданной по условию категории эксплуатации;
- коэффициент для заданного по условию климата;
КЭ - коэффициент, учитывающий сроки эксплуатации
(приведен в п. 1.6 [2]). Примем, что пожарные автомобили находятся в
эксплуатации от 10 до 15 лет.
Для автолестниц высотой более 30 метров, а также импортных
пожарных автомобилей нормативы трудоемкости умножаются на коэффициент, равный
2.
Для АЦ - 2,0-4 (5301) трудоемкость:
ТО-2:
чел.·ч;
- текущего ремонта:
чел.·ч;
среднего ремонта:
чел.·ч;
капитального ремонта:
чел.·ч.
Полученные результаты приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Значения трудоемкостей ТО-2, КР, СР и ТР
Базовое шасси
|
Тип ПА
|
tТО-2н
|
tТРн
|
tСРн
|
tКРн
|
К1
|
КЭtТО-2tТРtСРtКР
|
|
|
|
|
|
ЗИЛ
|
АЦ
|
68
|
18
|
430
|
745
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
119,95
|
31,75
|
758,52
|
1314,18
|
|
АНР
|
68
|
13
|
380
|
650
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
119,95
|
22,93
|
670,32
|
1146,6
|
КамАЗ
|
АЦ
|
76
|
18*
|
450*
|
823*
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
134,06
|
31,75
|
793,8
|
1451,8
|
|
АСА
|
76*
|
18*
|
475*
|
823*
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
134,06
|
31,75
|
837,9
|
1451,8
|
|
АЛ
|
120
|
20,4
|
477*
|
726*
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
423,36**
|
71,98**
|
1685,86**
|
2561,33**
|
|
АКП
|
120
|
20,4
|
480
|
830
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
211,68
|
35,99
|
846,72
|
1464,12
|
|
АПТ
|
100
|
20,4
|
480
|
830
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
176,4
|
35,99
|
846,72
|
1464,12
|
УАЗ
|
АПП
|
10,5
|
4,0
|
170
|
443
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
18,52
|
7,06
|
299,88
|
781,45
|
ПАЗ
|
АГ
|
68*
|
14,4
|
320
|
650
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
119,95
|
25,4
|
564,48
|
1146,6
|
|
АШ
|
68
|
6,7
|
300
|
650
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
119,95
|
11,82
|
529,2
|
1146,6
|
ВАЗ
|
всп
|
24
|
2,2
|
130
|
405
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
42,34
|
3,88
|
292,32
|
714,42
|
ЗИЛ
|
|
68
|
5,6
|
280
|
386
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
119,95
|
9,88
|
493,92
|
680,9
|
УАЗ
|
|
32
|
4
|
170
|
443
|
1,4
|
0,9
|
1,4
|
56,45
|
7,06
|
299,88
|
781,45
|
Примечание. * - нормативные значения трудоемкостей
взяты для близких марок шасси;
** - значения трудоемкостей для автолестниц высотой более 30
м умножаются на коэффициент 2.
Вычисление годовой трудоемкости каждого вида ремонта
определяют для каждой марки шасси ПА по формуле:
где Пi -
годовая трудоемкость каждого из ремонтов и ТО-2, чел.-ч;
Ni - число ремонтов;
ti - скорректированная трудоемкость ремонта
и ТО-2, чел.-ч.
Для автомобиля АЦ - 2,0-4 (5301) годовая трудоемкость:
ТО-2:
чел.-ч;
среднего ремонта:
чел.-ч;
капитального ремонта:
чел.-ч.
Результаты расчета занесем в таблицу 6.
Таблица 6 - Значения годовых трудоемкостей КР, СР, ТО-2
Тип и марка ПА
|
NКР
|
tКР
|
ПКР
|
NСР
|
tСР
|
ПСР
|
NТО-2
|
tТО-2
|
ПТО-2
|
Основные
|
АЦ - 2,0-4 (5301)
|
6
|
1314,18
|
7885,1
|
1
|
758,52
|
758,52
|
149
|
119,95
|
17872,6
|
АЦ-3-40 (4326)
|
8
|
1451,8
|
11614,4
|
3
|
793,8
|
2381,4
|
189
|
134,06
|
25337
|
АЦ-5-40 (43101)
|
8
|
1451,8
|
11614,4
|
3
|
793,8
|
2381,4
|
189
|
134,06
|
25337
|
АПП (3909) мод. 6-ДД
|
1
|
781,45
|
781,45
|
1
|
299,88
|
299,88
|
2
|
18,52
|
37,04
|
АНР-40-1000 (433360)
|
6
|
1146,6
|
6879,6
|
1
|
670,32
|
670,32
|
149
|
119,95
|
17872,6
|
АПТ-40 (53213)
|
8
|
1464,12
|
11712,96
|
3
|
846,72
|
2540,2
|
189
|
176,4
|
33339,6
|
Сумма
|
50487,9
|
|
9031,72
|
|
119795,84
|
Специальные
|
АКП-35 (53213)
|
1
|
1464,12
|
1464,12
|
1
|
846,72
|
846,72
|
7
|
211,68
|
1481,76
|
АЛ-50 (53228)
|
1
|
2561,33
|
2561,33
|
1
|
1682,86
|
1682,86
|
7
|
423,36
|
2965,2
|
АГ-12 (3205)
|
1
|
1146,6
|
1146,6
|
1
|
564,48
|
564,48
|
5
|
119,95
|
599,75
|
АСА-20 (43101)
|
1
|
1451,8
|
1451,8
|
1
|
837,9
|
837,9
|
7
|
134,06
|
938,42
|
АШ-6 (3205)
|
1
|
1146,6
|
1146,6
|
1
|
529,2
|
529,2
|
5
|
119,95
|
599,75
|
Сумма
|
|
7770,45
|
|
4461,16
|
|
6584,88
|
Вспомогательные
|
ЗИЛ-130
|
1
|
781,45
|
781,45
|
-
|
-
|
11
|
56,45
|
620,95
|
УАЗ-469
|
1
|
680,9
|
680,9
|
-
|
-
|
-
|
12
|
119,95
|
1439,4
|
ВАЗ-2121
|
1
|
714,42
|
714,42
|
-
|
-
|
-
|
13
|
42,34
|
550,42
|
Сумма
|
|
2176,77
|
|
|
-
|
|
2610,77
|
Итого
|
60435,12
|
|
13492,88
|
|
128991,49
|
Продолжение таблицы 6 - Значения годовых трудоемкостей КР,
СР, ТО-2
Годовая трудоемкость текущего ремонта определяется:
где ПТР - годовая трудоемкость текущего ремонта,
чел.-ч;
Lср -
средний пробег автомобиля, км;
NПА - число
пожарных автомобилей;
tТР -
скорректированная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч.
Годовая трудоемкость текущего ремонта для АЦ - 2,0-4 составляет:
чел.-ч.
Расчеты представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Значение трудоемкостей текущего ремонта
Тип и марка ПА
|
Количество ПА
|
Lср, км
|
tТР
|
ПТР
|
Основные
|
АЦ - 2,0-4 (5301)
|
84
|
10200
|
31,75
|
27203,4
|
АЦ-3-40 (4326)
|
49
|
10200
|
31,75
|
15868,6
|
АЦ-5-40 (43101)
|
43
|
10200
|
31,75
|
13925,6
|
АПП (3909) мод. 6-ДД
|
1
|
10200
|
7,06
|
72,01
|
АПТ-40 (53213)
|
26
|
10200
|
35,99
|
9544,5
|
АНР-40-1000 (433360)
|
9
|
10200
|
22,93
|
2104,97
|
Сумма
|
118770,7
|
Специальные
|
АКП-35 (53213)
|
1
|
4305
|
35,99
|
154,9
|
АЛ-50 (53228)
|
4
|
4305
|
71,98
|
1239,5
|
АГ-12 (3205)
|
3
|
4305
|
25,4
|
328,04
|
АСА-20 (43101)
|
2
|
4305
|
31,75
|
273,4
|
АШ-6 (3205)
|
2
|
4305
|
11,82
|
101,8
|
Сумма
|
2037,6
|
Вспомогательные
|
ЗИЛ-130
|
11
|
6150
|
9,88
|
668,4
|
ВАЗ-2121
|
6
|
6150
|
3,88
|
143,2
|
ВАЗ-2103
|
7
|
6150
|
3,88
|
167,03
|
УАЗ-469
|
12
|
6150
|
7,06
|
521,03
|
Сумма
|
2935,01
|
ИТОГО
|
123743,31
|
Годовая трудоемкость ремонта агрегатов ПА для оборотного
фонда вычисляют по формуле:
где Пi агр
- годовая трудоемкость i-го агрегата, чел.-ч;
Ni агр - число ремонтов i-го агрегата;
ti - трудоемкость ремонта i-го агрегата, чел.-ч.
Значения трудоемкости ремонта ПА по агрегатам и узлам
представлена: ремонт КОМ п. 5 таблица 8 [2]; ремонт насоса п. 16 таблица 8 [2].
Для автоцистерн на шасси ЗИЛ скорректированная трудоемкость
ремонта КОМ составляет:
чел.-ч.
Годовая трудоемкость ремонта КОМ:
чел.-ч.
Полученные результаты занесены в таблицу 8.
Таблица 8 - Значения годовых трудоемкостей ремонта агрегатов
Базовое шасси
|
Марка ПА
|
tКОМ н, чел.-ч
|
tнасос н, чел.-ч
|
tКОМ, чел.-ч
|
tнасос, чел.-ч
|
NКОМ
|
Nнасос
|
ПКОМ, чел.-ч
|
Пнасос, чел.-ч
|
ЗИЛ
|
АЦ
|
3,08
|
13,17
|
3,88
|
16,59
|
5
|
7
|
19,40
|
116,13
|
|
АНР
|
3,08
|
13,17
|
3,88
|
16,59
|
5
|
7
|
19,40
|
116,13
|
КамАЗ
|
АЦ
|
3,42
|
13,17
|
4,31
|
16,59
|
5
|
7
|
21,50
|
116,13
|
|
АПТ
|
3,42
|
13,17
|
4,31
|
16,59
|
5
|
7
|
21,50
|
116,13
|
Итого
|
81,80
|
464,52
|
Так как в годовом план-задании в соответствии с [1]
предусматривается резерв времени в объеме 20% от общей годовой трудоемкости, то
расчетная общая годовая трудоемкость (П) определяется по формуле:
где ΣПi - суммарная трудоемкость работ по ТО-2, СР,
КР и ТР и КР агрегатов;
ПСАМ - объем работ по самообслуживанию (принимается 10
- 15% от общей трудоемкости).
5. Режим работы пожарных отрядов (частей)
технической службы, фонды времени и количество производственных рабочих
В пожарно-технических центрах, пожарных отрядах (частях)
технической службы режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену. При
пятидневной рабочей неделе с двумя выходными средняя продолжительность смены
составляет 8 часов.
Годовой фонд рабочего времени определяется:
где Фд - годовой фонд рабочего времени;
- дни в году;
А - число выходных дней в году;
Б - число праздничных дней в году;
С - продолжительность отпуска в году (принимаем 28 дней);
Д - продолжительность рабочего дня в часах (принимаем 8 ч);
Е - продолжительность предпраздничных дней в году;
К - сокращение длительности рабочего дня в предпраздничные дни
(принимаем 1 ч);
З - коэффициент, учитывающий невыходы рабочего по болезни
(принимаем 0,96).
Праздничные дни: новогодние каникулы - 8 дней, 23 февраля, 8
марта, 1 мая - 5 дней, 9 мая - 4 дня, 12 июня, 11 октября (День республики), 4
ноября, 2 дня - религиозные праздники.
Общее количество рабочих дней: 244.
Количество производственных рабочих определяется:
где mр - число рабочих;
П - общая годовая трудоемкость работ, чел.-ч;
Фд - годовой фонд рабочего времени;
.
Следовательно, необходимое число производственных рабочих 258
человек. Численность вспомогательных рабочих принимают в размере 10 - 15%
численности основных производственных рабочих. Таким образом, численность
вспомогательных рабочих составит примерно 26 человек.
6.
Расчет количества постов. Определение площадей производственных зон и участков
Состав производственных зон и отделений
(участков) принимают исходя из технологических процессов технического
обслуживания и ремонта ПА и ПО с учетом типовых проектов ПТЦ, ПО(Ч) ТС.
Производственное здание ПТЦ, ПО(Ч) ТС
должно включать посты ТО-2 и посты всех видов ремонта.
Исходной величиной для расчета числа универсальных постов
ТО-2 служит такт поста, вычисляемый по формуле:
где τТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на
данном посту, ч;
tТО-2срв - скорректированная средневзвешенная
трудоемкость ТО-2, ч;
Рп - количество рабочих, одновременно работающих на
посту (принимаем 5 чел.);
tп - время
на установку ПА на пост и съезд с поста, ч (принимаем 0,16 ч).
Средневзвешенная трудоемкость равна:
где ПТО-2i -
трудоемкость ТО-2 по маркам ПА, чел.-ч;
NТО-2 -
общее количество технических обслуживаний;
ч;
ч.
Количество обслуживаний в сутки определяется по формуле:
где Nс - число обслуживаний в сутки;
NТО-2 -
количество ТО-2 за год;
Др - количество рабочих дней в году;
.
Ритм производства:
где R - ритм производства ч-1;
Тсм - продолжительность работы зоны (принимаем 8 ч);
Nс -
количество обслуживаний в сутки;
Количество универсальных постов ТО-2 определяется:
где ХТО-2 - число универсальных постов ТО-2;
τТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;
R - ритм производства, ч-1;
ηп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем
0,85);
Число постов всех видов ремонта рассчитывается:
где Хi -
количество постов каждого из ремонтов;
Пi - общая годовая трудоемкость работ по
каждому из видов ремонта, чел.-ч;
φ - коэффициент, учитывающий неравномерность
поступления ПА на пост ремонта (принимаем 1,3);
Кр - коэффициент, учитывающий долю объема работы,
выполняемой на постах ремонта (принимаем 0,55);
Др - количество рабочих дней в году;
С - число смен (принимаем 1);
Тсм - продолжительность работы зоны (принимаем 8 ч);
Рп - количество рабочих, одновременно работающих на
посту (принимаем 5 чел.);
ηп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем
0,9).
Количество постов для ТО-2:
основных автомобилей:
, округлим до 4;
- специальных автомобилей:
округлим до 1;
вспомогательных автомобилей:
.
Необходимо совместить посты ТО-2 специальных и вспомогательных
автомобилей.
До 60 - 70% текущих ремонтов проводится непосредственно на постах
технического обслуживания пожарных частей. Поэтому количество постов текущего
ремонта составляет лишь 30 - 40% от расчетного числа.
Все полученные данные сводятся в таблицу 9.
Таблица 9 - Количество постов ТО-2, КР, СР и ТР
Вид обслуживания
|
Назначение ПА
|
Количество ПА
|
Расчетная трудоемкость П, чел.-ч
|
Количество постов
|
Техническое обслуживание ТО-2 (универсальные
посты)
|
-
|
-
|
-
|
19
|
Капитальный ремонт
|
основные
|
212
|
46394,9
|
4
|
|
специальные
|
12
|
7435,25
|
1
|
|
вспомогательные
|
36
|
56721,4
|
5
|
ИТОГО
|
|
|
|
10
|
Средний ремонт
|
основные
|
242
|
17728,2
|
2
|
|
специальные
|
14
|
4461,16
|
1
|
|
вспомогательные
|
46
|
-
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
3
|
Текущий ремонт
|
основные
|
242
|
66405,87
|
2*
|
|
специальные
|
14
|
2097,22
|
1*
|
|
вспомогательные
|
46
|
70210,83
|
2*
|
ИТОГО
|
|
|
|
5
|
Примечание. * - количество постов составляет 30-40% от
расчетного значения.
Площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА
рассчитывают по формуле:
где FТО,Р - площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА, м2;
fа -
площадь, занимаемая ПА, м2 (принимаем 2,5×7);
Хп - число постов;
К0 - коэффициент, учитывающий свободные зоны и проходы
(принимаем 4).
Количество постов для ТО-2 17, тогда общая площадь, занимаемая
зоной ТО-2 составляет:
, м2.
Полученные результаты занесены в таблицу 10.
Таблица 10 - Площади зон ТО и ремонтов
Вид обслуживания
|
Количество постов
|
Площадь зон технического обслуживания и
ремонта, м2
|
Техническое обслуживание ТО2
|
19
|
Капитальный ремонт
|
10
|
700
|
Средний ремонт
|
3
|
210
|
Текущий ремонт
|
5
|
350
|
Окончательно площадь зон определяется по результатам общей
компоновки производственных зданий.
Площадь производственного участка рассчитывается:
где Fу - площадь производственного участка, м2;
fоб -
площадь, занимаемая оборудованием на рассчитываемом участке, м2;
Кп - коэффициент плотности расстановки оборудования
(принимаем 3,5).
Пост мойки.
На посту мойки находится следующее оборудование: моечная
установка, ее габариты приведены в приложении Г.
Посты ТО-2.
Находится следующее оборудование: маслораздаточный бак, V=223 л; солидолонагреватель; слесарный верстак; осмотровая
канава; подъемник канавный; насосная станция подъемника П128М;
солидолонагнетатель пневматический, передвижной. Габариты и характеристика
оборудования приведены в приложении Г.
Посты ремонта. Оборудование: осмотровые канавы; слесарный верстак;
гайковерт; тележка; насосная станция подъемника П128М; кран-балка, верстак.
Агрегатно-механический участок. Оборудование:
точильно-шлифовальный станок Ø=400 мм; пресс гидравлический, 10т; настольно-сверлильный
станок, Ø=12 мм;
стенд для разборки и регулировки сцеплений; слесарный верстак; стенд для
разборки и сборки двигателей; стенд для разборки и сборки коробки передач;
ванна для мойки деталей, V=60 л; станок
для шлифовки фасок клапанов; установка для промывки каналов блоков и коленчатых
валов двигателей (тупиковая); станок для расточки тормозных барабанов;
токарно-винторезный станок, 630х1400; вертикально-сверлильный станок, Ø
25 мм; кругло-шлифовальный
станок, 200х500; плоско-шлифовальный станок, 200х630; горизонтально-фрезерный
станок, 320х1250; станок для заточки инструментов; установка для мойки деталей;
универсально-фрезерный станок 200х800; станок для шлифовки фасок клапанов и
торцов толкателей.
Электротехнический участок. Оборудование: верстак, контрольные
испытательные стенды (мод. 532М. Э-211), габариты 950х800.
Участок кузовных работ. Оборудование: тележка 1700х1000;
приточно-вытяжная вентиляция, компрессор (Q=0.6м3/мин,
Р=12 кгс/см2); верстак с вытяжным устройством; ванна для испытания
топливных баков автомобиля; станок точечной сварки; наковальня; горн кузнечный;
пневматический молоток; машина для резки, гибки и отбортовки листового
материала; генератор ацетиленовый; стол для газосварочных работ; ножницы
комбинированные; ванна для проверки радиаторов, 1100х800.
Участок обслуживания топливной аппаратуры. Оборудование:
верстак с вытяжным устройством; прибор для проверки карбюраторов и топливных
насосов; стенд для испытания масляных насосов и фильтров; стенд для испытаний и
регулировки топливной аппаратуры.
Отбойно-столярный участок. Оборудование: слесарный верстак;
циркулярная пила; станок деревообрабатывающий комбинированный; машина швейная.
ост окраски. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин,
Р=12 кгс/см2); краскопульты; система вентиляции; АУПС.
Участок обслуживания аккумуляторов. Оборудование: слесарный
верстак; зарядное устройство; приточно-вытяжная вентиляция; ванна для промывки
аккумуляторных батарей; стеллаж для аккумуляторных батарей; ванна для слива
электролита; верстак с вытяжным устройством; стенд для проверки аккумуляторных
батарей; электродистиллятор.
Шиномонтажный участок. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин,
Р=12 кгс/см2); слесарный верстак; стенд для монтажа и демонтажа шин;
электровулканизационный аппарат; ванна для проверки герметичности камер;
стеллаж для колес и покрышек; тележка для снятия и транспортировки колес.
Участок испытаний двигателей и агрегатов. Оборудование: стенд
для испытания коробки передач; стенд для испытания герметичность блоков
цилиндров; обкаточно-тормозной стенд двигателей; прибор для проверки
карбюраторов и топливных насосов; монорельс с талью.
Например, пост мойки. В моечном отделении
находится моечная установка и пожарный автомобиль. Габариты моечной установки
835х315 мм, тогда площадь, ею занимаемая, 0,26 м2. Расчетная площадь
равна 3,5*0,26=0,92. Также на посту мойки должен помещаться автомобиль, тогда
площадь составляет 0,92 + 17,5 = 18,42 м2.
Аналогично подсчитываются площади других
участков. Полученные результаты приведены в таблице 11.
Таблица 11 - Значения площадей участков
|
Наименование участка
|
Площадь, занимаемая ПА, м2
|
Площадь, занимаемая оборудованием, м2
|
Значение принятого коэффициента
|
Расчетная площадь, м2
|
Площадь, принятая после планировки, м2
|
1
|
Пост мойки
|
17,5
|
0,26
|
3,5
|
0,92
|
18,4
|
2
|
Зона ТО-2
|
17,5
|
2,02
|
3,5
|
7,08
|
26,08
|
3
|
Посты ремонта
|
17,5
|
4,33
|
3,5
|
15,14
|
34,14
|
4
|
Агрегатно-механический участок
|
-
|
31,26
|
3,5
|
109,41
|
109,41
|
5
|
Электротехнический участок
|
17,5
|
1,42
|
3,5
|
4,97
|
22,47
|
6
|
Участок кузовных работ
|
17,5
|
13,48
|
3,5
|
47,18
|
64,68
|
7
|
Топливно-ремонтный участок
|
17,5
|
3,64
|
3,5
|
12,74
|
30,24
|
8
|
Обойно-столярный участок
|
17,5
|
2,48
|
3,5
|
8,68
|
26,18
|
9
|
Пост окраски
|
17,5
|
0,98
|
3,5
|
3,43
|
20,93
|
10
|
Аккумуляторная
|
-
|
6,43
|
3,5
|
22,51
|
22,51
|
11
|
Шиномонтажный участок
|
-
|
10,16
|
3,5
|
35,56
|
35,56
|
12
|
Испытательная
|
17,5
|
5,20
|
3,5
|
18,20
|
35,70
|
ИТОГО
|
Fуч
|
446,30
|
7. Общая компоновка производственных зон ПТЦ, ПЧ
ТС и технологическая планировка участков
Планировка производственного корпуса зависит от состава
помещений, технологии проведения работ, а также противопожарных и
санитарно-технических требований, предъявляемых к отдельным зонам и участкам.
Наибольшее распространение получили здания прямоугольной
формы. Длина здания определяется:
где Lз - длина здания, м;
Fз -
площадь здания производственного корпуса, м2;
Вз - ширина здания, м.
Площадь здания равна сумме площадей всех постов, находящихся в производственном
корпусе. Тогда:
м2.
При стандартной длине плиты 6000 мм примем
длину здания 90 м. Тогда площадь здания после уточнения его длины составит:
м2.
Высоту производственного корпуса определяют характером выполняемых
работ, габаритами пожарных автомобилей и принятым видом грузоподъемных
устройств.
Планировка производственного корпуса представлена в
приложении А.
8. Техническое обслуживание пожарной техники в ПЧ
и работа с эксплуатационной документацией
.1 Технологическое проектирование пожарного депо
В состав объектов пожарной охраны входят пожарные депо,
которые предназначены для охраны городов и предприятий.
Хранение и обслуживание пожарных автомобилей и пожарного
оборудования производится в пожарных депо.
Состав площади помещений пожарных депо установлены в
приложение 4 [3] и приведены в таблице 12.
Таблица 12 - Состав и площади помещений пожарных депо
Наименование помещений
|
Площадь помещений для II типа пожарного депо на
4 автомобиля, м2
|
1. Помещения пожарной техники и
техобслуживания:
|
а) помещения пожарной техники
|
210
|
б) пост техобслуживания с осмотровой канавой
|
90
|
в) мастерская
|
20
|
г) кладовая для инструмента и запасных частей
|
10
|
д) пост мойки
|
90
|
е) кабинет безопасности движения
|
15
|
ж) кабинет начальника дежурной смены
|
12
|
з) учебный класс
|
2,5 м2 на сотрудника, из расчета
100%-й численности дежурной смены
|
и) комната инструктажа населения
|
30
|
2. Вспомогательные помещения:
|
а) восстановительный пункт и гардеробная
спецобмундирования:
|
|
гардероб
|
4 м2 на сотрудника, из расчета
100%-й численности личного состава
|
термокамера
|
8
|
душевые и уборные
|
Предусматриваются согласно действующим нормам
|
кабинет психологической разгрузки
|
30
|
б) комната приема пищи
|
1,4 м2 на сотрудника, из расчета
75%-й численности личного состава дежурной смены
|
в) комната разогрева пищи
|
10
|
г) склад вещимущества с комнатой для коменданта
|
25
|
д) зал собраний
|
1,6 м2 на сотрудника, из расчета
100%-й численности личного состава
|
е) комната при зале собраний
|
12
|
ж) спортивный зал
|
40
|
3. Служебные квартиры (количество)
|
Площадь и высоту помещений следует принимать
согласно действующим нормам
|
а) однокомнатные
|
3
|
б) двухкомнатные
|
3
|
в) трехкомнатные
|
1
|
|
|
|
8.2 Оформление эксплуатационной карты
Карта заполняется на каждый ПА после его вызова на пожар
(учение). В конце месяца подводится итог эксплуатации (согласно п. 2.3.5, прил.
4 [1]).
Радиус выезда R определяется:
где LКM - протяженность города в км;
n - коэффициент.
При протяженности города 20 км коэффициент n равен
5.
км.
При заполнении ЭК учитывать следующее:
время тушения пожара 49 минуты, т.е. время работы насоса
составляет 49 минуты;
при смене караула двигатель работает 3 мин [п. 2.5.5, 1];
расстояние до места пожара 4,0 км.
Расход топлива пожарной машины АЦ-2 (5301) на 100 км
составляет 35 л [6], следовательно, на путь к месту пожара и обратно 8 км - 2,8
л. Расход топлива ПА при работе двигателя со спец. агрегатом в течении 49 мин:
0,330 (л/мин)·49 (мин) = 16,17 л. Расход топлива ПА при работе двигателя в
стационарном режиме без нагрузки (прогрев двигателя 10 мин):
(мин)·0,15 (л/мин) = 1,5 л.
Следовательно, общий расход топлива: 2,8 л
+ 16,17 л + 1,5 л = 20,47 л.
При этом норма увеличивается при пробеге первой тысячи км
автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при перегоне
таких автомобилей своим ходом - до 10%.
Тогда расход топлива:
л.
Заключение
В курсовой работе произведен расчет числа постов ТО-2 и
ремонтов, состав участков и вспомогательных помещений, расчет численности
производственных и вспомогательных рабочих, подбор технологического
оборудования, расчет площадей, компоновка производственного корпуса ПТЦ, ПО(Ч)
ТС и расстановка оборудования.
По результатам расчетов спроектирован производственный корпус
ПТЦ, общей площадью 3240м2 и пожарное депо на 4 автомобиля.
Отдельным чертежом показана расстановка оборудования на участках.
Оформлена эксплуатационная карта на основной пожарный
автомобиль АЦ - 2,0-4 (5301).
Список литературы и источников
1. Методические
указания по курсовому проектированию по дисциплине «Пожарная техника». - Уфа,
2006. - 47 с.
2. Наставление
по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России: Приказ
МВД РФ от 24 января 1996 года №34. - М., 1996. - 170 с.
. Об
утверждении нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта
пожарных автомобилей: Приказ МВД РФ от 25 сентября 1995 года №З66. - М., 1995.
- 50 с.
4. НПБ 101-95. Нормы проектирования объектов пожарной охраны.
- М., 1995. - 25 с.
5. СТО УГАТУ 016-2007.