Эволюция и зарождение музыкального воспитания в педагогике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эволюция и зарождение музыкального воспитания в педагогике

Содержание

Введение

1. Становление музыкального воспитания в России с древнейших времен до второй трети ХIХ века

.1 Зарождение музыкального воспитания в Древней Руси (с древнейших времен до конца Х в.

1.2 Развитие музыкального воспитания в России в ХI - начало ХVII вв.

.3 Эволюция музыкального воспитания в России во второй трети ХVII - первой трети ХIХ вв.

2. Музыкальное воспитание в России со второй половины ХIХ - начала XXI вв.

.1 Музыкальное воспитание в дореволюционной России

2.2 Становление системы отечественного музыкального воспитания ХХ - начала XXI вв.

Заключение

Библиографический список

Введение

музыкальный воспитание педагогика культура

Музыкальное воспитание как грань эстетического воспитания предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости, способности понимать и глубоко переживать содержание искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности. Оно рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным, особо одаренным детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

В курсовой работе мы попытались проследить зарождение и эволюцию музыкального воспитания в России с древнейших времен до начала XX века.

Особенностью эволюции музыкального воспитания является её межнаучный характер: она тесно связана с историей, педагогикой и музыкознанием. В отечественной литературе наибольшее распространение получила точка зрения Г.Б. Корнетова о том, что история педагогики есть одновременно наука историческая и педагогическая. Это предполагает изучение историко-педагогического процесса сквозь призму проблематики, которая задает предмет педагогики, в данном случае - педагогики музыкального воспитания, что определяет ее связь с музыкознанием.

Актуальность и практическая значимость данной темы курсовой работы определяется тем, что изучение эволюции и развития музыкального воспитания в России позволяет более полно и точно представить отдельные события, оказавшие влияние на отечественную педагогику сегодняшних дней.

В связи с этим целью настоящей курсовой работы стало исследование и анализ процесса зарождения музыкального воспитания в отечественной педагогике.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

. Проследить процесс зарождения музыкального воспитания в отечественной педагогике;

. Раскрыть эволюцию музыкального воспитания педагогики России;

. Выявить актуальные идеи по организации и осуществлению музыкального воспитания в отечественной педагогике применяемые в современных условиях.

Объект исследования - система музыкального воспитания в России в историко-теоретическом и педагогическом аспекте.

Предмет исследования - процесс становления и развития отечественного музыкального воспитания с момента воспитания Руси до начала XX века.

При написании курсовой работы нами были использованы метод обобщения, метод сравнения, метод критериального анализа, как основы периодизации историко-педагогических процессов и явлений.

Для написания и исследования данной темы были использованы учебники, учебные пособия, монографии, информация из периодической литературы, информация, полученная с помощью Интернет ресурсов.

1. Становление музыкального воспитания в России с древнейших времен до второй трети ХIХ века

.1 Зарождение музыкального воспитания в Древней Руси (с древнейших времен до конца Х в.)

Зарождение музыкального воспитания восходит корнями к истокам человеческой цивилизации. Музыка как определенный вид деятельности, основанный на присущем человеку музыкальном сознании, сопровождала человечество на всех этапах его развития.

Соответственно этому, в течение всего периода становления человеческой культуры осуществлялся и процесс передачи музыкального опыта последующим поколениям.

Интерес к зарождению и развитию музыкального воспитания в педагогике вызван объективными причинами, так как сформировались научные школы, изучающие возникновение и развитие музыкального воспитания, которые, в отличие от музыковедческих школ, развивающихся на базе консерваторий, функционируют внутри педагогических вузов и, следовательно, имеют педагогическую базу.

Можно сказать что, на исходе ХХ в. возрос интерес к историко-педагогическим исследованиям в целом, и осмысливая пройденный путь, человечество осознает, что история образования и педагогики дает возможность установить эффективность педагогических теорий, направлений, систем.

В опыте предыдущих поколений, как положительном, так и отрицательном, мы черпаем ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами педагогическая реальность.

Для подробного и полного рассмотрения эволюции и развития музыкального воспитания в педагогике нами история музыкального воспитания была рассмотрена в соответствии с периодизацией, предложенной Е.В. Николаевой, а именно:

1.Древний период (с древнейших времен до конца Х в.);

2.Российское средневековье (ХI - начало ХVII вв.);

.Вторая треть ХVII - первая треть ХIХ вв.;

.Вторая треть - конец ХIХ в.;

.ХХ век.

Как отмечает Е.В. Николаева, данные периоды необходимо рассматривать при помощи двух основных подходов к изучению эволюции и развития музыкального воспитания в отечественной педагогике - интонационный и парадигмально-педагогический [4, с. 88].

Интонационный подход, в соответствии с которым периодизация музыкального воспитания осуществляется на основе выявления кардинальных изменений в типах интонирования, что влияет не только на содержание собственно музыкального творчества, но и на целевые установки, содержание и методы образования.

При интонационном подходе к изучению музыкального воспитания оно рассматривается в виде совокупности составляющих его направлений, типов, видов, отраслей, определяемых интонационной природой музыки, с одной стороны, и особенностями ее интонационного постижения - с другой. В рамках интонационного подхода рассматривается также вопрос о соответствии музыкально-педагогических систем тому музыкальному стилю, на освоение которого они ориентированы

Парадигмально-педагогический подход, который позволяет осуществлять периодизацию истории музыкального воспитания на основе выявления смен ведущих музыкально-педагогических парадигм. В качестве музыкально-педагогической парадигмы рассматривается инвариантная основа музыкально-педагогических концепций, единых по концептуальной идее, но отличающихся в ее конкретной реализации в определенной модели музыкального воспитания, предлагаемой конкретным педагогом-музыкантом или их сообществом [5, с. 67].

Е.В. Николаева также определяет возможные три уровня осуществления парадигимально-педагогического подхода к изучению истории музыкального воспитания, это:

исследование основных исторических этапов музыкального воспитания;

изучение каждого из основных направлений музыкального воспитания - народного, религиозного, светского, - рассматриваемых в рамках того или иного периода;

изучение отдельных музыкально-педагогических концепций [4, с. 89].

Парадигмально-педагогический подход конкретизирует общеисторический парадигмальный подход применительно к содержанию истории образования и педагогики.

Е.Е. Полоцкая подразделяет древнерусское музыкальное искусство и педагогику Древней Руси на три этапа:

. XI-XIV века - период первоначального параллельного существования двух ярусов христианской культуры: верхнего, ориентированного на византийские художественные традиции, интонационно чуждого славянской культуре, но необходимого для внедрения новой религии, и нижнего, собственно русского, исходящего из языческой музыкальной культуры и выполняющего функцию христианского просвещения народа интонационно близкими и понятными средствами. При слиянии этих двух источников образовался знаменный распев. В истории педагогики данный период характеризуется самоопределением православной педагогики как таковой, активным освоением византийской культуры и господством устной традиции в педагогике.

. XV - первая половина XVII в. - период интенсивного развития знаменного распева, его расцвет, появление новых певческих стилей, возникновение безлинейного многоголосия (строчного пения). В области музыкального воспитания - формирование профессионального музыкального воспитания как системы, организация певческих школ, развитие певческой методологии, появление музыкально-теоретических учебных пособий и руководств.

. Последний этап - вторая половина XVII в. Е.Е. Полоцкая отмечает также условность понятия «музыкальное воспитание» применительно к этому периоду, так как в условиях древнерусского государства не существовало музыкального воспитания в современном смысле. Православная педагогика, частью которого являлась педагогика музыкального воспитания Древней Руси, имела конечной целью религиозное познание. Само же понятие «мусикия» в церкви наделялось негативным смыслом как принадлежащее народной, а конкретно - скоморошеской культуре, стоявшей на эстетическом полюсе, противоположном христианскому вероучению. «Мусикии», прежде всего инструментальной музыке как сопровождению «игрищ бесовских», противопоставлялось «пение» как «богодухновенное» творчество.

Противопоставление понятий «музыка» и «пение» в Древней Руси отмечает Е.В. Николаева, в ее исследованиях указано, что данное разделение отражает противопоставление не инструментальной и вокальной музыки, а только мирской и богослужебной по их внутреннему смыслу. Отсюда, по мнению Е.В. Николаевой, происходит непонятное и нелогичное с точки зрения музыкантов нашего времени название учебной дисциплины «Музыка и пение», многие годы фигурировавшее в программных отечественных документах ХХ в., в котором смешиваются разноуровневые и разноплановые понятия. Возможно, данный термин просто отражает исторически сложившееся разведение данных понятий, имеющее корни в истории Древней Руси (в западных странах такого различия не существовало).

«Пение» в древнерусском понимании - это пение богослужебное. Коренное его внутреннее отличие от «музыки» состояло в следующем: музыка - это представление, изображение жизни, а не сама жизнь; пение - не представление, не изображение жизни, а именно сама жизнь. Певчие осуществляли в процессе пения самое важное, самое высокое жизненное предназначение - служение Богу.

Истоки такого понимания сущности церковного пения находятся в древнерусских педагогических установках (Г.Б. Корнетов, О.Е. Кошелева). В Древней Руси медленно развивалось теоретическое знание, что наложило отпечаток и на музыкальное воспитание. В древнерусском пении важной была внутренняя сущность, его нравственная составляющая. «Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственными в своих поступках, что являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной», - писал Г.Б. Корнетов. Петь в церкви означало, прежде всего, душевно соответствовать божественному содержанию песнопений. Технологическая же составляющая долгое время оставалась на втором плане.

Это определило и педагогические установки в области музыкального воспитания, и важнейшую особенность русской исполнительской традиции: ей в целом, вплоть до настоящего времени, свойствен приоритет содержания над средствами, то, что называют «русской душой».

Предпосылки для профессионализации музыкального воспитания складывались по мере повышения мастерства исполнителей и способов приобретения ими знаний и умений: зарождалась музыкальная специализация не только среди языческих жрецов, но и в среде охотников и скотоводов, воинов.

Воспитание детей и подростков у древних славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Оно было процессом включения в определенные виды деятельности. Особую роль играли издревле сложившиеся ритуалы, прежде всего инициации. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать общественно-важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность.

Особую роль в воспитании играли различные обряды, связанные с жизнью древних славян. Важной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни, труда. Участие в обрядах позволяло, например, усваивать навыки охоты. Так, зоофические пляски отражали повадки животного и приемы охоты (отголоски обряда - праздники с ряжеными, вождение медведя по деревням - сохранились до XX в.).

Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно посредством различных пословиц, поговорок. В них сформулированы важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, занятия хлебопашеством, бортничеством. Приведем примеры таких пословиц и афоризмов: "Держись за соху: она кормилица"; "Не трогай пчелы - будешь плакать"; "Работа да руки - надежные в людях поруки"; "Добро творить - себя веселить" и др.

Огромное влияние на развитие детей оказывала аграрно-календарная поэзия. До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод "А мы просо сеяли", где, по сути, кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия.

Народная педагогика древней Руси вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогавшие избегать неурожая, спасаться от природных стихий, например: "Месяц красен - к дождю"; "Во время дождя - подальше от дуба"; "Кукушка закуковала - пора лен сеять"; "Овес сей, когда береза распускается".

Вера в могущество природы и одухотворение мира отражались и на музыкальном творчестве. Это выражалось в поклонении природе - лесам, полям, рекам, камням и было связано с глубоким пониманием того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам. Особое значение приобретали обряды как жизненное, глубокое осмысление мира и себя в мире. Например, дерево олицетворяло девушку: гибкий ствол - стан, ветви - руки. Венки, украшавшие девушку, символизировали лучи солнца, солнечный диск. Березу одевали в платье и плясали вокруг нее. Практически все обряды отражали образы, символы поклонения природе и сопровождались музыкой. Музыка являлась частью обрядов, которые включали заклинания, заговоры, пение, пляски, хороводы, театральные действия [10, с. 66].

Педагогическая мысль в Древней Руси дошла до наших дней в произведениях, не имевших специального педагогического характера. Не было еще специальных педагогических трактатов, педагогические идеи можно было встретить в различных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, в устных проповедях. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Могучая музыкально-речевая русская культура включала в себя множество жанров, множество видов самовыражения - народные сказки, колыбельные песни, потешки, былины, народные песни, пословицы и поговорки. Среди этого множества отдельные жанры не стремились к обособлению; каждый был всего лишь камнем в монолите народной культуры, частью необъятной стихии устного творчества, неразрывного с другими видами творчества [10, с. 40].

Еще в глубокой древности была осознана огромная роль первых месяцев и лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии. Поэтому с первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами - поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, назначение которых убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки - вызвать у ребенка бодрые и радостные эмоции; потешки - песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки - стихи с занятным содержанием [10, с. 41].

Колыбельные песни - это осознание матерью необходимости постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. В песнях мать обращалась к ребенку с самыми нежными словами: милый, желанный, пригожий, - использовала ласкательно-уменьшительные суффиксы от любых слов.

В старинных колыбельных песнях часто встречаются добрые языческие существа: Сон, Дрёма, Угомон, Упокой, считавшиеся носителями сна. Частым персонажем был кот, которого просят принести Дрёму.

В колыбельных песнях были и печальные строчки - как будто бы матери желали смерти своим детям. «Баю-баюшки бай, поскорее умирай», «Повезем тебя мы на погост» - это древние представления, корнями уходящие в языческие времена. Так матери хотели отвести от ребенка болезни, ведь если человек мертв, то и болезни оставляют его. Напевая такие колыбельные песни, матери тем самым как бы отгоняли смерть.

Также нужно выделить «народную песню» как один из видов музыкального воспитания в отечественной педагогике. Термин «народная песня» очень широк, он охватывает разные по тематике и бытованию песенные жанры: колыбельные, календарные, семейные обрядовые песни, хороводные и плясовые, лирические семейные, любовные, шуточные, подблюдные. Рекрутские, бурлацкие и другие песни. Содержание и характер русских народных песен был весьма разнообразен. В них изображались и человек, и домашние животные, и звери, и птицы, и насекомые - воспевалась вся природа.

В глубокой древности на Руси возникли обрядовые песни: календарные и семейно-бытовые. Любой жанр имеет свои особенности, как в поэтическом содержании, так и в художественной форме. В обрядовых песнях Латышина Д.И. выделяет шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величательные, корильные, игровые и лирические песни.

Заклинательные песни, будучи приуроченными, к народному календарю, представляют собой несколько групп песен. Песни одной группы связанны с празднованием Нового года, другой - со встречей весны, третьей - с обрядами, способствующими созреванию урожая, четвертой - с обрядами, сопровождающими его уборку [10, с. 67].

В центре внимания лирических песен - мир человеческих взаимоотношений. Что касается педагогики, то данные песни воспитывали в человеке выражение эмоциональной оценки изображаемых явлений, а также отношение к ним.

Наряду с колыбельными песнями, русскими народными песнями и потешками исполнялись былины. Былины пелись и сказывались одновременно. Они отличаются грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона. Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным, потому что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказывание еще не стали разными видами художественного творчества. Пение придавало рассказу торжественность, а рассказывание так подчиняло себе пение, что оно казалось существующим именно ради рассказа.

Исторические предания, легенды, русские народные песни и былины воспевали подвиги богатырей, защищавших русскую землю от завоевателей, воспитывали гордость за свое отечество. Формировали патриотическое сознание. Образы былинных героев воспринимались как нравственный идеал. В их подвигах подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека, черпало веру в силу народа, в торжество справедливости.

Музыка и пение изначально не фиксировались в знаках, а передавались по памяти, но для осуществления воспитательной функции педагогики в Древней Руси необходимо было позаботиться о передаче музыкального народного творчества следующим поколениям. Так, одним из способов передачи музыкальных знаний и умений служило пиктографическое (узелковое) письмо, посредством которого жрецы сохраняли и передавали музыкальные стороны языческих обрядов. Далее, уже религиозная музыка способствовала развитию нотного письма и многоголосного пения на Руси, древнерусские песнопения записывались особыми значками, которые назвались крюковым письмом и знаменным распевом. Эти нотные обозначения помогали определить ритмические и мелодические обороты. Система была достаточно непростой, и было необходимо запомнить большое количество крюков, чтобы освоить песнопения.

Помимо народного творчества и церковного песнопения в Древней Руси также распространялось светское музицирование, которое сопровождало роскошные пиршества.

В то время уже существовало много музыкальных инструментов: в древних могильниках найдены колокольчики, бубенцы. Названия возникали от вида или способа исполнения: гульба - гудеть - гусли. Искусство гусляров-музыкантов почиталось в различные времена. Музыкально образованные люди занимали почетное, привилегированное положение. Послы всегда имели музыкальное воспитание, бояре обучались игре на музыкальных инструментах [6, с. 67].

Приобщение к знаниям, их накопление, передача и развитие были одним из важнейших факторов сохранения и выживания человека, формирования человечества как такового на протяжении многих веков. Не будет преувеличением сказать, что образование-воспитание генетически заложено в человеческой природе. Музыкальное воспитание в древней Руси осуществлялось как процесс постепенного накопления знаний, причем на инстинктивном уровне, диктуемом требованиями выживания и сохранения рода. Ребенок на Руси обучался в процессе повседневной жизни, он не готовился к жизни, как это стало значительно позже, а прямо включался в нее. В воспитании человека древней Руси уже содержалось повседневное знание. Наиболее важные его результаты закреплялись в пословицах и поговорках, былинах и сказаниях, народных и колыбельных песнях - то есть системе народного творчества.

По мере развития общественных отношений открывается новый этап в практике воспитания, где основную роль играет семья. Представляя собой, результат стихийного разделения труда и социально-имущественного расслоения общества, семья становится важной социально-экономической единицей, ячейкой общества. Единое для общины воспитание все более приобретает сословно-имущественный характер. Сословные различия прямо выражаются в воспитании.

Проведя анализ рассмотрения зарождения музыкального воспитания в Древней Руси можно сделать вывод, что музыкальное воспитание имеет четко выраженные признаки трех направлений: народное творчество, религиозная музыка, которая ограничивается в основном песнопениями, и светское музыкальное искусство.

Неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян является устное народное творчество, в котором мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках. Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, русские народные песни, предания на протяжении многих веков являлись важнейшими средствами воспитания подрастающих поколений. Через первые поэтические произведения (колыбельные песни, песенки-потешки и частушки), являющиеся средствами развития речи, эмоциональной сферы ребенка, эстетических чувств. Познается родная речь. Глубокий нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.

Когда ребенок подрастал, благодаря музыкальному воспитанию он усваивал первые нравственные заповеди детства: о почитании старших, главенствующей роли отца, повиновение которому было беспрекословным, об уважении к матери, об обязанности беречь достоинство, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям. Детей в русских семьях воспитывали в любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям рекомендовалось заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, учить «благочинию», а также ремеслу и рукоделию.

.2 Развитие музыкального воспитания в России в ХI - начало ХVII вв.

Началом ХI в. датируется наступление русского средневековья, которое, как и западноевропейское, протекало под знаком церкви. Доминирующей становится церковная традиция музыкального воспитания, а основным видом музыкальной деятельности выступает хоровое пение. При сохранении семейного воспитания, особенно у знати, стали открываться школы в церквях.

Музыкальное воспитание русского населения в форме церковного пения этого периода являлось частью жизни народа, в данной музыке по-своему воплощены черты характера людей, психологии, особенности быта, страницы истории, запечатлелась особая возвышенная сторона жизни общества; в ней накоплено огромное количество произведений, имеющих эстетическую и нравственную ценность. Это поистине величайшее наследие русского народа. Духовная музыка к ХI-ХVII вв. выступает неотъемлемой частью музыкальной культуры страны, которую она представляет.

В подразделе Российское средневековье можно выделить три этапа:

Для первого этапа древнерусского музыкального воспитания (XI-XIV вв.) характерны одноголосие и преимущественно устная традиция обучения. Первые церковные книги были ненотированными, и ученик читал текст, слушая пение учителя. Такой способ обучения называют «пением по преданию» или «пением по обычаю». Постепенно развивалась нотация, однако на этом этапе она была чрезвычайно сложной и приблизительной, что и позволяет говорить о господстве устной традиции обучения. Необходимо отметить также практический характер обучения. Все знания, умения и навыки певчие получали в практике церковного пения.

Второй этап (XV-XVI вв.) характеризуется эволюцией знаменного пения, которое все более проявлялось как национально-самобытное, и появлением демественного многоголосия. С этим было связано усиление роли письменной традиции обучения. Начиная с XV в. наряду с церковными певческими книгами стали появляться специальные учебные пособия - певческие азбуки.

Третий этап (первая половина XVII в.) знаменовался кардинальными перевоспитаниями в музыкальном образовании и всей русской культуре. Они были обусловлены тем, что наряду с церковной ветвью музыкального воспитания начали все более заметно функционировать фольклорная и светская.

Певчие ведущей станицы (реже - второй), несущие основную нагрузку по обеспечению высокого уровня исполнения, привлекались также к обучению певчих младших станиц. Таким образом, помимо профессиональных музыкальных знаний и умений, певчие получали и основы практической педагогической подготовки.

В XV-XVI веках появились первые придворные хоры. Так, известен хор государственных певчих дьяконов, который состоял из 30-35 лучших певцов и при Иване IV достиг расцвета [9, с. 50].

Особое влияние древнерусская духовная музыка XI-ХVII вв. оказала на музыкальное воспитание людей так как, во-первых, предоставила нам знание истории и истоков культуры своей страны. Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служила средством эстетического и нравственного воспитания, способствовала философскому осмыслению окружающего мира. Через духовную музыку человек соприкасался с вечными нравственными истинами и раскрывал для себя высшую гармонию мироздания, также духовная музыка стала одной из форм художественного познания мира. Религиозное музыкальное воспитание способствовало развитию многоголосного пения в России. Не случайно Россия всегда славилась голосами и считалась «поющей» страной.

Светское воспитание претерпело значительные изменения с зарождения классического музыкального искусства в XV веке в Европе, и в XVI веке в России с развитием малых жанров в музыке распространились домашнее музицирование и пение. В каждой богатой, знатной семье стали появляться домашние педагоги музыки, которые обучали детей знатных сословий игре на музыкальных инструментах, пению, музыкальной грамоте. Такое музыкальное воспитание получили практически все видные русские композиторы.

Значение домашнего музицирования состоит в том, что, с одной стороны, такое музицирование ориентировано на становление личности ребенка, на развитие его эстетических чувств, эмоций, художественного вкуса и эмоционально-нравственных поступков, то есть на формирование музыкальной культуры ребенка как части его духовной культуры. С другой стороны, домашнее музицирование способствует социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей и тем самым играет большую роль в музыкально-профессиональной мотивации. Все это особенно важно для формирования личности ребенка в условиях домашнего воспитания и обучения, осуществляемых домашними педагогами.

Постепенно стали зарождаться различные типы учебных музыкальных заведений в России. Основными тенденциями музыкального воспитания на протяжении веков являлись ориентация на профессионализм, стремление впитать классические каноны западной музыкальной культуры, с одной стороны, при этом сохранить русские традиции музыкального воспитания, с другой стороны.

Огромное воспитательное значение имело народное музыкальное творчество. Поскольку оно передавалось из уст в уста. И дети постигали его в бытовых условиях, в повседневной жизни. Новый период расцвета "былевого" эпоса приходится на XII-XIV вв. и связан, прежде всего, с былинами, такими как "Василий Буслаев" и "Садко". В них впервые явно просматривается осмысленная народом гуманистическая педагогическая идея о самоценности человека как личности, о его праве на свободное развитие и проявление своих способностей. Василий Буслаев пробивает себе дорогу в жизни природной силой, храбростью, лидерскими качествами. Садко побеждает власть денег и морского царя силой собственного музыкального таланта и смекалки.

Таким образом, можно констатировать, что в былинном эпосе был представлен педагогический идеал свободной, сильной, смелой, почитающей православную церковь и ее святых, образованной и эстетически развитой личности.

Исходя из перечисленного, можно констатировать, что в XI - начале XVII вв. в Древней Руси существовала хорошо организованная, регулируемая государством музыкально-воспитательная система, включающая религиозное, общее и профессиональное воспитание. Народное творчество также продолжает развиваться и оказывать влияние на музыкальное воспитание русского народа. В этот период были во многом заложены традиции отечественной музыкальной педагогики и исполнительства, в полной мере раскрывшиеся только в XIX -ХХ столетиях.

.3 Эволюция музыкального воспитания в России во второй трети ХVII - первой трети ХIХ вв.

Русская педагогическая мысль XVII века начинает проявлять интерес к внутренней жизни отдельного человека, решать задачи обобщения задач просвещения [13, с. 12].

В XVII веке акцент в области музыкального воспитания был перенесён на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений и домашнее воспитание. С проникновением в Россию западноевропейских педагогических идей в конце XVIII столетия наблюдался процесс теоретического осмысления музыкального образования как средства формирования эстетического сознания дворянской молодёжи. В первой половине XIX века проблема музыкально-эстетического воспитания постепенно становится предметом теоретических исследований и рассматривается в единстве с умственным, физическим, нравственным воспитанием. На протяжении истории Российского государства на формирование эстетического сознания существенное влияние оказывала народная музыка, и, прежде всего песни.

История педагогической мысли свидетельствует о том, что в России в XVIII-XIX веках получило широкое распространение гувернерское воспитание как процесс домашнего воспитания и обучения детей. Гувернерское воспитание берет начало в традициях семейного (домашнего) воспитания, зародившегося в эпоху разложения первобытно-общинного строя и прошедшего большой эволюционный путь. Приоритетность и популяризация гувернерского воспитания в России были обусловлены его направленностью на сохранение и развитие национальных педагогических традиций, что влекло за собой расширение функций гувернера, ориентацию на использование труда отечественных гувернеров и гувернанток, повышение качества гувернерского воспитания.

Среди народных масс бытовое музицирование осуществлялось в основном в вокальной и инструментальной форме. Народ, не знавший музыкальной грамоты, тем не менее, сохранял традиции семейного музицирования по слуху и обучения игре на музыкальных инструментах на основе подражательности. Устным путем развивались народно-певческие традиции: широкое использование песенного искусства с отработанным механизмом его передачи из поколения в поколение, совместное (родители и дети) игровое ансамблевое музицирование доминировали в домашнем музыкальном воспитании детей, тем самым, укрепляя у ребенка интерес к процессу музицирования. Применялись также «внемузыкальные» приемы формирования музыкальных интересов детей: их знакомили с изготовлением и декоративным оформлением музыкальных инструментов, использовали различные жанры фольклора, посвященные музыке, музыкальным инструментам, принципам игры на них, что вносило нравственно-эстетический компонент в процесс воспитания детей в русской семье.

Имущие слои населения первоначально пренебрежительно относились не только к русским народным инструментам, но и к домашнему музицированию, считая его уделом простых людей. Однако со временем взгляды в обществе на домашнее музицирование и на музыкальное воспитание детей демократизировались. Просветительские идеи Новикова Н.И., Радищева А.Н., Одоевского В.Ф., Белинского В.Г. и др. и их претворение в жизнь для передовых людей России стали задачей первостепенной важности. Развитие разнообразных форм домашнего музицирования, целенаправленное музыкальное воспитание в русской семье стало возможным в результате того, что у родителей под влиянием прогрессивных демократических идей, народно-педагогических традиций, развития музыкальной среды активно формировалось понимание значимости музыкального развития человека, позволявшее осуществлять домашнее музыкальное воспитание своих детей.

В ходе семейного воспитания родители использовали традиции музыкальной культуры интерпретируя их для своих домашних условий с учетом возраста и индивидуального развития ребенка, осуществляя выбор музыкальных средств для достижения цели. Немаловажным обстоятельством развития бытовых музыкальных традиций было то, что в семьях имущих слоев населения значительную роль в воспитании детей выполняли домашние музыкальные педагоги. В семьях же простых людей воспитательные функции выполняли сами родители и другие взрослые члены семьи, общины, используя при этом достаточно богатый арсенал народной педагогики.

Данный исторический этап развития отличался установлением сословной иерархической структуры любительского музицирования и музыкального воспитания; разделением музыкального искусства на церковное и светское; появлением новых музыкальных жанров (оперы, кантаты, сонаты, сюиты); усилением домашней концертной и камерной направленности любительского музицирования; появлением знатоков музыки и любителей театра.

Для этапа расцвета любительского музицирования (XIX в.) было характерно следующее: противоречивость взглядов на музицирование; формирование слоев «просвещенных» любителей музыки и усиление ее воспитательной роли; зарождение профессионального музыкального образования (открытие первой русской консерватории).

Любительское музицирование влияло на переход российского населения от адаптивного типа поведения, связанного с использованием уже имеющихся ресурсов, к креативному типу поведения, характеризующемуся когнитивной, эмоциональной, мотивационной и коммуникативной активностью. Кроме того, оно становилось психологическим механизмом «прорастания» сознания представителей Российского общества, которое укладывалось в формулу - «чувственно-эмоциональные ощущения - наглядно-действенное мышление - рассуждающее мышление».

Педагогический потенциал любительского музицирования в гувернерском образовании преобладал социальными функциями музыки, гувернерской средой как средой педагогического функционирования любительского музицирования, его воспитательной направленностью как средством социализации личности. Просматривалось влияние преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной и эстетической функций музыки на гуманистический характер любительского музицирования, его эстетическую ценность и развитие в условиях гувернерской среды как среды воспитания.

Воспитательная направленность любительского музицирования способствовала социализации личности обучающегося, так как музицирование в гувернерском воспитании имело гуманистический характер, обеспечивалась воспитательной целью и задачами, реализацией принципов воспитания, эстетической ценностью любительского музицирования.

Любительское музицирование в гувернерском воспитании России XVII - XIX веков представляло собой психологический механизм «прорастания» сознания представителей Российского общества. Личностно-ориентированный и деятельно-творческий характер любительского музицирования обусловливал их развитие в цепочке: «творчество для себя» - «творчество самого себя» - «творчество для других», что свидетельствовало о наличие педагогического потенциала любительского музицировании. Сущность данного потенциала состояла в воспитательных и образовательных возможностях, положительно воздействующих на результаты деятельности гувернера.

Любительское музицирование является объективной реальностью гувернерского воспитания России XVII-XIX веков, характеризуется как вид художественно-творческой деятельности, обладающей педагогическим потенциалом и оказывающей положительное влияние на результаты гувернерского образования.

К XVII в. постепенно стерлось различие в понятиях «музыка» и «пение». Церковное пение начало принимать концертную форму, что говорит о превращении песнопений в музыку, написанную на духовные тексты. К середине XVIII в. в духовных академиях наряду с обучением пению стали вводить обучение игре на музыкальных инструментах.

По словам Георгиевой Т.С., в музыкальном воспитании большое внимание уделялось Человеку - венцу божественного творения: его внутреннему миру, физическому состоянию, духовности. Традиция, сложившаяся в древнерусской педагогике, а именно: главное в воспитании - формирование души, «душевного строения», а не развитие разума, вела по принципу природосообразности, по пути воспитания чувством, пробуждения гуманности к людям [3, с. 396].

Укоренилось учение древних русских моралистов, что истинное состояние христианина есть печаль, страдание, а не радость. Как известно, это отразится на русской философской мысли, критической литературе и музыке XIX века. Эстетическое воспитание, пронизанное нравственностью, добродетелью находилось под властью «церковной педагогики» вплоть до эпохи Петра I.

В начале XVIII века выдвигается значение светской музыки как обязательной части европейского воспитания, искусство начинает внедряться в среду дворян не как развлекательное или религиозно-нравоучительное, а как культурно-интелектуальное, воспитывающее на западный лад: устраиваются еженедельные обязательные концерты, культивируются домашнее музицирование, танцы, военная музыка, открываются общедоступные театры.

Век разума и просвещения дает миру великие русские имена, среди которых первый - М.В. Ломоносов. В русском искусстве, как и в Европе, нашли отражение различные стилистические направления: классицизм, сентиментализм, реализм, однако философская, эстетическая, педагогическая классическая мысль в России, как известно, еще не созрела; расцвет культуры наступает в XIX веке.

Для удовлетворения потребностей аристократии в придворной музыке стали создаваться учебные заведения, в которых велась подготовка музыкантов. Так, была создана Глуховская школа пения и инструментальной музыки - первое государственное учебное заведение, готовившее не только певчих для царских капелл, но и обучающее игре на гуслях, бандуре и скрипке. Эта школа отличалась демократичностью социального состава обучающихся: в ней учились дети представителей среднего сословия. Музыкальному обучению стало придаваться большое значение в закрытых учебных заведениях для знати.

Начало XIX века отличается явным доминированием светской традиции музыкального воспитания и связанного с ней обучения игре на музыкальных инструментах. Начинается распространение клавишных музыкальных инструментов не только среди аристократии, но и в среднем социальном слое. Появляются первые учебные пособия на русском языке, в их числе «Клавикордная школа» А. Лилейна. До ее появления обучение игре на клавишных инструментах велось по иностранным руководствам, что ограничивало сферу его распространения высшей знатью, владевшей иностранными языками [13, с. 15].

В этот же период возрастал интерес к народной песне. Светская ветвь музицирования, в которой интенсивно развивалось и пение, стала пересекаться с народной, заимствуя из нее материал. Начали выходить нотные сборники народных песен, которые интонационно готовили слушателей к восприятию фольклора.

Первая треть XIX столетия характеризуется бурным развитием светской традиции музыкального воспитания, прежде всего вокального и фортепианного, в результате которого Россия начала преодолевать имевшийся до того колоссальный отрыв от уровня развития аналогичной традиции в Западной Европе.

Русская вокальная педагогика заявила о себе в 1830-е - 1840-е гг. Если до того русские певцы находились под сильным влиянием итальянской оперы, то в этот период появились три вокальных пособия: «Школа пения» М.И. Глинки, «Полная школа пения» А.Н. Варламова и «Метода пения» Г.Я. Ломакина. Позиции, предлагаемые ими, были близки: большое внимание обращалось прежде всего на содержание музыки, «теплоту души», «Язык сердца, чувств и страсти», - так сформулировал это требование А.Н. Варламов.

В начале XIX столетия стала зарождаться и русская фортепианная педагогика. Фортепиано начало быстро распространяться сначала среди дворянства, а затем в кругах городской интеллигенции [13, с.11].

Еще одной важной чертой становления музыкального воспитания в России конца XVIII - первой половины ХIХ вв. является преподавание игры на музыкальных инструментах - оркестровых и фортепиано - в немузыкальных государственных учебных заведениях. Этот вид музыкального воспитания нельзя было в полной мере отнести ни к общему, ни к профессиональному. С общим музыкальным воспитанием его роднило то, что в нем не ставилась цель подготовить музыканта-профессионала; обучение осуществлялось для общего развития. Но в то же время общее (обязательное) музыкальное воспитание в России того периода существовало только в виде практики церковного пения; обучение игре на фортепиано начиналось только на уровне относительно привилегированных учебных заведений и было платным. Содержание инструментального обучения (оно велось также на скрипке, виолончели, флейте и т.д., но фортепианное было самым распространенным), включающее сложную систему знаний, умений и навыков, также носило черты профессионализма.

Важным фактором для формирования и массовой музыкальной культуры, и зачатков профессионального музыкального воспитания в России в этот период стало повсеместное преподавание пения и игры на фортепиано в женских учебных заведениях. Система обязательной музыкальной подготовки девушек из высшего и среднего сословий в большой мере способствовала привнесению вокального и фортепианного музицирования в широкие слои населения, по существу сделав его неотъемлемым элементом быта сотен тысяч семей. [14.29].

Можно сделать вывод что, все перечисленные особенности музыкального воспитания в России конца XVIII - первой половины ХIХ вв. свидетельствуют о том, что фортепианное музицирование стало одновременно и одним из направлений будущего профессионального музыкального воспитания, и средством массового музыкального воспитания и просвещения, которое также осуществлялось главным образом через обучение игре на фортепиано.

В первой половине XIX века среди наиболее просвещенных представителей аристократии обсуждались и вопросы, связанные с общим музыкальным воспитанием. Наиболее ярким представителем русских музыкантов-любителей был В.Ф. Одоевский (1803-1869). Выдающийся литератор, разносторонний музыкант и педагог, он стал одним из основателей зарождающегося русского музыкознания.

В.Ф. Одоевским писал, что обучать музыке нужно всех, и необходимо найти «свою методу». Для этого в России есть все, нужна только наука. Наука, определяющая содержание, формы и методы общего музыкального воспитания, в середине ХIХ века находилась в зачаточном состоянии и в Западной Европе. Он писал о приобщения слушателей к музыке путем пробуждения интереса у слушателя и отсутствия принуждения.

Быстрое развитие музыкального воспитания в России с середины XVII до второй трети XIX вв. подготовило почву для расцвета русской музыкальной культуры и создания в России профессионального музыкального воспитания.

2. Музыкальное воспитание в России со второй половины ХIХ - начала XX вв.

.1 Музыкальное воспитание в дореволюционной России

В русской педагогике со второй половины XIX века до конца XIX века отражались противоречие между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и своеобразие развития России. Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм.

Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений рассматриваемого периода.

Преимущественная ориентация отечественной педагогики этого времени была направлена на идеалы гуманизма, общечеловеческие ценности, и на отдельную личность. С отменой крепостной зависимости и ростом культурно - образовательных потребностей населения, постепенно осознавались ценности образования. Представители прогрессивной педагогической мысли страны (Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) выдвинули идею о необходимости ориентации всей системы образования на воспитание гармонично - развитой личности, заявили о важности формирования познавательных, эстетических, трудовых и иных потребностей. В.Г. Белинский акцентировал внимание на общественной роли искусства, в том числе и музыкального в воспитании личности, умеющей преобразовывать мир: «влияние музыки на человека благодатно»... «общение с искусством развивает и воспитывает чувство красоты, составляющее условие человеческого достоинства: только при нём возможен ум, понимание природы и явлений в их общности; только с ним гражданин может нести в жертву отечеству и свои личные надежды, и свои частные выгоды».

К.Д. Ушинский главную цель воспитания видел в духовном развитии человека, важнейшим средством которого рассматривал эстетическое воспитание и необходимость введения музыки, народной песни в школе. Он ценил «соединение педагогики с хоровым пением», считая это важным воспитательным моментом педагогического процесса, и ставил вопрос о необходимости музыкального образования учителей [1, с. 169].

В.Я. Стоюнин считал, что одной из наболевших проблем являлось отсутствие целенаправленной работы по музыкально - эстетическому воспитанию учащейся молодёжи России, что привело к «падению нравственности, духовности, образованности общества, падению культурного уровня народа». На отсутствие эстетического вкуса у представителей высшего сословия, обращал внимание Л.Н. Толстой [1, с. 168].

С.И. Миропольский отмечал, что музыке в Отечестве предстоит великая будущность, и «народная песня в педагогии есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания». Он констатировал, что Россия, в области музыкального воспитания, ещё только вступает на тот путь, по которому давно уже шли государства Западной Европы [1, с. 168].

В 60-е годы начинается систематическая работа по развитию теоретических основ музыкально - эстетического воспитания. Основываясь на идеях В.Г. Белинского о важности эстетического развития человека и К.Д. Ушинского о необходимости повышения роли музыкального образования в воспитании гармонично развитой личности, М.И. Демков подробно исследовал проблему комплексного развития умственных, нравственных, эстетических и физических способностей учащихся. В контексте эстетического воспитания он рассматривал проблему музыкального воспитания детей.

Большой вклад в развитие представлений о музыкальном воспитании внес В.П. Острогорский, который считал, что «воспитывать человека следует в чувстве красоты, в любви к прекрасному, в постоянном, деятельном стремлении к нравственному идеалу». Он отмечал, что музыкальное воспитание в семье является одним из средств эстетического воспитания, и формирование эстетического сознания детей возможно там, где мать из любви к детям берётся за самовоспитание и самообразование. Главная роль в музыкальном воспитании детей лежала на матери, имеющей неплохое музыкальное образование, так как привилегированные женские учебные заведения отличались тем, что в них особенно заботливо было поставлено обучение музыке.

Вторая половина XIX века характеризовалась активизацией процесса домашнего музыкального воспитания, что создавало благоприятные условия для формирования эстетического сознания детей. Многие выдающиеся музыкальные деятели России начальное музыкальное воспитание и образование получили именно в семье, где первой учительницей и наставницей была мать (А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, С.И. Танеев, А.К Лядов, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков и др.).

Педагогическая общественность стремилась музыкальное воспитание и образование сделать доступным для широких народных масс, о чем свидетельствует открытие М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным в Петербурге в 1862 году первой в России Бесплатной музыкальной школы для детей неимущих слоёв населения, а также и музыкальных классов в других городах России. В школьные программы стали вводить хоровое пение, как наиболее доступный и любимый русским народом вид музыкальной деятельности (А.И. Пузыревский, В.Ф. Одоевский, С.О. Цыбульский, С.И. Миропольский); стали появляться методические сборники, пособия, музыкальная литература. Но музыка пока ещё не относилась к обязательным дисциплинам. Преподавание её велось лишь в тех учебных заведениях, где родители или благотворительные общества были в состоянии оплачивать преподавания этого предмета (Царскосельский лицей, Институт благородных девиц, московское юнкерское училище и др.). Значительные массы детей оставались за рамками музыкального воспитания. Лишь к концу XIX столетия, постепенно в народные школы стали вводить уроки пения. Данный процесс сопровождался разработкой новых методик преподавания музыки (А.Н. Карасёв, П.П. Мироносицкий, С.В.Смоленский, А.Д. Городцов, А.Л. Маслов и др.).

.2 Становление системы отечественного музыкального воспитания ХХ вв.

В начале XX века теоретические разработки основ музыкального воспитания и образования учащейся молодёжи были продолжены. Параллельно осуществлялась активная работа по внедрению музыки в образовательную практику учебных заведений России не только на основе меценатства, но и при поддержке правительства. Не смотря на это, наблюдалась некоторая утрата достигнутого в конце XIX века уровня эстетического воспитания молодёжи, что объяснялось рационализацией всего процесса образования и вытеснением в конечном итоге классического образования. В 1915 году были опубликованы «Материалы по реформе средней школы», где в преамбуле раздела говорилось о том, что «педагоги стали обращать внимание на неэффективность процесса музыкального воспитания в средней школе, на недостаточное количество предметов эстетического цикла, имеющихся в программах».

Государственная педагогическая концепция начала XX века представляла собой комплекс ценных идей выдвинутых государственными деятелями в области музыкального воспитания. Особое внимание заслуживала идея ориентации методов и приемов преподавания уроков музыки на духовные запросы и силы учащихся (Г.Э. Зенгер, В.Г. Глазов, И.И. Толстой, Ал.А. Миронов).

Музыкальное воспитание этого периода выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Музыкальное искусство активизирует чувственную сферу человека, стимулируя одновременно мыслительную деятельность, способствуя появлению новых идей и проектов, увеличивая творческий потенциал сознания, его производительную отдачу в соответствии с объектом приложения умственных способностей человека.

Музыка дает эмоционально-нравственный заряд человеческому сознанию, способствует его социализации и более эффективной отдаче в различных областях общественной жизни. Фактически музыкальное воспитание - наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера. Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир личности. Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредственно связанных с музыкальным содержанием, обусловливает силу ее эмоционально-чувственного воздействия.

В развитии прогрессивной музыкально-просветительской педагогики важную роль сыграла Московская народная консерватория (1906), организованная по инициативе С.И. Танеева, Е.Э. Линёвой, Б.Л. Яворского, главной целью которой было содействие музыкальному воспитанию и образованию народа. В 1913 году М.М. Рубинштейн пишет о том, что эстетическое воспитание, хотя и не целиком, решает многие проблемы воспитания, а формирование эстетического сознания средствами музыки приведёт к воспитанию творческой личности. В 1915-1916 годах правительство вынуждено было пойти на либерализацию школьных порядков, и под руководством министра общественного доверия П.И. Игнатьева был разработан проект реформы системы образования в соответствии с перспективами развития России. Создание новой школы начиналось с усовершенствования учебного плана, где музыке отводилась полноправная роль наравне с другими предметами [18, с. 104].

Луначарский А.В. считал что, Россия на пороге революционных событий, мечтала о человеке, способном распространять свои представления о красоте на всё то, что его окружает, действовать со своими высокими представлениями о жизни, должен выкидывать перед собой эстетически прекрасные цели.

В России в XX веке для решения задач музыкального воспитания стало необходимым развитие профессионального музыкального образования и обще-музыкального воспитания. Широко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки (основой этого предмета было хоровое пение и, рождённая опытным путём, форма образовательно-воспитательной работы - слушание музыки); при школах организовывались кружки хоров, оркестров, оперных и театральных представлений; в оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы.

Для взрослого населения в Петербурге, а, затем, в Москве открылись Народные школы музыкального просвещения, в которых преподавали такие музыканты, как: Л.В.Николаев, В.В. Софроницкий, В.Н. Цыбин, Г.И. Амосов, Б.В. Асафьев, В.Г. Каратыгин, Ф.М. Бронфин, И.В.Немцов. Требования к школе заключались в том, что музыка не должна замыкаться в стенах школы, а выходить за её пределы, нести музыкальную культуру в массы.

В свете решения этих задач историческое значение имела национализация Петербургской и Московской консерваторий, обучение в которых стало бесплатным. В ходе реформ музыкального образования учебные заведения были разделены на три типа: музыкальные школы, техникумы и консерватории. Большое место в их работе занимала просветительская деятельность. С огромным энтузиазмом педагоги и учащиеся вели систематическую концертную деятельность. Концерты эти являлись праздниками для исполнителей и слушателей. Посещаемость их, внимание и самый серьёзный интерес к исполняемым вещам указывали на то, что педагогические концерты заняли одно из видных мест в музыкальном просветительстве. Музыкальные учебные заведения стали очагами музыкального воспитания населения районов и городов.

Огромное значение придавалось пропаганде лучших образцов отечественной и мировой симфонической классики в широких массах. С этой целью осуществлялись выездные симфонические концерты на заводы и фабрики. Активно работали солисты, инструментальные ансамбли, Академическая капелла. Необычайно широкое распространение получила музыкально-лекционная деятельность в Домах и Дворцах культуры, высших учебных заведениях, воинских частях, школах и Домах пионеров. В летнее время такие мероприятия устраивались в садах и парках.

Одним из методов музыкального воспитания того времени можно выделить опыт организации концертов, получивших специализированный профиль: «по субботам давались концерты для учащихся; по воскресеньям - для профессиональных союзов; воскресные утренники - для детей дошкольного возраста; по вторникам и пятницам - для всего населения. Всем концертам предпосылались лекции, знакомившие аудиторию со значением, содержанием и стилем исполняемых произведений, а в программах-афишах давались краткие характеристики личности и творчества автора. Входная плата назначалась минимальная» [9, с. 193].

Одной из своеобразных форм музыкально-воспитательной работы, рождённой в России XX века, были концерты-митинги. Они устраивались в память выдающихся исторических деятелей, крупных событий текущего времени, знаменательных дат, в честь съездов, конференций, собраний и имели ярко выраженный агитационно-пропагандистский характер. «На таких мероприятиях выступали руководители партии и государства. Концертная часть состояла из произведений русской и зарубежной классики, народных и революционных песен, исполнявшихся крупными музыкальными коллективами, видными артистами и участниками художественной самодеятельности» [22, с. 117].

Огромный размах в годы гражданской войны приняла шефская работа советских музыкантов по музыкальному воспитанию обслуживанию Армии и Флота. В правительстве были разработаны «мероприятия по продвижению музыкального воспитания в солдатскую массу путём устройства концертов - симфонических, камерных и смешанных с лекциями и пояснениями - специально как в казармах, так и на стационарных площадках» [9, с. 119].

В таких концертах участвовали огромная масса работников музыкального искусства: артисты театров, симфонические оркестры, хоровые коллективы, учащиеся музыкальных учебных заведений.

Большое влияние на музыкальное воспитание оказывал Союз композиторов, участвующий в разработке плана музыкального радиовещания, в открытых городских концертах, в нотоиздательской деятельности, в разработке методики самодеятельной (в том числе и детской) работы. Период с 1930 по 1940 год был плодотворным для ленинградских музыковедов, когда вышли из печати работы Б.В. Асафьева, И.И. Соллертинского, М.С. Друскина, Ю. Кремлёва, С. Гинзбурга и других [17, с. 105].

Важную роль в становлении музыкального воспитания в Советском государстве играл Б.В. Асафьев, занимавший ответственный пост в Музыкальном отделе Наркомпроса РСФСР. Деятельность его многогранна: он разрабатывал основы музыкального воспитания и образования, налаживал концертную жизнь Петрограда, формировал музыкальные бригады артистов, сотрудничал с печатными органами. Как просветитель писал статьи, посвящённые вопросам организации музыкально-просветительской работы, а также рецензии на концерты и спектакли. Организовав «Музыкальные выставки МУЗО», он издал для них «Краткий музыкальный словарь» - путеводитель по концертам. Как член художественного совета Ленинградского театра оперы и балета активно влиял на работу по созданию советского оперного репертуара. Являясь основателем Ленинградской государственной филармонии и её художественным руководителем, писал ряд статей и брошюр для концертов. Выдающийся музыкант вёл активную педагогическую и научно-организационную деятельность - «выращивал кадры советских музыковедов» в институте Искусств и в Ленинградской консерватории.

Зарождались прекрасные традиции музыкального воспитания детей и юношества в больших и маленьких городах России, где проводились для них бесплатные концерты-лекции. Примечательно то, что сам А.В. Луначарский участвовал в таких концертах с вступительным словом, где говорил и о задачах музыкального воспитания, и о сущности, идее и образе исполняемого произведения. Виднейшие музыкальные деятели Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, В.Г. Каратыгин, Н.Л. Гродзенская, В.Н. Шацкая, А.Д. Кастальский, Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая считали, что главное в музыкальном воспитании не абстрактное усвоение правил, а умение привить детям потребность слушать музыку, воспроизводить её и даже «производить» [20, с. 185].

Появляются разнообразные формы музыкально-воспитательной деятельности: лекции-концерты, встречи с композиторами и музыкантами, клубы музыкантов. Последние ставили перед собой задачу воспитания просвещённых слушателей и будущих деятелей профессионального и самодеятельного искусства. Большое значение придавалось вступительному слову перед исполнением того или иного произведения. «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» считал В.А.Сухомлинский [11,с.175].

В 1925 году проводилась первая педагогическая выставка «Музыкальное воспитание детей в Ленинграде», где большое место занимали материалы о концертах для школьников: филармония проводила серию симфонических концертов, капелла - хоровых, консерватория - камерных концертов и оперных спектаклей. На выставке были показаны письма и рисунки детей, посвящённые музыкальным впечатлениям.

Огромную роль в процессе музыкального воспитания детей играла Н.Л. Гродзенская, разрабатывавшая разнообразные методы и формы музыкальной пропаганды. Так в 1927 году к 100-летию со дня смерти Л. Бетховена были привлечены силы филармонии, консерватории, музыкальных училищ и школ. Концерты проводились в каждой школе, сопровождались рассказом о композиторе. Очень популярны были и культпоходы школьников в оперный театр или на концерт симфонической музыки.

сентября 1922 года состоялся первый в нашей стране концерт по радио. «Контакт артиста со зрителем был невиданным и ощущался как что-то новое… Все проникались особой наэлектризованностью творческой атмосферы», - пишет Л.Д. Никитина [22, с.74].

В первые годы становления радиовещания музыка также занимала большое место. Радио сделало много для воспитания музыкального вкуса слушателей, так как транслировало музыку выдающихся композиторов прошлого и современности.

Со временем музыкальное вещание стало многообразнее и содержательнее. Наряду с популярными и развлекательными концертами появились тематические концерты, литературно-музыкальные вечера и циклы передач, посвящённые творчеству композиторов (концерты-монографии) и творчеству народов мира (этнографические). В этих передачах появились первые музыкальные пояснения, прививавшие серьёзное и глубокое отношение к искусству и игравшие, таким образом, большую роль в музыкальном воспитании слушателя.

В начале XX века произошли серьёзные изменения в области музыкального образования, но они, в связи с назревавшими политическими событиями в стране, так и не успели в полной мере дойти до каждого.

Замечательные достижения музыкально-воспитательной деятельности в СССР были подкошены войной. Бригады артистов и музыкантов поднимали боевой дух солдат и тружеников тыла, выступая на передовых линиях фронта, на заводах и фабриках. Педагоги-музыканты в голоде и холоде, продолжали заниматься с детьми музыкой: участвовали в создании музыкальных кружков, бригад детской художественной самодеятельности, выезжавших с концертами в воинские части и госпиталя.

Понадобились годы для возрождения славных традиций и появления новых форм музыкального воспитания. Так основные принципы работы с детьми, сформированные в молодой советской республике, были продолжены в 50-е годы деятельностью виднейших педагогов-музыкантов Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской. Их объединяло осознание того, что надо учить детей любить и понимать музыку. В поисках новых форм и методов просвещения большую роль сыграла деятельность Шацких Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны, которые с группой единомышленников образовали колонию "Бодрая жизнь". Здесь в жизни детей большое место занимало искусство: музыка, живопись, театр. По субботам устраивались музыкальные вечера. Исполнение произведений предварялось рассказом о композиторах и их творчестве. Музыкально-воспитательную работу среди крестьянского населения вели не только педагоги, но, что очень важно, и сами дети [11, с. 86].

В 1961 г. при Союзе композиторов СССР была создана комиссия по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества, основными задачами которой стали - разработка форм массового музыкального воспитания, создание и популяризация детской музыки, музыкальное просвещение. Живую заинтересованность и участие в этой деятельности принимали композиторы С.С. Прокофьев и И.О. Дунаевский, сотрудничавшие с Центральным детским театром; Д.Д. Шостакович, редактировавший детский радиожурнал "Путешествие в страну музыки"; З.А. Левина и Н.Н. Раков, работавшие в тесном контакте с музыкальными школами и многие другие.

До наших дней сохранились традиции проведения "Всесоюзной недели музыки для детей", музыкальных вечеров, собраний, клубов. Программы этих музыкальных мероприятий отличались не столько развлекательным, сколько развивающим характером. Главное: познакомить детей с хорошей музыкой, научить слушать её, привлечь детей к активному музицированию. В концертах участвовали профессиональные музыканты и учащиеся музыкальных школ, хоровые и хореографические коллективы, оркестры и ансамбли. В специально изданных брошюрах, давались рекомендации по проведению подобных мероприятий для детей младшего, среднего и старшего возраста, а также прилагался примерный репертуарный и литературный список.

Проблеме музыкально-воспитательной работы с детьми посвящена книга Д.Б. Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», где он подчеркивает важность этой сверхзадачи: «заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, заразить их своей любовью к музыке». Здесь же он даёт важные для лектора-музыковеда советы по форме проведения концерта, по построению его программы, тематики, сценария, по приёмам активизации внимания слушателей, по манере поведения музыковеда на сцене и составлении его речи [10, с. 25].

Д.Б. Кабалевский считает, что музыкант, работающий с детьми, должен сам активно ощущать и любить музыку, уметь размышлять о ней, любить свою юную аудиторию, совершенствовать своё мастерство. Выдающийся композитор, педагог и общественный деятель выделяет в воспитательной работе музыканта две задачи: задача-максимум - вызвать любовь детей к музыке, задача-минимум - заинтересовать их музыкой [10, с. 27].

Требует тщательного изучения опыт Д.Б. Кабалевского по организации и проведению музыкально-воспитательной работы с молодёжью. Здесь была поставлена задача связи смежных видов искусств, объединённых одной эпохой или одним течением [10, с. 28].

Интересен и поучителен опыт музыкально-воспитательной работы с детьми музыковеда М.А. Гольденштейн. Десятилетиями она приобщала юное поколение к музыкальной культуре, выступая с беседами о музыке в школах, Дворцах пионеров, концертных залах. Огромную пользу принесли её книги о музыке, предназначенные детской аудитории, а так же статьи, посвящённые практике организации музыкально-просветительской деятельности. По её инициативе был проведён эксперимент с целью проверки результатов усилий организаторов и участников концерта. В Ленинградском доме композиторов, для того чтобы дети после концерта могли выразить свои впечатления, в фойе раскладывали на столах чистую бумагу и карандаши. Заметки и рисунки вывешивались затем на стенде под названием «Приложение к концерту». В конце сезона выпускались анкеты с вопросами о впечатлениях за год и пожеланиями на будущее.

Очагами массовой музыкальной культуры становились и музыкальные школы. В 60-е годы их количество увеличилось по сравнению с 1945 г. в десять раз. Это потребовало пересмотра существующих принципов работы школы, совершенствования методов, некоторого изменения содержания обучения в них. Гораздо большее значение в работе музыкальных школ придаётся просветительской деятельности учащихся и преподавателей, контактам с общеобразовательной школой.

Внешкольная музыкально-воспитательная деятельность учащихся рассматривалась не как дополнительная нагрузка, а как составная часть учебно-воспитательного процесса. Анализируя результаты этого процесса, директор считал, что в концертах «может быть, исполнительски не всё было до конца отточено и совершенно. Но на каком бы уровне развития не находились участники концерта, все играли с любовью и увлечением. Чувствовалось, что ребятам это интересно и нужно, что они испытывают большую радость от совместного музицирования» [15, с.78].

Среди новых форм музыкального воспитания - классные собрания, в которых читаются сообщения, доклады педагогов, обсуждаются события музыкальной жизни, поют, танцуют, аккомпанируют себе и друзьям, играют собственные сочинения. Затем всё услышанное обсуждается самими детьми. Педагогами школы изданы сборники для домашнего музицирования с переложениями симфонической, оперной и народной музыкой. Так у детей вырабатывались сначала навыки, а затем и потребность в самостоятельном музицировании.

Среди новых форм музыкально-просветительской работы в музыкальных школах большой эффективностью обладала система абонементных лекций-концертов, обладающая целенаправленностью, стройностью и плановостью, дающая возможность более полно изложить музыкальную тему и стабилизировать аудиторию слушателей. Перед педагогами ставилась задача «быть активными пропагандистами музыкального искусства, создавать вокруг себя атмосферу любви к музыке, воспитывать в своих учениках потребность непосредственного участия в необходимом и благородном деле музыкально-эстетического воспитания, потребность всегда и во всём служить интересам Родины» [14, с.121].

В процессе музыкального воспитания большую роль играли музыкальные издательства. В 1956 году было организовано Всесоюзное издательство «Советский композитор», целью которого была пропаганда творчества современных советских композиторов. Несмотря на огромную тиражность выпускаемой продукции, музыкальные издательства не могли полностью удовлетворить спрос населения на ноты. Этот факт явился стимулом для появления новых издательств, как в РСФСР, так и в союзных республиках. Следует подчеркнуть огромную роль государства в развитии книгоиздательского дела и печати, укреплении материальной базы культуры, как приоритетного направления в деле музыкального воспитания трудящихся.

Музыкальное воспитание в Советской России обрело новый стимул к развитию и совершенствованию благодаря тому, что задачи воспитания были поставлены на уровень государственной политики. Для успешного претворения поставленных целей были организованы и привлечены к осуществлению музыкального воспитания - музыкальные концертные и учебные заведения, Народные школы музыкального просвещения, Союз композиторов, средства массовой информации. Появились новые направления музыкального просветительства: шефская работа по культурному обслуживанию рабочих, крестьян, армии и флота; организация университетов культуры для взрослых; работа по музыкальному просветительству среди детей и юношества; рождение и развитие художественной самодеятельности при поддержке профессиональных музыкантов.

Анализируя музыкально-просветительскую деятельность в России 50 - 80-х годов, следует отметить, что, направляемая государством, она стала неотъемлемой частью работы каждого музыкального заведения. Силами выдающихся музыкантов, педагогов, общественных деятелей рождались новые формы и методы её организации. Одним из больших достижений музыкального воспитания в России этого периода стало создание и реализация программ музыкального воспитания детей и молодёжи, игравших огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Традиции домашнего музицирования получили своё дальнейшее развитие в деятельности музыкальных клубов для взрослых и молодёжи, классных музыкальных собраний детских коллективов. Появление статей, публикаций и научных трудов по обозначенной проблеме свидетельствует о том, что музыкальное воспитание обрело своё важное значение в культуре Советского государства.

На рубеже XX-XXI веков в России наблюдается возрождение традиций музыкального воспитания. Этот процесс можно проследить на примере деятельности таких крупных центров музыкальной культуры, как: Московская государственная академическая филармония, журналы «Музыкальная жизнь» и «Музыкальное просвещение», телевизионный канал «Культура».

Уникальным изданием в потоке массовой информации является журнал «Музыкальная жизнь», начало издания которого относится к 1950 году. Его адресатом, наряду с профессионалами, стали широкие круги любителей музыки. На страницах журнала можно прочитать интересные статьи о великих композиторах и исполнителях, ознакомиться с откликами и рецензиями на прошедшие концерты и конкурсы, познакомиться с жизнью и творчеством музыкантов современности. Немалым подспорьем для домашнего музицирования стала традиционная нотная вкладка, на страницах которой печатаются популярные произведения, изложенные в доступной форме. Одну из главных своих задач журнал видит в том, чтобы привлечь к высокому искусству музыки новых поклонников. Сохраняя верность просветительской миссии, издание ориентируется как на меломанов со стажем, так и на интеллектуальные запросы современной молодёжи.

Новая российская действительность разбудила энергию концертных организаторов. Появились новые концертные площадки, музыкальные театры, концертные залы, благотворительные фонды. Самые известные из них созданы известнейшими музыкантами В.Т. Спиваковым, Ю.А. Башметом, В.В. Крайневым, Н.А. Петровым для поддержки молодых талантов и пропаганды классической музыки. Большую популярность в России приобрёл детский фонд «Новые имена», устраивающий ежегодные конкурсы юных музыкантов, концерты, а с 2000 года - и первые абонементы.

Сохранили лучшие традиции музыкального воспитания различные музыкальные общества. Так Всероссийское музыкальное общество содействует развитию современного музыкального искусства, анализирует тенденции его исторического развития. Мероприятия общероссийского масштаба ВМО: творческая мастерская «Русское хоровое пение», конкурс юных исполнителей на народных инструментах, конкурс джазовых исполнителей, праздники духовой музыки, фестивали-смотры, в том числе и детских коллективов, стали заметным явлением в музыкальной жизни России. На съездах ВМО подводятся итоги творческой деятельности союза, обсуждаются дальнейшие перспективы и формы творческой, организационной, производственной политики общества и его роли в музыкально-эстетическом воспитании.

Заключение

Подводя итог обзора разных периодов музыкального воспитания в отечественной педагогике, необходимо отметить, что за многолетия своего существования в разные века система музыкального воспитания развивалась не одинаково и не равномерно.

Исторический обзор музыкального воспитания свидетельствует о том, что этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования и эстетики. Основной задачей музыкального воспитания было и есть - приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, распространение знаний о музыке. Особенностью этого процесса является тот факт, что музыка оперирует художественными образами, обращается к чувствам людей и, вследствие этого, обладает возможностью их нравственного очищения. Специфика его - в добровольной инициативе исполнителей и посетителей, в стремлении к самообразованию.

Музыкальное воспитание осуществлялось: любителями, сохранявшими традиции домашнего музицирования; профессиональными музыкантами учебных заведений, обществ и организаций, устраивавшими публичные концерты; меценатами, способствующими поддержке и развитию музыкального искусства; государством.

В процессе становления сформировалось назначение музыкального воспитания - реализация просветительской, пропагандистской, гедонистической и общесоциологической функций музыкального искусства.

Расцвет музыкального воспитания можно считать советский период России. Благодаря государственной поддержке в процесс музыкального воспитания вовлекались все музыкальные организации и заведения, концертирующие музыканты и педагоги, студенты и учащиеся музыкальных школ, участники художественной самодеятельности. Музыкальной пропагандой охвачены практически все слои населения. Не случайно, что именно в советское время, когда была создана богатая музыкальная атмосфера множеством любителей этого вида искусства, в стране появляется огромная плеяда выдающихся музыкантов - исполнителей, педагогов и композиторов.

Наблюдение позволяет сделать следующий вывод: результаты музыкального воспитания сказываются как на общем духовно-нравственном, культурном уровне населения, так и на появлении в этой среде талантливых музыкантов-профессионалов. Изучение исторического опыта возникновения, становления и развития музыкального воспитания даёт толчок к творческой фантазии в совершенствовании форм и методов организации этого вида деятельности.

Анализ состояния музыкального воспитания в современной России позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время страна переживает период возрождения музыкального воспитания; его важность осознаётся выдающимися и рядовыми музыкантами; в процесс вовлекаются всё большее количество общественных и музыкальных организаций; возрождаются традиции благотворительности и меценатства; совершенствуются старые и появляются новые формы музыкального воспитания. Огромное значение имеет факт участия в этом процессе государства.

Однако эти положительные тенденции занимают в общей картине музыкальной культуры страны, к сожалению, не самое большое место. Целое поколение российской молодёжи и детей было воспитано на развлекательной, не дающей пищи уму и сердцу, следовательно, безнравственной музыке.

Кабалевский Д.Б. считает, что становясь постепенно единственной духовной потребностью, развлечение неизбежно ведёт к пресыщенности, умерщвляя, в конце концов, все эстетические идеалы и способности. Так естественная потребность человека в развлекательной музыке превращается в непроходимую пропасть, отделяющую его от подлинных эстетических ценностей, от настоящего большого искусства». Понадобятся десятилетия интенсивной работы, прежде чем восстановятся утраченные Российские традиции музыкального воспитания [10, с. 13].

Библиографический список

1 Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. М. Просвещение, 1990. - 207 с.

Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л. 1983. - 103 с.

Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 572 с.

Джуринский, А.Н. История воспитания и педагогической мысли: учебник / А.Н. Джуринский. - М.: Владос, 2010. - 255 с.

Джуринский, А.Н. История воспитания и педагогической мысли: Учеб. для студентов высш. Учеб. Заведений. - И.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

Зубарева, Л.А. История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов РФ / Зубарева, Л.А. Власенко Л.Н. - 3-е издание. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006. - 466 с.

История педагогики / Под ред. А.Н. Джуринского: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

История педагогики: учеб.пособие / В.А. Капранова. - 4-е изд., испр. - Минск: Новое знание; М.: ИНФА-М, 2011. - 240 с.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 496 с.

Кабалевский, Д.Б. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. - M., 1990. - С. 79.

Каптерев, П.Ф. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев // Педагогика. 1997. - № 1. - С.79 - 93.

Коджаспирова, Г.М. История воспитания и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав-й. М.: 2009. - 196 с.

Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и воспитание в России (X - начало XX века): Учебное пособие. - М.: Издат. Дом «ФОРУМ», 1998. - 584 с.

Мельникова, Л.Л. Музыкальное просветительство. История и современность // Музпросветитель.Ру: Офиц.сайт. URL: http://muzprosvetitel.ru/ (дата обращения: 10.12.2013).

Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб.статей/ Сост. Т. Гайдамович - М.: Музыка, 1991. - 240 с.

Музыкальное воспитание в школе: Учеб.пособие для студ. Муз.фак. и отд.высш. и сред. Пед. Учеб. Заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская; под ред. Л.В. Школяр. - М.: Издат.центр «Академия», 2001. - 232 с.

Николаева, Е.В. Особенности становления музыкального воспитания в Древней Руси с ХI до середины XVII столетия. М., 1998. - 118 с.

Николаева, Е.В. История музыкального воспитания: Древня Русь, конец Х - середина XVII вв. М., 2002. - 214 с.

Педагогика: учеб. для студентов пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Академия, 2010. - 365 с.

Терентьева, Н.А. История и теория музыкальной педагогики и воспитания: Учебное пособие. В 2-х ч. СПб., 1994. - 158 с.

Торосян, В.Г. История воспитания и педагогической мысли. М.,-2010. - 198 с.

Федорович, Е.Н. «История музыкального воспитания». Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 110 с.

Федорович, Е.Н. История профессионального музыкального воспитания в России (XIX-XX века). Екатеринбург, 2001. - 105 с.

Халабузарь, П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. И доп. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 224 с.

Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380 с.

Похожие работы на - Эволюция и зарождение музыкального воспитания в педагогике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!