Формы работы воспитателя с родителями

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,27 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы работы воспитателя с родителями















Курсовая работа

Формы работы воспитателя с родителями

Содержание

Введение

. Теоретические основы взаимодействия дошкольной организации и семьи

.1 Проблемы взаимодействия дошкольной организации и семьи в современной научной литературе

.2 Особенности взаимодействия дошкольной организации и семьи

. Формы работы дошкольной организации с семьей

.1 Традиционные формы работы воспитателя с родителями

.2 Нетрадиционные формы работы воспитателя с родителями

Заключение

Список используемой литературы

воспитатель дошкольник родители семья

Введение

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя, дошкольное учреждение и семья - это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества [1].Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольной организации. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольной организации и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников [1] строятся на основе Концепции дошкольного воспитания [2], достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в дошкольной организации. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой,Е.С.Евдокимовой,О.Л.Зверевой,Е.П.Арнаутовой,Д.О.Дзинтере, Л.В.Загик, Т.А.Марковой , Д.Д. Бакиевой, С.М. Гарбей, М.И. Иззатовой, В.М. Ивановой

Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений. Таким образом, данная курсовая работа является актуальной.

Цели: изучить формы взаимодействия дошкольной организации и семьи, направленные на формирование педагогической культуры .

Объект исследования: педагогический процесс дошкольной организации.

Предмет исследования: формы работы дошкольной организации и семьи.

Задачи:

Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;

Раскрыть особенности взаимодействия «семьи»;

Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы организации работы дошкольной организации с родителями.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.

Актуальность, цели и задачи курсовой работы, а также предмет и объект исследования описаны во введении.

В первом разделе раскрыты теоретические основы взаимодействия дошкольной организации с семьей. Во втором разделе обоснованы разные формы работы с родителями. Выводы курсовой работы отмечены в заключении. Список литературы состоит из 17 источников.

1. Теоретические основы взаимодействия дошкольной организации с семьей

1.1 Особенности взаимодействия дошкольной организации и семьи в современной научной литературе

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление [3].
Реформирование системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями, не обошло стороной и ее начальное звено - дошкольное образование. Существенным образом изменилось отношение общества к семье как воспитательному институту. Пропаганда педагогических знаний, всеобуч родителей перешли в более качественную форму работы с микросредой - «открытое» (или партнерское) взаимодействие участников образовательного процесса.

Исследования Е.П.Арнаутовой, Д.О.Дзинтере, Л.В.Загик, Т.А.Марковой и другие подтверждают переход к «открытому» взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. В связи с этим учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, специфика современной семьи, особенности детско-родительских отношений и методы коррекции, определялись наиболее эффективные формы работы.

В 70-е годы под руководством Т.А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д.Д. Бакиева, С.М. Гарбей, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, М.И. Иззатова, В.М. Иванова и другие.). Таким образом, авторами-специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность [4].

С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В.И. Безлюдной в работе «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.

В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Овчарова Р.В. в «Справочной книге социального педагога» говорит о том, что человек в своей жизни имеет две семьи «здесь и теперь», членом которой он является и семью, из которой он произошел. Поэтому в жизни каждого человека семья занимает важное место. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения в соответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как они относились к нему. От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. Во все века человечество понимало важность семьи. Блонский П.П. говорил о семье как органе воспитания «семья есть самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода (Песталоцци); из тихого святилища семьи приходит к нам счастье человека, и только одна семейная жизнь дает для всей человеческой жизни самое важное - развитие и образование доброго сердца». По мнению Эллен Кей, лишь «в тихой и сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно и нормально развиваться нежная индивидуальность ребенка» [5].

Семья-социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

Семья - основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка. Этот факт не может не интересовать школу. Очевидной стала необходимость изменить отношения образовательного учреждения и семьи. Партнерским отношениям предстоит учиться как педагогам, зачастую считающим себя носителями истины, которые могут диктовать модель поведения родителя, так и родитель, действия которого лежат между полюсами «мы вам вручили, вот и воспитывайте» и «дайте мне совет на каждую минуту моего общения с ребенком».

Семья-это целостная система, именно по этому проблемы диады «родитель-ребенок» не могут быть решены только благодаря коррекции ребенка и родителя. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель-ребенок», обратившиеся за помощью, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Р.В. Овчарова выделяет четыре причины нездорового родительского отношения:

. педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

. различные стереотипы воспитания;

. личные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребенком;

. влияние особенностей общения в семье на отношения родителей с ребенком.

Исследуя проблему педагогического всеобуча, О.Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке [6].

В ряде работ педагогов (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва) о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся: низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями самой ценности периода дошкольного детства и его значения; не сформированный у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами»

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники [7].

В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, В основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Е.П. Арнаутова, Т.А. Куликова, Л.М. Кларина).

Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.

Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможность представлять более объективную картину развития своего ребенка.

Рассматривая взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как двусторонний процесс, В.П. Дуброва, Т.М. Коростелева и другие ученые отмечают возможные позиции родителей и педагогов в этом процессе. Они придерживаются той точки зрения, что участие родителей может проявляться в качестве наблюдателей, активных наблюдателей и партнеров.

В настоящее время накоплен богатый опят организации различных форм работы воспитателя с родителями(В.И Безлюдная, В.С. Богословская, В.П. Дуброва, Л.В. Загик и другие).

А.М. Счастная привела типичный пример классификации форм работы с семьей. Она выделила три основные группы форм работы с семьей: индивидуальные, наглядно - информационные, коллективные. Наглядно-информационные формы предполагают оформление уголков для родителей, папки - передвижки, рукописные журналы, библиотека для родителей. К индивидуальным формам относятся посещение на дому, беседы с родителями, консультации; к коллективным - общие и групповые собрания, родительские конференции, диспуты, дни открытых дверей и т.д. [8].

Организацию работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

1.2 Особенности взаимодействия дошкольной организации и семьи

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?».

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов - профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных к ранней подготовке их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть невроз, поэтому - необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей - помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей.

Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных к ранней подготовке их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть невроз, поэтому - необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей - помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей. В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление дошкольного учреждения: для детей с физического воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Если это художественно - эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя), проводить открытые просмотры детского творчества.

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения [9].

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольной организации с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

между правами и обязанностями родителей, и неумением ими пользоваться;

между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольного учреждения и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольной организации.

Укреплением и развитием тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической ценности.

На современном этапе заложены следующие принципы взаимодействия:

. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

. это единое понимание педагогами и родителями, целей и задач воспитания, и обучения детей;

. помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

. знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

. постоянный анализ процесса взаимодействия дошкольной организации и семьи, его промежуточным и конечным результатом.

Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

«Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическим минимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи дошкольной организации с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

Задачи работы дошкольного учреждения по взаимодействию с родителями:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с родителями:

. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуются комплексом факторов:

планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

практическая помощь семье в воспитании детей;

организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

активизация их педагогического самообразования и др.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Сколь - ни будь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [10].

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого - педагогических, физиолого - гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей - неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер отношений в семье.

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.

Признаками такого сотрудничества являются:

осознание цели деятельности каждым участником процесса;

четкое разделение и кооперация труда между его участниками;

личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

положительные межличностные отношения.

Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольной организацией в работе с родителями:

. изучение семей детей;

. привлечение родителей к активному участию;

. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Содержание, организация и методика сотрудничества дошкольной организации и родителей включает:

. единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;

. взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка, и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду;

. установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;

. взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;

. изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;

. индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга [11].

Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причинами являются:

. недостаточное знание специфики семейного воспитания;

. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе - организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов - создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Например, формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройства и озеленению двора, посадка аллей в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и тому подобное.

Или же наглядные формы: папки - передвижки, памятки - рекомендации для родителей, детских рисунков, поделок с родителями, родительский уголок.

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно - правовой базой дошкольной организации родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Под включением мы понимаем их участие в:

организации образовательного процесса;

создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом;

организации современной социально - развивающей среды в группах;

оказания дополнительных услуг;

разработке планирования разных видов на всех уровнях:

. обще дошкольных планов;

. занятий;

. самостоятельной деятельности детей;

разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;

привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью дошкольного учреждения.

Для реализации этой задачи необходимо:

. внедрение методики, поэтапного включения родителей в деятельность дошкольной организации:

а) повышения уровня психолого - педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;

б) воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций детского сада;

в) активное, систематическое участие родителей в деятельности детского сада;

. создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детским садом.

Таким образом, формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов [12].

2. Формы работы с родителями

2.1 Традиционные формы работы воспитателя с родителями

Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Как мы уже говорили, задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Следовательно, формами работы детского сада с родителями детей в дошкольном возрасте будут являться:

1.Традиционные формы работы;

.Нетрадиционные формы работы.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. Рассмотрим их. Презентация детского сада. Поступление ребёнка в детский сад - очень важный момент для каждой семьи. Презентация детского сада - это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад. Основная задача - с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.

Родительские собрания. Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Правила проведения родительского собрания:

Родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчик, а педагогов и администрацию - на обычные. Общение должно проходить на одном уровне.

Предложить родителям приготовить выступление на определённую тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребёнка.

Семинары и консультации для родителей. Цель семинара и консультации - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путём анкетирования. Консультация и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель - помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка [13].

Наглядный материал. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.

Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада» в холле, на котором представлены следующие сведения:

1.Лицензия на осуществление образовательной деятельности;

2.Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;

.Наименование и телефон вышестоящей организации;

.Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;

.Информация о кадрах;

.Дипломы и грамоты детского сада.

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

На стенде могут быть представлены: фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребёнке; режим дня; расписание занятий; план мероприятий на месяц; объявления; меню на день и т.д.

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть : - эстетично оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадёт;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;

содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде.

Листовки - это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определённых правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребёнка к детскому саду.

Внутренняя газета детского сада посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т.д.

В газете есть постоянные рубрики:

1.Взрослым о детям;

2.Консультации специалиста;

.Детские новости;

.Говорят малыши;

.Наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьёзной работы творческой команды педагогов детского сада, определённых материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно.

Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Посещение семьи. Воспитатель своей группы должен посетить семьи своих воспитанников. Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

Дни открытых дверей - это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержки воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетическом, эколого-краеведческом и др.

«День открытых дверей» актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьёй будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

Переписка педагогов и родителей. Очень часто родители спешат на работу, вечером торопятся домой и поэтому беседа воспитателя с родителями как таковой не получается. Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые родители могут забрать своего ребёнка из детского сада. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становиться письменная форма диалога - записка, личный блокнот (тетрадь), письмо, благодарственное письмо, открытка. Письменное обращение - это не просто исписанный лист бумаги, а руководство к действию для родителей, постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращён к конкретной семье.

Записка - это письменное обращение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь)- это письменная форма еженедельного обмена информацией между детским садом и семьёй. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребёнка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещение театра) и др.

Письмо - повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребёнка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребёнка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.

Благодарственное письмо- это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении, каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

Открытка - это форма письменного поздравления с достижениями ребёнка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

Такое разнообразие форм письменного общения воспитывающих взрослых предоставляет обеим сторонам (семье и детскому саду) возможность затронуть различные стороны жизни ребёнка в детском саду и дома. Письменное сообщение воспитателя может быть прочитано дома в семейной обстановке. В его обсуждении принимают участие все члены семьи, проживающие с ребёнком; это позволит эффективно влиять на установление единых требований к дошкольнику дома, а также согласовать их с требованиями общественного воспитания.

Анкетирование. Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы:

1.Быстрое получение информации по какой-либо проблеме;

2.Достоверность информации;

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

1.Вежливое обращение к родителям;

2.Краткое вступление с обозначением цели анкетирования;

.Вопросы, при необходимости варианты ответов на них;

.Благодарность за взаимодействие в конце анкеты [14].

2.2 Нетрадиционные формы работы воспитателя с родителями

Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей.

В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители - взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

Конкурсы и проекты. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурсов может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку. Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др. Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми

Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле группы заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

"Круглый стол" с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Деловые игры. Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

) Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

) Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

) Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

«Клубы» (семейные). Семейные клубы - это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными - для малышей).

Семейный клуб - один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трёх взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации - её ценностная интерпретация - побуждение участников встречи к практическому действию.

Вечера вопросов и ответов. Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть одно темными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий [15].

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать , распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

«Встречи-знакомства» - это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы:

1.«Выбери дистанцию» (педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой встречи с родителями и ставит его в центре комнаты. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Каждый из родителей одной фразой объясняет выбранное им расстояние.

2.«Ассоциативный ряд» (педагог пишет на висящем в комнате плакате какое-либо слово, служащее стимулом для творческого размышления родителей. Это опорное слово должно иметь непосредственное отношение к тематике встречи с родителями и затрагивать их эмоциональную сферу. Вопросительный знак и второе слово, являющееся пародией на первое, могут быть написаны рядом. Родителям предлагается в отведённое на встрече время продолжить этот ряд, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители делают это охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов).

.«Язык фотографий» (педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно свои имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи).

.«Зеркало группы» (педагоги вешают на стену заранее оформленный плакат и просят родителей по очереди представиться. Каждый родитель коротко рассказывает о себе, а педагоги в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате).

.«Фамильная символика» (педагоги предлагают каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После того, как каждый участник нарисует свой символ, он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и фамилией связь) и др.

Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь - с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду - это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов специалистов [16].

Заключение

В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу [17].

Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Поэтому задача воспитателей заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников.

Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей. Недаром педагоги прошлого - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах.

В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта.

В тоже время воспитатели детского сада идут на поводу у родителей, учитывая лишь только их запросы и потребности в педагогических знаниях. Важно учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации: выходит множество журналов, создаются радио- и телепрограммы, но при этом они направлены на некоего усреднённого родителя и среднестатистического ребёнка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития именно их детей. Поэтому непосредственно воспитатели детского сада играют ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольной организации, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольной организации в семейном воспитании [18].

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение и нравственное воспитание.

Список используемой литературы

1.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 года.

.Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

.Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. -С.82.

.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателей детских садов/ Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Просвещение,2005.

.Пути повышения педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста: Материалы Всерос.темат. семинара, провед. в г. Пензе 26 - 27 окт. 1978г. / Под ред. Т.А.Марковой, Л.Г. Емельяновой. - М., 2002.

.Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.- 2000. - №1.-С.41-49.

.Рыбалко Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей дошкольного возраста. - М.: , 2005.

.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

.Мудрик А.В. Социальная педагогика./ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера»,2001.

.Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/ Сост и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

.Мудрик А.В. Социальная педагогика./ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72с.

.Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.П. Елисеева; Под ред. М.М. Ярмолинской. - Мн.: Лексис,2004.

.О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005

.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. - М., 2007.

.Семейная педегогика: Учебно - методическое пособие. Глазов, 2005 ст.5-9. / Сост. - канд. психол. наук, доцент кафедры дошк.пед. Н.В. Кущ.

.Словарь по социальной педагогике. / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Похожие работы на - Формы работы воспитателя с родителями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!