Формирование изобразительных умений художественными средствами графики у детей среднего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,7 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование изобразительных умений художественными средствами графики у детей среднего дошкольного возраста

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики






Выпускная квалификационная работа

Формирование изобразительных умений художественными средствами графики у детей среднего дошкольного возраста


Выполнила: студентка 6 курса

очно-заочной формы обучения

Назина М.М.

Научный руководитель:

профессор Казакова Р.Г.

Рецензент: доц. кафедры,

к.п.н. Буянова Т.А.



Москва, 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования изобразительных умений художественными средствами графики у детей среднего дошкольного возраста

.1 Художественные средства графики как вид изобразительного искусства

.2 Психологические основы формирования изобразительных умений у дошкольников

.3 Вопросы обучения рисованию как виду графики в педагогических исследованиях

Глава 2. Экспериментальное обучение графике как средство формирования изобразительных умений в средней группе детского сада

.1 Обоснование и разработка методики эксперимента

.2 Обучение изобразительным умениям средствами графики "граттаж" (планирование занятий на констатирующем и формирующем этапах эксперимента)

.3 Динамика формирования изобразительных умений в процессе обучения детей графике (контрольный этап)

Выводы

Список литературы

Введение

графика гратаж дошкольник рисование

Общеизвестно, что изобразительное искусство отражает окружающий мир в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, проявляясь в эстетическом отношении к событиям и явлениям жизни, в познании действительности. Посредством искусства у детей воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления, изображать их в своих рисунках, усваивать художественный опыт в виде разных художественных техник и использовать их в своем творчестве, что отмечено в работах Мухиной В.С. (31; 7).

В исследованиях детского художественного творчества (А.В. Бакушинский, В.В. Богданова, Т.А. Буянова, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова и др.) утверждается, что освоение действительности средствами изобразительного искусства является наиболее естественным и универсальным условием развития личности дошкольника. Ребенок воспринимает мир образно и старается отразить эти образы в своих рисунках.

Исследователи подчеркивают положительное значение изобразительного творчества детей в эстетическом воспитании и развитии личности.

Важными условиями эстетического развития дошкольника, развития его художественных способностей, творчества, является использование художественных средств изобразительных искусств и различных изобразительных материалов. С целью обогащения детского изобразительного творчества живописными и графическими образами детей приобщают к искусству живописи и графики.

В создании живописных образов используется подбор цветовых решений - колорит, а графические образы создаются в черно-белом цветовом решении (иногда к графике относятся и цветные рисунки и иллюстрации, но в основном графические образы это черно-белые с их оттенками изображения). Традиционно считается, что рисование цветных образов у детей вызывает больший интерес. Однако наблюдения на практике показывают, что детей привлекают и графические черно-белые, контрастные изображения. Интерес вызывают следующие художественные средства графики:

Точка. Получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Штрих - черта, короткая линия. В рисовании штриховками пользуются значительно чаще, нежели точкой. Ими отмечают размеры, контуры предмета, светлоту поверхностей и объемность его формы. Штрихи вместе с точками, заменяя однообразно ровную линию контура, делают ее динамичной, а форму - живой и связанной с окружающей средой.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. По размеру линии бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие; по светлоте они делятся на темные, полутемные, светлые; по назначению - на контурные и вспомогательные; по направлению - на горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Светлоту - тон передают штриховкой, тушевкой и окраской.

Поэтому наряду с традиционными изобразительными материалами (краски, карандаши) мы считаем важным дополнение новых, открытых в двадцатом веке, художественных материалов и техник. В том числе и технику графики "граттаж" (процарапывание изображение на листе грунтованного картона).

В теории и практике дошкольного образования рекомендуется использовать традиционные изобразительные материалы, такие как краски и карандаши, особенно в средней группе, объединяя тем самым эстетические представления детей о графических образах, о графике. Причинами ограничения детского изобразительного материала можно считать неподготовленность педагогов, трудоемкость техники "граттаж", отсутствие или недостаточность пособий, методических разработок, в частности, по обучению технике рисования "граттаж".

В связи с недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы формирования изобразительных умений художественными средствами графики в технике "граттаж" у детей среднего дошкольного возраста выбрана тема выпускной работы.

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение проблемы формирования у детей изобразительных умений в процессе обучения технике графики "граттаж".

Объект исследования - процесс развития детского изобразительного творчества в детской изостудии.

Предмет исследования - методы и приемы обучения детей технике графики "граттаж", как средство формирования изобразительных умений.

Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста будет успешным при условии:

если детей обучать интересным, новым художественным средствам графики - "граттаж";

если формирование изобразительных умений проводится с учетом возрастных особенностей детей в образно-игровых ситуациях;

если разработана серия игр-занятий поэтапного обучения в последовательности от рассматривания, упражнений до создания образных изображений художественными средствами графики "граттаж".

Задачи исследования:

. Теоретически определить значение формирования у детей изобразительных умений и изучить искусствоведческую характеристику художественных средств графики в технике "граттаж" для использования их в работе с детьми.

. Выявить экспериментально исходный уровень изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста.

. Разработать серию занятий поэтапного обучения графической технике "граттаж" и экспериментально проверить их эффективность.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и искусствоведческой литературы; искусствоведческий анализ художественных средств произведений графики; наблюдение за детьми; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анализ детских рисунков; обобщение и статистическая обработка результатов эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в выявлении некоторых особенностей усвоения детьми среднего дошкольного возраста художественных средств искусства "граттаж" и влияния полученного опыта на формирование изобразительных умений.

Практическое значение состоит в разработке серии занятий для преподавателей детских изостудий.

Апробация результатов выпускной квалификационной работы.

Результаты исследования обсуждались на педсовете и на семинаре для воспитателей детского сада №954.

Глава 1. Теоретические основы формирования изобразительных умений художественными средствами графики

.1 Художественные средства графики, как вида изобразительного искусства

В своей работе И.Э. Грабарь раскрывает, что графическим искусством, или графикой (от греч. "графо" - пишу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства, в основе которого лежит рисунок. Главными выразительными средствами графики являются контурная линия, штрих, пятно, светотень, фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное соотношение. Часто в гравюре или рисунке, используя контрасты только черного и белого, график убедительно передает широкий слепящий поток открытого, прямого света [9; 7].

Линия - наиболее общее понятие в рисунке. Линия выявляет форму предмета, характер деталей. Она способна придать особую остроту и напряженность изображаемому действию.

Контур - граница формы, замыкающая ее силуэт, отделяя от среды и окружения. Контурный линейный рисунок - основа графического изображения.

Г.Б. Смирнов и А.М. Соловьев в своей работе утверждают, что изобразительный язык графики отличается скупостью, лаконичностью в применении художественных средств. Стилистические средства графики разнообразны - от белых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций [45; 336].

Специфичность графической композиции заключается в том, что в ней лист белой бумаги является одним из важнейших композиционных элементов. "Участие" белой бумаги является естественным в технике черным штрихом (перо, тушь, офорт, гравюра) и богато представлено в ксилографии и "граттаж", техника которых сохраняет за каждым черным и каждым белым элементами, абсолютно черный и абсолютно белый цвет [32; 68]. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, функции быстрого отклика на события, удобству печатного размножения, делают графику искусством доступным, массовым [45; 336].

Графика - самое древнее из всех видов изобразительного искусства. В пещерах и южной части Франции и в Испании были найдены изображения животных, которые, по мнению ученых, могли быть сделаны в период от 30 до 10 тысяч лет до н.э. В Африке и на востоке Испании были найдены также наскальные рисунки, изображающие движущиеся человеческие фигуры.

А.Н. Леонтьев в своей работе раскрывает, что художники пещерного периода использовали краски, изготовленные из смеси охры, марганца и животного жира или материал, похожий на современные мелки, изготовленный почти таким же способом, но более твердый. Из камней получались специальные инструменты, острыми концами которых наносили на стены пещер контурные линии [29; 186].

А И.Э. Грабарь нам в своих трудах раскрывает о том, как долгое время графические изображения не только фиксировали какие-либо события окружающего мира, но и служили средством общения между людьми [10; 21].

В истории развития мирового искусства рисовальное искусство всегда идет бок обок с другими. Рисунок называют творческой лабораторией каждого мастера. Наряду с этим он выделился в совершенно самостоятельный вид изобразительного искусства - графику. Все реалистического направления считали важным, более того, необходимым существование рисунка, графического искусства наряду с живописью. Многие крупнейшие художники, начиная с мастеров Возрождения и вплоть до художников ХХ в. (Матисс, Пикассо), русские художники: О. Кипренский, А. Иванов, И. Репин, В. Серов, М. Врубель - придавали рисунку большое значение и сами были замечательными рисовальщиками [25; 33]. И.Э. Грабарь считал, что Серов-рисовальщик не уступает Серову-живописцу [12; 23]. Графическое наследие В.А. Серова по своему обилию и разнообразию тематики может сравниваться разве что с репинским. Высокую культуру рисунка внесли в советскую графику такие художники, как В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, К.С. Петров-Водкин, В.А. Фаворский, Ю.И. Пименов, В.Н. Горячев и др.

Интерес к рисованию проявляется у детей рано. Об этом можно судить по биографиям таких художников, как И. Суриков, И. Репин, В. Серов и др. Есть художники, основное место в творчестве которых отведено графике, а часто и исключительно графике. Типичных рисовальщиков мы часто видим и среди детей дошкольного возраста [25; 34].

В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой и др. утверждается, что графическая деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом детской художественно-творческой деятельности является выразительный образ, выполненный в линиях или в цвете. Мы рассматриваем рисунок в линиях - графику.

Рассмотрим различные мнения художников о необходимости обучения технике графики. Представители реалистического направления в изобразительном искусстве (П.П. Чистяков, Е.И. Репин, И.И. Крамской, Д. Рейнольдс, Э. Делакруа и др.) придавали большое значение технике рисунка, уделяя ее обработке особое внимание [26; 41].

Замечательный русский художник-педагог П.П. Чистяков, подготовивший и воспитавший целую плеяду русских художников, неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла. Техника, по его образному выражению, - язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения, грубовато-неумелое изображение, даже при хорошем замысле, большой недостаток [51; 403]. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включаются техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма, способ использования различных материалов (бумага, холст, дерево, карандаш, уголь, пастель, масляные краски, акварель, гуашь и др.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов, приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. В понятие техники также включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность [25; 7]. Овладение линией контура, штрихом, пятном, как изобразительными средствами рисунка, для ребенка довольно сложная задача, которую он сам, без помощи взрослого, решить не сможет. Ребенок должен воспринять способы рисования от взрослого. Первые исследователи детского рисунка (начало ХХ в.), такие, как В.М. Бехтерев, Коррадо Риччи, Либерти Тэдд и др. признавали необходимость обучения детей рисованию.

Американский педагог Либерти Тэдд считал, что овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения, оно также способствует формированию ручной умелости, необходимой для осуществления многих других видов деятельности. Он разработал целую систему для развития рисовальных движений руки. Он рекомендовал упражнения строить не на прорисовке геометрических форм, как было принято, а на рисовании элементов природы, развивая одновременно и наблюдательность и любовь к природе [25; 9].

Большую роль обучению малышей (1,5-2 лет) умениям правильно держать карандаш и пользоваться им отводил В.М. Бехтерев [3; 19]. С 20-х годов XX столетия преобладающим стало мнение, отрицающее необходимость обучения детей рисованию, т.е. теория свободного воспитания [19; 32], которой в начале своей деятельности придерживалась и Е.А. Флерина. Однако позже, убедившись в процессе опытной работы, что самостоятельно овладеть техникой рисования, ребенок не сможет, она выдвинула задачу развития движений руки ребенка, указывала пути развития:

)Включение необходимых движений в игру;

)Использование раз в неделю, перед рисованием системы игровых упражнений типа: "ровненькие дорожки", "дождик" и др., которые прочно вошли в практику обучения рисованию детей 3 - 4 лет [23, 11; 49, 80].

Высказываясь за обучение детей технике рисования, С.А. Флерина недостаточно четко определила содержание обучения технике рисования. О необходимости руководства процессом рисования с младшей группы детского сада говорила И.П. Сакулина, придавая большое значение овладению графическими навыками. Однако и в ее исследованиях недостаточно полно раскрыта методика обучения технике рисования. Необходимость обучения техническим навыкам рисования подчеркивают и психологи, которые утверждают, что способность к рисованию проявляется и развивается только в процессе рисовальной деятельности ребенка под руководством взрослого [25; 15]. Наиболее полно исследованы вопросы формирования у детей технических изобразительных умений в работах Т.С.Комаровой. Она утверждает: "Качество изображения предметов объективного мира на каждом возрастном этапе обусловлено восприятием (качеством анализа изображаемого предмета) и техническими умениями изображать. При условии наличия систематической и целенаправленной рисовальной деятельности под руководством взрослых с возрастом постепенно улучшается и углубляется способность зрительного анализа изображаемых предметов и техника их изображения" [16; 57].

Также Т.С. Комарова обращает внимание, что важно, однако, учить детей не действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами, а изменять приемы в зависимости от поставленной изобразительной задачи. Для этого рекомендуется показывать детям разные варианты технического исполнения, подчеркивая их выразительность [25; 38]. Выразительность графического образа в детском рисунке по большей части обуславливается активным эмоциональным отношением к изображаемому. Это эмоциональное отношение на раннем этапе изобразительного творчества опирается так же, как и в игре, на жизненную заинтересованность ребенка в предметах и персонажах, которые он пытается воспроизвести и среди которых он мысленно действует [28; 3]. "…Эмоциональное, эстетическое отношение заставляет даже самого неопытного рисовальщика искать и находить посильные ему средства для передачи своего отношения, обуславливая выразительность изображения", что утверждается в исследованиях А. Леокума.

Для передачи своего отношения к изображаемому предмету или явлению, дети, как и художники, могут использовать свойства и качества различных материалов, технику рисования ими. Но для того, чтобы материал являлся для них средством выразительности, необходимо вызвать интерес к нему, научить выделять его свойства и качества, пользоваться этими свойствами. Е.А. Флерина так определяет значение изобразительных материалов: "Материал обеспечивает творческую практику, без которой никакое учение не принесет плодов. Отсутствие материала часто приводит к тому, что дети оказываются лишенными того или иного вида изобразительной деятельности и изобразительные способности их гаснут" [50; 57].

Таким образом, разнообразный изобразительный материал способствует:

развитию художественных способностей, творчества;

обогащает эстетическую сторону рисунка, придает им выразительность;

дети узнают новые материалы, их свойства, приобретают знания способов работы с ними [35; 49].

Одним из выразительных способов изображения являются материалы и техника "граттаж".

"Граттаж" - это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Перед заливкой, бумагу или картон натирают парафином и обезжиривают мелом. Процесс работы в технике "граттаж" напоминает выскребывание по асфальту в литографии.

Произведения, выполненные в технике "граттаж" отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию в графике Х века в России. "Граттаж" под названием граттографии впервые использовал русский график М.В. Добужинский (1875-1957) в работах 1920-х гг.

Иногда "граттаж" выполняется на цветной или тонированной бумаге, но, по нашему мнению, такие работы кажутся менее выразительными, т.к. уменьшается контрастность изображения с фоном. На специально подготовленной черной поверхности остается четко видимой даже самая слабая линия, если она белая, поэтому "рисовать", "процарапывать" линии аккуратно, заранее представлять их, т.к. "граттаж" рисуется сразу "начисто". Поэтому, т.к. для всех художественных произведений необходимо делать подготовительные наброски и эскизы, мы учитываем эту специфику художественных средств графики, в частности, техники "граттаж" и предполагаем в работе с детьми среднего дошкольного возраста, при выполнении сложных композиций использовать карандашный эскиз на отдельном листе бумаги.

Мы предполагаем, что овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволит детям более эффективно использовать их при создании в рисунках графических образов.

1.2 Психологические основы формирования изобразительных умений у дошкольников

Т.С. Комарова в своих работах отмечает, что обучение графике, в частности технике рисования, характеризуется исследователями как развитие навыков и умений, имеющих двигательный характер, на основе возрастных, индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей с учетом педагогических условий и путей образования технических навыков и умений. Проблемы развития моторики ребенка издавна привлекали исследователей, которые установили, что движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д. [25; 17].

А.В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, обследующих части предмета [16]. В исследованиях В.П. Зинченко и А.Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.

Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, не может понять специфику их употребления и часто использует их не по назначению; стучит карандашом по столу, берет его в рот, бросает и т.п. Особенно важно для развития психики ребенка овладение движениями рук. Уже к 3 годам движения руки достигают значительного развития. Но рука еще не достаточно ловка, подвижна, движения еще не всегда точны, целенаправленны. Особенно в таких деятельностях, где используются орудия, инструменты, требующие координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности путем систематического обучения. Т.С. Комарова подчеркивает, что особенностью изобразительной деятельности является то, что для осуществления ее важно не просто развитие руки, а обязательно совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его [25; 18].

В.Н. Кириенко, А.Г. Ковалев и др. в своих работах также подчеркивает необходимость развития глаза, руки и координированности их действия. Техника рисования включает и движения и восприятие их, т.е. движения под контролем осязательных и кинестетических ощущений: ребенок видит, как движется рука и ощущает это движение.

И.П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, того не замечая, производите" [33; 316]. В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. По мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается, но не снимается совсем: рисующий может произвести движение не глядя, но передача пространственных свойств предмета без зрительного контроля невозможна.

С образованием двигательных представлений, накоплением опыта, рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности и т.д. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющихся представлений о предмете. Рисуя, ребенок сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться и исправляет изображение в соответствии с имеющимися представлениями о предмете. Поэтому важно, чтобы у ребенка сложилось отчетливое представление о предмете. Прежде, чем приступить к рисованию, ребенок должен обследовать предмет, движения руки, ведущей обследование, сходные по своему направлению с изобразительными движениями. Подробное обследование предмета помогает возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.

В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира [25; 21].

Т.А. Савицкая в своей работе отметила, что представление еще не обеспечивает выразительного изображения, необходимы рисовальные навыки. Навык возникает, как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. С.Л. Рубинштейн относил навыки к группе вторичных автоматизмов, т.е. действий, выработанных сознательно, а затем применяемых автоматически [40].

Ни один из технических навыков рисования и после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Не может, например, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, т.к. изменение регуляции движений всегда направлено на характеристику изображаемого. Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть - выполнение рукой рисовального движения и сенсорная - восприятие движения и осуществление контроля за произведенным движением: зрительный и кинестетический, причем на первых этапах обучения зрительный контроль преобладает и в дальнейшем его роль высока. В некоторых технических навыках зрительный контроль не может быть совершенно заменен мышечным.

В ряде психологических работ (Е.И. Бойко, Д.Ф. Николаенко, К.К. Платонов и др.) указывается на необходимость четкого различения понятий "навык и умение". Навык определяется как часть более общего понятия. Умение характеризуется, как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач [25; 24].

Т.С. Комарова предложила разделить технические навыки и умения на 3 группы:

навыки и умения владения инструментом;

навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке;

навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, относящиеся ко второй группе, навык удержания направленности движений), другие - позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, умение регулировать движения по силе, темпу и т.д.). Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величинных отношений, формируются в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач.

Такая последовательность определяется тем, что умения могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании [17; 27].

Е.И. Игнатьев в своих работах утверждает, что эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности. Наиболее подробно овладение навыками и умениями в рисовании описано в исследованиях Е.И. Игнатьева [15; 22], где дана характеристика начальных форм изобразительной деятельности, начиная с преддошкольного возраста, с описанием первых штрихов ребенка. Е.И. Игнатьев считает, что изобразительной деятельности детей предшествует довольно продолжительный подготовительный период, в течение которого происходит знакомство ребенка с изобразительным материалом, с основными его свойствами. Приобретаются необходимые умения использования материалов для рисования. Замечено, что дети, не имевшие долгое время в своем распоряжении материалов для рисования, затем в течение долгого времени не проявляли интереса к изодеятельности [16; 21].

"Важнейшим побудителем к рисованию является пример взрослых", - говорит Е.И. Игнатьев. Ребенок подражает движениям рук взрослого. Первые штрихи его прерывисты, линии коротенькие, аритмические. Бумага во многих местах может быть процарапана, тогда, как в других, карандаш еле коснулся ее поверхности. Карандаш ребенок зажимает в кулаке или между фалангами второго и третьего пальцев. Ко второму году у ребенка появляется возможность регуляции двигательных актов. Деятельность двигательного анализатора быстро совершенствуется, прогрессивно усиливается двигательный контроль коры. Черканье развивает необходимые нервно-мышечные механизмы, развивает соответствующие группы мышц и механизм произвольного управления ими. Закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которые затем будут иметь решающее значение.

К 2-м годам ребенок способен проводить прямые и закругленные линии. Движения его более уверенные, не прорывающие бумагу.

Относительно дошкольного возраста, Е.И. Игнатьев указывает, что в начале усвоения новых движений совершается под контролем зрения, с образованием двигательных навыков, контроль за движением осуществляется с помощью мышечно-суставных ощущений, от точности которых зависит точность движений. Зрительный контроль никогда не устраняется целиком. Координация пальцев рук еще недостаточна, плохо развит большой палец, в частности его противопоставление другим пальцам. Корковая регуляция движений достигает довольно высокого уровня только к 7 годам. Развитие движений в дошкольном возрасте - важная задача. Развитая рука позволяет более точно передавать контур предметов. Для формирования двигательных навыков Е.И. Игнатьев предлагает специальные упражнения - "рисование в воздухе". Такое упражнение подготавливает руку и глаз к реальному изобразительному движению. Этим приемом пользуются даже художники, когда им надо произвести точное и очень сложное движение. Но эти движения, конечно, не точно имитируют реальные изобразительные движения. Иногда дети не в состоянии повторить эти движения в ином масштабе на листе бумаги. [15; 27]

Большую роль Е.И. Игнатьев отводит такому приему, как показ способов и приемов изображения. Н.П. Сакулина также считала, что "…воспитатель должен показывать рисуя. Дети следят глазами за движением руки и за возникшей в результате этого движения линией, формой и образом предмета" [42]. Исследования показали, что ребенок не одинаково легко усваивает изображение линий, имеющих разное положение на листе бумаги - ему легче даются вертикальные; где он хочет ровно провести горизонтальную линию, там он резко поворачивает лист на 90 градусов и проводит ее как вертикальную, еще труднее для него наклонные (скат крыши домика).

Постепенно ребенок приобретает навык в управлении движениями своей руки. Это наглядно проявляется при заштриховывании ребенком контурных фигур без выхода за их очертания. Е.И. Игнатьев пишет о том, что к 5-6 годам ребенок овладевает в основном легкими свободными движениями карандаша. Но как только перед ребенком возникает новая более сложная задача, возникают и новые трудности зрительно-двигательной координации. Усвоенный ранее изобразительный навык перестает удовлетворять ребенка. Е.И. Игнатьев обращает внимание на то, что пока сложное действие хорошо не закреплено, ребенок не восприимчив к усвоению новых действий, которые базируются на этих, еще не закрепленных систем. Воспитатель должен всегда помнить об этом, чтобы не вести работу "впустую" [16; 25].

Анализ психологической литературы показал, что детям доступно усвоение художественных техник. Развитие восприятия и формообразующих движений осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности. В следующем параграфе рассматривается проблема обучения детей графике в педагогических исследованиях.

.3 Вопросы обучения рисованию как виду графики в педагогических исследованиях

Последовательность формирования графических навыков и умений должна определяться изобразительными задачами. Понятное окружающим изображение может быть создано только на основе отчетливых представлений о предметах и явлениях. В работах советских психологов и педагогов указывается, что представления образуются в процессе восприятия, изображения в рисунке может получиться лишь на основе чувственного знакомства с предметом, что отмечается в научных работах Т.С. Комаровой. Организованное и направляемое восприятие детьми предмета называется обследованием [26; 43].

В начале обследования необходимо обратить внимание на предмет в целом, затем перейти к анализу предмета, выделяя форму основной части, потом остальных частей, определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В заключение нужно вновь обратить внимание на весь предмет, чтобы закрепить целостное представление [25; 81].

Формирование графического навыка, как показали исследования группы психологов во главе с А.В. Запорожцем, происходит быстрее у того ребенка, который предварительно активно знакомился с заданием и со способами его выполнения и лишь затем переходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации. В связи с этим большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе. Ориентировочные обследовательские действия ребенка, направленные на ознакомление со способами действия, включают в себя, прежде всего движения руки, выделяющие контур предмета [25; 82]. Организуя обследование предмета, педагог не только сам движением руки по контору выделяет форму предмета, но и предлагает детям сделать то же самое. Особенно важно активизировать детей в процессе обследования, когда какой-то способ изображения дети усваивают впервые [25; 83].

Итак, в процессе обследования образуется связь действий руки и глаза. Это способствует обеспечению двойного контроля (двигательного и зрительного) за последующими исполнительными движениями. Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы (округлые, прямоугольные). Обучая детей рисованию этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы [25; 85].

Ориентировочно-исследовательская деятельность не ограничивается только выяснением условий и способов выполнения задания. Она протекает и в процессе выполнения рисунка, когда осуществляется сверка производимого действия с образом, сформированным при ознакомлении с заданием и коррекция выполняемого действия в соответствии с этим образом [25; 86]. С целью выработки перцептивного контроля за рисовальными движениями, их мышечной регуляции необходимо направлять ориентировочную деятельность ребенка на анализ характера движения и способы его выполнения. Поэтому при показе движения нужно обращать внимание детей, как на характер движения, так и на состояние движущейся руки, на сравнение и различие мышечно-суставных ощущений.

Фиксируя внимание детей на характере движения и способе его выполнения, важно подчеркивать зависимость от этого направления и качества линий в рисунке. Только в этом случае дети осознанно усваивают технические навыки и умения, могут сами заметить ошибку в своих действиях и скорректировать движение в соответствии с имеющимся представлением о том, какое действие является правильным. Благодаря сохранению ориентировочных действий в процессе выполнения изобразительных движений, последние становятся точнее, правильнее и рисунок улучшается [25; 87].

Пути усвоения двигательного опыта разнообразны. Один из них - путь подражания. В своих работах А.В. Запорожец рассматривает подражание как особый психический процесс, заключающийся в усвоении новых форм поведения или выполнения старых форм в новых, необычных условиях путем приведения в соответствии собственных движений с движениями имитирующего лица. А.В. Запорожец характеризует процесс подражания как сложный и многогранный.

Первая фаза - это предварительная ориентировка, которая заключается в том, что в результате прослеживания действий другого лица складывается образец, образ этих действий.

Вторая фаза - это отработки исполнительных реакций, усовершенствования воспринятых движений. На протяжении этой фазы субъект путем ряда проб подравнивает свои движения к имеющемуся образцу, пока воспроизводимое движение не будет соответствовать воспринятому.

Следовательно, уподобление движения воспринятому ребенком двигательному образу, как правило, связано не с единичным его произведением: первые попытки подражания лишь очень приблизительно соответствуют воспроизводимому образцу. Чтобы добиться полного соответствия, необходимо неоднократное воспроизведение движения при соотнесении его всякий раз с образом, представлением движения, образовавшимся на основе его восприятия [25; 88].

Другой путь - это путь "механического руководства", к которому относится способ пассивных движений. Опыт показывает, что этот путь оказывается эффективным в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а в случаях запоздания в развитии рисовальных движений и в среднем дошкольном возрасте. При обучении графическим навыкам и умениям детей среднего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания [25; 89].

Психологические исследования, проведенные под руководством А.В. Запорожца, показали, важное значение слова, словесной инструкции в формировании двигательных навыков [25; 97]. Как известно, только благодаря слову, движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от не произвольных. Учитывая это, нужно сопровождать показ способа действия объяснением.

Роль слова в формировании практических навыков на каждом возрастном этапе различна. Для детей 3 лет воспроизведение способа действия только по словесной инструкции затруднительно. Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении дошкольного возраста.

Определение словом способа движения руки помогает осознать движение, дает возможность руководствоваться этим словом как правилом при рисовании. Закрепленные в правиле знания способа действия в соединении с отработанными навыками способствуют приобретению умений [25; 99].

Теоретический анализ педагогических исследований показал, что при формировании изобразительных умений используются следующие методы обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности; обучение навыкам на основе подражания; проведение упражнений с целью отработки движений руки, их качеств; слово педагога; повторение детьми словесной инструкции; запоминание правил и регуляции их с помощью движений руки. В младшей и средней группах все методы используются в игровой ситуации. Методы обучения следует использовать в единстве [25; 101].

В следующей главе раскрываются вопросы экспериментального формирования изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста на основе использования вариативной методики, рекомендуемой для дополнительного образования в детской студии изобразительного искусства.

Глава 2. Экспериментальное обучение графике, как средство формирования изобразительных умений в средней группе детского сада

.1 Обоснование и разработка методики эксперимента

В нашей работе обоснованием методики обучения детей художественным средствам графики являются основные принципы программы развития детского изобразительного творчества "Детская одаренность", созданной Л.Г. Беляковой и Р.Г. Казаковой, которая включает содержание дополнительного образования по разным видам изобразительного искусства с нетрадиционной вариативной методикой преподавания в детской изостудии детям дошкольного и младшего школьного возраста с учетом их природной одаренности [1; 5].

Экспериментальные занятия проводились в 2011 году (сентябрь-декабрь) с группой детей из 10 человек, по одному занятию в неделю, как дополнительные к типовой программе. Вариативная методика обеспечивала выбор выполнения детьми заданий разной степени сложности. Как отмечается в работе Л.Г. Беляковой и Р.Г. Казаковой, методика обучения технике "граттаж" основывается на принципах ненасилия, разработанных выдающимися мыслителями ХIХ века и развиваемые в ХХ веке учеными ассоциации "Педагогика ненасилия", центра "Образование и культура" (Россия), движение "Новое образование" (Франция), "Кооперативное обучение" (США) и др. [1; 8]. Некоторые из этих принципов послужили основанием для разработки методики эксперимента.

Принцип целостности, неразрывности в знаниях, умениях и впечатлениях, "входящих" в душу ребенка, которые не должны прерываться другими впечатлениями, пока не закрепятся полученные, без переключений детского мозга с одного предмета на другой. Исходя из этого принципа мы не ограничивали время детской изодеятельности, предоставив детям право заниматься творчеством, насколько позволяют силы и интерес. Также мы сочли целесообразным ввести игровые упражнения во второй серии занятий, как часть занятия по карандашной графике, чтобы не нарушать целостности детского восприятия, обеспечить преемственность в знаниях, умениях, впечатлениях при переходе к технике "граттаж".

Принцип индивидуальности с устранением унификации (выравнивания уровня обучения) детей. На основе этого принципа были разработаны задания разной степени сложности, в зависимости от эстетической одаренности детей и сформированных у них рисовальных умений.

Принцип природосообразности, т.е. адекватности методики возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций, что и реализовано в игровых приемах преподавания. Как известно, чем меньше ребенок, тем больше место в его воспитании и обучении занимает игра. Используя игровые приемы, мы основывались на данных в исследованиях Е.А. Флериной, А.А. Волковой, Т.Г. Казаковой и др. В последнее время интерес к исследованию игровых приемов в изобразительной деятельности повышается. В 1983 г. была защищена диссертация Г.Г. Григорьевой на тему "Система игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей 5-го года жизни", где автор привел в систему игровые приемы для детей средней группы, что также использовано в нашей работе. Учтены и рекомендации В.Н. Зинченко по использованию игры, как формы организации занятий [48; 117].

Учитывая значение игровых приемов, непосредственное обучение технике "граттаж", мы начали с игровых упражнений, цель которых была повысить эффективность обучения детей изображению простейших линейных форм и развитию рисовальных движений. При обучении изображению пространства использовались следующие игровые приемы: рассматривание пейзажа на прогулке через "видоискатель" - "фотографирование" и "проявление снимков" на занятии, путем изображения воспринятого в рисунке; обыгрывание игрушки-персонажа; использование игрушек для рисования с натуры; использование воображаемого персонажа; привлечение детей для исполнения определенной роли. В последнем случае изобразительная деятельность детей на занятии строилась по типу аналогичной деятельности взрослых (художники-иллюстраторы сказок). Однако при использовании игровых моментов мы не забывали о выполнении учебной задачи приобретения детьми новых знаний, умений, навыков.

Принцип оценки того, что ребенком сделано успешно, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать. В таких случаях мы предоставляли детям возможность закончить или исправить работу позднее.

Принцип вариативности в выборе образа и способа его изображения с целью создания зрительного ряда, в котором ребенок может выбрать вариант задания, которое его заинтересовало. Для этого, количество имеющихся вариативных образцов, или эскизов, должно быть не меньше количества детей, посещающих занятия.

Принцип сотворчества, сотрудничества, преподавателя с учениками, обеспечение условий, при которых ребенок не боится сказать о своем непонимании, может выбрать задание не слишком легкое и не слишком трудное, не переутомляться. Мы старались взять на себя роль советчика и старшего товарища.

Теоретический анализ литературы позволил выявить критерии оценки детских рисунков в технике графики "граттаж".

Критерии (показатели) сформированности изобразительных умений в технике "граттаж" и баллы их оценки:

.Интерес к графике и технике - 1 балл.

.Умения изображать линии "процарапыванием" - 2 балла.

.Умения изображать пространство - 3 балла.

.Умения изображать форму - 4 балла.

Всего 10 баллов.

Высокий уровень рисунков - наличие всех критериев. 7 - 10 баллов.

Средний уровень рисунков - наличие 1, 2, 3 критериев. 4 - 6 баллов.

Исходный уровень рисунков - наличие 1, 2 критериев. 1 - 3 балла.

.2 Обучение изобразительным умениям средствами графики "граттаж" (планирование занятий на констатирующем и формирующем этапах эксперимента)

На констатирующем этапе эксперимента поставлена цель, выявить интерес детей к графике и технике "граттаж" и желание научиться рисовать "процарапыванием". Запланировано рисование "по замыслу" материалами и техниками "на выбор".

На формирующем этапе эксперимента в первой серии занятий поставлены цели, вызвать у детей интерес к технике "граттаж", развивать их эстетические чувства. Было запланировано 2 занятия, при разработке которых использовались следующие наглядные методы:

Рассматривание детьми авторских работ (приложение илл. 1-26), выполненное способом "граттаж" и книжных иллюстраций, показ воспитателем основных изобразительных средств графики - линий и штрихов, выразительных возможностей "граттаж". Также были применены словесные и практические методы: беседа с детьми, объяснение, рассказ воспитателя, самостоятельные упражнения детей в изображении графических средств. Использовались такие материалы, как работы педагога и иллюстрации из книг: А. Блок "Зайчик", М. "Детская литература", 1972, В.А. Жуковский "Летний вечер", М. "Детская литература", 1971.

Во второй серии занятий была поставлена следующая цель: упражнять детей в "процарапывании" линий как простейших элементарных художественных средств графики в технике граттаж. Были запланированы три основных упражнения, рассчитанные на 10-15 минут и входившие в занятия по карандашной графике.

Упражнение "Трава" (Приложение илл. 27).

Цель упражнять детей в выполнении вертикальных штрихов, ритмичных, постепенно уменьшающихся.

Упражнение "Камешки и песок" (приложение илл. 28).

Цель: упражнять детей в изображении точек и элементов округлой формы, ритмичных, постепенно уменьшающихся.

В обоих упражнениях использовались следующие методы: беседа воспитателя с детьми; показ воспитателя приемов изображения; игровой момент (дети дополняли движения словами: "Сначала мы видим высокую травку, вот такую, потом - пониже, вот такую, потом - еще ниже…", "На берегу лежат большие округлые камешки, вот такие, подальше - поменьше, вот такие, дальше - еще меньше,…а вокруг рассыпан мелкий-мелкий песок"). Дети представляли себе листок бумаги лужайкой или берегом моря. В конце занятия - краткий самоанализ и показ детских рисунков.

Упражнение "Шарики" (Приложение илл. 29).

Цель: научить детей правильно и красиво штриховать простую форму, пользуясь линейкой. После вступительной беседы на доске показывали прием штриховки.

В качестве сюрпризного игрового момента, использовались воздушные шары, которые детям предлагалось нарисовать (как бы с натуры) и аккуратно заштриховать. В процессе работы давались указания, касающихся техники выполнения. В конце просмотр и оценка детских работ. Упражнения планировались на занятиях как основные и в отдельных случаях использовались повторно для закрепления поставленных перед детьми задач.

Цель третьей серии занятий изучить особенности изображения детьми пространства средствами "граттаж".

Занятие "Небо и земля".

Цель: дать детям представление о пространстве и учить изображать его, используя элементарные средства выразительности - линии.

Методы и приемы: вступительная беседа; рассказ о пространстве, линии горизонта, показ наглядных средств, изображающих открытое пространство, показ выразительных средств (различные штрихи и линии); указания, касающиеся техники выполнения, просмотр детских рисунков и самоанализ.

Наглядные пособия: схематические изображения пространства.

Занятие "Дерево".

Цель: учить детей изображать элементы природы в пространстве, используя средства "граттаж", учить детей использовать такие средства выразительности как объем и "расчищение" поверхности.

Методы и приемы: "фотографирование" детьми на прогулке элементов пейзажа через окошки самодельных фотоаппаратов; рассматривание и анализ работ выполненных на прошлом занятии, беседа об особенностях изображения пространства и внешнем виде деревьев, использование для анализа детских работ образцов художественной литературы, отрывков из песен, сказок: "В лесу родилась елочка", "Во поле березка стояла", "…Вышла Машенька в чисто поле, глядь, а там яблонька с наливными яблочками…" и др.

Занятие "Где я провел лето".

Цель: продолжать учить детей создавать выразительный образ, пользуясь разнообразными средствами "граттаж", закрепить изображение пространства и предметов окружения человека, учить использовать эскиз.

Методы и приемы: игровой сюрпризный момент - "приход" в гости куклы Буратино, беседа с ним о том, как отдыхали дети летом, в каких домах они жили, предложение нарисовать дома. Анализ работ в форме "выставки Буратино".

Наглядный материал: кукла Буратино, иллюстрации в книгах.

Занятие "Зима пришла".

Цель: побуждать детей к поиску разнообразных выразительных средств при создании зимнего образа, продолжать учить использовать эскиз. Методы и приемы: внесение плюшевого медведя, "разговор" с ним, рассматривание книжных иллюстраций и эскизов педагога, использование музыки П.И. Чайковского из цикла "Времена года" ("Декабрь", "Январь", "Февраль"), использование при анализе образцов художественной литературы: И. Суриков "Зима", А. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…" (отрывок из поэмы "Евгений Онегин", Н. Некрасов "Не ветер бушует над бором…" и др.), выставка работ.

Цель четвертой серии занятий - учить изображать форму предмета, процарапывая линии, изображающие выразительный образ сказочного персонажа.

Занятие "Сказочная принцесса, принц".

Цель: учить линиями изображать выразительный образ сказочного персонажа.

Методы и приемы: рассматривание книжных иллюстраций и эскизов, беседа воспитателя с детьми, вопросы к детям, просмотр детских работ и самоанализ.

Занятие игра "Художники-иллюстраторы".

Цель: дать примерное представление о работе художника-иллюстратора, учить создавать выразительный образ человека и его окружения.

Методы и приемы: предварительное чтение отрывков из сказки Отфрида Пройслера "Хёрбе-Большая шляпа", рассказ о немецком писателе, о работе иллюстратора, игра в художников-иллюстраторов, просмотр и оценка детских работ, использование музыки Э. Грига "Шествие гномов".

Наглядные материалы: книжные иллюстрации.

Занятие "В гостях у сказки".

Цель: побуждать передавать в рисунках знакомые образы, используя средства графики, совершенствовать изобразительные умения.

Методы и приемы: беседа, чтение отрывков из русских народных сказок "Гуси-лебеди", "Морозко", "Иван-царевич и серый волк". Анализ в форме игры "К какой сказке эта картинка?".

На контрольном этапе эксперимента было запланировано рисование "по замыслу" в технике "граттаж".

Цель: выявить уровень формирования изобразительных умений детей художественными средствами графики после формирующих (обучающих) занятий.

Наглядные материалы: для рассматривания эскизы, выполненные, детские работы.

После проведения контрольных занятий явно заметна динамика в формировании изобразительных умений. Сравнивая рисунки констатирующего этапа и рисунки контрольного этапа видна разница, в овладении приемами процарапывания, дети научились изображать композицию линиями и научились передавать форму предметов. Что хочется отметить, интерес у детей к технике "граттаж" как был на высоком уровне, так и оставался на протяжении всего эксперимента.

Нами были разработаны серии экспериментальных занятий, которые проверялись в условиях детского сада №954 г. Москвы.

В первой серии экспериментальных формирующих занятий мы знакомили детей с произведениями, выполненными в технике граттаж с целью вызвать и закрепить интерес детей к изображениям новой для них графической техникой. Дети проявили интерес и желание выполнять рисунок в новой технике.

Во второй серии формирующих занятий детям предлагается цикл игровых упражнений ("Трава", "Камешки и песок", "Шарики") с целью упражнять детей в процарапывании линий, как простейших элементарных графических средств, в усвоении изобразительных умений. Изображение прямых вертикальных штрихов, постепенно уменьшающихся, оказалось для детей проще, чем изображение округлых, уменьшающихся форм. Если в упражнении "Трава" в целом прослеживается тенденция к уменьшению штрихов, то в упражнении "Камешки и песок" это можно заметить лишь в половинах детских работ. Отдельные дети, например Света Г. (Приложение рис. 1), свели упражнение к рисованию одинаковых овалов, что показывает недостаточную сформированность изобразительных умений. Другие дети, например Марина М. (Приложение рис. 2) увлеченно, беспорядочно разбрасывали по поверхности листа крупные и мелкие изображения, здесь поставленная задача не была усвоена на первом занятии в силу возрастных особенностей. Повторные, индивидуальные занятия с этими детьми дали положительный результат.

В упражнении "Шарики", стояла цель учить детей аккуратной штриховке, используя линейку, было выполнено также лишь 50% детей.

В ходе формирующих занятий мы пришли к выводу, что такое упражнение доступно лишь более взрослым или одаренным детям.

Можно заметить, что даже в упражнениях чисто технического характера отражены индивидуальная манера выполнения и особенности каждого ребенка.

В третьей серии формирующих занятий стояла цель учить изображению пространства. Начали с обучения изображению пространства линиями, используя элементарные художественные средства техники "граттаж", опираясь на образцы-схемы.

Во всех детских работах, выполненных на основе схематических образцов, можно говорить о пространственном изображении. Везде обозначена линия горизонта, пространство передано уменьшением штрихов, изображающих траву, камни с одной стороны и попыткой уменьшения расстояния между горизонтальными линиями, изображающими небо с другой. Четко выражено это не во всех работах, но наблюдается стремление изображать пространство. Отличается от остальных работ Сережи А. (Приложение рис. 3). Он изобразил небо вертикальными линиями, оставив темные пятна - облака. Землю изобразил линиями, сходящимися в центре линии горизонта. Сережа единственный изобразил зигзагами задний план - лес, а впереди - заслоняющее задний план дерево. Здесь можно говорить о несомненной одаренности этого мальчика.

Следующее задание называлось "Дерево", хотя мы планировали не просто учить детей изображать дерево, пользуясь средствами "граттаж", а "вписывать" отдельный элемент природы в общее пространство. Также мы показывали новое художественное средство - "расчищение" поверхности до белого листа и объяснили, что толстая контурная линия придаст объемность изображению. Дети рисовали разные деревья, что соответствует принципам педагогики ненасилия. Хотя предлагалось, что это будут осенние деревья, некоторые дети (Максим К.) (Приложение рис. 4) предпочли изобразить зиму. Используя одинаковые, художественные средства, все дети добились разнообразия изображений. Небо, например, все изобразили по-разному, одни обозначали его штриховкой, другие - расчистили добела, третьи (большинство) на черном фоне "выцарапывали" облака, звезды и т.д., так же, как в карандашной графике. Во всех рисунках прослеживается изображение пространства. Дети обозначали задний план, некоторые добились пространственности изображения другими средствами. В части детских рисунков говорить о пространственном изображении можно лишь за счет уменьшения высоты штрихов, обозначающих траву к линии горизонта.

На следующем занятии мы усложнили задачу, предложив детям ввести в пейзаж предметы окружения человека, в частности, тема звучала "Как я провел лето". Если при рисовании открытого пространства все дети достигли пространственного изображения, то новое задание оказалось для них сложным. При просмотре детских рисунков можно заметить, что больше половины детей тяготеют к фризовой композиции. Правда, некоторые из них попытались изобразить глубину пространства, используя эффект заслоняемости. Наиболее разнообразные художественные средства использованы Надеждой Ч. (Приложение рис. 5). Это различные линии - вертикальные, горизонтальные и изогнутые, разного характера штрихи, в том числе перекрещенное штрихование. Композицию рисунка она построила, исходя из принципа симметричности. Другие работы выглядят более примитивными в плане использования графических средств.

Занятие на тему "Зима пришла" является завершающим во второй серии формирующих занятий. Анализируя детские работы, мы отметили, что, к сожалению, не все дети усвоили умения изображения пространства. В ряде работ можно отметить пространственно-плоскостное изображение. Можно сделать вывод, что изображение глубины пространства у некоторых детей еще не закреплено и при отсутствии указаний со стороны педагога, они опускаются до уровня фризовых (на одной линии) композиций. Хотя в целом можно сказать, что у детей сформировались представления об изображении пространства с использованием художественных средств техники "граттаж".

Как бы переходной ступенью к следующему этапу можно считать изображение Сережей А. (Приложение рис. 6) человека, которого он, не удержавшись, изобразил на фоне зимнего леса.

В четвертой серии формирующих занятий мы ставили задачу учить детей создавать изображения формы предметов, пользуясь средствами "граттаж". Для обучения изобразительному умению передавать форму предметов использовали сказочные персонажи, как более близкие и интересные детям.

На занятии на тему "Сказочная принцесса, принц" дети изображали близких им сказочных героев. Половина детей ограничилось лишь изображением фигуры человека. Остальные попытались создать вокруг персонажей пространственное изображение, хотя никаких указаний со стороны педагога не было. Так, Марина М. (Приложение рис. 7) изобразила царевну-Лебедь на берегу моря, которое она обозначила волнистыми линиями, а песчаный берег - точками. С присущей ей характерностью она украсила платье Царевны узорами, используя разнообразные линии и штрихи.

Андрей И. (Приложение рис. 8) изобразил принца у замка. В его работе хочется отметить удачную попытку изобразить пространство. Все изображения сказочных персонажей были выполнены с большой любовью и тщательностью, с изображением сходства в форме.

Следующее занятие проходило в форме игры. Дети, вообразив себя художниками-иллюстраторами, рисовали картинки к сказке О.Пройслера "Хербе-Большая Шляпа". Можно отметить положительное влияние конкретного сказочного образа на творчество детей. Судя по этим работам, все-таки заметно, что все дети пытаются изобразить глубину пространства, используя разнообразные выразительные средства, различные линии, штрихи.

Достаточно выразительны детские работы, выполненные на следующем занятии. Уже на их основе можно заявить об усвоении детьми изображения пространства и формы линейными, изобразительными средствами графики. В детских работах четко прослеживается 2-3 плановая композиция, задний план выполнен более схематично, передний прорисован более тщательно.


.3 Динамика формирования изобразительных умений в процессе обучение детей графике (контрольный этап)

Экспериментальная работа была направлена на углубление взаимосвязи проблемы формирования личности ненасильственными методами и проблемы развития детского творчества как истока, начального этапа формирования свободной, творческой личности. Обе проблемы поставлены почти столетие назад, и актуальность их возрастает с развитием теории и методики развития детского изобразительного творчества. Эта направленность выражается в необходимости использования ненасильственных методов воспитания и преподавания изобразительного искусства как необходимого условия развития личности. Как известно, детям для создания выразительного образа необходимо владеть изобразительными умениями. Стимулом к развитию и использованию умений, являлись образно-игровые ситуации (обыгрывание образа), активизация замысла, эмоциональная направленность на создание определенного изображения.

Анализ проведенной работы показал, что в большинстве случаев техническая неумелость и недостаточно сформированные изобразительные умения тормозят реализацию творческого замысла с первых штрихов рисунка. Владение основными навыками техники позволяет приступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоционально-волевые процессы творчества [30; 104].

Результаты экспериментальной работы с детьми показали, что индивидуальные особенности в создании графических образов в рисунках и технике "граттаж" детей проявлялись только после упражнений. Дети по-разному овладевали движениями, направленными на изображение предметов графической техникой "процарапывания". Некоторым детям было достаточно общего показа у доски, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение. Другие не могли перенести зрительно воспринятое движение в движение руки. Таким детям после общего показа были показаны эти движения, способом ведения педагогом руки ребенка. Одни дети производили движения быстро, энергично и некоторая неточность их не пугала, а интересовала лишь общая направленность линии. Другие дети старались произвести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во многих деталях. На первых порах движения этих детей были несколько замедленными, осторожными, затем становились более смелыми, уверенными, но точность изображения от этого не страдала.

Наличие отработанных навыков изображения в ходе упражнений позволяла детям быстро и смело наносить линии контура и передавать детали рисунка на грунтовой бумаге острым пером.

Индивидуальный подход в обучении технике рисования "граттаж" уже на первых этапах овладения детьми деятельностью способствовал успешному формированию у всех детей; все дети получали равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладение одними и теми же техническими приемами "граттаж" не привело к однообразию рисунков.

На констатирующем этапе на занятии по замыслу, а так же в индивидуальных беседах выявлено, что большинство детей не знакомы с техникой рисунка "граттаж". Только один ребенок (10% от общего числа детей) выбрал материал "граттаж" и попытался рисовать процарапыванием. Интерес к новой технике проявили все дети.

После выявления на констатирующем занятии высокого интереса детей и отсутствия изобразительных умений в графической технике были проведены формирующие занятия по обучению детей технике рисования "граттаж", анализ которых показал положительные результаты.

Анализ детских работ показал, что каждому ребенку присущ индивидуальный характер выполнения рисунка, несмотря на одинаковую техническую основу. Яркой индивидуальной манерой исполнения выделяются работы Марины М. и Сережи А. Различия эти заключаются в почерке в характере линий, обобщении формы, построении композиции. Для рисунков Сережи характерны энергичные линии, слитность форм, схематичность деталей. Композиция рисунка обычно уравновешена, но не симметрична. Смелыми, быстрыми линиями он изображает ключевую фигуру композиции, скупые детали обычно лишь как бы намечаются более легкими, словно небрежными линиями и штрихами. Так, фигуры сказочных персонажей в его исполнении можно сказать, монолитны, обведенные толстой контурной линией. Сережа очень хорошо передает общую форму, силуэт. Элементы предметного и природного окружения служат ему лишь как средство уравновесить композицию. Очень характерно для него крупное изображение основы композиции и мелкое изображение деталей. Марина М., рисует иначе. Она тщательно прорисовывает детали, используя самые разнообразные линии и штрихи. В изображении людей обязательно украшает одежду всевозможными узорами. Любит изображать предметы быта, такие, например, как качели возле домика Бабы-Яги или куча песка и дырка в заборе возле сельского дома. Композицию она строит не всегда удачно, обычно более заполненной оказывается правая часть листа. Ее линии и штрихи не такие свободные и сильные, как у Сережи, но достаточно уверенные. Ей больше присущи относительно легкие и тонкие. Индивидуальные различия манеры исполнения видны и в других детских работах (приложение рис. 9-24).

На основе контрольного эксперимента можно сделать выводы. В результате проведенной работы в течение формирующего эксперимента количественно изменились рисунки детей по рисованию предметов в технике "граттаж", о чем свидетельствует динамика распределения по уровням от констатирующего к контрольному эксперименту. Интерес у детей к этой технике возник в начале эксперимента, так и не угасал на протяжении всего эксперимента. Владение приемами процарапывания предметов линиями на констатирующем этапе владели только 20% детей, а уже на контрольном этапе этими приемами все дети владели одинаково. Передавать композицию пространства на констатирующем этапе мог лишь один ребенок, это 10% от общего количества детей, а на контрольном этапе не было детей, которые не овладели бы этими умениями. Изображение формы предметов на констатирующем этапе детям не давалось, зато на контрольном этапе 40% детей овладели этими умениями.

Сравнив результаты контрольного эксперимента с результатами констатирующего эксперимента, мы увидели, что дети приобрели огромный интерес к такой технике графики как "граттаж", научились владеть приемами процарапывания линий, передавать композицию пространства и изображать формы предметов.

Выводы

В результате проведенной теоретической и экспериментальной работы сделаны следующие выводы:

.Теоретический анализ литературы по вопросам формирования у детей изобразительных умений, искусствоведческий анализ произведений графики, как вида изобразительного искусства, позволил выявить художественные средства графики (точка, штрих линия, растушевка их, различная технология их выполнения в разных материалах). Теоретическое обоснование показало, что наиболее характерными для графики материалами и доступными для работы с детьми является техника "граттаж". Обучение детей четким графическим линиям техникой "процарапывания" на грунтованном картоне наиболее эффективно способствует формированию у детей изобразительных умений, что и проверено нами в экспериментальной работе.

.Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что детей в средней группе не знакомы с техникой "граттаж". Переносят умение рисовать карандашами: наносят беспорядочные линии, торопятся рисовать, не контролируя движение руки при изображении формы. Попытки "процарапывать" изображение вынуждали детей не торопиться, следить и координировать движение руки и зрительного восприятия, что положительно влияло на формирование изобразительных умений. Контрастные, яркие, четкие линии вызывали интерес, "процарапывание" поверхности листа казалось детям игрой, что характерно детям среднего дошкольного возраста. Они с трудом прерывали интересную "игру" с новыми изобразительными материалами. Эти детские проявления, интерес и актуальность детей показали необходимость обучения их этой интересной игре - "граттаж", а, следовательно, разработки серии таких занятий - игр и экспериментальной проверки их эффективности.

.Разработана и проведена серия экспериментальных формирующих занятий. В первой серии, под влиянием рассматривания иллюстраций дети проявляли интерес и эстетическое восприятие искусства графики и в частности техники "граттаж", которое выразилось у детей в эмоциональных высказываниях, проявление желания создавать подобные произведения. Во второй серии в процессе игровых упражнений, дети усвоили некоторые элементарные средства "граттажа" - процарапывание (штрихов, линий). В третьей серии дети изображали композицию в пространстве листа, процарапывая разнообразные штрихи, передавая пространственное расположение предметов. Экспериментальное обучение изобразительным умениям в технике графики "граттаж" способствовали формированию у детей более точных изобразительных движений, более четкого изображения пространства в композиции, дополнению рисунка разными образами.

Анализ результатов экспериментальной работы показал, что на констатирующем этапе рисунков, выполненных на высоком уровне, т.е. наличие всех четырех критериев оценки детских рисунков "граттаж" не было отмечено. На контрольном этапе эксперимента высокий уровень отмечен у 5 из 10 детей, т.е. 50%.

Положительная динамика в обучении детей технике "граттаж" как средства формирования изобразительных умений прослежена при оценке детских рисунков в баллах и отражена в таблице 2. Изучение техники "граттаж" и внедрение ее в работу детского сада № 954 вызывает интерес и стимулирует к дальнейшему изучению проблемы обучения детей дошкольного возраста изобразительным умения художественными средствами графики.

Список литературы

1.Белякова Л.Г., Казакова Р.Г. "Детская одаренность". Программа развития детского изобразительного творчества. МПГУ, 1994.

.Белякова Л.Г., Казакова Р.Г. Особенности проявления эстетической одаренности у детей в процессе рисования. В кн.: Воспитание свободной независимой, ответственной личности СПб., 1994.

.Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., типография Сойкина, 1910.

.Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). М., "Советская Энциклопедия", 1970.

.Бродский И.А. Репин-Педагог. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1960.

.Венгер Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М., "Просвещение", 1969.

.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., "Просвещение", 1988.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк- 3-е изд. М., "Просвещение", 1991.

.Грабарь И. Э, Репин. Монография. В 2-х т. М., Изд-во АН СССР, 1963-1964. Т.1, 1963. Т.2. М., "Наука", 1964.

.Грабарь И.Э. Серов-рисовальщик. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1961.

.Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольников. М., НИИ ОП, 1979.

.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН СССР,1960.

.Запорожец А.В. О действенном характере зрительного восприятия предмета. "Доклады АПН РСФСР", №1, 1962.

.Звонцов В.М. Основы понимания графики. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1963.

.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., "Учпедгиз", 1961.

.Игнатьев Е.И. Влияние воспитание предмета на изображение по представлению. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.

.Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одарённости - М., 2004.

18.Казакова Р.Г. Сайганова Т. И. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. М., Изд-во "Сфера", 2004.

.Казакова Р.Г. Принципы ненасилия в методике Преподавания изобразительного искусства в студиях развития детского творчества. В кн.: Воспитание свободной независимой, ответственной личности. СПб, 1994.

.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., "Педагогика", 1983.

.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., "Просвещение", 1985.

.Казакова Р.Г. Развитие изобразительных способностей и творческой активности у детей. - М., 1984.

.Карасева Е.О. Мы знакомимся с художниками. М., "Молодая гвардия", 1968.

.Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., "Просвещение", 1971.

.Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. М., "Просвещение", 1991.

.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. М., "Педагогика", 1990.

.Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. Спб., "Детство-Пресс", 2004.

.Леокум А. Детская энциклопедия "Скажи мне, почему?". М., "Джулия", 1992.

.Леонтьев А.Н. проблемы развития психики. М., "Мысль", 1965.

.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - Под ред. Т.С. Комаровой. М., " Просвещение", 1991.

.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., "Педагогика", 1982.

.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л. Изд-во АПН СССР, 1951-1952.

.Петров-Дубровский А.А. Искатель правды Альбрехт Дюрер. М., "Детгиз", 1961.

.Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях. "Советская педагогика", 1963, №11.

.Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство.- Под ред. В.М. Полевого. М., "Советская энциклопедия", 1986.

.Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавыательных процессов). - Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., "Просвещение", 1964.

.Развиваем детскую одарённость / Авторы Р.Г. Казакова, Г.Н. Масич, Л.Г. Белякова и др. - М., 2001.

38.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под.ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

39.Рисунок. Советы начинающим. (Библиотечка "Юного художника"). М., "Молодая гвардия", 1993.

.Савитская Т.А. В поисках правды и красоты. М., "Изобразительное искусство", 1976.

.Сакулина Н.П. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., "Просвещение", 1982.

.Сакулина Н.П. Нравственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью. "Дошкольное воспитание", 1978, №1.

.Самостоятельная художественная деятельность дошкольников.- Под ред. Н. А. Ветлуговой. М., "Педагогика", 1980.

.Сенсорное воспитание в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

.Смирнов Г.Б., Соловьев А.М. Начинающему художнику. Л., Художник РСФСР, 1962.

.Советский энциклопедический словарь.- Под ред. А.М. Прохорова, 3-е изд. М., "Советская Энциклопедия", 1985.

.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.- В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. М., "Просвещение", 1985.

.Флерина Е.А. Эстетические воспитание детей дошкольного возраста. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

.Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956.

.Флерина Е.А. Развитие изобразительного творчества под влиянием учебного-воспитательного руководства.- В кн.: Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., Учпедгиз, 1949.

.Художественное творчество в детском саду.- Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., " Педагогика", 1974.

.Эстетическое воспоминание в детском саду.- Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., "Просвещение", 1985.

Похожие работы на - Формирование изобразительных умений художественными средствами графики у детей среднего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!