Обеспечение безопасности урока. Повышенная опасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно- воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.
. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на I основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.
Здоровье, как проблема, является исключительно многогранной. Она включает в себя великое множество совершенно не изученных вопросов, требующих настоятельного решения. Важным направлением «строительства» здоровья является двигательное воспитание ребенка, начиная с самого раннего возраста на основе современной методики индивидуализации подхода и нормирования нагрузки. Это настолько важно, что можно с полным правом относить ребенка с низкими, т.е. невоспитанными двигательными возможностями и навыками к детям с низким уровнем здоровья.
Поэтому урок физической культуры в школе является той формой где двигательная активность стоит на первом месте [13].
Двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Гармоничность физического развития один из важнейших показателей здоровья. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение таких потребностей - важнейшее условие его жизнедеятельности. Движение - это признак здоровья.
Под двигательной активностью понимается общий объем физических нагрузок в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность определяется характером труда, условием быта и особенно занятиями физическими упражнениями.
Недостаток общей и специальной развивающей двигательной активности ребенка велик, хотя физиологическая потребность ребенка в движении для нормального роста и развития составляет 17-22 тыс. движений в сутки. Большинство детей реализует только 60-70 % этой активности. В силу организации режима школьной жизни в 2 раза снижают свою деятельную двигательную активность.
Недостаточная двигательная активность сказывается на многих функциях растущего организма. С выраженным недостатком движений (гипокинезией) связывается распространение функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой и нервной системы. Чрезмерная двигательная активность (гипердинамия) снижает защитные силы организма, приводит к перенапряжению сердечно-сосудистой системы. Причины уменьшения числа здоровых детей различны, в том числе: - возрастающая интеллектуализация учебного труда; - увеличение занятости детей во внеурочное время различными видами деятельности, ограничивающими проявление двигательной функции [2].
В связи этим возникает необходимость с детского возраста формировать у ребенка убеждения, что он сам несет ответственность за свое здоровье, сам должен учиться жить без болезней. Этому может помочь формирование с ранних лет интересов и мотивов школьников к занятиям физической культурой, навыков, позволяющих самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оптимальный уровень двигательной активности - необходимое условие сохранения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, развития физических и психических качеств.
Оптимальная доза двигательной активности должна определятся в каждом конкретном случае, и зависит от пола, возраста, состояния здоровья. Гигиенически обоснованная норма двигательной активности, прежде всего, принимает во внимание укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие всего организма. Это достигается при довольно большом объеме двигательной активности - энергозатратами как минимум 2,5 тыс. ккал. в сутки. Для учащихся СМГ объем двигательной активности значительно меньше. Исследования показывают, что около 15 % выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. На это существенно влияет пониженная двигательная активность.
Учащимся рекомендуется контролировать свой индивидуальный объем двигательной активности во время занятий физическими упражнениями. Эти данные необходимо отражать в дневнике самоконтроля. Двигательная активность повышает работоспособность ослабленных учащихся, успеваемость и укрепляет их здоровье.
Таким образом, двигательная активность необходима растущему организму, ее недостаточность ведет к ухудшению здоровья учащихся.
2. Структура урока и характеристика его частей
Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.. Подготовительная часть урока. Основная ее цель - подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи:
обеспечение первоначальной организации занимающихся и (психического настроя на занятие;
активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;
обеспечение обшей функциональной готовности организма (активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).
В подготовительную часть урока включают игровые задания для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот»,; «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной; интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др. [11].
Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.
Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преимущественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плоскостях, под счет и самостоятельно без счета - по заданию; применения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.
Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающихся упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
. Основная часть урока. Цель основной части - решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока [12].
В основной части вначале разучиваются новые двигательный действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав все упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние [14].
. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:
снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);
регулирование эмоционального состояния (успокаивающие игры, игровые задания, упражнения на внимание);
подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);
сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест». Длительность заключительной части урока 3-5 мин.
Постановка задач. Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образовательные же - с указанием уровня овладения техникой движения. Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения. В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.
При обучении двигательным действиям задачи урока формируются следующим образом:
)при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомление с техникой...» (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, которое осваивается);
)при разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения...»;
) при совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование техники выполнения...».
Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй - разучивания, третьей - совершенствования.
Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся. Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходьбы и бега», «развитие обшей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д. При решении задач воспитания физических качеств рекомендуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых качеств при выполнении прыжка в длину с разбега» и т.д. [9].
Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося. При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.
По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков [10].
.Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мер представлены все три группы задач физического воспитания.
.Уроки с преимущественно оздоровительной направленность проводятся в двух вариантах: первый - развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма второй - восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.
.Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
.Уроки с преимущественно образовательной направленном подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, Контрольные (зачетные) уроки.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетные требованиями и учебными нормативами, уроки изучения нового материала (обучающие). Их новые задачи - ознакомление учащихся с новыми двигательным действиями и их первоначальное освоение. Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала. Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи характерные для перечисленных выше типов уроков. На таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания. Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости определение уровня подготовленности занимающихся, зверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме программы и т.п.
оздоровительный эффект школа физический
3. Организация и методические основы проведения урока физической культуры
Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы. Учитель при использовании оборудования, спортинвентаря, технических средств обучения, должен учитывать место проведения урока.
Санитарно-гигиеническое обеспечение урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающий оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями. Санитарно-гигиеническое состояние мест занятий должно строго соответствовать установленным нормам. Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 14-16°С. После каждого занятия с классом в школе необходимо проветривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 мин, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортивные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха [4].
Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку - мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале. Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований приводит к большому скоплению пыли в помещении. Занятия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.
Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока. За последние годы по инициативе многих учителей физической культуры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным оборудованием, различными устройствами и тренажерами. Использование такого оборудования значительно повышает плотность занятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и в конечном счете во многом способствует результативности занятий.
В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке.
. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плотность можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.
Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например - при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).
Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь учеников.
.Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков (например, по росто-весовым показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.
.Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены: занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применятся в спортивных играх и преимущественно в старших классах.
.Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или: определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах [9].
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за определенное количество часов (68 ч по ФГОС и 102 ч в учебном году ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате анализа литературных источников мы сделали следующие выводы:
Основной формой организации занятий в школе является урок. Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества. Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. Структура урока физической культуры состоит из трех функционально связанных частей: вводной, основной и заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. Для каждой части урока свои задачи. Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Организационные и методические основы проведения урока физической культуры заключаются в следующем:
В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке: фронтальный метод, групповой метод, индивидуальный метод, круговой метод. Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы.
Учитель при использовании оборудования, спортинвентаря, технических средств обучения, должен учитывать место проведения урока.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре: 1 - 11 кл.: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 248 с.
2.Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запоржанова. - Киев: Здоровье, 1987. -223 с.
.Берштейн, А.А. О ловкости и ее развитии / А.А. Берштейн. - М.: ФиС, 1991. -288 с.
4.Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. - Волгоград, 2005. - 67 с.
.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
.Болонов, Г.Б. Физкультура в начальной школе: практическое пособие / Г.Б. Болонов. - М.: Изд-во «Творческий центр», 2005. - 45с.
6.Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
. Верхошанский, Ю.В. Влияние возрастных нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В. Верхошанский, И.О. Ганченко. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - С. 18-21.
. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. № 2124 «Педагогика и методика начального обучения/ Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. 246 с.
. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры 1-4 классы Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик. Методическое пособие и программа. - М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 208 С.
. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск: Народная асвета, 1978.
. Лазаренко, Г. Сделаем урок интересным / Г. Лазаренко // Спорт в школе. 2009. - № 10. - С. 11-12.
. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие. - М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - 322с.
.Микита, Л.П. Физическое воспитание учащихся специальной медицинской группы /Л.П. Микита. Учебное пособие для студентов факультета физической культуры. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 71с.
. Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед. спец. высш. учебных заведений / Б. Н. Минаев, Е. М. Шиян. М.: Просвещение, 1989.
.Мызан,Г.И. Педагогический контроль в процессе физического воспитания школьников / Г.И. Мызан. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. - 94 с.
16. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ», 2002.- 864 с.
. Понер, В.А. Профилактика заболеваний на уроках физической культуры / В.А. Понер // Физическая культура в школе. - 2008. - № 2. - С. 42-44.
18. Рыжов, А. Нестандартное оборудование / А. Рыжов //Спорт в школе. - 2009. - № 9. - С. 41-42.
. Таран, А.А. Компьютерные технологии на уроках физической культуры / А.А. Таран // Физическая культура в школе. - 2009. - № 2. - С. 25-35.
. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов /Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина, и др./ Под. ред. Б. А. Ашмарина - М.; Просвещение, 1990. - 287с.
. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 С.
. Цеммер, В.В. Урок физической культуры и здоровье детей / В.В. Цеммер Физическая культура в школе. - 2009. - № 3. - С. 38-41.