Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста















«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольника

1.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.2 Значение театральных игр в решении задач эстетического воспитания дошкольников среднего возраста

1.3     Анализ программ по руководству театрализованными играми

Выводы по первой главе

. Опытно-экспериментальная работа по определению роли игры-драматизации в эстетическом воспитании дошкольников среднего возраста

2.1       Характеристика уровня эстетического воспитания у детей среднего дошкольного возраста

2.2       Организация процесса эстетического воспитания дошкольников посредствам проведения игры драматизации

2.3       Анализ результативности проведенной работы в средней группе

Заключение

Методические рекомендации

Список использованной литературы

Приложения

Введение

С раннего детства ребенок реагирует на речевые интонации в прибаутках, стихах, на звучание музыки. Это ранние задатки эстетического воспитания.

Под эстетическим воспитанием можно понимать целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношение к действительности. Это отношение развивалось вместе с возникновением человеческого общества, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им.

По мере формирования различных психических функции, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, стихи, картинки имеют всегда какое-то жизненное содержание. Это помогает воспитывать ребенка эстетически. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Прекрасное в жизни - и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Эстетическое воспитание обеспечивается различными средствами: художественной литературой, музыкой, изобразительным искусством. Особое значение в осуществлении эстетического воспитания имеют театрализованные игры. Это делает актуальной тему нашего исследования: «Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста».

Изучением театрализованной игры как средства воспитания детей дошкольного возраста занималась большая группа ученых: Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова, М.Д. Маханева, А.П. Стрелкова и др. Воспитание же именно эстетического компонента личности посредством театрализованной игры раскрыто недостаточно глубоко. Исследование данной проблемы даёт возможность выявить воспитательные возможности театрализованной игры для развития эстетических представлений, знаний и умений ребёнка в дошкольном возрасте.

Цель: определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста, разработать систему театрализованных игр.

Объект: эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: процесс эстетического воспитания средних дошкольников на основе использования театрализованных игр.

Задачи:

.Теоретически обосновать возможность театрализованных игр как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

.Определить содержание, формы и методы проведения театрализованных игр.

.Провести опытно-практическую работу с детьми по использованию театрализованных игр в эстетическом воспитании и определить ее результаты.

.Разработать методические рекомендации педагогам УДО и родителям по проведению театрализованных игр.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы;

педагогический эксперимент;

беседа;

наблюдение;

количественный и качественный анализ проведенной работы.

Базой исследования является ГУО «ДЦРР г. Марьина Горка «Росток».

эстетический театрализованный игра дошкольник

1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольника

.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Важнейшей стороной воспитания ребенка дошкольного возраста является эстетическое воспитание.

По мнению А.Ю. Коджаспирова [7] эстетическое воспитание - это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Н.К. Крупская [10] считает, что эстетическое воспитание - это система знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценку прекрасного в природе, искусстве, в труде и общении; эстетические взгляды, вкусы и убеждения; художественный кругозор, умения и навыки творческой художественно - эстетической деятельности.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между воспитателями и воспитанниками, между старшими и младшими дошкольниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения воспитателей к воспитанникам, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики.

Н.А. Ветлугина [3] считает, что эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно - декоративного творчества). Формы организаций эстетической деятельности детей разнообразны. Это могут быть игры, занятия, экскурсии, праздники и развлечения. По мнению Н.А. Ветлугиной очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей совершенный уровень развития различных видов искусства, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами. Полноценное умственное и физическое развитие, активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

По мнению Л.Р. Болотиной [2] эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни искусства, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, театральная, музыкальная, художественно - речевая, игровая и другие. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей.

В.И. Логинова [13] определяет эстетическое воспитание как целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиции эстетического идеала, испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании деятельности по законам красоты. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие, под которым автор понимает длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Этот процесс имеет различные этапы и уровни, определяемые возрастными и социальными факторами. Он обусловлен освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и с помощью различных форм. Воспитание играет решающую роль в осуществлении эстетического развития личности, так как обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества в разных ее проявлениях (духовных и материальных). Эстетическое развитие личности совершается в результате творческого усвоения общественно - исторического опыта.

В.И. Логинова считает, что эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, включающий трудовое и нравственное воспитание, оно способствует подготовке всесторонне развитой, гармоничной личности с активной жизненной позицией, проявляющейся в отношении к труду, окружающим людям.

Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые определяются своеобразной целью эстетического воспитания. По мнению Б.Т. Лихачева [11] цель эстетического воспитания применительно и к зрелой личности, заключается в формировании творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Н.А. Ветлугина [4] занималась изучением особенностей эстетического воспитания. Она отмечает, что в основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно, В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Н.А. Ветлугина обращает внимание на особенность методов эстетического воспитания. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам: социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения, поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепианной пьесы. Автор делит методы эстетического воспитания на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния, В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств.

Н.А. Ветлугина уточняет, что существо методов эстетического воспитания зависит от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает их внимание на то, какие листья осенью, хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача - посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Дети должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать поделки и так далее. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Н.А. Ветлугина [3] выделяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. К ним она относит:

метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды выработки навыков культуры поведения;

метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;

метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление - прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства. Этот метод можно считать в равной мере, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Сущность метода приучения, упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Н.А. Ветлугина напоминает, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка.

Эстетическое воспитание необходимо осуществлять при помощи специальных средств.

Средства эстетического воспитания рассматривала В.И. Логинова [13]. К ним она относит все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, - это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.

Автор большое внимание уделяет эстетике быта. Каждая деталь оформления детского сада: цвет стен, мебели, штор, расположение картин и скульптур, размещение растений, одежда детей и взрослых - все это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений. Обстановка должна обеспечивать разнообразную деятельность детей. Одновременно нужно избегать украшательства, загромождения помещений ненужными предметами. Чистота и порядок - основа эстетики быта. Эстетическое воздействие на детей оказывает внешний облик окружающих взрослых и детей; их одежда, прическа, умение держаться, культура общения.

Не менее важным средством В.И. Логинова считает природу. Впечатления от природы зависят от способности видеть красоту разнообразных форм, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий взрослые обращают внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждают интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней, готовность участвовать в ее сохранении. В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавал красивое самому, приучают к активной деятельности.

Интересным средством В.И. Логинова находит искусство. В детском саду применяются различные виды искусства (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.). Оно широко применяется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей, для художественного оформления детского сада.

Флерина Е.А. [22] считает, что средством эстетического воспитания также можно считать особую обстановку. Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. Предметный мир воздействует на малышей. Они узнают назначение, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на форму, цвет, пропорции, материал. Постепенно дети сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику и развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной направляющей помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно - информативна, привлекательна и доступна. Педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.

Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, то есть все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично - значит разумно, удобно и, конечно, красиво.


.2 Значение театральных игр в решении задач эстетического воспитания дошкольников среднего возраста

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. Театрализованные игры имеют содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.

Педагог В.А. Сухомлинский [20] подчеркивал, что « игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ».

Предваряя доказательство значения театрализованных игр в решении задач эстетического воспитания, обозначим и рассмотрим их сущность.

Задачи эстетического воспитания, по мнению С.А. Козловой [8] можно представить двумя группами:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. В этой группе предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Поскольку нужно формировать эстетические чувства дадим определение данному понятию.

В.И. Логинова [13] отмечает, что эстетическое чувство - это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету или явлению. Оно выражается в духовном наслаждении формой и содержанием данного объекта либо в отвращении к ним в процессе созерцания или деятельности. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находятся в единстве с интеллектом человека. Наличие эстетических чувств рождает глубокие и стойкие эстетические интересы, Единство сформированных эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному проявлению эстетической активности. Таким образом, эстетическая деятельность - это деятельность по созданию и преобразованию окружающего по законам красоты. Человек не может быть только созерцателем прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, театральной деятельности.

Т.А. Куликова [9] видит театрализованные игры как разыгрывание в лицах литературных произведений. При этом герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни - сюжетом игры.

Л.В. Артемова [1] считает, что эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр, как замечает автор, может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно - эстетическое переживание, которое, в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, сколько активные участники.

Л.Р. Болотина, Т.Х. Комарова, С.П. Баранов [2] замечают, что театрализованные игры занимают важное место в решении задач эстетического воспитания. По их мнению, именно эти игры учат эмоционально высказываться. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками, взрослыми.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка с впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии - важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они помогают развивать у детей эмоциональное восприятие. В театрализованных играх дошкольники отвечают на вопросы, эмоционально дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство эстетического воспитания.

Театрализованные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной эмоциональной деятельности. Даже в хороших условиях ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

.3 Анализ программ по руководству театрализованными играми

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

В настоящее время появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода в эстетическом воспитании дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.Х. Комаровой [17] выделяется специальный подраздел «Театрализованные игры» в разделе «Игра», где предусматривается решать следующие задачи:

·        Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности

·        учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

·        приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

Авторы программы подчеркивают, что в ходе театрализованных игр необходимо решать задачи эстетического воспитания:

§  воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей;

§  предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Комплексная вариативная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.Н. Гуревич [5] в разделе «Творческие игры» в средней группе предусматривает проявление интереса к театрально-игровой деятельности, участие в играх-имитациях (звери, птицы и пр.), в хороводных играх. Использование элементарных режиссерских игр, разыгрывание придуманных сюжетов с игрушками. Участие совместно с воспитателем в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»).

Театрализованные игры в данной возрастной группе, по мнению авторов программы «Детство», будут способствовать успешному эстетическому воспитанию, поскольку творческое создание разных игровых образов в играх - имитациях (животные, птицы, растения) будет обеспечивать выразительную передачу их действий, физического состояния, смену настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации.

Программа «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, Г.И. Алиевой, Т.В. Антоновой [6] рассматривает создание условий для эстетического воспитания в театрализованных играх:

·        использовать в музыкальной игре-драматизации движение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму;

·        начинать с игр-драматизаций, не включающих песен, и, сводя к минимуму словесный текст, в полной мере использовать движения, поручать в этих играх 1-2 роли взрослому;

·        предлагать несложные, понятные и интересные сюжеты игры-драматизации, музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, доступный для воплощения детьми в движении, пении;

·        включать в театрализованную игру музыкальные игры-драматизации, разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных персонажей (различные, в том числе доступные самим детям «техники вождения» кукол);

·        приобщать к совместной согласованной игре, включающей индивидуальные реплики, эмоциональное представление персонажей;

·        обращать внимание на реакцию зрителей, побуждать к сочувствию персонажам игры-драматизации или кукольного спектакля;

·        использовать эти игры для воспитания потребности в интересном досуге, приобщать к культурным формам досуга.

«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой [15] - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.

Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр:

создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

приобщать детей к театральной культуре;

обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;

создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.).

Театрализованная деятельность включает работу по двум основным блокам: театральная азбука и театрально-игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, мастерим для театра).

Театрально-игровая деятельность связана с другими видами художественной деятельности. Театральные игры с успехом могут быть использованы на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др.

В основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и так далее. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения, Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

Анализ комплексных вариативных программ позволяет отметить, что содержание театрализованных игр в среднем дошкольном возрасте многообразно и призвано решать задачи разностороннего развития личности, в том числе и эстетического,

Все представленные в данном параграфе программы ориентируют практических работников на включение в целостный педагогический процесс театрализованных игр по художественным произведениям, соответствующим возрасту детей.

Выводы по первой главе

Эстетическое воспитание - важная часть становления личности и развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) - без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой - цель педагогического процесса.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Учебно-воспитательные программы дошкольных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир театра, как созерцая, так и создавая самостоятельно свои творения.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Достигая результат, преодолевая трудности, дети проявляют эстетические эмоции, вызываемые красотой игровых движений, элементами художественного творчества, а также переживают горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами.

Исключительно важной и необходимой, в сфере образования, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической ценности.

2. Опытно-экспериментальная работа по определению роли игры-драматизации в эстетическом воспитании дошкольников среднего возраста

.1 Характеристика уровня эстетического воспитания у детей среднего дошкольного возраста

Опытно - экспериментальная работа проводилась в ГУО «ДЦРР г. Марьина Горка «Росток», она включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В педагогическом эксперименте участвовали десять детей пятого года жизни. Поскольку содержание эстетического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя формирование представлений, знаний о прекрасном в окружающей жизни и поступках людей, воспитание эстетических чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов, а также развитие художественных творческих способностей, свое исследование мы направили на изучение этих составляющих.

На констатирующем этапе изучали эстетические представления детей, чувства и переживания, а также творческие способности при передаче сказочных образов. Для исследования использовались методики, реализованные различными авторами.

Беседа об эстетических представлениях детей (А.Д. Кошелева) [19].

Изучение эстетических чувств и: эмоциональных переживаний (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина) [21].

Наблюдение игры - драматизации (А.П. Стрелкова) [18].

Беседа проводилась с целью выявления особенностей эстетических представлений детей: о внешних качествах предметов, людей, а также о красоте их поступков. В ходе беседы детям задавались следующие вопросы:

.Какую игрушку ты считаешь красивой? Почему?

.Какую игрушку ты считаешь не красивой? Почему?

.Что значит мальчик (девочка) плохо поступил?

.Что значит мальчик (девочка) хорошо поступил?

.Расскажи, как выглядит мальчик (девочка), который: опрятно одет?

.Расскажи, как выглядит мальчик (девочка), который неряшливо одет?

Данные, полученные в ходе беседы, представлены в таблице (см. приложение 1).

Анализ ответов детей осуществлялся с учетом того, на что ссылается ребенок:

ü  на представление о качестве;

ü  на литературных и сказочных персонажей;

ü  на самого себя;

ü  на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

ü  на конкретное действие;

ü  на оценку качества;

ü  на недифференцированное представление о качестве;

ü  объяснение одного качества через другое;

ü  название действий, не связанных с данным качеством;

ü  неправильная нравственная оценка качества

Анализируя ответы детей, следует отметить, что оценивая игрушку (красивая - некрасивая) все дети ссылаются на конкретный образ как носителя определенного качества (куколка, робот, мячик, тигренок); обобщенное представление о качестве «красивая» - отсутствует, а о качестве «некрасивая» обобщенное представление сформировано лишь у двух детей - Андрея Т, и Кати С., которые считают некрасивой ту игрушку, которая сломана. Юля К. не знает, какую игрушку считают некрасивой. Кроме того, отмечаем, что недифференцированных представлений о качестве, а также неправильных оценок качества не выявлено.

Оценивая поступки детей (хорошо поступил - плохо поступил), участники беседы: показали дифференцированное представление о данном качестве, ссылаясь при этом на конкретное действие или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («когда девочка дерется», «плохие слова говорит», «помогает маме», «играет тихо» и т.д.). Один ребенок - Наташа Б. - не смогла оценить плохих и хороших поступков, сказав «не знаю», Следует отметить, что неправильных нравственных оценок качества дети в своих ответах не демонстрировали.

Рассказывая, как выглядит неряшливый ребенок и ребенок, который опрятно одет, дети в абсолютном большинстве (9 человек) ссылались на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («красивое платье, длинное, с розами красными», «грязное лицо, куртка грязная»), лишь у одного ребенка, Кати С., сформировано обобщенное представление о том, как выглядит опрятная девочка.

Таким образом, отмечаем, что у детей в определенной степени сформировано эстетическое представление о внешних качествах игрушек, людей, а также о красоте их поступков.

Степень их сформированности определяем с учетом уровней:

высокий - ребенок ссылается на обобщенное представление о качестве или поступке;

средний - ребенок ссылается на конкретных людей, как носителей определенного качества в конкретной ситуации, на литературных персонажей, на конкретное действие;

низкий - недифференцированное представление о качестве или поступке.

Проанализировав ответы детей можно отметить, что:

к высокому уровню относится - 2 ребенка (Андрей Т., Катя С.), что составляет 20%;

к среднему уровню относятся 7 детей (Юля К,, Паша X., Даниил П., Катя К., Катя Е., Дима 3., Наша В.), что составляет 70 %;

к низкому уровню относится 1 ребенок (Наташа б), что составляет 10%,

Результаты беседы представлены в диаграмме.


Изучение эстетических чувств и эмоциональных переживаний осуществлялось в ходе беседы по сказке «Заюшкина избушка». Детям читали сказку, затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции этики и эстетики человеческих взаимоотношений.

Беседа проводилась по вопросам:

Кто из героев сказки красиво поступил?

Кто из героев сказки поступил плохо?

Кто из героев сказки тебя огорчил?

Кто из героев сказки тебя порадовал?

Если бы ты рисовал картину, какими бы красками ты нарисовал зло, хитрость?

Если бы ты рисовал картинку, какими бы красками ты нарисовал добро, радость?

Результаты беседы, представлены в таблице (см. приложение 2).

Анализ ответов осуществлялся с учетом следующих положений:

ü  правильная оценка красоты поступка;

ü  правильная оценка плохого поступка;

ü  правильное понимание чувства огорчения;

ü  правильное понимание чувства радости;

ü  правильное понимание положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик.

Проанализировав ответы детей, следует отметить, что оценивая красоту поступков, дети в большинстве (8 человек) ссылаются на положительного персонажа - «Петушка» («Петух помог зайке выгнать лисицу», «петух, он спас зайца»). Один ребенок, Андрей Т., отметил, что красиво поступил «зайчик потому, что дал лисе переночевать у него», что также говорит о сформированности знаний о красоте поступков. Недифференцированое представление выявилось у одного ребенка - Кати Е. которая считает, что красиво поступил зайчик, так как он заплакал.

Оценивая плохой поступок сказочного героя, дети в абсолютном большинстве (9 человек) отметили, что плохо поступила лиса потому, что выгнала зайца. Также необходимо отметить, что у одного ребенка - Даши Б. неточно сформировано понимание плохого поступка, она считает, что плохо поступил медведь, так как не помог зайцу.

Следует отметить, что у всех опрошенных детей замечено правильное понимание чувства огорчения. Все дети ответили однозначно, что их огорчила лиса («потому, что она плохо себя вела», «потому, что она не выходила из зайкиного домика»).

Необходимо отметить, что чувство радости у детей ассоциируется с хорошим поступком, Почти все дети ответили, что их порадовал петушок («он помог зайчонку», «он выгнал эту лису»). Один ребенок - Катя К. ответила, что ее порадовал зайчик («он согласился впустить лису»). Ответы детей свидетельствуют о правильном понимании большинством детей чувства радости.

Следует обратить внимание, что у всех детей, участвующих в опросе зло ассоциируется с темными, холодными цветами («серым», «черным, темным»), а добро, наоборот, с яркими («желтым, как солнышко», «золотым»). Это говорит о сформированности правильного понимания положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик.

С учетом анализа ответов детей можно отметить, что у детей, участвующих в педагогическом эксперименте, сформировано понимание поступков героев, также дети способны оценивать этическую и эстетическую сторону поступка.

На основе анализа делаем вывод:

правильная оценка красоты поступка - 8 детей (80%);

правильная оценка плохого поступка - 9 детей (90%);

правильное понимание чувства огорчения - 10 детей (100%);

правильное понимание чувства радости - 9 детей (90%);

правильное понимание положительных и отрицательных нравственно - эстетических характеристик - 10 детей (100%).

Для изучения особенностей проявления творческих способностей при передаче сказочного образа, нами использовалось наблюдение за игрой - драматизацией по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Данные наблюдения за игрой - драматизацией представлены в таблице (см. приложение 3).

По итогам наблюдения отмечаем проявление творческих способностей при передаче героев сказки с помощью вербальных и невербальных средств.

Передача героев сказки с помощью мимики и пантомимики, движений.

Необходимо отметить, что только 3 ребенка (Андрей Т., Лиза М., Даниил П.) активно пользовались мимикой на протяжении игры - драматизации. Они старались передать переживания героя. Андрей Т. передавал страдания «зайчика» мимикой, показывал огорчение и боль. Лиза М. изображая лису, мимикой показывала хитрость, коварство.

К сожалению 7 детей (Катя К., Юля К., Катя С., Маша В., Артем Б., Влада Д., Паша X.) не использовали мимику для передачи характера персонажа.

Следует отметить, что большинство детей (6 человек) старались при помощи пантомимики и движений передать образ героя. Андрей Т., который играл «зайчика», движениями старался показать отличительные признаки: закрывал лицо руками, изображал рыдания, Юля К., играла роль «медведя», имитировала характерные движения, переваливалась с ноги на ногу, косолапила. Также необходимо отметить, что больше половины детей изображали походку своего персонажа. Не показывали характерных движений 4 ребенка (Катя К., Катя С., Маша В., Паша X.)

Передача героев сказки с помощью речи, эмоций, чувств.

Следует отметить, что у 6 детей (Андрея Т., Артема Б., Юли К., Кати С., Лизы М., Даниила П.) речь была выразительна, эмоциональна. Юля К. и Даниил П., которые играли «медведя», передавали в речи признаки героя; говорили басом, в некоторых моментах рычали. Лиза М. сопровождала роль повышением и понижением голоса, старалась передать интонацией характер героя.

Только 4 ребенка (Катя К., Влада Д., Маша В, Паша X.) испытывали затруднение в использовании речи. У Кати К, речь не очень выразительна, забывала слова, просила помощи у воспитателя, Влада Д. запутывалась в словах, терялась, часто пользовалась подсказками воспитателя. У Маши В. речь слишком тихая. Паша X. говорил нечетко, забывал слова.

Следует обратить внимание на то, что мало детей (3 человека) сопровождали эмоциями свою роль, переживали за главного героя, были заинтересованы. У детей (Кати К., Маши В., Юли К., Кати С, Влады Д., Паши X., Даниила П. роль не сопровождалась эмоциями, дети были равнодушны, безучастны.

Итак, анализ вербальных и невербальных средств выразительности позволяет отметить проявление творческих способностей при передаче сказочных образов: с помощью мимики - 3 ребенка (30%); с помощью пантомимики - 6 детей (60%); с помощью выразительности движений - 6 детей (60%); посредством выразительности речи - 6 детей (60%); эмоции и чувства - 3 ребенка (30%).

Обследование, проведенное на констатирующем этапе эксперимента, позволяет отметить:

.        у большинства детей пятого года жизни (60%) наблюдается средний уровень сфомированности эстетических представлений о внешних качествах предметов, людей, а также о красоте их поступков;

.        большинство детей (60%), участвующие в эксперименте, демонстрируют эстетические чувства и эмоциональные переживания при чтении сказки «Заюшкина избушка», что свидетельствует о понимании поступков героев, эмоциональном реагировании на них, умении их оценивать с позиции этики и эстетики человеческих взаимоотношение;

.        дети в недостаточной степени (30% - 60%) проявляют творческие способности при изображении сказочных героев в игре - драматизации «Заюшкина избушка», используя мимику, пантомимику, движения, речь, эмоции. Это говорит о недостаточном умении передавать эстетические чувства и переживания в творческой игре.

.2.Организация процесса эстетического воспитания дошкольников посредствам проведения игры драматизации.

Для организации целенаправленной работы с детьми пятого года жизни в ГУО «ДЦРР г. Марьина Горка «Росток» был разработан проект, целью которого является эстетическое воспитание средством театрализованных игр. Данный проект, содержит четыре блока: работа с художественной литературой, создание развивающей среды, театрализованные игры, работа родителями.

Таблица 1. Блок «Работа с художественной литературой»

Автор

Цели

Работа с текстом

1.

«Теремок»

Русская народная сказка

ü Учить понимать красоту поступков через действия главных героев ü Воспитывать понятие «гостеприимство»

1.Пересказ по ролям 2.Выразительное чтение 3.Инсценирование сказки

2.

 «Жихарка»

Русская народная сказка

ü Воспитывать эстетические чувства и эмоциональные переживания через выразительное чтение

1.Выразительное чтение 2.Пересказ по ролям 3.Инсценирование сказки

3.

 «Зимовье зверей»

Русская народная сказка

ü Развивать умение видеть и замечать «красивое» в литературном произведении ü Развитие творческих задатков

1.Выразительное чтение 2.Рисование героев сказки 3.Инсценирование отрывка сказки

4.

«Три поросенка»

Английская народная сказка, перевод Михалкова С.В.

ü Развивать эмоциональную отзывчивость по отношению к прекрасному ü Воспитывать желание помогать другим

1.Выразительное чтение 2.Пересказ по ролям 3.Пересказ отрывков сказки

5.

«Заюшкина избушка»

Русская народная сказка

ü Учить отличать красоту в поступках ü Развивать творческие задатки при помощи инсценировок

1.Выразительное чтение 2Пересказ по ролям 3.Игра драматизация

6.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Русская народная сказка

ü Учить замечать красоту в поведении  ü Воспитывать желание совершать красивые поступки

Выразительное чтение Пересказ по ролям Показ на фланелеграфе

7.

 «Красная шапочка»

Ш.Перро

ü Учить понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве  ü Воспитывать желание помогать другим

1.Выразительное чтение 2.Пересказ по ролям 3.Инсценирование отрывков сказки

8.

«Гуси лебеди»

Русская народная сказка

ü Учить видеть красоту во взаимопомощи ü Развивать творческие способности

1.Выразительное чтение 2.Пересказ сказки |

9.

«Кот, лиса и петух»

Русская народная сказка

ü Учить понимать прекрасное в литературном произведении  ü Воспитывать умение понимать красоту в дружбе, помощи

1.Выразительное чтение 2.Пересказ по ролям 3.Игра-драматизация сказки

10.

«Маша и медведь»

Русская народная сказка

ü Учить замечать красоту действий главного героя ü Воспитывать интерес к народному творчеству.

1.Выразительное чтение 2.Игра - драматизация по отрывкам сказки


Таблица 2. Блок «Создание развивающей среды для театрализованных игр»

Название оборудования и атрибутов

Варианты использования

1.

Атрибуты к сказке «Теремок»: - фигурки для теневого театра; - ширма обтянутая тканью

1.Показ теневого театра «Теремок»

2.

Оборудование к настольному театру по сказке «Жихарка»: - куклы героев сказки; - ширма

1.Настольный театр по сказке «Жихарка» 2.Драматизация отрывка сказки

3.

Оборудование к настольному театру по сказке «Зимовье зверей»: - куклы героев сказки на стаканчиках - ширма

1.Игра-драматизация сказки «Зимовье зверей» 2.Составление этюдов по сказке

4.

Оборудование для сказки «Три поросенка»: - декорации домиков поросят - куклы на гапите

1.Показ театра по сказке «Три поросенка» 2.Пересеказ сказки по ролям

5.

Выразительное чтение Игра - драматизация

6.

Оборудование для театра на фланелеграфе по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: - картинки с героями сказки - фланелеграф

Театр на фланелеграфе по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7.

Атрибуты к сказке «Красная шапочка»: - маски героев - декорации

1.Драматизация отрывка сказки 2.Игра -импровизация «Придумай свое окончание сказки»

8.

Оборудование к сказке «Гуси лебеди»: - фигурки главных героев - фланелеграф

Театрализованная игра по отрывкам из сказки «Гуси лебеди»

9.

Оборудование к сказке «Кот лиса и петух»: - фигурки главных героев - ширма

Пальчиковый театр по сказке «Кот, лиса и петух»

10.

Оборудование для настольного театра по сказке «Маша и медведь»: - куклы бибабо - ширма

Театрализованная игра по сказке «Маша и медведь»


Блок «Театрализованные игры»

Таблица 3. Игры-драматизации

Воспитывать у детей культуру общения, вызвать желание помогать героям в трудной ситуации. Способствовать развитию творческих способностей в ходе разыгрывания сюжета по художественному произведению

Название

Цель

Содержание

1.

«Красная шапочка»

Распределение ролей (Красная шапочка, волк, бабушка, охотники);


Похожие работы на - Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!