Средства массовой коммуникации в воспитании старших подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Средства массовой коммуникации в воспитании старших подростков

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики









Средства массовой коммуникации в воспитании старших подростков

Курсовая работа

Исполнитель:

Рогозняк Мария Александровна,

студент 203 группы

очного (заочного) отделения

Научный руководитель:

Коротун А.В., канд. пед. наук,

доцент кафедры социальной педагогики



Екатеринбург 2013

Содержание

Введение

§1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков

§2. Процесс воспитания старших подростков

§3. Средства массовой коммуникации: понятие, виды, характеристика

§4. Влияние средств массовой коммуникации на воспитании старших подростков

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Воспитание старших подростков актуально в силу различных социальных причин (девиантное поведение, ранняя беременность, наркомания, алкоголизм, неизлечимые болезни и т.д.). Непосредственную роль в воспитании старших подростков играют различные социальные институты такие, как: семья, государство, образование, средства массовой коммуникации и т.д. Средства массовой коммуникации составляют важную часть в формировании личности старших подростков и оказывают значительное влияние на их воспитание. В 21 веке технологий и модернизаций информацию проще и быстрее достать. Использование коммуникаторов, планшетов, ноутбуков и других гаджетов позволяет сделать это в любое время и в любом месте. Это имеет как положительные, так и отрицательные аспекты в воспитании старших подростков. Основные плюсы - это доступность любой информации в различных источниках массовой коммуникации и большой простор деятельности в интересующих подростков сферах. В области образования СМК выполняют полезную функцию, например проще воспринимается новый материал с использование проекторов и интерактивных досок. В интернет классах можно найти интересующий материал, обработать его с использованием своей фантазии при помощи различных программ и представить перед классом на мультимедийных носителях. Внедрение электронных дневников и журналов позволяет усилить контроль над успеваемостью и полезно это не только для учителей, но и для родителей. Электронные библиотеки позволяют сократить время на поиски нужной литературы в библиотеках или магазинах, можно, не вставая с места, подобрать все что нужно и тут же приступить к процессу обучения. В целом использование СМК подготавливает старших подростков к будущему процессу обучения, а в дальнейшем к трудовой деятельности.

Проблемами воспитания занимались Баркан А.И., Берстейн Н., Овчинникова О.Н. и др. Проблемами средств массовой коммуникации занимались Саламатина И.И., Петров В.П., Панова Т.С. и др.

Тема исследования: «Влияние средств массовой коммуникации на воспитание старших подростков».

Объектом исследования является воспитание старших подростков.

Предметом исследования является процесс влияния средств массовой коммуникации на старших подростков.

Цель исследования - рассмотреть процесс влияния средств массовой коммуникации на воспитание старших подростков.

В соответствии с предметом и целью исследования определяются задачи исследования:

.Изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков.

.Рассмотреть процесс воспитания старших подростков.

.Охарактеризовать понятие средств массовой коммуникации.

.Рассмотреть средства массовой коммуникации в воспитании старших подростков и их значение.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

§1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков

массовый коммуникация воспитание подросток

То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Множественность схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то усреднить, сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа: подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости (В. И. Андреев, 1996). Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости - главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него. Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности:

отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.

физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.

Это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития. Вместе с тем обнаружено, что темп развития психики детей и школьников в несколько раз превышает темп развития психики взрослого. В связи с этим следует вспомнить известное высказывание Л. Н. Толстого о том, что «от пятилетнего ребенка до меня - только один шаг, от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние, от зародыша до новорожденного - пучина, а от существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».

Кроме того, в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода (В. И. Андреев, 1996). Так, для интеллектуального развития сензитивным периодом считается возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что лучшие годы для интенсивного интеллектуального развития в основном прошли. После 13 лет человек овладевает еще очень большим числом интеллектуальных умений, приемов, но пик для сензитивного развития интеллектуальных способностей уже пройден. Мир подростка - это сложный мир ребенка и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям. Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему. Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение (В. И. Крутецкий, 1965).

Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический [19, с. 14]. Это словно второе рождение, писал В.А. Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже не тот, и это самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы - всё качественно иное» [6, с. 34]. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил.

В.А. Сухомлинский, выделяя такие противоречия в духовном развитии подростка, считал их естественными, соответствующими этому периоду возрастного развития ребенка. Это непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе [6, с. 18].

Б. С. Волков обобщает главные личностные черты. По его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие: 1.Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой; 2.Подросток хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают; 3.Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться; 4.У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность; 5. В подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки, восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью [6, с. 32].

В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель - необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения [там же]. Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В. В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу [10, с 54]. В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка.

Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям (стадия формальных операций по Ж. Пиаже), которые мало доступны детям более младшего возраста. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними». В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др.Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях [24, с. 123]. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым. Юношеские группы удовлетворяют, в первую очередь, потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение - не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое.

Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего [21, с.234]. Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены:

природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);

характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);

семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии) [1, с. 215].

Подростки переносят свое внимание от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении. Они все больше стремятся к свободе и независимости от влияний, авторитета взрослых. В своем стремлении к независимости, подростки критикуют авторитетных взрослых, занимаются вандализмом, легко могут быть вовлечены в занятия сексом, употребление алкоголя, наркотиков, в противоправные действия.

§2. Процесс воспитания старших подростков

Воспитание-относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнёров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. В отличие от социализации - процесса непрерывного, воспитание- процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определённых организациях, т.е. ограничено местом и временем[8].

Воспитание многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; в широком педагогическом смысле - как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; в узком педагогическом смысле - как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определённых качеств, взглядов, убеждений; в ещё более узком значении - решение конкретных воспитательных задач. По содержанию одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, третьи - добавляют правовое воспитание, половое воспитание и полоролевое, экономическое, экологическое воспитание.

Э. Дюркгейм дал определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины 20 в. (а некоторыми и до настоящего времени): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребёнка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит».

По институциональному признаку можно выделить семейное воспитание, религиозное воспитание, социальное воспитание и дизсоциальное воспитание.

Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточна. Этот термин и этимологически, и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание семейное, религиозное, социальное, воспитание в социуме.

Таким образом, воспитание - это процесс становления личности под влиянием одного человека или группы людей, передающийся из поколения в поколение, влияющий на окружающий мир.

Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.

Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию). Воспитание как социальный институт, исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности - взращивания членов общества на протяжении их жизни.

Воспитание, как социальный институт обладает определёнными составными элементами и имеет определённые функции в общественной жизни как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, социальными группами и индивидами), так и латентные (скрытые, неосознаваемые, неформулируемые).

Наиболее общие явные функции воспитания:

·Планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

·Подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

·Обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

·Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учётом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

Обобщая, можно сделать вывод что воспитание, как социальный институт обеспечивает внутреннюю сплочённость общества.

Цели воспитания-создание положительных интересов и угашение нежелательных. Воспитание призвано формировать тех, кто будет творчески изменять и преобразовывать существующее наличное бытие. Поэтому воспитание в своих целях не может просто следовать тенденциям наличного бытия. Вместе с тем оно не может и не следовать им, поскольку они в основном определяют ближайшее будущее, в котором должны жить воспитуемые.

Не видя противоречивости этих целей, многие педагоги возлагают надежды на воспитывающий эффект обучения предметом школьного курса.

В действительности перед современной школой стоит двойственная цель: с одной стороны, формирование личности школьника, способной к творчеству, а с другой стороны, подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство.

Конечно, можно поступить так, как фактически поступает в большинстве случаев общеобразовательная школа, считающая своей основной целью освоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков. При этом воспитание их как личностей подразумевается, но как нечто второстепенное, и обычно выносится во внеурочное время. Между тем школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на воспитание личности школьников. По отношению к цели развития личности задачи 'научного образования, приобретения профессии и т. п. должны рассматриваться как средства, помогающие ее достижению.
При этом следует иметь в виду, что научное образование само по себе может и не формировать личность ученика. Поэтому очень важно, чтобы иерархия целей воспитания и обучения была осознана самим воспитуемым. Осуществление себя как личности, самовоспитание в себе личности должно восприниматься школьником как сверхзадача, по отношению к которой цель научного образования, необходимая сама по себе, выступает как средство.
Основными путями формирования школьника как творческой личности является, во-первых, становление его как культурно-исторического субъекта, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед будущим как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем. Во-вторых, непосредственно общение с нравственной личностью. Учитель должен стать лицом доверенным, только тогда он сможет стать нравственно ответственным.

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка... Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собственной личности.

Принципы воспитания-это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к его содержанию, методам и организации. Они отражают специфику процесса воспитания, ими руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Систему принципов гуманистической педагогики составляют:

личностный подход;

сочетание личной и общественной направленности воспитания;

связь воспитания с жизнью, трудом;

опора на положительное в воспитании;

единство воспитательных воздействий.

Личностный подход. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Последние выражают направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Они тоже нужны, но только приоритет главных приводит к желаемым результатам.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, и не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Сочетание личной и общественной направленности воспитания. Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. Но главная его суть - то, что воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни, - сохранилась.

Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией формирования социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель выполняет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. В противном случае реализация его затрудняется или вовсе становится невозможной. Соотношение государственного, общественного и личного в воспитании - тонкий вопрос. Не следует забывать, что школа - не госучреждение, а социальный институт, призванный удовлетворять запросы государства в той же мере, как и запросы общества и личности. Следует решить существующую ныне проблему - кому должны служить школа и учителя. В развитых странах создана сеть частных школ, реализующих цели определенных слоев общества, которые могут и не совпадать с государственными. И несмотря на то, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных - платное, большинство населения (от 50 до 85 %) предпочитает платить за воспитание своих детей, построенное на общественно-личностных ценностях.

Реализуя этот принцип, будем избегать лозунгов, пустых призывов, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы их деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная) имела воспитывающее значение, необходимо формировать общественно ценные мотивы. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников. Словесное воздействие должно подкрепляться полезными делами, положительным социальным опытом.

Школа жизни - лучшая школа воспитания. Этот принцип, как один из основополагающих, требует от воспитателей активной деятельности в двухнаправлениях:

) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами;

) привлечения воспитанников к реальным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей для формирования его социальных чувств и стойких привычек поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач. И.П. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Эту «школу жизни» проходят все поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются необходимые умения и навыки.

Таким образом, принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий.

§3. Средства массовой коммуникации: понятие, виды, характеристика

Средства массовых коммуникаций - средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи <#"justify">·периодическое печатное издание;

·радиопрограмма;

·телепрограмма;

·видео- и кинохроникальные программы;

·специализированные средства массовой информации.

·интернет

Периодическое печатное издание - издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией с определенными реквизитами. К периодическим печатным изданиям относятся:

Газета - периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

Журнал - периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Альманах - сборник, содержащий литературно-художественные и научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку;

Бюллетень - периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

К печатным изданиям также могут относиться иные издания.

Радиопрограмма - совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений Аудиовизуальное сообщение - это информация, представляющая собой серию связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенная для зрительного и слухового восприятия помощью соответствующих технических устройств. и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

Видео- и кинохроникальные программы - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. Видео и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей <#"justify">·средств массовой коммуникации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

·периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров;

·радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

·аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Вышеуказанные средства освобождены от регистрации.

К специализированным средствам массовой коммуникации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к половым отношениям.

Кроме периодических печатных изданий радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой коммуникации существуют так же иные средства массовой коммуникации. Специфика данных средств массовой коммуникации заключается в специфической форме внешнего выражения.

В первую очередь, к таким средствам массовой коммуникации относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров, нераспечатанные тексты, хранящиеся в информационных банках данных компьютеров, средства массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. При этом под базами данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.

Специфические формы выражения информации представлены в законе системами телетекста, видеотекста и иных телекоммуникационных сетей - Internet, Fidonet и других сетей, обеспечивающих доступ неограниченному кругу лиц.

Среди функций СМК выделяют следующие:

·информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях) ;

·комментарийно - оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой) ;

·познавательно - просветительную (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМК способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей) ;

·функцию воздействия (влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);

·гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной коммуникации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата) .

·коммуникативная (коммуникативная функция позволяет не только делиться информацией, но и получать взамен новую, присутствует обратная связь, общение между людьми)

Основные задачи СМК

§4. Средств массовой коммуникации в воспитании старших подростков

Проанализировав литературу можно сделать вывод, что средства массовой коммуникации имеют как положительное, так и отрицательное влияние на воспитание старших подростков.

Радио.

Название радиоОписание программ«Energy»«+»: · музыкальные чарты позволяют следить за новинками в музыке. · Energy new - рассказывают о интересных и полезных вещах, событиях появившихся в недавнее время. «-»: · Шоу black2white обсуждает темы, в основном, нацеленные на аудиторию старше 18 лет.«Воскресенье»«+»: · Привлечение подростков к религии и к Богу «-»: · Не все подростки верят в Бога, некоторые являются атеистами или другой веры например Ислама.

Телевидение.

Название телеканалаОписание телепередачСпорт«+»: · Позволяет следить за развитием спорта в мире и в стране · Приобщает к здоровому образу жизни · Дает стимул в развитии, чтобы быть похожими на великих спортсменов, кумиров «-»: · Такой спорт, как бои без правил разрушают детскую психикуМуз-тв и MTV«+»: · Новинки видеоклипов и музыкальных треков · Обзор звездной жизни свои кумиров · Программы передач о моде и красоте «-»: Такие передачи, как «Каникулы в Мексике»

Интернет.

Положительные факторы влиянияОтрицательные факторы влиянияБыстро и доступно можно найти любую интересующую информацию, медиа файлы(видео, аудио, фото)Достаточное количество ненужной информации, различной рекламы, не проверенных данных

Анализ молодежных журналов позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д.

Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:

Отношения полов, секс и сексуальные девиации.

Взаимоотношения с родителями.

Отношение к материнству (отцовству).

Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.

Музыка, кино, жизнь звезд.

Компьютерные игры и Интернет.

Культивирование образа "крутого парня".

Весь спектр молодежных СМК, которые высказываются по этим вопросам, условно можно разбить на 5 частей.

Во-первых, это печатные и сетевые молодежные издания о музыке и звездах шоу-бизнеса, а также телеканалы МУЗ-ТВ и MTV, ориентированные в основном на подростков от 10 до 17 лет.

Вторым блоком можно выделить журналы о компьютерных играх, их основными потребителями являются подростки до 18 лет.

Отдельно можно выделить политические издания различных лево - и праворадикальных молодежных группировок. При том, что они зачастую поднимают вопросы, имеющие общественную значимость, их главный контингент - молодые люди, которые через приобщение к некой субкультуре, пытаются самоидентифицировать себя. Так же можно выделить мировую паутину, включающими в себя социальными сетями и различной информацией. Последний, пятый, тип можно условно назвать "гибридным", поскольку он, с одной стороны, охватывает широкий круг тем, а с другой - формирует у молодого читателя некий определённый тип поведения - журналы "Хулиган", "Cool", "Ровесник", "Fakел". По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми. Подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ зачастую формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах", - говорят авторы журнала "Хулиган". У подростков девальвируются понятия "умный взрослый", "любящий родитель", и ребенок начинает противопоставлять себя "чуждому и враждебному" родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы.Впрочем, негативное отношение прививается не только к родителям, но и к остальному взрослому миру, особенно к пожилым людям, которые описываются презрительно-саркастическим тоном и становятся предметом насмешек. На страницах журнала "Cool" мы находим статью под названием "Взбеси пассажира: экстрим-развлечения в общественном транспорте". В данном материале авторы дают рекомендации, как лучше избежать возможных притязаний со стороны старшего поколения на занятое подростком сидячее место и каким образом разнообразить поездку: изобразить больного туберкулезом, спящего, нетрезвого, глухонемого, приставать к пассажирам и т.п. Относительно большой удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие секс и околосексуальные темы. Эти вопросы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку именно в пубертатный период у человека формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов молодое поколение активно обсуждает проблемы свободного секса, "ломку стереотипов" и толерантность к сексуальным девиациям. В журнале "Хулиган" есть рубрика, рассказывающая читателям о новых порносайтах, раздел писем читателей, обсуждающих свои сексуальные проблемы. В популярном печатном издании "Fakeл", которое позиционирует себя как "журнал для думающей молодежи", содержится целый каталог статей на тему секса: "Папа, мама, я - веселая семья", "Семейный секс" и т.п. В журнале Молоток под рубрикой "Ну и ню" регулярно размещаются фотографии обнаженных юношей и девушек, в том числе несовершеннолетнего возраста. За это детям обещано денежное вознаграждение. Кроме того, фотографии обнаженных читателей проходят конкурс, по итогам которого победителю присваивается титул "Ню месяца" и высылается приз. Таким образом, под лозунгом свободы слова блокируются попытки защитить детей от непристойной информации. Происходит ранняя сексуализация детей, что провоцирует расторможенное поведение, которое может привести к серьезным психическим сдвигам. Упраздняются понятия "стыд", "нравственность", "мораль", а это, по мнению бывшего председателя Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи А. Апариной, разрушительно влияет на психику, нравственное и духовное здоровье подрастающего поколения, неизбежно ведет к искажению личности подростка.

Супружество становится устаревшей формой сосуществования мужчины и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное партнерство, основанное не на принципах брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей. Молодого читателя ориентируют прежде всего на получение собственного удовольствия, на удовлетворение желаний, что невозможно при наличии семьи и особенно детей. Обо всех удовольствиях, большинство из которых станут запретными при создании семейного очага, и повествуется на страницах вышеупомянутых периодических изданий.

Не обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса. По мнению прокуратуры Москвы, в некоторых молодежных изданиях зачастую публикуются материалы, содержащие открытую пропаганду потребления наркотиков. Через публикации в юношеское сознание внедряется миф о возможности полного избавления от наркотической зависимости, дается подробная информация о различных видах и свойствах психотропных и наркотических веществ, о местах их приобретения и сбыта. Так в №9 журнала "Fakел" за 2003 год приводится список 15 наркосодержащих препаратов, которые продаются без рецепта либо без соблюдения норм рецептурного отпуска. А в № 9 за 2005 год напечатан материал "Сказки белого порошка", в котором говорится, что кокаин - самый богатый и элитарный наркотик, который в начале его употребления дает ощущение легкой искрящейся эйфории, вызывает желание общаться со всеми вокруг и делиться самым сокровенным. А в журнале "Молоток" (№ 10 за 2004 год) опубликованы материалы, где приводятся рекомендации по безопасному употреблению так называемых "тяжелых" наркотиков (опиатов). В этом же номере журнала даются ссылки на высказывания знаменитых людей, употреблявших или употребляющих наркотики для более полной реализации своих талантов и способностей.

С одной стороны можно сделать вывод, что подростковые и молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, свободного секса и наркотиков. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное, порой преступное поведение, которое преподносится как норма. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день российские молодежные и подростковые СМИ пропагандируют и осуществляют подмену ценностей и "шизофренизацию" молодежи.

С другой стороны пресса для детей и юношества является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определённые функции. В качестве главных выступают такие, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная и функция социализации. К этой группе можно отнести функцию общения, цель которой - создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

Детская и юношеская журналистика - самостоятельная звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С её помощью юная аудитория познаёт мир.

Роль телевидения в воспитании подростков. Когда-то появление газеты вызвало у Гете серьезное беспокойство за судьбы цивилизации. Ему казалось, что газетный листок не способен стать местом серьезных рассуждений, что он лишь примитивизирует понятия и идеи с целью быть понятным возможно большему количеству людей. С его точки зрения, пресса несла с собой угрозу гибели культуры. Но история опровергла опасения великого поэта. Сегодня без прессы невозможно представить себе не только информацию общества о происходящих событиях, но и прогресс культуры. Многие важные для развития культуры идеи не только популяризируются, но и впервые получают доступ к массам именно со страниц периодических изданий. Но если уж вести речь о лидирующем средстве массовой информации, то вряд ли можно оспорить роль телевидения. О том, кого и как воспитывает телевидение и воспитывает ли вообще, спорят давно и страстно, категорично отстаивая прямо противоположенные позиции, а именно: одни говорят - телевидение воспитывает, активно навязывая те или иные стереотипы поведения посредством образов, действующих на подсознание, и в меньшей степени - слова, обращенного к сознанию; другие настаивают на том, что телевидение не должно никого воспитывать, поскольку это лишь средство информирования людей о свершившихся фактах. Несколько лет тому назад ректор Бостонского университета в горестном отчаянии заявил: "Если увлечение наших соотечественников телевидением будет продолжаться, то, учитывая идиотский характер программ, можно утверждать, что мы воспитаем поколение слабоумных". Телевидение далеко ушло от своего прототипа - кинофильма и приобрело специфические характеристики: в отличие от фильма телепередачи не имеют целостности и законченности, рассказчик легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем имеет возможность выбора. Насчитывается кроме информационной еще шесть функций телевидения, и все шесть имеют отношение к воспитанию. Рекреативная, организаторская и интегративная связаны с созданием условий для воспитания, причем последняя, накладываясь на другие функции, объединяет их в чрезвычайно эффективную систему. Как следует из их названий, культурно-просветительская, социально-педагогическая и образовательная функции детерминируют воспитательную направленность телевидения Рогозянский М.Э. Воспитательный потенциал телевидения: теоретические вопросы, осмысленные практиком / М.Э. Рогозянский // Образование и общество. - 2008. - №2..

К проблеме "массмедиа-молодежь" неоднократно обращаются как отечественные, так и западные исследователи. Общепризнанным является тот факт, что телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому необходимо проанализировать некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей современной молодежи. Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов массмедиа оно представляет собой часть домашней обстановки. Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с разных исследовательских позиций. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. По мнению Дж. Мейровитца, коммерческое телевидение «порождает новизну, чтобы выжить. Без странного, нового, неизвестного аудитории сократились бы очень сильно. Именно поэтому телевидение выставляет напоказ то, что в других медиаструктурах остается скрытым или малоизвестным».

Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителей к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик людей, появляющихся на экране, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Таким образом, к культуре имеет отношение всякая телепередача. Но культурно-просветительскую функцию исполняют далеко не все из них.

Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Хотя доля передач, ориентированных на воспитание и включающих в себя эмоционально-нравственный компонент, на региональном телевидении в последние годы катастрофически снизилась, в какой-то мере образовавшийся духовный вакуум заполнился центральными СМИ. Ярко выраженными компенсаторами выступают общенациональные телеканалы "Звезда" и "Культура". Стали появляться духовно-просветительские и нравственно ориентированные передачи, телефильмы, телесериалы и на других центральных каналах. Например, военно-патриотический сериал для молодежи "Кадетство" на СТС Рогозянский М. Э. Воспитательный потенциал телевидения: теоретические вопросы, осмысленные практиком / М. Э. Рогозянский // Образование и общество. - 2008. - №2..

Еще одной значимой тенденцией на отечественном телевидении стало духовно-нравственное воспитание нации посредством православных программ и телеканалов, таких как Московский "Спас", Екатеринбургский "Союз" и др. Содержание данных каналов не ограничивается церковно-клерикальными программами. Многие передачи и фильмы, транслируемые православным телевидением, имеют общегражданское звучание. Это передачи о культуре, исторические программы, военно-патриотические документальные и художественные телефильмы. Патриотизм, как известно, цементирует общество, поэтому особая задача передач патриотической направленности - пропаганда не насилия и не разделения общества на "наших" и "не наших" - выполняется православными телеканалами не хуже других. Здесь социально-педагогическая функция тесно взаимодействует с интегративной.

"В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток.". Эти слова принадлежат Дж. Гербнеру - американскому ученому из Анненбергской школы, который провел ряд исследований, направленных на выявление характера воздействия экранного насилия на аудиторию в США. Прискорбно, но стоит признать, что данное высказывание применимо далеко не только к США, но и ко многим другим государствам, в том числе включая и наше с Вами. После развала СССР и падения так называемого "железного занавеса" - на российские экраны буквально обрушился поток насилия. Последовавшая вскоре после этого процесса коммерциализация российского кинематографа и телевещания эту ситуацию значительно усугубила. С учетом того, что насилие подсознательно притягивает и завораживает человека - оно является одним из наиболее выигрышных и оправданных, с точки зрения финансовой мотивации данного вида деятельности, элементом кино - и теле-продукции. В результате, за два с лишним десятилетия молодежная преступность в России возросла в полтора, а подростковая - почти в 2 раза. Проведенные исследования показали, что более 30% российской молодежи совершают преступления под влиянием кинофильмов и телепередач. Подростки видят каждый год на телеэкране до 10 тысяч сцен насилия. 45% молодых людей, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше 3-х часов в сутки, склонны к насилию, а 20% - вообще опасны для общества и морально готовы совершить преступное деяние Сидоров А. Насилие - вон с экрана! // Труд. 2003. №78..

Существуют методы противостояния негативному воздействию экранного насилия на аудиторию, среди которых важнейшую роль может выполнить медиаобразование - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д. Российская педагогическая энциклопедия. М: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993.. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику.

За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на подростков. Американская Академия Педиатрии (American Academy of Pediatrics) опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований.

Во-первых, дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов.

Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни.

В-третьих, чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия.

В-четвертых, если ребенок отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.

Заключение

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Исследование показало, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми. В ходе данного исследования мы выяснили, что молодежь почти ежедневно использует СМИ в качестве главного источника информации. Причем основным источником является телевидение. Однако все большее значение приобретает Интернет.

Процесс воспитания современной молодёжи представляет собой специально организованную деятельность, направленную на формирование определённых качеств человека под влиянием разнообразных факторов социальной жизни. Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации. Социальные, нравственные качества молодёжи формируются по образу и подобию всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социально-культурную среду. Поэтому одной из острых проблем в России является нравственное и духовное воспитание молодёжи на фоне интенсивного развития средств массовой информации, которые, к нашему общему сожалению, не всегда представляют человеку лучшие образцы массовой культуры. Ведущую позицию в развитие личности молодого человека занимают телевидение и современные компьютерные технологии. Поступающая с экранов информация представлена разнообразным спектром развлекательных и телевизионных передач, а так же проектов, телесериалов, кинофильмов всех имеющихся в современной киноиндустрии жанров. Информационные потребности и тематические интересы молодежи зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально - психологических факторов: таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц и явлений.

Подводя окончательный итог всей работы, можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Найдены отрасли средств массовой информации и рассмотрены их влияния на воспитание старших подростков. Так же рассмотрен процесс воспитания старших подростков. Определенно понятие средств массовой информации, описаны виды и характеристика. Исследовано влияние средств массовой информации на старших подростков.

Педагоги и психологи нашей страны отмечают наличие воспитательного потенциала телепродукции, представляющего систему ценностных отношений с различными объектами и явлениями мира, такими как, человек, родина, природа, труд, семья, познание, любовь и соответствие их общечеловеческим ценностям, а так же характер и сила эмоционального воздействия на зрителей.

Список использованной литературы

1.Бабурова, И. Воспитательный потенциал СМИ: взгляд педагога [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=246918&c=2&q=%d0%b1%d0%b0%d0%b1%d1%83%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0+%d0%b8&p=1&se=8&r=216149&rt=3> / И. Бабурова // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 268-274.

.Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] : практ. рук. для отчаявшихся родителей <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=60720&c=1&q=%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2&p=1&se=5&r=215307&rt=2> / Р. Т. Байярд, Д. Байярд. - М. : Акад. Проект, 2006. - 208 с.

.Баркан, А. И. Ультрасовременный ребенок [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=67768&c=1&q=%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9+%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%be%d0%ba&p=1&se=2&r=215784&rt=1> / А. Баркан. - М. : Дрофа-Плюс, 2007. - 704 с.

.Березкина, О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=73303&c=1&q=%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0+%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9+%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8&p=17&se=5&r=215788&rt=3> / О. П. Березкина. - М. : Академия, 2009. - 240 с.

.Бернстейн, Н. Энциклопедия выживания для родителей: воспитание подростка <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=40973&c=1&q=%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2&p=6&se=5&r=215307&rt=3> [Текст] / Н. Бернстейн ; пер.с англ. К. Сошинской. - М. : Эксмо, 2003. - 448 с.

.Берулава, М. Н. <http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=PEDW&P21DBN=PEDW&S21STN=1&S21REF=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9C.%20%D0%9D.> <http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=PEDW&P21DBN=PEDW&S21STN=1&S21REF=1&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21STR=> Нация в опасности [Текст] : [о негатив. влиянии средств массовой информ. на нравств. воспитание молодежи] / М. Н. Берулава // Педагогика. - 2009. - № 5. - C. 3-6.

.Бессонова, Т. В. Профилактика интернет-зависимости старших подрост-ков [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=305183&c=2&q=%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82&p=1&se=12&r=216138&rt=9> / Т. В. Бессонова // Социальная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 119-122.

.Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=68571&c=1&q=%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%b0&p=5&se=5&r=216517&rt=5>/ сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2007. - 368 с.

.Волков, Б. С. Психология подростка [Текст] : учеб. пособие <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=68678&c=1&q=%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%b0&p=5&se=5&r=216517&rt=7> для вузов / Б. С. Волков. - М. : Акад. Проект : Гаудеамус, 2005. - 208 с.

.Воробьева, К. А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=307952&c=2&q=%d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f+%d0%b0%d0%b3%d1%80%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b2%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c&p=8&se=12&r=213346&rt=2> / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2011. - № 6. - С. 55-58.

.Загладина, Х. Т. Информатизация общества и подросток [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=290040&c=2&q=%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82&p=1&se=12&r=216138&rt=4> / Х. Т. Загладина // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 28-31.

.Запесоцкий, А. С. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечествен-ной педагогики [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=283443&c=2&q=%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0+%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9+%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8&p=5&se=12&r=215051&rt=8> / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 3-16.

.Катаева-Венгер, А. А. Трудный возраст: подростки сегодня [Текст] : пособие для учителей и родителей <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=33287&c=1&q=%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2&p=17&se=5&r=215768&rt=2> / А. А. Катаева-Венгер. - М. : Школ. Пресса, 2002. - 112 с.

.Козачек, О. Современные подростки в мире психологической мани-пуляции [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=259802&c=2&q=%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2&p=6&se=12&r=215031&rt=1> / О. Козачек // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 239-244.

.Копыльских, И. И. Влияние телевидения на подростков [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=240844&c=2&q=%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%bd%d0%b0+%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b5%d0%b9&p=3&se=12&r=215708&rt=1> / И. И. Копыльских // Человек в мире культуры : межвуз. сб. науч. и науч.-метод. тр. / Урал гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - Вып. 2. - С. 166-170.

.Кузина, И. В. Средства массовой информации и юношество [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=261434&c=2&q=%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0+%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9+%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8+%d0%b2+%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b8&p=1&se=9&r=216141&rt=3> / И. В. Кузина // Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - № 3. - С. 76-81.

.Марцинковская, Т. Д. Информационное пространство как сфера социализации подростка [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=270306&c=2&q=%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2&p=6&se=12&r=215031&rt=4> / Т. Д. Марцинковская // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 2. - С. 38-42.

.Матвеева, Н. А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Н. А. Матвеева ; Воронеж. гос. пед. ун-т. - Курск, 2009. - 27 с. - Режим доступа : <http://www.dissercat.com/content/vliyanie-televideniya-naformirovanie-tsennostnykh-orientatsii-podrostkov-i-puti-preodoleni-0>.

.Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=233629&c=2&q=%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%b0%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%b2+%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b5%3a+%d0%ba%d0%b0%d0%ba+%d0%b6%d0%b5+%d0%b2%d1%8b%d0%b6%d0%b8%d1%82%d1%8c+%d0%b2+%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%b5+%d1%81%d0%bc%d0%b8&p=1&se=9&r=216144&rt=1> // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 235-241.

.Мельникова, О. Т. Проективные методики в качественном исследовании отношения подростков к телевидению и Интернету [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=295162&c=2&q=%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82&p=2&se=12&r=216138&rt=2> / О. Т. Мельникова, Е. А. Фетисова // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 130-137.

.Мурашова, Е. В. Ваш непонятный ребенок [Текст] : психол. проблемы ваших детей <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=36848&c=1&q=%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%b0&p=2&se=5&r=216517&rt=4> / Е. В. Мурашова. - М. : Дрофа, 2002. - 416 с.

.Нечаева, М. Природа агрессии [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=262758&c=2&q=%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f&p=2&se=12&r=216124&rt=2> / М. Нечаева // Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 1. - С. 73-79.

.Овчинникова, О. Н. Чтобы понимать подростка, нужно его знать [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=252861&c=2&q=%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d1%88%d0%b8%d0%b5+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%b8&p=2&se=12&r=215019&rt=10> / О. Н. Овчинникова // Воспитание детей и молодежи. - 2008. - № 3. - С. 39-42.

.Панова, Т. С. Влияние СМИ на нравственное здоровье детей и подростков: к постановке проблемы [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=284460&c=2&q=%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0+%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9+%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8&p=6&se=12&r=215051&rt=6> / Т. С. Панова ; Урал. гос. пед. ун-т // Человек в мире культуры : VI Колосницын. чтения : сб. материалов Всерос. науч. конф. молодых ученых с междунар. участием, г. Екатеринбург, 16 апр. 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 2, 3. - С. 61-64.

.Пархоменко, А. Н. Особенности отношений к СМИ и в СМИ в осу-ществлении социализации современных подростков [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=318342&c=2&q=%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f&p=2&se=12&r=216124&rt=3> / А. Н. Пархоменко, Н. А. Голубева // Мир психологии. - 2011. - № 4. - С. 196-205.

.Петров, В. П. СМИ как информационное оружие [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=245736&c=2&q=%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%bd%d0%b0+%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b5%d0%b9&p=2&se=12&r=215708&rt=9> / В. П. Петров, С. В. Петров // Основы безопасности жизни. - 2008. - № 3. - С. 48-54.

.Психология подростка [Текст] : полное рук. / под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2003. - 432 с.

.Психология современного подростока <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=49304&c=1&q=%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2&p=6&se=5&r=215307&rt=10> [Текст] / А. А. Азбель [и др.] ; под ред. Л. А. Регуш. - СПб. : Речь, 2005. - 400 с.

.Психотерапия детей и подростков <http://legacy.uspu.ru/ecweb/selected.html> [Текст] / под ред. Ф. Кендалла ; пер. с англ. А. Смирнова. - СПб. : Питер, 2002. - 432 с.

.Саламатина, И. И. Влияние современных средств массовой информации на социализацию детей и подростков [Текст] <http://legacy.uspu.ru/ecweb/select.html?rc=294882&c=2&q=%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5+%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82%d0%b0&p=1&se=12&r=216120&rt=9> / И. И. Саламатина, Е. М. Кочеткова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 8. - С. 74-78.

Похожие работы на - Средства массовой коммуникации в воспитании старших подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!