Балл
|
Правильность
приемов и способов работы
|
Качество
работы
|
Организация
труда и рабочего места, безопасность труда
|
Самостоятельность
выполнения работы
|
Выполнение
нормы времени
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
5
(отл)
|
Полное
соответствие техническим требования. Безошибочное, уверенное выполнение всех
приемов и операций. Рациональные приемы сборки, регулировки и установки
приборов на автомобиль.
|
После
разборки и сборки все узлы и детали установлены на свои места. Полное
соответствие выполненной работы предъявляемым требованиям.
|
Правильная
и качественная организация рабочего места перед работой во время работы и
после ее окончания, соблюдение техники безопасности.
|
Полная
самостоятельность при выполнении работы, без помощи мастера.
|
Обучающийся
выполнил норму времени или перевыполнил ее.
|
4
(хор)
|
Полное
соответствие. Правильное выполнение приёмов и способов работы при наличии
отдельных несущественных недочётов.
|
При
выполнении работы учащийся допускал отдельные отклонения от технических
требований, устраненные учащимися самостоятельно
|
Соблюдение
правил организации труда, рабочего места учащегося, техники безопасности.
|
Требовалось
незначительная помощь мастера.
|
Обучающийся
выполнил норму времени.
|
3
(уд)
|
Не
полное соответствие. Выполнение приемов и операций с ошибкой.
|
Незначительные
отступления от технических требований не приводящие к браку.
|
Недочеты
организации труда и рабочего места: затруднение в пользовании инструментами,
картами, нарушение по технике безопасности.
|
Требовалась
значительная помощь мастера.
|
Обучающийся
не уложился в норму на 25 %, но работу выполнил.
|
2
(неуд)
|
Некачественная
работа, относиться к браку. Неумение выполнения приёмов сборки, регулировки и
установки приборов на автомобиль. Неумение пользоваться инструментами
|
Обучающийся
не смог выполнить работу на уроке или выполнил ее с браком. Значительные
отступления от технических требований.
|
Существенные
недочеты в организации труда и рабочего места. Беспорядок на рабочем месте,
неумение пользоваться инструкционной картой, нарушение техники безопасности
|
Не
способен выполнить работу без помощи мастера.
|
Обучающийся
не вложился в норму времени. Работа не выполнена
|
Раздел 7. Подготовка мастера к занятиям
7.1 Перспективная подготовка мастера п/о к
занятиям
.1.1 Подготовка к учебному году
Готовясь к учебному году мастер осуществляет
личную подготовку, включающую в себя: Изучение квалификационной характеристики,
учебного плана, программы, педагогической и технической литературы. Мастер
участвует в работе школы передового опыта, педагогических конференциях,
проходит стажировку. Кроме того он участвует в профориентационной работе, в
комплектации группы. Помимо этого мастер изготавливает образцы
учебно-производственных работ.
Подготовка учебно-материального оснащения к
учебному году состоит из: подготовки учебных мастерских, лабораторий
учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку рабочих и служащих,
учебных участков и рабочих мест на предприятиях в соответствии с требованиями учебных
программ, норм и правил охраны труда и техники безопасности.
Планирование учебного процесса при подготовке
мастером у учебному году заключается в участии в работе по подготовке перечней
учебно-производственных работ, перспективных планов учебной и воспитательной
работы, разработке норм и технических требований на учебно-производственные
работы, планов комплексного методического обеспечения производственного
обучения. Мастер разрабатывает учебно-техническую документацию, критерии
оценки, детальной программы производственной практики.
7.1.2 Подготовка к изучению темы программы
профессионального обучения
В процессе личной подготовки к проведению
занятий под данной теме, мастер изучает методическую и техническую литературу,
информационные материалы по теме. Мастер готовит документацию письменного
инструктирования, межпредметные комплексные задания, домашние задания
обучающимся.
Осуществление подготовки учебно-материального
оснащения состоит из определения и подготовки учебно-производственных работ для
изучения данной темы. Проверяется наличие и подготовка к использованию
учебно-материального оснащения, а также учебно-технической документации,
применяемых при изучении темы.
Планируя учебный процесс, при подготовке к
изучению темы, мастер анализирует знания обучающихся по данной теме, полученных
ими при изучении специальных предметов. Мастер распределяет материал темы на
подтемы и уроки, определяет их содержание и цели, а также составляет
перспективно-тематических план изучения темы (если такой документ применяется в
данном профессиональном учебном заведении ).
.2 Подготовка мастера к уроку
Подготовка к уроку - решающий и наиболее
ответственных этап подготовки мастера к занятиям. Если недостатки перспективной
подготовки могут быть устранены в процессе подготовки к уроку, то недочеты в
подготовке к уроку непосредственно скажутся на его качестве.
Личная подготовка мастера к уроку представляет
собой изучение методической и технической литературы, информационных материалов
о передовом опыте работы. Также мастер готовится к показу трудовых приемов,
репетирует показ.
Готовя учебно-материальное оснащение к уроку,
мастер подготавливает и проверяет наличие заготовок и материалов для выполнения
на уроке учебно-производственных работ. Готовится учебно-техническая документация,
наглядные пособия, технические средства обучения. Подготавливается
оборудование, проверяется исправность и наличие инструментов, приборов,
приспособлений.
Планирование учебного процесса при подготовке
мастера к уроку включает в себя анализ итого предыдущих занятий, уточнение
содержания, темы и цели предстоящего урока:
определение структуры урока и времени на каждый
его элемент;
определение методических приемов проведения
вводного инструктажа;
определение системы упражнений и самостоятельных
и работ обучающихся, организации и методики текущего инструктирования;
определение домашних заданий обучающимся.
В завершении этой работы мастер составляет план
урока, являющийся основным планирующим документом при проведении урока, а также
конспект вводного инструктажа.
.3 План урока п/о
План урока п/о
Профессия - Слесарь по ремонту автомобилей.
Тема программы - Ремонт «Системы охлаждения и
смазки»
Тема урока - «Назначение системы охлаждения и
смазки»
Цель урока - Сформировать умения и закрепить
знания обучающихся .
Учебно-производственные работы:1)разборка помпы;
2)снятие и установка термостата.
Учебно-материальное оснащение:1)Кран балка.
)Гайковёрт.
)Набор трещоток.
)Набор слесаря.
ХОД УРОКА:
1. Организационная часть8.00-8.05
. Вводный инструктаж8.05-8.40
2.1 Сообщение темы и цели урока
.2 Беседа с обучающимися по вопросам:
а) Назначения и основные функции системы
охлаждения и смазки.
б) Основные детали.
.3 Объяснение нового материала и показ приемов:
а) Инструктаж по организации рабочего места и ТБ
при работе.
б) Показ рациональных приёмов снятия и разборки
помпы.
в) Показ снятия и установки термостата.
.4 Закрепление материала вводного инструктажа:
а) Дополнительные вопросы связанные с разборкой
помпы.
б) Последовательность снятия радиатора.
в) Замена термостата.
. Самостоятельная работа обучающихся и текущее
инструктирование 8 .40-13.50
.1 Порядок выполнения работы:
) Открыть капот автомобиля;
) Снять ремень водяного насоса;
) Открутит гайки удерживающие водяной насос;
) Снять помпу;
) Разобрать помпу;
) Проверить исправность деталей насоса;
) сборка и установка насоса.
.2 Обходы рабочих мест обучающихся:
а) Соблюдение техники безопасности.
б) Проверка последовательности выполнения работ.
в) Помощь обучающимся при возникших трудностях.
.3 Приемка и оценка выполненных работ. Уборка
рабочих мест
4. Заключительный инструктаж13.50-14.00
4.1 Подведение итогов урока:
Сообщение о выполнении цели урока; анализ
успешности выполнения упражнений; разбор типичных ошибок и характерных
недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения.
4.2 Выдача домашнего задания:
Повторение теории «Система смазки двс»
Мастер п/о - Останин Д.А.
7.4 Конспект вводного инструктажа
Здравствуйте. Для начала повторите домашнее
задание и приготовьтесь к опросу. Ответьте мне на вопросы. Для чего
предназначена система охлаждения и смазки? Назовите основные детали ходовой
части? Перечислите основные неисправности? Молодцы! И перед тем как приступить
к работе я прочитаю вам технику безопасности. Слушайте внимательно и не
отвлекайтесь, если возникнут какие-нибудь вопросы задавайте сразу. Если всем
всё понятно тогда распишетесь в журнале ТБ. За тем я расскажу о типичных
ошибках при выполнении разборки сборки системы охлаждения и смазки. Слушайте
внимательно и запоминайте. Теперь я распределю вас на 4 звена и каждому дам
задание. После выполненной работы звенья будут меняться между собой.
Дополнительные инструменты находятся у меня. И только теперь вы можете
непосредственно перейти к выполнению работ по разборки сборки узлов и деталей системы
охлаждения и смазки.
Раздел 8. Методика проведения занятий
.1 Формы п/о
Форма организации п/о - способ организационного
построения учебно-воспитательного процесса, определяющий характер учебной
(учебно-производственной) деятельности обучающихся, руководство этой
деятельностью мастером, а также структуру занятий.
Классификация форм п/о:
По организации процесса п/о формы делятся на:
1) Урочные.
2) Неурочные.
Урочная форма п/о применяется как правило в
учебных мастерских. В условиях производства она малоприменима, поэтому
используются и неурочные формы п/о, такие как:
1) Обучение обучающихся в составе
ученических бригад.
2) Обучение обучающихся в составе бригад
квалифицированных рабочих.
) Индивидуальное прикрепление обучающихся
к квалифицированным рабочим.
) Производственные экскурсии.
) Выполнение обучающимися домашних
заданий.
По организации учебно-производственного труда
обучающихся формы бывают:
1) Фронтально-групповая.
2) Бригадная (звеньевая).
) Индивидуальная.
Труд мастера п/о организуется в формах:
) Закрепление мастера за учебной группой (или
группы за мастером).
) Закрепление мастера за учебной мастерской.
) Бригада мастеров.
) Мастер-преподаватель.
) Два мастера, закрепленных за группой или
мастерской.
8.2 Методы п/о
Методы п/о - упорядоченные способы совместной
взаимосвязанной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых
достигается прочное овладение обучающимися профессиональных ЗУН, формируется их
мировоззрение, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
Классификация методов п/о:
По источникам информации методы п/о делятся на:
) Словесные.
) Наглядно-демонстрационные.
) Практические.
) Методы проверки ЗУН.
Словесные методы в п/о являются
вспомогательными. Выделяют следующие словесные методы п/о:
а) Рассказ-объяснение.
б) Беседа.
в) Письменное инструктирование.
г) Работа обучающихся с технической
документацией и литературой.
Виды наглядно-демонстрационных методов п/о.
) Показ приемов трудового действия.
) Демонстрация наглядных пособий.
) Применение ТСО.
) Самостоятельные наблюдения обучающихся.
Виды практических методов п/о.
) Упражнения (основной метод п/о)
Упражнения - многократные повторения
определенных действий для их сознательного совершенствования. В процессе
упражнений, таким образом, происходит переход количества (в данном случаи
количества повторений, воспроизведений) в качества, которое характеризуется
совершенствование знаний, способов деятельности, образованием умений и навыков.
Основные требования к упражнениям:
. Упражнения - это не только повторения, но и
обязательное движение вперед. Каждое упражнение - это очередной шаг в овладении
профессией.
. Каждое упражнение должно иметь четкую цель:
учебную - чему научиться, что освоить, отработать, закрепить,
усовершенствовать, развить, чего достигнуть и производственную - что. Как и
сколько сделать в процессе упражнений. Цели эти должны тесно сочетаться, причем
достижение производственной цели является средством достижения учебной цели.
. Упражнения проводятся под руководством мастера
производственного обучения.
. Выполняя упражнения, обучающийся должен иметь
прочную сознательную ориентировочную основу своих действий. Он должен четко
знать, «что», «как» и «почему так» нужно выполнять учебно-производственные
задания.
. Высокая эффективность упражнений
обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией
учебно-производственной деятельности обучающихся.
. В процессе упражнений обучающиеся должны иметь
четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода результатов своих действий
(зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования).
. В процессе упражнений на каждом его этапе
обучающийся должен четко представлять себе, каких результатов он добился, на
сколько успешно выполняется их цель.
) Лабораторно-практические работы.
По задачам и месту в учебном процессе
лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между
теоретическими и производственными обучением и являются важным средством связи
теории и практики.
Это в значительной степени влияет на определение
вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков из
проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся. В ряде
случаев лабораторно-практические работы организуются и проводятся совместно
преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения.
Основными видами лабораторно-практических работ, характерных для
производственного обучения, являются:
изучение и анализ (описание) устройства и работы
машин, механизмов, аппаратов, приборов;
исследование количественных и качественных
зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками;
изучение способов использования
контрольно-измерительных приборов и инструментов;
диагностика неисправностей, регулировка,
наладка, настройка оборудования, например, проверка станка на прочность;
регулировка и наладка систем, узлов и агрегатов тракторов и
сельскохозяйственных машин и др.
.3 Методика проведения занятия
Занятия по теме «Система охлаждения и смазки»,
вследствие трудности обеспечения всех обучающихся необходимым количеством
оснащения, проводятся не фронтально, а по бригадам/звеньям, что усложняет
работу мастера по инструктированию обучающихся. Поэтому мастер активно
использует документацию письменного инструктирования.
.3.1 Вводный инструктаж
Сначала мастер проводит фронтальный вводный
инструктаж для всех обучающихся группы по теме «Приборы системы охлаждения и
смазки»,
после чего проводит инструктажи для отдельных
бригад. В начале вводного инструктажа мастер проверяет явку обучающихся на
занятия и их внешний вид. Далее он сообщает обучающимся тему и цель урока, тему
записывает на доске.
С целью актуализации знаний и опыта обучающихся
мастер проводит опрос обучающихся по материалу прошлых занятий по вопросам:
.Какова последовательность разборки сборки системы
охлаждения и смазки?
. Какова подготовка автомобиля перед разборкой
сборкой системы охлаждения и смазки?
и беседу по материалу текущего занятия, который
они изучали на уроках по предмету «Устройство автомобиля». Затем мастер
переходит к сообщению нового материала, в основе которого лежит объяснение
порядка выполнения работ: 1) Открыть капот автомобиля;
) Снять ремень водяного насоса;
) Открутит гайки удерживающие водяной насос;
) Снять помпу;
) Разобрать помпу;
) Проверить исправность деталей насоса;
) сборка и установка насоса.
Показ наиболее сложных приемов.
При подготовке к данному занятию, мастер ослабил
крепеж на агрегате, на котором он проводит показ. При объяснении мастер
использует инструкционно-технологическую карту увеличенного размера, а обучающиеся
одновременно с этим знакомятся с порядком работы по картам обычного размера.
При объяснении материала постоянно необходимо освещать вопросы рациональной
организации труда и соблюдению техники безопасности. Также мастер разъясняет
обучающимся наиболее типичные ошибки: неправильное использование гайковерта и
нарушение последовательности разборки сборки системы охлаждения и смазки;
которые обычно совершаются при выполнении таких работ, их причины, способы
предотвращения и исправления. Для того чтобы обучающиеся приучались ценить
время, мастер сообщает им нормы времени на выполнение работы. На рабочем месте
мастера в процессе занятия должен быть образцовый порядок.
В конце вводного инструктажа мастер проводит
закрепление нового материала и проверку усвоение его обучающимися. Для этого
мастер задает обучающимся вопросы по новому материалу:
Какова последовательность разборки сборки
системы охлаждения и смазки?
Что необходимо сделать с автомобилем перед
выполнением данных работ?
Предлагает отдельным обучающимся повторить
некоторые приемы работы, после чего, при необходимости повторно разъясняет
сложные моменты. Также обучающиеся работают по карточкам-заданиям. Далее мастер
разводит обучающихся по рабочим местам в соответствии с графиком перемещений.
.3.2 Текущий инструктаж
Когда обучающиеся начинают выполнять упражнения,
мастер руководит их работой с помощью текущего инструктирования. Мастер
наблюдает со своего рабочего места за ходом работы и делает себе пометки, в
какой помощи нуждаются обучающиеся. Текущее инструктирование проводится обычно
индивидуально, путем целевых обходов.
Первый обход имеет цель:
Проверить своевременность начала работы
обучающихся, организацию рабочих мест; рациональность способов пользования
документацией. Соблюдение техники безопасности.
Второй обход имеет цель:
Проверить правильность выполнения отрабатываемых
трудовых приемов и способов. При возникновении трудностей, помочь обучающимся.
Третий обход имеет цель:
Проверка качества выполняемой работы.
При этом каждый обучающийся должен чувствовать,
что мастер всегда рядом и следит за его работой. Если у отдельных обучающихся
возникают трудности в работе, мастер подходит к ним и на их рабочем месте
разъясняет, как их преодолеть, стараясь действовать так, чтобы обучающиеся самостоятельно,
с помощью инструкционной карты нашли верные пути. Целесообразно использовать
взаимопомощь обучающихся. В случае, если обучающиеся грубо нарушают технику
безопасности или многие обучающиеся совершают одинаковые ошибки, мастер
останавливает работу и проводит коллективный внеочередной текущий инструктаж.
.3.3 Заключительный инструктаж
После завершения работы мастер проводит
заключительный инструктаж, целью которого является подведение
учебно-производственных итогов урока. Мастер сообщает обучающимся о достижении
ими цели урока, сообщает о наиболее частых ошибках и беседует с обучающимися о
том, как не допускать эти ошибки в дальнейшем. Проверив выполненные работы
обучающихся и уборку их рабочих мест, мастер сообщает обучающимся оценки за
урок, сообщает тему следующего урока и выдает им домашнее задание.
Раздел 9. Воспитательная работа мастера в
процессе изучения темы
.1 Цели, задачи и содержание воспитания в
профессиональном обучении
Цель воспитания в профессионально обучении-
формирование гармоничной развитой, способной, социально и профессионально
мобильной личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей, в
том числе профессиональной, и уважать общечеловеческие и национальные ценности.
Задачи воспитания в профессиональном обучении:
· Формирование у обучающихся отношения
к профессиональному труду как основной ценности жизни, как средству
самореализации, как главному условию удовлетворения духовных и материальных
потребностей
· Воспитание морально - нравственных,
профессионально значимых личностных качеств путем усвоения правовых,
эстетических, трудовых норм, правил.
· Развитие профессиональных
способностей - той основы, на которой возникает и активно развивается
устойчивый профессиональный интерес.
· Формирование и развитие у обучающихся
социального опыта. Это предполагает вовлечение обучающихся в социальную
деятельность в окружающей их социальной среде.
· Формирование конкурентоспособности
личности как гаранта социальной защищенности работника в условиях жесткой
борьбы на рынке труда.
Содержание воспитания должно быть сосредоточено
на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образов
гражданского поведения, на духовном и физическом развитии современного
поколения в целом и каждой личности в отдельности, на нравственной
ответственности обучающихся.
. Реализм целей воспитания. Реальная цель
сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и
дарования.
. Совместная деятельность детей и
взрослых.
. Самоопределение. Важнейший элемент
содержания воспитания - культура жизненного самоопределения человека.
. Личностная направленность воспитания. В
центре воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия,
не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей
педагогической заботы.
. Добровольность. Без собственной воли
воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея
развития ((преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества.
. Коллективистская направленность.
.2 Принципы воспитания
Принцип - это общее руководящее положение,
требующее последовательности действий в различных условиях и обстоятельствах.
Принцип - основное требование.
· .Принцип педагогической целесообразности.
Чтобы и когда бы ни делал педагог, объясняя новый учебный материал, организуя
труд своих воспитанников, он должен последовательно и решительно добиваться
стимулирования и формирования у них духовных, физических и нравственных
качеств, которое вместе составляют своеобразную программу личности современного
труженика и гражданина.
· Принцип воспитания в духе
общечеловеческих нравственных ценностей (любовь, доброжелательность, понимание,
сотрудничество, чувство ответственности, сострадание, уважение к другим,
честность, искренность, справедливость, воспитанность, вежливость).
· Принцип единства интересов личности
и коллектива. Коллектив является главным воспитателем личности.
· Принцип развития самодеятельности
личности. Самодеятельность личности - это такая деятельность человека,
реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства,
приобретенного в процессе обучения.
· Принцип развития воспитательных
функций коллектива.
· Принцип гуманизма в воспитании
молодежи основан на признании человека высшей ценностью, требует от педагогов
полного принятия обучающегося, ориентации на взаимное доверие, взаимодействие и
доверие, взаимодействие и уважение пед. работников и обучающихся.
· Принцип толерантности.
· Принцип самореализации.
· Принцип коллективизма следует из
приоритетного стремления молодежи иметь друзей, как в социуме, так и системе
образования.
· Принцип универсализации воспитания -
его реализация в учреждении, осуществляющем профессиональную подготовку рабочих
и служащих, в семье, в социуме, должна происходить с учетом глубоких изменений
во взаимоотношениях работодателей и учреждений, осуществляющих профессиональную
подготовку рабочих и служащих в условиях обновляемого социального партнерства.
· Принцип сопряжённости возрастной
идеологии воспитания, включающий через правовое образование формирование
раннего правосознания, ведущего к законопослушанию.
· Принцип совместного творчества. В
рамках этого принципа создаются благоприятные условия для развития
индивидуальности подростка.
· Принцип вариативности воспитания
предлагает создание ситуации свободного выбора.
· Принцип умеренного традиционализма -
это использование опыта прошлых лет в традиционных направлениях воспитательной
работы (лучшего опыта патриотического нравственного воспитания).
· Принцип исторической преемственности
подразумевает создание воспитательных систем, которые бы обеспечили трансляцию
базовых, социально значимых ценностей между поколениями.
.3 Методы и средства воспитания в
производственном обучении
Группы методов воспитания будущих рабочих:
) Основной задачей методов организации
коллектива являются профессиональная подготовка рабочих высокой квалификации.
Дисциплина - исходный метод коллектива -
обеспечивает формирование культуры взаимоотношения членов коллектива, полезных
традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил
внутреннего распорядка и последовательного их предъявления в качестве единых
требований друг к другу.
Самообслуживание - ведущий метод организации
коллектива - обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных
условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы
об умножении общественного достояния.
Соревнование - коррекционный метод организации
трудового коллектива, где важную роль играет учет и сравнение результатов
совместной деятельности, а также поощрение всех участников, особенно
передовиков, - стимулирует успех индивидуального и коллективного труда,
формирует ревностное отношение к делу у его участников.
Самоуправление - метод самоорганизации
коллектива - обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной
ответственности и организаторских качеств, при условии, если в управление
делами коллектива включается работоспособные органы, наделенные реальными
правами и полномочиями.
) Назначение методов убеждения состоит в том,
чтобы способствовать воспитанникам в осмыслении своего социального опыта и
происходящего в окружающем мире, в овладении основами духовной культуры
человечества и в выработке гуманистических личных взглядов на основе
размышлений, переживаний, формирования новых понятий и представлений.
Информация - исходный метод убеждения -
обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно
педагогом и стимулирует у них интерес к новому знанию, потребность в овладении
им.
Поиск - ведущий метод убеждения - обеспечивает
вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора
и исследования информации научного и ценностно-ориентированного характера.
Дискуссия - коррекционный метод убеждения -
обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, формируя
самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек
зрения, отстаивание своих убеждений.
Взаимное просвещение - метод самоорганизации
убеждения - обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения
пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной
пропагандистской разъяснительной работе среди своих товарищей.
) Методы педагогического стимулирования.
Требование - исходный метод педагогического
стимулирования - обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и
проявления их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения в
личных отношениях педагога с воспитанниками, в общении с ними (прямые,
косвенные).
Перспектива - ведущий метод педагогического
стимулирования - обеспечивает налаживание общественно-полезной деятельности
воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных целей,
трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей (близкая,
средняя, далекая).
Поощрение и наказание - коррекционный метод
педагогического стимулирования - обеспечивает поддержку полезной и торможение
нежелательной деятельности воспитанников путем внесения изменений в отдельные
права и обязанности их как членов коллектива, а также моральной оценки их
действий.
Общественное мнение - метод самоорганизации
педагогического стимулирования - обеспечивает поддержку и развитие общественно
полезной деятельности проявление нравственных качеств воспитанников по
средствам выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно
значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива.
Средства воспитания.
Средством называется все то, что субъект
(педагог, обучающийся) в процессе движения к цели. Средства располагаются вне
субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности. Повышения
качественности продукта, усиления какой-либо детали деятельности процесса.
Роль средства воспитания может выполнять любой
объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, животные, растения,
произведения творчества, явления, т.е. многомерный и многообразный мир,
включенный в систему организуемой жизнедеятельности воспитанников.
Группы средств воспитания на основании того или
иного канала психологического влияния на человека:
· Аудиальные - слово, музыка, песня,
стихи, звуки природы…
· Визуальные - предмет, изображения
предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-,
фотозапись…
· Кинестетические - ритмические
движения, символические жесты, смена позы, тактические прикосновения.
.4 Сущность воспитания и его закономерности
Сущность воспитания.
Воспитание - целенаправленная содержательная
профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию
обучающихся, вхождению личности в контакт с современной культурой, становлению
его как субъекта и стратега собственной жизни человека.
В процессе воспитания необходимо осуществить:
§ Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой
талантливой личности, обогащенной научными знаниями об окружающей среде,
готовой к творческой деятельности и нравственному поведению;
§ Научить мыслить;
§ Обеспечить объемом научных знаний, формирование
познавательных интересов, понимание жизненных ценностей;
§ Воспитание чувства: научить любить людей и
жизнь, приобщить к духовным и общественным ценностям, сформировать нравственное
отношение к человеку, труду, природе.
Культура труда - базовая составная часть общей
культуры личности, понятие ёмкое, многогранное, многоаспектное. Это и
технологическая дисциплина, и производственная этика, и грамотное использование
учебной и технической документации, и бережное отношение к оборудованию,
материалам, энергии и рациональная организация труда, и многие другие качества,
характеризующие настоящего профессионала.
Творческое отношение к труду, как характеристика
профессионального мастерства будущих квалифицированных рабочих, специалистов -
явление комплексное, оно формируется в процессе всего учебного процесса, при
изучении предметов теоретического обучения и производственном обучении.
Экономическое воспитание - это систематическое,
целенаправленное воздействие общества на личность в целях подготовки её к
успешной производственно - хозяйской деятельности, формирования образа
мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно
- правовым основам общества, воспитание у каждого члена общества хозяйского
отношения ко всем видам собственности.
Закономерности воспитания.
Включение обучающегося в активную совместную деятельность
связано с формированием активной жизненной позиции и социальной мобильности,
характерной для рыночных отношений.
Соответствие цели воспитания и достигнутого
уровня развития обучающегося позволяет видеть перспективы собственного роста и
быстрее добиваться результатов в воспитании, а также воздействовать на
внутреннюю систему мотивов, потребностей, эмоций обучающегося, трансформируя
тем самым воспитательные воздействия во внутренние достижения.
Опора на положительные качества личности
(гуманизм, толерантность, взаимодействие, коллективизм, креативность) формирует
соответствующие воспитательные отношения.
Учет возрастных особенностей развития
обучающихся необходимым в процессе воспитания, поэтому технология
воспитательных воздействий для разных возрастных групп будет различной.
Закономерности, объясняющие ход самого
воспитательного процесса взаимодействия педагога и воспитанников, позволяют
говорить о его технологичности. Благодаря технологизации воспитания появляется
возможность учесть всю совокупность объективных и субъективных факторов,
воздействующих на процесс воспитания, и сделать оптимальным и более
качественным.
Особенности взаимодействия процесса воспитания с
внешней средой определяются следующими закономерностями: воспитание в
коллективе и через коллектив, единство в действиях педагога, семьи и общества в
целом, учет национально-региональных особенностей и социально-экономических
условий развития общества, социального партнерства.
Список используемой литературы
1. Батышева С.Я. Профессиональная
педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям
и направлениям - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
2. Безрукова В.С. Педагогика.
Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов
и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Издательство
«Деловая книга», 1996.
. Карагодин В.И., Шестопалов
С.К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб.
и доп. - М.: «Высш. шк.». 1990.
. Кругликов Г.И. Настольная
книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф.
образования / Г.И. Кругликов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2008.
. Кругликов Г.И. Методика
профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студ. высших
учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
. Румянцев С.И. и др.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для ПТУ / С.И. Румянцев,
А.Ф. Синельников, Ю.Л. Штоль. - М.: Машиностроение, 1989.
. Скакун В.А. Методика
производственного обучения. Ч.1. - М.: Ассоциация «Профессиональное
образование», 1992.
. Скакун В.А. Методика
производственного обучения. Ч.2. - М.: Ассоциация «Профессиональное
образование», 1992.
9. Скакун В.А. Организация и
методика профессионального обуче-ния: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ:ИНФРА-М,
2008
10. Столяренко Л. Д. Педагогика.
Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: «Феникс», 2000.
11. Третьяков А.М., Петров А.Д.
Справочник молодого слесаря по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей:
Учеб. пособие для сред. проф.-техн. училищ. - М.: «Высш. школа», 1980.
. Чумаченко Ю.Т., Рассанов
Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению
лабораторно-практических работ. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
. Эрганова Н.Э. Методика
профессионального обучения : учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ. -
М.: Академия, 2007.
14. Эрганова Н.Е. Методика
профессионального обучения в системе современного педагогического знания -
Образование и наука. - 2007.
15. Якуба Ю.А. Справочник мастера
производственного обучения: Учеб. пособие для учеб. заведений нач. проф.
образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
16. Якуба Ю.А. Справочник мастера
производственного обучения: Учебное пособие- М.: Академия, 2006.
. Организация и методика
производственного обучения в СПТУ. Метод. пособие. М., «Феникс», 2000