Сетевая форма реализации образовательных программ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сетевая форма реализации образовательных программ













КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Сетевая форма реализации образовательных программ

Оглавление

Введение

1. Общая характеристика

2.Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы

3. Основные модели сетевой формы реализации образовательных программ

4.Направленность сетевых образовательных программ

Заключение

Список источников

Введение

Одной из причин системной разработки нового законодательства надлежит наименовать и процессы глобализации, происходящие на фоне формирования и развития информационного общества. В свою очередность, международные обязательства в образовании, принятые Россией, делают актуальным проблема о модернизации образования и системном реформировании образовательной нормативной базы с учетом современных стандартов правового регулирования.

В 2003 г. Российская Федерация подписала Болонскую декларацию (1999 г.) и вступила в Болонский ход, кой предполагает образование единого образовательного пространства, подвижность студентов, унификацию правового статуса российских и европейских образовательных организаций.

Применение внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала личный резерв, а современные обстоятельства развития общества и государства в свою очередь требуют, чтоб право не только лишь решало проблемы образования как отрасли экономики, но и стало основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации. В любом случае современное правовое управление образовательной системы требует обеспечения стабильности и одновременно преемственности законодательства об образовании.


1. Общая характеристика

С 1 сентября 2013 года вступает в силу свежий федеративный закон "Об образовании". Средь прочих новаций в нем прописана так называемая "сетевая конфигурация реализации образовательных программ". О чем идет говор?

Из статьи 15 закона становится очевидно, что сетевая форма позволяет обучающемуся изучить программу с использованием ресурсов одновременно нескольких образовательных учреждений. В той же статье сказано, что сетевая форма организации образовательных программ осуществляется на основании договора средь организациями.

Нужно обозначить, что эта мысль не нова. Похожую форму образования еще до вступления нового закона в силу начали одновременно вводить, в частности, Северный (Арктический) федерационный университет (С(А)ФУ) и Всероссийский научно-исследовательский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ВИПКЛХ). Соглашение о сотрудничестве средь вузами был подписан еще в 2012 году.

В соответствии с названным договором ВИПКЛХ проводит на своей базе учение в объеме 200 учебных часов (лекционные, практические, производственную практику) со студентами, обучающимися в С(А)ФУ по направлению бакалавриата "Менеджмент" специальность: "Государственное и муниципальное руководство".

Обучающиеся - это объединение в количестве 20 студентов 3 курса, изъявивших готовность впоследствии окончания учебы работать в органах государственного управления лесами. Учение запланированы на время с 17 февраля по 30 марта, изучение производственной практики - с 16 по 23 июня.

Названная сетевая фигура реализации программы подготовки бакалавров по своей сути является пилотным образовательным проектом. Намерение - основать эффективную систему кадрового обеспечения органов государственного управления лесами и, в первую очередность, лесничеств. То есть, выговор идет о подготовке государственных служащих, обладающих специальными познаниями не только лишь в сфере лесного хозяйства, но в области госуправления.

Дело в том, что осуществленное Лесным кодексом деление в лесном секторе государственных (административных) и хозяйственных (коммерческих) функций создало небывалый раздел рынка труда - рабочая сила органов государственного управления лесами. Одначе учреждения высшего лесного профессионального образования в сегодняшнее время не предлагают направлений бакалавриата и магистратуры, которые обеспечили бы студентам принятие необходимых управленческих знаний и навыков.

Базовым направлением бакалавриата и магистратуры, которое призвано готовить кадры для лесного хозяйства, во всех лесных университетах и на факультетах является "Лесное ремесло".

Конструкция и содержимое учебных программ по этому направлению бакалавриата в основном повторяют в уменьшенном объеме учебный план подготовки инженеров лесного хозяйства по специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство". По названной программе "специалитета" традиционно в прохождение длительного времени в общесоветский и послесоветский периоды вплоть до 2008 года велась учеба специалистов для лесхозов. Одначе у лесхозов коммерческая (хозяйственная) активность была преобладающей, и согласно этому формировалась надобность в знаниях и навыках у выпускников.

В сложившейся ситуации на рынке труда задачам подготовки кадров для органов государственного управления лесами в большей степени соответствует назначение бакалавриата и магистратуры "Менеджмент" с профилем "Государственное и муниципальное управление", при условии, что студенты получат навыки и знания в области лесного администрирования, основанные на общей теории менеджмента.

К сожалению, в своем большинстве лесные университеты лишены возможностей реализовать названное перед этим направленность бакалавриата и магистратуры. Такую реальность имеют экономические и гуманитарные университеты, но при этом у их выпускников возникнут объективные невзгоды в приложении полученных теоретических знаний к практике лесоуправления, ежели эти выпускники захотят трудоустроиться на государственную лесную службу.

Разработанная С(А)ФУ и ВИПКЛХ сетевая схема подготовки бакалавров преодолевает такого рода невзгоды сквозь ввод в нее таких учебных дисциплин, как "Государственное руководство лесами, "Лесное право", "Азы использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов", "Начатки лесоучетных работ".

Образование по названным дисциплинам с большим объемом практических занятий будет проводиться преподавателями института и приглашенными специалистами.

На производственной практике студенты ознакомятся с деятельностью предприятий и учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Рослесхоза. При успешной реализации изложенного перед этим образовательного проекта его результаты будут достоянием всей системы лесного образования в условиях реализации нового Закона "Об образовании".

Следующим шагом в направлении кадрового обеспечения органов государственного управления лесами может становиться усовершенствование прикладного бакалавриата на базе учреждений среднего профессионального лесного образования. Этому будет содействовать участие Российской Федерации в проекте ФАО "Укрепление кадрового потенциала региональных лесных администраций", кой обязан быть реализован в 2013-2014 гг. Один из компонентов сего проекта - оказание зарубежными специалистами консультационных услуг при становлении и развитии прикладного бакалавриата в лесном образовании. Координатором проекта ФАО со стороны Российской Федерации распоряжением Рослесхоза назначен ВИПКЛХ.

Предложенные выше мероприятия в совокупности должны основать условия для инновационного развития лесного образования.

Сетевые формы реализации образовательных программ применяются в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательных технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся внутренние резервы выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.

Соответственно статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации», формальными признаками сетевой образовательной программы являются:

.Причастность нескольких организаций в процессе реализации образовательной программы

.Существование формального договора о сетевой форме реализации образовательной программы, включающего:

)вид, степень и (или) направленность образовательной программы;

)инструкция приема, распорядок организации академической мобильности и положение обучающихся в организациях, реализующих образовательную программу в сетевой форме;

)обстоятельства и распорядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, в том числе ресурсное предоставление и расположение обязанностей средь организациями;

)выдаваемые акт или документы об образовании;

)период действия договора.

При этом, партнерами при реализации сетевых образовательных программ могут быть как иные образовательные организации Российской Федерации, так и зарубежные вузы, а как и научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения.

Исходя из международного опыта и для решения задачи повышения конкурентоспособности российского высшего образования, Министерством образования и науки Российской Федерации рассматривается вопрос о государственной поддержке развития сетевой формы реализации образовательных программ магистратуры как призванных закрепить сотрудничество средь вузами, научными организациями и предприятиями наукоемких отраслей.

Свежий период социально-экономического развития страны ставит пред системой высшего образования новые стратегические задачи. Указ Президента России № 599 и Постановление Правительства России № 211направлены на вступление к 2020 году не меньше пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, соответственно мировому рейтингу университетов. С первого сентября текущего года вступила в силу новая редакция Закона об образовании.

К ключевым мероприятиям, направленным на прогресс вузов в международных рейтингах, относятся осуществление совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами, вовлечение иностранных профессоров для обучения наших студентов, усовершенствование международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов и др.

Сетевая форма образовательных программ дает шанс реализации программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм; внедрения в вузах новых образовательных программ вместе с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями; привлечения студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов.

Государственный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) является победителем открытого конкурса, объявленного 8 мая 2013 года в рамках реализации положений Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599. Вдобавок сего НИЯУ МИФИ является стратегическим партнером и базовым вузом Госкорпорации «Росатом» в сфере кадрового и научно-инновационного обеспечения атомной отрасли, призванной оказать мультипликативный действие на экономику России и упрочнить ее позиции на мировых рынках. Усиление конкурентоспособности НИЯУ МИФИ является научно-образовательной частично стратегии развития Госкорпорации «Росатом». Одним из ключевых аспектов развития университета является активная разнообразие и упрочение позиций не только в области ядерных, но и других технологий, таких как ядерная медицина, радиационно-стойкая электроника, композиты, сверхпроводящие устройства, кибернетические технологии, а как и в области менеджмента и экономики. Диверсификация позволит в дальнейшем упрочить позиции НИЯУ МИФИ как ведущего мультидисциплинарного мирового образовательного и исследовательского центра.

В этой связи, изучение различных моделей взаимодействия организаций, направленных на реализацию сетевых образовательных программ высшего образования, в том числе на международной основе, и формирование нормативно-методической базы взаимодействия является дополнительно актуальным с точки зрения повышения конкурентноспособности не лишь НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

.Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы

В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании, сетевая модель реализации образовательных программ (дальше - сетевая форма) обеспечивает шанс ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную активность, в том числе иностранных, а как и при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие:

.организуется главным образом по перспективным (уникальным) образовательным программам, как закон, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов;

.позволяет выработать уникальные компетенции, востребованные, предварительно всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики;

.обеспечивает выполнимость использования в образовательной деятельности на равных правах с ресурсами образовательных организаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций: научных, производственных, медицинских, организаций культуры и др.

Задачами сетевого обучения являются:

.специализация кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;

.поднятие качества образования за итог интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;

.введение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный ход для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Употребление сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора средь организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную активность, такие организации как и одновременно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

) вид, степень и (или) направленность образовательной программы (доля образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

) гражданское состояние обучающихся в организациях, инструкция приема на воспитание по сетевой образовательной программе, распорядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих сетевую образовательную программу;

) обстоятельства и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой путем сетевой формы, в том числе разделение обязанностей средь организациями, распорядок реализации образовательной программы, темперамент и широта ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы путем сетевой формы;

) выдаваемые акт или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а как и организации, осуществляющие образовательную активность, которыми выдаются указанные документы;

) период действия договора, режим его изменения и прекращения.

В сетевой форме реализации образовательных программ могут принимать участие, соответственно закону об образовании:

.образовательные организации, т.е. организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную активность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

.организации, осуществляющие образовательную активность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие воспитание (организации, осуществляющие на основании лицензии на равных правах с ключевой деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);

.другие (ресурсные) организации, как то: научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д., т.е. обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д.

Образовательная организация - образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ высшего образования;

Образовательная организация - организация, осуществляющая воспитание. В этом случае для другой организации воспитание не является основным видом деятельности и она может иметь лицензию на реализацию только лишь дополнительных профессиональных программ. К этой же категории относятся иностранные организации, осуществляющие образовательную активность.

Образовательная организация - ресурсная организация, не имеющая лицензии на реализацию образовательных программ.

Сетевая конфигурация реализации образовательных программ допустима для всех уровней образования. В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 г., поднятие квалификации может воплощаться в действительность не только лишь для людей, имеющих квалификацию, но для студентов старших курсов. Особо гибкие внутренние резервы предоставляются для сетевой формы на уровне магистратуры и аспирантуры (ординатуры, адъюнктуры), так как в этом случае возможна предоставление документов об усвоении дополнительных профессиональных программ (переобучение).

Сетевая образовательная программа - образовательная программа, одновременно реализуемая образовательными, научными, производственными и иными организациями на основе договора по единому учебному плану. Организация обучения по сетевой образовательной программе может быть охарактеризована следующим образом.

Цели, задачи, содержимое сетевой образовательной программы, распорядок ее реализации регулируются договором (соглашением), кой подписывают все организации-партнеры.

В учебном плане сетевой образовательной программы указываются организаторы организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).

Подбор на сетевую программу осуществляет базисный вуз, кой координирует мероприятия по реализации программы, контролирует действие учебного плана, организует итоговую аттестацию.

По итогам обучения студенту выдается диплом базового вуза. В приложении к диплому перечисляются модули, дисциплины, практики, которые ученик прошел в других вузах или организациях (с указанием количества академических кредитов).

Общая длительность обучения в базовом вузе должна равняться не меньше 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения всей образовательной программы.

Время обучения по сетевой образовательной программе не может превосходить сроки освоения образовательной программы соответствующего направления подготовки (специальности).

В случае обучения по программе совместных или двойных дипломов составляется два учебных плана для двух различных вузов, где ряд учебных дисциплин взаимно засчитываются, а ряд дисциплин может реализовываться одновременно (научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа и т.д.). По результатам обучения студенту выдается два диплома. В этом случае длительность обучения в каждом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения образовательной программы, а общее увеличение трудоемкости для учащегося не превышает 25% в год.

4. Направленность сетевых образовательных программ

сетевая образовательная программа обучение

Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, в том числе ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преподавателей; региональных и отраслевых центров компетенций; служб маркетинга и трудоустройства выпускников. По своей направленности сетевые образовательные программы могут бытийствовать:

.компетентностно-ориентированные, направленные на вырабатывание уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;

.научно-инновационные, ориентированные на прогресс прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;

.отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития на основе международных образовательных и профессиональных стандартов.

В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами и подразделениями довузовской подготовки, центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами, для того, чтоб заводить формирование уникальных компетенций как дозволено прежде.

В случае научно-инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда средства вуза объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и производство-инкубаторов. В этом случае создается информационная научно-образовательная сфера, неотъемлемым участников которой становится вуз.

С точки зрения международной практики, существует серия определений убеждения «совместный диплом». На официальном сайте Болонского процесса под совместным дипломом понимается свидетельство о высшем образовании (разряд, ступень), выданное вместе двумя или больше вузами на основе совместной программы обучения. Объединенный диплом может выступать в виде:

.отдельного документа, выдаваемого в прибавление к одному или нескольким национальным вузовским дипломам;

.общего единого документа, выданного вузами, осуществлявшими воспитание по данной образовательной программе, не сопровождаемого выдачей национальных дипломов;

.одного или больше национальных дипломов, выдаваемых синхронно и разом в доказательство полученной квалификации.

Как закон, такие образовательные программы могут быть междисциплинарными, основанными на принципах интеграции содержания образования в различных предметных областях, профилях, направлениях подготовки, находящихся на стыке отраслей знаний. Такие программы называют одноуровневые двойные (или больше) образовательные программы.

Одноуровневые двойные программы реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимнозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют подготовить гибкие программы подготовки по двум направлениям совместно.

Заманчивость одноуровневых двойных программ, по сравнению с последовательным обучением по двум разным программам, состоит в экономии времени обучения, углублении универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных) за счет увеличения объема фундаментальной подготовки, расширении профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности, а как и в снижении финансовых затрат на образование.

Виды учебной деятельности сетевых образовательных программ, реализуемых организациями вместе. В соответствии со Статьей №15 Федерального закона об образовании, для реализации образовательной программы заключают соглашение о сотрудничестве организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Для каждой образовательной программы выделяются академическая (теоретическое образование) и исследовательская составляющие. Исследовательская составляющая содержит в себя научно-исследовательскую работу студентов, неодинаковые виды практик, подготовку выпускной квалификационной работы и т.д. Таким образом, при сетевой форме обучения, с учетом типов взаимодействующих организаций и наличие у них образовательных лицензий, дозволено распределить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться вместе: теоретическое воспитание; научно-исследовательская служба; обучение в виде стажировки; действие в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.

Нужда введения стажировок в данном случае связана с тем, что в качестве партнера вуза могут обозначаться организации, реализующие дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации и переподготовки.


Заключение

Таким образом, суммируя вышесказанное, по результатам обучения в рамках предложенных моделей взаимодействия организаций для реализации сетевых образовательных программ в качестве выдаваемых документов об образовании и (или) о квалификации могут являться выданы либо два диплома о высшем образовании разных вузов по двум или одному направлениям подготовки, либо документ о высшем образовании одного вуза и документ о переподготовке другого вуза по двум различным направлениям подготовки, либо диплом о высшем образовании и свидетельствование о повышении квалификации; либо государственный (русский) диплом о высшем образовании и документы об иностранном образовании или иностранной квалификации в виде национального иностранного отдельного документа в прибавление к национальному диплому.

Для модели «образовательная организация - ресурсная организация» по результатам обучения учащемуся могут содержаться выданы диплом о высшем образовании с указанием, какие дисциплины были изучены на базе каких ресурсных организаций.

Все виды взаимодействия организаций направлены на поднятие качества образования, конкурентоспособности отечественных университетов, мобильности учащихся. Сетевая форма реализации образовательных программ является общепринятой мировой практикой обучения и имеет широкие планы на будущее в системе отечественного высшего образования.

Список источников

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. - 31 декабря 2012 г. - федеральный выпуск № 5976.

Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. - 9 мая 2012 г. - столичный выпуск № 5775.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" // Российская газета. - 28 августа 2013 г. - федеральный выпуск № 6166.

Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">Пристатейные списки литературы:

Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаемодействия организаций при сетевой форме реализации образовательних программ // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6;

Кирилловых А.А - статья «Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации»., юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал) // «Адвокат». 2013. N 2. С. 5 - 19;

"Консультант Плюс: Правовые новости. Специальный выпуск. "Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

Матушкин Н.Н., Кузнецова Т.А., Пахомов С.И. О междисциплинарных образовательных программах подготовки кадров высшей квалификации// Университетское управление: практика и анализ. - 2010.- № 4. - С. 55-59

УСАНОВА В.Е. - Поглавный Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (академик Российской академии образования доктор юридических наук, профессор, директор Института научной и педагогической информации РАО, ректор Академического Международного Института)) // «ЮРКОМПАНИ». 2013.

Официальный сайт Болонского процесса[Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">Программа конкурентоспособности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mephi.ru/about/competitiveness (дата обращения: 12.11.2013).: www.science-education.ru/113-10934 (дата обращения: 24.12.2013).

Похожие работы на - Сетевая форма реализации образовательных программ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!