Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,75 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи

1.1 Психофизиологические основы развития мелкой моторики

1.2 Особенности развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОНР

1.3 Влияние занятий по ручному труду на мелкую моторику и речь дошкольников

Глава 2. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

2.1 Методика исследования мелкой моторики рук у дошкольников

.2 Анализ результатов диагностики

Глава 3. Организация работы в ДОО по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по ручному труду

3.1 Система занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда

.2 Сравнительный анализ результатов диагностики на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

Заключение

Список литературы

Введение

Труд как естественное наполнение жизни является необходимым условием существования человеческого общества. Он - основной источник духовного и материального богатства людей, главный критерий социального престижа человека, один из основных блоков в фундаменте всестороннего развития и воспитания личности.

Трудовое воспитание дошкольников является важным звеном в системе воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Именно поэтому проблема трудового обучения представляет собой одну из наиболее значимых областей в педагогике и психологии.

Большинство педагогов так или иначе ставили на первое место и признавали большое педагогическое значение занятий ручным трудом для развития детей. Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики ребёнка- тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах:

в связи с развитием познавательных способностей;

в связи с развитием речи;

развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дидактические игры и упражнения по ручному труду могут быть использованы на занятиях воспитателем в ДОУ.

Несмотря на то, что данной проблеме уделяется особое внимание в психолого-педагогических исследованиях, но все же остается актуальной.

Проблемой изучения развития мелкой моторики рук на занятиях по трудовому воспитанию занимались, Н.А. Бернштейн[1], Л.И. Быкова[2], В.М. Волков[3], В.А. Иванов[4], Л.Х. Матвеев[5], Н.А. Ноткина[6], Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев [7].

Развитие мелкой моторики начинает формироваться ещё в младенческом возрасте. В дальнейшем эти функции играют весьма существенную роль в становлении познавательных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, а также совершенствуется зрительный анализатор. Сложные ручные движения входят в ряд первичных форм мышления и становятся его неотъемлемой частью у ребёнка, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности.

В.П.Кащенко[8] писал, что ручной труд "должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка".

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего, в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь. На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский [9]писал: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики на занятиях по трудовому обучению дошкольников позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Это и обусловило выбор темы курсовой работы "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию"

Цель исследования:

Создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда

Объект исследования:

Процесс развития мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию

Предмет исследования:

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию

Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию будет эффективно при следующих условиях:

Изучение литературы по проблеме

Проведение диагностики

Разработки и апробации системы работы

Создание предметно- развивающей среды

Задачи:

Изучение и анализ теоретической, практической литературы по проблеме.

Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики.

Подбор игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях по ручному труду.

Разработка систему занятий по ручному труду

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Методы исследования:

изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме;

изучение речевых карт и личных дел детей;

наблюдение;

обследование мелкой моторики детей;

беседы с детьми, родителями, воспитателями, логопедом.

Этапы исследования. (сентябрь - ноябрь2013 г.) проводился анализ теоретической литературы и определялась методика диагностики мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР.

Второй этап (декабрь 2013 г. - апрель 2014 г.) проводилась экспериментальная работа :констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Третий этап (май 2014г.) выявлялась результативность проведенной экспериментальной работы и завершалось оформление курсовой работы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи

1.1 Психофизиологические основы развития мелкой моторики

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет [15]. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная). Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки - она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью Эта связь видна и сейчас. Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. В.М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Психолог Д. Сели так же придавал большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев [30]. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Все это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [43]. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что влияние "импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области" [30]. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи [30]. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребёнка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно - тактильно - кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета - это стимул движения руки по направлению к нему. Таким образом, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов. До 3,5-4 месяцев движения рук у ребёнка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладонь ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. В 4-4,5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап - этап простого "результативного" действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребёнок отводит его при схватывании. В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. 7 - 10 месяцев - это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап "соотносящего" действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно. В 1 год 2 месяца - 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека. 2-3 года - открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Режет ножницами. 3-4 года - берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев. Держит карандаш пальцами, повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. Собирает и строит из 9 кубиков. Разбирает и складывает трехсоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. Поочередное загибание пальчиков отдельно каждой рукой; легкие удары кулаком по ладони; поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; постукивание пальчиками, собранными в щепоть по ладони; поочередное постукивание пальчиков по столу; правильно определяет большой палец. 4-5 лет - разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешочке на ощупь. Лепит из пластилина (2-3 части). Шнурует ботинки. Поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца; поглаживание всех пальчиков большим; движения щепоть-ладонь, переходящее в ладонь-щепоть. 5-6 лет - аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Копирует сложные рисунки, буквы и цифры (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет). Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; различает большой палец и мизинец. 6-7 лет - полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетение кос, штопка и т.п.) Свободно различает большой палец, мизинец и указательный [15]. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективней происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. В итоге можно сделать вывод: началу развития мышления даёт рука. С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 7-8 месяцев. В этот период нужно делать массаж: поглаживание кисти рук от кончиков пальцев к запястью, брать каждый пальчик ребёнка и по отдельности сгибать и разгибать в течение 2-3 минут ежедневно. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Можно давать малышу перебирать сначала более яркие и крупные предметы, затем более мелкие [15]. Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости. Левшей называют амбидекстрами, то есть имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой. Плохо это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария. Учитывая все это, необходимо у всех детей стараться развивать обе руки - это только полезно. Если ребенок леворукий, то, не следует ставить задачу переделать его в правшу (надо помнить, что это грозит развитием заикания и других нарушений речи), надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались - из поколения в поколение люди выполняли всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека. Вопросом влияния двигательного умения руки на развитие речи ребёнка занимался канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он вёл большую работу по составлению "карты" речевых зон мозга и в образной форме показал проекцию всех частей тела в коре головного мозга - это так называемый гомункулюс (человечек) Пенфилда [15]. Рассматривая анатомические отношения, надо обратить внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики. Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев [29]. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга.

Вывод. Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная). Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией

психофизиологический моторика речь дошкольник

1.2 Особенности развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОНР

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей с ОНР особенно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОНР. Основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений являются дети с ОНР. Они составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения [75]. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [44]. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) в 50-60-х гг. XX в..Общее недоразвитие речи может наблюдаться при алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Под причинами ОНР понимают воздействие различных неблагоприятных факторов во внутриутробном периоде развития, во время родов и в первые годы жизни ребенка. Наиболее часто ОНР является следствием инфекции или интоксикации организма матери во время беременности, токсикоза, родовой травмы, асфиксии, травмы головного мозга и длительные соматические заболевания впервые годы жизни ребенка. К ОНР могут привести и неблагоприятные условия окружения и воспитания ребенка, проявляющиеся в педагогической запущенности (отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка), в наличии двуязычия в семье и дефектов речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Для таких детей характерно: позднее начало развития речи (в 3-4 года), резкое ограничение словаря, ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.), дефекты звукопроизношения, нарушение фонематического слуха, нарушение ритмико-слоговой структуры слова, затруднения в распространении простых предложений и построении сложных [39]. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для данного возраста обращенной речи. ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой [70]. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей [55]. Первый уровень речевого развития характеризуется крайне ограниченными речевыми средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания ("бо-бо", "ав-ав"), а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении ("кука" - кукла, "ават" - кровать). Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначить несколько разных понятий, заменять им названия действий, предметов ("би-би" - машина, самолет, поезд, ехать, лететь). Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. В речи преобладают предложения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Пассивный словарь детей шире активного. Исследованием Г.И. Жаренковой показана ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития [44]. Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых. Правильно произносимые звуки нестойки и в речи могут искажаться и заменяться. В большей степени нарушается произнесение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными. Фонематическое восприятие нарушено грубо. Дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова (молоко - молоток, мишка - миска). Описывая второй уровень речевого развития, Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей. У них появляется фразовая речь. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Для таких детей характерно использование простых предложений из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм ("игаю кука" - играю с куклой). Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме ("книга идит то" - книга лежит на столе); возможна и замена предлога ("гиб лятет на далевим" - гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляются редко [42]. Звукопроизношение нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки ("тевики" - снеговики, "виметь" - медведь). При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия. Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Дети не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова, антонимы и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги к, в, из-под, из-за, между, через, над. Много ошибок допускают дети при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит-идет, спрыгивает-прыгает, пришивает - шьет). Для детей характерны ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин, подготовка рассказа-описания) [70]. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. В основном они используют диалогическую форму общения. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Четвертый уровень речевого развития определяется как нерезко выраженное недоразвитие речи. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка [44]. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются [75]. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически [61]. Для детей с ОНР характерны неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения между речью и практическими действиями, повышенная отвлекаемость, низкий уровень произвольного внимания. Особенности памяти детей с ОНР связаны со снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети отстают в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Дети с ОНР отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий [70]. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Для всех детей с ОНР характерны общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной [75]. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук заключаются в недостаточной координации пальцев рук, замедленности и неловкости движений, застревании на одной позе (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией [70]. Кроме того, дети с ОНР часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности.

Вывод: Таким образом, изучив теоретический аспект по общему недоразвитию речи у детей, можно сделать вывод, что общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка (фонетико-фонематического, лексического, грамматического). Для детей с ОНР характерно недоразвитие мелкой моторики, проявляющееся в недостаточной координации движений пальцев рук. Общее недоразвитие речи требует длительного и систематического логопедического воздействия.

1.3 Влияние занятий по ручному труду на мелкую моторику и речь дошкольников

Вывод. Итак, трудовая деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Овладение умениями на ручном труде без развития целенаправленного зрительного восприятия ,наблюдения невозможно. Большей частью дети создают работы по представлению или памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Основное направление в решении задач предметного труда в старших группах детей с ОНР - это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие поделки,работы.

Вывод по первой главе:

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная). Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией

Изучив теоретический аспект по общему недоразвитию речи у детей, можно сделать вывод, что общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка (фонетико-фонематического, лексического, грамматического). Для детей с ОНР характерно недоразвитие мелкой моторики, проявляющееся в недостаточной координации движений пальцев рук. Общее недоразвитие речи требует длительного и систематического логопедического воздействия.

Итак, трудовая деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Овладение умениями на ручном труде без развития целенаправленного зрительного восприятия ,наблюдения невозможно. Большей частью дети создают работы по представлению или памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Основное направление в решении задач предметного труда в старших группах детей с ОНР - это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие поделки,работы.

Глава 2. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

2.1 Методика исследования мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

Цель: констатирующего эксперимента - выявить уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

Задачи:

Подобрать методику для проведения диагностики

определить критерии уровней развития мелкой моторики

провести диагностику и определить уровень развития мелкой моторики у детей

провести качественный и количественный анализ результатов

В эксперименте принимали участие 6 детей 5-6 лет (таблица 1)

Таблица 1.

№ п/пФ. И. ребенка5 6 летУровеньОНРСопутствующие нарушенияС какого времени посещает ДОУ1.Галина IIIЗПР, спастичность мышцс 3-х лет2.Алексей IIIГиперактивностьс 3-х лет3.Николай IIIс 3,5 лет4.Виктор IIIРасстройство вниманияс 4-х лет5.Иван IIIс 3-х лет6.Илья IIIс 3.5 лет

Констатирующий эксперимент проводился методике Волковой Г.А

исследование мелкой моторики рук.

Основные задачи при исследовании мелкой моторики рук:

) обследование тонких движений пальцев рук;

) определение качества и дифференцированности движений;

) исследование возможности выполнять действия с предметами.

Для реализации данных задач использовались следующие задания:

. сжать пальцы в кулак;

. загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке ("пальчики прячутся");

. соединить пальцы одной руки с пальцами другой ("Пальчики здороваются");

. выложить узор мозаики;

. самостоятельно застегнуть пуговицы;

. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

. нанизывать на нитку бусинки;

. укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек.

Качество выполнения предложенных упражнений оценивалось по трехбалльной шкале.

"1" балл - с заданием справился;

"2" балла - с заданием справился частично;

"3" балла - с заданием не справился.

Минимальное число по всем заданиям составляет 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития мелкой моторики рук. Максимальное же число - 24 балла, что соответствует низкому уровню развития мелкой моторики рук.

При обследовании и в процессе наблюдений учитывались: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи движений, состояние мышечных движений, управляемость в моторных навыках

2.2 Анализ результатов диагностики на этапе констатирующего эксперимента

При выполнении вышеуказанных заданий у Галины , Алексея и Ильи возникли сложности в составлении узора мозаики, самостоятельном застегивании пуговиц, нанизывании бусинок на нитку. Кроме того у Галины проявилась спастичность мышц руки, быстрая утомляемость. Илья сутулился, темп движений его замедлен. Алексей невнимательно слушал инструкции, вследствие чего приходилось повторять ее несколько раз. Николай и Виктор ошибались меньше, однако, испытывали затруднения при укладывании в коробку правой и левой руками по одной из шести спичек, в вычерчивании карандашом вертикальных палочек в разлинованной тетради. Необходимо отметить, что дети очень внимательно слушали инструкции, были активны, работали в достаточно быстром темпе. Иван испытывал трудности при загибании каждого из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке, соединении пальцев одной руки с пальцами другой, выкладывании узора мозаики. Также он плохо ориентировался в пространстве, невнимательно слушал инструкцию. Активность его работы была низкой. Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблице

Таблица 2. Результаты диагностики развития мелкой моторики у детей на этапе констатирующего эксперимента

№ зданияГалина Алексей Николай Виктор Иван Илья Средний балл по заданию122112210 б.222223213 б.322223213 б.433233317 б.533222214 б.633332317 б.733223215 б.823333317 б.итого20 б.21 б.17 б.18 б.21 б.19 б.116 б.В таблице номерами представлены следующие задания:

Задание 1. сжать пальцы в кулак.

Задание 2. загнуть каждый из пальцев попеременно ,то на правой, то на левой руке ("пальчики прячутся").

Задание 3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой ("Пальчики здороваются").

Задание 4. выложить узор мозаики.

Задание 5. самостоятельно застегнуть пуговицы.

Задание 6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

Задание 7. нанизывать на нитку бусинки.

Задание 8. укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек.

На основании данных, полученных в ходе обследования и приведенных в таблице 2, можно сделать следующие выводы:

высокий уровень развития мелкой моторики не выявлен (8-15 баллов);

средний уровень развития выявлен -Николай , Виктор и Илья -3 ребенка (14 - 16 баллов),

низкий уровень развития мелкой моторики рук выявлен у троих детей - Галина, Алексей и Иван (20 - 24 балла).

Таким образом, диагностика выявила следующее:

у большинства детей экспериментальной группы не развита мелкая моторика рук, а это значит, что необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики рук.

Глава 3. Организация работы в ДОО по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по ручному труду

3.1 Система занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда

Цель формирующего эксперимента: Разработать и апробировать систему занятий по ручному труду для развития мелкой моторики рук.

Задачи:

Подобрать и систематизировать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук на занятиях по ручному труду

Создать развивающую предметно-пространственную среду в ДОО для развития мелкой моторики рук

Задачи коррекционных занятий:

. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время.

. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

. Учитывать возраст и возможности детей при выборе задания и нагрузки.

Варианты занятий для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Занятие:Рисование - радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. В нашем случае можно предложить ребёнку необучную форму рисования - без кисточки. Для вовлечения детей в деятельность можно рассказать историю, о том как "мышка очень любила рисовать кисточкой, что даже прибежала и забрала наши кисти. А мы детки добрые и не будем расстраиваться, что наши кисти у мышки, пусть рисует наздоровье. Мы будет творить пальчиками, которые на время превратятся в волшебные кисточки". Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Занятие: "Пальчиковый бассейн" в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 - 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, фор мы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

а) зубцами к ладонной поверхности руки;

б) зубцами к наружной поверхности руки.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии.

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Занятие: Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

Занятие: Выкладывание букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, Можно использовать для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предложить ребенку самому выбрать материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Занятие: Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагается детям регулярно заниматься с крупой. Сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Все это оказывает тонизирующее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках. Следовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:

. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

. Развивать и совершенствовать мелкую мускулатуру пальцев рук детей

Занятия охватывали все педагогические моменты, включающие как фронтальные, так и индивидуальные коррекционные мероприятия. Занятия проходили в группе, в здании, вне здания, вне территории. Совместно прорабатывались ситуации приветствия, расставания, завтрака, игры, свободные и запланированные мероприятия. При этом создавались условия для активного взаимодействия между детьми. Приобретенные навыки были хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок выполнял их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно

.2 Сравнительный анализ результатов диагностики на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

Цель контрольного эксперимента: выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей

Задачи:

провести повторную диагностику

провести качественный и количественный анализ результатов на этапе контрольного эксперимента

определить динамику развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.

Итоги контрольного эксперимента представлены в таблице 3

Таблица 3. Результаты диагностики развития мелкой моторики у детей на этапе контрольного эксперимента

№ зданияГалина Алексей Николай Виктор Иван Илья Средний балл по заданию12111229 б.222122110 б.32211219 б.42211219 б.522112210 б.622113211 б.722122110 б.822211210 б.итого16 б.15 б.9 б.10б.16 б.12 б.78б.

Из таблицы видно что :

высокий уровень развития мелкой моторики выявлен у трех детей -Николай, Виктор, Илья(9-16 баллов);

средний уровень развития выявлен -3 детей Галина , Алексей и Иван (15 - 16 баллов),

низкий уровень развития мелкой моторики рук не выявлен.

Динамика развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет

Контрольный эксперимент выявил ,что проведенная целенаправленная работа на этапе формирующего эксперимента дала положительные результаты.

Сравнительный анализ результатов развития мелкой моторики рук на этапе констатирующего и контрольного экспериментов выявил положительную динамику развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет:

Если на этапе констатирующего эксперимента не было выявлено высокого уровня развития мелкой моторики рук ни у одного ребенка ,то на этапе контрольного эксперимента высокий уровень был выявлен у троих детей-50% (Николая, Виктора, Ильи). А средний уровень был выявлен у троих детей 50% у (Галины, Алексея, Ивана). А низкий уровень не выявлен ни у кого.

Сравнительный анализ доказал эффективность созданной системы занятий.Занятия проведенные на этапе формирующего эксперимента охватывали все педагогические моменты, включающие как фронтальные, так и индивидуальные коррекционные мероприятия. Занятия проходили в группе, в здании, вне здания, вне территории. Совместно прорабатывались ситуации приветствия, расставания, завтрака, игры, свободные и запланированные мероприятия. При этом создавались условия для активного взаимодействия между детьми. Приобретенные навыки для развития мелкой моторики были хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок выполнял их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно

Таким образом мы с уверенностью констатируем ,что выдвинутые нами цели и задачи выполнены ,а гипотеза подтвердилась.

Заключение

В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики ОНР.

По мере роста ребенка в диагностике ОНР все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразование и речевого дыхания, задержанное развитие речи, так и неречевая симптоматика, в частности развитие пространственного праксиса и мелкой моторики рук.

Неразвитость моторики рук у детей с ОНР обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции.

Следует отметить, что важными проблемами изучения ОНР являются:

нейролингвистическое изучение различных форм общего недоразвития речи с учетом локализации поражения мозга;

разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики у детей;

совершенствования методов логопедической работы в до речевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальное поражение мозга, и с детьми групп риска;

совершенствование методов логопедической работы с учетом формы ОНР;

усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда;

расширение аспекта психолингвистического изучения ОНР с точки зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания. Изучение взаимосвязи голосовых темпо-ритмических расстройств с семантическими нарушениями при разных формах дизартрии повысит эффективность логопедического воздействия.

Изучив проблему речевого развитияв трудах различных исследователей, мы подвели итоги: в детском возрасте характерными особенностями общего недоразвития речи являются: смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени; развитие речи происходит с задержкой; чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков ( с-с`, з-з`, ц, ш, щ, ч, р-р`, л-л`); произношение звуков нечеткое, смазанное; речь малоинтонированная, невыразительная; темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным; фонематическое восприятие недостаточно сформировано; бедность словаря; овладение письмом и чтением затруднено; почерк неровный, буквы несоразмерные.

Неразвитость моторики у детей с ОНР обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции. Оно также важно для подготовки детей к овладению письмом.

Проведя анализ работы, описанной в практической части мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что коррекция нарушений мелкой моторики будет эффективна при следующих условиях:

систематическая работа с детьми по коррекции имеющихся нарушений в развитии;

взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов ДОО и родителей ребенка по преодолению нарушений мелкой моторики у ребенка с ОНР;

использование различных организационных форм (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных) и разнообразных средств и методов коррекции нарушений мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию;

Список литературы

1.Н.А. Бернштейн Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 1980 c 96

2.Л.И. Быкова. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, "Академия развития", 1988, 185 с.

3.В.М. Волков Логопедическая ритмика-М; "Просвещение",1985,с.50

4. В.А. Иванов. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.стр 156

5.Л.Х. Матвеев. Обучение и воспитание на занятиях в школьных мастерских. - М., Просвещение., 1969, с 76

6. Н.А. Ноткина .Развитие произвольных движений. - М., Просвещение, 1960, с 430

7. Т.Н. Сумищев. Из опыта проведения уроки трудового обучения. Начальная школа. № 4, 1979.стр 85

8. В.П.Кащенко .Совершенствование урока трудового обучения// Начальная школа, 1987, №2, с 40-45

9. В.А.Сухомлинский .Опыт трудового воспитания в начальной школе./Сост. Богданова О.С.-М., ЛПН РСФСР, 1961 с 76

10. Л.В. Куцакова .Активизация творческой познавательной деятельности учащихся на уроках труда.//Начальная школа, 1987, №7, с. 42-51

11. С. Афонькин. Учите детей мастерить.- М; "Просвещение", 1984 стр 126

12. Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, "Академия развития", 1988, 185 с.

13. М. Кемпбел .Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 1980. стр 55-56

14. Р.Харбин. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. -, 1995. стр 72

15. Д. Листар. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. Серия "Я иду на урок".- 2002 стр 112

16. 3.В. Лиштван. Формирование тонких движений рук у детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология,1980,№1 с.56-59

17.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.-М., Педагогика 1973, с 130

18. Е.И. Исенина. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет.садаМ.:Просвещение,1989. стр 48

19. А.В. Антакова-Фомина. Примерное планирование уроков трудового обучения. Начальная школа № 1, № 7, 1989. с.36, с.52

20. Парамонова Л.А. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при корреккции нарушении речи у учащихся начальных классов // Дефектология,1999, №3, с 37-42

22.Конышева Н.М.Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 73-99.

Похожие работы на - Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!