Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,11 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»

Психолого - педагогический факультет

Кафедра педагогики





Курсовая работа

Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах древней Руси


Выполнила:

Студентка гр. 31 очного отделения

СЕДАКОВА Светлана Алексеевна

Научный руководитель:

Канд. пед. наук, доцент

Мальцева В.М.


Смоленск

Оглавление

Введение

Источники педагогического знания в Древней Руси

Педагогическая мысль Древней Руси

Нравственные заветы Древней Руси

Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами - современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса.

Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность - это продукт воспитания - основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Любая общественная система, культура основываются на каких-либо постулатах и особенностях развития. Это совокупность взглядов на мир, научные открытия, географические особенности и т.п. Например, народы степи (кочевники), имеют одни стереотипы мышления, крайнего севера совершенно другие, а горцы отличаются от тех и других и т.д.

Для любого народа характерны определенные идеологические взгляды, свои подходы к познанию мира. Идеология и нравственные аспекты жизни любого народа, в древности базировались на каких-либо религиозных системах.

История образования в Древней Руси не достаточно изучена, хотя интерес к этой теме возник в России более ста пятидесяти лет назад в работах М. Лавровского, М.П. Погодина, В.Н. Перетц. Работа М. Лавровского "О древнерусских училищах" положила начало тому направлению в историографии, которое признало высокий уровень просвещения в Древней Руси. Он впервые собрал из летописей сведения о школьном обучении, подверг их анализу и выдвинул ряд положений, вызвавших значительный интерес у современников. В наше время ученых (Розов Н.Н., Каптерев П.Ф., Громов Н.М., Петров В. М. , Смирнов В.И. и др.) также продолжает интересовать эта проблема.

Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной мною темы курсовой работы - «Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси»

Объект - процесс формирования личности в Древней Руси.

Предмет аспекты нравственного воспитания личности в Древней Руси.

Цель - выделить аспекты нравственного воспитания личности в идеалах древней Руси и определить их актуальность.

Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

изучить литературу по теме исследования;

проследить нравственные заветы Древней Руси и выделить их актуальность;

выявить источники педагогического знания в Древней Руси;

выделить педагогические традиции Древней Руси.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение материала; изучение научной литературы.


Источники педагогического знания в Древней Руси

Источниками педагогического знания в Древней Руси занимались такие ученые как Смирнов В.И., Ярхо В., Петров В.М., Каптерев П.Ф., Громов Н.М. и другие.

Как пишет Каптерев П.Ф. «В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей». [13,с.31] В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. «Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям» [20 c. 37]. Педагогические идеи, отражавшие принципы средневековой русской педагогики, дошли до нас в памятниках литературы и письменности.

Первое документальное свидетельство о начале систематического обучения детей в Древнерусском государстве содержится в "Повести временных лет" под 988 г., когда началось крещение населения. Два исторических факта - введение христианства и начало обучения - объединены сообщением о том, что великий киевский князь Владимир Святославич «начаставити по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градам и селам. Послав, нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на учение книжное»[6, с.118 - 119]. В.И. Смирнов предполагает, что с тех пор на Руси существуют учебные заведения и появляются учителя-профессионалы. Учителя были как зарубежные, так и местные.

С.Д. Бабишин, ссылаясь на запись в Волгоградско - Пермской летописи за 988 г. о том, что "Князь великий Владимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте", делает, на наш взгляд, вполне обоснованный вывод: «Если учесть, что учитель занимался не более чем с 7-8 учениками, то количество педагогов в школе составляло 35-40 человек.» Заметим, что здесь речь идет только о Киевской школе, которая в XI в. уже не была единственным учебным заведением на Руси: исторические источники сообщают об открытии в 1030 г. Новгородской школы. [3, с. 52]

В.Н. Татищев сообщает о том, что Всеволод Ярославич в Переяславле, Суздале, Чернигове и Киеве « на училисча подаяния давал» [32, с. 98], а приближенный князя книжник Василий в 1097 г. посетил Владимир - Волынский «смотрения ради училисч и наставления учителей» (школьная сеть требовала государственного «смотрения» за работой учебных заведений и «наставления» учителей) [32, с. 115]

В.И. Смирнов, основываясь на этой информации, предполагает, что «наставление учителей не исчерпывалось замечаниями и рекомендациями, высказанными во время смотрения училищ - вполне вероятно, что тогда мог существовать некий свод педагогических требований и норм, выполнение-невыполнение которых становилось объектом смотрения, а также не исключалось и наличие элементарной предварительной профессиональной подготовки или самоподготовки учителей к педагогической деятельности. Он при анализе древнерусских литературных памятников, которые могли бы служить руководствами для учителей и воспитателей, исходит из того, что педагогика во все времена стремится найти и дать ответ на три главных вопроса: зачем, чему и как учить (воспитывать)? Следовательно, литература, предназначенная для учителя или используемая им в практических профессионально - педагогических целях, должна была:

раскрывать меру необходимости и возможности человека в познании себя и окружающего мира;

формулировать воспитательный идеал, определяющий содержание обучения и воспитания;

давать представление о способах организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности». [3, c. 53]

Важное значение в древнерусской педагогике придавали таким вопросам как: чему учить, какие качества, свойства и чувства следует воспитывать у растущего человека?

По мнению Петрова В.М.: «Результаты историко-педагогических исследований показывают, что содержание образования нашло в древнерусский период достаточно широкое отражение в церковно-учительной литературе, которая имела отчетливо выраженный дидактический (поучительный, назидательный, разъяснительно-наставительный) характер. С принятием в Киевской Руси христианства широкое распространение получили заимствованные из Византии сборники поучений, заметное место в которых занимали статьи педагогического характера, определяющие прежде всего цели и задачи воспитания. Примером таких сборников может служить «Изборник 1076 г.» (другое его название - «Изборник Святослава»), где помещены "Слово некоего отца к сыну, словеса душе полезная", "Стословец" константинопольского патриарха Геннадия, наставление к детям греческого царедворца V в. Ксенофонта и его жены Феодоры и др.»

Розов Н.Н. пишет, что состоящий из переводных произведений "Изборник 1076 года" открывается «Словом некоего калугера (монаха) о почитании книжном», которое является, по мнению Н.Н. Розова, «первым в истории русской книги сочинением о пользе, методах и целях чтения" [29, с. 45]. Многочисленные сборники, включающие переводные произведения (чаще фрагменты из них) богословов, философов, античных писателей, определяли цель и содержание воспитания и, вероятно, могли использоваться учителями и наставниками в качестве источников педагогических знаний» Материал для этих наставлений брался чаще всего из ветхозаветных книг: «Притчей Соломона», «Премудростей Соломона», «Премудростей Иисуса». [3, c. 54]

Следует отметить, что многие из бытовавших в Киевской Руси сборников педагогических изречений активно использовались в воспитании юношества и в более поздние времена. Так, «Стословец» константинопольского патриарха Геннадия был полностью включен в Букварь 1679 г. Симеона Полоцкого.

Важный материал для изучения педагогических идеалов и целей воспитания в Древней Руси дает относящийся к 1096 г. «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха. «Поучение» это написано под влиянием «Шестоднева», поучение Ксенофонта «Еже глагола к сынома своима» и «Стословца» Генадия («Изборник 1076г.») Вместе с тем было бы неправильно рассматривать "Поучение" Владимира Мономаха как прямое заимствование: в "Поучении" много самобытного, оригинального, - по мнению Громова Н.М.

Основные нравственно-педагогические максимы Мономаха выражаются в обращенном к детям страстном призыве к трудолюбию и человеколюбию. "Бога ради, не ленитесь, молю вас, - взывает к детям Мономах и далее подчеркивает, - ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию". «Не ленитесь в доме своем», «не ленитесь, на войну выйдя», «не ленитесь ни на что хорошее», - неустанно повторяет Мономах. Залогом успехов, основой достоинства и чести правителя и мужчины он считает неустанный инициативный и самоотверженный труд («смерти ведь, дети не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет»).

Большое значение Мономах придает формированию нравственных качеств личности, прежде всего - человеколюбия («убогих не забывайте, «старых чтите как отца, а молодых как братьев», "не давайте причинять вред ни своим, ни чужим").

Примечательно, что «Поучение» Мономаха - это «не набор комментированных цитат, не бесстрашная морализирование, а выстраданное автором убеждение, темпераментное, лирическое, с элементами трагизма» [20, с. 131].

По утверждению П.Ф. Каптерева, поддерживаемому целым рядом историков педагогики (в том числе современных), «в Киевской Руси были приняты в основном ветхозаветные религиозные и этико - педагогические нормы, определяющие особенности организации и осуществления воспитания в древнерусском обществе». П.Ф. Каптерев, характеризуя различия между педагогическими системами, основанными на книгах Ветхого завета и книгах Нового завета, пишет: «В педагогии Ветхого завета царит … суровый патриархат со всеми его характерными свойствами: в нем глава семьи - все, его права громадны, а все члены семьи, все домочадцы находятся в полном распоряжении домовладыки. Их личности малоценны, ничтожны. В новозаветной христианской педагогии господствуют другие начала - любви, кротости. Ценности каждой человеческой личности. Дети признаются новым заветам личностями, имеют не только обязанности, но и права» [13, с. 2]. Основными религиозными книгами, которые имел в своем распоряжении древнерусский учитель, были Часослов и Псалтырь. П.Ф. Каптерев раскрывая содержание этих книг, пишет: « Часослов, по которому учились грамоте наши предки, состоял из изложения содержания и порядка служб, составленных по преимуществу из псалмов и из песнопений по образцу ветхозаветных песен. Евангельских и апостольских чтений в них мало, в них царит ветхий, а не Новый завет» [13, с. 51-52].

Псалтырь же «наряду с прекрасным выражением высокой религиозной поэзии, чувствований раскаяния, сознания своей греховности, ничтожество пред Богом, покорности воле Божией, … содержит излияние и гнева, мести, жестокости, отчаяния, вообще чувствований, мало гармоничных с христианским мировоззрений» [13, с.51].

В целом же следует отметить, что сохранившиеся памятники древнерусской учительной литературы не предлагают практически никаких рекомендаций учителю по поводу того, как следовало строить процесс обучения и воспитания и какие при этом организационные формы, способы, приемы и средства целесообразно было бы использовать. Большей частью поучения и наставления древних авторов адресованы не тому, кто воспитывает, а тем, кто призван воспитать себя. [3, c. 55]

Смирнов В.И. отмечает, что «одним из важных источников педагогического знания в Киевской Руси могли быть переводы византийских гномологий - сборников афоризмов и кратких поучений, в которых обычно содержались специальные разделы о книжном учении, о воспитании детей, об отношении к учителю и др».

По мнению Смирнова В.И., «еще одним источником педагогического знания, пользовавшимся особенной популярностью на Руси вплоть до XVIII в. были сборники «Пчела» и «Измарагд».

В "Пчеле" подборки высказываний на педагогическую тематику составили главы "О учении и беседе", "О наказании", "О любомудрии и учении детей", "О чести (почитании) родителей", "О старости и юности", "О памяти". В "Измарагд" включена подборка сентенций о "почитании книжном", которая завершается "Словом Святого Кирилла епископа о том, яко незабывати учителей своих".

Составители "Пчелы" и "Измарагда", высоко оценивая роль учителя в обучении и воспитании детей, признавали, что педагогическая деятельность - дело нелегкое ("тяжелее всего человеку умному глупого и упрямого учить человека"), с которым может успешно справиться лишь тот, кто являет собой пример для воспитанников: "уча, учи нравом, а не словом", "тогда учитель свершен и верен бывает, уча, егда деянием учит". К этим заповедям призывают они неуклонно следовать наставников. И еще о воспитательной силе примера: "все, что велишь подчиненным своим - как быть и что делать, - сначала выполни сам, лотом уже учи. Тем самым ты лучше научишь, чем наказанием, согласно закону: там ведь идет подражание, здесь - страх, а лучше всегда с подражаньем, чем со страхом идти к совершенствованию". [3, c. 56]

Движущей силой учения должны стать осознание учеником собственного незнания и порожденное им стремление обрести знание - это справедливое и с точки зрения современной педагогики умозаключение неоднократно а той или иной редакции повторяется в тексте "Пчелы": "Начало разуму - разуменье невежьства своего. Мы же, не ведуще ничтоже, мнимся всеведуще".[1, с. 512] "Этот юношей представ перед учителем, его философии учившим, и спрошенный им: "Чему, юноша, ты научился?" - так отвечал: "Вот познал я, что не знаю ничего". Слышав это, учитель дивился, и все, стоящие вокруг учителя, воскликнули: "Воистину этот юноша умнее нас?" (Гераклит) [1, с.513]

Обобщая результаты анализа развития древнерусского образования и педагогической мысли в конце X - первой половине XIII в., мы можем сделать вывод о том, что источники педагогического знания Древней Руси носили учительный, воспитательный, дидактический характер, например «Поучение» Владимира Мономаха, в котором перед нами встают моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Сборник «Пчела», который содержит краткие изречения о разных предметах, большей частью нравственного характера (например, о мудрости, о мужестве, о правде, о дружбе, о благодати <#"justify">Заключение

По результатам выполненной работы можно сделать вывод, что вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Такого результат можно достигнуть, лишь следуя нравственным заветам прошлых веков, которые отражены в Древнерусской литературе. К таким заветам относятся: трудолюбие, ум, знания, отвага, любовь, верность, преданность и др. Древнерусская литература рисовала нравственный идеал человека на примере жизнеописания святых. Герой житийной литературы в своей жизни во всем следует Христу. Например, в «Повести о Петре и Февронии Муромских» христианская тема прослеживается с самого начала и до конца. Это дает основание для вывода о месте религии в жизни древнерусского человека. Поэтому одними из значимых факторов стало влияние христианства на формирование нравственной личности. Православная мораль покоилась как на канонических основах христианства, так и на древних народных представлениях о морали. Нравственность в сознании русских крестьян связывалась с православием, с твердостью веры. В церковных проповедях постоянно содержались и тем самым передавались нравственные поучения.

В поведении православного человека ценились такие проявления морали, как уважительное отношение к старшим, забота о старых, детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, взаимопомощь, трудолюбие, совестливость и многое другое. Древнее образование на каждом шагу твердило о Боге, грехе, покаянии, добродетелях, церковных службах. Оно хотело воспитывать детей в страхе Божием. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Монастыри, открывая школы, ставили главной задачей этих школ подготовку необходимого им духовенства, однако, они не имели замкнутого характера; в них могли учиться и мальчики других сословий - дети более или менее зажиточных людей.

Основным источником педагогического знания в Древней Руси являлась древнерусская литература. Именно поэтому Древняя Русь отличалась своим глубоким почтением к книге. Но чтобы нам почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература - часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. Основной круг произведений - религиозно-назидательные сочинения, жития святых, поучения - был общим для древнерусской литературы. В древнерусской литературе события и вещи, окружающие человека - символы и проявление высшей, духовной, Божественной реальности. Известно, каким любимым чтением было житие в Древней Руси, и мы не можем не признать за ним большого значения в истории нашего нравственного воспитания.

Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в одном из источников педагогического знания Древней Руси «Поучении князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.


Список использованной литературы

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства. АПН СССР.

Бликштейн Л.С. Иоанн Златоуст и его сочинение " О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей" // Западноевропейская средняя школа и педагогическая мысль. - М., 1990.

Волгоградско - Пермская летопись //Полное собрание русских летописей. Т. XXV/ М., 1959.

Воронов Т.А. Воспитание на Руси. Екатеринбург, 1999.

Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств/ Т.П. Гаврилова.- М.: Знание,1984.

Громов Н.М. Памятники древнерусской литературы как источник изучения раннего этапа отечественной педагогики// Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. М., 1978.

Домострой. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии. СПб., 1992.

Домострой. Послание и наказание ото отца к сыну. СПб., 1992.

Ермолай - Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси XI - начала XII в.в. М., 1978.

Идейно - философское наследие Иллариона Киевского. Ч. 2. М., 1982.

Иоанн Златоуст. «О добром и благочестивом воспитании детей»// Книжица «О религиозном воспитании детей», МП «Кимоскон-ПП», М, 1993.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика, 1993.

Лавровский Н. О древнерусских училищах. Харьков, 1854.

Лещинский В. И. , Лаврикова Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование, история и современность. - Воронеж, 1999.

Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Худож. лит., 1987.

Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. - М.: Просвещение, 1976

Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. A. M. Арсеньева и др. - М. , 1976.

Модзалевский Л. Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. - СПб. , 2000.

Педагогические представления в отечественных литературных памятниках // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М., 1989.

Петров В. М. История обучения в Древней Руси // Советская педагогика. - 1982. - № 6.

Повесть временных лет// Полное собрание русских летописей. Т.1 М., 1952.

Поляков Л.В. Философские идеи в культуре древней Руси. М.: Политиздат. 1991.

Поучение святителя Луки Жидяты. (По публикации в "Истории Российской" С. Соловьева, том 3)

«Поучение» Владимира Мономаха// Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII в.в. М., Педагогика, 1985.

«Послание» Климента Смолятича// Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII в.в. М., Педагогика, 1985.

Пряникова В. Г. , Р а в к и н З. И. История образования и педагогической мысли. -М. , 1995.

Пчела// Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1981.

Розов Н.Н. Как сделана воспитательная статья «Изборника 1076г.» // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976.

Сапунов Б.В. Книга России. XI - XII в.в. Л., 1978.

«Слово о полку Игореве» (Дословный перевод Д.С. Лихачева)

Похожие работы на - Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!