Нравственность и духовность - основа целостного развития личности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    903,77 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нравственность и духовность - основа целостного развития личности

Нравственность и духовность основа целостного развития личности

«Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию ее элементов».

Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое.

Целостный педагогический процесс не может рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого.

Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Как же представляется целостность личности школьника.

Чтобы собрать из разрозненных описаний целостное видение, нужна некая схема, которая соотнесла бы эти описания между собой, определила где кончается одно и начинается другое, а также где проходят границы между ними. Основой для такого структурирования может служить пирамида логических уровней Роберта Дилтса.

Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, организация или общество.

Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир.

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.

На нижних уровнях мы проявляем особые виды поведения под влиянием внешних побуждений. Эти виды поведения подобны коленному рефлексу, привычкам или ритуалам.


На уровне способностей мы можем отбирать, изменять и адаптировать поведение для более общих контекстов.

На уровне убеждений мы можем поощрять, запрещать или вырабатывать новые формы поведения.

Личностное своеобразие, конечно, охватывает всю систему убеждений.

На духовном уровне мы воспринимаем себя как часть большей, окружающей нас системы: семьи, профессионального сообщества, жителей планеты Земля, обитателей Вселенной. Этот уровень соотносится с нашей высшей миссией и предназначением.

Чем более абстрактным и отстраненным от специфического поведения и сенсорного опыта становится каждый уровень, тем больше он влияет на наше поведение.

Каждая «полочка» пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую-то свою часть субъективного опыта / внутреннего мира.

Таким образом, на практике таблицу можно использовать для формализованного сбора информации о человеке по всем логическим уровням, о его представлениях о мире и о себе. Все это даёт возможности более полного изучения личности, выявления слабых и сильных сторон, поиска и подключения незадействованных ресурсов, проработки нересурсных убеждений и ограничений.

Какие «полочки» внутреннего мира ребёнка развивает казахстанское образование?

Конечно, большинство организаций образования Республики реализует первую модель содержания образования, миссией которой является учебный предмет. Некоторые инновационные образовательные проекты пытаются реализовать вторую модель, предназначением которой является общество, социальная эффективность, компетентности.

Национальный научно-практический образовательный и оздоровительный центр «БОБЕК» в пилотном режиме апробирует третью модель.

1.      Однако, сравнение двух стратегических документов в сфере образования. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.


2.  Планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе.

3.  Смена образовательных стандартов связана с разработкой нового содержания образования.


Базовый принцип нового содержания образования - создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы.

Миссия: формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост. Видение: высокообразованная, конкурентоспособная, интеллектуальная нация.

Налицо противоречие между новой парадигмой развития науки (постнеклассической), государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и мышлением классического этапа развития науки (узкий детерминизм, механицизм), стратегическим планом Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы.

Отражается ли данное противоречие на деятельности психологической службы в образовании, на деятельности психологов?

Конечно, отражается, ведь почти все типологии личности дают ответы на вопросы, соответствующие лишь нескольким логическим уровням внутреннего мира человека.


Такими образом, целостное развитие личности требует переосмысления роли человека и воплощения новых подходов в работе с людьми, в основе которых лежат нравственность и духовность, в наибольшей степени влияющих на изменение поведения человека.

Существо обновлённой программы нравственно-духовного образования «Самопознание» - раскрытие потенциала человека, осознание / самосознание «верхних полочек своего внутреннего мира». В этом смысле основа методики нравственно-духовного образования созвучна с коучингом - стилем педагогики / психологии трансформированной культуры.

1.      И если стиль педагогов, психологов и в первую очередь управленцев меняется от директивного / объективного / исследовательского к коучингу, то организационная культура тоже начнет меняться:

•        иерархия уступает место поддержке;

•        порицание заменяется честной оценкой;

•        внешние мотивации заменяются самомотивацией;

•        защитные барьеры падают с образованием команд;

•        целью становится не удовлетворение педагога / психолога, а осознание своей истинной природы;

•        секретность и цензура заменяются на открытость и честность;

•        давление учебы превращается в вызов от учёбы;

•        авралы уступают путь долгосрочному стратегическому мышлению.

Представлены предложения по направлениям совершенствования деятельности Психологической службы в образовании Республики Казахстан.

Главное условие модернизации деятельности психологических служб в организациях образования Республики - организация их деятельности не в исследовательской (объектной), традиционной парадигме, а в парадигме сопровождения.

«Сопровождение» - новый инструмент создания условий для развития ребёнка. «Идеология сопровождения ребенка в образовательном процессе, методы и содержание работы, вытекающие из этой идеологии чрезвычайно перспективны, современны и созвучны тем социально-философским, антропологическим идеям, которые активно разрабатываются в последние десятилетия».

Методологические основы деятельности психологических служб в организациях образования Республики в парадигме сопровождения:

. Конкретный ребенок в конкретной социально-педагогической ситуации - вот предмет деятельности психолого-педагогического сопровождения, а не ребенок вообще, обладающий теми или иными возрастными особенностями.

. Сопровождающие педагоги и психологи открыто опираются на ценности и личные смыслы, не скрываясь под маской квази-объективности.

. Главный акцент делается на самостоятельности ребенка, его святом праве и обязанности уметь делать свободные жизненные выборы.

И здесь мы видим соответствие методологии парадигмы сопровождения концептуальным особенностям современной казахстанской модели образования.

Из методологических основ парадигмы сопровождения вытекает понимание новых направлений деятельности психологических служб.

Направления деятельности педагогов и психологов в парадигме сопровождения:

1. Психолого-педагогическое обеспечение развивающего компонента образования (модернизации образовательного процесса):

— мониторинг психолого-педагогических составляющих образования;

—  проектирование социально-педагогических и психологических условий;

—  Психолого-педагогическая экспертиза учебных программ, пособий, состояния образовательной среды на соответствие поставленным развивающим задачам.

2. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса (вернее коучинг участников) образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития.

3.      Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала.

пирамида дилтс образование нравственность

1.   Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

2.      Р. Дильтс Нейро-Логические Уровни/ http://wikinlp.ru/Personalii/DiltsRobert

.        Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана. 2010 г.

.        Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы. Астана. 2014 г.

.        Коучинг - новый стиль менеджмента в управлении организацией образования. Кудайбердиев Т.К. Караганда. 2012 г.

.        Битянова М.Р. Психолого - педагогическое сопровождение: идеология, метод, модель/http://som.fio.ru

Похожие работы на - Нравственность и духовность - основа целостного развития личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!