Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям к ЧС техногенного характера

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям к ЧС техногенного характера

Минобрнауки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Иркутский государственный лингвистический университет

Кафедра психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности

Курс: образовательные технологии





Курсовая работа

Тема:

Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС техногенного характера



Выполнил: студент группы ПОБ-1

Чернуха Роман Игоревич

Научный руководитель:

к.б.н., доцент Погодаева М.В.,



Иркутск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

.1 Техногенные катастрофы в Российской Федерации

.2 Система обеспечения безопасности от ЧС техногенного характера

ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

.1 Анализ рабочей программы Смирнова А.Т. по ОБЖ

.2 Разработка урока по теме «ЧС техногенного характера» в 10 классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ


Жизнедеятельность человека направлена на изменение природы и создание комфортной искусственной среды обитания для социума. Развитие науки и техники вызывает непредсказуемые последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Повысилась вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Техногенные катастрофы по числу погибших занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий. Технический прогресс существенно повышает риск трагедий. Техногенные катастрофы имеют начало, но не имеют завершения, они совершенно непредсказуемы, а степень ущерба после них не уменьшается с годами, поскольку негативные факторы не перестают действовать в среде еще многие годы. За последние десятилетия в мире произошли сотни техногенных катастроф. Некоторые из них имели глобальное влияние на человека и окружающую среду.

Вероятность происшествия крупных техногенных катастроф растёт с большим развитием человечества и технического прогресса. Некоторым катастрофам человек научился противостоять, но это требует больших знаний об их причинах и следствиях.

Важную роль в этом играет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, ведь в большинстве случаев, безопасность человека в первую очередь зависит от него самого, от его готовности правильно оценивать ситуацию, найти наиболее безопасный выход из нее.

Понятие о правильном поведении в экстренных ситуациях, в целом, и в частности в чрезвычайных ситуациях природного происхождения формируется еще с ранних лет, в процессе освоения общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасности жизнедеятельности.

Предмет исследования: методика организации подготовки учащихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения на уроках ОБЖ.

Целью данной работы является разработка эффективных методов подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.

Задачи:

) проанализировать техногенные катастрофы и причины их возникновения на территории РФ;

) изучить систему обеспечения безопасности при ЧС техногенного характера;

) изучить опыт подготовки учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации техногенного происхождения.

Работа состоит из: оглавления, введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ КАК РЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


1.1 Техногенные катастрофы в РФ


С началом 20 века российские учёные заговорили о «проблеме-2003». Это название предполагаемого технического конца света для России. Ведь все техническое обеспечение - от труб канализации до нефтяных вышек - было построено в советские годы. Именно поэтому в 2003 году, по беспокойству правительства, должен был произойти максимальный износ всей инфраструктуры, и как результат - многочисленные катастрофы с человеческими жертвами. Но 2003 год прошел относительно спокойно. Нефть стала дорожать, и в страну рекой потекли нефтедоллары, но на обновление российской инфраструктуры они не пошли.

Как только произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, все сразу заговорили о том, что пришёл обещанный развал советской техники. Сразу после аварии на ГЭС Ростехнадзор ринулся проверять все гидроэлектростанции в стране. В надежде найти еще больше нарушений и предотвратить будущие катастрофы. Хотя и так всем известно: ситуация в электроэнергетике ужасающая - до 80% основных фондов станций изношены.

Тесно связана с энергетикой и угольная промышленность. Все мы помним взрывы метана на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная», унесшие в 2007 году жизни 150 шахтеров. Тогда причиной аварии стала все та же халатность. Операторы, которые следили за системой безопасности, закрывали глаза на технические неисправности. Несмотря на то, что система безопасности была новейшая, она не помогла.

Одна из самых старых отраслей в России - это металлургия. Износ ее фондов - около 80%. Но ситуация стала кардинально меняться в последние годы. Выросли цены на металлы. Помимо этого, в России появились западные автозаводы. А у них уже совсем другие требования к качеству сталей. Вот металлургам и пришлось срочно вкладывать в новые технологии, чтобы не потерять заказчиков. И тем не менее, кардинально проблема отрасли все равно не решена. Такая же ситуация и в авиации. Ветераны «ТУ» до сих пор верой и правдой служат россиянам. Но высокая цена на нефть сделала их невыгодными. Разница в потреблении топлива между Ту-154 и «Боингом» или «Эйрбасом» - почти в два раза. Многие авиакомпании уже не могли эксплуатировать самолеты, построенные в 1970-1980-е годы. В середине 2000-х годов наши авиакомпании стали закупать сначала подержанные «иномарки», а теперь и новенькие зарубежные самолеты. [16]

Общая протяженность российских дорог - 746 тысяч км. Но, как говорится, дело не в количестве, а в качестве. По данным ГИБДД, 35% ДТП происходит именно из-за плохих дорог. Основная проблема - властям невыгодно строить дороги на века. По мнению экономистов, рыночные технологии в дорожном хозяйстве у нас не сработают. Поэтому надо пойти административным путем: поставить чиновников в жесткие условия, как по цене, так и по качеству строящихся дорог, чтобы они не требовали ремонта хотя бы лет 10, а не 1 - 2, как сейчас.

По статистике, в 80% аварий причиной признают человеческий фактор. Чем руководствовались и те, кто эксплуатировал турбину на Саяно-Шушенской ГЭС, и те, кто следил за содержанием метана в шахте, и те, кто проверял перед вылетом самолет, и даже те, кто, заметив нарушения на объекте, предпочел разойтись с руководством компании миром и на взаимовыгодных условиях. Самолеты падают, заводы горят, а станции взрываются в основном из-за тех людей, которые их обслуживают и контролируют. То есть, помимо модернизации техники, нам, по всей видимости, нужна и модернизация сознания.

1.2 Система обеспечения безопасности от ЧС техногенного характера


Правовая основа защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым Государственной Думой РФ 11 ноября 1994 г. Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон определяет цели, основные понятия, область действия законодательства. Основными целями являются в области защиты населения и территорий:

предупреждение возникновения и развития ЧС;

снижение потерь и размеров ущерба от ЧС;

ликвидация ЧС. [1]

Аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране, каждому присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Знание причин возникновения и ЧС техногенного характера позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определённой территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Различают техногенные ЧС по месту их возникновения и по характеру основных поражающих факторов источника ЧС.

Источник техногенной ЧС - опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определённой территории или акватории произошла техногенная ЧС.

К опасным техногенным происшествиям относят аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.

Производственные аварии (катастрофы) - внезапная остановка или нарушение процесса производства, приводящее к возникновению пожаров, взрывов, загрязнению атмосферы, уничтожению материальных ценностей, сопровождаемые поражением или гибелью людей.[11]

Согласно закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в стране эффективно работает единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая заведует органами управления, силами, техническими средствами и другими материальными ресурсами для защиты населения и национального достояния от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий.

Основная цель создания такой системы - это объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов исполнительной и представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. [1]

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет следующую структуру (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Система организации РСЧС

На федеральном уровне для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создан специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), - на который возложено руководство системой РСЧС.

Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

Загрязнения окружающей среды могут происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие, на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах и при падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ случаются на химических объектах страны на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ) и вызывают химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон, поражение персонала и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушением зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения и транспортных коммуникаций, разрушением гидротехнических систем и т. п. [23]

ЧС техногенного характера разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. По характеру явлений их можно подразделить на 6 групп (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Классификация ЧС техногенного характера

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели чрезвычайные ситуации техногенного характера как результат антропогенной деятельности человека, их причины и последствия, а также обратили внимание на структуру системы обеспечения безопасности от чрезвычайных ситуациях техногенного характера в рамках основных нормативно-правовых документов.

Научить детей предугадать, распознать, избежать, и, в крайнем случае, правильно действовать в опасной ситуации: все это - основные задачи курса ОБЖ.

Для сохранения человеческих жизней, обеспечения личной и групповой безопасности большое значение имеет уровень знаний отдельно взятого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

В настоящее время непростая ситуация в обществе в целом, и в некоторых социальных слоях в частности, вызывает пристальное внимание со стороны системы образования. Имеется острая необходимость выстраивания всевозможных взаимодействий образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В связи с этим большая ответственность возлагается на систему образования. Подготовка школьников в области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни влияет не только на дальнейшую жизнь одного конкретно взятого ученика, но и на будущее нашей страны, и даже на будущее человечества.

Курс ОБЖ, главной целью которого является формирование у учеников осознанного и решительного отношения не только к личной безопасности, но и к безопасности окружающих, способствует приобретению умений и навыков сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, экстремальных, угрожающих жизни ситуациях и приобретению навыков по оказанию первой помощи пострадавшим. Кроме того данная дисциплина воспитывает в детях любовь к Родине, своей стране. [3]

В общеобразовательных учреждениях приоритетными направлениями преподавания ОБЖ являются основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы безопасного поведения в ЧС социального характера, современный комплекс проблем безопасности и основы военной службы.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, существуют некоторые примерные программы, которые уточняют содержание предметных тем образовательного стандарта. Они предоставляют примерное распределение учебных часов по модулям курса, опираясь на возрастные и гендерные особенности учащихся, последовательную подачу материала, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

В целом в основной и старшей базовой школе программы рассчитаны на 35 часов (1 академический час в неделю), на 140 часов в старшей профильной школе. В них предусмотрено время и для свободного учебного времени для осуществления любительских подходов, использования различных форм проведения занятий, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Существует несколько рабочих программ по курсу ОБЖ. Программы Топорова И.К., Смирнова А.Т. и Латчука В.Н. являются самыми распространенными. В данной курсовой работе мы разберем программу Смирнова А.Т.

Его рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к завершенной предметной линии учебников И.К. Топорова, Э.Г. Анючина. Учебно-методические комплексы данной линии прошли экспертизу и одобрены РАО и РАН. Кроме того они включены в Федеральный перечень учебников и обеспечивают освоение образовательной программы основного общего образования, что в свою очередь гарантирует их эффективность. урок безопасность чрезвычайный техногенный

Многие преподаватели находят ее доступной и более содержательной, нежели программы, разработанные другими авторами.

Согласно его программе, по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» можно предложить следующий календарно-тематический план (табл. 1)

Несомненно, данная программа на сегодняшний момент является одной из наиболее приемлемых программ, за счет своей простоты и доступности, но, как и любая другая программа, она имеет не только плюсы, но и минусы.

Таблица 1

Выписка из календарно-тематического планирования преподавания темы «ЧС техногенного характера» согласно рабочей программе А.Т. Смирнова

Класс

Тема

Часы

Тип урока

Элементы содержания

5

Опасные ситуации техногенного характера

6

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные термины и понятия из раздела ЧС техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Основные причины техногенных аварий и катастроф.


ЧС природного и техногенного характера

6



8

ЧС техногенного характера и их последствия

5

Урок изучения нового материала;

Промышленные аварии и катастрофы. Понятие об аварии, производственной или транспортной катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера в зависимости от масштаба распространения и тяжести последствий.


ЧС техногенного характера и защита населения

4

Комбинированный



Организация защиты населения от ЧС техногенного характера

3

Урок применения ЗУН учащимися

 Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика. Основные причины техногенных аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих при техногенных авариях.

9

ЧС природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

Урок изучения нового материала; комбинированный

Цели, задачи и структура РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Силы и средства РСЧС наблюдения, контроля и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

10

Личная безопасность в условиях ЧС техногенного характера

1

Урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний

Понятие о ЧС техногенного характера. Классификация и основные типы ЧС техногенного характера. Опасности аварий и катастроф и их динамика на территории РФ. Отработка практических действий учащихся в ЧС техногенного характера. Правила безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера.


Рекомендации по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера

1

Отработка умений и навыков



По теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» данная программа ориентирована на освоение учениками правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения.

Задачами выступают:

-  освоение школьниками знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях и культуре безопасного поведения при их возникновении;

-       обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их возникновения, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

-       развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-       воспитание у учеников культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни. [17]

Возможность эффективного использования образовательного и воспитательного потенциала образовательного учреждения, создание благоприятных условий для личностного роста и познавательного развития школьников, а также обеспечение формирования важнейших компетенций учеников, таких как самоконтроль, внимание к проблемам, готовность решать сложные задачи, исследовать окружающий мир, готовность идти на разумный риск, способность принимать решения при использовании данной образовательной программы гарантированны.

Но в тоже время, в соответствии с этой программой, в данный модуль входит предмет обсуждения «Борьба с терроризмом», и ей уделяется значительно меньше часов, что на наш взгляд это является не рациональным, ведь в наше время проблеме терроризма стоит уделять как можно больше внимания, в связи с его широким распространением. Эта угроза нашего времени, и если ЧС техногенного характера в большинстве своем нам не подвластны, то терроризм это то, что мы можем и должны контролировать.

Так же разбираются все возможные виды чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, встречающиеся во всех точках Земли, но не предусмотрено время на разбор чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, возможных на территории проживания учащихся, в их родной среде. Но так как это программа является примерной программой, учитель может добавить это в план на свое усмотрение.

В целом данная программа зарекомендовала себя с положительной стороны. Она соответствует возрасту школьников. Занятия могут проходить в любой форме, учитель может прибегать к различным методам преподавания и педагогическим технологиям.

 


2.2 Разработка урока по теме «ЧС техногенного характера» в 10 классе


Для того чтобы закрепить знания по данной теме, можно разработать урок по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера». В десятом классе для повторения этой темы предоставляется два часа. Один из урок будет обобщать и закреплять полученные ранее знания по этой теме, а второй урок будет отведён для отработки умений и навыков учащихся на практике и пройдёт в следующей форме.

Цель: проверка остаточных знаний по теме «ЧС техногенного происхождения»

Задачи:

1) образовательные: систематизировать пройденный материал по теме «ЧС техногенного характера»;

) воспитательные: сплочение коллектива, обучение формам групповой работы;

) развивающие: развитие навыков быстрого ориентирования в материале.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический.

. Вступительное слово (3 мин)

. Повторение материала (15 мин)

. Просмотр ролика (10 мин)

. Решение ситуационной задачи (17 мин)

Оборудование: проектор, видеоролик, раздаточный материал: аптечки 3 шт., шины 3 комплекта, воротник Шанца 3 шт.

Ход урока (с примерным текстом речи учителя):

Здравствуйте дети, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучаем тему «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», на последнем занятии мы повторяли транспортные аварии. Так как в наше время эта проблема современности является актуальной и одной из основных, то сегодняшнее занятие мы посвятим закреплению этой темы с целью отработки ваших умений и навыков на практике.

Сейчас мы повторим пройденный материал.

Учитель задаёт вопросы классу о последовательности действий и оказания первой помощи пострадавшим в ДТП:

Каковы частые причины дорожно-транстпортных происшествий?

Как можно избежать прецеденты этих аварий?

Каковы ваши действия, если вы стали участником ДТП?

Как при ДТП сохранять спокойствие и не поддаваться панике?

Каковы ваши действия, если вы являетесь свидетелем ДТП?)

Молодцы, дети, вы хорошо усвоили эту тему. Теперь мы закрепим материал просмотром обучающего видео от сотрудника аварийно-спасательной службы.

Хорошо, надеюсь, это поможет вам запомнить правильный алгоритм действий. И сейчас апофеоз сегодняшнего занятия. Предлагаю разделиться вам на три «оперативные» группы, состоящие из пяти человек, вы будете исполнять роли спасателей, прибывших на место ДТП. Помимо этого из каждой группы потребуется один человек в экспертную комиссию, которая будет знать единственно правильный алгоритм действий и оценивать работу «оперативных» групп. Вердикт судей выносится только после проигрывания ситуации каждой командой.

Обстоятельства таковы: «Молодой человек решил после работы заскочить в бар, после чего отправился в нетрезвом виде домой на своём транспортном средстве. Молодая семья в составе трёх человек: жена, муж и ребёнок шести лет, отправились в автосервис для регулировки тормозов. На определённом отрезке пути, у машины, в которой ехала семья, отказали тормоза, вследствие чего водитель решил выехать на встречную полосу, дабы избежать столкновения с едущим по своей полосе грузовиком. В этот момент по встречной полосе как раз таки ехал подвыпивший работяга. Машины претерпевают лобовое столкновение и задевают проезжавший мимо грузовик, перевозивший в цистерне АХОВ. После аварии случается возгорание двигателя в автомобиле нетрезвого водителя. Параллельно случается разлив АХОВ из цистерны. У нетрезвого водителя пневмоторакс и повреждение шейных позвонков. Муж находится в состоянии клинической смерти. У жены открытый перелом левой ноги. У ребёнка сильнейший психологический шок. Водитель грузовика не пострадал. Вы команда спасателей, прибывшая на место практически сразу после происшествия. Ваши действия».

Ребята инсценируют работу спасателей. После чего эксперты дают им оценку и разбирают свои ошибки с учителем.

Спасибо за работу. До свидания.

Таким образом, в данной главе мы проанализировали учебную программу Смирнова А.Т. по основам безопасности жизнедеятельности на предмет освоения темы «ЧС техногенного характера», а в целях закрепления материала разработали урок в рамках этой темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В мире всегда большое внимание уделяли безопасности. И по сей день обеспечение как личной, так и коллективной безопасности остается на первом месте. Это неотъемлемая часть современной жизни общества.

Систематизированное изучение возможных опасных ситуаций, их особенностей и вероятных последствий, обучение со школьных лет поведению в условиях чрезвычайных ситуаций направлены на подготовку учащегося к принятию правильных решений в ситуациях экстремального характера.

Данная тема всегда будет актуальна, так как от учителя в первую очередь зависит, усвоит ли ученик предоставляемую информацию, или она не пройдет в стороне от него.

Конечно, в настоящее время существует многообразие форм и методов преподавания такой дисциплины, как основы безопасности жизнедеятельности, что в свою очередь способствует оптимальному усвоению материала. Все эти методы способны разнообразить образовательный процесс.

Целью данной курсовой работы являлось изучение эффективных методов подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, что было проделано нами. Были проанализированы прецеденты техногенных катастроф в нашей стране и система обеспечения безопасности при ЧС техногенного характера на территории РФ, изучен опыт подготовки учащихся к действия в экстремальных ситуациях техногенного характера.

Нами были изучены основные программы преподавания ОБЖ. Стоит отметить, что в рамках представленной темы «ЧС техногенного характера» программа Смирнова А.Т. отличается своей доступностью, четко-выстроенным календарно-тематическим планированием, что помогает учителю составить свою программу преподавания, используя данную программу, как образец, придерживаясь которого, дисциплина ОБЖ будет усвоена учениками.

Также, с целью закрепления знаний, нами был разработан урок на тему «ЧС техногенного характера», эффективность которого в дальнейшем будет проверена на практике. Данный урок несет практическую значимость, так как в нем проверяются знания по такой сложной теме, как «ЧС техногенного характера» для учащихся десятого класса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Общероссийская сеть распространения правовой информации «КонсультантПлюс»

. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: / Н.П. Абаскалова - Новосибирск; Сибирское университетское издательство, 2013 - 136 с.

. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов [Текст]: / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев, С.В Петрова - Оренбург; ОГПУ, 2010. - 248 с.

. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст] / Э. Антюхин, М. Сулла // Основы безопасности жизни. - 1997. - №.5. - С. 34-37.

. Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них [Текст]: учебное пособие для студентов вузов: / А.В. Баринов - М.: Владос-Пресс, 2003. - 496 с.

. Билалова, Ф.М. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии [Текст] / Ф.М. Билалова. - М.: Организационный комитет. - 2013. - 256 с.

. Берсенева, Т. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст] / Т. Берсенева, Т. Мельникова, А. Осокин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2004. - №.10. - С. 11-16.

. Губанов, В.М., Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них [Текст] / В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин - М.: Дрофа, 2007. - 285 с.

. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. [Текст]: / М.Т. Громкова - М.: Юнити-Дана, 2003 - 362 с.

. Демина, С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве [Текст] / С.А. Демина // Современная педагогика. - 2014. - №3(16). - С. 3.

. Далакишвили, М. Землетрясения как потенциально опасное явление (разработка заданий в курсе «ЧС природного характера и защита от них») [Текст] / М. Далакишвили // Основы безопасности жизнедеятельности - 2006. - №10 - С. 47-53.

. Елизарова, И.С. Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы [Текст] / И.С, Елизарова // ВЕСТНИК. - 2012. - Т. 4. - №119. - 119 с.

. Емельянов, В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. [Текст]: учебное пособие для высшей школы / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов - М.: Академический проект. - 2003. - 214 с.

. Зуев, А.Г. Маркетинг экомоды [Текст] / А.Г. Зуев, Л.А. Мясникова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №.4. - С. 125-130.

. Комаров, В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. [Текст] / В.Н. Комаров - М.: Эксмо, 2004. - 381 с.

. Кузнецов, А.А. Стандарты второго поколения [Текст]: / А.А. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2009. - 106 с.

. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) [Текст] / В.Н. Латчук - М.: Дрофа, 2013. -109 с.

. Латчук, В.Н. ОБЖ. Планирование и организация работы в школе 5-11 класс [Текст]: / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин - М.: Дрофа, 2012. - 310 с.

. Марков, В.В. Основы безопасности жизни деятельности 10 класс. [Текст] / В.В Марков, В.Н. Латчук. - М.: Дрофа, 2006. - 265 с.

. Мазур, И.И. Опасные природные процессы. [Текст]: / И.И. Мазур, О.П. Иванов - М.: Экономика, 2004.

. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. [Текст] / Л.А. Михайлов. - СПб.: Питер, 2012. - 390 с.

. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Программа дополнительного профессионального педагогического образования [Текст] / А.Т. Смирнов, О.Г. Грохольская, Н.А. Ситникова - Москва; Просвещение, 2007. - 268 с.

. Топоров, И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст]: книга для учителя / И.К. Топоров - М.: Просвещение, 2000. - 96 с.

. Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / М.П. Фролов. - М.: Дрофа, 2005. - 217 с.

. Шахраманьян, М.А. Оценка природной и техногенной безопасности России: теория и практика: монография. [Текст]: / М.А. Шахраманьян, В.А. Акимов, К.А. Козлов - М.: Фин. Издательский Дом «Деловой Экспресс», 1998. - 107 с.

Похожие работы на - Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям к ЧС техногенного характера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!