Использование рисования в процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,37 Мб
  • Опубликовано:
    2014-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование рисования в процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё сложнее и сложнее. И она требует от человека не стереотипного мышления к решению любых проблем. Время требует от нас чего-то нового, креативного и незабываемого. Все эти определения схожи с трактовкой понятия творчество, которая дана в философском энциклопедическом словаре. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Иными словами современные условия требуют от нас творчества. Творческие способности в сою очередь надо развивать уже с дошкольного возраста.

Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: "… содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность …".

В этом и заключается актуальность данного исследования.

Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию "детское художественное творчество". Расширили и обогатили её исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.

Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую "единицу" целостной картины мира.

Проблема: каковы возможности использования изобразительной деятельности (рисования) в развитии творческих способностей.

Цель: теоретически обосновать возможности использования рисования в процессе развития творческих способностей.

Задачи:

1.    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

2.      Выявить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

.        Разработать комплект творческих заданий по рисованию направленных на развитие творческих способностей.

Объект исследования: процесс развития у детей творческих способностей.

Предмет: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования

Гипотеза: развитие у детей творческих способностей посредством рисования будет возможно если:

·      разработать комплект творческих заданий по рисованию направленных на развитее творческих способностей;

·        отобраны диагностические методики с учетом принципов последовательности, возрастных особенностей;

·        учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.

В ходе данной работы использованы следующие методы:

·        Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогичесой литературы.

·        Эмпирические - наблюдение, беседа

·        Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий этап).

Практическая значимость: содержание работы представляет собой интерес воспитателям дошкольных учреждений и родителям, на этапе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

База исследования: исследование было организованно на базе дошкольного учреждения города Тольятти АНО ДО "Планета детства "Лада" № 66 "Матрешка". В качестве испытуемых выступали дети из старшей группы в количестве 11 человек.

Структура исследовательской работы: состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, списка используемой литературы, приложения.

педагогический рисование дошкольник творческий

Глава 1. Теоретические обоснования проблемы творчества и рисования

.1 Психолого-педагогические основы творческих способностей в дошкольном возрасте

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Творчество - категория <#"733258.files/image001.gif">

Рисунок 1. Уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

На основании графических показателей можно увидеть, что лишь у 27% детей низкий уровень развития творческих способностей. Тогда как средний и высокий уровни у 46% и 27% соответственно.

Вывод: по итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что у большинства детей (73%) высокий и средний уровни развития творческих способностей. Эти дети успешно справлялись с заданиями и были достаточно оригинальны. Но также есть дети (36%) имеющие низкий уровень у них возникали затруднения с выполнением и рисунки были довольно банальны. С такими детьми необходимо проводить дополнительную работу, направленную на повышение уровня творческих способностей.

2.2 Проектирование содержание работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей в процессе изобразительной деятельной (рисования)

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.

Следующее важное условие развития творческих способностей - учетоиндивидуальныхоособенностейоребёнка.

Непременным условием организованнойовзрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: "имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда "разбужены" их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел.

Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимымдворазных условиях. Важнейшим условием развития илстимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов.

Развитие творческих способностей  <#"733258.files/image002.gif">

. Перед ребенком кладутся прямоугольники и его просят подумать, на что они похожи и дорисовать так, чтобы было видно, что это такое. Также нужно назвать каждый рисунок.

. Ребёнка просят нарисовать свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что он любиш, что тему нравится, а что - нет.

. Ребёнка просят дорисовать линии и фигуры так чтобы получился сказочный лес.


. Ребёнка просят дорисовать кружки так чтобы получилась картина.


. Ребёнка просят посмотреть, как можно соединить точки, сделать рисунок. Предлагается нарисовать что-то самому.


. Ребёнка просят придумать и нарисовать узоры оставшимся бабочкам и раскрасит их.


. Дорисовывание заданной формы - цветового пятна. Форма вырезается и наклеивается на белый лист бумаги. Дети карандашом или фломастером дорисовывают данное изображение до узнаваемого образа.

Формат карточки - Ѕ альбомного листа.

. Передача настроения через форму. Задается образ предмета, например: вазы, тарелки и т.п. Дети должны графически передать его настроение: ваза веселая, задумчивая, добрая, ваза - хулиганка и т.п.

Карточка расчерчивается на четыре части. В каждом квадратике изображается заданный предмет в определенном настроении.

Приложения

Приложение 1

Список детей участвующих в исследовании

1.      Влад С.

2.      Денис Р.

.        Дима А.

.        Ильдар С.

.        Карина В.

.        Ксюша Г.

.        Максим П.

.        Маша У.

.        Настя К.

.        Настя С.

.        Настя Т.

Приложение 2

Стимульный материал для диагностического задания №3. Тест "Ветки"





Приложение 3

Сводные результаты диагностик

Имя испытуемого

Результаты диагностического задания №1

Результаты диагностического задания №2

Конечный уровень

Денис Р.

Высокий

Высокий

Высокий

Дима А.

Средний

Высокий

Высокий

Влад С.

Высокий

Средний

Высокий

Ильдар С.

Средний

Средний

Средний

Ксюша Г.

Средний

Средний

Средний

Настя К.

Средний

Средний

Средний

Максим П.

Низкий

Средний

Средний

Настя Т.

Низкий

Низкий

Низкий

Карина В.

Низкий

Низкий

Низкий

Настя С.

Низкий

Низкий

Низкий

Маша У.

Низкий

Низкий

Низкий


Похожие работы на - Использование рисования в процессе развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!