Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    76,39 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

.1 Исследования ученых в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

.2 Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте

.3 Условия и средства сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

.4 Общая характеристика дидактических игр и упражнений

Глава 2. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста

.1 Анализ сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста

.2 Дидактическая игра как средство формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста

.3 Анализ полученных результатов

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

Введение


Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов отечественной теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете современных психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы исследования: «Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: определить эффективность использования дидактических игр и упражнений в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование дидактических упражнений и игр в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дидактические игры и упражнения будут являться эффективным средством формирования сенсорной культуры детей шестого года жизни, если:

их содержание направлено на расширение и усложнение перцептивных действий;

они предполагают закрепление представлений детей о сенсорных эталонах

они включены в различные виды деятельности, требующие опоры на сенсорный опыт детей: труд, конструирование, рисование и др.

Задачи исследования:

.        Изучить и проанализировать литературу по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

.        Охарактеризовать дидактические игры и упражнения как средство развития ребенка дошкольного возраста.

.        Выявить уровень сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста.

.        Опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования дидактических игр в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются исследования А.В. Запорожца о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, теория Л.А. Венгера об условиях формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста; теоретические положения А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, В.Н. Аванесовой о педагогическом потенциале дидактических игр.

Методы исследования:

.        Теоретические методы: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

.        Эмпирические методы: «Эталоны» (О.М. Дьяченко); «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская), «Почтовый ящик» (Л.А. Венгер), педагогический эксперимент.

.        Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов эмпирических данных.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ проблемы исследования дополнит теоретические основы проблемы сенсорного развития в дошкольном возрасте.

Практическая значимость работы заключается в том, что система дидактических игр и упражнений, направленная на сенсорное развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста может быть предложена воспитателям ДОУ и родителям.

Экспериментальная база исследования: МДОУ «Берёзка» №4. с. Туим, республика Хакасия.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста


1.1 Исследования ученых в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. [15, с.44]. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Ее дидактическая система известна во всем мире. В последние годы она находит все больше сторонников в нашей стране, как среди педагогов, так и среди психологов. В свое время М. Монтессори оказала определяющее влияние на становление научных взглядов Ж.Пиаже. Первые открытия в области развития детской логики Ж.Пиаже сделал в детском саду, который работал по системе М. Монтессори. Именно там ему удалось выделить и измерить эгоцентрическую речь ребенка. Там он смог заметить, как ребенок спонтанно учится выполнять операции классификации и сериации. Именно дидактический материал М. Монтессори послужил для Ж. Пиаже основой для создания собственных оригинальных задач на сохранение свойств объекта при его пространственном преобразовании. Ж. Пиаже, как и М. Монтессори утверждал, что психика ребенка развивается благодаря действиям с предметами, спонтанно и независимо от целенаправленного обучения. Задача взрослых состоит лишь в том, чтобы организовать развивающую предметную среду.

Можно сказать, что Ж. Пиаже извлек из системы М. Монтессори то, что в ней уже потенциально присутствовало, и по-новому осмыслил интуитивно намеченные ею пути и способы развития ума ребенка.

Другой подход к анализу системы М. Монтессори содержится в теории сенсорного воспитания, которая представлена в книге Л.А. Венгера «Воспитание сенсорной культуры у детей дошкольного возраста». Наряду с достоинствами дидактики М. Монтессори, он обращает внимание на недостатки и «узость» ее системы, понимать которые полезно всем, кто сегодня, ориентируясь на яркие, привлекательные особенности дидактического материала М. Монтессори, пытается воспроизвести ее систему в современном детском саду без корректировки, соответствующей современному состоянию науки.

Л.А. Венгер подчеркивает, что коренной недостаток системы М. Монтессори заключается «в отсутствии обучения детей рациональным способам выполнения заданий, целенаправленного формирования у них перцептивных действий по обследованию представленных в материале свойств и отношений» [4, с.314].

В теории Л.А. Венгера восприятие как высшая психическая функция носит опосредствованный характер. В ее становлении определяющую роль играет использование сенсорных эталонов и построение моделей отношений выделенных свойств объектов. Дидактический материал, разработанный М. Монтессори, состоит из «абстрактных» объектов, которые являются эталонами определенных качеств объектов. Ребенок, обследуя сами эти объекты, выделяет соответствующие качества, но не использует их в решении задач практического и познавательного характера. Именно поэтому Л.А. Венгер подчеркивает, что «ознакомить детей с материалом эталонов - это еще не значит вооружить их самими эталонами» [4, с. 104].

Л.А. Венгером с группой сотрудников были определены основные задачи воспитания сенсорной культуры и соответствующие им уровни перцептивного развития ребенка от рождения до поступления в школу.

В психолого-педагогической литературе конца XIX - начала XX вв. термины развитие и воспитание "органов чувств", "воспринимающих органов", "организация ощущений" были широко распространены, употреблялись как синонимы и соответствовали современному содержанию понятий "сенсорное развитие и воспитание", "развитие и воспитание сенсорных способностей".

Отечественная психология выдвинула учение о генетической роли предметной деятельности в формировании восприятия как целостного образа предмета вследствие практического вычленения субъектом предмета в предметно-опосредованной деятельности. Факт развития сенсорики не только в процессе пассивного созерцания индивидом окружающей действительности, но и в процессе активной практической деятельности субъекта доказан в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова. Именно деятельность, подчеркивал Л.А. Венгер, определяет характер практических и познавательных задач, предъявляющих определенные требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих их формирование [7, с. 214].

Физиологические исследования И.М. Сеченова о природе восприятия и ощущения доказывают, что все деятельности происходят от рефлекса и сохраняют его принципиальную структуру. Он рассматривал ощущение как явление, возникающее только в составе рефлекторного акта с его "двигательными последствиями" и участвующее в его осуществлении. Главным пунктом в воззрениях И.М. Сеченова стала мысль о том, что предметная действительность, прежде чем "быть данной" в ощущениях, выступает как условие практического существования... Без участия движения наши ощущения и восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Изложенное выше содержание доказывает важность практической деятельности и специального обучения сенсорным действиям. В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых и качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения "и характеристики их свойств [5, с.13].

Понятие "сенсорные эталоны" предложено А.В. Запорожцем. Еще раньше (в конце XIX века) И.А. Сикорский наметил подход к рассмотрению процесса интериоризации, употребляя специальный термин для обозначения понятия сенсорного эталона ("шаблон"). Оно включает в себя "определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей, которые получают определенное речевое обозначение. Овладевая такого рода системами, отдельные индивиды получают как бы набор мерок, или эталонов, с которыми они могут сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение, найти ему место в ряду других". Основным методом формирования представлений об эталонах ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов.

Л.А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов - перцептивный и интеллектуальный. Перцептивный путь должен лечь в основу разработки способов сенсорного воспитания младших дошкольников.

Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов выступает в качестве основного средства осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность.

Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. Проследим, каким образом осуществляется такое становление, на какой основе сенсорные реакции превращаются в перцептивные действия, строящие образы, т.е. общую картину развития сенсорных реакций ребенка младшего дошкольного возраста.

Как показали исследования Л. А. Венгера и его сотрудников, в старшем дошкольном возрасте на достаточно высоком уровне развития могут быть представлены три типа перцептивных действий.

Первый тип - идентификация. Она представляет собой обследование свойств предмета, полностью совпадающих с эталонами.

Второй тип - приравнивание к эталону. Он имеет место тогда, когда использование образца-эталона для выявления свойств предметов отклоняется от образца, но близок к нему.

Третий тип - перцептивное моделирование. Он представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета с несколькими эталонами, построение его «эталонной модели». Для старших дошкольников степень овладения такими перцептивными действиями, как отнесение к эталону и перцептивное моделирование, являются наиболее содержательным показателем уровня развития восприятия.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Развитые сенсорные способности, по мнению Л.А. Венгера, залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях [5, с. 78]. В ряду способностей, обеспечивающих успех деятельности не только школьника, но и будущего музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место (сенсорный - от лат. sensus - чувство, ощущение). Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать нюансы формы, величины, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. [4, с. 96] С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Ознакомление со свойствами предметов составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

Таким образом, сенсорное развитие связано с восприятием, которое наиболее активно развивается в дошкольном возрасте.

1.2 Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте

Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.

В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений [16, с. 182]. Они возникли в ходе исторического развития человечества, и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов [6, с.3].

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предмета. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о форме, цвете, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как квадрат, круг, овал, прямоугольник.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти [35, с.20]. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный) [25, с.6]. К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим» [22, с.27]. Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего [19, с.74]. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким» [8, с.51]. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой [40, с.82].

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов - это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового).

Обучение ребенка обследованию формы предмета - это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор - прямоугольный, тарелка - круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей, и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д. На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием - предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения.

Таким образом, в каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры ребенка.

1.3 Условия и средства сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Условия и средства сенсорного развития и воспитания подробно изложены в рамках общей системы сенсорного воспитания, разработанной отечественными учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д. [1, с. 35].

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом отечественной теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства средствами дидактических игр. Важным моментом в этом процессе является предметно-практическая среда группы.

Создавать для детей предметно-развивающую среду необходимо с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделять внимания развитию сенсорных способностей.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Также важны разнообразные тематические вкладыши и другие пособия для решения задач сенсорного воспитания. Рекомендуется также специальное панно, с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными застёжками, Одновременно упражняются в развлечении и названии цветов спектра и знакомясь с сезонными явлениями природы.

Здесь же «Ковролин» в форме домика - игровое обучающее средство, на который дети налепляют изображения из цветных нитей, геометрических фигур, застёжки. На «Ковролине» можно сделать из реек разноцветный заборчик и пропустить через него разноцветные ленточки. Рядом едет паровозик с разноцветными вагончиками, с кармашками с пассажирами - игрушками. Развивает мелкую моторику рук, знакомит с различными свойствами предметов, с цветами, размерами.

Для развития речевых способностей: используются куклы - малютки, марионетки, пальчиковый и настольный театр, куклы - рукавички, говорим от их имени, играем в день рождения, в дочки - матери, в игру «оживим» наши сказки.

Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребёнок особенно интересуется, добиваясь того, чтобы ребёнок внятно произнёс слова, понятно для окружающих, отвечая на вопросы.

Для развития зрительных способностей: играем в игры, способствующие различению и нанизыванию цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик). Используем разноцветные песочные часы, переливающие капельки «вечные двигатели».

Можно использовать следующие дидактические игры:

ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.

РАЗМЕР: « Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов используются следующие дидактические игры и пособия: «Привратник»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.

Игры В.В. Воскобовича прекрасно вписываются в развивающую среду. Своим многофункциональным применением и красочным видом они постоянно привлекают внимание детей, побуждая их к игре.

Ценность игр заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» под задачей. На первом этапе дети просто собирают фигуры, но потом из года в год будут рождаться целые дворцы, ракеты, стражники, космонавты, сочиняться целые истории.

Происходит глубокая задействованность психологических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь), а также качеств личности (целесообразность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость и др.). Все эти игры дают широкое поле действию воспитателю, т.к. они не на один день.

Таким образом, использование дидактических игр является важным условием сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

1.4 Общая характеристика дидактических игр и упражнений

В дошкольном детстве игра в своем развитии эволюционирует от предметных к ролевым, от ролевых к дидактическим. Интерес детей к игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности. Она вызывает у детей живой интерес к познанию. В игре дети значительно быстрее преодолевают трудности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемая педагогами в целях обучения и воспитания детей [4, с. 48].

Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка.

Дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; познавательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Знакомство с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, цветами солнечного спектра. Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики.

В содержании дидактических игрушек выражены особенности природы, быта, того ли иного народа, национального характера.

Виды дидактических игр:

Игры - забавы.

Настольно - печатные.

Словесные.

Музыкальные.

Обязательным элементом дидактических игр является:

Отражение учебного материала.

Выделение игровых задач.

Наличие правил.

Действия играющих.

Подведение итогов игр.

Классификация игр (С.Л. Новоселова):

. Игры, возникающие по инициативе детей - самостоятельные, режиссерские.

. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей - организованные игры.

. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

·       отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

·       углубление и обобщение знаний; развитие сенсорных способностей;

·       активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

·       установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

·       определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

·       выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение количества играющих;

·       подготовка необходимого материала для выбранной игры;

·       подготовка к игре самого воспитателя (он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи).

Проведение дидактических игр включает:

·       ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

·       объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

·       определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, ложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).

Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся:1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые - полезные и увлекательные.

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме.

Таким образом, соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для развития и воспитания детей.

 

 

Глава 2. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста


2.1 Анализ сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста

На основе теоретического анализа данной проблемы нами была проведена экспериментальная работа, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Исследование проходили на базе МДОУ № 4 д/с « Берёзка» с. Туим.

Выборку составили 40 человек - 20 детей контрольная группа, 20 детей экспериментальная. Срок исследования - с сентября 2010 года по май 2011года.

Целью нашего исследования стало повышение уровня сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

При формировании экспериментальной выборки мы опирались на следующие критерии:

1.      Содержательный критерий: подбор экспериментальной группы определялся предметом и гипотезой исследования;

2.      Критерий эквивалентности испытуемых: результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, распространяются на каждого ее члена;

.        Критерий репрезентативности: группа лиц, участвующих в эксперименте, представляет всю часть популяции, по отношению к которой мы применяем данные, полученные в эксперименте.

В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Почтовый ящик» (Л.А. Венгер ), которую мы модифицировали для цвета и размера.

Цель данной методики: методика направлена на исследование уровня развития действий восприятия, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов.

Стимульный материал этого теста представляет собой пластмассовую коробку, в крышке которой прорезаны отверстия по форме основных геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры, в основании которых те же геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри на коробочку, давай поиграем, как будто это почтовый ящик, в который тебе нужно опустить письма (показываются геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое его можно опустить. Поэтому смотри внимательно на фигурку-письмо и найди то отверстие, которое для него предназначено».

. Методика «Эталоны» направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону.

Материал: тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках (см. Приложение А).

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из четырех фигур-эталонов (см. Приложение Б).

Инструкция: детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Количественная оценка результатов:

Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Качественный анализ результатов:

-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

. Методика «Перцептивное моделирование» направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определенной формы из заданных элементов (см. Приложение Г).

Материал: тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В - включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец.

На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1, 3, 5, 7, 9, 11) в качестве образца выступает круг, а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат. Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец: в 1-4-м заданиях достаточно двух деталей, в 5-8-м требуются три детали, в 9-12-м фигура составляется уже из четырех частей.

Инструкция: Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».

Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.

«На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».

Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными линиями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом.

На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.

В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.

Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.

Количественная оценка результатов

За каждую правильно решенную задачу дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два балла, 5-8 - по 3 балла, 9-12 - по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов - 36.

Качественный анализ результатов

-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца.

-й тип. Дети правильно решают только те задачи, которые предполагают сочетание не более чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к выбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

-й тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.

После проведения констатирующего этапа в группах мы получили следующие результаты:

Таблица 1

Уровень развития действий восприятия детьми старшего дошкольного возраста (%)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

30

25

Средний

50

55

Высокий

20


Как видим, по результатам данной методики дети находятся примерно на одинаковом уровне развития действий восприятия. Большинство детей в обеих группах имеет средний уровень развития действий восприятия.

Следует отметить, что многим детям по методике «Коробочки форм» трудно было опустить в коробку многогранники, легче круги, треугольники, квадраты. Практически все дети с низким уровнем развития действий восприятия многогранники часто прикладывали к квадрату, затем сразу же переносились в нужную прорезь. При этом для детей с высоким уровнем развития действий восприятия задания не доставили трудностей: дети зрительно соотносили форму прорези и фигуры опускали фигуру в нужную прорезь; разворот фигур многие при этом производили заранее в воздухе.

сенсорный воспитание дидактический игра

Таблица 2

Диагностика уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону (%)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

35

25

Средний

50

60

Высокий

15

15


По результатам методики «Эталоны» мы видим, что в обеих группах примерно равные данные. Большинство детей имеют средний уровень и относятся ко второму типу, который характеризуется смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Например, следует отметить наличие значительных трудностей, когда фигурку полумесяц дети сравнивали со всеми картинками на странице, то в основном затруднялись отмечать картинку с чашкой и корзинкой. Трудности вызывали и при сравнении фигурки виде матрешки, дети затруднялись отмечать картинку с лампочкой.

Для детей с низким уровнем овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону характерно соотнесение фигуры и эталона без учета характерных деталей контура. Такие дети ошибочно относят предмет к какому-либо из эталонов на основании одной детали либо вообще случайно.

Дети с высоким уровнем не испытывали проблем в данной методике: они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном.

Таблица 3

Уровень развития перцептивных действий моделирующего типа (%)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Очень низкий

5

5

Низкий

40

35

Средний

45

50

Высокий

10

10

По методике «Перцептивное моделирование» мы получили результаты, которые указывают на то, что дети обеих групп имеют преимущественно средний уровень развития перцептивных действий и относятся к третьему типу - дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Следует отметить, что первые три страницы - А, Б, В - дети выполняли задания без ошибок. Сложно было составлять фигуру из четырёх частей в 9-12-м задании, где дети путались или говорили наугад.

Между тем достаточно большое количество детей в обеих группах с заданием не справились и находятся на низком уровне развития перцептивных действий. Эти дети либо составляют неадекватные сочетания, либо подбирают элементы.

Отметим также, что по 10% детей в каждой группе находятся на высоком уровне развития, характеризующийся, высокой степенью овладения моделирующими перцептивными действиями.

Таким образом, по результатам всех трех методик в обеих группах мы наблюдаем преимущественно средний уровень сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста, поэтому возникает необходимость обогащения условий развития детей. В качестве средства формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста нами выбраны дидактические игры и упражнения.

2.2 Дидактическая игра как средство формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста


Целью формирующего этапа эксперимента стало формирование сенсорной культуры детей средствами дидактических игр.

Подбор дидактических игр осуществлялся с учетом общих дидактических принципов:

опоры и учета уровня сенсорного развития детей;

работы от простого к сложному;

активного действия;

новизны.

Первое направление работы имеет целью формирование у детей новых знаний об эталонах цвета, формы, размера, умений обследовать предметы и выделять характерные для них свойства. Данное направление реализовывалось в ряде проблемных ситуаций. Например: предъявление предмета и пояснение педагога.

При изучении предмета с детьми, мы обращали внимание на последовательность (алгоритм) обследования. Последовательно выделяем признаки предмета, которые мы: видим; ощущаем с помощью осязания; воспринимаем с помощью слуха; воспринимаем с помощью обоняния; чувствуем на вкус; знаем о предмете. В результате такого обучения ребенок, встретившись с каким-либо новым предметом и рассматривая этот предмет, может самостоятельно использовать те же познавательные действия и в той же последовательности, которую он усвоил при овладении общим способом ознакомления с предметами. Вспоминая последовательность этих познавательных действий, ребенок начинает сам управлять процессом своего восприятия; восприятие ребенка становится планомерным и последовательным, в результате чего представление о предмете формируется правильное и полное. С целью закрепления знаний детей о свойствах предмета и о способах их выделения предлагались игры: “Узнай предмет”, “Наши игрушки” и т.п. В этих играх также закреплялся пассивный, а затем активный словарный запас. Например, самостоятельное обнаружение детьми (или с помощью педагога) предмета среди уже знакомых, установление его сходства и различий с уже знакомыми предметами. Детям предлагались дидактические игры и упражнения, в которых они: из группы предметов выбирали знакомые; узнавали предметы на ощупь (игры: “Волшебный сундучок”, “Чудесный мешочек” и т.д.); находили одинаковые предметы (“Найди пару”, “Найди такой же по форме”, “Найди такой же по цвету”, “Найди такого же размера”); выполняли задания: узнавали предмет по описанию и т.д. При этом уточнялись и расширялись знания детей об этих предметах, об их свойствах, об их сходстве и различиях с уже знакомыми предметами.

В данном направлении мы использовали игры и занятия, предложенные Л.А. Венгером в книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка».

Второе направление работы имело целью расширение и углубление знаний детей об эталонах цвета, размера, формы, закрепление знаний о размере, форме, длине, цвете. Родителям детей экспериментальной группы мы рекомендовали моделировать в домашних условиях ситуации, с которыми дети знакомятся на данном этапе и закреплять в речи детей названия предметов, слова-признаки предметов.

Третье направление работы имело целью обобщение и систематизацию знаний детей о предметах ближайшего окружения.

Например: установление всех признаков предмета, введение в различные ситуации, в том числе использование в соответствии с второстепенными признаками; воспроизведение предмета с помощью лепки, рисования, аппликации, словесного описания. Принципиальный моментом такого воспроизведения - осуществление его по схеме, которая в известной мере соответствует схеме обследования предмета. Так как дети данного возраста еще не достаточно хорошо владеют навыками изобразительной деятельности, то, как вариант задания, предлагается раскрасить контурное изображение какого-либо предмета или обвести и раскрасить изображение предмета по трафарету. В ходе воспроизведения детьми предмета в той или иной продуктивной деятельности, а также в ходе его словесного описания у них осуществляется дальнейшее формирование его образа, возникала произвольность актуализации отдельных частей этого образа и соединение их в единое целое.

На всех этапах работы осуществлялся контроль над формированием представлений детей, оценивающий усвоение ими:

) внешнего вида предмета, его частей, внешних признаков (характерных и частных) (использовались задания: нарисовать, вылепить предмет; описать предмет по вопросам; найти предмет по описанию и др.);

) функционального назначения предмета и воспроизведение его в реальной и в воображаемой ситуациях (применялись соответствующие игровые сюжеты).

Рассмотрим подробно некоторые дидактические игры.

Игра «Сложи узор» (Б. Никитин)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разные не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей делят на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам дается задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

К каждому занятию готовится новая интересная таблица.

Назовите самый большой треугольник?

Какого цвета самая маленькая фигура?

Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях:

) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);

) готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

) знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.

Игра представляет собою набор квадратных рамок - пластинок размером 100Х100 мм, толщиною 1,5 - 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой - вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.

Набор состоит из следующих фигур:

. Круг (диаметр - 50 мм).

. Квадрат (сторона - 40 мм).

. Треугольник равносторонний (сторона - 50 мм).

. Эллипс (диаметры - 70 и 40 мм).

. Прямоугольник (стороны - 60 и 40 мм).

. Ромб (сторона - 40 мм и острый угол - 60 градусов).7. Трапеция (основания - 60 и 40 мм, высота - 40 мм).

. Четырехугольник неправильный (стороны - 65 и 35 мм, один прямой угол).

. Параллелограмм (стороны - 50 и 42 мм, острый угол - 75 градусов).

. Треугольник равнобедренный (стороны - 65, 40 мм).

. Шестиугольник правильный (сторона - 30 мм).

. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности - 65 мм).

. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты - 60 мм).

. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности - 60 мм).

. Шестиугольник неправильной формы (стороны - 30 мм, два противоположных угла - 90 градусов).

. Треугольник разносторонний (стороны - 40, 60, 80 мм).

. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Цель - с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу - плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно той же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку. Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно. Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш - дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

. Раскрась фигуру цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в 3 - 4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело.

. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например: эллипс - синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет - 2 - 3 мм).

. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга, или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится, ему надо показать несколько образцов.

. Узнай фигуру на ощупь. Ребенку завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.

Правильно! - одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, и малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным тоном говорят "налево", и ребенок кладет ее слева.

. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как дети узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только 1 -- 3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до 10 и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд - четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т. д.

Это задание на классификацию фигур дает представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур.

Таким образом, на протяжении семи месяцев индивидуально и совместно с воспитателем мы проводили занятия по развитию сенсорной культуры с использованием дидактических игр. После проведения формирующего этапа эксперимента мы повторно провели методики «Коробочка форм», «Эталоны» и «Перцептивное моделирование».

 

2.3 Анализ полученных результатов


После проведения контрольного этапа в группах мы получили следующие результаты:

Таблица 4

Уровень развития действий восприятия (%)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

30

5

Средний

50

70

Высокий

20

25


Как видим из таблицы 4, результаты детей контрольной группы не изменились. В экспериментальной группе уровень произошли изменения - на 20% уменьшилось количество детей с низким уровнем, на 15% увеличилось количество детей со средним уровнем, на 5% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития действий восприятия.

Таблица 5

Диагностика уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону (%)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

35

10

Средний

50

60

Высокий

15

30


По результатам методики «Эталоны» изменений в контрольной группе нет. В экспериментальной группе по прежнему большинство детей имеют средний уровень и относятся ко второму типу, который характеризуется смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Однако количество детей с низким уровнем уменьшилось на 15%, а с высоким увеличилось на 15%.

Таблица 6

Уровень развития перцептивных действий моделирующего типа (%)

Уровни

Контрольная группа

Очень низкий

5

-

Низкий

40

10

Средний

45

70

Высокий

10

20


По методике «Перцептивное моделирование» мы получили результаты, которые указывают на то, что в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем уменьшилось на 25%; на 20% увеличилось количество детей, имеющих средний уровень и относящихся к третьему типу - дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко; также на 10% увеличилось количество детей с высоким уровнем, на 5% уменьшилось количество детей с очень низким уровнем.

Таким образом, анализ результатов исследования на контрольном этапе показал, что использование дидактической игры является эффективным средством сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Заключение

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Формирование сенсорной культуры предполагает использование различных средств. Одним из наиболее эффективных, по мнению ряда ученых Е.И. Тихеевой, А.И. Усовой, О.М. Дьяченко является дидактическая игра.

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемая педагогами в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка. Дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

В своей работе мы рассмотрели проблему использования дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Научно-теоретическое обоснование данной проблемы раскрыто в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Н.П. Сакулиной и др., которое и дало нам возможность определиться в постановке экспериментального исследования.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы побудили к созданию условий повышения уровня сенсорного развития детей с помощью системы дидактических игр.

Исходя из этого, мы провели работу по сенсорному развитию детей с использованием дидактических игр и упражнений. В рамках данной работы мы опирались на игры и упражнения М. Монтессори, Б.П. Никитина, А.И. Сорокиной и др. Используя в работе с детьми систему таких игр как «Чудесный мешочек», « Найди пару», «Найди такой же по цвету», «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори» мы добились положительной динамики в формировании сенсорной культуры у старших дошкольников.

Таким образом, наше предположение о том, что дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания, нашло подтверждение.

Библиографический список

1.  Божович Л.И. Этапы формирования личностного опыта//Вопросы психологии, №4, 1978.- 214 c.

2.      Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.-199 c.

.        Венгер Л.А. Старший дошкольник// Дошкольное воспитание №1, 1994.-C.21-23.

.        Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. -232c.

.        Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.- В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969.-328c.

.        Возрастная и педагогическая психология/Под ред М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение,1984.-252c.

.        Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - М.: Педагогическое

.        Запорожец А.В Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте/Избр. психол.труды. - М.: Просвещение, 1986. - Т.1.-378c.

.        Кашеварова Л. Цветовосприятие// Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 5-14.

.        Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.-182c.

.        Луканова Г. Изобразительное искусство. // Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 26-31.

.        Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.-330c.

.        Люблинская А.А. Детская психология. - М, 1971.-329c.

.        Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55.

.        Муханова К. ,Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание, №4, 1994.-275c.

.        Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.-179c.

.        Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1981. - 72с

.        Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Просвещение, 1995.-312c.

.        Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1996.-189c.

.        Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-208с.

.        Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.-211с.

.        Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника// Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980.-344с.

.        Психология. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1993.-232с.

.        Сенсорное воспитание в детском саду/Под. Ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой, 2-е изд. - М.,1981.-214с.

.        Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика,1990.-166с.

.        Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы): пособ. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

.        Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1960.-125с.

.        Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.

.        Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.-276с.

 

Приложение


Приложение А


Рис. 1. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»

Приложение Б


Приложение В

Правильно отмеченные картинки:


Приложение Г

Рис. 2. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

Приложение Д

Рис. 3. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а - образец ко всем нечетным заданиям)

Приложение Е

Рис. 4. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б - образец ко всем четным заданиям)

Приложение Ж

Похожие работы на - Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!