Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Кафедра ритмики и хореографии






КУРСОВАЯ РАБОТА

Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного

возраста в хореографическом коллективе












Иркутск

Содержание

Введение

Глава I.Теоретические основы воспитания танцевальной культуры младших школьников - участников детского хореографического коллектива

.1 Сущность ключевых понятий «танцевальная культура», «воспитание», «детский хореографический коллектив», «младший школьный возраст»

.2 Хореография как средство воспитания танцевальной культуры младшего школьника

.3 Классический танец как основа воспитания танцевальной культуры младшего школьника в хореографическом коллективе

Выводы по I главе

Глава II. Реализация задач воспитания танцевальной культуры младших школьников

.1 Особенности воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе

.2 Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе

Выводы по II главе

Заключение



Введение

В государственных документах [22], [17] провозглашается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, ставится вопрос о повышении эффективности дополнительного образования детей в плане эстетического воспитания.

Принятая правительством Российской Федерации Национальная доктрина образования [18] ориентирует общеобразовательную школу на сохранение, усвоение и развитие лучших достижений в различных областях культурного пространства.

Темой исследования является воспитание танцевальной культуры младшего школьника в системе дополнительного образования - в хореографическом коллективе. Ученые, изучающие проблемы дополнительного образования (Р.Н. Азарова, Л.В. Байбородова, Л.А. Зимняя и др.) в центр внимания ставят проблемы нравственного, гражданского, эстетического и других направлений воспитания школьников.

Эстетическое воспитание диалектически связано с такими понятиями, эстетическая культура, эстетические знания и др.

Содержание эстетического воспитания конкретизируется в различных программах различных самодеятельных объединений учащихся, хореографических кружках, студиях, творческих коллективах.

Актуальность темы исследования обусловлена изменением взглядов педагогов на воспитательное воздействие танца. Привлекая младшего школьника к танцевальному искусству, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.

Наше исследование обусловлено также противоречием между потребностью общества в высокой танцевальной культуре детей и недостаточно высоким уровнем танцевальной культуры на практике.

В современных диссертационных исследованиях отмечается, что младшие школьники «вовлечены в реальную танцевальную среду с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия школьного учителя, педагогов учреждений дополнительного образования детей» [22].

Одним из способов формирования танцевальной культуры младшего школьника авторы этих исследований видят в классический танец в формировании танцевальной кульуры. Классическая школа являются единственной системой профессионального воспитания, воспитания человеческого тела и танцевальной культуры младшего школьника. Школа классического танца распологает огромным орсеналом технических приемов и выразительных средств. Она требует длительной и систематической работы с раннего возраста. Экзерсис, основаный на классическом танце, доказал свое право на первое место в освоении танцевального искусства.

В практике общеобразовательной школы накоплен большой опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца (соревнования, конкурсы, призы, поездки, экскурсии, и т.д.). Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на современное понимание культуры, способ формирования ценностного отношения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.

Методологической основой исследования является гуманистический подход. [24], [1], [21] Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие "личность", создании условий для ее становления. Признается, что личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики - создание условий для самореализации личности.

Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор, гуманизм. Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - "мера всех вещей", то есть что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей.

Объект: процесс воспитания танцевальной культуры в хореографическом коллективе у младших школьников.

Предмет: содержание классического экзерсиса как средства воспитания танцевальной культуры.

Цель: отбор эффективных методов, содействующих воспитанию танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

. Раскрыть сущность понятий - «воспитание», «хореография», «танцевальная культура».

. Определить роль хореографического искусства в воспитании танцевальной культуры младших школьников.

. Разработать методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры младших школьников в детском хореографическом коллективе.

Методы исследования:

1.Теоретические:

анализ специальной методической литературы;

изучение источников из сети Интернет;

моделирование.

2. Эмпирические:

- изучение педагогического опыта;

- отбор элементов классического экзерсиса.

Практическая значимость: предложенные рекомедации созданные на основе классического танца могут быть использованы руководителями хореографических коллективов разных направлений как основа воспитания танцевальной культуры обучающихся в детских хореографических коллективах. Освоение этого материала создает основу для изучения других хореографических дисциплин, позволяя в дальнейшем успешно проводить занятия по народному, современному и бальному танцам.

Структура курсовой работы: курсовая работа представлена введением, двумя главами, содержащие по два параграфа, заключением и списком использованных источников.

Глава I.Теоретические основы воспитания танцевальной культуры младших школьников - участников детского хореографического коллектива

.1 Сущность ключевых понятий «культура», «хореография», «танцевальная культура», «воспитание», «детский хореографический коллектив», «младший школьный возраст»

В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.

Культура (лат. <#"justify">1. Амонашвили, Ш. А. Истина Школы [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. - М.: Сфера, 2006. - 206 с.

. Брусницына, Е. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход [Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 10. 02. 01. / Е. Н. Брусницина. - Москва, 2007. - 16 с.

. Брусницына, А. Н. Общая педагогика, история педагогики и образования

[Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13. 00. 01. / Е. Н. Брусницина. -

Москва, 2008. - 208 с.

. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность [Текст]/ Л. Д. Блок. - М.: Планета, 2005. - 547с.

. Барышникова, Т. А. Азбука хореографии [Текст]/ Т. А. Барышникова. - М.: Респект, 2000.- 80 с.

. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст]/ Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.

. Васильева, Е. А.Танец [Текст]/ Е. А. Васильева. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.

. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: 2000 - 200 с.

. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст]: учеб. пособие / - Ростов н/Д .: - 2005. - 410с.

. Костровицкая, В. В. Школа классического танца [Текст] / В. В. Костровицкая, А. Писарев. - Л.: Планета музыки, 2006. - 264 с.

. Кутасова, Т. С. Самодеятельный танцевальный коллектив [Текст]/ Т. С. Кутасова. - М.: Владос, 2000. - 112 с.

. Каплан, С. С. Методика классического танца [Текст]: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой - Спб.: Изд-во АРБ, 2000. - 231 с.

. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т. Ф. Коренева. - М.: Владос, 2001. - 103 с.

. Костровицкая, В. В. 100 уроков классического танца [Текст]/ В. В. Костровицкая. - Л.: Планета музыки, 2006. - 262 с.

. Мессерер, А. Уроки классического танца [Текст]/ А. Мессерер. - М.: Планета, 2003. - 121 с.

. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Народное образование, 2005. - 248 - 252 с.

. Национальная доктрина образования [Текст]: офиц. текст. - М.: 2000. - 243 с.

. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина [Текст] - М.: Тамбов: 2001. - 80 с.

. Пасютина, В. С. Волшебный мир танца [Текст]/ В. С. Пасютина. - М.: 2005. - 223 с.

. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]/ К. Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

. Российская Федерация. Законы. Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2002. - 521 с. 24. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2001. - 436 с. 25.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!