Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями
После рождения каждый ребенок нуждается в том, чтобы за ним ухаживали, в удовлетворении потребностей в еде, в безопасности, в тепле, общении с близкими людьми. Благодаря этому у каждого из нас вырабатываются определенные ценности: способность любить, жалеть, сочувствовать, не наносить вред обществу и природе, контролировать свои эмоции, общаться с окружающими людьми.
Семья является основной ценностью государства. Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у семьи начинается совсем другая жизнь. Многие родители замыкаются, отдаляются от друзей, родственников. Но они должны постараться скорее справиться со своими эмоциями и переживаниями, иначе у ребенка еще больше начнет выражаться его болезнь [7].
Большинство семей сталкивается с призрением и ненавистью окружающих к ребенку. Некоторые родители, у которых есть ребенок с ОВЗ, быстро адаптируются и приспосабливаются к новым условиям жизни. Но, к сожалению, таких родителей намного меньше, чем тех, кто не справляется с воспитанием такого ребенка.
Зачастую, родители, имеющие ребенка с ограничениями, переоценивают или недооценивают дефект. Нужно относиться к проблеме реально.
Семья ребенка-инвалида становится почти необщительной, избирательной в контактах.
Такая семья сужает круг своих друзей и знакомых до минимума и ограничивает общение с родственниками из-за особенностей своего ребенка. Рождение детей с отклонениями очень влияет на отношения между родителями. В большинстве случаев семьи распадаются.
Те переживания, которые испытывает мать ребенка с ОВЗ, приводят к различным соматическим заболеваниям, вегетативным расстройствам.
Все проблемы семей, у которых есть ребенок с ОВЗ, нужно решать чем раньше, тем лучше. Таким семьям нужна помощь, в первую очередь, психологическая. В такой помощи нуждаются как дети, так и родители ребенка [7].
Семья с ребенком-инвалидом - это семья, имеющая особый статус. Особенности и проблемы такой семьи определяются личностными качествами и особенностями каждого члена такой семьи, занятостью решением проблем ребенка.
В специальной психологии и педагогике семья, как объект исследования, изучена крайне мало. Внимание в основном уделяется научному изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, а именно со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Рассмотрен психологический климат семей, разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной помощи семьям. В настоящее время известны серьезные работы Е.М. Мастюковой, А.Р. Маллер, О.Н., В.В. Ткачевой освещающие проблемы таких детей и их родителей.
"Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей" - считает А.Р. Маллер [13].
А Е.М. Мастюкова настаивает на том, что всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением её конкретным приемам коррекционной работы [12] .
В.В. Ткачева также рассматривает работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Она разработала методику психолого-педагогической помощи родителям, в которой выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики); психологическое (коррекция родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами). В.В. Ткачева высказывает мнение, что "достижение психокоррекционного эффекта осуществляется вследствие личного участия матери больного ребенка в его образовательно-воспитательном процессе" [15].
Семья - это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать мир и людей. Будущее ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль близких неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными [14].
Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. [10]
Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности [9].
1.2 Особенности работы с детьми с ОВЗ
Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист.
Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личностные особенности, а к объективным - знания и умения, которыми он обладает.
Профессиональные знания педагога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не могут сами по себе решить цели и задачи социальной реабилитации. Это лишь необходимые условия. Решающее значение оказывают личностные качества и умения в совокупности со знаниями и умениями в социальной реабилитации [5].
Преподаватель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам. Психотерапевтам и так далее. Потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия. Различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса.
К субъективным характеристикам личности педагога можно отнести: способности, психическое состояние. Характер, мотивационную направленность, индивидуальный стиль деятельности общения, самооценка.
Самое важное качество педагога - это мотивационная направленность на профессию.
Профессиональная направленность - это стремление быть и оставаться специалистом в данной области. Такая направленность помогает педагогу преодолевать трудности.
Педагог, обучающий детей с ОВЗ, обязательно должен понимать, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Если дети с ограничениями обучаются в общеобразовательной школе вместе со здоровыми детьми, то педагог должен обязательно разъяснить тему равноправия людей с инвалидностью. Например, пригласить взрослого с инвалидностью, чтобы тот описал социальную модель инвалидности, провел беседу с детьми. Так же можно найти информацию в интернете о таких людях, рассказать о том, как они перебарывают свою болезнь и идут на поправку, о том, сколько спортсменов и великих, знаменитых людей-инвалидов в России и по всему миру [6].
Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной методике обучения. Если здоровый ребенок, приходя в школу, приспосабливается к правилам и условиям общества, то дети-инвалиды включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Работа воспитателя, педагога в общеобразовательных учреждениях, в том числе и коррекционных, зависит целей и задачей, решаемых в ходе педагогического процесса. Не смотря на то, что существуют некоторые различия целей, которые выдвигаются той или иной программой, все они соответствуют главной цели дошкольного и школьного воспитания, определенной Государственным образовательным стандартом.
Главными задачами работы воспитателя в специализированном учреждении являются: охрана жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах, успешная интеграция ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.
В начальный период пребывания ребенка в специализированных учреждениях содержание деятельности воспитателя направлено на выявление особенностей протекания адаптации воспитанников, на содействие более быстрому, и конечно, безболезненному ее завершению. Поэтому создаются условия, вызывающие познавательную деятельность воспитанников, снимается стресс и обеспечивается положительное эмоциональное состояние ребенка, организовывается общение детей друг с другом [5].
Наблюдая за ребенком, специалист изучает материалы личного дела, беседует, проводит рисуночные методики, тесты ("Дом-Дерево-Человек"; "Несуществующее животное"). При этом нельзя затрагивать темы, которые могут привести к сильным переживаниям ребенка, связанные с утратой близких людей.
Педагога в первую очередь интересует наличное состояние ребенка, его "психическая защита". Тут важно наблюдение за собственными инициативами в поведении ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал себя подопытным.
Ребенку предлагаются несложные интеллектуальные и практические задания с мазайкой, конструктором, разрезанными картинками. При наблюдении за ребенком, в моменты таких игр, педагог получает очень ценную информацию об интеллектуальных проблемах, назревших или потенциальных конфликтах, страхов, неудовлетворенных потребностей.
К традиционным методам работы педагога, в таких учреждениях как интернат, специальные школы, школы-интернаты и так далее, относится беседа. В беседах, дискуссиях, диалогах выявляется отношение детей, их намерения и чувства, позиции и оценки. Очень важно, чтобы к беседе с ребенком педагог хорошо подготовился [13].
Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в обществе. Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать".
Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения [1].
Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок- это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Учитель- это призвание, талант, который дан свыше.
Формирование личности ребенка- это очень сложный процесс. Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь [2].
2. Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми с ОВЗ.
Учебники и учебная программа:
четкое и понятное разъяснение заданий;
замещение письменных заданий;
обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простым.
Работа в классе, группе:
близость учеников к учителю;
наличие индивидуальных правил;
обеспечение двумя комплектами учебников для занятий в школе и дома;
наличие в классе дополнительных материалов.
Организация учебного процесса:
составление индивидуальных планов;
предоставление возможности покинуть класс и уединиться, когда это понадобится;
знание об изменениях поведения, которые предупреждают о необходимости принятия медикоментозных средств [1].
Педагог должен способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе. Дети, которые живут в страхе, не могут учиться, поэтому педагог должен оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями.
Следует отмечать достижения ребенка за последнее время. Преподаватель должен показывать, что ценит каждого ребенка одинаково, открыто хваля индивидуальные усилия каждого ученика.
Если ребенок, по состоянию здоровья, не может долго стоять, то необходимо убедиться, что он не стоит в очереди в столовой. Необходимо убедиться в том, что дети, у которых есть проблемы со слухом или зрением, сидят за столом в таком месте, где они могут принимать полное участие в деятельности коллектива.
Педагог должен быть в курсе того, каким образом развиваются отношения в классе. Важно создать такую обстановку, чтобы в коллективе царило дружелюбие и понимание. Тогда каждый новичок будет встречен с любовью и радостью. Не менее важно, чтобы у ребенка, который пришел в новый класс, за первые две недели появилось хотя бы два друга.
Учитель должен создать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок мог свободно выразить свои мысли или любопытство [11].
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития своего ребенка и соотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционно-интегративного педагогического процесса.
От уровня педагогической компетентности родителей во многом зависит успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями [15].
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении. Им необходимо учиться, общаться со сверстниками, развиваться. На родителей ложится очень большая нагрузка. Некоторые рекомендации помогут родителям в воспитании ребенка.
Для родителей имеющих детей инвалидов:
- важно принять ситуацию такой, какая она есть. Не думая о причине случившегося;
обязательно дарите ребенку больше любви и внимания
не ограничивайте его в общении со сверстниками;
дайте ребенку самостоятельно принимать решения;
обязательно следите за своим поведением и внешностью. Ваш ребенок должен гордиться вами;
важно уметь отказать ребенку в чем-либо, если его требования чрезмерны;
прислушивайтесь к советам психологов и педагогов;
больше читайте различную литературу своему ребенку;
научите ребенка быть самим собой- и дома, и на людях;
готовьте его к самостоятельной взрослой жизни. Ведь он повзрослеет и придется жить самостоятельно;
не лишайте себя жизни, удовольствий. Ведь жертва с вашей стороны ни чем не поможет.
Если родители будут радоваться жизни, то и своему ребенку они смогут дать намного больше [1].
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Надо чтобы они на протяжении жизни сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм.
Известны семьи, в которых один или оба родителя нестандартного ребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальной педагогики и психологии, пишут книги, создают сайты в Интернете, делятся опытом с другими семьями и полностью реализуют свои способности в этой области.
Таким образом, можно отметить, что только лишь совместная работа родителей и педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями приведет к решению проблемы развития личности ребенка и его адаптации в будущем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказываю существенное влияние на формирование детской - инвалидности.
В настоящее детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно рассматривать как социальную проблему, связанную с наличием структурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, которые могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, а в итоге к социальной дезадаптации. Многогранность и сложность феномена ограниченных возможностей здоровья детей обусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и создание социальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности.
Литература
1.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М., 1997. - 239 с.
2.Амонашвили Ш.А. Спешите дети, будем учиться летать. Изд. Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманит. Пед. МГПУ.- М., 2005- 329 с.
.Андреева Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу. Материалы международного семинара. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.- СПб., 1996-144 с.
.Белявский Б.В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный институт развития образования. М., 2010. - 26-33 с.
.Беспалько О.В. Соцiальная педагогiка в схемах и таблiцях: Навчальний пособнiк. Центр начальноi лiтератури. К., 2003 - 134 с.
.Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. М., 2002. - 12 с.
7. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. М., 2000 - 416 с.
8. Гришина Л.Г., Талалаева Н.Д., Амирова Э.К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 - 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., 2001 - 244 с.
9. Елизаров А.А. Дистанционное образование. Характеристика понятия. Журнал " Информационное общество, № 4". М., 2005 - 89 с.
10. Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации. ТЦ Сфера. М., 2005 - 187 с.
11. Калимов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 - 234 с.
.Коновалова М.П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств М. П. Коновалова. М., 2003 - 103-107 с.
. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. ИКЦ "МарТ" М., 2005 - 448 с.
14.Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1997 - 42 - 48 с.
15. Малофеева Т., Васин С. Инвалиды в России, №3. М., М., 80 - 105 с.
16. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). ВЛАДОС, М., 1997 - 304 с.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. ТЦ Сфера. М., 2002 - 480 с.
18. Романов М.Р. Реабилитация инвалидов. Вагриус. М., 2000 - 175 с.
19. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. Саратов, 1972 - 344 с.
20. Хайртдинова Л.Ф. Формирование начальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта. Дефектология. № 1. М., 2002 - 81-89с.
Приложения
Государственная система опеки детей, лишенных родительской заботы
Тип учрежденияВозраст детейКоличество детейДом ребенка0-3100-150Дошкольный детский дом3-725-250Школа-интернат7-17350-450Интернатное учреждение смешанного типа3-17100-400Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии7-17100-300Приют3-1725-100