Развитие страхования сельского хозяйства в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,48 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие страхования сельского хозяйства в России















Курсовая работа

Развитие страхования сельского хозяйства в России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты страхования сельского хозяйства

1.1 Основные понятия страхования

1.2 Значение и виды страхования в сельском хозяйстве

1.3 Методы определения ущерба и страхового возмещения

ГЛАВА 2. Развитие системы сельскохозяйственного страхования

2.1 Современная система агрострахования в России

.2 Основные проблемы организации сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой

.3 Перспективы развития системы сельскохозяйственного страхования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ущерб страховое возмещение аграрный сектор

ВВЕДЕНИЕ

Ведение любой предпринимательской деятельности происходит в условиях риска и неопределенности. Агропромышленное производство отличается особой рисковой средой, так как среди множества рисков присутствует один, весьма опасный и максимально влияющий на конечные результаты производственно-финансовой деятельности, - природно-климатический риск.

Ежегодно сельхозпроизводство несет колоссальные убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний температуры, сильных дождей, весенних паводков и других чрезвычайных ситуаций. Основной ущерб сельскохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся засухи. При этом экономический ущерб в результате указанных обстоятельств не только сопоставим с масштабами финансовых результатов деятельности хозяйств, но и периодически превышает их. Вместе с тем помощь из федерального бюджета до 2004г. была несравнимо меньше экономического ущерба и имела, кроме того, постоянную тенденцию к сокращению. А начиная с 2004г., компенсация ущербов сельскохозяйственным организациям вообще отменена.

Комплексное воздействие как традиционных для любой коммерческой деятельности рисков (производственных, финансовых, коммерческих), так и специфичных обязывает сельскохозяйственные предприятия в системе своих интересов и приоритетов выставлять на первое место стабильность и гарантированный результат.

Весь период реформ в сельском хозяйстве России отличался разными способами антикризисного управления перечисленными рисками. Разрабатывались всевозможные схемы и варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий, реструктуризации их задолженности и бизнеса. Реализовывались на практике различные программы финансового оздоровления предприятий. Все эти меры можно рассматривать как механизмы или избегания, или удержания, или снижения сельскохозяйственных рисков, но не их передачи. Страхование как эффективный инструмент передачи рисков практически совсем не использовалось, хотя имеет важнейшее значение для повышения финансовой устойчивости и поддержания доходности сельскохозяйственных предприятий.

Эффективному развитию важнейшего инструмента регулирования агропромышленного производства, страхования, способствует тот факт, что его государственная поддержка не оказывает негативного воздействия на результативность международной торговли. Государственная поддержка страхования согласно правилам ВТО включена в группу "зеленая корзина" и, следовательно, освобождена от обязательств по сокращению. Несмотря на всю актуальность темы страхования сельскохозяйственных рисков, в частности страхования сельскохозяйственных культур, и необходимость его государственной поддержки, существует немало проблем, которые тормозят, а зачастую просто искажают истинный смысл этой экономической категории. До сих пор не определены ясные цели и стратегия развития страхования в системе регулирования агропромышленного производства.

Цель курсовой работы - изучить развитие страхования сельского хозяйства в России.

Задачи курсовой работы:

раскрыть теоретические аспекты страхования сельского хозяйства,

изучить развитие системы сельскохозяйственного страхования.

Объект курсовой - сельское хозяйство.

Предмет курсовой - процесс развития страхования в сельском хозяйстве.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты страхования сельского хозяйства

1.1 Основные понятия страхования

Страхование - экономическая категория, являющаяся частью финансов. Экономическая сущность страхования связан с созданием целевых денежных фондов, которые формируются за счет денежных взносов юридических и физических лиц, последующим их использованием на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями и иными обстоятельствами. Формирование целевых фондов страхования, компенсация материальных потерь юридических и физических лиц осуществляются с помощью экономических отношений посредством oборота денежных средств. Практически это перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств, которые выражаются через страхование как финансовую категорию.

В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование определяется как отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховые случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий), а также иных средств страховщиков.

В более широком понимании страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую создание за счет средств предприятий, организаций и населения специального резервного фонда денежных средств и его использование для возмещения ущерба, потерь, вызванных непредвиденными событиями, несчастными случаями, стихийными бедствиями и другими неблагоприятными явлениями, а также для выплаты гражданам страхового обеспечения при наступлении различных событий в их жизни (достижение определенного возраста, утрата трудоспособности, смерть и т. д.). Объектами страхования могут выступать: жизнь, здоровье людей; имущество граждан и предприятий; транспортные средства, грузы; риски; ответственность.

В страховании обязательно наличие двух сторон - страховщика и страхователя. В качестве страховщика выступает государственная, акционерная либо другая страховая организация, ведающая созданием и использованием фонда страхования. В качестве страхователей выступают юридические лица любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, акционерной, частной) и физические лица.

Страхование имеет характерные черты:

  • целевое назначение аккумулированных средств в фондах. На практике существуют три основные и формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация - фонды риска); централизованные общегосударственные резервные фонды; фонды страхования (страховщиков). Они расходуются лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) при наступлении заранее оговоренных случаев;
  • вероятностный характер отношений, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет;
  • ♦ возвратность средств, так как они предназначены для выплат всей совокупности страхователям (но не каждому страхователю в отдельности).
  • Главный побудительный мотив страхования - это рисковый характер общественного производства и жизни человека. В процессе общественно-экономического развития существует вероятность риска разрушительного воздействия стихийных сил природы и деятельности самого человека в процессе воспроизводства.
  • Страхование является основным методом снижения степени риска неблагоприятного исхода при наступлении определенных событий, на случай которых оно и проводится. Страховые риски бывают имущественные, финансовые экономические политические, природные. Имущественный риск - возможность случайной гибели или повреждения имущества от пожара, наводнения, землетрясения и других бедствий. Финансовый риск - риск в кредитной сделке, риск, связанный с непредвиденным ростом издержек обращения, затрат производства вследствие инфляционного процесса и др. Экономический риск - возможность понесения потерь вследствие случайного характера принимаемых решений или совершаемых сделок. Например, в инвестиционной сфере риск экономический - это вероятность понести убытки в результате вложение капитала в неперспективный объект, а также в ценные бумаги (акции, облигации). Политический риск - опасность, угрожающая субъекту со стороны государственных органов или организованных групп по политическим мотивам. Политический риск включает, в частности, военные действия, народные волнения, запрет на торговые и валютные операции и др. К природным рискам относятся такие явления, как засуха, наводнение, градобитие и др.
  • Вышеуказанные риски могут нанести определённый ущерб человечеству. Ущерб может быть не только имущественным, связанным с убытками в материальной сфере, но и физическим - в виде несчастного случая. Поэтому человечество всегда стремится к страхованию рисков как наиболее экономичному способу защиты своих интересов.
  • Роль страхования проявляется в следующих основных направлениях:
  • в снижении степени риска неблагоприятного исхода oпeраций;
  • в экономической стабильности за счет возмещения ущерба и потерь;
  • в участии временно свободных средств страховых фондов в инвестиционной деятельности;

♦ в пополнении доходов государственного бюджета за счет части прибыли страховых организаций.

Таким образом, страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов.

Страхование играет определенную роль в общественном воспроизводстве. Как известно, стихийные бедствия, несчастные случаи могут нарушить процесс воспроизводства на любой стадии, в любой сфере. Особенно часто подвержено воздействию стихийных сил природы сельскохозяйственное производство.

В борьбе с ущербом от стихийных бедствий и несчастных случаев в общественном производстве используются три группы методов: превентивные, репрессивные и компенсационные.

Под превентивными методами борьбы с ущербом понимаются мероприятия, направленные на предупреждение нежелательных событий (например, противопожарные мероприятия, мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями). Эти мероприятия проводятся с целью снижения риска, поскольку не допустить ущерб всегда выгоднее, чем возмещать его. Общество заинтересовано в проведении предупредительных мероприятий, в уменьшении риска. Но для этого возникает потребность в создании резервных фондов.

Репрессивные мероприятия направлены на подавление нежелательного события (например, на борьбу с пожаром, наводнением, ураганом и т. д.). Для финансирования репрессивных мероприятий требуется создание резервных фондов. К мероприятиям компенсационного порядка относится страхование, которое компенсирует часть ущерба или весь ущерб в денежной форме из страхового фонда. Таким образом, страхование позволяет уменьшить зависимость общественного производства от стихийных бедствий, несчастных случаев. Страховая защита охватывает все элементы производительных сил: средства труда (основные фонды, оборудование), предметы труда (сырье, материалы, товары) и рабочую силу.

Страхование в Российской Федерации получило развитие в различных формах и видах.

1.2 Значение и виды страхования в сельском хозяйстве

Сельское хозяйство в нашей стране, как и каждая другая отрасль, подвержено влиянию климатических условий, которые во многих зонах развития земледелия зависят от случайных явлений. Оптимальные погодные условия с непредсказуемой периодичностью сменяются засухой, продолжительными осадками, заморозками и другими неблагоприятными факторами. Методики надежного прогноза в данной сфере до настоящего времени не разработано. Сельскохозяйственные производители постоянно находятся в состоянии риска, и гарантированное получение запланированных доходов всегда находится под вопросом, поскольку окупаемость затрат, понесенных, как правило, в начале сезона, не может быть гарантирована по его окончании. Следовательно, наличие механизма, позволяющего компенсировать подобные риски, весьма необходимо. Общеизвестно, что решение подобных вопросов осуществляется через страхование. Поэтому страхование в сельском хозяйстве на данный момент является одной из приоритетных задач.

По сложившейся практике в сельском хозяйстве применяют следующие виды страхования:

сельскохозяйственных культур;

многолетних насаждений;

поголовья животных;

зданий, сооружений, машин, инвентаря и оборудования сельскохозяйственных предприятий.

Содержание страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений состоит в следующем.

Страховыми организациями заключаются договоры добровольного страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям всех организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На страхование принимаются:

урожай сельскохозяйственных культур, в том числе плодово-ягодных, виноградных и других многолетних насаждений;

деревья (кусты) плодово-ягодных и других искусственных многолетних древесно-кустарниковых насаждений.

Урожай может быть застрахован на случай гибели или повреждения от засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, вымокания, заморозка, вымерзания, града, бури, урагана, наводнения и т.д.

К необычным метеорологическим природным явлениям (на случай гибели или повреждения), от которых страхуется урожай, относятся продолжительные дожди и ветры, снег, иней, туман, ледяная корка, оползни и т.д.

При страховании сельскохозяйственных культур возмещаются потери от уменьшения количества полученной основной продукции по сравнению со средним урожаем с одного гектара за последние пять лет. Размер ущерба исчисляется исходя из закупочной цены, устанавливаемой в договоре страхования.

Урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений по желанию страхователя может быть застрахован только на случай полной гибели посевов или части площади культуры. Размер ущерба определяется исходя из страховой суммы на 1 га и размера площади погибших посевов культуры.

При гибели поголовья животных размер ущерба определяется из их балансовой (инвентарной) стоимости на день гибели. В случае вынужденного забоя животных из суммы ущерба вычитается стоимость годного в пищу мяса и шкурки.

Страхованию подлежат находящиеся в личной собственности граждан строения (дачи, хозяйственные постройки), животные (крупный рогатый скот, лошади и т.д.). Страхование строений и животных проводится на случай их уничтожения или повреждения по тем же причинам, что и для сельскохозяйственных предприятий.

Обязательное и добровольное страхование в сельском хозяйстве

К обязательному относится и обязательное государственное страхование - из государственных денежных средств. "Обычное" обязательное страхование отличается от государственного тем, что наступает по требованию нормативного акта (а не по усмотрению сторон), но не за

счет государственного бюджета.

Для обязательного государственного страхования законодательством установлено несколько важных принципов: а) законом или иным нормативным актом устанавливаются не только сами виды обязательного страхования, но и размеры оплаты этого страхования; б) страхование осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Таким образом, обязательное страхование из федеральных денежных средств регулируется федеральными нормативными актами; страхование из денежных средств субъекта РФ регулируется законодательством субъекта РФ, на основе принципов, установленных федеральным законодательством; в) правила, предусмотренные ГК РФ, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.

Одним из основных видов обязательного страхования является страхование урожая сельскохозяйственных культур (ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства").

При таком страховании сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов; остальные 50% перечисляются из средств федерального бюджета. То есть это смешанный вид обязательного страхования, который не является в полной мере государственным. При этом Правительство РФ может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам.

В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, формируемый за счет отчислений в размере пяти процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Положение о федеральном сельскохозяйственном страховом резерве утверждается Правительством РФ.

Кроме того, Правительством РФ устанавливаются: 1) порядок и условия организации и проведения страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченного государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков; 2) порядок определения страховой стоимости урожая принимаемых на страхование сельскохозяйственных культур; 3) сроки действия договора страхования; 4) условия формирования дополнительных страховых резервов.

Уплата страховых взносов производится сельскохозяйственными товаропроизводителями после уплаты основных обязательных платежей - налогов и иных платежей в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ. При этом суммы страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплаченных за счет собственных средств, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции.

Если при страховании сельскохозяйственной деятельности участвуют федеральные государственные денежные средства, отвечать за организацию такого страхования должен государственный орган. Согласно постановлению Правительства РФ "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства" от 27 ноября 1998 г. таким органом стало Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства при Минфине РФ.

Тем же постановлением введены правила заключения договора о страховании урожая сельскохозяйственных культур, которые применяются наряду с нормами ГК. Так, установлено, что договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур заключаются на срок не менее пяти лет; страховая стоимость определяется ежегодно исходя из размеров посевных площадей, урожайности, сложившейся за предыдущие пять лет, и прогнозируемой рыночной цены урожая сельскохозяйственных культур на соответствующий год, а страховая сумма - в размере 70% страховой стоимости; тарифы страховых взносов устанавливаются на пять лет с учетом сложившегося колебания урожайности сельскохозяйственных культур по годам в зависимости от погодных и других природных условий.

В настоящее время установлен еще один вид обязательного страхования - при осуществлении лизинговых операций в сельском хозяйстве. Так, в соответствии с правилами, установленным нормативно, гарантии уплаты лизинговых платежей должны включать обязательное страхование объектов лизинга (за счет средств лизингополучателя), с уплатой страховых платежей в соответствии с договорами страхования.


1.3 Методы определения ущерба и страхового возмещения

Для обоснованного решения вопроса о выплате страхового возмещения первостепенное значение имеет установление факта наступления стихийного явления и вызванной им гибели или повреждения посевов (посадок). Исходным моментом для этой работы служит получение страховой организацией письменного сообщения о гибели (повреждении) сельскохозяйственных культур.

Основным документом для решения вопроса о выплате страхового возмещения служит акт о гибели или повреждении сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.

Организации страхования составляют акты на все страховые случаи гибели или повреждения сельскохозяйственных культур, о которых сообщали хозяйства.

Акт состоит из трех разделов. В первом приводятся уточненные данные о гибели (повреждении) сельскохозяйственных культур: какая культура погибла или повреждена; в результате какого стихийного бедствия; когда оно произошло; площадь, на которой произошла гибель (повреждение) культуры.

Во втором разделе по каждой культуре показываются планировавшееся хозяйственное назначение; посевная и уборочная площадь, при этом выделяется площадь, на которой был произведен посев и подсев той же или другой культурой, а также площадь культуры, использованной не по первоначальному назначению (например, посевы на зерно использованы после повреждения на зеленый корм или для выпаса скота); полученный урожай основной продукции.

В третьем разделе акта отражаются дополнительные данные о площадях культур, пересеянных и подсеянных другими культурами, стоимость затрат на пересев (подсев) и др.

Причины гибели или повреждения сельскохозяйственных культур при составлении актов уточняются на основании мате риалов о влиянии метеорологических и других природных условий в данной местности на состояние сельскохозяйственных культур и насаждений. В необходимых случаях берутся заключения организаций и предприятий, принимающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (хлопкоочистительные, табачно-ферментационные и другие заводы, элеваторы, хлебоприемные пункты и т.д.).

Фактическая площадь посева (посадки) сельскохозяйственных культур при составлении акта определяется по данным отчетов сельскохозяйственных предприятий о сборе урожая сельскохозяйственных культур, о ходе уборки урожая, сева озимых и вспашки зяби, заключительного отчета об итогах сева под урожай данного года, о севе яровых культур, производственно-финансового плана хозяйств на текущий год и других материалов.

Размер фактически полученной продукции, устанавливается по данным бухгалтерского учета хозяйства о сборе и оприходовании продукции в текущем году. Урожайность сельскохозяйственных культур записывается в акт в том же измерении, в котором она учитывалась при определении средней урожайности для исчисления страховых платежей (первоначально оприходован ном, зачетном весе и т.п.).

В акте на отдельные виды многолетних насаждений или группы приводятся уточненные данные о причинах гибели насаждений, год посадки, год ввода насаждений в эксплуатацию, количество полностью погибших деревьев (кустов) или площадь полностью погибших насаждений, сведения о балансовой (инвентарной) стоимости насаждений за вычетом амортизации, а также об остатках после раскорчевки их. Площадь посадок многолетних насаждений определяется по данным годового от чета, инвентаризационной описи этих насаждений, отчета об их закладке, инвентарных карточек учета основных средств и т.д.

Подлежащий возмещению ущерб определяют исходя из условий страхования, основным из которых считается уровень среднего урожая как объект страховой ответственности. Для страхования сельскохозяйственных культур в аграрном секторе принята в основном средняя урожайность за предшествующие годы.

Средняя урожайность определяется на всю площадь посева (посадки) сельскохозяйственных культур под урожай данного года, т.е. включая ту площадь, где произошли повреждение и гибель и уборка не производилась.

В зависимости от того, произошла ли полная гибель урожая или его снижение и как использовалась поврежденная культура - для получения планировавшейся основной продукции или для других целей - выбирается соответствующая формула для расчета ущерба.

При полной гибели урожая культуры на всей площади ущерб рассчитывается по формуле

У = С3 * П

Где У - ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки);

С3 - средняя стоимость застрахованного урожая культуры с 1 га;

П - общая площадь посева под урожай текущего года.

В случаях, когда произошло снижение среднего урожая (хотя на отдельных участках может быть гибель), формула расчета ущерба другая:

У = (С3 -Ст. г) П

Где Ст. г - средняя стоимость урожая с 1 га в текущем году.

Однако этот показатель должен быть исчислен исходя из валового сбора основной продукции. Поэтому формула усложняется, приобретая следующий вид:

У = (С3 - (Ц + В) / П) П

Где В - валовой сбор основной продукции культуры в текущем году;

Ц - закупочная цена с 1 ц основной продукции данной культуры.

ГЛАВА 2. Развитие системы сельскохозяйственного страхования

2.1 Современная система агрострахования в России

Глубокие перемены в современной России затронули все сферы экономики, в том числе, финансовый рынок и страхование. Повышенный интерес к страховому делу объясняется рядом факторов: во-первых, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, но, в большей степени, появление самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые должны действовать на свой страх и риск в условиях конкуренции. Одновременно идет процесс формирования страхового рынка, взамен отмененной государственной монополии в страховом деле.

Развитие страхования, как части финансового рынка, требует четкости, как в определении самого явления, так и его категорий. К определению понятия страхования проявляют интерес представители экономической и правовой науки.

По определению экономиста Адольфа Вагнера страхование это «хозяйственное учреждение, которое устраняет или, по крайней мере, уменьшает вредные последствия отдельных непредвиденных событий для имущества отдельного лица таким способом, что оно распределяет их на ряд случаев, которым угрожает одинаковая опасность, еще в действительности не наступившая».

В теории Гобби страхование рассматривается как распределение между множеством лиц будущей, неизвестной и случайной потребности. В.И.Серебровский, рассматривая теорию Гобби как фундаментальную идею, считал, что основная цель страхования - удовлетворение случайной потребности. В действительности, как показывает страховая практика, страхование призвано, прежде всего, удовлетворять имущественные и денежные потребности граждан и юридических лиц, возникающие при наступлении определенных случайных обстоятельств.

К.А. Граве и Л.А. Лунц под страхованием в широком смысле слова понимали, прежде всего, совокупность мероприятий по созданию ресурсов материальных и (или) денежных средств, за счет которых производится исправление вреда, восстановление потерь в общественном хозяйстве при стихийных бедствиях или несчастных случаях.

Основой организации и правого регулирования страховых отношений в РФ является Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992.

В статье 2 данного закона дано определение страхования как «отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщикам из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков».

Страхование как вид коммерческой деятельности возникло к ХIII-ХIV вв. Специалисты выделяют несколько этапов в его развитии.

первый - ХIII-ХIV вв. - возникновение и становление страхования;

второй - ХV-ХVII вв. - правовая регламентация основ организации страхового дела;

третий - ХVIII-ХIХ вв. - развитие страхового дела и появление отличных от морского видов страхования;

четвертый - ХIХ - середина ХХ вв. - интернационализация страхования, появление государственного страхования;

пятый - появление крупнейших страховых монополий (конец ХХ века по настоящее время).

В России первоначально наибольшее распространение получило

страхование от огня. К концу ХIХ и началу ХХ века сложилось государственное страхование, которое распространялось на два вида: страхование лиц и страхование от пожара. Был накоплен опыт взаимного страхования, в том числе, в сельском хозяйстве. После февраля 1917 года Временное правительство полностью сохранило дореволюционную систему страхования. В первые дни после революции В.И. Ленин и М.Т. Елизаров (комиссар по делам страхования) также отстаивали необходимость сохранения системы страхования. В марте 1918 года было дано правительственное указание, прекратить самочинные действия против страховых компаний и земских страховых обществ. Но уже в ноябре 1918 года был принят декрет Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской республике» и страхование во всех формах и видах стало государственной монополией. За период с 1918 года до конца 80-х институт страхования претерпел множество изменений, но все в рамках государственного монополизма. Только в постановлении Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» было указано, что на страховом рынке могут действовать государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества. На этой основе началось формирование новой системы страхования и в ней страхование сельскохозяйственной деятельности оказалось наименее развитой отраслью. Это связано с тем, что страхование урожая является самым дорогим из массовых видов страхования в силу высокого уровня рисков, а финансовое положение большинства сельхозпроизводителей не позволяет им увеличивать затраты на производство. После демонополизации страхования такая сфера хозяйственной деятельности с высокой степенью риска, как сельское хозяйство, оказалась менее интересной для страховых организаций.

В становлении современной системы агрострахования можно выделить несколько периодов:

с 1995 до 2001 гг.;

с 2002 до 2003 гг.;

с 2004 до2008 гг.;

с 2009 г.

По мере развития этого сегмента страхового рынка выявились основные проблемы в агростраховании:

все мероприятия не представляют собой совокупность экономических мер, обеспечивающих активное участие сельхозпроизводителей в страховании и высокий уровень страховой защиты;

низкий интерес сельхозпроизводителей к страхованию, как инструменту страховой защиты;

несовершенство механизма государственного участия в этом процессе;

недостаточное правовое обеспечение;

несоответствие инструментария института страхования современным требованиям.

Началом формирования новой системы страхования можно считать принятие Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской федерации» № 4015-1 от 27.11.1992. Но сих пор идет поиск форм и методов, которые бы соответствовали интересам всех участников страхового процесса.

Высокая доля растениеводства в сельском хозяйстве России привела к тому, что большее внимание уделено страхованию урожая. Из-за высокой цены добровольное страхование сельхозпроизводителям недоступно и применение получил вариант страхования урожая, осуществляемый с государственной поддержкой. В этом виде страхования предпринята попытка сочетать рыночный принцип - хозяйственную самостоятельность товаропроизводителя с инструментами государственного регулирования.

За 15 лет применения такого метода страхования выявились его основные недостатки. Отказ от государственного обязательного страхования «лег» на неподготовленную почву: слабые в финансовом отношении сельхозпроизводители не проявили страхового интереса, так как этот интерес возникает и развивается в тесной взаимосвязи с другими экономическими процессами, но его основой является имущественный интерес, который, в свою очередь, обусловлен отношениями собственности. Но вопросы собственности на землю остаются в сельском хозяйстве весьма острыми и сложными на протяжении ряда лет. Нечеткое законодательство и бюрократическая машина создали такие условия, что попытка сельхозпроизводителя существенно расширить земельные ресурсы или оформить собственность превращается в подвиг.

Специалисты считают, что земельные отношения в России настоящее время зашли в тупик. С одной стороны, большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в долевой собственности, и государство ищет пути ее ликвидации, с другой - происходит их сверхконцентрация со всеми негативными проявлениями этого процесса.

Более половины земельных долей, переданных в собственность граждан при реорганизации колхозов и совхозов, в настоящее время являются невостребованными. Высокие затраты на выполнение кадастровых работ приводят к тому, что сельскохозяйственные организации исключаются из процесса оформления прав на используемые земельные участки в соответствии с законом. Неопределенный правовой статус таких земель не позволяет им участвовать в экономических сельскохозяйственных отношениях. Между тем земли сельскохозяйственного назначения должны быть основой таких отношений. Сведение отношений собственности только к юридической форме недостаточно. Как отмечал В.С. Соловьев, эта категория «более принадлежит к области права, нравственности и психологии, нежели к области отношений хозяйственных». Недостаточная легитимность отношений собственности на средства производства, сложившихся в результате приватизации 90-х годов, также является причиной сложностей в решении проблем землепользования. Решение их возможно на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ.

Для России господдержка страхования особенно актуальна, так как сельское хозяйство ведется в рискованных условиях, а высокие риски предполагают высокую цену страховой услуги: страховые взносы могут превышать 15% страховой суммы. Наши биоклиматические условия в 2-3 раза хуже, чем в Европе и Америке, а значит, требуются совершенно иные затраты на производство единицы продукции. С учетом этого фактора в России применяется программа страхования, в которой предусмотрена компенсация части страховых взносов из бюджетов.

В действительности страхование в сельском хозяйстве должно развиваться в нескольких направлениях - с государственной поддержкой, на коммерческой основе и на основе взаимного страхования.

Формирование системы страхования сельскохозяйственной деятельности неразрывно связано с реформированием всего сельского хозяйства. Рассматривая агрострахование как элемент аграрной политики, видим, что мероприятия, направленные на укрепление сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности страны, требуют взаимосвязи всех составляющих аграрной политики. Основные мероприятия, осуществляемые в рамках аграрной политики, в разной степени находят отражение на организации страхования сельскохозяйственной деятельности (табл.1).

Таблица 1. Основные мероприятия, отразившиеся на системе сельскохозяйственного страхования РФ за период 1969-2010 гг.

1969-1990 гг.Действует система обязательного государственного страхования имущества колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий1992 г.Принят Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской федерации» № 4015-1 от 27.11.1992.1993 г.Первый опыт введения государственной поддержки сельхозпредприятий1997 г.Принят Федеральный закон № 100-ФЗ от 14 июля 1997 года «О государственном регулировании агропромышленного производства»2001 г.Принято Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке страхования в сфере агропро-мышленного производства» от 1.11.2001 г.№7582003 г.При Минсельхозе России создано ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства»2004-2010 гг.Страхование сельскохозяйственных культур с господдержкой регулируется ежегодными приказами Минсельхоза России2006 г.Принят Федеральный закон № 264-ФЗ от 22.12.06 «О развитии сельского хозяйства»2007 г.Создан «Национальный союз агростраховщиков» НСА13.08.2007Принята Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.2007 г.Принят закон «О взаимном страховании» № 286-ФЗ от 29.11.2007.2008 г.Принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»№ 83-ФЗ от 11.06.2008.2009 г.Разработана «Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с госу-дарственной поддержкой, на период до 2020 г.»2009 г.Предложено два варианта проекта закона «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой»2009 г.С первого полугодия 2009 г. показатель «сельскохозяйственное страхование» выделен в разделе «Добровольное страхование имущества» в статистике Федеральной службы страхового надзора2010 г.Утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30.01.2010 №1202010 г.Принят в первом чтении проект закона «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой»2010 г.Создана Комплексная многоцелевая информационная система мониторинга опасных природных процессов, управления рисками и экспертизы в АПК РФ #"justify">В 2001-2003 гг. стало внедряться страхование урожая однолетних культур с государственной поддержкой. В этот период быстро росло число страхователей, увеличивалась площадь застрахованных посевов. Соответственно, росла сумма собранных страховых взносов, в том числе, за счет увеличения субсидий из федерального бюджета. По мере использования страхования сельскохозяйственной деятельности с государственной поддержкой проявились недостатки в практике его применения. Это:

несовершенство страхового законодательства;

высокая цена страхования для сельхозпроизводителя;

низкая страховая культура страхователей и недостаточный уровень квалификации работников страховых компаний;

недоверие потенциальных страхователей к страховым компаниям;

отсутствие постоянной, прозрачной и доступной информации относительно деятельности страховых компаний.

В первую очередь, весь механизм агрострахования не соответствует специфике отрасли. Он не обеспечил самого главного - эффективную и надежную страховую защиту процесса воспроизводства: размер и сроки выплаты страхового возмещения не учитывают краткосрочность и сезонность процесса производства, например в растениеводстве. Нет дифференциации страховых тарифов внутри региона. Растянутый во времени процесс выплаты не позволяет принять меры по снижению ущерба. В результате сократилось количество хозяйств, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию, с 10 725 в 2006 году до 5 742 в 2009 году, охват посевных площадей страхованием не достигает 20% (по данным ФАГПССАП). Отсутствие должной страховой культуры и низкий страховой интерес можно объяснить рядом причин как исторического, так и экономического характера. Предложенное добровольное страхование, даже с государственной поддержкой, не привлекает потенциальных страхователей, так как одни рассчитывают на помощь из бюджета, у других нет денег на оплату собственной части страховой премии, третьи не уверены в том, что получат субсидии на компенсацию страховых взносов. «Схемное» страхование, как вид мошенничества, существенно подорвало доверие сельхозпроизводителей к страхованию.

В борьбе с «серыми» схемами в 2009 году были утверждены новые ограничения в страховании урожая, как для сельхозпроизводителей, так и для страховых организаций. Для страхователей предоставление субсидий ограничено условиями, от них не зависящими, например, отказ региональных властей в финансовой поддержке страхования, для страховщиков повышены требования к уставному капиталу и другим показателям, которые ограничивают их участие в агростраховании. Но основные условия страхования сельскохозяйственной деятельности с государственной поддержкой, установленные в 2004 г., в документах 2009-2010 гг. остаются без существенных изменений.

Такая практика субсидирования, что применялась в России с 2001 по 2004 гг., когда субсидии перечислялись непосредственно страховщикам, более удобна сельхозпроизводителям. Такой порядок субсидирования применяется и в других странах.

Хотя обязательное страхование и противоречит принципам рыночной системы, но его применение возможно как метод воспитания страховой культуры. Опыт применения ОСАГО в автостраховании весьма показателен в этом отношении, хотя и не лишен недостатков.

В рамках реализации «Концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года» в начале 2009 года было предложено два варианта законопроекта «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» (далее Законопроект). Один вариант подготовлен группой депутатов Государственной Думы ФС РФ (Г. Кулик и др.), другой - специалистами ФГУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России совместно с Институтом социального страхования, национальным союзом агростраховщиков и другими организациями. После длительного обсуждения в октябре 2010 года в первом чтении Законопроект был принят.

В этом варианте есть предложение ввести норму обязательного страхования для тех сельхозпроизводителей, которые претендуют на получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Такое вмененное страхование применяется во многих странах. Оно дает доступ к бюджетным или льготным кредитным ресурсам только тем сельхозпроизводителям, которые застраховали свои риски.

Потери от засухи в 2009 г. составили 13 млрд рублей, гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 4,425 млн гектаров, пострадали 8152 хозяйства. Засуху 2009 года признали самой масштабной по потерям, но засуха 2010 года опровергла это заключение - в 2010 году засухой было повреждено 9,5 млн гектаров посевов, пострадавшими признаны 25 035 хозяйств в 893 районах 43 субъектов страны, общая сумма ущерба составила 41,2 млрд рублей (данные на конец сентября 2010 г.) Такой ущерб нарушает воспроизводственный процесс, последствия засухи отразятся не только на растениеводстве, но и на других отраслях сельского хозяйства и всей экономики. При таких катастрофических рисках необходимо участие государства не только для защиты сельского хозяйства, но и для сохранения самого института страхования.

Основная роль государства в страховании должна выражаться в создании правовой основы, в разработке «правил поведения», создании единых, обязательных для исполнения предписаний в отношении страховых продуктов, условий страхования, формирования тарифов и урегулирования убытков.

Несмотря на то, что в 2004 году отменена прямая помощь сельхозпроизводителям из госбюджета, государство продолжает выделять субсидии на покрытие ущерба, нанесенного опасными природными явлениями и эта практика, которую В. Путин назвал «устаревшей и архаичной», сдерживает распространение страхования в сельском хозяйстве. По мнению А. Злочевского, президента Российского зернового союза, основной причиной низкого уровня страхования в сельском хозяйстве является несовершенство страховой системы: «Крестьяне привыкли к компенсациям из бюджета, которые гарантировано и надежно покрывают все издержки, и не доверяют страховым компаниям».

Еще одной проблемой в агростраховании является размер страховых тарифов. Он должен соответствовать уровню риска, но быть посильным для страхователя и позволить страховщику сформировать необходимый для выплаты страхового возмещения фонд. Использовать актуарные расчеты для каждого договора не представляется возможным из-за сложности и дороговизны процесса, поэтому применяется один тариф на каждую культуру на весь регион. Но внутри региона, например, такого большого по площади как Красноярский край, районы значительно отличаются по уровню риска, по урожайности, по затратам на производство, что это ставит страхователей в неравные условия.

В стремлении урегулировать страховые тарифы за 1995-2000 гг. их меняли 4 раза, в 2001-2003 гг. их снизили на 30%, в 2004 - еще на 30%, но при этом ввели безусловную франшизу в 30%. В 2009 году в рамках Концепции утвердили новые тарифы, которые обеспечивают покрытие ущерба до 90-95% с применением франшизы. Безусловная (вычитаемая) франшиза сокращает страховые выплаты (иногда до 0) и способствует формированию избыточного фонда у страховой компании.

Агрострахование относится к имущественному страхованию, при страховании имущества юридических лиц тариф укладывается в 0,5-1,5% от страховой суммы и зависит от количества рисков, вероятности их наступления, вида и параметров страхуемого имущества и др. При страховании урожая страховые тарифы гораздо выше, хотя рентабельность сельскохозяйственной деятельности ниже, чем в других отраслях. Например, в Красноярском крае при страховании посевов зерновых тариф составляет

,48% от страховой суммы, масличных культур - 8,09%.

Как отметил Д. Медведев: «Аграриев не придется подталкивать к страхованию, если взносы будут посильными, а гарантии страховых компаний будут выглядеть солидными. Сейчас нет ни того, ни другого».

Однако не только размер субсидирования определяет эффективность

страхования - сам механизм государственной поддержки страхования нуждается в реформировании.

Механизм страховой выплаты не доведен до соответствующего уровня и позволяет страховым компания затягивать процесс или вообще уклоняться от своих обязательств и требует «ручного» управления, то есть вмешательства со стороны власти.

Одним из организационных недостатков страхования в сельском хозяйстве оказалось то, что Правила страхования с государственной поддержкой принимаются ежегодно.

Страхование в сельском хозяйстве должно быть долгосрочным, правила - длительного действия, хотя при этом не исключается возможность их модернизации. Система страхования, кредитная система, экспортная инфраструктура относятся к мерам «зеленой корзины», которая при вступлении в ВТО не свяжет Россию обязательствами по ее сокращению. В развитых странах эту возможность активно используют. Так, например, в период с 1995 по 2012 гг. затраты на «зеленую корзину» в ЕЭС возросли на 56%, в США - на 26%, в Австралии - на 53%, в России же, наоборот, эти затраты сократились более, чем вдвое.

Часть этих проблем можно решить законодательным путем, другие требуют времени и продуманной экономической политики.

В Минсельхозе России под руководством заместителя министра Дмитрия Юрьева состоялось селекторное совещание по вопросу сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2013 году.

Минсельхоз России в еженедельном режиме осуществляет мониторинг ситуации по сельхозстрахованию с господдержкой и фиксирует снижение объемов страхования посевной площади в сравнении с предыдущим годом в отдельных регионах.

Так, по данным аграрного ведомства, на 1 августа 2013 года застраховано 7,7 млн. га. «Наблюдается снижение на 10% объема застрахованной посевной площади по сравнению с прошлым годом, однако застраховано в 1,5 раза больше от планируемой площади яровых культур», - отметил замглавы Минсельхоза России. В программе сельхозстрахования с господдержкой приняли участие 3,5 тыс. сельхозтоваропроизводителей на общую сумму 135,7 млрд рублей. В среднем на 15 - 20% вырос объем страховой суммы и начисленной страховой премии.

Удельный вес застрахованных площадей в общей площади посева сельскохозяйственных яровых культур в 2013 году в Приволжском федеральном округе составил - 18%, Северо-Кавказском и Северо-Западном - по 17%, Сибирском - 16%, Уральском и Центральном - по 14%, Южном - 11%, Дальневосточном - 2%.

Руководители региональных органов АПК представили свои отчеты о ходе заключения договоров сельхозстрахования.

Подводя итоги совещания, Дмитрий Юрьев напомнил, что в срок до 1 сентября регионам необходимо разработать план мероприятий по увеличению доли застрахованных площадей и увеличению количества сельхозпроизводителей, вовлеченных в систему страхования с господдержкой.

Также было обращено внимание на то, что в текущем году субсидируются не только застрахованные посевные площади, но и договора страхования сельхозживотных. В 2013 году на оказание государственной поддержки сельхозстрахования в животноводстве предусмотрен 1 млрд. руб. В региональные органы управления АПК поступают заявки на субсидирование договоров страхования сельхозживотных. Мера действует первый год, пока нет данных для сравнительного анализа, но, по информации регионов, участники рынка проявляют высокий интерес к этому виду поддержки. Особенно это актуально для нивелирования рисков, связанных с участившимися вспышками африканской чумы свиней. Минсельхоз России пристально следит за страховыми случаями и страховыми возмещениями по АЧС. Например, в конце июля страховая компания «РСХБ-Страхование» выплатила 40 млн. рублей сельхозпредприятию в Тверской области ОАО «Агрофирма Дмитрова Гора» по страховому случаю, наступившему из-за вспышки АЧС в регионе, компания «АльфаСтрахование» выплатила 11,5 млн. рублей предприятию ОАО "Агрообъединение "Кубань" в Краснодарском крае по аналогичному случаю.

Еще совсем недавно страхование в сфере АПК было, можно сказать, самым «непрозрачным» видом страхования в России. Сегодня, судя по данным из регионов, ситуация быстро меняется. Способствует этому сразу несколько факторов - новый закон о страховании, непосредственно улучшение состояния рынка, но также и давление властей, и привлечение к контролю общественных организаций.

Как известно, 1 января прошлого года вступил в силу Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» № 260-ФЗ.

За год с небольшим, можно сказать, некоторые положительные тенденции уже проявились, однако при все при этом агрострахование с государственной поддержкой не смогло в полной мере избавиться от своих старых «заскорузлых» проблем. В частности, низкая степень доверия аграриев к финансовым организациям так никуда и не делась, имеет место нецелевое использование субсидий и так далее. Поэтому в работу по «доводке» отрасли включаются и госорганы, и профессиональные объединения.

В середине апреля Национальный союз агростраховщиков (НСА) и минсельхозпрод Ростовской области подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития сельхозстрахования, осуществляемого при государственной поддержке. С двух сторон документ был подписан на высшем уровне - министром сельского хозяйства и продовольствия Вячеславом Василенко и президентом Национального союза агростраховщиков (НСА, Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса) Корней Биждов. По их словам, заключенные договоренности помогут объединению усилий в развитии в регионе сельхозстрахования с господдержкой.

«Закон об агростраховании с государственной поддержкой действует в нашей стране с прошлого года. И именно его можно считать началом модернизации системы сельскохозстрахования и стандартизации процедур заключения договоров и возмещения убытков, - отметил Вячеслав Василенко на церемонии подписания соглашения. - Мы должны найти общий язык и «цивилизованно» вести агрострахование Сегодня областной и федеральный бюджеты выделяют больше средств, и нам нужно это использовать». В прошлые годы между аграриями области и агростраховщиками возникали спорные ситуации при определении страховых случаев, отметил министр. А новые договоренности призвано свести к минимуму такие случаи. Суть соглашения вообще вкратце такова: минсельхозпрод будет выступать в роли некоего «третейского судьи» в спорах сторон, если таковые будут иметь место. «Мы будем своевременно садиться за стол, или при надобности выезжать в поле, чтобы все конфликты не доводить до судов, а просто решать их в рабочем порядке», - прокомментировал суть документа Василенко.

Биждов не пояснил при этом, планирует ли НСА заключать аналогичные документы с другими субъектами РФ на Юге, однако вполне вероятно, что такая схема будет реализована. По идее, она должна стать достаточно весомым вкладом в развитие отрасли агрострахования.

Основные сельскохозяйственные регионы констатируют быстрое увеличение застрахованных посевных площадей в общей доле пашни. По данным донского минсельхозпрода, в прошлом году в Ростовской области договора страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой заключили 265 хозяйств, что более чем в 2,5 раза превышает уровень 2011 г.

Всего же в прошлом году в области было застраховано около 617 тыс. га посевов или 14,5% от общей посевной площади, показатели по объемам застрахованных площадей также выросли в 2 раза по сравнению с прошлым годом (7%), сообщили нашему изданию в ведомстве. Общая страховая стоимость урожая составила 9 млрд. 779 млн. рублей.

Сходная картина и на Кубани - там в 2012 г. застрахованная площадь посевов с государственной поддержкой увеличилась почти в 2 раза и достигла 915 тыс. га. С 2006 г. сборы страховых премий по страхованию сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой выросли в 5 раз и составили в 2012 г. свыше 1,2 млрд руб. В 2006 г., например, это было всего 226 млн руб., отмечает руководитель департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края Игорь Славинский.

При этом впервые в крае озимые урожая 2013 г. с государственной поддержкой застрахованы на 680,6 тыс. га. Это почти половина (45%) посевной площади, что в три с лишним раза превышает уровень прошлого года. «С 2006 г. краевые аграрии получают государственную поддержку при страховании собственных рисков. В 2012 г. мы увидели существенный рост показателей: количество договоров страхования увеличилось в 2,5 раза! Краевые хозяйства застраховали около половины всех посевов зерновых и зернобобовых культур», - прокомментировал Славинский.

Как отмечает Корней Биждов, производители сегодня должны понимать, что федеральный закон, который регулирует вопросы агрострахования при государственной поддержке, предполагает защиту аграриев по тем видам рисков, которые являются «наиболее катастрофическими» для АПК. И это очень важный момент. Страхованию подлежат сегодня 17 видов рисков, включая наиболее опустошительные - засуха, град и так далее. Иными словами, закон действительно стал прорывной точкой в развитии сферы агрострахования. Однако и он нуждается в небольшой корректировке. С чем, собственно, согласны и представители власти.

На сегодняшний день назрели уже как минимум две поправки. Во-первых, нужно пересмотреть уровни потерь, при которых положены выплаты. Сегодня это 30% по страхованию однолетнего урожая и 40% - многолетнего. Во-вторых, нужно увеличивать уровень государственной поддержки фермеров. Часть страховой премии, которую уплачивает сам сельхозтоваропроизводитель, может быть снижена с 50% до 30%, считает, например, член Совета Федерации Иннокентий Егоров. Он намерен внести на рассмотрение Государственной думы «точечные поправки» по «агростраховому» закону.

При этом остается неясным вопрос обязательного страхования при получении госсубсидий. Целевые программы, по которым аграрии получают деньги (например, приобретения племенных коров), предполагают обязательное страхование. Однако станет ли обязательным требованием страхование посевов для получения несвязанной поддержки (погектарных выплат)? По логике вещей, этого быть не должно - слишком еще низка доля застрахованных площадей, слишком неоднороден и не отрегулирован этот рынок. Производители часто еще не доверяют страховым компаниям, а уровень долговой нагрузки многих хозяйств сегодня физически не позволит им приобрести страховые полисы.

Международные требования (в частности, требования Международной ассоциации страхового надзора и рекомендации Мирового Банка) диктуют необходимость ускорения процесса принятия новых требований в тех областях, где регулирование российского страхового рынка пока в значительной степени уступает не только опыту стран с развитой рыночной экономикой, но и смежным секторам финансового рынка.

Страхование в подавляющем большинстве стран является добровольным, однако государство всячески стимулирует производителей не пренебрегать этим инструментом управления рисками. Практически везде сельхозпроизводитель может рассчитывать на государственную поддержку, только лишь имея на руках страховой полис. Формы этой поддержки и система государственно-частного партнерства в этой сфере могут быть совершенно разными, и Россия может выбрать свой путь развития этой сферы, сформированный с учетом климатических и ментальных особенностей.

Агрострахование в России должно осуществляться как часть аграрной политики и может быть эффективным при наличии долгосрочной нормативной базы и последовательности проводимых мероприятий. Приоритетными в системе агрострахования должны быть, в первую очередь, интересы сельхозпроизводителя, сохранение отечественного сельскохозяйственного производства и обеспечение продовольственной безопасности страны.

2.2 Основные проблемы организации сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой

Риск в различных его формах объективно присутствует во всех сферах жизни и деятельности человека. Для предпринимательской деятельности характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск. Конечные результаты производства во многом предопределяются умением предпринимателя выявлять внешние и внутренние риски, сопровождающие его деятельность, и эффективно ими управлять.

Процесс производства в сельском хозяйстве неразрывно связан с естественными процессами развития живых организмов - растений и животных, жизнедеятельность которых во многом зависит от природных явлений. В силу специфики аграрного сектора практически отсутствует возможность контролировать естественные природные процессы, что представляет наибольшую опасность для ведения хозяйственной деятельности. Этим обусловлены отрицательные, а порой и катастрофические для сельскохозяйственного производства последствия неблагоприятных природных явлений (сильных морозов, града, засухи, наводнений и т.д.), характеризующихся непредсказуемостью места и времени их наступления. При этом экономический ущерб в результате указанных обстоятельств не только сопоставим с масштабами финансовых результатов деятельности хозяйств, но и периодически превышает их. Существенно снизить или избежать непредвиденных финансовых убытков возможно на основе применения программ сельскохозяйственного страхования.

Потребность в страховании в аграрном секторе экономики России носит объективный характер и является крайне важным фактором стабильного развития АПК.

Проведенное исследование показывает, что текущая ситуация со страхованием сельскохозяйственных культур в России характеризуется малой долей застрахованных площадей (порядка 20% от общей посевной площади) и несущественным объемом договоров по данным видам страхования в портфелях основных участников страхового рынка. Во многом эта ситуация обусловлена экономическим состоянием аграрного сектора в России и определенными специфическими особенностями формирования страхового продукта и страхового портфеля при страховании сельскохозяйственных культур.

Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой незначительно в масштабах области и отрасли в целом. Среди основных причин, тормозящих развитие рынка агрострахования, можно назвать следующие.

Во-первых, этот вид страхования предполагает защиту от ограниченного круга рисков связанных в основном с природными явлениями, в то же время, такие опасности, как болезни растений, действия вредителей, противоправные действия третьих лиц и др. не включаются в объем страховой ответственности. Кроме того, в животноводстве страхование с

государственной поддержкой предусматривается только с 2013 года.

Во-вторых, зачастую прямые и косвенные затраты на страхование для многих сельскохозяйственных товаропроизводителей, даже с учетом государственной поддержки, оказываются неподъемными. Также, действуют жесткие сроки уплаты страховых взносов, которые совпадают с весенне-полевыми работами и подготовкой к уборке урожая.

В-третьих, развитию «серых» схем в этой сфере страхования способствует отсутствие четкой нормативной базы и единых правил урегулирования ущерба и порядка урегулирования убытков с участием независимых профессиональных оценщиков, что также является общим демотивирующим фактором для страхователя.

В-четвертых, широко проявляется проблема дублирования источников компенсации сельхозпроизводителям ущерба от катастрофических рисков, неэффективного использования механизмов сельхозстрахования в качестве основного финансового инструмента компенсации ущерба от катастрофических рисков.

В-пятых, отсутствие единых подходов к осуществлению сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, а также комплексной системы отраслевого перестрахования приводит к высокой территориальной дифференциации страховых тарифов, что является существенным сдерживающим фактором в развитии не только системы страхования как таковой, но и реализации региональной политики поддержки сельского хозяйства и отдельных его отраслей. Следует отметить, что компенсация части уплаченных страховых взносов осуществляется исходя из утвержденных страховых тарифов, которые зачастую не соответствуют реальной стоимости договоров в регионах.

В-шестых, более широкому распространению сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой препятствует низкая информированность сельхозтоваропроизводителей о возможностях страховой защиты, налицо низкий уровень государственной информационной поддержки сельхозстрахования.

Одним из важнейших направлений совершенствования сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой является разработка и внедрение новых страховых продуктов, отвечающих потребностям, как крупных сельскохозяйственных предприятий, так и крестьянских (фермерских) хозяйств. В этой связи существенную роль в совершенствовании механизма сельскохозяйственного страхования может сыграть реализация следующих мероприятий:

üпоэтапное внедрение и совершенствование линейки страховых продуктов по сельскохозяйственному страхованию;

üразвитие системы управления рисками на основе построения многоуровневой системы распределения рисков;

üсовершенствование форм и механизмов предоставления государственной поддержки в этой области страхования;

üразвитие независимой экспертизы убытков в системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;

üсовершенствование научно-методической и информационной деятельности в сфере сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Основную массу проблем, характерных для сельскохозяйственного страхования могло бы снять четкое законодательное урегулирование спорных вопросов. Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим осуществление сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в настоящее является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Кроме того, вопросы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой регламентируются Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Постановлениями Правительства РФ и приказами МСХ РФ. Принятый в июле 2011г. Федеральный закон №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон о развитии сельского хозяйства» вступит в силу лишь с января 2012г.

Следует отметить, что принятый закон не уменьшает противоречий, характерных для сельхозстрахования и в большей степени учитывает интересы страховщиков, чем страхователей. Приведем несколько примеров, так спорные моменты по размеру страховых выплат урегулируются в арбитражном суде, однако согласно ст.5 п.1 экспертов назначает страховщик, что снижает вероятность получения результата в пользу сельхозтоваропроизводителя. Кроме того, в законе имеется лишь перечисление страховых рисков, но не оговаривается при каких условиях перечисленные в ст. 8 события становятся страховыми (т.е. что признается засухой, переувлажнением почвы и т.д.). С принятием указанного закона страхование с государственной поддержкой из разряда добровольно переходит в разряд «принудительного», т.к. согласно ст. 11 п. 2 субсидии из Федерального бюджета по отдельным направлениям поддержки сельского хозяйства, в.т. субсидирование процентных ставок по кредитам, предполагается перечислять только при наличии договоров сельскохозяйственного страхования.

Принятие федерального закона №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон о развитии сельского хозяйства» предполагало, что его положения облегчат бремя страховых взносов для страхователей, обеспечат устойчивое развитие сельского хозяйства РФ с применением мер государственной поддержки в сельскохозяйственном страховании. Однако, эти задачи в настоящей редакции закона не решены.

Устранение противоречий Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» будет способствовать в перспективе обеспечению устойчивого функционирования сельского хозяйства РФ, рациональному использованию ресурсов и повышению их эффективности, росту инвестиционной привлекательности аграрного сектора России и его конкурентоспособности на мировом рынке.

2.3 Перспективы развития системы сельскохозяйственного страхования

Одним из основных направлений решения задачи по повышению эффективности использования бюджетных средств на страхование является развитие сельскохозяйственного страхования , осуществляемого с государственной поддержкой.

В рамках модернизации системы сельскохозяйственного страхования принят Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", существенно изменяющий систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Однако доля застрахованных с государственной поддержкой посевных (посадочных) площадей в общем объеме посевных (посадочных) площадей остается невысокой и по итогам ярового сева 2013 года составила 20 процентов (по состоянию на 1 октября 2013 г. без учета площади посевных (посадочных) площадей субъектов Российской Федерации, в которых государственная поддержка сельскохозяйственного страхования не осуществляется).

С января по июнь 2013 г. заключено 121519 договоров сельскохозяйственного страхования , из них с государственной поддержкой - 3575 договоров. Страховые премии по сельскохозяйственному страхованию за этот период составили 7041 млн. рублей, из них по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой - 5810 млн. рублей, страховые выплаты по договорам сельскохозяйственного страхования - 2642 млн. рублей, из них по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой - 1709 млн. рублей.

·отсутствие у сельскохозяйственных товаропроизводителей средств на уплату страховой премии (взноса) по договорам сельскохозяйственного

страхования ;

·низкая правовая грамотность сельскохозяйственных товаропроизводителей;

·возможность получения сельскохозяйственными товаропроизводителями государственной поддержки в виде дотаций при наступлении чрезвычайных ситуаций наряду с действующей системой страхования , что снижает эффективность последней;

·недостаточность проводимых со стороны страхового сообщества мероприятий, направленных на популяризацию сельскохозяйственного страхования и повышение интереса сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования ;

·длительные сроки доведения средств государственной поддержки до конечных получателей.

Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования , осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:

Øдобровольность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей, страховых организаций и обществ взаимного страхования в указанной системе;

Øдоступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой на равных условиях;

Øвариативность условий сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой с учетом региональной специфики сельскохозяйственных товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности деятельности;

Øоказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом условий заключенного договора сельскохозяйственного страхования ;

Øповышение эффективности института независимой экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба, подлежащего возмещению по договору сельскохозяйственного страхования ;

Øприменением процедур третейского суда, медиации и (или) страхового омбудсмена в целях досудебного разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договоров сельскохозяйственного страхования ;

Øформирование единых подходов и стандартов осуществления сельскохозяйственного страхования .

Вместе с тем необходимо учитывать, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем снижения финансового бремени государства в части возмещения затрат в случае возникновения катастрофических для сельскохозяйственного производства последствий природных явлений и предоставляет минимальный уровень страховой защиты (ограниченные перечни сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и рисков, на случай наступления которых осуществляется страхование , неполная страховая сумма и возможность применения франшизы), который может восполняться за счет дополнения его условиями добровольного страхования. Добровольное сельскохозяйственное страхование должно осуществляться на более гибких условиях, позволяющих сельскохозяйственным товаропроизводителям выбирать страховой продукт, наиболее полно удовлетворяющий их потребности в страховой защите и стимулирующий сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве одного из способов защиты своих имущественных интересов. Добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование , осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день важное значение имеет перспектива развития не только имущественного, но и страхования в целом в Российской Федерации. Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения.

Необходимо формирование надежного, эффективного механизма страховой защиты - это не проблема только расширения деятельности страховых организаций. Это задача современного общества в целом, один из непременных факторов рыночной экономики, какую бы ориентацию она ни выбирала. Социальная направленность экономики предъявляет требования к определенной структуре форм и видов страхования.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам.

Государственная поддержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей возлагается на государственных агентов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития сельскохозяйственного страхования на долгосрочный период. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов российских производителей сельскохозяйственной продукции всех форм собственности на всей территории Российской Федерации, а также национальных интересов Российской Федерации, связанных с производством продукции сельскохозяйственного назначения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Основным результатом реализации Концепции будет являться рост застрахованных посевных площадей и поэтапное увеличение охвата сельхозтоваропроизводителей сельхозстрахованием с государственной поддержкой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года, www.mcx.ru/documents/file_document/show, 20.07.2010г

. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992г. №4015-1 (ред. от 23.07.2013) «Об организации страхового дела в российской федерации.

. Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года

. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ (ред. от 02.07.2013)"О развитии сельского хозяйства"

. Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

. Чернова Г.В. -Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования.-Изд.: Питер, 2011.-240с.

. Финансовая газета. Региональный выпуск №24 от 10.06.10. - URL:http://www.fingazeta.ru/index.php?m=anonses/10/rv/rv24_10.html, дата обращения 20.07.2010г.

. «Применение обязательной формы страхования в сельском хозяйстве» Соколова И. А. заведующий кафедрой финансов и кредита Красноярского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук. Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2012

. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования. - М.: Проспект, 2011. - С. 4.

. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие - М.: Юристъ, 2013. - 217 с.

. Страховое дело: Учебник / Рейтман Л.И., Коломин Е.В., Плешков А.П. и др.; Под ред. Рейтмана Л.И. - М.: Банк. и биржевой науч. -кон-сульт. центр, 2012. - 524 с.

. Страховое дело. Курс лекций / Сост.: М.И.Басаков - М.: ПРИОР, 2011. - 124 с. - (В помощь студенту).

. Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения. -- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011.

. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, № 6, 2012.

. Сельхозстрахование. Как минимизировать потери. http://pole-news.ru/ 26.08.2013

. В сельхозстрахование придут новые госсубсидии. Денис Вакула «Город N» №11 (970). 27.03.2012.

. Применение обязательной формы страхования в сельском хозяйстве» Соколова И. А. заведующий кафедрой финансов и кредита Красноярского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук. Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2011

. Общие статистические данные по страхованию урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой [Электронный ресурс] / - Режим доступа: w.fagps.ru/fagps_stat.htm">http://www.fagps.ru/fagps_stat.htm

Похожие работы на - Развитие страхования сельского хозяйства в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!