Организационные и правовые проблемы взаимодействия вкладчика и банка

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационные и правовые проблемы взаимодействия вкладчика и банка

Содержание

Введение

. Взаимодействие вкладчика и банка

. Проблема выбора банка

. Система страхования вкладов граждан

. Надежность банков в Российской Федерации

. Правовая защита, закрепленная законом

6. Роль государства и систем страхования вкладов

7. Страхование вкладов в Евросоюзе

. Моральный риск

Вывод

Список литературы

Введение

На сегодня очень актуально и популярно среди физических лиц сберегать деньги в банках. Многие из людей не задумываются о безопасности своего вклада и предпочитают банки (в основном частные), которые предлагают высокий процент, но это зачастую рискованно, в связи с этим возникают различные риски, проблемы, чаще потеря суммы вклада. Для того, чтобы обезопасить граждан от рисков, Банк России и Правительство РФ реализуют различные мероприятия. Одним из основных можно назвать принятие в 2003 году Федерального Закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", который в целом положительно повлиял на развитие сберегательного дела в современной России. Этот закон устанавливает организационные основы системы страхования вкладов и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.

В данном реферате будут рассмотрены различные проблемы: начиная от взаимодействия вкладчика и банка, моральной ответственности банка перед гражданином, вложившим деньги в банк, заканчивая юридическими нормами, закрепляющими права граждан в банковской сфере.

1. Взаимодействие вкладчика и банка

Привлечение средств юридических и физических лиц, проведение операций по депозитным счетам традиционно являются одними из основных видов деятельности для банковских учреждений. Однако мировой практике известны также случаи банкротств банков, приводящие к полной либо частичной потере вкладчиками своих денег. Проблема сохранности вкладов и депозитов, размещенных в банках, не является особенностью экономической ситуации стран с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь. В разные периоды времени с этим вопросом сталкивались практически все государства. Как следствие практически во всех развитых странах были разработаны в различной форме гарантийные системы компенсации банковских депозитных вкладов, представляющие собой комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов на случай невыполнения коммерческими банками обязательств по возврату привлеченных денег.

Наиболее надежным способом вложения денег под проценты для частных лиц во всех странах считаются банки. В России на сегодняшний день они остались почти без конкурентов: и финансовые компании и быстро растущие акционерные общества ушли в тень. Банки же кажутся солидными и надежными организациями. Однако эта солидность дает многим из них основания общаться с вкладчиками "с позиции силы": не только предлагать невысокие проценты, но и навязывать не слишком дружественные условия договора. С другой стороны, уже несколько десятков банков не выполняют своих обязательств перед вкладчиками.

За последние три года объем вкладов населения в банках увеличился на 6,5 триллионов рублей, что сопоставимо с доходом страны от нефтегазового сектора. Объем кредитования, растет примерно в той же пропорции. Более 60% вкладов в российских банках делаются на срок более года. Каждый десятый вклад, размещается на срок более трех лет. Это еще один показатель рациональности поведения населения: ставка по долгосрочным вкладам выше. И этот фактор свидетельствует о повышении доверия населения к банкам.

Процентные ставки по банковским вкладам, по мнению главы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александра Турбанова, на сегодняшний день нельзя назвать сверхвысокими. Банки адекватно оценивают свои риски. Рассматриваемый в Думе законопроект, который предусматривает наделение Центрального банка правом ограничивать сверхвысокие ставки по вкладам, по мнению главы АСВ, является абсолютно правильным. Это надо рассматривать не как ограничение вкладчиков, а как инструмент регулирования рисков банков. Риски вкладчиков при этом также будут уменьшаться. Тубанов утверждает, что ставка по вкладам выше 12% обозначает высокий риск для вкладчика.

Моральный риск - риск <#"justify">3. Система страхования вкладов граждан

Страхование банковских рисков включает страхование:

-наличных денег, находящихся в кассе банка;

содержимого абонентского сейфа;

ценностей, помещенных в хранилищах банка;

имущества банка;

перевозки наличных денег (инкассаторское страхование);

сотрудников банка от несчастных случаев за счет средств банка;

банка от простоя;

банковских вкладов за счет средств банка;

от несчастных случаев вкладчиков банка на сумму и срок вклада за счет средств банка;

банковских автоматов (банкоматов);

кредитных учреждений, осуществляющих операции с пластиковыми карточками;

ответственности банковских служащих;

служащих банка на случай их похищения (однако ст. 928 ГК РФ наложила запрет на страхование "расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников", поэтому с 1 марта 1996 г. в России такое страхование проводиться не может);

интеллектуальных рисков и риска от несанкционированного вторжения злоумышленника в банковскую компьютерную сеть;

интересов вкладчиков (федеральным законом "О банках и банковской деятельности" предусмотрено создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов).

Вкладывая свои сбережения в банк, гражданин автоматически оказывается включенным в систему банковских рисков, в связи с чем, в большинстве цивилизованных государств, предусмотрена специфическая страховая защита.

В России специальная государственная программа обязательного страхования банковских вкладов населения стартовала после принятия в 2003 г. Федерального закона 177-ФЗ, который положил начало формированию системы страхования вкладов, размещаемых гражданами на счетах и во вкладах в банках на территории РФ. Система обязательного страхования вкладов как защита финансовых интересов граждан является одной из важнейших социальных задач и осуществляется в силу закона - то есть, российскому вкладчику для страхования вклада не требуется заключения дополнительного договора. Суть работы системы достаточно проста: если лицензия банка на осуществление банковских операций отзывается, его вкладчики получают фиксированные денежные выплаты независимо от хода процедуры банкротства банка.

Если сумма вклада не превышает законодательно установленную сумму в 700 тыс. руб. (независимо от числа вкладов в данном банке), выплачивается 100%-возмещение, при этом для валютных вкладов осуществляется пересчет по курсу центрального банка на день наступления страхового случая. Аналогичные выплаты гарантированы вкладчику в каждом банке, независимо от числа разных банков, в которых размещены его вклады. Специально для того, чтобы оперативно возвращать вкладчикам основную сумму их накоплений, в январе 2004 г. в России было создана государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" - особый вид некоммерческой организации, которая занимает в очереди кредиторов место вкладчика и в дальнейшем сама решает с банком все вопросы по возврату задолженности. Выплата возмещения по закону производится не ранее двух недель со дня наступления страхового случая (14-дневный период необходим для передачи банком в Агентство реестра обязательств перед вкладчиками, который и является основанием для выплат) и в течение трех дней со дня обращения вкладчика в Агентство. Законодательно установленный срок обращения - со дня наступления страхового случая и вплоть до завершения процедуры банкротства банка. К приему заявлений о выплате возмещения и установленных документов, а также к организации собственно выплат Агентством могут привлекаться банки-агенты, которые действуют за его счет и от его имени. При этом по заявлению вкладчика выплата возмещения по вкладу может осуществляться либо наличными денежными средствами, либо путем перевода денежных средств на счет в указанном вкладчиком банке.

Финансовой основой системы обязательного страхования вкладов является специальный фонд, который базируется на первоначальном имущественном взносе Российской Федерации (2 млрд. руб.) и формируется за счет страховых взносов банков-участников системы. К тому же, средства фонда могут быть инвестированы (в государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ, в ценные бумаги и депозиты Банка России и т.д.), и доходы от инвестирования также направляются на увеличение средств фонда. Финансовая устойчивость системы страхования вкладов гарантируется правом Правительства России предоставлять Агентству средства из федерального бюджета в случае, если средств фонда страхования вкладов окажется недостаточно. Хотя страхование банков, имеющих право на работу с частными вкладами, обязательно, и вклады, автоматически считаются застрахованными. Вкладчикам - физическим лицам следует знать, что страхованию не подлежат следующие средства, размещенные в банках: вклады на предъявителя; вклады, размещенные в заграничных филиалах российских банков; средства, переданные банку в доверительное управление; средств физических лиц ПБОЮЛ (предпринимателей без образования юридического лица). Системы страхования (или гарантирования) банковских вкладов применяются во многих странах с целью снижения для вкладчика риска потери сбережений в результате неплатежеспособности банка. Система функционирует в виде страхового фонда, в который отчисляют взносы все участники системы, и из которого осуществляются выплаты вкладчикам неплатежеспособного банка.

Положительная сторона системы страхования вкладов в том, что она повышает уровень доверия к банковской системе со стороны вкладчиков и тем самым стимулирует население увеличивать организованную часть сбережений. Ресурсы для этого есть. В списке причин, мешающих населению более активно пользоваться услугами банков, ненадежность банковской системы стоит на первом месте. Заинтересованность в системе страхования со стороны коммерческих банков обусловлена тем, что они надеются получить доступ к части сбережений населения, которая хранится в неорганизованной форме. С помощью системы страхования банки стремятся устранить конкурентное преимущество Сбербанка, вклады в котором гарантированы государством. Благодаря чему его доля на рынке депозитов до сих пор составляет около 70%. Общий смысл возражений против системы страхования вкладов сводится к предположению о том, что при очевидном увеличении издержек банков на формирование страхового фонда, уровень риска в банковской системе уменьшится несущественно или даже увеличится. Исходя из зарубежного опыта установлено, что системы страхования вкладов действуют эффективно лишь при возникновении проблем у отдельных банков. В случае же системного банковского кризиса, резервов, накопленных системой страхования, оказывается недостаточно для того, чтобы выполнить взятые обязательства. Действительно, в результате кризиса 1998 года в банках "зависло" около 12% вкладов, следовательно, резерва в 5-10% вкладов, как предлагают разные редакции законопроекта о системе защиты вкладов, хватило бы только на часть вкладов.

Внедрение системы защиты вкладов ведет к увеличению риска злоупотреблений ("морального риска"): как со стороны банков, которые, пользуясь ростом доверия населения к банковской системе, станут проводить более рискованную (в том числе процентную) политику. Так и со стороны вкладчиков, которые, будучи уверенными в выплате возмещения, станут уделять больше внимания величине процентных ставок, чем надежности выбранного банка. При этом рост издержек в связи с внедрением системы страхования у добросовестных банков приведет к снижению процентных ставок по депозитам, что, в свою очередь, снизит их конкурентоспособность на рынке и будет способствовать "негативному отбору".

. Надежность банков в Российской Федерации

Необходимо особо выделить так называемые "государственные банки". С юридической точки зрения - это банки, значительная доля в уставном капитале которых принадлежит государству. Несмотря на провозглашенное властями стремление к разгосударствлению, доля госбанков в банковской системе остается весьма значительной. Хотя с формальной точки зрения "государственные банки" уравнены в правах и обязанностях с обычными коммерческими банками, но в силу своей "государственной принадлежности" они имеют ряд существенных преимуществ перед последними:

особые подходы в регулировании: индивидуальные требования по обязательному резервированию, соблюдению обязательных нормативов банковской деятельности, кредитных рисков;

особые подходы при осуществлении надзора.

Банки по своей природе являются "оболочечными" фирмами, осуществляющими посредничество на финансовых рынках. Они не обладают производственными фондами, за исключением необходимых офисных зданий, технического и программного обеспечения. По сути, банк представляет собой совокупность обязательств перед клиентами и контрагентами, принятых на себя банком (отражаются в пассиве баланса), обязательств клиентов и контрагентов перед банком (отражаются в активе баланса), собственных средств банка, а также команду специалистов и акционеров, порождающую и обслуживающую все эти обязательства.

Поскольку банки неотрывно связаны с денежными инструментами, основные направления их деятельности естественным образом проистекают из функций денег. Они обеспечивают осуществление расчетов, хранение сбережений, кредитование (то есть перераспределение средств во времени и пространстве). Помимо этого, банки работают на финансовых рынках, являющихся по сути производными от рынка обязательств. Стратегии поведения банков заключаются в определении структуры активов и пассивов, а также объемов и темпов роста их элементов. Очевидно, что эти стратегии в совокупности определяют функционирование банковской системы в целом, ее взаимодействие с другими секторами экономики. При этом внутренняя структура банковской системы, концентрация на рынках различных банковских услуг позволяет понять, поведение каких банков преимущественно влияет на отдельные показатели всей системы в целом, на ее устойчивость и на динамику ее развития.

На сегодня наиболее ликвидные и стабильные банки - это Сбербанк, ВТБ-24: вклады физических лиц в банк ВТБ-24 составляют 982 миллиона рублей, 24,5 миллиардов - средства физических лиц в Сбербанке, третий банк по надежности Газпромбанк. Его рассмотрим конкретнее. Информационное агентство "BankStars" по результатам проведенного экспресс-анализа финансовой отчетности присваивает банку ГПБ (ОАО) "удовлетворительный" рейтинг надежности. По мнению финансового директора "BankStars" данный банк характеризуется умеренным риском неисполнения своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками, однако устойчивость банка чувствительна к неблагоприятному развитию ситуации. "BankStars" присвоило рейтингу надежности ГПБ (ОАО) дополнительный балл в связи с отнесением этого банка к категории банков, связанных с государством. Необходимым условием для повышения оценки надежности до умеренно высокой является увеличение уровня капитализации банка.

. Правовая защита, закрепленная законом

Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Одной из главных гарантий сохранности выступает институт страхования банковских вкладов. В РФ данный институт находится на стадии становления.

Правовой основой страхования вкладов выступает в настоящее время ст. 38, ст. 39 Федерального Закона "О банках и банковской деятельности", положения гражданского законодательства. Согласно действующему законодательству для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Его участниками являются ЦБ РФ и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств Федерального фонда обязательного страхования вкладов определяется законодательством.

Помимо обязательного страхования банковских вкладов имеет место и добровольное страхование. Банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Такие фонды создаются как некоммерческие организации. Число банков-учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного ЦБ РФ для банков на дату создания фонда.

Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и законодательством. В статье 43 Закона о страховании вкладов установлены особенности постановки на учет в системе страхования вкладов банков, имеющих данную лицензию Банка России на день вступления в силу названного Закона. Такие банки могли быть поставлены Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" на учет в системе страхования вкладов на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения о соответствии банка установленным требованиям к участию в системе страхования вкладов. Порядок и процедуры вынесения заключения Банка России установлены Положением Банка России от 16.01.2004 №248-П

"О порядке рассмотрения банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования". Банки, которые на дату вступления в силу названного Закона не имели права на привлечение во вклады денежных средств физически лиц и на открытие и ведение их банковских счетов, могут получить данное разрешение Банка России в порядке, установленном главой 14 Инструкции Банка России от 14.01.2004 "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" при условии соответствия их требованиям к участию в системе страхования. Банк России при выдаче банку указанной лицензии в соответствии со статьей 27 Закона о страховании вкладов обязан информировать об этом Агентство по страхованию вкладов не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения. Банки, являющиеся участниками системы страхования вкладов, обязаны обеспечивать соблюдение требований к участию в системе страхования, установленных в статье 44 Закона о страховании вкладов. Участниками системы страхования вкладов являются вкладчики - физические лица, банки, внесенные в реестр банков, Агентство по страхованию вкладов и Банк России. Обязанности банка - участника системы страхования вкладов определены в статье 6 Закона о страховании вкладов.

Закон о страховании вкладов устанавливает порядок и условия выплаты возмещения по вкладам вкладчиков банка, в отношении которого наступил страховой случай, и определяет условия наступления страхового случая, а также размер выплачиваемого возмещения. Законом о страховании вкладов предусмотрено обеспечение финансовой устойчивости системы страхования и осуществление контроля за функционированием данной системы.

Ответственность по договор у банковского вклада наступает в случаях:

Невыполнения предусмотренных законом или договором обязанностей по обеспечению возврата вклада;

-Утраты обеспечения возврата вклада или ухудшения его условий;

Принятия вклада от граждан неуполномоченным лицом или с нарушением законодательства о вкладах;

Невозврата вклада, его неправомерного удержания или невыплаты процентов.

В рамках защиты вкладов физических лиц приняты несколько законов:

ФЗ (далее Федеральный закон) от 20.08.2004 №106-ФЗ,

от 29.12.2004 №197-ФЗ, от 20.10.2005 №132-ФЗ,

от 27.07.2006 №150-ФЗ, от 13.03.2007 №34-ФЗ,

от 13.10.2008 №174-ФЗ, от 22.12.2008 №270-ФЗ,

(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 №175-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов, далее также - Агентство), порядок выплаты возмещения по вкладам регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской

Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Банки являются частными коммерческими предприятиями, несущими риск банкротства, поэтому государственное вмешательство должно ограничиваться защитой вкладчиков и ситуациями, когда существует опасность значительного ущерба для всей финансовой системы и, таким образом, потенциальный риск системного кризиса.

Возможные формы государственного вмешательства в ходе кризисного управления и финансового оздоровления банков включают следующие:

поддержка сделки, в рамках которой слабый банк передается

приобретателю (сделка P&A);

обеспечение прямого вливания капитала;

покупка безнадежных активов банка-банкрота. В дальнейшем эти активы возвращаются государством в исходное состояние, обычно при помощи специального, контролируемого государством агентства;

национализация или решение о создании "мост-банка".

Во всех случаях важно тесное сотрудничество между правительством (которое несет политическую ответственность за государственные средства), надзорным органом и центральным банком (который в экстренном случае может поддержать банк ликвидностью). Полная поддержка, когда государство принимает на себя все расходы в связи с банкротством в финансовом секторе, может обойтись чрезвычайно дорого и связана с моральным риском, так как участники рынка не будут иметь стимулов для осторожного и благоразумного ведения своей деятельности, если будут рассчитывать на такое вмешательство.

При полной государственной гарантии от банкротства в финансовом секторе все заинтересованные стороны будут стремиться исключительно к увеличению своих доходов, поскольку будут считать себя застрахованными от риска убытков в случае банкротства. Во избежание этой проблемы акционеры должны понимать, что их права прекращаются после банкротства банка, поэтому они должны быть заинтересованы в назначении руководства, которое, с одной стороны, обеспечит рост их доходов, а с другой стороны, гарантирует сохранение стоимости их акций.

Разъяснительная работа среди населения, направленная на понимание и принятие им ограниченности масштабов государственной помощи в случае банкротства банка, является нелегкой, но необходимой задачей. Страхование вкладов является важной составляющей формирования и сохранения доверия к национальной банковской системе.

Хотя основная цель надзорного органа состоит в защите интересов вкладчиков и поддержании доверия населения и организаций к банковской системе, структура, прямо гарантирующая возврат определенной суммы вкладов, может также сыграть в этом значительную роль. В некоторых странах ЕС системы страхования вкладов являются одним из элементов системы кризисного управления, применяемым, когда их вмешательство дешевле, чем покрытие убытков вкладчиков в случае вынужденного закрытия банка. Они могут помочь в проведении реструктуризации, сделок M&A и P&A или выплате возмещения вкладчикам в случае постепенной ликвидации.

. Страхование вкладов в Евросоюзе

Защита вкладов в ЕС основывается на Директиве ЕС 94/19/EC, принятой 30 мая 1994 года и транспонированной в национальное законодательство каждой страны-участницы. В соответствии с этой директивой каждая страна-участница обязана страховать депозиты вкладчиков банков. Депозиты при этом определяются как кредитовый остаток, получаемый от средств, размещенных на счете, или от временных ситуаций, возникающих в результате обычных банковских операций, который кредитная организация обязана выплатить в соответствии с применимыми юридическими или договорными условиями; а также любой иной долг, подтвержденный свидетельством, выданным кредитной организацией. Кредитная организация определяется как организация, деятельность которой заключается в привлечении депозитов или иных подлежащих возврату средств от населения и организаций и предоставлении кредитов за свой собственный счет. Кредитная организация обязана участвовать в программе страхования вкладов. В ЕС существуют различные программы этого рода с разной степенью государственного участия. Национальные агентства по страхованию вкладов могут создаваться на частной основе и полностью финансироваться кредитными организациями, но они могут также существовать в форме государственного учреждения, поддерживаемого или обеспечиваемого государством. В отдельных странах ЕС существует порядок, при котором банки обязаны делать определенные отчисления заранее, или порядок, при котором отчисления делаются постфактум (при наступлении события). Независимо от того, финансируется ли национальная программа полностью или только частично, собранные средства, которыми управляет агентство, будут недостаточными для покрытия банкротства организации, имеющей системное значение.

В этом случае может потребоваться вмешательство государства. В принципе программы защиты вкладов являются "неактивными"; они начинают работать только в том случае, если вкладчики лишаются возможности доступа к своим вкладам. Размер компенсации устанавливается законом. В ЕС указанная директива предусматривает, что минимальная страховая сумма, подлежащая компенсации в каждой стране-члене Европейского Союза, должна составлять 20 тыс. евро. В случае если депозит вкладчика превышает страховую сумму, вкладчик получает право предъявить требование на оставшуюся незастрахованной сумму при ликвидации банка.

. Моральный риск

После принятия Закона о совершенствовании деятельности Федеральной корпорации страхования вкладов ФКСВ вклады в застрахованных банках обеспечиваются совокупными капиталами всей банковской системы. Дело в том, что этот акт предоставляет ФКСВ полномочия в принудительном порядке требовать повышения страховых взносов банковских и сберегательно-кредитных учреждений, если объем Фонда банковского страхования или Фонда страхования ассоциации сберегательных банков составит менее 1,25% общей суммы застрахованных вкладов. До этого ФКСВ и ее аналог, специализирующийся на сберегательно-кредитной сфере, должны были выплачивать страховку по вкладам из средств, накопленных за счет фиксированных ежегодных взносов застрахованных финансовых учреждений. Если общие потери фонда превышали сумму, накопленную за счет взносов, разницу должно было внести государство - то есть налогоплательщики.

Именно это произошло в начале 90-х, когда убытки, понесенные сберегательно-кредитной отраслью, превысили объем накоплений в страховом фонде. Однако когда Конгресс предоставил ФКСВ право увеличивать страховые взносы банков и сберегательно-кредитных институтов - в любой момент и неоднократно - для пополнения фонда, обеспечивающего страхование вкладов, изменилась сама сущность этой системы. Наличие у ФКСВ полномочий по дополнительному обложению всех застрахованных институтов, если у нее возникнет потребность в средствах для компенсаций вкладчикам лопнувшего банка или кредитно-сберегательного учреждения, означает, что главным обеспечением системы страхования теперь служит капитал самих застрахованных структур. Его совокупного объема - 866 миллиардов долларов для банков и 186 миллиардов для сберегательно-кредитных структур - более чем достаточно для защиты вкладчиков при любом из мыслимых вариантов негативного развития событий в экономике. Таким образом, в практическом плане американское государство и налогоплательщики больше не обязаны обеспечивать страхование вкладов.

Конгресс в любом случае вмешается, если застрахованные депозитные институты понесут большие убытки, но такая ситуация маловероятна. Чтобы налогоплательщики согласились финансировать компенсации из своего кармана - притом, что совокупный капитал банковских структур превышает триллион долларов, - эти убытки должны быть поистине колоссальными. В этих условиях представляется очевидным, что в плане защиты государства и налогоплательщиков от последствий банкротства банков и сберегательно-кредитных учреждений в регулировании застрахованных депозитных институтов нет никакой необходимости. Реально в этом заинтересованы сами застрахованные структуры - даже несмотря на то, что ФКСВ управляет системой страхования вкладов и большинство вкладчиков считает, что их депозиты гарантирует само федеральное правительство. В этой связи возникает целый ряд вопросов, рассмотрение которых находится за рамками тематики настоящей статьи.

К примеру, если все депозитные институты теперь отвечают за убытки, понесенные вкладчиками обанкротившихся банков, не следует ли предоставить финансовым институтам больше прав голоса в отношении политики регулирования, проводимой ФКСВ, и способов распоряжения их страховыми взносами. Если правительство заинтересовано лишь в том, чтобы простые граждане имели возможность надежно размещать свои средства, то разве недостаточно было бы в случае банкротства банка просто предоставить мелким вкладчикам приоритет по сравнению с остальными кредиторами. Убытки при подавляющем большинстве банкротств редко превышают 10% от общего объема активов компании, так что средств на приоритетное обеспечение интересов мелких вкладчиков остается больше, чем достаточно.

Кроме того, поскольку государственная система страхования вкладов (пусть и обеспеченная капиталом банков и сберегательно-кредитных учреждений) все же создает определенный "моральный риск", не стоит ли преодолевать его за счет придания субординированию структуры задолженности обязательного характера, как рекомендовал в марте 2000 года Теневой комитет по финансовому регулированию (Shadow Financial Regulatory Committee).

Система, в рамках которой решения принимает ФКСВ, а за убытки отвечают депозитные институты, вероятно, по определению не может обладать стабильностью в долгосрочной перспективе. Со временем застрахованные депозитные институты, заинтересованные в том, чтобы защитить себя от банкротства слабых застрахованных учреждений, должны перенять у ФКСВ функции по разработке политического курса - пусть даже сама система выплаты компенсаций мелким вкладчикам останется в ведении этого государственного органа. Впрочем, как бы здесь ни сложилась ситуация, после принятия Закона о совершенствовании деятельности ФКСВ прочных политических оснований для того, чтобы федеральное правительство защищало себя от возможных убытков путем регулирования, не существует.

Вывод

Мы рассмотрели основную проблему взаимодействия банков и вкладчика: увидели, как и когда наступает риск потери вклада в банке, а также закрепили то, что взаимоотношения могут регулироваться законом и то, когда наступает правовая ответственность банка перед вкладчиком. Также, мы отметили, какие права имеет вкладчик, какую моральную ответственность несет банк перед вкладчиком, привели пример, как банки страхуют вкладчиков в странах ЕС.

вклад банк депозит страхование

Список литературы

1. #"justify">2. Конспект лекций "Банковское право", Москва, 2004 г., А.А. Тедеев, В.А. Парыгина;

. Н.В. Хохлов "Управление риском", Москва, 2009 г.;

. Г.Н. Белоглазова. "Банковское дело" , 2010 г, Москва.

. #"justify">. Ивашкин Е.И. "Социология отсутствия страхового интереса. Финансы" 2006 г., Москва;

. #"justify">8. "Журнал институциональных исследований", 2010 г. том 2, Нуреев Р.М.;

. Турбанов А.В. "Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития. Деньги и кредит" , 2005 г., Москва;

10. Мурзина А. "Система страхования вкладов глазами банкиров" 2006 г., Москва;

. http://.fitchratings.com

Похожие работы на - Организационные и правовые проблемы взаимодействия вкладчика и банка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!