Банковская система: структура и роль в современной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    389,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банковская система: структура и роль в современной экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Деньги. Кредит. Банки

на тему: Банковская система: структура и роль в современной экономике










МИНСК 2009г.

РЕФЕРАТ

Объект исследования - банковские системы Великобритании, США и Республики Беларусь.

Предмет исследования - институциональная структура банковских систем Великобритании, США и Республики Беларусь.

Цель работы: изучить банковские системы Великобритании, США и Республики Беларусь, проанализировать проблемы и перспективы развития банковской системы нашей страны.

Методы исследования: табличный метод, метод сравнения и описания, метод анализа и синтеза.

Исследования и разработки: исследованы сущность банковской системы и различные ее виды, структуры банковских систем Великобритании, США и Республики Беларусь, проанализированы проблемы и перспективы развития банковского сектора Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и так далее).

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из актуальных задач экономической реформы в Республике Беларусь. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков (в частности, используемых в данной работе - банков Великобритании, США) предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, может обусловить выход белорусских банков на мировой уровень, а значит и восстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Для Республики Беларусь эта тема является наиболее актуальной в связи с тем, что экономика нашей страны стоит на пути рыночного развития, а это влечет за собой ряд проблем. Чтобы объективно оценить эффективность банковской системы, нужно, очевидно, исходить из следующих критериев и целевых установок. Необходимо определить, содействует ли сложившаяся банковская система задачам экономического роста, достижения финансовой и макроэкономической стабилизации, увеличения инвестиций и сбережений населения, в состоянии ли она обеспечить укрепление национальной платежной системы, достижение мировых стандартов в области банковских операций, эффективное развитие финансовых рынков.

Таким образом, целью работы является изучение структуры и роли банковской системы. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: раскрыть сущность и определить функции банковской системы в современной рыночной экономике; определить характерные особенности банковских систем Великобритании, США, Республики Беларусь, выделить национальную специфику; выявить основные проблемы в её развитии и определить перспективные пути их решения.

При написании работы была использована различная литература. Основными источниками послужили учебные пособия: «Деньги, кредит, банки» под ред. проф. Г.И. Кравцовой, «Деньги, кредит, банки» под ред. В.С. Пашковского, нормативно-правовая база: Банковский кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2002г. №274 «Об одобрении Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы» и др., а также интернет-ресурсы.

1. Понятие банковской системы и ее характеристика

В настоящее время в экономической литературе не существует единого толкования понятия «банковская система». Применяется широкое и узкое понимание этого термина.

В соответствии со ст. 5 Банковского кодекса Республики Беларусь, банковская система рассматривается как составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Однако последняя включает в себя также бюджетную систему, финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Таким образом, в широком смысле банковская система рассматривается как совокупность функционирующих в данной стране кредитных, расчетных и других отношений, а также форм и видов кредитования, в которых участвуют банки.

Но чаще используется более узкое понимание: банковская система - совокупность различных видов банков и банковских организаций в их взаимосвязи и взаимодействии, осуществляемая в стране в определенный исторический период.

Взаимосвязь банков как элементов банковской системы обусловлена:

общностью их целей;

единой законодательной базой;

единым порядком регулирования банковской деятельности со стороны государства.

Взаимодействие банков в процессе их регулирования в банковской системе осуществляется:

при проведении безналичных расчетов через открытие друг у друга корреспондентского счета;

при проведении межбанковских операций на финансовых рынках;

при участии в совместных проектах.

Стоит отметить, что одни авторы включают в состав банковской системы только банки, другие - банки и небанковские кредитные организации, т.к. последние осуществляют те или иные виды банковской деятельности. В последнем случае смешиваются понятия банковской и кредитной систем. Кредитная система включает все кредитные организации страны и является более широким понятием, чем банковская система.

Понятие «банковская система» предполагает в первую очередь определение ее составляющих: банки и система.

В соответствии со ст.8 Банковского кодекса Республики Беларусь, банк юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц [1].

Банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения благодаря ускорению оборота денег, ускоренным расчетам через перевод денег, выпуск кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.

Рассмотрение всей совокупности банков именно как системы предполагает соблюдение ряда условий, по сути являющихся базовыми признаками самого понятия «система». К ним относятся:

наполненность, т.е. наличие ряда элементов, в целом образующих совокупность, относительно замкнутый комплекс;

структурированность, группировка отдельных элементов в сегменты, уровни со сходными классификационными признаками;

целостность системы как наличие элементов, причем достаточное для стабильного, эффективного функционирования всех необходимых сегментов, уровней и всех элементов, их наполняющих;

взаимосвязь и взаимодействие между отдельными элементами.

Однако не любая совокупность банков является банковской системой - ее элементами банки становятся в результате формирования горизонтальных и вертикальных связей между ними. Взаимосвязь банков как элементов банковской системы обусловлена общностью целей, прав и обязанностей, единой законодательной базой и единым порядком регулирования банковской деятельности. Отношения между банками строятся в основном на договорной основе, объектом этих отношений выступают деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и другие ценности.

Взаимодействие банков в процессе их функционирования в банковской системе осуществляется в процессе проведения безналичных расчетов юридических и физических лиц через корреспондентские счета, открытые ими друг у друга; межбанковских операций на депозитно-кредитном, валютном, фондовом и других финансовых рынках; при участии в совместных проектах и т.д.

Объединение банков в единую систему осуществляется государством, которое в законодательных актах устанавливает организационные основы банковской системы, ее структуру и принципы функционирования. Государство регулирует деятельность банков посредством государственной регистрации и лицензирования, установления нормативов безопасного функционирования, запретов и ограничений, а также банковского надзора. При этом вмешательство государства в деятельность банков ограничено законодательно установленными пределами, и банки самостоятельны в своем в своей деятельности. Государство не отвечает по обязательствам банков, если это не предусмотрено законодательством или оно само не приняло на себя такие обязательства. Банки также не отвечают по обязательствам банков.

Банковской системе как экономической категории присущи следующие признаки:

включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

имеет специфические свойства, т.е. специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними;

способна к взаимозаменяемости элементов, т.е. отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую;

является динамической системой, т.е. банковская система дополняется новыми компонентами, совершенствуется, а также внутри банковской системы постоянно возникают новые связи;

выступает как система «закрытого» типа, т.е. несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна»;

обладает характером саморегулирующейся системы, т.е. изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка;

является управляемой системой, т.е. центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти, а коммерческие банки функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов [19].

В экономической литературе выделяют несколько видов банковской системы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Виды банковской системы

Учитывая относительную непродолжительность процесса становления банковской системы рыночного типа в странах с переходным типом экономики, отдельные признаки банковской системы могут не проявляться отчётливо, но прослеживаться при функционировании банковской системы в целом.

Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что современные банковские системы развивающихся стран представляют собой системы переходного периода. При этом большинство стран с экономикой переходного типа имеют двухуровневые банковские системы.

В современной экономической литературе выделяют еще два вида банковской системы в зависимости от соподчиненности ее элементов: одноуровневую и двухуровневую.

Одноуровневая банковская система характеризуется тем, что входящие в нее банки находятся на одной иерархической ступени, между ними не существует разделения функций и отношений соподчинения, а взаимодействие осуществляется на основе только горизонтальных связей. Такая система была характерна для исторического этапа развития, когда в странах действовали только коммерческие банки, которые выполняли все банковские функции, включая эмиссию. К одноуровневой банковской системе относят также централизованную банковскую систему, функционировавшую в командно-административной экономике - здесь действовал практически один банк-монополист, выполнявший функции центрального банка и расчетно-кредитное обслуживание экономических субъектов через свою филиальную сеть.

В настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в странах с переходной экономикой действует двухуровневая банковская система, в которой банки разных уровней различаются целями деятельности, выполняемыми функциями и ролью в экономике. Взаимоотношения между банками разных уровней организованы по вертикали. Хотя банки второго уровня юридически не подчинены центральному банку, он законодательно наделен полномочиями по контролю и надзору за их деятельностью, ее регулированию. Поэтому отношения между центральным и другими банками строятся не только на договорных началах, но и административно-властных. Между банками второго уровня взаимодействие осуществляется по горизонтали - на основе равноправного партнерства и конкуренции. Отношения между ними носят исключительно договорной характер, а взаимосвязь осуществляется в процессе координации деятельности. Банки этого уровня равны перед законом и должны иметь равные конкурентные возможности [16, с.344-345].

Следует отметить, что на развитие банковской системы оказывают влияние следующие факторы:

степень зрелости рыночных отношений в стране;

уровень развития деловых отношений;

темпы экономического роста, уровень концентрации и централизации капитала в промышленности;

научно-технический прогресс в области коммуникаций и информационных технологий.

Таким образом, банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, которой является экономическая система.

2. Банковские системы разных стран

.1 Банковская система Великобритании

Банковская система Великобритании является двухуровневой. На верхнем уровне - центральный банк, на нижнем - другие банки: коммерческие (депозитные) и специализированные банки. Схематически структуру банковской системы Великобритании можно представить следующим образом (рисунок 2)

Рисунок 2 - Банковская система Великобритании

Банк Англии старейший центральный банк мира, который был основан в 1694 г. Его история насыщена многими событиями. Поэтому развитие правового регламентирования банковского дела в Великобритании также представляет интерес. До принятия Банковского акта 1979 г. в законодательных документах отсутствовало официальное определение термина «банк». Согласно существовавшему подходу банком считали организации: принимающие вклады от организаций и граждан; предлагающие чековые книжки своим клиентам с целью осуществления последними денежных расчетов; обеспечивающие некоторые другие финансовые услуги своим клиентам, включая предоставление кредитов и операции с ценными бумагами. Любая организация, которая могла продемонстрировать наличие этих трех основных операций в своей деятельности, была вправе именовать себя банком.

В 1979 г. с принятием нового закона о банках особое внимание было уделено определению термина «банк». Британское законодательство значительно упростило формулировку, указав на то, что под банком понимается любая компания, если она признается в качестве банка Банком Англии.

Банк Англии установил критерии для принятия к рассмотрению заявлений, которые должны были содержать общепризнанные в мире характеристики банка. Организация, претендовавшая на статус банка, должна была представить доказательства, что она принимает вклады, предлагает кредиты, осуществляет экспортно-импортные финансовые операции и обменивает валюту, оказывает инвестиционные услуги и дает консультации по различным вопросам, связанным с финансами.

Закон предусматривал и исключение, когда организация могла получить статус банка, даже если она не отвечала всем перечисленным требованиям. Речь идет о дисконтных (учетных) домах, представлявших собой уникальное явление в банковской системе Великобритании. Банк Англии кредитовал коммерческие банки не прямо, а через посредников - учетные дисконтные дома (биллброкеры), а его управляющий еженедельно встречался с руководителями различных ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых, и промышленных. Однако в 90-е гг. кредитные операции все в большей степени стал выполнять центральный банк страны, что привело к снижению роли дисконтных домов, а затем и к прекращению деятельности в 1997 г.

Закон 1979 г. предусматривал также другую категорию организаций, которые могли считаться банковскими учреждениями с ограниченными функциями. Речь шла о лицензированных организациях, принимающих депозиты (ЛОПД). На практике, прежде чем получить статус банка, любая организация должна была пройти испытательный срок в качестве ЛОПД.

Банк Англии, обладая правом предоставления статуса банка различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать этот статус у многочисленных уже действующих банков.

Банковский акт 1987 г. не отменил полностью все положения акта 1979 г., а лишь дополнил и изменил некоторые из них. Согласно акту 1987 г. главным звеном банковской системы Великобритании является Банк Англии центральный банк страны, созданный в 1694 г. в виде акционерной компании с ограниченной ответственностью. В середине XVIII в. он стал выполнять ряд функций центрального банка. С принятием Банковского акта 1844 г. он официально получил статус центрального банка. С учетом законодательства единственным банком с правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом страны соответствующего решения.

В 1946 г. Банк Англии был национализирован путем выкупа его акций. Принятый в том же году Банковский акт наделил центральный банк Великобритании правом давать коммерческим банкам рекомендации и директивы, согласованные с министерством финансов. Кроме того, он получил право требовать от коммерческих банковских организаций представления необходимой информации с целью проверки их деятельности.

Функционирование Банка Англии на современном этапе подчинено достижению трех приоритетных целей:

поддержка стоимости национальной валюты;

обеспечение стабильности финансовой системы;

обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и на международной арене.

Для достижения поставленных целей, Банк Англии выполняет следующие функции:

служит банком для коммерческих и других центральных банков, а также для правительства;

реализация монетарной политики;

является эмитентом банкнот;

и др.

Коммерческие банки в Великобритании называются депозитными банками. Они составляют основу банковской системы. Большая часть операций депозитных банков сосредоточена в 6 лондонских клиринговых банках. Они называются так потому, что являются членами Лондонской клиринговой палаты. Клиринговые банки - это банки «большой четверки» - Нэшнл Вестминстер бэнк (National Westminster Bank), Ллойдз бэнк (Lloyd's Bank), Мидлэнд бэнк (Midland Bank) и Барклейз бэнк (Barclay's Bank). Их часто называют розничньми (retail banks). Они имеют около 15 тыс. отделений.

Клиринговые банки принадлежат к числу универсальных, предоставляющих своим клиентам широкий выбор банковских операций и услуг. Однако при всей универсальности они имеют приоритеты в деятельности, специфические черты: определенный круг клиентуры, территориальную отраслевую специализацию, свою концепцию развития и т.д.

Особый банковский статус характеризует деятельность Национального жиробанка - квазигосударственного учреждения, услугами которого пользуются только государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с населением.

К депозитным банкам также относятся так называемые финансовые дома, к которым принадлежат, прежде всего, специальные банки потребительского кредита. Около 2/3 их активных операций приходится на потребительские кредиты в рассрочку, в свою очередь более 60 % этих кредитов составляет финансирование покупок автомобилей. Для оформления выдачи потребительского кредита клиент заполняет аппликационную форму. После анализа содержащихся в ней данных банк принимает решение о возможности предоставления кредита. Перед выдачей определяется размер ссуды и срок ее погашения.

Все большее значение приобретают лизинговые операции. Финансовые дома являются, как правило, дочерними предприятиями крупнейших банков или страховых компаний, поддерживающих кредит этих банков своими средствами. Крупнейшие финансовые дома пытаются максимально расширить банковские операции, чтобы иметь возможность привлекать сберегательные вклады и развиваться в универсальные банки. К финансовым домам следует отнести и специальные банковские точки в торговых центрах (Money Shops).

Торговые банки ведут свое происхождение от торговых фирм, специализировавшихся на акцептовании векселей. Основой их деятельности служило отличное знание платежеспособности отдельных фирм в различных районах мира. Акцептные операции оказались столь прибыльными, что в конце концов эти фирмы отказались от торговли, превратились в банки, специализирующиеся на предоставлении акцептного кредита, и получили название акцептных домов. Акцептные дома с течением времени расширили свои международные операции. Они стали размещать на лондонском рынке долгосрочные облигации иностранных правительств и компаний, покупаемых инвесторами Великобритании и других стран. Постепенно Лондон превратился в главный центр международного долгосрочного кредита. Они действуют в сфере внешней торговли и международных финансово-кредитных операций [19].

Банки Содружества осуществляют свою деятельность преимущественно в странах бывшей колониальной империи (ЮАР, страны Карибского бассейна, страны континентальной Европы, в Южной Америке, в Южной Азии, в Восточной и Центральной Африке). Банки Содружества занимаются преимущественно розничными депозитно-ссудными операциями. На современном этапе банки Содружества приобрели новый статус и трансформировались в международные банки.

Иностранные банки - это кредитные институты, созданные на территории Великобритании, капитал которых принадлежит другим странам. В Англии наибольшее количество банков из США, Японии, Франции и Германии. Их основными функциями являются финансирование внешней торговли, кредитование инвестиций, консультации и др. Эти банки являются крупными конкурентами английских банков. Однако Банк Англии приветствует их открытие, так как, во-первых, это ведет к упрочению позиций Лондона как мирового финансового центра, а во-вторых, иностранные банки привносят на лондонский рынок те или иные национальные особенности техники банковских операций, которые постепенно перенимают английские банки (новая разновидность ценных бумаг - депозитные сертификаты). Таких банков сейчас насчитывается свыше 500.

Консорциальные банки - финансово-кредитные институты, где участвуют банки по крайней мере двух стран, из которых ни одна не имеет контрольного пакета акций. Главным образом, это специальные банки многонациональных заемщиков, к которым принадлежат прежде всего транснациональные и мультинациональные промышленные концерны.

Особенностью деятельности учетных домов является привилегия получения кредита в Банке Англии. Традиционно учетные дома занимались учетом векселей, откуда и получили свое название. Наряду с векселями данные институты совершают операции купли-продажи государственных облигаций и обязательств местных органов власти.

Таким образом, банковская система Великобритании характеризуется высокой степенью концентрации и специализации, хорошо развитой банковской инфраструктурой, тесной связью с международным рынком ссудных капиталов. В мировом финансовом центре - в Лондоне - работает больше иностранных банков, чем английских. Это прежде всего американские и японские банки. Доля депозитов в иностранной валюте в банках Великобритании значительно выше, чем в других странах. Английская банковская система владеет самой широкой в мире сетью зарубежных филиалов. Также можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых банков, торговых банков (которые больше занимаются посредничеством, консультированием и предоставлением рекомендаций по тем иным финансовым вопросам), а также организаций типа ЛОПД делают британскую банковскую систему во многом уникальной.

2.2 Банковская система США

Банковская система США состоит из Федеральной резервной системы - ФРС, выполняющей функции центрального банка страны; коммерческих банков; инвестиционных банков; сберегательных банков; ссудо-сберегательных ассоциаций.

Американская банковская система имеет ряд уникальных особенностей в построении и организации ее работы.

Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, основанная в 1913 г. Целями образования ФРС были: создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

По структуре ФРС представляет собой сложную систему (рисунок 3).

банковский экономика беларусь сектор

Рисунок 3 - Организационная структура Федеральной резервной системы США

Важнейшую роль в структуре ФРС выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне); федеральные резервные банки; банки-члены ФРС. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого банками-членами ФРС выступают около 6 тыс. коммерческих банков (из примерно 12 тыс.). Сейчас наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это процесс длительный, эволюционный.

Банки-члены ФРС - наиболее крупные частные коммерческие банки, на долю которых приходится свыше 70 % всех депозитов кредитной системы США. Они служат акционерами федеральных резервных банков. Банки-члены ФРС становятся клиентами одного из федеральных резервных банков и пользуются его услугами. Банки же, которые не являются членами системы, для пополнения кассы прибегают к услугам своих корреспондентов, банков-членов ФРС. Таким образом, в функции банка банков ФРС осуществляет всестороннее обслуживание банков-членов.

ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. Право эмиссии денег и регулировать их стоимость принадлежит ФРС, а точнее, Федеральному комитету по операциям на открытом рынке. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ сместить ее управляющих.

По закону каждый банк-член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, а частью - в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством; во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Последнее подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.

Коммерческие банки США выполняют широкий спектр операций и услуг, в том числе принимают средства в депозиты (вклады до востребования и срочные); предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти; выполняют финансовые и трастовые услуги. Однако американские банки не могут (по законодательству) выступать владельцами ценных бумаг, кроме случаев возмещения непогашенного кредита. Однако это отнюдь не означает, ликвидации сращивания банков с промышленными компаниями. Типичной формой такого сращивания является вхождение крупнейших банков и промышленных компаний в одни и те же финансово-промышленные группы.

Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную роль играют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительные сроки - до 8-10 лет - и служит типичной формой сращивания банков с промышленными и торговыми компаниями. Важную роль в сращивании крупных американских банков с промышленными и другими компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. Таким образом, это - своеобразная форма обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий.

Инвестиционные банки мобилизуют долгосрочный ссудный капитал и предоставляют его заемщикам (функционирующим капиталистам и государству) посредством выпуска и размещения облигаций других видов заемных обязательств. Инвестиционные банки занимаются выяснением характера и размеров финансовых потребностей заемщиков, согласованием условий займа, выбором вида ценных бумаг, определяют сроки их выпуска с учетом состояния рынка, осуществляют их эмиссию и последующее размещение среди инвесторов. В роли гарантов эмиссии и организаторов рынка они покупают и продают пакеты акций и облигаций за свой счет, предоставляют кредиты покупателям ценных бумаг. Классический тип инвестиционных банков характерен для США, где законодательство запрещает коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью (кроме операций с государственными и муниципальными облигациями).

Следующий вид специализированных кредитно-финансовых институтов -учреждения, занимающиеся сберегательными операциями.

Существует несколько их видов. Ссудо-сберегательные ассоциации, получившие распространение в США, - это учреждения со строго ограниченными функциями. Главная форма мобилизации средств заключается в привлечении сбережений населения путем продажи собственных акций. Лица, внесшие свои сбережения в ассоциацию, становятся ее акционерами и получают доход в форме дивиденда. Изъятие сбережений (выкуп акций) разрешается лишь с уведомлением за 30-90 дней. Важнейшим и по сути дела единственным видом активных операций этих учреждений выступают ипотечные операции.

Сходной деятельностью занимаются взаимо-сберегательные банки. Они принимают от населения мелкие сбережения и инвестируют их в некоторые виды ценных бумаг. Вкладчики получают доход в форме процентов по вкладу. В отличие от коммерческих банков, у которых преобладают ссудные операции, подавляющая часть средств взаимо­сберегательных банков помещается в ценные бумаги. Наибольший удельный вес в активах составляет ипотечная задолженность.

В отличие от других развитых стран, США имеет банковскую систему, состоящую из многих тысяч банков. Банковская филиальная сеть ограничена в США более узкими рамками, чем в других странах. В течение длительного времени американские банки вообще не имели права открывать свои филиалы; в дальнейшем (законами 1927 и 1933 гг.) это право было им предоставлено, но с существенными ограничениями. Так, банки могут иметь отделения лишь в пределах данного штата, а в ряде штатов банкам вообще запрещено открывать отделения. Однако за кажущейся распыленностью банковского дела в США скрывается доминирование небольшой группы гигантских банков. Что происходит из-за концентрации банков, и это является особенностью банковской системы США.

Концентрация банков в США представлена несколькими формами:

локальной концентрацией, т.е. сосредоточением основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах;

слиянием банков;

использованием крупными банками ресурсов мелких через систему корреспондентских отношений;

системой переплетающихся директоратов, заключающейся во взаимном участии директоров одних банков в управлении других;

системой цепной связи, т.е. «цепь» банков объединяется соглашением временного характера о совместном проведении каких-либо крупных финансовых операций или постоянными соглашениями о взаимной поддержке и взаимном обмене акциями, осуществлении единообразной кредитной политики и т. д.;

системой банковских групп, т.е. объединении многих банков под контролем одной акционерной компании, приобретающей их акции и именуемой обычно «обществом для держания акций» (holding company) [12].

В США, как и в других развитых странах, наблюдается усиление государственного вмешательства в банковскую сферу. Правда, центральные эмиссионные банки страны (федеральные резервные банки) не являются (в отличие от Англии и Франции) собственностью государства. Однако управляет ими государство, они тесно связаны, с Минфином и вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги.

2.3 Банковская система Республики Беларусь

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень - центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), II уровень - коммерческие банки. Существование двух уровней позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второго уровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Центральный банк выполняет роль «банка банков», управляет деятельностью банковских учреждений в рамках регулирования и контроля за функционированием рынка банковских услуг. Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали - это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали - отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).

Все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Оно устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними; определяет правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его деятельности. Коммерческие банки (их виды, операции, порядок государственной регистрации, создания, реорганизации, ликвидации, взаимоотношения с клиентурой) также регулируются нормативными правовыми актами.

К актам законодательства относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь (2000 г.), декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства.

Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие ему банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законодательства. Субъекты банковской деятельности при осуществлении банковских операций с нерезидентами Республики Беларусь используют международные унифицированные правила и обычаи, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Становление Национального банка Республики Беларусь как центрального банка - первого уровня отечественной банковской системы - связано с приобретением в декабре 1990 г. Законов «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который изначально не обладал статусом государственного органа, равноправного Совету Министров страны.

В настоящее время Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. [1].

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Количественный состав Правления Национального банка устанавливается Президентом Республики Беларусь и назначается Президентом Республики Беларусь при согласовании с Советом республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров Национального банка. Количественный состав Совета определяется Правлением Национального банка. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления Национального банка. Члены Совета директоров назначаются Правлением Национального банка сроком на пять лет из числа работников Национального банка по представлению Председателя Правления Национального банка [6].

Таким образом, следует отметить, что Национальный банк самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставляемых ему законодательством Республики Беларусь. Основными целями деятельности Национального банка являются:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Для осуществления своих уставных целей Национальный банк выполняет ряд функций, основные из них:

разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную и валютную политику Республики Беларусь в установленном порядке;

осуществляет эмиссию денег;

регулирует денежное обращение и кредитные отношения;

организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

реализует валютную политику, осуществляет валютное регулирование как либерального, так и директивного направления;

выполняет функции центрального депозитария государственных и собственных ценных бумаг;

осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

осуществляет регулирование и надзор деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций.

Коммерческие банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.

В соответствии со ст.70 Банковского кодекса Республики Беларусь, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [1].

Банки могут учреждаться на основе государственной или частной форм собственности в форме акционерного общества (закрытого или открытого типа) или унитарного предприятия. Учредителями банка выступают юридические и физические лица, кроме общественных организаций, преследующих политические цели.

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

В нашей стране государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк. До прохождения регистрации банк должен утвердить устав и сформировать уставный фонд.

Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников). Уставный фонд банка определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка устанавливается в белорусских рублях в сумме эквивалентной 25 миллиона евро [22].

Предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде для банка устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда [4].

Иностранный банк вправе открывать в соответствии с Банковским кодексом и в порядке, установленном Национальным банком, на территории Республики Беларусь свои представительства.

Представительство иностранного банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения о нем, утверждаемого создавшим его банком. Такое представительство не имеет права осуществлять банковские операции и иную деятельность, предусмотренные кодексом, за исключением осуществления защиты и представительства интересов создавшего его иностранного банка, в том числе оказания консультационных и (или) информационных услуг.

Коммерческие банки Республики Беларусь в большинстве своем универсальны, а потому выполняют ряд важнейших функций:

1)    посредничество в кредите:

коммерческий банк выступает посредником между субъектами, имеющими свободные денежные средства, и субъектами, в них нуждающимися. Аккумулируя денежные средства, банк имеет возможность предоставлять эти ресурсы нуждающимся в нужном количестве и на необходимый срок. Таким образом осуществляется кредитование предприятий, промышленности, государства и населения. Выполнение этой функции способствует расширению производства, финансированию промышленности, созданию запасов, увеличению потребительского спроса, расширению финансовой деятельности правительства.

2)    стимулирование накоплений в хозяйстве:

коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

3)    посредничество в платежах:

коммерческие банки обеспечивают функционирование платежной системы, осуществляя перевод денежных средств. Они также проводят клиринговые зачеты, используя для этого клиринговые системы крупных банков, имеющих большое количество филиалов и отделений. Развивается система электронных расчетов - электронные деньги. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения. Коммерческие банки осуществляют также международные расчеты.

4)    посредничество в операциях с ценными бумагами:

коммерческие банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании и инвестиционного фонда.

Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения [11].

Таким образом, коммерческие банки занимают важное место в кредитной и банковской системе страны. Они являются коммерческими предприятиями, в основе которых лежит получение прибыли, а реализация функций происходит в результате осуществления операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

3. Роль банковской системы в современной экономике

.1 Значение банковской системы

Одной из важнейших составляющих экономики любого современного государства наряду с производственной и торговой сферой является банковская система. Значение банковской системы в обеспечении эффективного функционирования экономики страны сложно переоценить, и следует признать, что на сегодняшний день именно банки играют одну из наиболее важных и ответственных ролей в экономике.

Роль банковской системы находит свое отражение в выполняемых ею функциях, а именно, она заключается в аккумулировании временно свободных денежных средств предприятий, населения и государства на условиях платности, срочности, возвратности и передаче их на аналогичных условиях в сферу производства и потребления. Таким образом, благодаря банковской системе реализуется механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям экономики, что позволяет достигать максимально эффективного его использования. В условиях рыночной экономики именно банковский механизм функционирования денежно-кредитного рынка является единственно возможным и наиболее эффективным, в противовес тому механизму, который действовал в условиях командно-административной экономики. Для командно-административной системы правовой статус банков соответствовал той роли, которую они были вынуждены выполнять, а именно, каналы денежной эмиссии и кредитование государственных предприятий за счет централизованных, фактически бесплатных ресурсов. Такое положение не способствовало развитию конкуренции между банками, чем и объяснялась низкая эффективность их работы.

Также роль банковской системы заключается в том, что она:

предоставляет общественному хозяйству расчетно-платежные средства в объеме, необходимом для обслуживания экономических и социальных процессов;

обеспечивает взаимосвязь экономических субъектов в процессе воспроизводства и его непрерывное функционирование путем проведения расчетных, кредитных и других банковских операций;

воздействует на объем и направление денежных потоков в стране в соответствии с тенденциями и целями развития общественного хозяйства;

регулирует инфляцию;

регулирует платежный баланс.

Значение банковской системы проявляется также в том, что ее устойчивость оказывает существенное влияние на эффективность экономики страны, темпы экономического роста [19].

Однако роль банковской системы в обеспечении деятельности государства, хозяйствующих субъектов и граждан зависит от типа экономической системы, специфики экономического поведения страны и действующего законодательства. Так, в административно-командной экономике функционирование банковской системы носило подчиненный характер: банковская деятельность планировалась и жестко регулировалась, была направлена на решение основной задачи - выполнение народнохозяйственных планов. В рыночной экономике банковская система играет более самостоятельную и активную роль, однако степень ее влияния на экономическое развитие отдельных государств существенно различается в зависимости от исторически сложившихся условий, места в кредитной и финансовой системах, а также национального законодательства, регулирующего банковскую деятельность.

Финансирование экономики в развитом рыночном хозяйстве осуществляется путем перераспределения денежных накоплений не только через банковскую систему, но и через рынок ценных бумаг. До недавнего времени в ряде стран существовало достаточно жесткое разделение функций по финансированию экономики между банковской системой и рынками ценных бумаг.

В странах со сравнительно низким уровнем развития рынка ценных бумаг главную роль в аккумуляции денежных ресурсов и кредитовании промышленных предприятий играет банковская система. Значительная часть кратко- и долгосрочных кредитных ресурсов сосредоточивается в банках и последние законодательно почти не ограничиваются по направлениям их размещения. В таких странах в силу большого значения деятельности банковской системы государство часто оказывает банкам существенную поддержку и контролирует их деятельность, там относительно высока доля государственных банков. Это было характерно для ряда континентальных стран Западной Европы и Японии вплоть до середине 1990-х гг.

В странах, где существует высокоразвитый фондовый рынок с широким спектром финансовых инструментов, значительная часть инвестиционных ресурсов, в том числе сбережений населения, направляется в производство на основе операций с акциями, облигациями и другими ценными бумагами. Банковская система аккумулирует и перераспределяет главным образом краткосрочные ресурсы, ее роль в долгосрочном кредитовании экономики незначительна. При этом для банков существуют законодательные ограничения по операциям на финансовых рынках и в частности на рынке ценных бумаг, т.е. деятельность банков сосредоточена на традиционных операциях.

За последние годы в развитых странах разделение функций между банками и рынками ценных бумаг утрачивает силу. В качестве источников финансирования предприятия все чаще используют не банковские кредиты, а эмиссию ценных бумаг. Банки, в свою очередь, широко проводят различные операции с ценными бумагами, в том числе занимаются секьюритизацией своих активов. В связи с этим происходит изменение роли банковской системы в кредитовании экономики, она все больше интегрируется в систему финансовых рынков (фондового, валютного). Банковский кредит перестает быть основным источником внешнего финансирования предприятий.

Однако особенности стран, касающиеся места и роли банковской системы в финансировании экономики, сохраняются. В ряде стран банковский кредит продолжает оставаться основным источником ресурсов для предприятий (в Германии, Турции).

Интеграция национальных финансовых рынков в процессе глобализации ставит страны с недостаточно развитым рынком ценных бумаг в неравные конкурентные позиции со странами, где функционируют мощные финансовые центры. В связи с этим государства принимают меры по стимулированию развития рынка ценных бумаг, повышению его конкурентоспособности [16, с. 341-343].

3.2 Пути развития банковской системы Республики Беларусь

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь.

В связи с этим в Республике Беларусь был принят ряд документов, в которых были определены существующие проблемы, цели и задачи развития не только банковской системы, но и социально-экономического развития нашей страны в целом. К таким документам относятся: Национальная стратегия устойчивого развития, Концепция прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы и др.

К числу факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, можно отнести:

незначительную долю частного сектора в уставных фондах банков;

невысокую эффективность деятельности отдельных сегментов банковского бизнеса;

высокие риски кредитования;

недостаточную развитость корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках;

низкую обеспеченность банковского сектора долгосрочными ресурсами;

недостаточное развитие финансовых институтов долгосрочных накоплений;

неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов [7].

Цели и задачи развития банковского сектора определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни населения. Усиление роли банковского сектора в социально-экономическом развитии страны является одной из важнейших задач государства.

укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую банковскую системы и исключающее возможность системных кризисов;

проведение эффективной единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

повышение доверия к банкам со стороны национальных инвесторов и вкладчиков, населения республики.

На достижение указанных целей развития банковского сектора было направлено решение следующих основных задач:

совершенствование политики государства в развитии банковской системы;

создание эффективной институциональной и функциональной структур банковской системы;

увеличение ресурсной базы банков, обеспечение оптимизации структуры активов и пассивов банков;

расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков;

создание действенного механизма аккумулирования денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты реальному сектору экономики;

повышение капитализации банков и увеличение их уставных фондов;

формирование среды добросовестной конкуренции в деятельности банков;

совершенствование корпоративного управления и внутреннего контроля в банках;

развитие информационных технологий в банковской деятельности [9].

Достижение данных целей и решение задач будут содействовать динамичному социально-экономическому развитию страны, а также успешному выполнению государственных программных документов, определяющих перспективы социального и экономического развития Республики Беларусь.

Расширение ресурсной базы банков должно осуществляться по двум основным направлениям - за счет внутренних источников, формируемых развитием экономики страны, и внешнего инвестирования. За счет внутренних источников к 2010 г. должно быть обеспечено около 90 %. Остальная часть прироста ресурсной базы банков (10 %) должна быть обеспечена за счет внешних источников [9].

Одним из важнейших условий расширения банковских операций и снижения банковских рисков является увеличение капитала банков. Для выполнения банками задач по финансовому обеспечению экономического и социального развития и повышения устойчивости их деятельности капитал банков за 2006-2010 гг. необходимо увеличить не менее чем в 3-4 раза по сравнению с состоянием на 2006 г. Сейчас минимальный размер уставного фонда должен составлять 25 млн евро [22].

Повышение эффективности корпоративного управления банками также должно стать одним из важнейших условий их стабильного развития. В соответствии с Концепцией, наиболее важными направлениями совершенствования корпоративного управления банками будут являться:

формирование систем внутреннего контроля и управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций;

создание эффективных моделей корпоративного принятия решений, управления и контроля;

недопущение незаконных методов внешнего влияния (центральных и местных органов власти) на принятие решений деятельности банка;

всесторонняя оценка надзорными органами качества систем внутри банковского управления и внутреннего контроля [9].

Что касается развития информационных технологий в банковской деятельности, то предполагается направить его на повышение эффективности и надежности, а также расширение спектра банковских услуг, предоставляемых клиентам. Основу развития банковских технологий составят информационные технологии, использующие передовой опыт мирового банковского сообщества [8].

Развитие банковского сектора направлено на достижение целей социально-экономического развития страны и преодоление отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Прирост активов банков оценивается на уровне 35-42 %. Это означает, что к концу 2009г. обеспеченность ВВП банковскими активами (главным образом кредитами) достигнет 50-51 %. Требования банков к экономике возрастут на 36-44 %. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов составит 7- 7,5 трлн руб., в том числе на жилищное строительство - 2,9-3,8 трлн руб.

В складывающихся условиях среди приоритетных направлений кредитования остаются поддержка предприятий, ориентированных на производство экспортной и импортозамещающей продукции, строительство жилья, продовольствие, развитие инфраструктуры.

Все, что в стране может производиться без привлечения импорта, без увеличения давления на валютный рынок и золотовалютные резервы, все, что обладает экспортным потенциалом, необходимо всемерно развивать.

Вместе с тем в 2009 г. задачи банковской системы страны должны выполняться с учетом положений Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь в рамках программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа предусматривает меры по обеспечению стабильной работы всех секторов экономики в условиях неблагоприятных внешних факторов. Соответственно, она предполагает ужесточение денежно-кредитной политики для повышения эффективности достижения ее целей и задач.

Сложившаяся ситуация и положения Меморандума существенно ограничивают возможности Национального банка по рефинансированию банков, которые в текущем году должны рассчитывать преимущественно на собственные усилия по наращиванию ресурсной базы.

Главными источниками роста ресурсной базы банков в текущем году должны стать средства нерезидентов и физических лиц.

Вопрос настолько актуален, что Национальный банк предлагает обсудить возможность введения на текущий год специального индикативного параметра по наращиванию требований банков к экономике за счет привлекаемых ресурсов нерезидентов. В этом плане большие надежды возлагаются на банки с участием иностранного капитала, которым настоятельно рекомендуется, используя свой опыт, деловой авторитет и потенциал материнских структур, активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций в белорусскую экономику.

В качестве примера результативной работы банков по привлечению иностранных ресурсов в экономику Республики Беларусь следует отметить “Приорбанк” ОАО. Так, исходя из информации банков, за 2008 г. общий объем привлеченных банковской системой ресурсов нерезидентов в иностранной валюте составил 4,216 млрд долл. США, из них 1,01 млрд долл. США, или 24 %, было привлечено данным банком.

Особая задача стоит перед российскими дочерними банками, которые должны обеспечить привлечение требуемого объема кредитных ресурсов в российских рублях. Эти ресурсы - основа средств, направляемых на минимизацию последствий мирового финансово-экономического кризиса в республике. Соответствующие решения руководства России имеются.

Следующий приоритетный источник банковских ресурсов - средства населения. Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год предусмотрен рост депозитов физических лиц в пределах 4,2-5,2 трлн руб. Банкам необходимо в текущем году реализовать меры, обеспечивающие выполнение в полном объеме заданных параметров. Ориентиром для банков на 2009 г. может стать параметр прироста средств физических лиц порядка 31-38 %. Если потребуется, банки должны внести для этого соответствующие коррективы в свои бизнес-планы на текущий год и ближайшую перспективу.

В 2009 г. Национальным банком будут проводиться мероприятия по обеспечению надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы. Продолжится совершенствование нормативно-правовой базы в области осуществления межбанковских расчетов и процедур надзора за платежной системой. Получит дальнейшее развитие национальная система безналичных расчетов по розничным платежам на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2009 г. будет направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов. Продолжится совершенствование методологии и практики банковского надзора по ряду актуальных направлений. Среди них можно отметить развитие систем, методов и инструментов управления рисками банковской деятельности; оптимизацию надзорной отчетности с учетом международных стандартов; совершенствование процедур осуществления надзора за банковскими группами и банковскими холдингами и другие.

Национальный банк продолжит контроль выполнения банками нормативов безопасного и ликвидного функционирования, поддержания нормативного капитала на уровне, достаточном для компенсации рисков и потенциальных убытков. Надзорные подразделения Национального банка обеспечат выявление проблемных ситуаций в банках на ранней стадии. Они своевременно и в полном объеме будут принимать меры надзорного реагирования [20].

Работая в условиях мирового финансово-экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать многих проблем. Эффекты, связанные с воздействием кризиса на реальный сектор экономики, стали оказывать заметное отрицательное воздействие как на финансовый, так и нефинансовый сектор экономики нашей страны.

Мировой финансово-экономический кризис - фактор временный. Поэтому актуальное направление работы как банков, так и национальной экономики в целом - формирование максимально благоприятного делового и инвестиционного климата, вхождение Беларуси в тридцатку стран с самыми благоприятными условиями для иностранных и отечественных инвесторов, максимальное улучшение делового климата в Республике Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что в ходе работы были достигнуты основные ее цели, а именно: изучена сущность банковской системы в рыночной экономике и структура банковских систем Великобритании, США и Республики Беларусь, выявлены проблемы и определены основные перспективы развития банковского сектора нашей страны до 2010 г.

В связи с этим, необходимо отметить, что банковская система Республики Беларусь является составной частью финансово-кредитной системы и ее функционирование оказывает влияние не только на общественное хозяйство страны в целом, но и на деятельность каждого хозяйствующего субъекта в отдельности. Банковская система нашей страны находится в постоянном развитии: меняется количество функционирующих банков, их состав, организация их взаимодействия, что влечет за собой ряд проблем. К ним относятся: незначительная доля частного сектора в уставных фондах банков, невысокая эффективность деятельности отдельных сегментов банковского бизнеса, высокие риски кредитования, недостаточная развитость корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках, низкая обеспеченность банковского сектора долгосрочными ресурсами.

Для решения данных проблем были приняты Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы и Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, определяющие перспективы развития банковской системы нашего государства.

Также следует отметить, что развитие банковского сектора Республики Беларусь направлено на достижение целей социально-экономического развития страны и преодоление отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1      Банковский кодекс Республики Беларусь: в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. - Минск: Амалфея, 2007. - 216 с.

2       Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн.; Амалфея, 2004. - 48 с.

         Отчет Национального банка республики Беларусь О развитии банковского сектора Республики Беларусь и банковского надзора за 2006г.

         Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006г. № 137 «Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций»

         Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. №171 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. №175 Об утверждении Инструкция о порядке государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности»

         Указ Президента Республики Беларусь 13 июня 2001 г. №320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь»

         Указ Президента Республики Беларусь от 15 января 2007г. №27 «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы»

         Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2007г. № 293 «Об утверждении годового отчета Национального Банка за 2006 год»

         Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2002г. №274 «Об одобрении Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 - 2010 годы»

         Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб: Питер, 2001.

         Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: вузовский учебник, 2005. - 491 с.

12     Банковские системы разных стран [Электронный ресурс] / - Режим доступа: <http://world-banks.banks-credits.ru/map.htm>. - Дата доступа 7.04.2009.

         Банковское дело: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.

         Денежное обращение и банки: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 272 с.

         Деньги, кредит, банки : Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.П. Кравцов и др.; под ред. Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2003. - 527 с.

         Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. Проф. Г.И. Кравцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2007. - 444 с.

         Жарковская, Е.П. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Е.П. Жарковская. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2007. - 476 с.

         Прокопович, П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2008 год и задачи банковской системы по их реализации в 2009 году // Банковский вестник. - 2009. - № 4. - С. 5-13.

         Рудый, К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие / К.В. Рудый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Новое знание, 2004. - 400 с.

         Сайт Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: <http://nbrb.by/html>. - Дата доступа: 5.04.2009.

         Селищев, А.С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

         Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. - Минск.: Мисанта, 2003. - 512 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица - Различия между распределительной и рыночной банковскими системами

Распределительная (централизованная) банковская система

Рыночная банковская система

1

I. по типу собственности

Государство - единственный собственник на банки

Многообразие форм собственности на банки

II. по степени монополизации

Монополия государства на формирование банков

Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк

III. по количеству уровней системы

Одноуровневая банковская система

Двухуровневая банковская система

IV. по характеру системы управления

Централизованная (вертикальная) схема управления

Децентрализованная (горизонтальная) схема управления

V. по характеру банковской политики

Политика единого банка

Политика множества банков

VI. по характеру взаимоотношений банков с государством

Государство отвечает по обязательствам банков

Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства

VII. по характеру подчиненности

Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности

Центральный банк подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному совету, а не правительству

VIII. по выполнению эмиссионной и кредитной операций

Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции)

Эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном банке; операции по кредитованию юридических и физических лиц выполняют только коммерческие банки


Похожие работы на - Банковская система: структура и роль в современной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!