Разработка базы данных для гостиницы
Содержание практики.
Цель практики предполагает повышение уровня компьютерной
грамотности студентов и использование полученных навыков для решения задач
менеджмента.
Задачи практики предполагают работу с электронными
таблицами и построение баз данных, а так же ознакомление с формами
статистической отчетности предприятий и соответствующими информационными
системами.
Гостиничный бизнес Севастополя.
Севастополь обладает достаточно высоким рекреационным
потенциалом. Потенциальная емкость побережья, общая протяженность которого
более 100 км, оценивается в 130 тыс. мест курортной сети. По количеству
солнечных дней Севастополь занимает первое место в Украине, среднегодовая
температура воздуха и воды здесь, соответственно + 12 и + 14 градусов.
Территория города, включает Национальный историко-культурный заповедник
"Херсонес Таврический", четыре государственных заказника.
Севастопольский регион обладает огромным рекреационным потенциалом, большей
частью невостребованным, и в перспективе именно рекреация должна стать одной из
основных отраслей специализации региона.
Рекреационные территории Севастопольского региона
представлены четырьмя основными зонами: Балаклаво-Гасфортская, Долина бухты
Ласпи, Зона "Мыс Фиолент - Балаклава", Зона "Мыс
Лукулл-Кача-Любимовка". В городе 2004 памятника археологии, истории,
культуры и архитектуры, 49 км пляжей и зон отдыха, 16 гостиниц. Индивидуальные
частные средства размещения (меблированные помещения, домики отдыха и т.д.),
сдающиеся в наем, - не поддаются учету, (сертифицировано в рамках добровольной
сертификации - 5). В Севастополе, расположены 7 санаториев и пансионатов, 13
туристических баз и лагерей, 11 детских оздоровительных центров.
В перспективе Севастополь следует рассматривать (наряду с
Ялтой) как центр международного туризма Крыма. Если в 2003 году туристической
деятельностью занимались 189 фирмы Севастополя, то в 2007-м появилось уже 378
турфирм. Соответственно, растет и число «культурно обслуженных» туристов, в
2003 году - 315 тысяч человек, а в 2007-м – 427 тысяч человек. Это мало, если
учесть, что в летний период только в самом Севастополе население за счет гостей
города увеличивается более чем на миллион человек. И эта цифра из года в год
растет!
Общее количество туристов возросло в 2007 году по сравнению
с прошлым на 26,1%, в том числе детей - 30,2%, а объем предоставленных услуг
возрос на 40,2%. После анализа лета-2007 выяснилось, что объем продаж,
оформленный расчетными чеками, возрос по сравнению с 2006 годом на четверть. В
город регулярно приезжают туристы из 40 стран мира. Севастополь сейчас уверенно
лидирует среди городов Крыма по количеству иностранных туристов, прежде всего
из Англии, Франции и Италии, посещающих места героических сражений Крымской
войны 1854-56 годов. В городе за курортный сезон 2004 года по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года на 53% возросло количество иностранных
туристов. Это определяет, среди прочего, и самые высокие в Крыму цены на
гостиничные услуги.
Разработка базы данных для гостиницы.
Для создания базы данных MS Access я начала
с того, что использовала Конструктор таблиц, который позволяет определить
требуемую структуру таблицы. Для отображения полной информации по состоянию
гостиницы, направлениям её деятельности и отчётности по выполненным работам, я
создала 10 таблиц:
1.
«Сотрудники»
Таблица имеет следующие поля: код сотрудника
(ключевое поле)- тип данных: счётчик; фамилия, имя, отчество – тип
данных: текстовый, размер – 20, обязательное, совпадения не допускаются; дата
рождения –тип данных: дата\время, обязательное; образование –тип
данных: мастер подстановок – набор фиксированных данных (высшее, среднее); должность
–мастер подстановок(список имеющихся должностей); адрес – тип данных:
текстовый, размер-20, обязательное; телефон – тип данных: числовой, поле
необязательное; заработная плата – тип данных: денежный, формат поля –
евро, обязательное. Таблица в режиме конструктора имеет вид:
После заполнения полей соответствующей информацией она
будет выглядеть так:
2.
«Должности»
Данная таблица имеет следующие поля: код должности –
счётчик (ключевое поле); должность – тип данных: мастер подстановок
(набор основных должностей).
3.
«Номера»
Эта таблица имеет такие поля: код номера – тип
данных счётчик (ключевое поле); категория – тип данных: мастер
постановок ( одноместный, двухместный, полулюкс, люкс)
4.
«Категории номеров»
5.
«Состояние номера»
Поля: код номера – тип данных матер подстановок
(аналогичное поле из таблицы «Номера», ключевое поле ; код сотрудника (горничной)
- мастер подстановок ( из таблицы «сотрудники»), бронь, заезд, выезд –
тип данных: дата\время, поле обязательное; сумма – денежный, формат –
евро.
6.
«Клиенты»
Поля: код клиента – тип данных: счётчик(ключевое
поле); фамилия, имя, отчество –тип данных: текстовый, размер поля- 20,
обязательное, совпадения не допускаются; дата рождения - тип данных:
дата\время, обязательное; пол- мастер постановок (муж, жен); вид
документа – текстовый, рамер поля- 20, обязательное; серия - текстовый,
обязательное; номер – числовой, обязательное; кем выдан – текстовый, размер
поля – 50, обязательное.
7.
«Бронь»
Поля: код брони – тип данных: счётчик( ключевое
поле); код состояния – тип данных: мастер подстановок (поля бронь,
заезд, выезд из таблицы «состояние номера»); список фамилий – мастер
подстановок из таблицы «Клиенты»
8.
«Дети»
Поля: код ребёнка – тип данных: счётчик (ключевое
поле); код клиента – тип данных: мастер подстановок ( аналогичное поле
из таблицы «клиенты»); фамилия, имя, отчество – тип данных: текстовый,
размер поля – 20, обязательное, совпадения не допускаются; дата рождения
– тип данных: дата\время, обязательное.
9.
«Способ оплаты»
Поля: код клиента – мастер подстановок ( из таблицы
«клиенты») ( ключевое поле); форма оплаты – мастер подстановок (наличная,
безналичная); предоплата – тип данных: числовой, формат поля – евро,
обязательное.
10.
«Заказ завтрака в номер»
Поля: код клиента – мастер подставовок ( из таблицы
«клиенты») (ключевое поле); код номера – мастер подстановок; количество
персон – числовой, длинное целое, обязательное; время подачи – тип
данных: дата\время, обязательное; заказ по меню – мастер подстановок
(завтрак «континентальный», завтрак «весенний»); стоимость завтрака на 1
персону – тип данных: денежный, формат поля – евро, обязательное.
Схема данных имеет вид:
2. Формирование запросов к полученным таблицам.
После заполнения таблиц необходимой информацией я создала
10 запросов в режиме Конструктора.
Запрос №1 – «Бронь-фамилия».
Для данного запроса я добавила таблицы «Состояние номера» и
«бронь». Запрос отображает информацию о забронированных номерах и клиентах,
осуществивших бронь.
Для данного запроса были выбраны таблицы «состояние номера»
и «клиенты». Данный запрос отображает информацию о занятых номерах и клиентах.
Запрос №3 - «Заезд в номера»
Данный запрос отображает информацию о числах, когда был
заезд в номера. Это упрощает поиск свободных номеров на конкретную дату.
Запрос №4 – «Выезд из номеров»
Данный запрос аналогичен предыдущему, с той лишь разницей,
что отображается информация о выезде.
Запрос№5 – «Сотрудники с высшим образованием»
Данный запрос имеет условие выбора, который заключается в
отборе сотрудников с высшим образованием. Для этого в поле «условие отбора»
вводим значение - «высшее» и не выводим данное поле на экран.
Запрос №6 – «Клиенты с детьми»
Данный запрос систематизирует информацию о наличии у
клиентов детей, которая необходима для опредёленных скидок, льгот и т.д.
Запрос №7 – «Наличная оплата»
Данный запрос отображает информацию о наличном способе
оплаты, т.е. выведены фамилии клиентов, осуществивших эту форму оплаты, а также
сумма оплаты. Здесь также есть условие отбора со значением «наличная» без вывод
ан экран.
Запрос №8 – «Безналичная оплата»
Данный запрос аналогичен предыдущему. Условие отбора –
«безналичная».
Данный запрос показывает информацию о среднем показатели
заработной плате по каждой должности. Для данной операции необходимо выбрать в
поле «Групповая операция» значение – Avg (среднее).
Запрос №10 – « Подача завтрака с 9:00»
Данный запрос показывает информацию о заказах завтраках в
номер с конкретного времени, например с 9:00 утра. Для этого необходимо создать
условие - >#9:00:00# .
Создание этих запросов значительно упрощает деятельность по
отчётности в гостинице, удобно систематизирует информацию, и позволяет
оперативно её использовать и вносить изменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения практики, я
повысила уровень компьютерной грамотности и использование полученных навыков
для решения задач менеджмента.
Также в ходе практики я
разработала концептуальную схему базы данных для гостиницы, написала десять
запросов к базе данных.
Выполнив работу, связанную
непосредственно с составлением реляционной базы данных, я получила навыки
работы с данными при помощи простых запросов, организации сортировки и поиска
данных из областей значений различных типов.
Также я освоила основные принципы
работы и механизмы функционирования гостиниц.