бардовская песня время визбор
В будничном течении жизни герой ряда стихотворений стремится к углубленному проникновению в таинственное измерение судьбы. В движении речного трамвая, в тягостном переживании ухода близких людей он острее ощущает временность земной жизни, "взятой взаймы", необходимость приобщения к вечности и "тайне мироздания". При этом общий эмоциональный фон элегий Визбора порой родственен своей "светлой грустью", которая "душе не тяжела", тональности зрелой философской лирики Пушкина:
Вот уходит наше время,
Вот редеет наше племя,
Время кружится над всеми
Легкомысленно, как снег,
На ребячьей скачет ножке,
На игрушечном коне
По тропинке, по дорожке,
По ромашкам, по лыжне.
Визбор Ю. Вот уходит наше время // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 44.
Лексема век нечасто встречается в поэтических строках:
Эх, кочевники, археологи,
Из веков глядит темнота,
Архи-гении, архи-олухи,
Что ж копаете, да не там?
Визбор Ю. Археологи// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 22.
Неоконченный век превращается в старый,
Но не все его песни, увы, хороши.
И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души.
Визбор Ю. Баллада про Виктора Хару// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 23.
Точное обозначение века и времени вообще для творчества Ю. Визбора почти не характерно. Встретились некоторые примеры:
Двадцатый век, - осенняя суббота.
Пехота. Марш. Бессонные глаза.
Бредем мы по заржавленным болотам,
Как будто семь веков ушло назад.
Визбор Ю. Караульная служба // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 64.
Хмурый туман над долиной встал,
Дымно костры горят.
Желтый листок на тетрадь упал -
Пятое октября,
Где-то вдали, где-то вдали
Есть за дождем заря.
Визбор Ю. Дождик опять моросит с утра // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 51.
Он от водки, от салата,
Захрапит, хоть рот зашей.
У меня - восьмое марта,
Женский праздник на душе.
Визбор Ю. Женщина// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 54.
Только дважды в исследованных текстах встретилось указание на возраст:
Давайте прощаться, друзья,
Чтоб к этому не возвращаться,
Зовут нас к себе домочадцы,
Чтоб вновь собралась вся семья,
Но, даже дожив до седин,
Мы гоним с усмешкою осень:
"Мадам, мне всего сорок восемь,
А вам - уже двадцать один..."
Визбор Ю. Давайте прощаться, друзья // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 49.
Камень чуть качнулся вперед
И ринулся вниз, к реке,
Двадцать один непутевый год
Повис на правой руке.
Визбор Ю. Каракая // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 63.
Отметим также тексты, в которых есть выражения тридцать лет, тридцатый век, дважцатый век, пару лет и полвосьмого, три недели.
Времена года чаще выступают у Визбора в оппозициях: весна - зима,
лето - осень:
В то лето шли дожди, и было очень сыро,
В то лето впереди лишь осень нам светила,
Но пряталась одна банальная мыслишка:
Грядущая весна - неначатая книжка.
Визбор Ю. В то лето шли дожди...// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 16.
А зима будет большая,
Вот, гляди-ка, за рекой
Осень тихо умирает,
Машет желтою рукой.
Визбор Ю. А зима будет большая// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 18.
Грустные сгорают сигареты,
Дальние уходят поезда,
К южным городам увозят лето,
Визбор Ю. Босанова// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 27.
А когда погасла наша рама,
Мы рванулись к стеклам, боже мой!
Начиналась осенью программа,
А закончилась уже зимой.
Визбор Ю. Артлото// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 21.
Любимого времени года у автора словно нет, для каждого - свои эпитеты: весна дотошная, зима пустынная, осень дорогая, милая моя. Или при помощи этих ключевых слов создаются метафоры и эпитеты: вешняя дорога, вешнее солнце, пропала зима, склоны зимние, бушует зима, зима в созвезди удачи. Всего упоминаний времен года или ссылок на них около 20.
В исследуемых текстах песен мы встретили упоминания о двух периодах жизни человека:
Знаком мне с детства каждый клопик,
И всю их дружную семью
По цвету глаз и острой попе
Издалека я узнаю.
Визбор Ю. Друзей так много// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 52.
Кончен день морозный, свет зари погас.
За соседним озером ждет ночевка нас.
Дали карельских озер будут нам часто сниться.
Юности нашей простор в далях этих озер.
Визбор Ю. Дали карельских озер // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 49.
Словами, которые формируют наше представление о времени, выступают следующие: год, месяц, день, час - 10 текстов.
Был бы здесь какой-нибудь провидец,
Он сказал бы: "Бросьте ерунду,
Первый снег нам предстоит увидеть
Календарно в будущем году"
Только будет ли нам та удача,
Будет год, будет ли ясней,
Повторят ли снова передачу
Под таким названьем - "Первый снег".
Визбор Ю. Артлото// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 21.
Дочка Большой Медведицы,
Можешь спросить ребят:
Через года и месяцы
Выдумал я тебя.
Визбор Ю. Дочка Большой Медведицы// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 52.
Быстро-быстро, донельзя,
Дни пройдут, как часы,
Дни пройдут, как часы,
Лягут синие рельсы от Москвы до Шаньси...
Визбор Ю. Быстро-быстро, донельзя // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 29.
Названия месяцев употребляются не все: кроме упомянутых выше марта и октября, встречены:
Но представьте себе, что и эта гитара
Для фашистов страшна, будто совесть земли.
В сентябре на допрос взяли Виктора Хару
И гитару его на допрос увели.
Визбор Ю. Баллада про Виктора Хару// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 23.
В Ялте ноябрь.
Ветер гонит по набережной
Желтые, жухлые листья платанов,
Волны, ревя, разбиваются о парапет,
Словно хотят добежать до ларька,
Где торгуют горячим бульоном.
Визбор Ю. В Ялте ноябрь // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 31.
И тучи набегут, созвездьями гонимы,
Поднимем воротник, как парус декабря,
И старый-старый пес с глазами пилигрима
Закинет морду вверх при желтых фонарях.
Визбор Ю. А будет это так// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 17.
А ветры мне твердят: "Ты должен быть, ты должен
Прозрачным, как стекло, надежным, как наган...",
В июле будет зной, а в январе - морозы,
Но мне пример простой - июльские снега.
Визбор Ю. Июльские снега // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 62.
Ну да что до меня? - это мне не дано.
Не дари мне ни осень, ни лето,
Подари мне февраль - три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром.
Визбор Ю. Ах, какая пропажа// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 23.
Институт подпишет последний приказ, -
Дали Забайкалья, Сахалин или Кавказ,
В мае или в марте, глянешь ты на карту,
Вспомнишь ты друзей, а значит нас.
Таких и подобных примеров более десяти.
Что касается дней недели, то в текстах почти нет упоминаний о них. Приведем единичный пример:
Он твердо решил, что начнет в понедельник
Свою настоящую жизнь:
Зарядка, работа, презрение к деньгам,
Отсутствие всяческой лжи.
Но он-то пока пребывал в воскресенье
И чувствовал влажной спиной:
Эпоха непрухи, звезда невезенья
Работают и в выходной.
Визбор Ю. Люси // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 69.
Очень часто указывается в произведениях на время суток: ночь, день, рассвет, закат, вечер и др. Приведем только некоторые примеры из 25 встретившихся:
И жду я всю ночь до рассвета,
Всю ночь не гашу я огня,
Уж раз ты везешь всю планету,
Возьми заодно и меня.
Визбор Ю. Не греет любовь и не светит // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 79.
К ночи стаяла заря,
Я, как "Три богатыря",
Все стою перед скалой,
Перед этою Халой,
Перед этою Балой.
Визбор Ю. Заблестели купола// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 54.
Вечер спрятался за крышу, в тишине шаги звенят,
Может ты меня услышишь, может ты поймешь меня?
Визбор Ю. Вечерняя песня// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 37.
Ночь - излюбленное время суток для поэта и его лиричесокго героя. Лексема выступает в следующих словах: ночной (туман), полночь, ночью, полуночный (луч) и др. Не менне значимы для поэта рассвет и заря.
Таким образом, в качестве отправной точки отсчета может выступать календарно-хронологическое время - обозначения точного времени, конкретных дат и часового времени (год, месяц, дни недели, число, часы, минуты, реже - век, столетие, которые связаны с выражением циклического времени).
2.2 Событийное время и способы его выражения в текстах авторской песни
Авторская песня является ассоциативной поэзией, рассчитанной на состояние человека, не столько слушающего автора-исполнителя, сколько с его помощью прислушивающегося к собственным чувствам. Поэтому многие единицы входят в данный текст уже поэтизированные на подсознательном уровне. Принадлежность автора-исполнителя к тому же кругу людей, для которых он поет, способствует возникновению ярких образов, общих для единомышленников. В более широком плане такие слова появились уже на уровне всего жанра как особой системы взглядов, жизненных ценностей (песня, гитара, друг, дорога и др.).
Временная характеристика одного события может определяться через связь с другим событием. При этом в высказываниях могут использоваться обозначения социально значимых (до революции, перед войной) или личностных событий (после отъезда дочери, после женитьбы, после своего объяснения с женой).
И время повернулось, и упрямо,
Пожаров шапки сдвинув набекрень,
Пылают исторические драмы
На черных пепелищах деревень.
И на закатах вороны хлопочут,
И конь несет боярский не дары.
И в черноте пустой осенней ночи
Мигают половецкие костры.
Визбор Ю. Караульная служба // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 64.
Иногда время узнается по названию самого события:
Маркшейдер мне сказал: "Ты лучше ляг,
Поди в тенек, пока спадет погода".
Здесь даже с небом сходится земля,
Как челюсти огромных сковородок,
Здесь нету ни дождей, ни облаков,
Здесь не было всемирного потопа.
Восточная Европа далеко,
На западе восточная Европа.
Визбор Ю. Маркшейдер мне сказал // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 70.
Запечатлелась в творческой памяти поэта-певца и традиция городского фольклора, связанная с "дворовыми", "уличными" песнями, в значительной мере отразившими мироощущение послевоенного поколения и широко представленными в исполнительском репертуаре прочих бардов. Демократичный, неподцензурный дух этих песен присущ таким оригинальным визборовским произведениям, как "Охотный ряд" (1960), "Серега Санин" (1965), "Сретенский двор" (1970) и особенно "Волейбол на Сретенке" (1983), где непарадный хронотоп "униформы московских окраин" заключает в себе масштаб жизненного пути героя и его современников.
А помнишь, друг, команду с нашего двора?
Послевоенный над веревкой волейбол,
Пока для секции нам сетку не украл
Четвертый номер - Коля зять, известный вор.
Визбор Ю. Волейбол // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 41.
Емкое песенно-разговорное слово, прочувствованно передающее настрой "на войну опоздавшей юности", воскрешает голос поколения, вдохновленного звуками "радиолы во дворах". В "Волейболе на Сретенке" этот голос сплавлен с личностными, порой мелодраматичными раздумьями повествователя о судьбах выходцев их дворовой, до боли знакомой полублатной среды:
Да, уходит наше поколение -
Рудиментом в нынешних мирах,
Словно полужесткие крепления
Или радиолы во дворах.
Таким образом, обогащение жанровой палитры песенного творчества Визбора достигалось как в творческом взаимодействии с формами народной поэзии, так и в их новаторском переосмыслении, видоизменении традиционных жанровых образований.
Еще более показателен текст «Военных фотографий», который подтверждает, насколько важна для поэта память о войне:
Доводилось нам сниматься
И на снимках улыбаться
Перед старым аппаратом
Под названьем "Фотокор",
Чтобы наши светотени
Сквозь военные метели
В дом родимый долетели
Визбор Ю. Военные фотографии // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 40.
Или:
Запахло войной, загремело вдали,
Подводные лодки под воду ушли,
И ты, дорогой, оторвись от жены,
Не кто ты другой, а надежда страны.
Визбор Ю. Лодейное поле // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 69.
Наречия также указывают на определенный промежуток действия:
Он кончил школу сельскую, зачитывался Грином,
Вчера сидел за партою, сегодня первый бой,
Единственный оставшийся с горячим карабином,
С короткой биографией, с великою судьбой.
Визбор Ю. Ванюша из Тюмени // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 33.
Мы были так богаты чужой и общей болью,
Наивною моралью, желаньем петь да петь.
Все это оплатили любовью мы и кровью,
Не дай нам бог, ребята, в дальнейшем обеднеть.
Визбор Ю. В Аркашиной квартире // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 30.
В текстах наречиями времени выступают также снова, с тех пор, потом, скоро, поздно, пока, давным-давно.
Следующий класс слов с событийным значением составляют названия погодных явлений, связанных с определенными временами года: после дождя, в жару, в засуху, в грозу, в бурю, после вьюги, в морозы, в метель и т.д.:
Иногда название времени года можно не обнаружить в тексте, но догадаться, о каком именно идет речь. О времени происходящего события легко догадаться из контекста, хотя специальных слов-конкретизаторов в нем может и не быть:
В горах дожди, в горах седое небо,
В горах грохочут горы по горам,
Бежит поток, вчера лишь бывший снегом,
Грохочут глины, твердые вчера.
Грохочут глины, твердые вчера.
Визбор Ю. В горах дожди // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 31.
Не сразу все устроилось,
Москва не сразу строилась,
Москва слезам не верила,
А верила в любовь.
Снегами запорошена,
Листвою заворожена,
Найдет тепло прохожему,
А деревцу - земли.
Визбор Ю. Александра// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 21.
Но и в центре полярных вьюг,
Что, казалось, сойдешь с ума,
Я на север шла и на юг:
"Кострома", вперед, "Кострома".
Визбор Ю. Кострома// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 65.
То ли снег принесло с земли,
То ли дождь, не пойму сама,
И зовут меня корабли:
"Кострома",- кричат,- "Кострома".
Визбор Ю. Кострома// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 65.
Снова в синем небе журавли кружат,
Я иду по краскам листопада.
Мне бы только мельком увидать тебя,
И, клянусь, мне большего не надо.
Визбор Ю. Мне большего не надо // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 72.
О, Москва, Москва святая, в переулочках глухих
Тополиный пух летает вдоль умытых мостовых.
Может есть красивей страны, может лучше есть житье,
Я настаивать не стану, видно каждому свое.
Визбор Ю. Москва святая // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 74.
Для обозначания событийного времени употребляются сложноподчиненные предложения с придаточным времени:
Не осуди, товарищ строгий,
Мое молчание, когда
По колеям крутой дороги
Бежит весенняя вода.
Визбор Ю. На дороге Алакуртти - Кулоярви// Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 75.
Не прятать за спокойствием испуг,
Когда твой друг не прилетает снова,
Не почитать за самый сладкий звук
Унылый тон мотора поршневого.
Визбор Ю. Ледовая разведка // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 68.
Когда же вы в молчании склонитесь на колени
К солдату неизвестному, к бессмертному огню,
То вспомните, пожалуйста, Ванюшу из Тюмени,
Визбор Ю. Ванюша из Тюмени // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 33.
Лишь утром снега берегут
Остатки ночной тишины,
Стоял альпинист на снегу
У скал красноватой стены.
Визбор Ю. Лишь утром снега берегут // Наполним музыкой сердца: сб. авторской песни / сост. М. Я. Володин. - Мн., 1990.- С. 68.
Таким образом, поэт использует различные модели темпоральности - процессуальную, календарно-хронологическую и событийную, линейную и циклическую. В результате создается сложная мозаика временных отношений, которая отражает реинтерпретацию событий говорящим и подтверждает дейктичность данной категории.
Заключение
Авторская песня - одно из магистральных направлений отечественной поэзии второй половины ХХ в., имеющее свою жанрово-стилевую типологию, логику эволюции и органично интегрированное в общий литературный контекст.
Художественная специфика бардовской поэзии заключается в ее срединном положении между высокой поэзией и низовым фольклором, во взаимопроникновении литературных и фольклорно-песенных жанров, в особых содержательных, коммуникативных, структурных, стилевых, метроритмических свойствах поэтических текстов, в оригинальных вариантах «сюжетной» и «персонажной» лирики.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
несомненный синтетический характер авторской песни Ю. Визбора не умаляет, но, напротив, актуализирует собственно филологический подход к научному осмыслению художественных текстов поэтов-бардов, которые в своем большинстве имеют эстетическую значимость независимо от факта их песенного исполнения;
темпоральность представляет собой многослойную категорию, в тексте бардовской песни широко представлены самые различные формы времени с разнообразными оттенками их значений: лексема век нечасто встречается в поэтических строках и отражает большей частью философские размышления о времени; для творчества Ю. Визбора почти не характерно точное обозначение века и времени вообще (двадцать один год, пятое октября, восьмое марта; тридцать лет, тридцатый век, дважцатый век, пару лет и полвосьмого, три недели); времена года чаще выступают у Визбора в оппозициях весна - зима, лето - осень; любимого времени года у автора словно нет, для каждого - свои эпитеты и метафоры (весна дотошная, зима пустынная, осень дорогая, милая моя, вешняя дорога, вешнее солнце, пропала зима, склоны зимние, бушует зима, зима в созвезди удачи); словами, которые формируют наше представление о времени, выступают год, месяц, день, час; названия месяцев употребляются не все из двенадцати, но в своем большинстве; почти нет упоминаний о днях недели, но очень часто указывается в произведениях на время суток: ночь, день, рассвет, закат, вечер и др.
временная характеристика одного события может определяться через связь с другим событием этом в высказываниях могут использоваться обозначения социально значимых (всемирный потоп, война) или личностных событий, особенности коорых переданы в основном СПП с придаточным времени; наречия (вчера, сегодня, снова, с тех пор, потом, скоро, поздно, пока, давным-давно) также указывают на определенный промежуток действия; класс слов с событийным значением составляют названия погодных явлений, связанных с определенными временами года: после дождя, в жару, в засуху, в грозу, в бурю, после вьюги, в морозы, в метель и т.д.
Список литературы
Андреев Ю.А. Наша авторская: история, теория и современное состояние самодеятельной песни. -М., 1991.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999.
Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997.
Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - М.: «Флинта», 2003.
Бакина М.А. Устойчивые языковые формулы в поэзии XX в. (на материале поэзии Д. Бедного и Б. Слуцкого) // Очерки истории языка русской поэзии XX века. - М.: «Наука», 1995. - С. 106-141.
Беленский Л.П. - «Среди нехоженых дорог одна - моя»: Сб. туристских песен - М.:Проф-издат, 1989.
Варламова В.В. Способы выражения временных значений в современном русском языке. // Русский язык в школе. - 2005. - №4. - С. 23-25.
Вежбицка А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки славянской культуры, 2001.
Визбор Ю.И. Монологи со сцены: О себе. О кино. О песне / Лит. запись Терентьева О.Л. - М.: «Гудьял-Пресс», 2000.
Визбор Ю.И. «Не верь разлукам, старина» - М.: Изд-во Эксмо, 2006.
Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне / авт. - сост. Л.П. Беленький. -М., 1990.
Всеволодова М.В. Способы выражения временных отношений в современном русском языке. - М., 1975.
Голосова Т.М. Отношения одновременности и последовательности в структуре художественного времени текста // Русский язык в школе. - 2001. - №5. - С.61-65.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - 8-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Грачев А. П. Наследие авторской пени и песенная поэзия восхождения. Челябинск, 2004.
Жигачева М.В. Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60-80-х годов XX века: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М.: МГУ, 1994.
Зайцев, В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940-1990-е годы: учеб. пособие / В.А.Зайцев. - М., 2001.
Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.
Климович В. Гитара в авторской песне: От трех «блатных» аккордов до джазового аккомпанемента. Школа игры на примерах. - Гомель-Минск, 2003.
Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время Вст. слово. // Категоризация мира: пространство и время. - М.: «МГУ», 1997.
Кулагин, А.В. Высоцкий и другие: сб. статей / А.В.Кулагин. - М., 2002. - С.163-173.
Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: учеб. пособие / Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий. - М., 2001.
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс / В.П. Москвин. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950 - 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи: монография / И.Б.Ничипоров. - М.: МАКС Пресс, 2006.
Ничипоров И.Б. Песенно-поэтическая антропология. Люди трудных профессий в изображении Ю.Визбора и В.Высоцкого/ И.Б.Ничипоров // Развитие личности. - 2003. - №2. - С.71-82.
Ничипоров И.Б. Пособие по русской литературе ХХ века для поступающих на филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова: Для заочных подготовительных курсов: учеб.-метод. пособие / И.Б.Ничипоров, А.В.Леденев. - М.: МГУ, 2004.
Ничипоров, И.Б. Фольклорная традиция в песенной поэзии Ю.Визбора / И.Б.Ничипоров // Вторые Лазаревские чтения: материалы всерос. науч. конф., Челябинск / Челяб. гос. академия культуры и иск-ва. - Челябинск, 2003. - С.166-169.
Новиков Вл.И. Авторская песня как литературный факт / Вл.И.Новиков // Авторская песня. - М., 2002. - С.5-7.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский Язык», 1990.
Резник И.В. Функционально-семантическое поле темпоральности: логико-семантическая категория и языковые средства ее выражения: АКД. - М., 1988.
«Свой поэтический материк…»: научные чтения, посвященные 75-летию со дня рождения Булата Окуджавы. - М., 1999.
Соколова И.А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950-1960-е гг.): Канд. дис. - М.: МГУ, 2000.
Яковлева Е.С. Время и пора как сигнал приступить к действию // Русский язык в школе. - 1993. - №1. - С. 12-17.
Якушева A.A. Песня - любовь моя. - М.: «Локид-Пресс», 2001.