Место
|
до
эксперимента
|
после
эксперимента
|
1.
|
Аккуратность
- 53%
|
Аккуратность
-55%
|
2.
|
Смелость
- 47%
|
Образованность
-43%
|
3.
|
Жизнерадостность
- 35%
|
Воспитанность
- 40%
|
4.
|
Образованность
- 30%
|
Жизнерадостность
- 40%
|
5.
|
Воспитанность
- 29%
|
Самоконтроль
- 36%
|
Выбор ценностей - средств в результате
констатирующего эксперимента показал другой вариант выбора: изменились сами
ценности и их количественный показатель. Появилась новая ценность- самоконтроль
и эта ценность стала значимой для 36%. Воспитанников Остальные характеристики
подняли свой рейтинг, особенно образованность (на 13%), воспитанность (на 11
%), аккуратность считают важным для себя более половины воспитанников (55%).
Таким образом, выявлена динамика в значениях ценностных ориентации для личности
подростка с интеллектуальной недостаточностью, что важно для его социализации.
В результате можно сделать следующие выводы:
Интеллектуальная недостаточность является
фактором, затрудняющим приспособление подростка к социальным требованиям
общества и обуславливает необходимость организации целенаправленного процесса
его социализации в условиях специальной (коррекционной) школыVIII вида.
. Эффективным средством социализации подростка с
нарушением интеллекта является дополнительное образование на основе
социокультурного подхода.
. Взаимодополняющим направлением социализации
подростка выступает внеклассная форма деятельности учащихся, формирующая в
единстве с содержанием курса СБО, уроков трудового обучения социальную
субъектность подростка с нарушением интеллекта.
Построение комплексной психолого-педагогической
коррекционной работы осуществлялось:
по результатам 1-го среза ППД;
с учетом индивидуальных особенностей каждого
участника;
на результатах наблюдения.
Коррекцинная работа осуществлялась посредством
проведения пяти игровых тренинговых занятий, которые содержали упражнения по
коррекции страхов, гипер- и гиподинамики, игра на сплочение группы, на
выявление лидера, для создания положительного эмоционального фона.
Игровое тренинговое занятие № 1.
Состояло из следующих упражнений:
Разминка.
Упражнение «Приветствие».
Упражнение «Знакомство».
Упражнение «Ассоциация».
Упражнение «Передача импульса по цепи».
Упражнение «Прощание».
Игровое тренинговое занятие № 2.
. Разминка.
. Упражнение «Доверие».
. Упражнение «Глаза в глаза».
. Упражнение «Степень доверие».
. Упражнение «Дистанция доверия».
Прощание.
Игровое тренинговое занятие № 3
Приветствие.
Упражнение «Слепые»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Живая социометрия».
Игровое тренинговое занятие № 4.
Разминка «Созвездие».
Приветствие.
«Изображение предметов».
«Изображение животных».
«Передача чувств».
Упражнение «Подарки в день рождения».
Игровое тренинговое занятие № 5.
Упражнение «Что с ней (ним) не так ?»
Упражнение «Яркое событие».
Упражнение «Горячий стул».
В ходе проведения тренинговых занятий было
организовано непосредственное наблюдения за действиями, поведением,
характерологическими особенностями учащихся. Наблюдение дало свои определенные
результаты:
подтверждение результатов 1-го среза ППД;
дополнительная диагностика учащихся;
социометрические исследования в группе.
Динамика развития тренинговых занятий показала
следующие особенности протекания:
Игровое тренинговое занятие №1
Цель: выделить наиболее скованных участников
группы для определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое
раскрепощение личности учащихся.
"Разминка" не составила трудностей для
участников.
"Приветствие" - проходило дружно,
организовано, без затруднений у участников.
"Знакомство" - испытывали затруднения
в подборе ассоциации к своему имени и без подсказки тренера не смогли подобрать
ассоциацию к своему имени.
"Передача импульса по цепи" - прошло
организовано, весело, без затруднений у участников.
"Прощание" - было отработано с
участниками несколько раз, в первых попытках участникам было трудно выделить и
сохранить единую интонацию, но в последних попытках наблюдалась единая
тембровая характеристика при прочтении четверостишья.
Игровое тренинговое занятие №2
Цель: формирование радостного чувства доверия,
осознания друг друга, психологической совместимости.
"Разминка" - трудность в осознании и
воспроизведении своих чувств испытывали некоторые из ребят.Девочки затруднялись
описывать свои чувства после тренинга, лишь сказали, что им очень понравился
тренинг. Доверие", Для повышения самооценки у учащихся, испытывающих
затруднения в общении, в центр круга был поставлен стул. Характерно, что все
участники тренинга показали каждому участнику, что они доверяют ему т.е все
садились в круг. При проведении данного упражнения чувствовалась сплоченность
группы, взаимоуважение участников.
"Глаза в глаза"
Все участники разбились на пары, также и тренер.
Участникам было предложено посмотреть в глаза партнеру и определить, что он
чувствует. Во время проведения упражнения в группе создался положительный
эмоциональный фон, который сохранился до конца тренингового занятия.
"Степень доверия"
Каждый участник подобрал себе партнера без
особых затруднений.
"Дистанця доверия"
Группа показала в данном тренинге высокую
сплоченность, высокую степень доверия. Характерно, что даже скованные участники
тренинга раскрепостились, источали уверенность, смогли раскрыться.
Игровое тренинговое занятие №3
Цель: коррекция тревожного поведения.
Диагностика межличностных отношений, выявление лидера группы.
"Слепые" В данном упражнении
повышенную тревожность испытывали
В ходе упражнения наблюдалось, что участники,
которые в предыдущем упражнении самостоятельно двигались с опаской, то с
"поводырем" двигались увереннее. Интересно, что они даже сами это
признавали, что полагаясь на "поводыря" было не страшно перемещаться
по комнате.
"Живая социометрия
Игровое тренинговое занятие №4
Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики,
гиподинамики. Акцентировать внимание на саморегуляции у учащихся.
"Созвездие" - в данном упражнении в
кругу поучаствовали все участники. Хотелось бы отметить, что в отличии от
аналогичного упражнения (занятие №2) застенчивые ребята (Новацкая С, Земнухов
П., Савичева Т., Костылева Н, Давлетьярова Р.) в этом - чувствовали себя
намного увереннее, раскованнее. Когда в качестве участника в кругу
поучаствовала Сапаргалиева Света - в круг сели все участники, чем выказали
высокую степень доверия Сапаргалиевой Свете. В данном случае наблюдаются
коррекционные результаты тренинга, так как ранее высокое доверие к
Сапаргалиевой Свете показывали не все участники.
"Изображение предметов" - в данном
упражнении все участвовали с удовольствием, увлеченно изображали различные
предметы. У Айтбаевой Жазиры наблюдается богатое воображение, несколько скудное
у Новацкой Светы.
"Изображение животных" - прошло
аналогично предыдущему упражнению. Участники продемонстрировали не только
богатую фантазию, но и живую мимику, подвижность. Упражнение активизировало
всех участников группы.
"Изображение чувств". Интересен тот
факт, что не все участники правильно дифференцируют чувства т.е. путают чувства
и действия (Костылева Н. Садыков Р).
"Подарки в день рождения". Интересно,
что все участники смогли подарить воображаемые подарки, но не все смогли
объяснить, почему именно такой они дарят подарок. В основном, назывались
традиционные подарки: от цветов, духов (мальчики "дарили" девочкам)
до компьютеров, машин (девочки "дарили" мальчикам). Девочки девочкам
чаще всего "дарили" открытки, конфеты, одежду, украшения. Интересен
тот факт, что девочки "дарили" мальчикам конкретные, весомые в
социальном понимании вещи.
Игровое тренинговое упражнение №5
Цель: коррекция затруднений в общении; обратить
внимание на умение участников раскрыть себя, изменить отношение к себе.
Упражнение "Что с ней (ним) не так?"
Садыков Ренат, Земнухов Павел, Новацкая Света,
Савичева Тая - сказали, что бояться сделать ошибку, сказать что-то неправильно,
бояться потерять расположение других. Тренер объяснил участникам, что если все
участники учатся вместе им необходимо уважать и поддерживать друг друга и
ничего не бояться, поправлять ошибки другого, не обижая его. Все участники
согласились.
"Яркое событие" - участники не смогли
описать самое яркое событие в их жизни, а вспоминали лишь тогда, когда им
немного подсказывали какие можно вспомнить события.. Хотя в основном ребята
считают, что все яркие события у еще впереди, в будущем.
"Горячий стул" - 1-й участник Земнухов
Паша - посчитал, что не всегда правильно высказывает свои мысли, участники же
посчитали, что Паша просто долго и вообще не всегда высказывает свои мысли, что
они всегда с удовольствием его бы послушали. Паша также сказал, что боится
отстать в учебе, на что тренер, сказала, что он стремиться учиться, и может
многого добиться при желании.
Сапаргалиева Света сказала, что не всегда
способна дослушать до конца и быстро делает выводы. На что участники сказали,
что Света в последнее время больше задумывается при ответе, что Света
способная, активная ученица и сможет с легкостью корректировать свои
недостатки.
Жукова Люба - что ей очень легко общаться даже с
незнакомыми людьми, что ее несколько настораживает. Любе был дан совет - не
быть излишне открытой с посторонними людьми, которых она не знает, что это к
сожалению, не всегда безопасно.
В конце тренинга каждый участник, в письменной
форме, высказал свои пожелания.
Динамика развития тренинговых занятий в 11
классе показала следующие особенности протекания:
Игровое тренинговое занятие № 1
Цель: выделить наиболее скованных участников
группы для определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое
раскрепощение личности учащихся.
"Разминка" прошла без затруднений у
участников
"Приветствие" - после небольшой
тренировки участники дружно смогли воспроизвести приветствие своей подгруппы.
"Знакомство" - Денисчева Юля, Рябая
Катя, Сапункова Лена - испытывали затруднения в подборе ассоциации к своему
имени. Девочкам потребовалась подсказка тренера, также девочки чувствовали себя
неуверенно во время тренинга.
"Ассоциации" - Денисчева Юля,
Сапункова Лена - с трудом смогли воспроизвести свои чувства и отношение к своим
партнерам в произношении имен, после смены для них партнеров, наблюдается тот
же результат. Тогда для коррекции, было предложено остальным участникам описать
всевозможные чувства и ощущения. С заданием остальные участники справились
очень хорошо. После чего девочки смогли воспроизвести свои чувства. В конце
упражнения девочки даже почувствовали себя несколько увереннее, стали больше
улыбаться.
"Передача импульса" - проходило
весело, организовано, участники испытывали радость, восторг, даже скованные
участники стремились не отставать, уверенно передавали импульс.
"Прощание" - участники после нескольких
тренировок смогли установить единую интонацию, что характеризует сплоченность
группы. Явного лидера при этом в группе не наблюдается. Все участники общаются
без затруднений и явных конфликтов. Наблюдаются мини-группы (по 2-3 участника),
но небольшая сплоченность этих групп может объяснять совместным проживанием в
одной группе (в одной группе живут Лось Вика Нугманова Шолпан. Базаева
Мейрамгуль). Однако же вражды между участниками не наблюдается вовсе, ребята
могут где-то не согласиться друг с другом, слегка поспорить, но безобидно,
адекватно.
Игровое тренинговое занятие №2
Цель: формирование радостного чувства доверия,
осознания друг друга, психологической совместимости.
"Разминка" - трудность в осознании и
воспроизведении своих чувств испытывали: Сапункова Лена. Рябая Катя. Хотя после
того, как остальные участники подробно описали все, что они испытывали, Лена и
Катя несколько подробнее смогли описать свои чувства.
"Доверие" - первой в центр круга была
приглашена Рябая Катя, остальные участники все без исключения сели в круг,
оказав доверие Кате. После данного упражнения наблюдается улучшение настроения
у Кати, девочка почувствовала себя увереннее, чаще улыбается и смеется.
Аналогично прошло упражнение и для остальных участников, никто из участников не
показал своего недоверия кому-либо.
"Глаза в глаза" - участники разбились
на пары, пожеланию, участникам было предложено посмотреть в глаза партнеру и
описать, какие чувства он испытывает. Очень хорошо описала чувства своего
партнера Лось Вика (Кисилевой Тани). В общем, все участники в той или иной
степени описали чувства своего партнера. Хотелось бы отметить, что участники,
испытывающие затруднения в предыдущих упражнениях, в данном упражнении,
чувствовали себя более уверенно и неплохо описали чувства своего партнера.
"Степень доверия» - наиболее интересными
были действия Сапунковой Лены, которая выбрала Лось Вику, но все же при
опускании на руку Вики, испытывала страх, скованность в движениях. Аналогично
Лена себя чувствовала с остальными партнерами. Остальные участники чувствовали
себя свободно, легко выбирали партнера и доверялись ему, свободно опускались за
его рукой.
"Дистанция доверия" - в данном
упражнении перед группой находился каждый из участников. Наибольшую степень
доверия была оказана тем участникам, между которыми наблюдаются межличностные
отношения не только в классе, но и вне группы. Так в качестве участника была
Лось Вика - наиболее близко к ней подошла Нугманова Шолпан, Базаева Мейрамгуль,
Кисилева Таня. К Жумаеву Нурбеку наиболее близко подошел Дорофеев Саша -
мальчики сидят за одной партой и являются единственными мальчиками в классе.
Игровое тренинговое упражнение № 3
Цель: коррекция тревожного поведения.
Диагностика межличностных отношений, диагностика лидера.
"Слепые" - в данном упражнении,
чувство страха и тревоги испытывали и неуверенно двигались - Лось Вика,
Денисчева Юля, Жумаев Нурбек. Остальные участники не испытывали тревогу, но при
этом в описании описывали, что с закрытыми глазами были очень пусто и темно.
"Слепой и поводырь" - участники
разбились по парам, пожеланию: Шолпан - Мейпамгуль, Саша - Нурбек, Вика - Таня,
Оксана - Юля, Катя - Нурслу.. интересно, что с партнером участники,
испытывающие в предыдущем упражнении тревогу, в данном не испытывали тревогу и
двигались более уверенно. Что характеризует у участников доверие к своим
партнерам.
"Живая социометрия" - участники без
особых затруднений, расставляли остальных участников на предполагаемую
дистанцию доверия. Наблюдалась лишь незначительная разница в том, как
приближались участники, и как их расставил сам испытуемый. Данное упражнение
проходило аналогично "Дистанции доверия", с той лишь разницей, что
испытуемый не видел, насколько приближались к нему остальные участники и
возможно, испытуемый расставлял участников по результатам упражнения
"Дистанция доверия". В общем отмечаю, что все участники показывали
достаточно высокое доверие друг к другу. Хотелось бы отметить, что у всех
участников адекватная самооценка доверия членов группы к ним лично, т.е. они
реально знают кто и в какой степени им окажет доверие.
Интересно, что в группе не наблюдается явного
лидера. Межличностные отношения в группе положительные, ребята сплоченные, нет
вражды и агрессии. Между участниками не наблюдается барьеров в общении.
Игровое тренингвое упражнение № 4
Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики,
гиподинамики. Акцентировать внимание на саморегуляции у участников.
"Созвездие" - в данном упражнении
участвовала вся группа. В центре поучаствовали все ребята и всем было оказано
доверие участников. Уверенно себя чувствовали даже ранее застенчивые ребята.
"Изображение предметов",
"Изображение чувств", "Изображение животных" - во время
проведения данных упражнений участники продемонстрировали богатую фантазию,
упражнение проходило активно, наблюдался положительный эмоциональный фон -
участники смеялись, улыбались, шутили. Не испытывали затруднений даже скованные
ранее участники, они без труда выходили в середину класса и загадывали задания
для остальных участников. Участники неплохо дифференцируют чувства и эмоции.
"Подарки в день рождения" - участники
"дарили" воображаемые подарки и при этом объясняли, почему именно
данному участнику они дарят данный подарок. В основном назывались традиционные
подарки. Участники были очень дружелюбны друг к другу, делали замечательные
комплименты и пожелания. В группе царила атмосфера оживления и дружелюбия,
взаимоуважения, чуткости, эмпатии.
Игровое тренингвое упражнение №5
Упражнение что с ней (ним) не так? Упражнение
"Горячий стул"
Денисчева Юля - сказала, что ей мешает общаться
страх высказывать свои мысли, что она боится, что кто-то будет смеяться над
ней. Участники ей ответили, что никто не будет никогда над ней смеяться, а
наоборот, если что-то она скажет неправильно, поймут и тактично поправят ее.
Упражнение "Яркое событие". Участники
очень живо описывали яркие события из своей жизни, даже стеснительные участники
не испытывали затруднений и активно участвовали в упражнении. Характерно, что
все участники чаще всего вспоминали события, связанные с жизнью школы, класса,
что характеризует сплоченность группы. Упражнение проходило ярко, в группе
царил положительный эмоциональный фон, участники улыбались, смеялись и шутили.
В конце упражнения участники высказали свои
пожелания.
Дальнейшее построение коррекционный работы
основывалось на изучение отношения учащихся к их прошлому, настоящему,
будущему. Для чего решено было организовать занятие на тему "Мой мир"
Цель: «Научить учащихся анализировать свое
прошлое, настоящее и будущее»
Задачи:
сформировать у учащихся адекватную самооценку
своего прошлого, настоящего и будущего
научить учащихся анализировать свое прошлое и
настоящее
скорректировать восприятие у учащихся своего
прошлого, настоящего, если таковое нарушено
сформировать у учащихся потребность планировать
свое будущее
сформировать у учащихся вербальные навыки
формулирования своего прошлого, настоящего и будущего.
Ход занятия: учащиеся на бумаге (формат А4)
выделили три графы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее», в каждой надлежащей графе
учащиеся описали свое прошлое, настоящее и будущее в виде рисунков, ключевых
слов, кратких описаний.
После изображения своего прошлого, настоящего и
будущего. Каждый участник показал рисунок-изображение «Своего мира» и по нему
рассказал всем участникам о своем прошлом, настоящем и будущем. Итоги: учащиеся
научились анализировать и адекватно воспринимать свое будущее, прошлое,
настоящее. Многие участники впервые задумались о своем будущем, вследствие чего
некоторые участники захотели изучить свои профессиональные навыки.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методика "Ценностные
ориентации" (М. Рокич)
социализация ребенок инвалид
методика
Бланк тестируемого________________
Список А (терминальные ценности):
-
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
|
|
-жизненная
мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
|
|
-
здоровье (физическое и психическое);
|
|
-
интересная работа;
|
|
-
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в
искусстве);
|
|
-
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
|
|
-
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
|
|
-
наличие хороших и верных друзей;
|
|
-
общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по
работе);
|
|
-
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей
культуры, интеллектуальное развитие);
|
|
-
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и
способностей);
|
|
-
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное
совершенствование);
|
|
-
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие
обязанностей);
|
|
-
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
|
|
-
счастливая семейная жизнь;
|
|
-
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом);
|
|
-
творчество (возможность творческой деятельности);
|
|
-
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,
сомнений).
|
|
Список Б (инструментальные ценности):
-
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в
делах;
|
|
-
воспитанность (хорошие манеры);
|
|
-
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
|
|
-
жизнерадостность (чувство юмора);
|
|
-
исполнительность (дисциплинированность);
|
|
-
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
|
|
-
непримиримость к недостаткам в себе и других;
|
|
-
образованность (широта знаний, высокая общая культура);
|
|
-
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
|
|
-
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные,
рациональные решения);
|
|
-
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
|
|
-
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
|
|
-
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
|
|
-
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и
заблуждения);
|
|
-
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,
обычаи, привычки);
|
|
-
честность (правдивость, искренность);
|
|
-
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
|
|
-
чуткость (заботливость).
|
|
1
|
Нурмуханова
Дильнара
|
2
|
Раннева
Светлана
|
3
|
Рыскалиева
Зарина
|
4
|
Сарсенбекова
Алмагуль
|
5
|
Хвостов
Виктор
|
6
|
Гаранин
Виктор
|
7
|
Имангалиева
Дильназ
|
Кудрякова
Анжелика
|
9
|
Малышева
Анастасия
|
10
|
Фролова
Анна
|
11
|
Утебаева
Динара
|
12
|
Лукпанова
Дана
|
13
|
Сагадинова
Дария
|
14
|
Рахманкулова
Асель
|
15
|
Каниева
Анель
|
16
|
Темирханова
Зульфия
|
17
|
Ананьин
Дамир
|
18
|
Палуанова
Нургуль
|
19
|
Саясат
Бексултан
|
20
|
Боранчаев
Азамат
|
21
|
Каиргалиева
Карина
|
22
|
Болдырева
Анастасия
|
23
|
Кубидинова
Галия
|
24
|
Пилипенко
Снежана
|
25
|
Князева
Анна
|
26
|
Некрасова
Дарья
|
27
|
Кадыров
Максат
|
28
|
Осинскова
Александра
|
29
|
Чапурин
Александр
|
30
|
Сударушкин
Семен
|
31
|
Дощанова
Молдир
|
32
|
Нугманов
Заманбек
|
33
|
Газизова
Аружан
|
34
|
Абдушева
Альбина
|
35
|
Хусаинов
Вилен
|