Принципы изучения памяти
Введение
Актуальность темы. Память является одним из ценнейших свойств
человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных
процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всякого познания.
Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы
воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем
мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже нет перед нами. Образы эти
сохраняются нашей памятью. Если восприятие отражение реальности, действующей на
наши органы чувств в данное время, то память также отражение объективной
реальности, но действовавшей в прошлом.
В психологии память часто также называют мнемической
деятельностью. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и
является важным познавательным процессом, лежащим в основе развития личности,
обучения. Все другие психические процессы не могут осуществляться без участия
памяти, то есть каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический
аспект.
Все, что человек непосредственно отображает с помощью
процессов ощущение и восприятие, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в
его мозгу, образовывая индивидуальный опыт, и при необходимости используется в
последующей деятельности. Опыт есть рациональным элементом познания, который
обеспечивает целостное восприятие объектов действительности (апперцепция) и
предоставляет процессу отображения динамической характеристики. Без сохранения
следов предыдущих впечатлений каждое ощущение и восприятие переживалось бы как
такое, которое возникло впервые.
Цель исследования - изучение психологических условий.
Данная цель предполагает решение следующих задач: раскрыть
сущность понятия «память»; дать описательную характеристику существующим видам
памяти.
Объектом исследования является память взрослого человека.
Предметом - виды памяти взрослого человека
1. Понятие и история изучения памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире,
оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и
возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без
памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Настоящее
по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» [20, с. 302].
Согласно определению из Большого психологического словаря,
память - «форма психического отражения действительности, заключающаяся в
закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой
приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования» [11, с.
249].
Значение памяти в жизни людей очень велико. Память является
важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений
основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов,
мыслей, пережитых чувств, движений и их систем [16, с. 110-132].
Память входит в целостную структуру человеческой психики,
поскольку с ее помощью происходит связь между различными психологическими
состояниями и процессами, в их временном представлении. Интеграция отдельных
аспектов памяти - «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошлом» - формирует
устойчивость и непрерывность человеческого «Я». Наряду с этим, в процессе
развития человека, изменения его мотиваций и потребностей, складывается
различное отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание
может по-разному храниться в памяти [13]. Неповторимый характер работы
механизмов памяти обеспечивает все стороны жизнедеятельности человека, создает
условия для формирования индивидуально-личностных особенностей его психики.
И.М. Сеченов считал память «основным условием психической
жизни», «краеугольным камнем психического развития» [5, с. 216]. Память - это
сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле
этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно
было бы ощущаться в миллионный раз своего повторения точно также как и в
первый, - уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое
развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И.М. Сеченов, наши
ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы
человека вечно в положении новорожденного» [5, с. 219].
Имевшие место в прошлом опыте человека, восприятия, мысли,
чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в
виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями,
которые органически включаются в последующую психическую деятельность.
Память - психический механизм ориентации человека как во
внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий
во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее
сознания [8, c.
332].
Всех людей по творческим способностям можно подразделить на
два типа. По терминологии русского физиолога И.П. Павлова, занимавшегося
исследованиями работы мозга, это тип мыслителей и тип художников. Мыслители
хорошо запоминают логическую информацию, а художники - зрительную [10, с. 14].
Современные исследования учеными работы головного мозга дают научное понимание
явлений, на которые обратили внимание древние учителя Востока, и подтверждают
их.
Оказалось, что полушария головного мозга специализированны:
каждое из них обладает определенными функциями. В видении левого (логического)
полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а
также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое
полушарие ведает рациональным, аналитическим, вербальным (логическим)
мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита словесно-логическая
память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу
мыслителей. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному,
синтетическому, «целостному» восприятию действительности, без ее дробления.
Таким образом, правое полушарие ведает интуицией, пространственно - образным
мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая
образная память и его ведет правое полушарие, этого человека можно отнести к
типу художников [10, с. 14].
У разных людей превалируют различные виды памяти. Общепринято
выделение видов памяти по длительности хранения информации. Обычно у художников
хорошо развита зрительная память, у музыкантов - слуховая, у спортсменов, как
правило, доминирует двигательная память, а у мыслителей, философов, политиков,
дипломатов - словесно-логическая [18, с. 5].
Эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Для
этого чтобы обеспечить дальнейшее качественное воспроизведение, надо грамотно
организовать процессы восприятия, записи, хранения информации.
.1 История исследования памяти
память творческий
психический
Изучение памяти было одним из первых разделов психологической
науки, где был применен экспериментальный метод, сделаны попытки измерить изучаемые
процессы и описать законы, которым они подчиняются.
Еще в 80-х гг. прошлого века немецкий
психолог Г. Эббингаус предложил прием, с помощью которого, как он
предполагал, было возможным изучить законы чистой памяти, иначе говоря,
процессов запечатления следов, независимых от мышления. Эти приемы, состоящие в
заучивании бессмысленных слогов, не рождавших никаких ассоциаций, позволили Г.
Эббингаусу вывести основные кривые заучивания (запоминания) материала, описать
его основные законы, изучить длительность хранения следов в памяти и процесс их
постепенного угасания.
Классические исследования Г. Эббингауса
сопровождались работами немецкого психиатра Е. Крепелшш, применившего эти
приемы к анализу того, как протекает процесс запоминания у больных с психическими
изменениями, и немецкого психолога Г. Мюллера, оставившего
фундаментальное исследование, посвященное основным законам закрепления и
воспроизведения следов памяти у человека.
На первых этапах изучение процессов памяти
ограничивалось ее исследованием у человека и было скорее изучением специальной
сознательной мнестической деятельности (процесса преднамеренного заучивания и
воспроизведения следов), чем процессом широкого анализа естественных механизмов
запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у
животного.
С развитием объективного исследования
поведения животного, особенно с первыми шагами по исследованию законов высшей
нервной деятельности, область изучения памяти была существенно расширена.
В конце XIX и в начале XX вв. появились
исследования известного американского психолога Э. Торндайка, который
впервые сделал предметом своего изучения процесс формирования навыков у
животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить
свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки.
В нервом десятилетии XX в. исследования этих
процессов приобрели новую научную форму. И.П. Павловым был предложен метод
изучения условных рефлексов, с помощью которого удалось проследить основные
физиологические механизмы образования и закрепления новых связей. Были описаны
условия, при которых эти связи возникают и удерживаются, а также те условия,
которые влияют па это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее
основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о
физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса
«учения» (learning) у животных составили основное содержание американской науки о
поведении, объединившей выдающихся исследователей (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиниер, Д.
Хэбб и другие).
Классическое исследование основных законов
памяти у человека в равной мере, как и последующие исследования процесса
образования навыков у животных, ограничивалось изучением наиболее элементарных
процессов памяти. Исследование высших произвольных и сознательных форм памяти,
позволявших человеку применять известные приемы мнестической деятельности и
произвольно возвращаться к любым отрезкам своего прошлого, лишь описывалось
философами, которые противопоставляли их естественным формам памяти (или
«памяти тела») и считали их проявлением высшей сознательной памяти (или «памяти
духа»). Однако эти указания, которое делали идеалистические философы (например,
известный французский философ А. Бергсон), не превращались в предмет специального
и строгого научного исследования. Психологи либо говорили о той роли, которую
играют в запоминании ассоциации, либо указывали на то, что законы запоминания
мыслей существенно отличаются от элементарных законов запоминания. Вопрос о
происхождении и тем более о развитии высших форм памяти у человека почти совсем
не ставился.
Заслуга первого систематического изучения
высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся советскому психологу Л.С.
Выготскому, который в конце двадцатых годов впервые сделал предметом
специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти и вместе со
своими учениками А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым показал, что высшие формы
памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему
происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные
этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.
Исследования сложнейших форм произвольной
мнестической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами
мышления, были существенно дополнены советскими исследователями. Они обратили
внимание на законы, лежащие в основе непроизвольного (непреднамеренного)
запоминания, и детально описали формы организации запоминаемого материала,
которые происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания. Эти
исследования, принадлежащие советским психологам А.А. Смирнову и П.И. Зинченко,
раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой
деятельности, осветили зависимость запоминания от поставленной задачи и описали
основные приемы запоминания сложного материала.
Несмотря на реальные успехи
психологических исследований памяти, физиологические процессы запечатлевания
следов и природа самого явления памяти оставались неизвестны, и философы и
физиологи Семой или Геринг ограничивались лишь указанием на то, что память
является «общим свойством материи», не делая никаких попыток к раскрытию ее
сущности и тех глубоких физиологических механизмов, которые лежат в ее основе.
Лишь за последние два десятилетия
положение дела существенно изменилось.
Появились исследования, которые
показывали, что процессы запечатления, сохранения и воспроизведения следов
связаны с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией
рибонуклеиновой кислоты (Хиден), что следы памяти можно переносить гуморальным,
биохимическим путем (Мак Коннелл и другие).
Начались интенсивные исследования тех
интимных нервных процессов «реверберации возбуждения» (сохранение возбуждения в
нервных кругах и сетях), которые стали рассматриваться как логический субстрат
памяти.
Появилась система исследований, которой
внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов,
время, необходимое для их закрепления, и условия, приводящие к их разрушению.
Наконец, появились исследования, пытающиеся
выделить те области мозга, которые необходимы для сохранения следов, и те
неврологические механизмы, которые лежат в основе запоминания и забывания.
Все это сделало главу о психологии и
психофизиологии памяти одним из наиболее богатых разделов психологической
науки. Несмотря на то, что многие вопросы памяти остаются нерешенными,
психология располагает сейчас несравненно большим материалом по изучению
процессов памяти, чем это имело место некоторое время назад.
Изучение законов человеческой памяти
составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической
науки. Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение
оставляют известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное
время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится
предметом сознания.
Поэтому под памятью мы понимаем
запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта,
дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами
прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли.
Явления памяти могут в равной мере
относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных
процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и
возможность пользоваться ими относится к разделу памяти.
Явления длительного сохранения следов
раздражителя отмечались исследователями на всем протяжении развития животного
мира.
Многократно наблюдался факт, что
однократное раздражение электрическим ударом нервной системы полипов вызывало
появление ритмических электрических импульсов, которые могли сохраняться в
течение многих часов.
Подобные же явления можно было наблюдать
при исследовании работы центральной нервной системы животных. Так, однократное
раздражение вспышкой света вызывало в верхнем двухолмии кролика ритмические
электрические разряда, которые можно было регистрировать в течение достаточно
длительного времени, причем такие реакции можно было наблюдать даже при
отведении токов действия от изолированного нейрона.
Продолжение электрических разрядов,
возникающих после единичного раздражения, показывает, что нейроны являются не
только аппаратами, принимающими сигналы и реагирующими на них соответствующими
отделами, но и то, что они сохраняют следы раздражителя, продолжая давать запущенные
этим раздражителем ритмические ответы долгое время после того, как этот
раздражитель прекратил свое влияние. Это последействие влияний раздражителя и
есть наиболее элементарное проявление психологической памяти, которое можно
наблюдать как на отдельном нейроне, так и на работе всей нервной системы в
целом.
Наиболее элементарные физиологические
проявления памяти можно наблюдать и другим путем, о котором мы уже упоминали в
предыдущей главе.
Как показали исследования, длительное
повторение одного и того же сигнала приводит к привыканию к нему, которое
проявляется в исчезновении ориентировочных рефлексов на этот раздражитель,
ставший привычным. Как показал советский психолог Е.Н. Соколов, такие явления
привыкания можно наблюдать даже при исследовании ответов изолированного нейрона
на многократно повторяемые раздражители.
Наиболее характерным является тот факт,
что при небольшом изменении интенсивности или характера раздражителя признаки
ориентировочного рефлекса появляются снова.
Данные, полученные Е.Н. Соколовым и его
сотрудниками, показали, что явление растормаживания ранее угасшего
ориентировочного рефлекса можно наблюдать не только сразу после изменения
характера раздражителя, но и через некоторые, иногда довольно значительные
промежутки времени. Так, если у испытуемого вырабатывалось явление привыкания к
определенному раздражителю, то достаточно было изменить интенсивность,
продолжительность или характер раздражителя, чтобы вегетативные или
электрофизиологические симптомы ориентировочного рефлекса восстановились,
причем это растормажнвание (восстановление) знаков ориентировочного рефлекса
наблюдалось после достаточно значительных промежутков времени после угашения.
Этот факт можно было наблюдать как при регистрации симптомов ориентировочного
рефлекса нервной системы в целом, так и на уровне отдельного нейрона. Как
нервная система в целом, так и отдельные нейроны могут удерживать образец
сигнала и сличать новый раздражитель со следами этой «модели» сигнала, которая
ее в виде следов в течение достаточно длительного времени.
Тот факт, что нервная система может с
удивительной тонкостью сохранять следы прежних раздражителей, можно
иллюстрировать и целым рядом дальнейших наблюдений, из которых мы приведем
только два.
Известно, что чем чаще встречается определенный
сигнал, чем больше испытуемый привыкает к нему, тем быстрее он дает на него
двигательную реакцию (тем меньше латентный период этой реакции). Тщательное
исследование показало, что в самых простых условиях этот закон сохраняется и
быстрота реакции на сигнал прямо пропорциональна частоте, с которой он
предъявляется.
Мозг регистрирует не только сам факт подачи
сигнала, но и ту частоту, с которой он предъявляется, и что «запоминание»
частоты подачи сигнала и регуляция быстроты ответа соответственно степени
вероятности появления сигнала является одной из существенных функций работы
мозга.
Факты дальнейших исследований показали,
что нервная система человека может сохранять следы отдельных сигналов с очень
большой степенью точности и хранить их длительное время. Иллюстрацией этого
может служить опыт, проведенный в лаборатории Е.Н. Соколова.
Испытуемому однократно предъявлялся
звуковой сигнал определенной высоты (500 гц) и интенсивности (20 дБ). В ответ
на этот сигнал он должен был сжимать руки, причем его предупреждали, что он
должен отвечать движением только в ответ на этот сигнал и не двигать рукой при
предъявлении любого отличающегося сигнала. Затем испытуемому в беспорядке
предъявлялись разные звуки той же высоты, но варьирующие по интенсивности (от 5
дБ до 30 дБ). Регистрировалась электроэнцефалограмма, эдектромиограмма и
кожно-гальваническая реакция. Такой же опыт повторялся на 2-й, 4-й и 25-й день,
причем однократно показанный эталон (звук в 500 гц интенсивностью в 20 дБ)
более ни разу не предъявлялся.
Результаты опыта показали, что один раз
показанный эталон сохранялся в течение длительного времени, и после
длительных промежутков (от двух до 25 суток) испытуемый продолжал давать четкие
электрофизиологические и двигательные реакции только на сигналы, соответствующие
данному эталону, и ни на какие другие.
Приведенный опыт показывает, что мозг
человека оказывается в состоянии сохранять четкие следы раз предъявленного
раздражителя на очень длительное время, причем точность этих следов не только
не исчезает со временем, но, возможно, возрастает.
Мы привели некоторые факты, говорящие о
том, что нервная система обладает способностью длительно сохранять следы
предъявленного раздражителя, оценивать частоту, с которой он предъявлялся, и
удерживать в памяти с большой точностью те эталоны раздражителей, которые
предъявлялись хотя бы один раз.
Это делает мозг человека тончайшим
прибором не только для улавливания раздражителей и их выделения из числа
других, доходящих до него раздражителей, но и для сохранения в памяти следов
тех воздействий, которые ранее воспринимались им.
1.2 Виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации
памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения
различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти
от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
память словесно-логическая (англ. verbal memory) - память на
мысли, суждения, умозаключения. Син. вербальная память. В ней закрепляется
отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и
отношениях. память словесно-логическая - специфически человеческая память в
отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейшая
формах свойственны и животным. память словесно-логическая ведущей по отношению
к другие видам памяти, от ее развития зависит развитие всех другие видов памяти
[10].
Память слуховая (англ. hearing memory) - одна из
разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и
воспроизведением слуховых образов. память слуховая может выступать также в
качестве индивидуальной особенности памяти человека: у отдельных людей слуховые
представления закрепляются и воспроизводятся легче и быстрее по сравнению с
другие представлениями. Экспериментально установлено, что память слуховая часто
является необходимым условием сохранения и воспроизведения вербальной или легко
вербализуемой информации, предъявляемой зрительно. Входом для память слуховая
служат единицы внутриречевой реакции. Они удерживаются в память слуховая
несколько секунд. Ответная речевая реакция позволяет осуществить обратную
связь, поскольку речевые звуки возвращаются в память слуховая Возможность
образования обратной связи объясняет ту важную роль, которую играет память
слуховая в кратковременном запоминании. Память смысловая - основывается на
обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и
существенные стороны и отношения предметов. Смысловые связи, устанавливаемые
при осмысленном запоминании - это ассоциации, объединенные и обобщенные
посредством слов в группы, комплексы. В противоположность Память смысловая
механическая память основывается на единичных временных связях, отражающих
преимущественно внешнюю последовательность явлений. Память смысловая более
продуктивна, так как опирается на системы временных связей, уже образованные в
прошлом опыте человека, тогда как механическая память лишена такой опоры.
Память тактильная (англ. tactile memory) - хранение
информации, полученной путем осязания. Относится к «профессиональным» видам
памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими
условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда
она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых).
Использование методики частичного воспроизведения для исследования Память
тактильная позволило обнаружить наличие иконической Память тактильная
Установлено, что объем иконической Память тактильная на 50% больше, чем объем
тактильной кратковременной памяти. Информация в тактильной иконической памяти
стирается на 50% через 1,3 с.
Память феноменальная (англ. phenomenal memory) - способность
исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему
материала, лишенного внутренней смысловой связи (отдельные слова, числа, даты).
Память феноменальная нередко отмечается у выдающихся людей, выступая при этом
как высокоразвитая профессиональная память (музыкальная - у В. Моцарта, А.
Глазунова, зрительная - у Ф.М. Достоевского). Гипермнезия.
Память эмоциональная (англ. emotional memory) - память на
эмоционально окрашенные события. Память эмоциональная имеет важное значение в
жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства
выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от
действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Память эмоциональная
могут быть прочнее другие видов памяти: иногда от давно прошедших событий в
памяти остается только чувство, впечатление.
Установлено, что события чрезвычайной важности запускают
особый механизм Память эмоциональная, который производит запись всего, что
человек переживает в данный момент. Такие воспоминания назвали «яркой памятью».
Последние исследования показали, что в хранении эмоциональных воспоминаний
участвуют гормоны адреналина и норадреналина (Катехоламины), тогда как в
хранении обычных воспоминаний они не участвуют. То есть, эмоционально
окрашенные воспоминания хранятся механизмом, отличным от механизма хранения
нейтральных воспоминаний.
Иногда на основе Память эмоциональная могут развиваться т. н.
безотчетные эмоции, вызываемые неосознаваемыми раздражителями; они могут
возникать в экстремальных условиях, при напряженной работе, умственном
утомлении [10].
Добавление: Яркие воспоминания о событиях, которые вызвали
эмоциональное потрясение, и событиях, которые только «сопутствовали»
эмоциогенным событиям, дали основание для образного выражения - мнемическая
фотовспышка (англ. flashbulb memory). Подобные эффекты легче объяснить влиянием
эмоций на механизмы запоминания и воспроизведения; значительно труднее доказать
существование особого механизма хранения эмоционально окрашенной информации
(это еще не удалось сделать).
Память эхоическая (англ. echoic memory) - сенсорная копия
акустической информации, предъявленной слушающему на короткое время (ок. 1 с).
Свойства аналогичны иконической памяти, отличаясь большей длительностью
хранения (эффект модальности). Основная функция Память эхоическая - обеспечение
условия интеграции последовательно поступающей акустической информации. Память
иконическая, Память сенсорная[18].
Двигательная (или моторная) память - это запоминание,
сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является
основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и
навыков ходьбы, письма. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз
учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении
движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но
общий характер движений все, же сохраняется.
Установлено, что мысленное представление какого-либо движения
всегда сопровождаются заметными загадочными движениями соответствующих мышц.
Опыт: если держать в руке нить с привязанным к её концу грузом и представить
себе, что груз раскачивается, то груз постепенно начнет раскачиваться.
Все люди обладают двигательной памятью. Проявляется она у
каждого человека по-разному.
Требования, предъявляемые к компоновке П. и., вытекают из
закономерностей зрительного восприятия и конкретного анализа деятельности
оператора. Так, оптимальные размеры П. и. выбираются в зависимости от величины
поля зрения и освещенности помещения; приборы располагаются в разных квадратах
П. и. в зависимости от ограничений, накладываемых на время их восприятия.
Приборы группируются также в соответствии с логикой деятельности по их назначению;
наиболее значимые группы приборов размещаются в центре П. и.; при этом
учитывается последовательность и частота их использования.
2. Эмпирическое исследование
Методика проведения исследования
В ходе исследования были использованы такие методики как:
методика «память на образы»; Методика «память на числа»; методика
«непроизвольная память»; методика «оперативная память». В качестве испытуемых
были студенты 2 курса.
Выявление объема оперативной памяти
Методика «оперативная память»
Сейчас я назову вам пять чисел. Ваша задача - постараться
запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, сумму записать. Затем
сложить второе число с третьим, сумму записать. Третье число сложить с
четвертым, сумму записать. И четвертое сложить с пятым, записать сумму. То
есть, у испытуемых должно быть получено и записано четыре суммы. Время для
вычисления дается пятнадцать секунд, после чего читается следующий ряд.
Тестовый материал
1
|
5,2,7,1,4
|
2
|
3,5,4,2,5
|
3
|
7,1,4,3,2
|
4
|
2,6,2,5,3
|
5
|
4,4,6,1,7
|
6
|
4,2,3,1,5
|
7
|
3,1,5,2,6
|
8
|
2,3,6,1,4
|
9
|
5,2,6,3,2
|
10
|
3,1,5,2,7
|
Ключ к тесту
17985
|
|
2
|
8967
|
3
|
8575
|
4
|
8878
|
5
|
7978
|
6
|
6546
|
7
|
4678
|
8
|
5975
|
9
|
7895
|
10
|
4679
|
Проведя методику, я получили следующие данные, приведенные в
таблице 1.
Таблица 1 - Результаты проведенного исследования по методики
«оперативная память»
|
Ольга
|
Наталья
|
Ирина
|
Александра
|
Наташа
|
1
|
7,9,8,5
|
7,8,5
|
7,9,8,5
|
7,8,5
|
7,6,8,5
|
2
|
8,9,6,7
|
8,9,6,7
|
8,9,7,8
|
8,9,7,7
|
8,9,6,7
|
3
|
10,8,7,3
|
8,5,7,5
|
10
|
8,8,7,3
|
4
|
8,8,7,8
|
8,7,8,6
|
8,8,9
|
8,8,7,8
|
8,8,7,8
|
5
|
8,10,7,8
|
8,12,7,8
|
8,10,7
|
8,10,10,7
|
7,9,7,8
|
6
|
6,5,5,6
|
6,5,3,6
|
6,5,5,6
|
6,5,3,6
|
6,5,4,5
|
7
|
4,6,7,8
|
4,4,9,11
|
4,6,7,8
|
4,6,6,8
|
4,6,7,8
|
8
|
5,9,7,5
|
5,11,7,5
|
5,9,7,5
|
5,9,9,4
|
5,9,7,4
|
9
|
7,8,9,5
|
7,8,9,5
|
7,8,8,4
|
7,8,8,6
|
7,8,9
|
10
|
4,6,7,9
|
4,6,7,9
|
4,6,7,9
|
4,6,7,9
|
4,6,7,9
|
Подсчитав число правильно рассчитанных сумм мы получили:
Таблица 2 - Общие результаты по методики «оперативная память»
Ольга
|
Наталья
|
Ирина
|
Александра
|
Наташа
|
37
|
24
|
30
|
25
|
33
|
Максимальное их число 40. Норма взрослого человека получается
от 30 и выше. От сюда следует, что хорошей оперативной памятью обладает Ольга,
Ирина и Наташа. А Наталья и Александра обладают слабо развитой оперативной
памятью.
Методика «память на образы»
Рисунок 1 - Образец стимульного материяла по методики память на образы
Предназначена для изучения образной памяти. Методика
применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что
испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы
необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша
задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов.
Через 20 с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно
те образы, которые запомнили».
Оценка результатов тестирования производится по количеству
правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.
В результате мы получили следующие показатели.
Таблица 3 - результат по методики «память на образы»
Ольга
|
Наталья
|
Александра
|
Наташа
|
Треугольник, 2,
В, Гриб, бабочка, мяч, часы, дом, машина, пистолет, корабль, топор
|
Мяч, 2, В,
корабль, елочка, треугольник, топор, кошка, бабочка
|
Треугольник,
топор, бабочка, дом, кошка, мячик, елка, машина, 2, В
|
Машина, мячик,
кошка, корабль, кубик, СО2, 2, В, дом, пистолет, топор, гриб, бабочка,
треугольник
|
Треугольник,
гриб, В, дом, 2, корабль, машина, топор, бабочка, пистолет
|
Из результатов проведенного исследования, видно, что все
испытуемые запомнили больше шести слов, то есть их образная память очень хорошо
развита.
Кратковременная память
Методика «память на числа»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной
памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым
демонстрируется в течение 20 с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно
запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша
задача заключается в том, чтобы за 20 с. запомнить как можно больше чисел.
Через 20 с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы
запомнили».
13
|
91
|
47
|
39
|
65
|
83
|
19
|
51
|
23
|
94
|
71
|
87
|
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по
количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и
выше. Методика удобна для группового тестирования.
Таблица 4 - результаты по методики «Память на числа»
Ирина
|
Ольга
|
Наталья
|
Александра
|
Наташа
|
13, 91, 65, 83
|
13, 19, 51, 47,
65, 87, 91
|
13, 91, 47, 19
|
13, 47, 23, 51
|
94, 51, 47
|
Таким образом, хорошо развита Кратковременная память у Ольги.
У остальных: Натальи, Александры, Ирины, Наташи - объем кратковременной памяти
ниже нормы, то есть меньше семи.
Заключение
Память - это сложный психический процесс, состоящий из
нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память создает,
сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего немыслимо ни
успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и
умеет, то есть чем больше у него храниться в памяти, тем больше пользы он
сможет принести обществу.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов,
память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Память считалась одним из наиболее разработанных разделов
психологии.
Но дальнейшее изучение закономерностей памяти за последнее
время сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблемы памяти в
значительной степени зависит процесс различных областей (в первую очередь
«техники»).
Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач,
связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы,
каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют
этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить
объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на
которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы,
каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени,
каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом
(латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных
процессов человека.
Библиографический список
1 Абрамова
Г.С. Возрастная психология: учеб. / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая
книга, 1999. -624 с.
2 Адам
Д. Восприятие, сознание, память. Размышление биолога: учеб. / Д. Адам. - М.:
Мир, 1983. - 152 с.
Андреев
О.А. Тренировка памяти: учеб. / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. - Мн.:
университецкое, 1999. - 221 с.
Асмолов
А.Г. Принципы организации памяти человека: учеб. / А.Г. Асмолов. - М.:
Просвещение, 1985. - 390 с.
Аткинсон
С. Человеческая память и процесс обучения: учеб. пособие / С. Аткинсон. - М.:
Прогресс, 1980. - 528 с.
Биологический
энциклопедический словарь / ред. М.С. Гиляров. - М.: Советская энциклопедия,
1986. - 893 с.
Выготский
Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский - М.: ЧеРо, 2000.
- 816 с.
Выготский
Л.С. Психология развития человека: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо,
2004. - 1113 с.
Еникеев
М.И. Общая и социальная психология: учеб. пособие / М.И. Еникеев. - М.: Норма,
2005. - 624 с.
Зинченко
П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность: учеб. / П.И. Зинченко. - М.:
ЧеРо, 2000. - с. 465 - 475.
Каменева
И.П. Память как иерархическая система организации знаний / И.П. Каменева //
Психология и соционика межличностных отношений. - 2007. - №7. - с. 5 - 10.
Климов
Е.А. Основы психологии: учеб. / Е.А. Климов. - М.: просвещение, 2003. - 462 с.
Козубовский
В.М. Общая психология: учеб. пособие / В.М. Козубовский. - М.: Амалфея, 2007. -
448 с.
Лапп
Д. Улучшаем память в любом возрасте: учеб. / Д. Лапп. - М.: Просвещение, 1993.
- 120 с.
Леонтьев
А.Н. Логическая и механическая память. Психология памяти: учеб. пособие / ред.
Ю.Б. Гипенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - с. 626 - 652.
Матюгин
И.Ю. Магия памяти: учеб. / И.Ю. Матюгин, Е.Л. Жемаева. - Д.: Сталкер, 1998. -
416 с.
Онуприенко
С.П. Путь в тайны памяти учеб. / С.П. Онуприенко. - М.: информпрогресс, 1994. -
48 с.
Педан
Т.П. Память и типы: особенности запоминания / Т.П. Педан // Психолгия и
соционика межличностных отношений. - 2007. - №5. - С. 5 - 6.
Розин
В.М. Что такое память / В.М. Розин // Мир психологии. Научно методический
журнал. - 2001. - №1. - с. 78 - 89.
Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии: учеб. / С.Л. Рубинштейн. - М.: 1989. С. 302.