Параметры генератора
|
Генератор
|
|
9422.3701 2502.3771
|
3212.3771
|
Напряжение номинальное, В Максимальный ток, А Регулируемое
напряжение, В
|
14 75 13,5-14,5
|
14 90 13,5-14,5
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во избежание вывода генератора из
строя запрещается:
соединять выводы регулятора
напряжения или генератора между собой и на «массу»;
отключать аккумуляторную батарею при
работающем двигателе;
пускать двигатель при отсоединенном
проводе от клеммы «+» генератора;
проверять исправность генератора и
регулятора напряжения с помощью мегомметра или контрольной лампы, питаемой от
сети напряжением более 36 В.
Принцип работы узла
Когда в замке зажигания
поворачивается ключ, на обмотку возбуждения поступает ток через щёточный узел и
контактные кольца. В обмотке наводится магнитное поле. Ротор генератора
начинает двигаться с вращением коленчатого вала. Обмотки статора пронизываются
магнитным полем ротора. На выводах обмоток статора возникает переменное
напряжение. С достижением определённой частоты вращения, обмотка возбуждения запитывается
непосредственно от генератора, то есть, генератор переходит в режим
самовозбуждения.
Переменное напряжение преобразуется
выпрямительным блоком в постоянное. В этом состоянии генератор занимается
обеспечением требуемого тока для зарядки питания потребителей и аккумуляторной
батареи.
Регулятор напряжения включается в
работу при изменении нагрузки и частоты вращения коленчатого вала. Он
занимается регулировкой времени включения обмотки возбуждения. Время включения
обмотки возбуждения уменьшается при уменьшении внешней нагрузки и возрастании
частоты вращения генератора. Время увеличивается при увеличении нагрузки и
уменьшении частоты вращения. Когда же потребляемый ток превышает возможности
генератора, включается в работу аккумуляторная батарея. На панели приборов
имеется контрольная лампа, контролирующая работоспособное состояние генератора.
2. Техническое
обслуживание узла /механизма/
Виды и сроки
технического обслуживания
Обслуживание и ремонт автомобиля в
течение гарантийного срока необходимо проводить только на станциях технического
обслуживания с обязательной отметкой о проведении работ в талонах сервисной
книжки, иначе лишитесь гарантии на автомобиль. Перед поездкой прогревают
двигатель на холостом ходу, поскольку работа непрогретого двигателя на
повышенных оборотах уменьшает срок его службы. Следует иметь в виду, что
автомобили, даже одной модели и выпущенные практически одновременно, обладают
выраженными индивидуальными особенностями поведения на дороге. Использовать
полностью скоростные и динамические возможности автомобиля рекомендуется по
мере «привыкания» к нему, постижения его характера и только после прохождения
автомобилем первых 2000-3000 км с соблюдением ограничений.
Запрещается проверять работу
генератора, отсоединив провода от аккумуляторной батареи, а также
работоспособность системы зажигания «на искру».
В эксплуатации работоспособность
генератора контролируют по показаниям указателя напряжения, расположенным в
комбинации приборов. При работоспособном генераторе показания указателя напряжения
могут быть от 13,25 до 14,75В (в зависимости от температуры окружающего воздуха
и температуры аккумуляторной батареи) при норме 14В в нормальных условиях.
В случае неисправности
работоспособность генератора проверяют на стенде. При ТО необходимо очищать
генератор от грязи, проверять надежность его крепления к двигателю и соединения
проводов с выводами генератора.
Неисправные генераторы необходимо
ремонтировать на специализированных станциях технического обслуживания.
Проверка генератора на автомобиле
ГАЗ 31105
Замеряем напряжение на выводах
аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 12В. Если это не так,
неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со
щеточным узлом, окислены или замаслены кольца обмотки возбуждения, изношены или
«зависли» щетки.
Для того чтобы убедиться в
неисправности регулятора напряжения, отключаем все потребители, кроме
габаритного света, и замеряем напряжение при частоте вращения коленчатого вала
1000… 1200 мин, которое должно находиться в пределах 13,5-14,5В.
Регулировка натяжения
ремня привода генератора
Если ремень слабо натянут, при
работе он будет издавать посторонний шум, и будет подвержен преждевременному
износу. Если ремень натянут очень сильно, возможно повреждение подшипников
водяного насоса или генератора.
Ослабьте затяжку болта крепления
натяжного ролика на два-три оборота
Отворачивая регулировочный болт,
ослабьте натяжение ремня
…и снимите его.
Установив новый ремень (или
регулируя старый), вращайте болт натяжного ролика. Добейтесь прогиба ремня 15
мм под нагрузкой 8 кгс, приложенной посередине ветви ремня между генератором и
водяным насосом.
Затяните болты.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Натяжение можно контролировать,
оттягивая ветвь ремня пружинными весами типа безмен.
3. Ремонт узла
/механизма/
Возможные неисправности,
их признаки и способы устранения неисправностей
Ремонт генератора
3212.3771/9422.3701 на автомобиле Волга ГАЗ 31105
Снимаем генератор с автомобиля Волга
ГАЗ 31105. Ключом «на 10» отворачиваем гайку
и снимаем с вывода генератора «В+»
шайбу и дистанционную втулку.
Шлицевой отверткой отворачиваем винт
крепления конденсатора.
Снимаем конденсатор (наконечник его
провода надет на вывод «В+» генератора).
Шлицевой отверткой отворачиваем винт
крепления диодный мост генератора ГАЗ 31105.
Вынимаем винт с двумя металлическими
(пружинной и плоской) и одной диэлектрической шайбами.
Аналогично отворачиваем три других
винта крепления выпрямительного блока генератора. Эти винты крепят также
наконечники четырех проводов обмоток статора. Отводим в сторону провода обмоток
генератора
и снимаем диодный мост генератора.
Зажимаем генератор за проушину
крепления в тисках. Высокой головкой «на 21» с помощью накидного или трубного
ключа отворачиваем гайку крепления шкива генератора, удерживая ротор генератора
от вращения шестигранником «на 8» через отверстие в головке.
Под гайкой установлена пружинная
шайба.
Снимаем шкив генератора ГАЗ 31105.
Помечаем взаимное положение крышек
генератора и статора.
Крестообразной отверткой
отворачиваем четыре винта крепления крышек генератора.
Снимаем переднюю крышку генератора.
Вынимаем из задней крышки статор
генератора Волга 31105
и ротор генератора ГАЗ 31105.
Подшипники генератора должны
вращаться без люфта, щелчков и заеданий. Неисправные подшипники генератора
заменяем на новые.
Задний подшипник генератора
спрессовываем с вала ротора съемником.
Для снятия переднего подшипника
устанавливаем под переднюю крышку генератора отрезок трубы и молотком через
выколотку выбиваем подшипник.
Новый подшипник генератора
запрессовываем инструментальной головкой, опирая ее на наружное кольцо
подшипника.
Собираем генератор в обратной
последовательности, совмещая сделанные на крышках метки, и устанавливаем на
автомобиль Волга ГАЗ 31105.
Заменить регулятор
напряжения на автомобиле Волга ГАЗ 31105 можно
не снимая генератор с двигателя.
Для удобства работы по замене
регулятора напряжения снимаем бачок стеклоомывателя. Отсоединяем провода от
генератора. Поочередно отжав три фиксатора, шлицевой отверткой приподнимаем
пластмассовый кожух и снимаем его с генератора. Шлицевой отверткой отворачиваем
два винта крепления регулятора напряжения и, немного приподняв регулятор
напряжения, отсоединяем наконечник провода от вывода регулятора.
Снимаем регулятор напряжения вместе со щеткодержателем. Корпус регулятора
напряжения неразборный - заменяем регулятор напряжения в сборе со
щеткодержателем.
Устанавливаем на автомобиль Волга
ГАЗ 31105 новый регулятор напряжения в обратной последовательности.
Проверка и замена щеток
генератора
Отсоедините провод от «минусовой»
клеммы аккумуляторной батареи.
Отсоедините провода от трех клемм
генератора.
Снимите заднюю крышку, отжав три
защелки.
Выверните два винта 1 и снимите
щеткодержатель 2 с регулятором напряжения в сборе.
Проверьте легкость перемещения щеток
в щеткодержателе. Если щетки заклинило, необходимо заменить щеткодержатель в
сборе. Замене также подлежат щетки со сколами, трещинами или другими дефектами.
Проверьте величину «а» выступания
щеток из щеткодержателя. Если величина «а» выступания щеток в свободном
состоянии меньше 4,5 мм, необходимо заменить щеткодержатель в сборе с
регулятором напряжения.
Испытания
отремонтированного узла
Заводим на автомобиле Волга ГАЗ
31105 двигатель, даем двигателю поработать несколько минут, затем, нажав педаль
«газа», увеличиваем частоту вращения коленчатого вала до 3000 мин. Включаем
потребители: дальний свет фар; вентилятор отопителя; стеклоочиститель; обогрев
заднего стекла.
Замеряем напряжение на выводах аккумуляторной
батареи, которое должно быть выше 12 В.
Для того чтобы убедиться в
исправности регулятора напряжения, отключаем все потребители, кроме габаритного
света, и замеряем напряжение при частоте вращения коленчатого вала 1000… 1200
мин, которое должно находиться в пределах 13,5-14,5 В.
4. Инструменты,
приспособления и материалы, применяемые при т.о. и ремонте
В настоящее время автомобили на
заводе-изготовителе комплектуют минимально возможным набором инструментов, с
помощью которых можно только заменить колесо или же перегоревшую лампу. Поэтому
рекомендуем всегда держать в автомобиле следующие дополнительные аксессуары,
инструменты и запасные части.
Инструменты:
аптечка первой помощи
(автомобильная), утвержденная приказом Минздравмедпрома России №325 от
20.08.96;
провода для пуска двигателя от
внешнего источника;
буксирный трос;
запасная камера;
молоток;
пассатижи;
монтажная лопатка;
шинный насос с манометром;
набор инструментов со специальными
ключами (свечной, для пробок сливных и наливных отверстий).
знак аварийной остановки;
переносная лампа.
Запасные части:
лампа указателя поворота и
стоп-сигнала;
изолированный провод длиной около
метра;
лампа фары (ближний свет);
лампа фары (дальний свет);
ремень привода вспомогательных
агрегатов;
лампа бокового указателя поворота;
набор предохранителей;
шланг для прокачки гидроприводов;
высоковольтный провод (самый
длинный);
свечи зажигания (можно не новые, но
рабочие);
катушка зажигания;
датчик фазы;
флакон тормозной жидкости;
реле электробензонасоса;
золотник вентиля шины.
Могут пригодиться моток изоляционной
ленты, флакон универсальной смазки типа WD-40 и пластмассовая бутылка воды 1-2
л. Совсем не лишними будут специальные провода для «прикуривания» от
аккумулятора другой машины и пресловутый буксирный трос. Ну и, конечно же, в
машине должно быть исправное запасное колесо. Рекомендуется, даже если
бескамерные шины, иметь одну камеру соответствующего размера, чтобы вставить ее
в шину при слишком большом повреждении. А чтобы обеспечить безопасность при
подъеме автомобиля домкратом, потребуются два упора под колеса в виде клиньев.
Ну, а зимой или при загородных поездках может понадобиться и небольшая лопата.
В дальней дороге, особенно если
маршрут незнакомый, приходится рассчитывать только на себя и запчасти в
багажнике. Ниже приведен полный перечень необходимых запчастей, инструментов и
расходных материалов, которые могут пригодиться. Можно изменить его - уменьшить
или увеличить, по собственным соображениям. Но даже если кто-то совсем не умеет
ремонтировать автомобиль, не нужно уменьшать количество запчастей или
инструмента. В экстренной ситуации можно остановить проезжающую машину или
обратиться на любую автобазу или придорожный автосервис, а там именно этой
запасной части или инструмента может не оказаться, а в магазине запчастей -
выходной.
Отправляясь в дальний путь,
дополнительно захватите:
Дополнительный набор инструментов:
большой молоток;
отвертки шлицевые и крестовые трех
размеров - малые, средние и большие (силовые);
зубило;
набор головок от «8» до «32» с
удлинителями 125 и 250 мм, воротком, трещоткой и карданом (отечественного,
европейского или американского производства);
ключ для прокачки тормозов и тонкий
шланг длиной 15-20 см;
кернер;
дрель с набором сверл;
ножовка по металлу;
напильник с насечкой среднего
размера;
дополнительная монтировка и
монтажная лопатка;
струбцина;
моток вязальной проволоки;
кусок плотного картона для
изготовления прокладок;
несколько винтовых хомутов разного
диаметра;
кусок наждачного полотна.
Подставку под домкрат - деревянный
брусок 40х250х250 мм. Подставка (типа «козелок») для работы под автомобилем.
Канистру моторного масла (в упаковке
1 или 4 л). Причем на 1000 км пробега для нового, не прошедшего обкатку
автомобиля возьмите 4 л, для прошедшего 50 000 - 1 л, прошедшего 100 000 км - 2
л, с пробегом свыше 100 000 км - 4 л.
Канистру тосола 1 л (зимой - 5 л).
Бутылку тормозной жидкости.
Тюбик смазки Литол-24.
Канистру с 10 л бензина.
Воронку.
Шланг для перелива бензина.
Присадку в топливо для повышения
октанового числа (из расчета на две полных заправки).
Средство для удаления битумных пятен
с кузова.
Средство для удаления с ветрового
стекла налипших насекомых.
Специальный набор для ремонта
бескамерных шин без разбортовки или герметик для колес.
Хотя бы одну щетку стеклоочистителя.
Катушку зажигания.
Комплект новых свечей.
Несколько высоковольтных проводов
(лучше длинных).
Максимально полный ремкомплект
карбюратора.
Проверенный термостат.
Проверенный датчик включения
электровентилятора.
Бензомаслостойкий герметик («Гермесил»
или аналоги).
Ремкомплект для ремонта глушителя.
Комплект запасных ламп (половина
всех ламп, установленных на автомобиле с исключением повторяющихся).
Новые тормозные колодки (по две
штуки для дисковых и барабанных тормозов).
Комплект стяжных пружин колодок
барабанных тормозов (на один тормозной механизм).
Тормозные шланги (на автомобиле есть
шланги разных размеров, по одному каждого).
Пару болтов крепления колеса.
ЗИМОЙ - размораживатель стекол и
«жидкий ключ» для замков.
ЗИМОЙ - цепи противоскольжения или
мешочек песка.
Широкий прозрачный скотч (для
ремонта шлангов и разбитых стекол).
Фонарь на батарейках или
аккумуляторах и запасной комплект батареек к нему.
Рулетка (может пригодиться в случае
ДТП).
Коробка спичек, топорик.
Прочная веревка или шнур.
Нитяные рабочие перчатки.
Что-нибудь из рабочей одежды.
Средство для очистки рук.
Коврик для работы под машиной.
Мягкий карандаш, несколько листов
бумаги или блокнот.
5. Графическая часть
Генератор 9422.3701
1 - задний подшипник; 2 -
выпрямительный блок; 3 - контактные кольца; 4 - щетка; 5 - щеткодержатель; б -
кожух; 7 - диод; 8 - втулка подшипника; 9 - винт; 10 - задняя крышка; 11 -
крыльчатка; 12 - винт; 13 - ротор; 14 - обмотка статора; 15 - передняя крышка;
16 - вал ротора; 17 - шайба; 18 - гайка; 19 - шкив; 20 - передний подшипник; 21
- обмотка ротора; 22 - статор
Генератор 3212.3771
1 - кожух; 2 - вывод «В+» для
подключения потребителей; 3 - конденсатор; 4 - наконечник провода для
подсоединения к выводу регулятора напряжения; 5 - вывод «W»; 6 - пластины
выпрямительного блока; 7, 8 - диоды выпрямительного блока; 9 - регулятор
напряжения; 10 - задняя крышка; 11 - стяжной винт; 12 - передняя крышка; 13 -
обмотка статора; 14 - дистанционное кольцо; 15 - передний подшипник вала
ротора; 16 - шкив; 17 - гайка; 18 - вал ротора; 19 - пружинная шайба; 20 -
упорная втулка*; 21 - клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 - сердечник
статора; 23 - втулка; 24 - обмотка ротора; 25 - задний подшипник ротора; 26 -
втулка подшипника; 27 - контактные кольца; 28 - щеткодержатель; 29 - выводы
обмотки статора; 30 - дополнительный диод; 31 - вывод «D» (общий вывод
дополнительных диодов)
Используемая литература
ремонт
технический генератор
1. Погребной С., Кинаев А., Гудков А., Гудков А. ГАЗ-31105
«Волга». Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту - М.:
Третий Рим, 2007. - 228 с.
. Схема электрооборудования ГАЗ-31105 - М.: За Рулем, 2006. - 2 с.
. Волга ГАЗ 31105 с двигателем 2,3i. Устройство, обслуживание,
диагностика, ремонт - М.: За Рулем, 2010. - 224 с.
4. http: //i31105.narod.ru.
. http: //scanmaster.com.ua.
. http: // .ru.avtomarket.ru