Тепловой расчет дизельного двигателя

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    59,93 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тепловой расчет дизельного двигателя

1. Тяговый расчет трактора


Исходные данные для тягового расчета.

1. Тип трактора универсально пропашной

. Тип движителя 4Ч4

3. Номинальная сила тяги на крюке, 14 кН.

. Действительная скорость движения агрегата при номинальной силе тяги на крюке,  4,0 м/с.

. Число основных передач  7

. Действительная скорость движения агрегата при работе на транспорте,  5,0 м/с

. Коэффициент эксплуатационной загрузки двигателя =0,85.

1.1 Расчет эксплуатационной массы трактора, номинальной мощности двигателя и теоретической регуляторной характеристики двигателя

 

Определение эксплуатационной массы трактора

Различают конструктивную (сухую) массу трактора  и эксплуатационную (полную) . Конструктивная масса должна обеспечивать прочность и долговечность конструкции трактора, эксплуатационная - необходимые тягово-сцепные качества.

,

трактор двигатель газообмен двигатель

где - коэффициент возможной перегрузки,  1,4; - коэффициент сцепления при допустимом буксовании, 0,55 - колесный движитель стерня колосовых;  - коэффициент нагрузки ведущих колес, 1,0 - колесный движитель 4Ч4;  - коэффициент, показывающий долю сопротивления качению, обусловленную деформацией опорной поверхности,  1,0 колесный движитель;  - коэффициент сопротивления качению, 0,06 колесный движитель стерня колосовых;  - ускорение свободного падения,  м/с.

т

Конструктивную массу можно принять, ориентируясь на показатели современных тракторов того же тягового класса. С достаточной для учебных расчетов точностью можно принять, что за счет водителя, инструмента, топлива, смазочных материалов и т.п. масса трактора увеличивается на 7,0… 10,0%. Недостаток эксплуатационной массы восполняется применением балласта, навешиваемого на ведущие колеса.

 т

 

.2 Расчет номинальной мощности двигателя


Номинальная мощность двигателя определяется из условия равномерного движения на горизонтальном поле с номинальной силой тяги на крюке и действительной скоростью движения в определенных почвенных условиях при допустимом буксовании.


где  - сила сопротивления качения, кН; - механический КПД трансмиссии,

,

здесь - механический КПД трансмиссии, учитывающий потери холостого хода, ; ,  - механический КПД цилиндрической и конической пары шестерен, ; ; , - число цилиндрических пар шестерен, работающих на одной передаче, .

 кВт

По результатам расчетов номинальной мощности двигателя для трактора определить двигатели-прототипы, основные технические параметры которых занести в таблицу 1.

Основные технические параметры

№ п/п

Наименование параметра

Трактор прототип МТЗ-82

Расчетный

1

Назначение двигателя

тракторный

тракторный

2

Тип двигателя

дизель

дизель

3

Тактность двигателя

4

4

4

Номинальная мощность, кВт

58,8

102,712

5

Конструктивная масса трактора, т

3,700

3,708

6

Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин22002200





2. Тепловой расчет


Степень сжатия

Степень сжатия  в первую очередь зависит от способа смесеобразования и рода топлива, а также от быстроходности двигателя, наличия наддува и других факторов.

 принимаем равным 16

Параметры заряда на впуске.

При работе двигателя без наддува в цилиндр поступает воздух из атмосферы. В этом случае в качестве параметров исходного состояния заряда на впуске принимаются давление и температура окружающей среды, соответственно равные  МПа и  К.

При расчете рабочего цикла двигателя с наддувом за исходные параметры принимаются давление  и температура  на выходе из компрессора, а при наличии промежуточного холодильника - за холодильником.

В настоящее время на двигателях тракторов используется низкий или средний наддув.

Температура воздуха после компрессора , К:

,

где  - показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре. В зависимости от типа компрессора значение  принимаем равным 1,4

К

2.1 Расчет процессов газообмена

 

Определение давления и температуры остаточных газов

Процессы газообмена включают очистку цилиндра от продуктов сгорания и наполнения цилиндра свежим зарядом.

 МПа

Температура остаточных газов.

 принимаем равным 810 К

Температура подогрева свежего заряда.

 принимаем 5°С

 

.2 Расчет давления в конце впуск


Давление в конце впуска  (МПа) определяется исходя из потерь во

впускной системе:

,


,

где в - коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра,  - коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наиболее узкому ее сечению;  - средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы, м/с;  - плотность заряда на впуске, кг/м.

По опытным данным в современных двигателях на номинальном режиме работы  принимаем 4 и  м/с. принимаем 80

Плотность заряда на впуске:

,

где  - удельная газовая постоянная воздуха, Дж/(кг К);

 МПа

 МПа

 

.3 Расчет коэффициента остаточных газов


Коэффициент остаточных газов  характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания. Коэффициент остаточных газов для четырехтактных двигателей (с учетом продувки и дозарядки цилиндра):

;

При определении  на номинальном режиме работы двигателя с учетом дозарядки можно принять , что вполне можно получить при подборе угла опаздывания закрытия впускного клапана в пределах 30 - 60° поворота коленчатого вала, принимаем 1,1

Коэффициент очистки  принять равным единице ().


2.4 Расчет температуры в конце впуска и коэффициента наполнения


Температура в конце впуска  определяется:

 К

Для четырехтактных двигателей коэффициент наполнения  с учетом продувки и дозарядки цилиндра равен:


2.5 Расчет процесса сжатия


Давление  (МПа) и температура  (К) в конце процесса сжатия определяются из уравнения политропы:

; ,

где  - показатель политропы сжатия, 1,36

 МПа

 К

Коэффициент избытка воздуха.

Для различных двигателей на номинальном режиме работы коэффициент избытка воздуха  принимаем равным 1,7

Топливо.

Состав топлива и его теплота сгорания принимаются по таблице 2.

Средний элементный состав дизельных топлив и их теплота сгорания

Жидкое топливо

Содержание, кг

Низшая теплота сгорания , кДж/кг





Дизельное топливо

0,870

0,126

0,004

42500

 

.6 Термохимический расчет процесса сгорания


Количество заряда , находящегося в цилиндре в конце сжатия, определяется количеством свежего заряда  и остаточных газов :

Количество воздуха, теоретически необходимое для полного сгорания 1 кг жидкого топлива определяется из стехиометрических соотношений.

В массовых единицах, :

 

в объемных единицах :

 

Количество свежего заряда , находящегося в цилиндре дизеля, кмоль/кг:


Для дизельных двигателей, кмоль/кг:


где  - молекулярная масса паров дизельного топлива, принимаем 190 кг/кмоль.

Количество остаточных газов в цилиндре  определяется кмоль/кг,


Количество заряда, находящегося в цилиндре к концу процесса сгорания  на 1 кг топлива, определяется количеством продуктов сгорания и остаточных газов :


Количество продуктов сгорания , образующихся при сгорании 1 кг жидкого топлива, может быть определено по формулам, кмоль/к г:

для бедных смесей :



2.7 Термодинамический расчет процесса сгорания


Величина теплоемкости зависит от температуры и давления тела, его физических свойств и характера процесса. Для расчетов работ их процессов обычно пользуются средними молярными теплоемкостями при постоянном объеме  и при постоянном давлении , между которыми существует зависимость:


Теплоемкость заряда  определяется в зависимости от температуры конца сжатия  по эмпирической формуле, кДж/(кмоль К):


Теплоемкость продуктов сгорания  определяется в зависимости от температуры  и состава рабочей смеси:

при


Температуру в конце процесса сгорания определяют по следующему выражению. для дизельных двигателей:


где  - коэффициент использования теплоты, 0,8;  - степенью повышения давления, 2,0

После подстановки перечисленных величин в выражение получается квадратное уравнение типа:


К

Давление газов в конце сгорания,  МПа

Степенью предварительного расширения в дизеле.

 

.8 Расчет процесса расширения


Предполагают, что расширение происходит по политропному процессу со средним показателем политропы , принимаем равному 1,23 Степень последующего расширения для дизелей определяем по выражению:


Значения давления  (МПа) и температуры  (К) в конце процесса расширения определяются по формулам политропного процесса

дизельный двигатель:

 МПа

 К

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов осуществляем по формуле:

 К

Погрешность составляет:

,

где  и  - соответственно расчетная и принятая температура остаточных газов.

%

Значение расчетной температуры остаточных газов может отличаться от выбранной ранее не более чем на 5%.

 

.9 Расчет индикаторных показателей двигателя


Оценку рабочего цикла проводят по индикаторным показателям, среди которых важны, прежде всего, среднее индикаторное давление  индикаторный КПД , удельный индикаторный расход топлива .

Среднее индикаторное давление цикла  МПа:

для дизельных двигателей

,

где  - коэффициент полноты индикаторной диаграммы, 0,95

МПа

Индикаторный КПД характеризует степень использования теплоты топлива в действительном цикле для получения индикаторной работы и определяется по выражению:


Совершенство цикла, его топливная экономичность оценивается величиной удельного индикаторного расхода топлива, г/(кВт ч):



 

.10 Расчет эффективных показателей двигателя


Работу двигателя в целом оценивают по эффективным показателям - среднему эффективному давлению , эффективной мощности , эффективному КПД , удельному расходу топлива  и др.

Расчет эффективных показателей двигателя требует оценку внутренних (механических) потерь в двигателе. Механические потери можно определить приближенно по эмпирическим формулам в зависимости от средней скорости поршня, м/с:

,

где  - ход поршня,  125 мм.

м/с

Эмпирическое выражение для определения величины  (МПа) имеет следующий вид:


Среднее эффективное давление, МПа


Относительный уровень механических потерь характеризует механический КПД:



В целом топливная экономичность двигателя характеризуется величиной эффективного КПД  или удельного эффективного расход; топлива , г/(кВт ч):

г/кВтч

2.11 Расчет основных размеров двигателя


Рабочий объем цилиндра, л (дм):

,

где  - тактность, для четырехтактных двигателей ,  - число цилиндров; , ,  - соответственно эффективная мощность (кВт), среднее эффективное давление (МПа), частота вращения коленчатого вала (мин) на номинальном режиме работы двигателя.

 л

Диаметр цилиндра, мм

,


где  - отношение хода поршня к диаметру цилиндра, 0,96

 мм примем 110 мм

Тогда ход поршня, мм:

 мм

Полученные значения  и  округляют до целых чисел ближайшего размера существующего двигателя.

Основные параметры и показатели двигателя определяются по окончательно принятым значениям = 110 и =106.

Рабочий объем цилиндра, л:

л

Эффективная мощность двигателя, кВт:

 кВт

Эффективный крутящий момент, кН м:


Часовой расход топлива, кг/ч:




3. Построение графиков по тепловому и динамическому расчету двигателя


Индикаторная диаграмма в рV координатах

Индикаторная диаграмма строится на основании данных, полученных в тепловом расчете в координатах рV, а затем перестраивается в координаты .

Для построения диаграммы масштаб подбирается так, чтобы высота была в 1,2… 1,5 раза больше ширины. На оси абсцисс в принятом масштабе откладывают объемы ; ; ;  (дизельный двигатель).

По оси ординат откладывают давления ,,,,,, для соответствующих объемов.

Действительная индикаторная диаграмма отличается от теоретической скругленностью в точках, .

Построение политропы сжатия и расширения можно производить аналитическим или графическим методом. При аналитическом методе построения политроп сжатия и расширения вычисляется ряд точек для промежуточных объемов, расположенных между  и , и между  и  по уравнению политропы



где  и  - давление, и объем в искомой точке процесса сжатия. Отношение  изменяется в пределах от 1 до


Va/Vx

1

1,5

2

2,5

4

5,5


Vx

1,074

0,716

0,537

0,430

0,268

0,195


Px

0,130

0,225

0,333

0,451

0,854

1,317


Va/Vx

7

8,5

10

11,5

13

15

16

Vx

0,153

0,126

0,107

0,093

0,083

0,072

0,067

Px

1,829

2,381

2,970

3,592

4,244

5,156

5,629


Аналогично для политропы расширения


Для дизельных двигателей отношение  изменяется в пределах 1….

Vb/Vx

1

1,5

2

2,5

4

5,5

Vx

1,074

0,716

0,537

0,430

0,268

0,195

Px

0,454

0,747

1,064

1,400

2,495

Vb/Vx

7

8,5

10

13,616



Vx

0,153

0,126

0,107

0,079



Px

4,967

6,306

7,702

11,258




Соединяя точки а и с плавной кривой проходящей через вычисленные и нанесенные на поле диаграмм точки политропы сжатия, а точки z и b - кривой, проходящей через точки политропы расширения, а также остальные точки между собой получим индикаторную диаграмму.

При графическом методе диаграммы сжатия и расширения строятся по способу Брауэра.

Индикаторная диаграмма в координатах рц

Индикаторная диаграмма в координатах рV может быть перестроена в  методом Брикса. Для этого на отрезке стройся полуокружность с центром , из которого через 30° (лучше через 15°) проводят лучи до пересечения с полуокружностью. Затем из центра  отстоящем от центра  на расстоянии , проводят лучи ; ; и т.д. до пересечения с той же полуокружностью. Из точек 1; 2; 3 и т.д. восстанавливают перпендикуляр до линии впуска, сжатия, расширения и выпуска на индикаторной диаграмме. Отрезки от оси абсцисс до кривых индикаторной диаграммы последовательно для всех процессов цикла и есть давление в цилиндре для соответствующих углов поворота коленчатого вала двигателя.

Полученные значения давлений переносятся на график , где по оси абсцисс отложен угол поворота коленчатого вала в определенном масштабе. Масштаб давлений оставляют тот же, что и на графике .

Величине  - носят название поправки Брикса и учитывает конечную величину шатуна. Здесь мм - радиус кривошипа и  - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна. Для современных двигателей . Тогда поправка Брикса будет равна мм

Диаграммы перемещения, скорости и ускорения поршня

Все эти графики взаимосвязаны и строятся на одном рисунке.

Перемещение поршня определяется выражением и может быть построено


графически по методу проф. Ф.А. Брикса проектированием на вертикаль радиус-вектора, имеющего полюсом точку  сдвинутую относительно центра  окружности кривошипа на  в сторону Н.М.Т. Чаше всего перемещение поршня определят путем вычисления по вышеприведенной формуле для различных углов , причем значения в квадратных скобках для каждого угла для  приводятся в литературе (4). Скорость движения поршня определяется выражением


Значения множителя, заключенного в скобки в зависимости от  и  с целью облегчения расчетов также приводятся в литературе (4). Для построения диаграммы скоростей на диаграмме перемещений из данного угла проводится линия, параллельная оси  до пересечения с кривой перемещений и из полученной точки восстанавливается перпендикуляр на ось , от которой затем откладываются значения скорости. Максимальное значение скорости составляет приблизительно 1,625Vср. и соответствует 74…77° поворота коленчатого вала от ВМТ

153045607590







3,9247,42310,15411,89012,55112,204














105,0120,0135,0150,0165,0180,0







11,0259,2487,1034,7812,3980,000








Кривая ускорения поршня строится там же где и скорость. Для построения находят максимальное ускорение м/с2 минимальное ускорение  м/с2.

с-1

На отрезке  в определенном масштабе, в точках  и  откладывается (в масштабе ускорений) отрезки , и ; точки  и  соединяются пряной. В точке пересечения  перпендикулярно  вниз откладывается отрезок ; точка  соединяется с точками  и . Отрезки  и  делятся на произвольное, но равное число отрезков. Точке 1, 2, 3 и т.д. соединяются с одноименными точками 1, 2, 3 прямыми. Кривая касательная к прямым 1-1; 2-2 и т.д. и есть кривая

Диаграмма сил инерции

Сил инерции прямолинейно возвратно-движущихся частей шатунно-поршневой группы определяются по формуле


Для графического построения сил инерции  необходимо найти

массы возвратно-движущихся частей


где - масса поршневого комплекта;

- часть массы шатуна, условно отнесенная к массе совершающей возвратно-поступательное движение,

Для приближенного определения значений ,, можно использовать

конструктивные массы , (кг/м или г/см), приведенные в таблице 3.

Конструктивные массы деталей шатунно-поршневой группы в кг/м

Двигатели

Материал поршня


Дизели

легкий сплав

200…300

250…340



Силы давления газов, изображенные на индикаторной диаграмме  отнесены к единице площади поршня, поэтому и силы инерции также должны быть той же размерности (МПа),  - можно определить аналитически по формуле  МПа для различных углов поворота коленчатого вала двигателя (напр. через 15° п.к.в.) или графически. Силы инерции первого порядка  и второго порядка  (отнесенные к площади поршня) строятся проектированием конца радиус-вектора на вертикаль. Радиусом для построения сил инерции первого порядка является

, а второго порядка

где  кг/м2

МПа

 МПа

Масштаб для сил инерции принимается тот же, что и при построении индикаторной диаграммы.

Диаграмма сил инерции строится под индикаторной диаграммой, развернутой по углу поворота коленчатого вала. Для этого проводим из общего центра  две полуокружности радиусами  и  лучи через 15°. Вертикальные проекции отрезков лучей, пересекающих первую окружность (), дают в принятом масштабе значения сил  при соответствующих углах поворота коленчатого вала, а проекции отрезков тех же лучей, пересекающих вторую окружность (), значения сил при углах поворота коленчатого вала соответственно вдвое меньших. Далее проводим через центр  горизонтальную линию и откладываем на ней как на оси абсцисс, значения ц углов поворота коленчатого вала за рабочий цикл от 0° до 720° п.к.в. четырехтактный двигатель.

По точкам пересечения указанных выше проекций с ординатами, проходящих через соответствующие значения углов на оси абсцисс, строим кривые  и .

Суммарная кривая относительных сил инерции находится сложением двух гармоник . Следует помнить, что изменение силы инерции второго порядка происходит вдвое быстрее, а абсолютное значение в  раз меньше, чем силы инерции первого порядка.

Суммарные силы, действующие на поршень

Для построения суммарной силы .

Суммарные силы инерции  переносятся на развернутую по углу поворота индикаторную диаграмму и складываются с силами давления газов . При этом следует учитывать, что силы инерции в конце такта сжатия (ВМТ) направлены в противоположную сторону силам давления газов.

Диаграмма тангенциальных сил и суммарного крутящего момента

Сила  действующая вдоль оси цилиндра может быть разложена на две составляющие:

нормальную силу , перпендикулярную оси цилиндра, и силу , действующую вдоль оси шатуна.

Силу S можно перенести по линии ее действия в центр шатунной шейки кривошипа и разложить на две составляющие:

силу , направленную по радиусу кривошипа, и силу , направленную по касательной к окружности радиуса кривошипа. Сила Т, называемая тангенциальной, на плече r дает крутящий момент


Радиус кривошипа величина постоянная, поэтому крутящий момент для одного цилиндра изменяется по закону изменения тангенциальной силы .

Для определения тангенциальной силы строится схема кривошипного механизма в произвольном масштабе, но с учетом выбранного отношения . От центра кривошипа по направлению радиуса кривошипа откладывают отрезок , равный суммарной силе  для данного угла поворота коленчатого вала  в принятом масштабе сил.

Через точку  конца отрезка проводят линю, параллельную оси шатуна, которая отсекает на диаметре, перпендикулярном оси цилиндров отрезок , равный силе .

При положительном значении силы  она откладывается на положительном направлении радиуса от центра кривошипа к шатуну. При отрицательном значении силы  она откладывается от центра кривошипа в противоположную сторону на продолжении радиуса, независимо от положения кривошипа. Значение силы  определяют через каждые 15° поворота коленчатого вала. Все значения силы  выше горизонтального диаметра положительные, а ниже - отрицательные.


 

где  - масштаб моментов, ;  - масштаб давления, ;  - радиус кривошипа, ;  - площадь поршня, .

Кривую суммарного крутящего момента многоцилиндрового двигателя строят путем графического суммирования кривых крутящих моментов отдельных цилиндров, сдвигая одну кривую относительно другой на угол поворота кривошипа между вспышками в отдельных цилиндрах. Для четырехтактных двигателей с равными интервалами между рабочими ходами , где  - число цилиндров двигателя

Для проверки правильности графических построений необходимо найти среднее значение суммарного крутящего момента, для чего находятся средняя ордината  путем деления избыточной площадки под; кривой моментов на длину абсциссы под ней


где - суммарная площадка всех участков диаграммы, расположенных над осью абсцисс; - суммарная отрицательная площадка; - длина диаграммы под суммарной кривой  в мм.

Тогда крутящий момент ; здесь - механический к.п.д. двигателя.

Крутящий момент двигателя на номинальном режиме определяется по выражение:

трактор двигатель газообмен

 кНм

%

Расхождения в значениях крутящего момента не должки превышать 5%.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!