Омское медицинское училище железнодорожного транспорта ОмГУПС ФСПО

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Омское медицинское училище железнодорожного транспорта ОмГУПС ФСПО














Омское медицинское училище железнодорожного траспорта ОмГУПС ФСПО

1. Краткое описание базы практики

Омское медицинское училище железнодорожного транспорта является структурным подразделением Омского государственного университета путей и сообщения.

Особенностью преподавания дисциплин по психологии в медицинском училище является то, что студентам выдается блоком лекционный материал, а затем проводятся практические занятия. Продолжительность одного практического занятия составляет 6 часов. Такое распределение предметов связанно с непрерывной практикой студентов в медицинских учреждениях города Омска.

Лекционные и семинарские занятия по общеобразовательным дисциплинам, а так же лекционные занятия по специальным дисциплинам проводятся в учебном корпусе. Практические занятия по специальным дисциплинам проводятся в городских больницах и поликлиниках.

2. Знакомство с образовательным учреждением

Вид учебного заведения: СПОУ

Количество и контингент обучающихся: 500 студентов. В училище готовят специалистов по двум профессиям - фельдшер (очная форма обучения) и медицинская сестра (очная и очно-заочная форма обучения). Сроки обучения по специальности «Сестринское дело» на очном отделении:

на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев.

На заочном отделении - на базе среднего (полного) общего образования - 3 года 10 месяцев

Срок обучения по специальности «Лечебное дело» (на базе среднего (полного) общего образования) - 3 года 10 месяцев.

Количество педагогов: 14 (общеобразовательные дисциплины) + 35 (специальные дисциплины)

Режим работы учебного заведения: дневное и вечернее отделение, две смены.

Материальная база учреждения: лекционные и семинарские занятия по общеобразовательным дисциплинам проходят в учебном корпусе, так же в корпусе проводятся лекционные занятия специальных дисциплин. Практические занятия по специальным дисциплинам как, например, хирургия, педиатрия проводятся на базе городских больниц. В учебном корпусе есть компьютерный зал и библиотека.

Традиции: психологическая олимпиада, посвящение в студенты, конкурс «Лучший в профессии», волонтёрская деятельность, «Новогодние» педагогические учения, выпускной, день знаний.

Полезная информация:

Классный руководитель: Шиковская Александра Павловна

Директор учебного заведения: Усачев Виктор Александрович

Заместитель директора учебного заведения по учебной работе:

Зубрицкий Владимир Михайлович

Заместитель директора учебного заведения по воспитательной работе

Шенк надежда Владимировна

Методист: Захарова Елена Георгиевна

Преподаватели-консультанты: Романенко Ирина Геннадьевна

Время проведения консультаций: понедельник, пятница, 16.00 - 18.00.

. Знакомство с учебной группой

Учебная группа 15 А.

Сведения об особенностях учебной группы получены из беседы классным руководителем Шиковской А.П, в ходе наблюдения за группой во время занятий, а так же во время проведения внеклассного мероприятия - тренинг «Командообразование».

В целом группу можно охарактеризовать как достаточно сплоченную, но в группе существует несколько небольших подгрупп. Есть несколько лидеров. Староста, является в группе только формальным лидером. Кроме неё в группе есть неформальный лидер, между которыми чаще всего и возникают конфликтные ситуации. Отношения строятся на принципах равенства. Психологический климат в коллективе в целом положительный, однако постоянные конфликты всё больше разделяют группу на две части. В связи с этим было решено провести тренинг «Преодоление конфликтов». Во время проведения внеклассного мероприятия студенты проявляли такие личностные качества как доброта, открытость, отзывчивость, коммуникативность.

В целом группа имеет положительную учебную мотивацию. Большинство студентов выбрали профессию, руководствуясь своими интересами, стремятся к повышению своей квалификации и уровня образования (посещение курсов массажистов, в перспективе поступление в ОГМА). Успеваемость в группе средняя и составляет 4,1 балла (по данным куратора).

Расписание занятий по дисциплине «Социальная психология» 3 курса отделения «Сестринское дело»

№ пары, время25.0206.0307.0310.0311.0312.0313.0314.0315.031. 8:00 - 09:30 15 Б (3) 15 А (1) 15 А (1) 15 А (1) 15 А (1) 15 А (2) 15 А (2) 15 А (2) 15 А (2)2. 09:40 - 11:103. 11:20 - 12:504. 13:10 - 14:405. 14:50 - 16:206. 16:30 - 18:00№ пары, время17.0318.0319.0320.031. 8:00 - 09:30 15 А (3) 15 А (3) 15 А (3)2. 09:40 - 11:103. 11:20 - 12:504. 13:10 - 14:40 15 А (3)5. 14:50 - 16:206. 16:30 - 18:00

. Основные направления в работе классного руководителя

. Организационно-координирующее:

обеспечение связи образовательного учреждения с семьей;

установление контактов с родителями;

проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) студентов;

взаимодействие с педагогическими работниками;

организация в группе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности студента;

организация воспитательной работы со студентами через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

ведение документации (классный журнал, личные дела студентов, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

регулирование межличностных отношений между студентами;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и студентами;

содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе группы;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

изучение индивидуальных особенностей студентов и динамики их развития;

определение состояния и перспектив развития коллектива группы.

4. Контрольные:

контроль за успеваемостью каждого студента;

контроль за посещаемостью учебных занятий студентами.

. Конспекты учебного занятия

образовательный учебный занятие учреждение

К учебному занятию допущена

Конспекты учебных занятий.

Занятие 1. Предмет: общая психология. Лекция: «Методы психологии. Личность»

Этап урокаВремяДеятельность практикантаДеятельность учащихсяПриветствие, знакомство1 минутаУчет посещаемости учащимися2-3 минутыИзложение учебного материала25 минутПлан лекции. I. Основные методы исследования психологии. Определение понятия «метод». 1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный 2. Эмпирические методы: 1) Наблюдение: главное условие наблюдения, требования к научному наблюдению, условия научного наблюдения, ошибки наблюдения (гала-эффект; ошибка усреднения; логическая ошибка; ошибка контраста; ошибка, связанная с профессиональными стереотипами). 2) Самонаблюдение. 3) Эксперимент: виды эксперимента, общее и отличие эксперимента от наблюдения. 3. Психодиагностические методы: 1) Тест. 2) Анкета: требования к вопросам анкеты. 3) Беседа. 4) Анализ продуктов деятельности. 5) Автобиографический метод. 6) Социометрия.Конспектирование учебного материала.Практическое задание для аудитории10 минутКакие методы, используемые в психологии, применяются в медицине?Активная работа….Изложение учебного материала25 минутII. Раскрытие понятий: «Индивид», «личность», «индивидуальность». III. Структура личности: 1) Способности, виды способностей. 2) Потребности; иерархия потребностей по А. Маслоу. Человек как «желающее существо». 3) Темперамент. 4) Характер. 5) Направленность личности. 6) Позиция личности. 7) Притязания.Практическое задание для аудитории15 минутСформировать микрогруппы и найти отличие понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» друг от друга.Активная работа, проведение «мозгового штурма», выступление по одному представителю от каждой микрогруппы, составление общего представления о различии рассматриваемых понятий.Подведение итогов урока, выводы, ответы на задаваемые вопросы учащихся.10 минутПолучение обратной связиПолучение ответов на задаваемые вопросы, систематизация изложенного учебного материала.

Занятие 2. Предмет: социальная психология. Семинар: «Нарушение коммуникации. Психология конфликта»

Этап урокаВремяДеятельность практикантаДеятельность учащихсяПриветствие, знакомство с учащимисяучет посещаемости учащимисяПроведение устного опроса1 час, 30 минут1) Дать определение понятию «конфликт», привести пример конфликтной ситуации. 2) Раскройте сущность каждого из видов конфликта. Приведите пример внутриличностного конфликта (рассмотреть с точки зрения подхода З. Фрейда о структуре личности). 3) Перечислить и раскрыть сущность основных стадий протекания конфликта. 4) Определить условия возникновения конфликтной ситуации. 5) Раскройте структуру конфликта. 6) Раскройте различие понятий «противник» и «оппонент». 7) Рассмотрите стили разрешения конфликтов по видам стратегий «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш» одной из сторон участников конфликта. Активная групповая и индивидуальная работа учащихся. Раскрытие основных знаний по пройденному материалу. Стремление понять сущность ключевых понятий.Проведение контрольной работы1 час, 30 минутПредоставление письменных заданий: контрольные вопросы; задания, требующие творческого подхода к проблеме.Письменный ответ на поставленные вопросы, раскрытие основных понятий. Индивидуальный подход каждого учащегося к решению творческих задач.Проведение тренингового занятия1 час, 30 минут 7 минут 15 минут 10 минут 30 минут 10 минут 15 минут 1) упражнение на знакомство 2) упражнение «Иностранец», обсуждение 3) упражнение-разминка «Толкачи», обсуждение 4) ролевая игра «Бункер», обсуждение 5) рисуночная разминка «Протяни навстречу руку» 6) подведение итогов: упражнение «Чемодан»Активное участие всех членов группы при проведении упражнений и обсуждений. Создание доброжелательной атмосферы. Изложение своего субъективного взгляда по отношению к проведенным упражнениям. Проявление инициативности, креативности, знаний, полученных в ходе лекционного занятия.

Занятие 3. Предмет: социальная психология. Семинар: «Психология общения»

Этап урокаВремяДеятельность практикантаДеятельность учащихсяПриветствие, знакомство с учащимисяучет посещаемости учащимисяПовторение пройденного материала Проведение устного опроса15 минут 1 час, 15 минут 1) Раскрыть определение понятия «общение», «коммуникация», «коммуникационная компетентность». 2) Раскрыть сущность 3 сторон общения. 3) Привести пример к каждому из этапов общения. 4) Привести примеры причин неэффективной коммуникации. 5) Раскрыть сущность функций общения. 6) Привести примеры видов общения. 7) Разграничьте понятия «язык» и «речь». 8) Рассказать о структуре речевого общения, о том, какое значение имеют компоненты этой структуры. 9) Раскрыть сущность невербальных средств общения. 10) Постройте процентное соотношение в коммуникации (слова/ звуки, интонация / неречевое воздействие) 11) приведите примеры неречевых средств. 12) Рассказать о зонах дистанции в человеческом контакте. 13) Рассказать для чего служит мимика человека. 14) Рассказать и показать позы человека («открытые», «закрытые»).Активная групповая и индивидуальная работа учащихся. Раскрытие основных знаний по пройденному материалу. Стремление понять сущность ключевых понятий.Проведение контрольной работы1 час, 30 минутПредоставление письменных заданий: контрольные вопросы; задания, требующие творческого подхода к проблеме.Письменный ответ на поставленные вопросы, раскрытие основных понятий. Индивидуальный подход каждого учащегося к решению творческих задач.

6. Разработка содержания внеклассового мероприятия

Тренинг «Командообразование»

Цель программы: сплотить группу как можно ближе друг к другу, для эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

1.Развивать у подростков навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

2.Научить подростков достигать внутренней гармонии.

.Помочь подросткам в формировании новых моделей поведения, отношений.

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели - обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

·формирование благоприятного психологического климата в группе;

·нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

·первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

·осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

·развитие умения работать в команде;

·сплочение группы.

Общий объём занятий - 9 часов.

Состав группы: в тренинге принимало участие 12 девушек 17-18 лет.

Организация тренинга: тренинг проводится в доверительной и непринуждённой обстановке, в помещении изолированном не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей. Занятия строятся на материале связанном с актуальными проблемами для участников группы. Структура группового занятия включает следующие элементы: разминку, основное содержание и заключительную часть, во время которой подводятся итоги занятия.

Принципы работы тренинговой группы: общение по принципу «Здесь-и-теперь», принцип активности, принцип конфиденциальности, принцип «Я-сообщение».

Тематический план

Циклы занятийБлоки и темы программыКоличество часов на одно занятие1Первый блок (подготовительный) Предполагает знакомство с основными принципами работы на данном тренинге и основными понятиями.32Второй блок (основной) Предполагает ключевую работу участников группы по сплочению.33Третий блок (заключительный) Предполагает завершение работы, расширение общительности и сплоченности коллектива.3Всего:9

занятие.

Общее время: 180 минут.

. Упражнение «Смысл моего имени»

Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Время: 20 минут.

Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения предлагаю познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Время: 15 минут.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

.Проявлять активность.

.Слушать друг друга, не перебивая.

.Говорить только от своего лица.

.Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице

.Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

.Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения

.В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Упражнение «Веселый счет»

Время: 15 минут

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Я называю какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение:

.почему сначала не получалось выполнить задание?

.Что помогло в выполнении задания?

4. Упражнение «скажи приятные слова»

Время: 20 минут.

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: участники тренинга стоят в кругу и передают слово другому участнику, но при этом говорят приятные слова (спасибо тебе за…., ты сегодня. и т.д.)

Рефлексия: Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге? Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе, о группе? Как будете использовать эти знания? Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?

5. Упражнение «Поворот в прыжках»

Цель: активизация группы, сплочение.

Время: 15 минут.

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь - добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?

6. Упражнение «Вавилонская башня»

Время: 15 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» - листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» - это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

7. Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 20 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

8. Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 15 минут.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

9. Диагностика психологической атмосферы в группе

Время: 10 минут

Участникам выдаются бланки для заполнения.

Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

2 3 4 5 6 7 8.Дружелюбие - Враждебность.Согласие - Несогласие.Удовлетворенность - Неудовлетворенность.Продуктивность - Непродуктивность.Теплота - Холодность.Сотрудничество - Несогласованность.Взаимная поддержка - Недоброжелательность.Увлеченность - Равнодушие.Занимательность - Скука.Успешность - Безуспешность

10. Упражнение «Паззлы»

Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.

Время: 10-15 минут.

Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача - собрать ее как можно быстрее.

Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

11. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

12. Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме - дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

13. Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. ув

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

14. Упражнение «Построение круга»

Время: 10 минут.

Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

15. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней - более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы - единое целое, каждый из Вас - важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы - сила! Спасибо всем за участие!»

2Занятие

. Упражнение «Квадрат»

Время: 10 минут

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат (как представленно на рис. 1.). Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

2.Упражнение «Коллаж»

Время: 40 минут.

Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.

Ход упражнения.

Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе (см. рис. 3.). После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с поиощью красок и карандашей (см. рис. 4. и рис. 5.).

Вопросы для обсуждения:

) Почему вы выбрали ту или иную картинку?

) Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?

) Чувствуете ли вы себя так в группе?

) Были ли сложности при выполнении упражнения?

3. Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»

Время: 30 минут.

Ход упражнения.

Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа - сценаристы, вторая - режиссеры, третья актеры и четвертая - критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть (см. видео 1). Бурные овации, море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!

4. Рисунок «Личный герб»

Время: 15 минут.

Для любого творца важна способность к самовыражению. Порой творения бывают сложными для понимания, но от этого не менее ценными. Участники сейчас попробуют раскрыть свою способность к самовыражению в творческой мастерской. Каждый создаст свой личный герб. Это не требует умения рисовать. Можно использовать символы, различные цвета, главное - чтобы был понятен смысл. Герб может быть любой формы, но должен состоять из 4 частей: что я хорошо умею делать; что для меня важно в жизни; мои мечты; четыре слова, которые я хочу, чтобы мне сказали. Процесс создания герба: участникам дается 5 минут, чтобы договориться с товарищами по мини-группе о том, как организовать работу. Работа по созданию герба проходит в молчании. Если возникают вопросы, можно задать их только ведущим, которые подходят к участникам и помогают справиться с ситуацией. Время проведения - от 30 минут до 1 часа. Обсуждение рисунков

. В пятерках - один участник рассказывает о гербе, другие задают вопросы (необходима помощь соведущих для стимулирования обсуждения в группах).

. Презентация одной из частей герба в группах.

. Игры на движение, выражение себя: «Скульптура», «Море волнуется раз…».

. Пантомима «Герб команды».

. Выставка гербов в общем зале.

5. Хороший друг

Время: 30 минут.

Цели: Умение налаживать дружеские взаимоотношения дети приобретают еще в семье, но развивать этот навык в полной мере они могут, только находя друзей за пределами свого дома. Поэтому очень важно способствовать развитию дружбы между детьми в классе. Игра «Хороший друг» вносит свою лепту в эту важную воспитательную задачу.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастеры - каждому ребенку.

Инструкция: Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. Если же у тебя такого друга еще нет, то ты можешь его себе просто вообразить. А можешь подумать и том, с кем ты только собираешься подружиться.

Что ты можешь сказать об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит этот твой друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше крепла?

Подумай над этими вопросами. Ответы на них ты можешь записать на бумаге, можешь нарисовать, а можешь сделать и то, и другое.

Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки. (10 минут.)

Анализ упражнения:

Как человек находит друга?

Почему так важны в жизни хорошие друзья?

Есть ли у тебя друг в нашем классе?

6. Солнце светит для тех, кто…

Время: 20 минут.

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Этапы игры:

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто…». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто… любит проводить отпуск на море… терпеть не может курильщиков… питается по-вегетариански…») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

8. Прочисти мозги

Время: 15 минут

Цели: Предлагаемый здесь комический ритуал разом решает несколько различных задач: - создает веселое настроение в классе

дает детям возможность немного подвигаться.

создает в группе то замечательное единство, которое легко возникает во время совместной физической деятельности ее участников.

Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда от одного уха к другому…Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз - два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете кто вы сейчас? Вы-умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.

9. Счёт до десяти

Время: 10 минут.

«Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.» удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало? Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

3 занятие

.Разминка Упражнение «Пожалуйста»

Время: 10 минут.

Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.

2.Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Время: 15 минут.

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

3.Игра «Атомы и молекулы»

Время: 20 минут.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

4.Упражнение «Постройтесь по росту!»

Время: 15 минут

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

Удалось ли группе это сделать?

Что помогало? Поддержавало?

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

5.Упражнение «Печатная машинка»

Время: 20 минут.

Цель: Выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы - ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый произносит свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Обсуждение:

Что помогало справиться?

Что поддерживало?

Трудно ли было?

6.Упражнение «Путанка»

Время: 15 минут.

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», - спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

7.Упражнение «Поезд»

Время: 40 минут.

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

8.Игра «Машина с характером»

Цель: сплочение группы.

Ход упражнения: 20 минут.

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д.

9.Упражнение «Опустить предмет»

Время: 15 минут.

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение:

Что испытывали при выполнении задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

10.Упражнение «А я еду…»

Время: 20 минут.

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с…» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

11.Упражнение «Переправа»

Время: 15 минут.

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Обсуждение:

Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискамфорт это упражнение?

12.Упражнение-игра «Тик-так»

Время: 10 минут.

Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» - направо, «так» - налево по кругу. «Бум» - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Самоанализ внеклассного мероприятия

Цель и задачи, поставленные в начале занятий, были достигнуты полностью. Наблюдался повышенный фон настроения участников на протяжении всех трёх дней тренинга.

Тренинг оценен участниками, как высокоэмоциональный, полезный и продуктивный. Участники были удовлетворены полученной информацией, приобретёнными навыками и в общем поведением тренинга. Ожидания участников оправдались, некоторые участники получили больше, чем ожидали. Шел постоянный отклик участников на свои переживания, впечатления, образы и эмоции, а так же важным в процессе занятия для участников стало чувство собранности и целостности, удовлетворение своим состоянием, чувство наполненности. На этом тренинге участники группы научились хорошему взаимодействию и очень сильно сплотились, они выглядели как целая, неразрывная команда.

7. Комбинированный анализ занятия

Предмет: Общая психология.

Тема: Ощущение, восприятие, внимание, память.

Преподаватель: Шиковская А.П.

Цели лабораторно - практического занятия: Систематизировать и закрепить знания студентов по теме «Ощущение, восприятие, внимание, память». Показать студентам важность полученных знаний для овладения специальностью.

I. Организация занятия.

Этапы занятия:

. Приветствие. Вводная часть. (Обсуждение темы занятия, формирование у студентов мотивации к учебному занятию) (10 мин.)

. Рабочий этап:

а) Самостоятельная работа студентов (цель - актуализация и контроль теоретических знаний) (50 мин.)

б) Обсуждение самостоятельной работы (10 мин.)

в) Игра «Слепой, немой, глухой» (цель - формирование представлений о механизмах образования ощущений, а так же способствовать формированию эмпатии). Обсуждение. (40 мин)

г) Диагностика познавательных процессов студентов (30 мин)

д) Дискуссия на тему «Роль психических процессов в работе медицинской сестры» (20 мин.)

. Заключительный этап:

а) Обобщение и подведение итогов; цель - развитие навыков рефлексии, самооценки. (20 мин.)

II. Наблюдение за учителем на уроке.

1. Способы подачи материала:

а) Характер содержания: проблемное изложение материала.

б) Форма: обсуждение, игра, дискуссия, самостоятельная работа

в) Использование средств привлечения внимания:

Вербальные: слова «внимание», «посмотрите» и т.д.;

Невербальные: жесты, интонация, громкость голоса;

г) Персонализация высказываний, эмоциональная окраска в зависимости от правильного или неправильного выполнения работы с помощью вербальных и невербальных средств;

д) Использование преподавателем вопросов для стимулирования поиска правильного ответа студентом;

е) Педагогические приемы, используемые преподавателем, полностью соответствуют возрасту и психологическим особенностям студентов (проблемные и творческие задания, самопознание, использование наводящих вопросов и подсказок, использование жизненного опыта студентов, и т.д.).

2. Реакция на проявление студентами:

а) на нарушение дисциплины - мелких непреднамеренных нарушений - не замечает, реакция на серьезные нарушения дисциплины - немедленно, но взвешанно;

б) на вопросы по теме - преподаватель дает полные и развернутые ответы, а так же перефразировала вопросы в проблемные и обращалась с ними к студентам;

на вопросы не по теме - педагог давала краткие ответы и быстро возвращалась к теме занятия;

в) на юмор - преподаватель положительно относится к юмору студентов, но быстро возвращает их внимание к теме занятия;

г) на ошибки - преподаватель обращала внимание, как самого студента, так и других, задавала наводящие вопросы, для того чтобы студент сам мог исправить свою ошибку.

. Особенности вербального и невербального общения:

а) Темп речи - средний.

б) Громкость речи - средняя, при необходимости привлечь внимание или сделать замечание - повышает громкость голоса;

в) Четкость артикуляции - четкое произношение слов;

г) Правильность речи и её сложность - правильное построение предложений, и использование слов в их точном значении, речь без запинок, использование поговорок, метафор, пословиц, фразеологических оборотов;

д) Использование жестов и их характер - активное, но умеренное использование открытых жестов.

е) Характер используемых поз - позы используемые педагогом носят открытый и свободный характер;

. Особенности слушания студентов:

а) Предоставление возможности высказаться, поощрение высказываний: преподаватель поощряет высказывания, даже если они ошибочны, занятие строится в форме диалога

б) Использование вербальных техник слушания: слова, короткие высказывания.

Использование невербальных техник слушания: кивки головой, жесты, мимика

в) Умение слышать суть вопроса или ответа: преподаватель до конца выслушивает ответ и высказывает свое мнение. На вопросы преподаватель дает полные и развернутые ответы.

. Учет индивидуальных особенностей детей:

а) Медлительные - преподаватель постоянно обращалась к ним с вопросами, старалась сделать так чтобы другие выслушивали их до конца;

б) Пассивные - преподаватель пыталась повысить их мотивацию на работу и проявление активности, постоянно обращала внимание на них;

в) Чрезмерно активные - преподаватель останавливала и просила ответить кого-то другого.

. Внешний вид преподавателя полностью соответствует занятию и учреждению, в котором она работает.

. Преподаватель придерживается личностно-ориентированного стиля работы с учениками.

8. Анализ внеклассного мероприятия

Психологическая олимпиада.

Преподаватель: Шиковская А.П.

Дата: 26.03.2014

1.Цель мероприятия: формирование активной жизненной позиции студентов, способствовать формированию абстрактного и творческого мышления, формирование умения применения психологических знаний к медицинской профессии, способствовать формированию у студентов интересов к саморазвитию и самопознанию

2.Содержание мероприятия. Психологическая олимпиада проводится среди студентов 1 курса. Группам дается задание для подготовки к олимпиаде: необходимо придумать название команде (5-7 человек от каждой группы), визитную карточку, девиз, 4 ситуации из профессиональной сферы, которые вызывают затруднение и их разрешение.

1.Представление команд (визитная карточка, название, девиз).

2.Решение каждой командой по кроссворду с психологическими терминами (вопросы составлены в контексте проблемного обучения) - 20 вопросов. Время выполнения задания - 20 минут.

.Деловые ситуации. Каждая команда раздает остальным командам те ситуации из профессиональной сферы, которые они подготовили. На подготовку ответа разрешения ситуации командам отводится время - 5 минут. По истечении времени - команды дают свои ответы и в дальнейшем следует обсуждение ответов.

.Командам предлагается придумать как можно больше способов применения того или иного предмета - газета, ручка, галстук и др. - время выполнения задания - 5 минут.

.Командам предлагается написать как можно больше способов снятия эмоционального напряжения. Время выполнения задания - 5 минут.

.Подведение итогов. Награждение победителей.

3.Актуальность мероприятия. Мероприятие направленно, прежде всего на повышение интереса учащихся к саморазвитию, а так же развитию у учащихся творческого мышления, интереса к своей профессии. После проведенного мероприятия группы сплотились, причем сплотились не только члены команд, но и остальные учащиеся в группе, которые оказывали эмоциональную поддержку своим командам.

4.Мероприятие дало возможность учащимся более четко увидеть межпредметные связи в таких отраслях научного знания как медицина и психология.

.Психологическая олимпиада, является авторской разработкой Шиковской А.П., основой олимпиады является проблемное обучение. Проведение психологической олимпиады является одной из традиций училища.

.Мероприятие насыщенно новой и интересной информацией для студентов. Кроме того, в течение всего мероприятия прослеживается взаимосвязь между медициной и психологией.

.В мероприятии принимало активное участие 5 команд по 7 человек, а так же около 40 человек оказывали поддержку своим командам. Время проведения мероприятия - 2 часа. Время подготовки мероприятия - 1 день.

.В результате проведенного мероприятия повысился уровень групповой сплоченности. Учащиеся узнали о новых способах снятия эмоционального напряжения, о способах разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности, так же получили новую информацию о психологии общения. Настроение после мероприятия - положительное. Были высказаны пожелания чаще проводить подобные мероприятия и не только на 1 курсе.

.Мероприятие проводилось по заранее заготовленному плану. Учащиеся вели себя активно, не боялись высказывать свою точку зрения, проявлять инициативу.

.Самооценка руководителем качества и результатов мероприятия.

Руководитель положительно оценила проведенное мероприятие, удалось провести практически все, что было запланировано.

9. Анализ методической работы

Методическая работа началась с ознакомления с особенностями работы методического кабинета, знакомства с новинками психологической литературы, опытом работы преподавателей-психологов.

По просьбе методиста проводилась помощь в разработке методического пособия к практическому занятию по теме «Психология делового общения».

Перед разработкой методического пособия было необходимо ознакомиться с основными требованиями к его написанию.

Помощь в разработке пособия заключалась в подборке и анализе теоретического материала и практических заданий по теме «Психология делового общения». В частности, это структурирование теоретического материала по деловому общению, составление плана резюме, составление практических задач для их решения в ходе лабораторно-практических занятий.

Проделанная методическая работа позволила получить практический опыт в составлении методических пособий и возможность их самостоятельного написания.

Список использованной литературы

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999

2.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось - 89, 2000.

3.Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось - 89, 2006.

4.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1999

5.Мальханова И. Деловое общение М., 2002

6.Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2005

7.Рева В.Е. Деловое общение. Пенза, 2003

8.Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб.: Речь, 2005

9.Сухов А.Н. Социальная психология. М., 2007

10.Фопель К.В. Как научить детей сотрудничать. - М., 2001.

11.Фопель К.В. Психологические группы. Материалы для ведущего. - М., 2001.

.Фопель К.В. Создание команды. М.: Генезис, 2002

Похожие работы на - Омское медицинское училище железнодорожного транспорта ОмГУПС ФСПО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!