Научающе-бихевиоральное направление в теории личности

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,72 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Научающе-бихевиоральное направление в теории личности

Санкт-Петербургский государственный университет

Медицинский факультет











Тема: Научающе-бихевиоральное направление в теории личности


Выполнил: Борисов Георгий Игоревич

Тотальное разочарование в методах аналитической психологии В. Вундта (метод интроспекции), а также тенденции развития структурализма и функционализма привели к необходимости изменений в психологической науке. Особенное влияние на формирование нового течения оказали открытия в зоопсихологии и рефлексологии (в частности это исследования Павлова и Бехтерева в России, Торндайка в США). Новое течение получило название бихевиоризм. А его лидером стал психолог Джон Б. Уотсон. Он призывал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул-реакции» (отсюда и название, от англ. Behavior - поведение). Уотсон особенно упорствовал в опровержении концепции сознания.

В своей программной работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон выразил методологические и идеологические основы нового направления психологии. В частности, Уотсон утверждал, что психология должна иметь дело только с наблюдаемым поведением всех уровней: от экскреторной реакции эндокринных желез до сложнейших поведенческих актов, а также перенять методы исследования естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Уотсон боролся за то, чтобы психолог ограничился только данными естественных наук (то есть тем, что является данными наблюдения). Отсюда и строго объективные методы исследования в бихевиоризме.

Основными методами в бихевиоризме являются:

Наблюдение (за поведением)

Метод дословной записи

Метод условных рефлексов.

Уотсон полностью отрицал наличие наследственных дарований, инстинктов и отстаивал решающее значение воздействия воспитания и окружающей среды на развитие ребенка.

Что касается эмоций, по Уотсону эмоции являются реакцией организма на специфические стимулы. Эти стимулы вызывают внутренние изменения в организме, а также те внешние реакции, которые были приобретены в процессе научения. Эта теория не предполагает никакого сознательного восприятия эмоций и ощущений.

Точка зрения Уотсона на процесс мышления органично вписывалась в общую концепцию бихевиоризма. В частности, он предпринял попытку свести мышление к неявному моторному поведению. Он утверждал, что мысль представляет собой сенсомоторное поведение определенного рода (мышечные движения гортани). Следовательно, мышление превращается в способ беззвучной внутренней беседы.

Другим ярким представителем психологии поведения является Скиннер, который сфокусировал свои исследования на таком аспекте, как оперантное поведение.

Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (неосознанные импульсы, архетипы, черты личности). Такие концепции, по его мнению, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

Теория Скиннера не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Для того чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Скиннер утверждал, что человеческий организм - это «черный ящик», чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования. Переменные организма ничего не добавляют к нашему пониманию человеческой деятельности и служат только для того, чтобы замедлить развитие научного анализа поведения.

Скиннер допускал, что поведение можно достоверно подтвердить, предсказать условиями окружения. Понять поведение - значит проконтролировать его и наоборот. Скиннер считал возможным при анализе поведения человека использовать данные, полученные в экспериментах над животными. Как наука идет от простого к сложному - так и можно экстраполировать данные от более простых животных к человеку. Именно поэтому Скиннер в своих исследованиях остановился на исследовании респондентного и оперантного поведений и исследовании режимов подкрепления и наказания.

Свой вклад в исследование процесса научения внесли также К Л Халл и Э Р Гатри. В частности Гатри ввел понятие «научение с одной попытки» (для формирования связи достаточно однократного сочетания стимула и реакции). А также понятия первичного и вторичного подкреплений Халла.

Дальнейшие исследования в рамках бихевиоризма все же стали постепенно допускать наличие внутренних промежуточных переменных между стимулом и реакцией. В том числе можно отметить Э. Ч. Толмана с его понятиями «промежуточные переменные» (факторы, являющиеся детерминантой поведения). Не смотря на то, что в исследованиях Толмана промежуточные переменные были наблюдаемыми, он один из первых проявил интерес к этим переменным. Также следует отметить его понятие «латентное научение» (это, фактически, когнитивная концепция).

Дальнейшее развитие научающе-бихеиорального направления шло в рамках когнитивно-бихевиорального подхода. Здесь можно отметить работы Дж. Роттера и А. Бандуры. Несмотря на то, что их подход был, прежде всего, социально-когнитивным, в теорию научения они внесли такие понятия как: самоподкрепление, косвенное подкрепление и научение с помощью моделирования и наблюдения. А Джулианом Роттером была выведена целая система предсказания поведения с помощью анализа такого понятия как потенциал поведения.

теория личность научение бихевиоральное

Использованная литература

Д. Шульц, С. Шульц - «История современной психологии» Евразия 2002

Л. Хьелл Д. Зиглер «Теории личности» Питер 2003

Сьюзен Клонингер «Теории личности: познание человека» Питер 2003.

Похожие работы на - Научающе-бихевиоральное направление в теории личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!