Организация перевозок
1. Городской
транспорт, его развитие за рубежом
Городской транспорт - комплекс транспортных средств,
предназначенных для перевозки пассажиров и грузов в пределах города, а также в
пригородную зону и обратно; одна из важнейших отраслей городского хозяйства, в
значительной мере определяющая степень благоустройства города и удобства
проживания в нем.
Пассажирский городской транспорт включает: массовый
транспорт, курсирующий по заранее установленным маршрутам, - метрополитен,
трамвай, троллейбус, автобус, пригородные железнодорожные поезда в пределах
городской территории, маршрутные такси, речные трамваи, паромы, фуникулеры,
эскалаторы; легковые автомобили и мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры и
велосипеды.
Грузовой городской транспорт: грузовые трамваи и троллейбусы;
грузовые автомобили; гужевые повозки; поезда подъездных железных дорог.
Городской транспорт является частью
многофункционального городского хозяйства. Необходимость в массовом городском
транспорте возникла в 18 веке, когда крупнейшие города мира достигли
значительных размеров, и дальнейшее их развитие сдерживалось отсутствием
транспортных средств, обеспечивающих связь между основными районами города.
Городской транспорт, выполняя функции связи между
основными элементами города, привязан обеспечивать перевозки населения и
грузов, экономить время и энергию, затрачиваемые на передвижения, при условии
соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов.
В современных, особенно крупных городах в перевозках
пассажиров широко используются различные виды городского пассажирского
транспорта. Дадим характеристику основным видам городского пассажирского
транспорта.
Метрополитен является внеуличным электрическим
транспортом, отличающимся высокой провозной способностью и обеспечивающим
быстрое, безопасное и комфортабельное сообщение. Провозная способность
метрополитена может достигать 40-50 тысяч пассажиров в час в одном направлении.
Метрополитены подразделяют на подземные, наземные и надземные. Подъемные
метрополитены могут быть глубокого и мелкого заложения. Наземные метрополитены
устраивают только на обособленном, изолированном полотне с пересечением других
транспортных линий и улиц в разных уровнях. Трассы надземных метрополитенов
проходят по эстакадам или по насыпи.
По капиталовложениям метрополитен является самым
дорогостоящим видом транспорта, и поэтому его строят только в крупнейших
городах с населением более 1 млн. жителей на направлениях с мощными и
устойчивыми пассажиропотоками. Пассажиропоток - это движение пассажиров по
определенной части транспортной сети.
На некоторых линиях возможно автоматическое ведение
поездов или регулирование скорости. За рубежом (в Англии, Швейцарии, США и
других странах) существует грузовой метрополитен (в Лондоне 10,5 км линий
метрополитена связывают два почтамта с крупнейшими предприятиями связи;
Чикагский грузовой метрополитен протяженностью 100 км включает в себя три
углепогрузочных станции и 96 подъемников для вертикального транспортирования
грузов, он соединен со складами, товарными базами, станциями железных дорог). В
Москве, Берлине, Варшаве, Софии, Цюрихе и других городах имеются локальные
системы подземных тоннелей для грузов и почты, что значительно сокращает
потребности в средствах наземного транспорта. В некоторых странах сооружается
скоростной метрополитен (иногда параллельно существующим линиям для их
разгрузки) для более быстрой связи с удаленными районами, например RER в
Париже, BART в Сан-Франциско.
Благодаря метрополитену решается проблема массовых
скоростных перевозок пассажиров, которая не по силам уличному транспорту.
Трамвай является уличным рельсовым видом транспорта с
общим или обособленным путевым полотном в основном наземного исполнения.
Провозная способность трамвая находится в пределах 12-15 тыс. пассажиров в час.
По провозной способности это второй после метрополитена вид городского
пассажирского транспорта. Трамвай экономичный по эксплуатационным затратам и
экологически чистый вид городского транспорта. Однако его маневренность по
сравнению с другими уличными видами транспорта низкая, неисправности вызывают
пробки и заторы, он создаёт шум. Поэтому в 1950-1960 гг. значение трамвая как
массового общественного транспорта стала уменьшаться, и во многих городах
трамвайное хозяйство стало сворачиваться. Трамваю необходимо для движения
обособленное земляное полотно, которое занимает значительную ширину улицы и
создает серьезные трудности в организации движения автомобильного транспорта.
Это является основными причинами уменьшения плотности сети трамвая в крупных
городах. Однако благодаря большой провозной способности трамвай долго еще будет
оставаться основным видом пассажирского транспорта в промышленных зонах крупных
городов с населением более 500 тыс. чел. и на всей территории городов с
населением более 250 тыс. чел.
Последние десять лет стали эпохой настоящего
трамвайного бума. Например в Великобритании, где в конце 1980-х годов трамваи
имелись только в одном городе (Блэкпуле) сейчас трамвайное движение открыто в
пяти городах: Манчестере, Бирмингеме, Ноттингеме, Шеффилде и Кройдоне (пригород
Лондона). Планы по возрождению трамвайного движения рассматриваются в
Ливерпуле, Эдинбурге и Лондоне (в городском центре). Во Франции трамваи снова
вышли на улицы Бордо, Лиона, Монпелье, Орлеана и других городов и ещё в четырёх
городах сейчас ведётся строительство трамвая.
Также новые трамвайные системы открылись в Ирландии
(Дублин, 2004, до этого трамваев в Ирландии не было), Италии (Мессина), Испании
(Барселона, Бильбао) и других странах. Однако в то же время во Франции появился
новый конкурент трамвая -
так называемый "трамвай на шинах" (фр. Tramway sur pneus).
Трамвай на шинах, возникший недавно вид городского
общественного транспорта, совмещающий свойства шпурбуса, троллейбуса и трамвая.
В настоящее время линии трамвая на шинах открыты во Франции (Нанси, Кан), в
Китае (Тяньцзинь и Шанхай), Италии (Падуя, строится в континентальной части
Венеции), строится в Дуэ (Франция), планируется к постройке в Парижском
регионе, США (Лас-Вегас). Предлагалось строительство линий в Казахстане
(Алма-Ате и Астане), России (Ногинск и Ярославль).
Кроме того, существует концепция легкорельсового
транспорта, ЛРТ (англ. Light Rail Transit, LRT). Легкорельсовым транспортом
называют железнодорожные преимущественно внеуличные пассажирские системы,
построенные по облегчённым стандартам и с использованием более экономных
инженерных решений в сравнении с железной дорогой и "классическим"
метро. От трамвая ЛРТ отличает более высокая степень обособления, а от метро - использование более лёгкого
подвижного состава и меньшая стоимость строительства за счёт минимизации
дорогостоящих подземных работ. Границы как между ЛРТ и трамваем, так и между
ЛРТ и классическим метро или железной дорогой размыты из-за большого
разнообразия типов рельсовых транспортных систем.
Троллейбус - безрельсовый вид транспорта с
энергообеспечением от подвесной контактной сети. Его провозная способность
составляет 8 - 9 тыс. пассажиров в час. Троллейбусы недороги в эксплуатации,
просты и надежны, экологически чисты, обладают высокими динамическими
качествами. Однако сооружение контактной сети требует определенных затрат, она
загромождает улицы и ухудшает их вид, связь с контактной сетью ограничивает
маневренность и не позволяет осуществлять работу подвижного состава с разными
режимами движения.
Троллейбус целесообразно использовать в городах с
населением более 250 тыс. жителей на линиях с устойчивыми пассажиропотоками не
ниже 2 - 2,5 тыс. пассажиров в час в качестве, как основного, так и
вспомогательного вида транспорта.
Еще недавно казалось, что троллейбус не будет иметь в
будущем значительной перспективы, однако мировая тенденция развивать для
перевозок пассажиров в городах электротранспорт благоприятно отразилась и на
отношении властей российских городов к троллейбусу. В стране строятся новые
линии, создаются новые современные троллейбусы, отвечающие международным
требованиям по безопасности, комфортности, удобствам для людей с ограниченными
физическими возможностями.
Автобус - безрельсовый уличный вид транспорта с
автономным энергоснабжением, обладающим высокой маневренностью и не требующий
сооружения специальных путевых устройств. Провозная способность автобусного
транспорта - 9-10 тыс. пассажиров в час. Автобус обеспечивает возможность
легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков
и организации маршрутов в новых районах жилой застройки.
Автобус является единственным видом транспорта в малых
городах и рабочих поселках со сравнительно небольшими пассажиропотоками и
вспомогательным на подвозящих и развозящих маршрутах в крупных и крупнейших
городах.
Недостатками автобуса является небольшая провозная
способность, высокая себестоимость, загрязнение воздуха отработанными газами,
сложность запуска бензинового или дизельного двигателя в зимнее время,
требование закрытого хранения, большой расход топлива.
Благодаря преимуществам автобусного транспорта перед
другими видами и, не смотря на присущие ему недостатки, он получил значительное
распространение.
Такси - это городской транспорт, который используется, прежде всего, для
экстренных поездок и в часы перерыва в работе общественного транспорта
(например, ночью, при перевозке пассажиров с детьми, больных, для поездок на
вокзалы, в аэропорты и речные (морские) порты, для перевозки небольших партий
багажа и т.п.).
Такси не предназначено для массовых поездок на работу.
Оно обеспечивает небольшой поток пассажиров круглые сутки. Средняя дальность
поездки в черте города - 3-8 км. Найм такси может производиться
на специально выделенных стоянках, но чаще по просьбе пассажира при следовании
автомобиля-такси в общем транспортном потоке. Широко распространен вызов такси
через специальную диспетчерскую службу.
Стремление снизить стоимость систем электроснабжения и
освободить улицы от контактных связей привело к попыткам создания
бестроллейного электротранспорта - троллейбусов с аккумуляторными двигателями (так называемых
электробусов или аккубусов) или с электродвигателями, питающимися индукционным
током от подземного кабеля.
Ограниченное применение находят комбинированные (по
приводу) виды городского транспорта: троллейбус-автобусы, троллейбус-аккубусы и
дизель-электрические автобусы. В больших городах начинают применяться
многоместные вертолеты и монорельсовые дороги - новые виды внеуличного транспорта. Их целесообразно
использовать для связи городов с пригородами, аэродромами и удаленными
промышленными предприятиями.
Современный этап развития городского транспорта
характеризуется, с одной стороны, совершенствованием всех видов уличного
транспорта - автобусов, троллейбусов и трамваев, а с другой, развитием
внеуличных видов транспорта - метрополитена.
Одновременно идет поиск более совершенных решений в
части организации движения, увеличения пропускной способности транспортной сети
города, создания специальных транспортных развязок, городских скоростных дорог,
внедрения новых видов транспорта.
Задача 1
В автохозяйстве имеется 50 автомобилей
грузоподъемностью 4 тонны и 80 автомобилей 6 тонн. Определить среднюю
грузоподъемность автомобилей.
Решение:
Средняя грузоподъемность автомобилей определяется по
формуле:
,
где
Ас - списочное число автомобилей; q - грузоподъемность автомобилей.
= 5,2 тонны
Задача 2
Определить время навигации, коэффициент ходового
времени судна, коэффициент использования календарного времени, если 160 суток в
году судно находится вне эксплуатации. Время стоянки за навигацию составило 50
суток.
Решение:
Время навигации определяется по формуле:
Тэ = Тк - Тнэ,
где Тк - календарное время,
сут; Тнэ - время нахождения судна вне эксплуатации в течение хода,
сут.
Коэффициент ходового времени определяется
по формуле:
Ех = Тдв / Тэ,
где Тдв - время движения судна
за навигацию.
Время движения судна за навигацию находим
по формуле:
Тдв = Тэ - Тст,
где Тст - стояночное время за
навигацию, сут.
Тдв = 205 - 50 = 155 сут.
Коэффициент ходового времени:
Ех = Тдв / Тэ
= 155 / 205 = 0,796
Задача 3
Среднесписочный парк самолетов и
вертолетов 25 ед. Определить общий налет часов, средний налет часов при
следующих исходных данных, заданных в табл. 1.
Таблица 1 Налет часов
Тип самолета
или вертолета
|
Перевозной
коэффициент
|
Налет
физических часов
|
АН-2
|
1,0
|
650
|
ИЛ-18
|
10,0
|
800
|
10,0
|
730
|
МИ-8
|
6,0
|
420
|
Решение:
Общий налет часов определяется по формуле:
SWч = a1t1 + a2t2 +…+ antn,
где a - переводной коэффициент;
t - налет физических часов.
SWч = 1,0*650 +
10,0*800 + 10,0*730 + 6,0*420 = 18470 ч
Средний налет часов равен:
ч = SWч / SПспис,
где SWч - общий
налет часов, SПспис - среднесуточный парк самолетов и вертолетов.
ч = 18470 / 25 = 738,8 ч
Список
литературы
городской транспорт пассажирский движение
1. Голубкова
А.О. Экономика взаимодействия видов транспорта. - В 2-х частях. - Часть 1.
Расчет показателей по видам транспорта: метод. указания на практические занятия
/ А.О. Голубкова. - Хабаровск: ДВГУПС, 1998. - 23 с.
2. Единая
транспортная система: учеб. / Под ред. В.Г. Галабурды. - 2-е изд. с изм. и доп.
- М.: Транспорт, 1999. - 303 с.
. Организация
перевозок грузов: учеб. пособие / Под ред. В.М. Семенова. - М.: Издательский
центр "Академия", 2008. - 304 с.
. Организация
перевозок / В.Н. Дегтяренко, В.В. Зимин, А.И. Костенко. - М.: "Изд-во
Приор", 2003. - 448 с.
. Троицкая
Н.А. Единая транспортная система: учеб. / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубурков. - 3-е
изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 240 с.