Оптимизация транспортного маршрута с использованием логистического инструмента исследования
Белорусский национальный технический
университет
Автотракторный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Оптимизация транспортного
маршрута с использованием логистического инструмента исследования»
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ, ОБЪЕКТОВ И ФАКТОРОВ ОГРАНИЧЕНИЯ
. ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙ И РАБОТ, ПОСТРОЕНИЕ СЕТЕВОГО ГРАФИКА
. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ СЕТЕВОГО ГРАФИКА
. ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ГРАФИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Оптимизация транспортного маршрута с использованием логистического
инструмента исследования обусловлена следующим: сокращением затрат времени на
маршруте, что дает возможность повысить производительность и является
актуальным на сегодняшний день.
Оптимизация - это своевременное выполнение каждой из работ с наименьшими
затратами времени.
Целью данной курсовой работы является оптимизация транспортного маршрута
с использованием логистического инструмента исследования.
На основании поставленной цели можно выделить следующие задачи курсовой
работы:
постановка задачи;
охарактеризовать субъекты, объекты и факторы ограничения;
дать характеристику событиям и работам;
построить сетевой график;
рассчитать параметры сетевого графика;
оптимизировать сетевой график.
Объектом исследования являются 5 маршрутов сетевого графика.
Оптимизация сетевого графика показала следующее:
уменьшение затрат времени на рассматриваемом маршруте на 4 минуты;
уменьшение коэффициента напряженности на 0,061.
1. Постановка задачи
Необходимо добраться из дома, находящегося по адресу г. Минск, ул.
Орджоникидзе д.26 кв.3, до работы, находящейся в гипермаркете «BIGZZ»по адресу
Минская область, Минский район, пересечение Логойского тракта и МКАД. Дата 26
октября 2013г, время начала движения 10:00. День недели - суббота.
Маршрут 1.Автобус
Мне необходимо выйти во двор дома и пройти пешком до ближайшего
остановочного пункта автобуса №87с. В данном случае это остановка «Котовского».
Затем на автобусе совершить движение согласно его маршруту до конечной
остановки ДС «Зеленый луг-6». После чего оставшуюся часть пути пройти пешком.
Маршрут 2. Маршрутное такси
Необходимо выйти во двор дома. После чего, пройти пешком до ближайшего
остановочного пункта маршрутного такси №1187. В данном случае - остановка
«Котовского. Затем совершить движение согласно ее маршруту до конечной
остановки ДС «Зеленый луг-6». После чего оставшуюся часть пути пройти пешком.
Маршрут 3. Метро + маршрутное такси
Необходимо выйти во двор дома. Затем пройти пешком до ближайшей станции
метро, в данном случае - станция метро «Автозаводская». Зайти на станцию и
проехать до станции метро «Немига». После чего выйти из вагона и подняться на
ближайшую остановку маршрутного такси №1053. В данном случае - остановка
«станция метро Немига». И совершить движение согласно ее маршруту до конечной
остановки. В данном случае - остановка «Экспобел». После оставшуюся часть пути
пройти пешком.
Маршрут 4. Городское такси
Перед выходом я позвонила в службу такси 7788, для вызова такси, по
адресу г. Минск, ул. Орджоникидзе д.26. Мне сказали ожидать машину. Я вышла во
двор и подождала пока приедет такси. Оно следовало по маршруту г. Минск, ул.
Орджоникидзе д. 26 - ул. Центральная - пр-т Партизанский - МКАД - Логойский
тракт. После прибытия в конечную точку маршрута оставшуюся часть пути прошла
пешком.
Маршрут 5. Автомобиль соседа
Накануне вечером я зашла к соседу по лестничной клетке в гости и узнала,
что он собирается завтра с утра ехать в гипермаркет «BIGZZ», тогда я его
попросила, чтоб он меня подвез, сосед согласился.
На следующее утро я вышла во двор дома, где меня уже ждал сосед, сидя в
машине. Я подошла к машине, села и мы поехали согласно маршруту: г. Минск ул.
Орджоникидзе д. 26 - ул. Центральная - пр-т Партизанский - МКАД - Логойский
тракт. После прибытия в конечную точку маршрута оставшуюся часть пути прошла
пешком.
2. Характеристика субъектов, объектов и факторов ограничения
Субъекты: кондуктор, водитель маршрутного такси, диспетчер службы
такси, водитель такси, сосед.
Объекты: автобус, маршрутное такси, электропоезд, автомобиль такси, автомобиль
соседа.
Ограничения: с собой: ручная кладь весом 1 кг, день недели - суббота,
проездной на метро, денежная сумма в размере 100 000 рублей.
Маршрут 1. Автобус
Необходимо спуститься с первого этажа дома пешком, выйти из подъезда во
двор дома, затем пройти пешком со двора дома до ближайшего остановочного пункта
автобуса №87с. В данном случае это остановка «Котовского». Дождаться автобуса
указанного маршрута, зайдя в автобус необходимо приобрести талон у кондуктора.
На автобусе совершается движение согласно его маршруту до конечной остановки ДС
«Зеленый луг-6». После чего необходимо выйти из автобуса и оставшуюся часть
пути пройти пешком.
Маршрут 2. Маршрутное такси
Необходимо спуститься с первого этажа дома пешком, выйти из подъезда во
двор дома. После чего, пройти пешком со двора дома до ближайшего остановочного
пункта маршрутного такси №1187. В данном случае - остановка «Котовского».
Подождать маршрутное такси, зайти и оплатить водителю проезд. Затем совершить
движение согласно ее маршруту до конечной остановки ДС «Зеленый луг-6». После
чего выйти из нее и оставшуюся часть пути пройти пешком.
Маршрут 3. Метро + маршрутное такси
Необходимо спуститься с первого этажа дома пешком, выйти из подъезда во
двор дома. Затем пройти пешком со двора дома до ближайшей станции метро, в
данном случае - станция метро «Автозаводская». Спуститься в подземный переход,
зайти на станцию, спуститься на перрон, подождать пока прибудет электропоезд,
после чего сесть в него и проехать до станции метро «Немига», которая также
находится на автозаводской линии метро. После чего выйти из вагона, подняться
по лестнице, выйти из станции, пройти по подземному переходу и выйти из него на
ближайшую остановку маршрутного такси №1053. В данном случае - остановка
«станция метро Немига». Затем подождать маршрутку и после ее прибытия сесть в
нее, и оплатить водителю проезд. Совершить движение согласно ее маршруту до
конечной остановки. В данном случае - остановка «Экспобел». После прибытия
маршрутки на конечную остановку необходимо выйти из нее и оставшуюся часть пути
пройти пешком.
Маршрут 4. Городское такси
Перед выходом из дома я позвонила в службу такси 7788, для вызова такси,
по адресу г. Минск, ул. Орджоникидзе д.26. Мне диспетчер такси сказала ожидать
машину. Я вышла из квартиры, спустилась с первого этажа дома пешком, вышла из
подъезда во двор и подождала пока приедет такси, после чего села в него и
поехала. Перед этим сказав водителю, что едем по счетчику. Оно следовало по
маршруту г. Минск, ул. Орджоникидзе д. 26 - ул. Центральная - пр-т Партизанский
- МКАД - Логойский тракт. После прибытия в конечную точку маршрута я вышла из
такси и оставшуюся часть пути прошла пешком.
Маршрут 5. Автомобиль соседа
Накануне вечером я зашла к соседу по лестничной клетке в гости и узнала,
что он завтра утром собирается поехать в гипермаркет «BIGZZ», тогда я его
попросила, чтоб он меня подвез, сосед согласился.
На следующее утро я вышла из квартиры, спустилась с первого этажа дома
пешком, вышла из подъезда во двор дома, где меня уже ждал сосед, сидя в машине.
Я подошла к машине, села и мы поехали согласно маршруту: г. Минск ул.
Орджоникидзе д. 26 - ул. Центральная - пр-т Партизанский - МКАД - Логойский
тракт. После прибытия в конечную точку маршрута я вышла и оставшуюся часть пути
прошла пешком.
3. Характеристика событий и работ, построение сетевого графика
транспортный маршрут сетевой график
Рисунок 3.1 - Сетевой график
Таблица 3.1 - Характеристика событий и работ
Порядковый номер события
|
Событие
|
Шифр работы
|
Работа
|
Время, мин.
|
Субъекты
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
0
|
Решение поехать на работу принято (с ул. Орджоникидзе д.26)
Дата: 26 октября 2013г. Время: 10:00 утра
|
0-1
|
Движение с первого этажа дома до остановки «Котовского»
пешком
|
5-7
|
-
|
|
|
0-6
|
Движение с первого этажа во двор дома, по ул. Орджоникидзе
д.26, пешком
|
1-2
|
-
|
|
|
0-11
|
Движение с первого этажа дома к станции метро
«Автозаводская», пешком
|
9-11
|
-
|
1
|
Пришла на остановку «Котовского»
|
1-2
|
Ожидание автобуса №87с
|
-
|
-
|
|
|
1-3
|
Ожидание маршрутного такси №1187
|
-
|
-
|
2
|
Села в автобус
|
2-4
|
Поездка в автобусе и покупка талона
|
-
|
-
|
3
|
Села в маршрутное такси
|
3-5
|
Поездка в маршрутном такси и оплата проезда
|
-
|
водитель
|
4
|
Вышла на конечной остановке ДС «Зеленый луг-6» из автобуса
|
4-17
|
Движение от остановки к конечному пункту
|
11-13
|
-
|
5
|
Вышла на конечной остановке маршрутного такси №1187
|
5-17
|
Движение от конечной остановки до пункта назначения, пешком
|
3-5
|
-
|
6
|
Вышла во двор дома по ул. Орджоникидзе д.26
|
6-7
|
Ожидание автомобиля друга
|
-
|
-
|
|
|
6-8
|
Ожидание такси
|
-
|
-
|
7
|
Села в автомобиль друга
|
7-9
|
Поездка в автомобиле друга до остановки ДС «Зеленый луг-6»
|
-
|
-
|
8
|
Села в такси службы 7788
|
8-10
|
Поездка в такси до пересечения Логойского тракта и МКАД
(остановка «Экспобел»)
|
-
|
водитель такси
|
9
|
Вышла из автомобиля друга на остановке ДС «Зеленый луг-6»
|
9-17
|
Движение от остановки до конечного пункта
|
11-13
|
-
|
10
|
Вышла из такси на остановке «Экспобел»
|
10-17
|
Движение от остановки до пункта назначения
|
3-5
|
-
|
11
|
Пришла на платформу станции метро «Автозаводская»
|
11-12
|
Ожидание электропоезда
|
-
|
-
|
12
|
Села в электропоезд
|
12-13
|
Поездка в электропоезде до ст. м. «Немига»
|
-
|
-
|
13
|
Приехала на станцию метро «Немига»
|
13-14
|
Движение от станции метро «Немига» к остановке маршрутного
такси №1053
|
3-5
|
-
|
14
|
Пришла на остановку маршрутки №1053
|
14-15
|
Ожидание маршрутного такси №1053
|
-
|
-
|
15
|
Села в маршрутное такси №1053
|
15-16
|
Поездка в маршрутке до конечной остановки
|
-
|
водитель
|
16
|
Вышла из маршрутки
|
16-17
|
Движение от остановки до пункта назначения
|
3-5
|
-
|
17
|
Стою в пункте назначения (конечный пункт достигнут)
|
|
|
|
|
4. РАСЧЕТ
ПАРАМЕТРОВ СЕТЕВОГО ГРАФИКА
Таблица 4.1 - Характеристика событий и работ
Порядковый номер событияСобытиеШифр работыРаботаВремя,
мин.Субъекты
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
0
|
Решение поехать на работу принято (с ул. Орджоникидзе д.26)
Дата: 26 октября 2013г. Время: 10:00 утра
|
0-1
|
Движение с первого этажа дома до остановки «Котовского»
пешком
|
6стр.18
|
-
|
|
|
0-6
|
Движение с первого этажа во двор дома, по ул. Орджоникидзе
д.26, пешком
|
2стр.18
|
-
|
|
|
0-11
|
Движение с первого этажа дома к станции метро
«Автозаводская», пешком
|
10стр.18
|
-
|
1
|
Пришла на остановку «Котовского»
|
1-2
|
Ожидание автобуса №87с
|
4[а]
|
-
|
|
|
1-3
|
Ожидание маршрутного такси №1187
|
1[е]
|
-
|
2
|
Села в автобус
|
2-4
|
Поездка в автобусе и покупка талона
|
44[б]
|
-
|
3
|
Села в маршрутное такси
|
3-5
|
Поездка в маршрутном такси и оплата проезда
|
33[в]
|
водитель
|
4
|
Вышла на конечной остановке ДС «Зеленый луг-6» из автобуса
|
4-17
|
Движение от остановки к конечному пункту
|
12стр.19
|
-
|
5
|
Вышла на конечной остановке маршрутного такси №1187
|
5-17
|
Движение от конечной остановки до пункта назначения, пешком
|
4стр.19
|
-
|
6
|
Вышла во двор дома по ул. Орджоникидзе д.26
|
6-7
|
Ожидание автомобиля друга
|
2стр.19
|
-
|
|
|
6-8
|
Ожидание такси
|
9стр.19
|
-
|
7
|
Села в автомобиль друга
|
7-9
|
Поездка в автомобиле друга до остановки ДС «Зеленый луг-6»
|
25стр.19
|
друг
|
8
|
Села в такси службы 7788
|
8-10
|
Поездка в такси до пересечения Логойского тракта и МКАД
(остановка «Экспобел»)
|
32стр.19
|
водитель такси
|
9
|
Вышла из автомобиля друга на остановке ДС «Зеленый луг-6»
|
9-17
|
Движение от остановки до конечного пункта
|
12стр.19
|
-
|
10
|
Вышла из такси на остановке «Экспобел»
|
10-17
|
Движение от остановки до пункта назначения
|
4стр.19
|
-
|
11
|
Пришла на платформу станции метро «Автозаводская»
|
11-12
|
Ожидание электропоезда
|
2[ж]
|
-
|
12
|
Села в электропоезд
|
12-13
|
Поездка в электропоезде до ст. м. «Немига»
|
13[д]
|
-
|
13
|
Приехала на станцию метро «Немига»
|
13-14
|
Движение от станции метро «Немига» к остановке маршрутного
такси №1053
|
4стр.19
|
-
|
14
|
Пришла на остановку маршрутки №1053
|
14-15
|
Ожидание маршрутного такси №1053
|
4[з]
|
-
|
15
|
Села в маршрутное такси №1053
|
15-16
|
Поездка в маршрутке до конечной остановки
|
20[г]
|
водитель
|
16
|
Вышла из маршрутки
|
16-17
|
Движение от остановки до пункта назначения
|
4стр.19
|
-
|
17
|
Стою в пункте назначения (конечный пункт достигнут)
|
|
|
|
|
Примечание к таблице 4.1
а) Выйдя из дома в 10:00 до остановки «Котовского» идти 6 минут, а
автобус прибывает в 10:10, соответственно 10:10 - 10:06 = 4 минуты ожидания
автобуса №87с. Регламент в Приложении А.
б) Поездка в автобусе составляет 44 минуты, исходя из расписания автобуса
№87с. Начальная остановка «Котовского», на которую автобус прибывает в 10:10
минут, а конечная «Зеленый Луг - 6 дс» на которую автобус прибывает в 10:54,
откуда следует 10:54 - 10:10 = 44 минуты. Регламент в Приложении А.
в), г) На маршрутном такси регламент не используется, принимаем среднее
значение 33 минуты и 20 минут соответственно.
д)На метро регламент не используется, принимаем среднее значение 13
минут.
е) Интервал движения маршрутки №1187 по регламенту = 16 минут, а время
начала ее работы в 6:39 минут, исходя из этого, после подсчетов и учета времени
выхода из дома и времени до остановки вышло, что время ожидания = 1 минуте.
Регламент в Приложении А.
ж) Интервал движения электропоезда с 9:00 до 16:00 = 3,5;4 минуты. Исходя
из данных задачи и расчетов, ожидать электропоезд необходимо 2 минуты.
Регламент в Приложении Б.
з) Интервал движения маршрутки №1053 по регламенту в среднем = 7,5 минут,
а время начала ее работы в 7:06 минут, исходя из этого, после подсчетов и учета
времени выхода из дома и времени до остановки вышло, что время ожидания = 4
минуты. Регламент в Приложении Б.
Таблица 4.2 - Параметры сети
Предшествующее событие i
|
Последнее событие j
|
tож
|
Tрj
|
Tпj
|
Rj
|
Rпij
|
Rcij
|
tрнij
|
tроij
|
tпнij
|
tпоij
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
0
|
1
|
6
|
6
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
6
|
0
|
6
|
0
|
6
|
2
|
2
|
21
|
19
|
19
|
0
|
0
|
2
|
19
|
21
|
0
|
11
|
10
|
10
|
19
|
9
|
9
|
0
|
0
|
10
|
9
|
19
|
1
|
2
|
4
|
10
|
10
|
0
|
0
|
0
|
6
|
10
|
6
|
10
|
1
|
3
|
1
|
7
|
29
|
22
|
22
|
0
|
6
|
7
|
28
|
29
|
2
|
4
|
44
|
54
|
54
|
0
|
0
|
0
|
10
|
54
|
10
|
54
|
3
|
5
|
33
|
40
|
62
|
22
|
22
|
0
|
7
|
40
|
29
|
62
|
4
|
17
|
12
|
66
|
66
|
0
|
0
|
0
|
54
|
66
|
54
|
66
|
5
|
17
|
4
|
66
|
66
|
0
|
22
|
22
|
40
|
44
|
62
|
66
|
6
|
7
|
2
|
4
|
29
|
25
|
25
|
0
|
2
|
4
|
27
|
29
|
6
|
8
|
9
|
11
|
30
|
19
|
19
|
0
|
2
|
11
|
21
|
30
|
7
|
9
|
25
|
29
|
54
|
25
|
25
|
0
|
4
|
29
|
29
|
54
|
8
|
10
|
32
|
43
|
62
|
19
|
19
|
0
|
11
|
43
|
30
|
62
|
9
|
17
|
12
|
66
|
66
|
0
|
25
|
25
|
29
|
41
|
54
|
66
|
10
|
17
|
4
|
66
|
66
|
0
|
19
|
19
|
43
|
47
|
62
|
66
|
11
|
12
|
2
|
12
|
21
|
9
|
9
|
0
|
10
|
12
|
19
|
21
|
12
|
13
|
13
|
25
|
34
|
9
|
9
|
0
|
12
|
25
|
21
|
34
|
13
|
14
|
4
|
29
|
38
|
9
|
9
|
0
|
25
|
29
|
34
|
38
|
14
|
15
|
4
|
33
|
42
|
9
|
9
|
0
|
29
|
33
|
38
|
42
|
15
|
16
|
20
|
53
|
62
|
9
|
9
|
0
|
33
|
53
|
42
|
62
|
16
|
17
|
4
|
66
|
66
|
0
|
9
|
9
|
53
|
57
|
62
|
66
|
Использованные при расчетах условные обозначения параметров сети:j
и Tпj - ранний и поздний сроки совершения события j;- резерв времени
события j;пij и Rcij - полный и свободный резервы работы;рнij
и tпнij - ранний и поздний сроки начала работы;роij и tпоij
- ранний и поздний сроки окончания работы.
При определении ожидаемого времени выполнения каждой работы, указанной на
графе, использована следующая формула:
ож=(to+4tнв+tп)/6
где tо, tнв, tn - соответственно
оптимистическая, наиболее вероятная и пессимистическая оценка времени
выполнения работы.
По приведенным в таблице 4.2 трем оценкам времени для каждой работы
рассчитывают ожидаемое время tож:ож0-1= (5+4*6+7)/6 = 6
минут;ож0-6 = (1+4*2+2)/6 = 2 минуты;ож0-11 =
(9+4*10+11)/6 = 10минут;ож1-2 = 4 минуты;ож1-3 = 1
минута;ож2-4 = 44 минуты;ож3-5 = 33 минуты;ож4-17=
(11+4*12+13)/6 = 12 минут;ож5-17 = (3+4*4+5)/6 = 4 минуты;ож6-7=
(1+4*2+3)/6 = 2 минуты;ож6-8 = (8+4*9+10)/6 = 9 минут;ож7-9 =
(24+4*25+26)/6 = 25 минут;ож8-10= (31+4*32+33)/6 = 32 минуты;ож9-17
= (11+4*12+13)/6 = 12 минут;ож10-17= (3+4*4+5)/6 = 4 минуты;ож11-12
= 2 минуты;ож12-13 = 13 минут;ож13-14= (3+4*4+5)/6 = 4
минуты;ож14-15= 4 минуты;ож15-16 = 20 минут;ож16-17=
(3+4*4+5)/6 = 4 минуты.
Определяем ранние сроки совершения события Tрj по формуле:
Тpj = max{Tpi+tожij}р0 = 0
минут;р1 = Tр0+ tож0-1 = 0+6 = 6 минут;р2
= Tр1+ tож1-2 = 6+4 = 10 минут;р3 = Tр1+
tож1-3 = 6+1 = 7 минут;р4 = Tр2+ tож2-4 =
10+44 = 54 минуты;р5 = Tр3+ tож3-5 = 7+33 = 40
минут;р6 = Tр0+ tож0-6 = 0+2 = 2 минуты;р7
= Tр6+ tож6-7= 2+2 = 4 минуты;р8 = Tр6+
tож6-8= 2+9 = 11 минут;р9 = Tр7+ tож7-9=
4+25 = 29 минут;р10 = Tр8+ tож8-10= 11+32 = 43
минуты;р11 = Tр0+ tож0-11= 0+10 = 10 минут;р12
= Tр11+ tож11-12= 10+2 = 12 минут;р13 = Tр12+
tож12-13= 12+13 = 25 минут;р14 = Tр13+ tож13-14=
25+4 = 29 минут;р15 = Tр14+ tож14-15= 29+4 =
33 минуты;р16 = Tр15+ tож15-16= 33+20 = 53 минуты;р17
= Tр4+ tож4-17= 54+12 = 66 минут;р171
= Tр5+ tож5-17= 40+4 = 44 минуты;р172
= Tр9+ tож9-17= 29+12 = 41 минута;р173
= Tр10+ tож10-17= 43+4 = 47 минут;р174
= Tр16+ tож16-17= 53+4 = 57 минут.
Поздние сроки выполнения события Tпj рассчитываются по формуле:
пi = min{Tпj - tожij}п17 = Tр17
= 66 минут;п16 = Tп17- tож16-17 = 66-4 = 62
минуты;п15 = Tп16- tож15-16 = 62-20 = 42
минуты;п14 = Tп15- tож14-15= 42-4 = 38 минут;п13
= Tп14- tож13-14= 38-4 = 34 минуты;п12 = Tп13-
tож12-13= 34-13 = 21 минута;п11 = Tп12- tож11-12=
21-2 = 19 минут;п10 = Tп17- tож10-17= 66-4 =
62 минуты;п9 = Tп17- tож9-17= 66-12 = 54
минуты;п8 = Tп10- tож8-10= 62-32 = 30 минут;п7
= Tп9- tож7-9= 54-25 = 29 минут;п6 = Tп8-
tож6-8= 30-9 = 21 минута;п61 = Tп7-
tож6-7= 29-2 = 27 минут;п5 = Tп17- tож5-17=
66-4 = 62 минуты;п4 = Tп17- tож4-17= 66-12 =
54 минуты;п3 = Tп5- tож3-5= 62-33 = 29 минут;п2
= Tп4- tож2-4= 54-44 = 10 минут;п1 = Tп3-
tож1-3= 29-1 = 28 минут;п1 = Tп2- tож1-2=
10-4 = 6 минут;п0 = Tп1- tож0-1= 6-6 = 0
минут;п01 = Tп6- tож0-6= 21-2 = 19
минут;п02 = Tп11- tож0-11= 19-10 =
9 минут.
Далее найдем резервы событий Rj:
= Тпi - Трi0= Tп0- Tр0=0-0=0
минут;1= Tп1- Tр1=6-6=0 минут;2= Tп2-
Tр2=10-10=0 минут;3= Tп3- Tр3=29-7=22
минуты;4= Tп4- Tр4=54-54=0 минут;5=
Tп5- Tр5=62-40=22 минуты;6= Tп6- Tр6=21-2=19
минут;7= Tп7- Tр7=29-4=25 минут;8=
Tп8- Tр8=30-11=19 минут;9= Tп9- Tр9=54-29=25
минут;10= Tп10- Tр10=62-43=19 минут;11=
Tп11- Tр11 =19-10=9 минут;12= Tп12-
Tр12=21-12=9 минут;13= Tп13- Tр13=34-25=
9 минут;14= Tп14- Tр14=38-29=9 минут;15=
Tп15- Tр15=42-33=9 минут;16= Tп16-
Tр16=62-53=9 минут;17= Tп17- Tр17=66-66=0
минут.
Определяем полные и свободные резервы (Rпij, Rcij)
для всех работ:
пij = Тпj - Трi - tijij = Tpj
- Tpi - tожij
Для работы 0-1
п0-1 = Тп1-Тр0-t0-1 = 6-0-6 =
0 минут;с0-1 = Тр1-Тр0-t0-1 = 6-0-6
= 0 минут;
Для работы 0-6
п0-6= Тп6-Тр0-t0-6 = 21-0-2 =
19 минут;с0-6 = Тр6-Тр0-t0-6 =
2-0-2 = 0 минут;
Для работы 0-11
п0-11 = Тп11-Тр0-t0-11 =
19-0-10 = 9 минут;с0-11 = Тр11-Тр0-t0-11 =
10-0-10 = 0 минут;
Для работы 1-2
п1-2 = Тп2-Тр1-t1-2 = 10-6-4
= 0 минут;с1-2 = Тр2-Тр1-t1-2 =
10-6-4 = 0 минут;
Для работы 1-3
п1-3 = Тп3-Тр1-t1-3 = 29-6-1
= 22 минуты;с1-3= Tр3-Tр1-t1-3 =
7-6-1 = 0 минут;
Для работы 2-4
п2-4 = Тп4-Тр2-t2-4 =
54-10-44 = 0 минут;с2-4 = Тр4-Тр2-t2-4
= 54-10-44 = 0 минут;
Для работы 3-5
п3-5 = Тп5-Тр3-t3-5 = 62-7-33
= 22 минуты;с3-5 = Тр5-Тр3-t3-5 =
40-7-33 = 0 минут;
Для работы 4-17
п4-17= Тп17-Тр4-t4-17 =
66-54-12 = 0 минут;с4-17= Тр17-Тр4-t4-17
= 66-54-12 = 0 минут;
Для работы 5-17
п5-17 = Тп17-Тр5-t5-17 =
66-40-4 = 22 минуты;с5-17 = Тр17-Тр5-t5-17
= 66-40-4 = 22 минуты;
Для работы 6-7
п6-7 = Тп7-Тр6-t6-7 = 29-2-2
= 25 минут;с6-7 = Тр7-Тр6-t6-7 =
4-2-2 = 0 минут;
Для работы 6-8
п6-8 = Тп8-Тр6-t6-8 = 30-2-9
= 19 минут;с6-8 = Тр8-Тр6-t6-8 =
11-2-9 = 0 минут;
Для работы 7-9
п7-9 = Тп9-Тр7-t7-9 = 54-4-25
= 25 минут;с7-9= Тр9-Тр7-t7-9 =
29-4-25 = 0 минут;
Для работы 8-10
п8-10 = Тп10-Тр8-t8-10 =
62-11-32 = 19 минут;с8-10 = Тр10-Тр8-t8-10
= 43-11-32 = 0 минут;
Для работы 9-17
п9-17 = Тп17-Тр9-t9-17 =
66-29-12 = 25 минут;с9-17= Tр17-Tр9-t9-17=
66-29-12 = 25 минут;
Для работы 10-17
п10-17 = Тп17-Тр10-t10-17 =
66-43-4 = 19 минут;с10-17 = Тр17-Тр10-t10-17
= 66-43-4 = 19 минут;
Для работы 11-12
п11-12 = Тп12-Тр11-t11-12=
21-10-2 = 9 минут;с11-12= Тр12-Тр11-t11-12
= 12-10-2 = 0 минут;
Для работы 12-13
п12-13= Тп13-Тр12-t12-13 =
34-12-13 = 9 минут;с12-13= Тр13-Тр12-t12-13
= 25-12-13 = 0 минут;
Для работы 13-14
п13-14 = Тп14-Тр13-t13-14 =
38-25-4 = 9 минут;с13-14 = Тр14-Тр13-t13-14
= 29-25-4 = 0 минут;
Для работы 14-15
п14-15 = Тп15-Тр14-t14-15 =
42-29-4 = 9 минут;с14-15 = Тр15-Тр14-t14-15
= 33-29-4 = 0 минут;
Для работы 15-16
п15-16= Тп16-Тр15-t15-16 =
62-33-20 = 9 минут;с15-16= Тр16-Тр15-t15-16=
53-33-20 = 0 минут;
Для работы 16-17
п16-17= Тп17-Тр16-t16-17 =
66-53-4 = 9 минут;с16-17= Тр17-Тр16-t16-17=
66-53-4 = 9 минут.
В заключении определяем ранние и поздние сроки начала и окончания работ
(tрнij, tпнij, tроij, tпоij) по
следующим формулам:
рнij = Трipoij=Tpi + tожijпнij = Tпj
- tожijпоij = Tпj
Для работы 0-1
рн0-1= Tр0 = 0 минут;ро0-1= Tр0+t0-1 =
0+6 = 6 минут;пн0-1= Tп1- t0-1 = 6-6 = 0
минут;по0-1= Tп1 = 6 минут;
Для работы 0-6
рн0-6= Tр0 = 0 минут;ро0-6= Tр0+t0-6
= 0+2 = 2 минуты;пн0-6= Tп6- t0-6 = 21-2 = 19
минут;по0-6= Tп6 = 21 минута;
Для работы 0-11
рн0-11= Tр0 = 0 минут;ро0-11= Tр0+t0-11
= 0+10 = 10 минут;пн0-11= Tп11- t0-11 = 19-10
= 9 минут;по0-11= Tп11 = 19 минут;
Для работы 1-2
рн1-2= Tр1 = 6 минут;ро1-2= Tр1+t1-2 =
6+4 = 10 минут;пн1-2= Tп2- t1-2 = 10-4 =
6минут;по1-2= Tп2 = 10 минут;
Для работы 1-3
рн1-3= Tр1 = 6 минут;ро1-3= Tр1+t1-3
= 6+1 = 7 минут;пн1-3= Tп3- t1-3 =29-1 = 28
минут;по1-3= Tп3 = 29 минут;
Для работы 2-4
рн2-4= Tр2 = 10 минут;ро2-4= Tр2+t2-4
= 10+44 = 54 минуты;пн2-4= Tп4- t2-4 = 54-44 =
10 минут;по2-4= Tп4 = 54 минуты;
Для работы 3-5
рн3-5= Tр3 = 7 минут;ро3-5= Tр3+t3-5
= 7+33 = 40 минут;пн3-5= Tп5- t3-5 = 62-33 =
29 минут;по3-5= Tп5 = 62 минуты;
Для работы 4-17
рн4-17= Tр4 = 54минуты;ро4-17= Tр4+t4-17
= 54+12 = 66 минут;пн4-17= Tп17- t4-17 = 66-12
= 54 минуты;по4-17= Tп17 = 66 минут;
Для работы 5-17
tрн5-17= Tр5 = 40минут;ро5-17= Tр5+t5-17
= 40+4 = 44 минуты;пн5-17= Tп17- t5-17 = 66-4
= 62 минуты;по5-17= Tп17 = 66 минут;
Для работы 6-7
рн6-7= Tр6 = 2минуты;ро6-7= Tр6+t6-7
= 2+2 = 4 минуты;пн6-7= Tп7- t6-7 = 29-2 = 27
минут;по6-7= Tп7 = 29 минут;
Для работы 6-8
рн6-8= Tр6 = 2минуты;ро6-8= Tр6+t6-8
= 2+9 = 11 минут;пн6-8= Tп8- t6-8 = 30-9 = 21
минута;по6-8= Tп8 = 30 минут;
Для работы 7-9
рн7-9= Tр7 = 4минуты;ро7-9= Tр7+t7-9
= 4+25 = 29 минут;пн7-9= Tп9- t7-9 = 54-25 =
29 минут;по7-9= Tп9 = 54 минуты;
Для работы 8-10
рн8-10= Tр8 = 11минут;ро8-10= Tр8+t8-10
= 11+32 = 43 минуты;пн8-10= Tп10- t8-10 =
62-32 = 30 минут;по8-10= Tп10 = 62 минуты;
Для работы 9-17
рн9-17= Tр9 = 29минут;ро9-17= Tр9+t9-17
= 29+12 = 41 минута;пн9-17= Tп17- t9-17 =
66-12 = 54 минуты;по9-17= Tп17 = 66 минут;
Для работы 10-17
рн10-17= Tр10 = 43минуты;ро10-17= Tр10+t10-17
= 43+4 = 47 минут;пн10-17= Tп17- t10-17 = 66-4
= 62 минуты;по10-17= Tп17 = 66 минут;
Для работы 11-12
рн11-12= Tр11 = 10минут;ро11-12= Tр11+t11-12
= 10+2 = 12 минут;пн11-12= Tп12- t11-12 = 21-2
= 19 минут;по11-12= Tп12 = 21 минута;
Для работы 12-13
рн12-13= Tр12 = 12минут;ро12-13= Tр12+t12-13
= 12+13 = 25 минут;пн12-13= Tп13- t12-13 =
34-13 = 21 минута;по12-13= Tп13 = 34 минуты;
Для работы 13-14
рн13-14= Tр13 = 25минут;ро13-14= Tр13+t13-14
= 25+4 = 29 минут;пн13-14= Tп14- t13-14 = 38-4
= 34 минуты;по13-14= Tп14 = 38 минут;
Для работы 14-15
рн14-15= Tр14 = 29минут;ро14-15= Tр14+t14-15
= 29+4 = 33 минуты;пн14-15= Tп15- t14-15 =
42-4 = 38 минут;по14-15= Tп15 = 42 минуты;
Для работы 15-16
рн15-16= Tр15 = 33минуты;ро15-16= Tр15+t15-16
= 33+20 = 53 минуты;пн15-16= Tп16- t15-16 =
62-20 = 42 минуты;по15-16= Tп16 = 62 минуты;
рн16-17= Tр16 = 53минуты;ро16-17= Tр16+t16-17
= 53+4 = 57 минут;пн16-17= Tп17- t16-17 = 66-4
= 62 минуты;по16-17= Tп17 = 66 минут.
События, резервы времени, выполнения которых равны 0, лежат на
критическом пути.
Указанные события, соединены жирной линией, обозначают критический путь.
Рисунок 4.1 - Сетевой график (критерий - время, мин.)
5.
ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ГРАФИКА
Необходимо оптимизировать сетевой график:
выявить критический путь сетевого графика. Критическим путем является
тот, у которого каждая работа пути = 0, т.е. Ri= 0. В данном случае
критический путь состоит из работ 0-1, 1-2, 2-4, 4-17, т.к. R0 = 0
минут, R1 = 0 минут, R2 = 0 минут, R4 = 0
минут, R17 = 0 минут;
путем сложения работ на каждом пути, кроме критического, выявить продолжительность
максимального пути;
рассчитать коэффициент напряженности работ, не лежащих на критическом
пути и выбрать из полученных значений с наибольшей напряженностью;
после чего начать оптимизацию, т.е. сократить время работ, зависящих от
меня, после чего снова рассчитать коэффициент напряженности.
Коэффициент напряженности работ
где t(Lкр) - продолжительность критического пути;(Lmax) -
продолжительность максимального пути, проходящего через данную работу;’(Lкр) -
продолжительность отрезка пути t(Lmax), совпадающего с критическим путем.
Кн1-3= 44-6/66-6 = 0,633
Кн3-5 = 44-6/66-6 = 0,633
Кн5-17 = 44-6/66-6 = 0,633
Кн0-6 = 41/66 = 0,621
Кн6-7 = 41/66 = 0,621
Кн7-9 = 41/66 = 0,621
Кн9-17 = 41/66 = 0,621
Кн0-6’= 47/66 = 0,712
Кн6-8= 47/66 = 0,712
Кн8-10= 47/66 = 0,712
Кн10-17 = 47/66 = 0,712
Кн0-11= 57/66 = 0,864
Кн11-12= 57/66 = 0,864
Кн12-13= 57/66 = 0,864
Кн13-14= 57/66 = 0,864
Кн14-15= 57/66 = 0,864
Кн15-16= 57/66 = 0,864
Кн16-17= 57/66 = 0,864
Самый большой коэффициент напряженности на работах 0-11, 11-12, 12-13,
13-14, 14-15, 15-16, 16-17. Исходя из этого необходимо оптимизировать маршрут
№3.
Работа 0-11. Движение с первого этажа дома к станции метро
«Автозаводская», пешком (время = 10 минут), для того, чтобы оптимизировать
данную работу необходимо попросить соседа подвезти на машине из дома до станции
метро «Автозаводская», таким образом, сократить время движения на 4 минуты. 10
минут - 4 минуты = 6 минут. (tож0-11 = 6 минут).
Определение ожидаемого времени
ож=(to+4tнв+tп)/6
где tо, tнв, tn - соответственно
оптимистическая, наиболее вероятная и пессимистическая оценка времени
выполнения работы.ож0-11 = (5+6*8+7)/6 = 6минут;ож11-12=
(1+4*2+3)/6 = 2 минуты;ож12-13= (12+4*13+14)/6 = 13 минут;ож13-14=
(3+4*3+5)/6 = 4 минуты;ож14-15= (3+4*4+5)/6 = 4 минуты;ож15-16=
(19+4*20+21)/6 = 20 минут;ож16-17= (3+4*3+5)/6 = 4 минуты.
Определяем ранние сроки совершения события Tрj по формуле:
Тpj = max{Tpi+tожij}р0 = 0
минут;р11 = Tр0+ tож0-11= 0+6 = 6 минут;р12
= Tр11+ tож11-12= 6+2 = 8 минут;р13 = Tр12+
tож12-13= 8+13 = 21 минута;р14 = Tр13+ tож13-14=
21+4 = 25 минут;р15 = Tр14+ tож14-15= 25+4 =
29 минут;р16 = Tр15+ tож15-16= 29+20 = 49
минут;р17 = Tр16+ tож16-17= 49+4 = 53 минуты.
Поздние сроки выполнения события Tпj рассчитываются по
формуле:
пi = min{Tпj - tожij}п17 = Tр17
= 53 минуты;п16 = Tп17- tож16-17 = 53-4 = 49
минут;п15 = Tп16- tож15-16 = 49-20 = 29
минут;п14 = Tп15- tож14-15= 29-4 = 25 минут;п13
= Tп14- tож13-14= 25-4 = 21 минута;п12 = Tп13-
tож12-13= 21-13 = 8 минут;п11 = Tп12- tож11-12=
8-2 = 6 минут;п0 = Tп11- tож0-11= 6-6 = 0
минут.
Далее найдем резервы событий Rj:
= Тпi - Трi0= Tп0- Tр0=0-0=0
минут;11= Tп11- Tр11 =6-6=0 минут;12=
Tп12- Tр12=8-8=0 минут;13= Tп13- Tр13=21-21=
0 минут;14= Tп14- Tр14=25-25=0 минут;15=
Tп15- Tр15=29-29=0 минут;16= Tп16-
Tр16=49-49=0 минут;17= Tп17- Tр17=53-53=0
минут.
Определяем полные и свободные резервы (Rпij, Rcij)
для всех работ:
пij = Тпj - Трi - tijij = Tpj
- Tpi - tожij
Для работы 0-11
Rп0-11= Тп11-Тр0-t0-11= 6-0-6
= 0 минут;с0-11= Тр11-Тр0-t0-11 =
6-0-6 = 0 минут;
Для работы 11-12
п11-12 = Тп12-Тр11-t11-12=
8-6-2 = 0 минут;с11-12= Тр12-Тр11-t11-12
= 8-6-2 = 0 минут;
Для работы 12-13
п12-13= Тп13-Тр12-t12-13 =
21-8-13 = 0 минут;с12-13= Тр13-Тр12-t12-13
= 21-8-13 = 0 минут;
Для работы 13-14
п13-14 = Тп14-Тр13-t13-14 =
25-21-4 = 0 минут;с13-14 = Тр14-Тр13-t13-14
= 25-21-4 = 0 минут;
Для работы 14-15
п14-15 = Тп15-Тр14-t14-15 =
29-25-4 = 0 минут;с14-15 = Тр15-Тр14-t14-15
= 29-25-4 = 0 минут;
Для работы 15-16
п15-16= Тп16-Тр15-t15-16 =
49-29-20 = 0 минут;с15-16= Тр16-Тр15-t15-16=
49-29-20 = 0 минут;
Для работы 16-17
Rп16-17= Тп17-Тр16-t16-17 =
53-49-4 = 0 минут;с16-17= Тр17-Тр16-t16-17=
53-49-4 = 0 минут.
В заключении определяем ранние и поздние сроки начала и окончания работ
(tрнij, tпнij, tроij, tпоij) по
следующим формулам:
рнij = Трipoij=Tpi + tожijпнij = Tпj
- tожijпоij = Tпj
Для работы 0-11
рн0-11= Tр0 = 0 минут;ро0-11= Tр0+t0-11
= 0+6 = 6 минут;пн0-11= Tп11- t0-11 = 6-6 = 0
минут;по0-11= Tп11 = 6 минут;
Для работы 11-12
рн11-12= Tр11 = 6минут;ро11-12= Tр11+t11-12
= 6+2 = 8 минут;пн11-12= Tп12- t11-12 = 8-2 =
6 минут;по11-12= Tп12 = 8 минут;
Для работы 12-13
рн12-13= Tр12 = 8минут;ро12-13= Tр12+t12-13
= 8+13 = 21 минута;пн12-13= Tп13- t12-13 =
21-13 = 8 минут;по12-13= Tп13 = 21 минута;
Для работы 13-14
рн13-14= Tр13 = 21минута;ро13-14= Tр13+t13-14
= 21+4 = 25 минут;пн13-14= Tп14- t13-14 = 25-4
= 21 минута;по13-14= Tп14 = 25 минут;
Для работы 14-15
рн14-15= Tр14 = 25минут;ро14-15= Tр14+t14-15
= 25+4 = 29 минут;пн14-15= Tп15- t14-15 = 29-4
= 25 минут;по14-15= Tп15 = 29 минут;
Для работы 15-16
рн15-16= Tр15 = 29минут;ро15-16= Tр15+t15-16
= 29+20 = 49 минут;пн15-16= Tп16- t15-16 =
49-20 = 29 минут;по15-16= Tп16 = 49 минут;
Для работы 16-17
рн16-17= Tр16 = 49минут;ро16-17= Tр16+t16-17
= 49+4 = 53 минуты;пн16-17= Tп17- t16-17 =
53-4 = 49 минут;по16-17= Tп17 = 53 минуты.
Таблица 5.1 - Параметры сети
Предшествующее событие i
|
Последнее событие j
|
tож
|
Tрj
|
Tпj
|
Rj
|
Rпij
|
Rcij
|
tрнij
|
tроij
|
tпнij
|
tпоij
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
0
|
11
|
6
|
6
|
6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
6
|
0
|
6
|
11
|
12
|
2
|
8
|
8
|
0
|
0
|
0
|
6
|
8
|
6
|
8
|
12
|
13
|
13
|
21
|
21
|
0
|
0
|
0
|
8
|
21
|
8
|
21
|
13
|
14
|
4
|
25
|
25
|
0
|
0
|
0
|
21
|
25
|
21
|
25
|
14
|
15
|
4
|
29
|
29
|
0
|
0
|
0
|
25
|
29
|
25
|
29
|
15
|
16
|
20
|
49
|
49
|
0
|
0
|
0
|
29
|
49
|
29
|
49
|
16
|
17
|
4
|
53
|
53
|
0
|
0
|
0
|
49
|
53
|
49
|
53
|
Коэффициент напряженности работ маршрута №3 (состоит из работ 0-11,
11-12, 12-13, 13-14, 14-15, 15-16, 16-17)
Кн0-11= 53/66 = 0,803
Кн11-12= 53/66 = 0,803
Кн12-13= 53/66 = 0,803
Кн13-14= 53/66 = 0,803
Кн14-15= 53/66 = 0,803
Кн15-16= 53/66 = 0,803
Кн16-17= 53/66 = 0,803
После оптимизации работы 0-11 маршрута №3 напряженность уменьшилась: Кнij
до оптимизации = 0,864, после оптимизации = 0,803 соответственно
0,864-0,803=0,061. Коэффициент напряженности уменьшился на 0,061.
Таблица 5.2 - Коэффициент напряженности для всех работ
Шифр работы
|
Кн до оптимизации
|
Кн после оптимизации
|
1-3
|
0,633
|
0,633
|
3-5
|
0,633
|
0,633
|
5-17
|
0,633
|
0,633
|
0-6
|
0,621
|
0,621
|
6-7
|
0,621
|
0,621
|
7-9
|
0,621
|
0,621
|
9-17
|
0,621
|
0,621
|
0-6’
|
0,712
|
0,712
|
6-8
|
0,712
|
0,712
|
8-10
|
0,712
|
0,712
|
10-17
|
0,712
|
0,712
|
0-11
|
0,864
|
0,803
|
11-12
|
0,864
|
0,803
|
12-13
|
0,864
|
0,803
|
13-14
|
0,864
|
0,803
|
14-15
|
0,864
|
0,803
|
15-16
|
0,864
|
0,803
|
16-17
|
0,864
|
0,803
|
Рисунок 5.1 - Сетевой график (критерий - время, мин.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оптимизация - это своевременное выполнение каждой из работ с наименьшими
затратами времени.
В данной курсовой работе были составлены и рассмотрены 5 маршрутов
движения из дома на работу (г.Минск, ул.Орджоникидзе д.26 - Минская обл.,
Минский р-н, пересечение Логойского тракта и МКАД). Исходя из этих маршрутов,
был составлен сетевой график по критерию время в минутах, рассчитаны параметры
сети. После расчета параметров сети определен критический путь сетевого графика
по резервам событий (Ri), т.е. на всех работах маршрута Ri = 0. В данной
курсовой работе это маршрут №1, состоящий из работ 0-1, 1-2, 2-4, 4-17, где все
они равны 0.
После чего, рассчитан максимальный маршрут, по времени, сетевого графика.
Исходя из данных значений, выявлен наибольший коэффициент напряженности работ,
который составил 0,864 на работах 0-11, 11-12, 12-13, 13-14, 14-15, 15-16,
16-17 или на маршруте №3.
Для того чтобы коэффициент напряженности на маршруте №3 стал меньше и
были наименьшие затраты по времени необходимо оптимизировать работу 0-11.Нужно
заранее попросить соседа подвезти из дома, находящегося по адресу г. Минск, ул.
Орджоникидзе д.26 до станции метро «Автозаводская» на его автомобиле. В этом
случае ожидаемое время станет меньше на 4 минуты: tож0-11 =
(9+4*10+11)/6 = 10минут перед оптимизацией, после оптимизации tож0-11,
= (5+4*6+7)/6 = 6 минут.tож0-11 - tож0-11, =
10 минут - 6 минут = 4 минуты.
Оптимизация позволила выяснить кратчайшее время выполнения данной работы
соответственно уменьшить затраты времени на маршруте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лабораторные
работы (практикум) по курсу «Организация, планирование и управление
машиностроительных предприятий» для специальностей 0513 - «Автомобили и
тракторы», 0523 - «Двигатели внутреннего сгорания» Мн.: БПИ, 1987г.
2. Левкович
О.А., Гайнутдинов Э.М. Пособие по курсу «Экономика и организация авторемонтного
производства» Часть 2 Мн.: БПИ, 1984г.
. Режим
доступа: #"731883.files/image005.gif">
Рисунок 1А - Расписание движения автобуса №87с
Примечание - Источник: [1]
Рисунок 2А - Интервалы движения маршрутного такси №1187
Примечание - Источник: [2]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок 1Б - Интервалы движения маршрутного такси №1053
Примечание - Источник: [2]
Рисунок 2Б - Интервалы движения электропоездов минского метрополитена
Примечание - Источник: [3]