Девиационное поведение и его особенности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Девиационное поведение и его особенности

1. Девиационное поведение и его особенности

.1Проблема разграничения понятий нормы и формы девиантного поведения

Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы психосоматические расстройства и т.п. данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение).

В настоящее время термин используется в двух основных значениях:

.«Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».

.«Социальное явление. Выражающейся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям».

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии [1.c 11].

Специфические особенности отклоняющегося поведения личности:

.Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Следовательно, девиантное поведение - это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

.Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.

.Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

.Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Например, даже однократная суицидная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

.Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласоваться с общей направленностью личности.

.Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например. Девиантное поведение психически больных.

.Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

.Индивидуальное различие людей мотивы поведения, формы проявления, динамику, чистоту и степень выраженности.

Исходя из вышесказанного, можно дать определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а так же сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение-это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. А на личностном уровне отклоняющееся поведения - это социальная позиция личности. Выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.

1.2Классификация девиантного поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Классификация выстраивается на основе критериев:

вид нарушаемой нормы;

психологические цели поведения и его мотивация;

индивидуально - стилевые характеристики поведения;

Ю.А. Клейберг, выделяет три основных группы поведенческих девиаций:

негативные (употребление наркотиков);

позитивные (социальное творчество);

социально - нейтральные (попрошайничество);

Систематизация видов отклоняющегося поведения личности по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских:

Нестандартное поведение - выходящее за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретном развитии общества.

Деструктивное поведение - нарушение социальных норм.

Антисоциальное поведение-это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально - нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.

У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы. Поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. Различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями - на себя или других.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым [1.c 34].

Девиантное поведение:Дезадаптивное поведение:

Аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное.

В основе:

Нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт.

Асоциальное поведение:

Агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное).

В основе:

Нарушения социализации, социально - педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения.

Все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социум, приводя к социально - психологической дезадаптации и деградации личности. [2.с 336].

.3 Причины девиантного поведения

Факторы, определяющие отклонения в поведении личности

Отклонения в поведении детей могут быть обусловлены следующими группами причин:

А) социально - педагогической запущенностью, когда ребенок. Ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

Б) психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей;

В) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

Г) отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;

Д) безнадзорностью, отрицаемым влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные.

Особую роль и значение играет социально-педагогическая безнадзорность детей, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности. Возникают чувства протеста, неприязни по отношению к взрослым.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении. На формировании личности, социального облика. Так же отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям.

Факторы, порождающие различные формы отклонений по И.А. Невскому и Л.С. Колесову:

А) внешние факторы:

.Процессы, происходящие в обществе;

.Состояние семьи, ее атмосферы;

.Несовершенная организация внутришкольной жизни;

Б) внутренние факторы:

. неуверенность в себе;

.неумение выражать свои мысли;

.недостаточный самоконтроль;

. собственная незначимость; [2.c339].

Биологическое объяснение причин девиантного поведения

Выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

психофизиологические, связанны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно - соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде общества [3.c218].

Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:

индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (темпы созревания и старения);

гендерные (половые) различия;

возрастные особенности;

физическую конституцию;

здоровье и выносливость;

состояние и топологические свойства нервной системы;

Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, появились одними из первых.

В XIX в.итальянский врач - психиатр Чезаре Ломброзо предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Объектами внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, почерк, чувствительность кожи, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил 37 характеристик «врожденного преступного типа», в их числе: выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, приросшие мочки ушей. Но теория была признана научно несостоятельной.

Американский врач-психолог Уильям Шелдон, обосновал связь между типами темперамента и типами соматического строения человека. Три вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный - сочетание с тремя типами темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония. Их сочетания дает конкретный психотип. Например, для соматотонии характеры черты, как потребность в удовольствиях, энергичность, склонность к риску. Напротив, при церебротонии наблюдается сдержанность, чувствительность, склонность к одиночеству.

Эволюционный подход, основан на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека.

Этологический поход Кондра Лоренца, объясняет различные феномены человеческого поведения, например агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. Данный инстинкт развился в ходе эволюции как биологически целесообразный. Сила агрессии, по мнению исследователя, зависит от количества накопленной агрессивной энергии и силы специфических стимулов, запускающих агрессивное поведение. У людей в отличие от животных широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, и доказывая это на множестве примеров, К. Лоренц пришел в выводу: «у нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно - исторического и технического развития» [1.c 47].

Социалистическое объяснение причин девиантного поведения

Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии Э. Дюркгейма. Он считал одной из причин суицида явление, названное аномией (буквально «разрегулированность»). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Во время кризисов или радикальных социальных перемен люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, приводящих к подъему уровня самоубийств.

Так, аномия свойственна современному российскому обществу: значительная часть населения, не привыкшая к конкуренции и плюрализму, воспринимает происходящие в обществе события как нарастающий хаос и анархию. В современных условиях традиционные нормы регламентированного поведения уже не действуют, а новые образцы инновационного поведения еще не освоены.

Причиной девиации может являться разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Так, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегать к незаконным способам - рэкету, спекуляции или торговле наркотиками.

Многие педагоги считают, чем глубже привязанность ребенка к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Однако ряд зарубежных исследований показал, что слишком глубокая привязанность несовершеннолетних к сверстникам способствует правонарушениям, т.к. группы сверстников, действительно регулируя поведение своих членов, могут поощрять и преступное поведение.

Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодежных группах. Социологи указывают на то, что в современных условиях нарушена регулирующая и контролирующая роль социальных институтов; затруднено удовлетворение и нарушена иерархия жизненных потребностей: физиологических, в самосохранении, признании и престиже, в самореализации. Это стало возможным потому, что социальные институты утратили свое предназначение - освобождать граждан от проявления беспорядочной активности, перенапряжения сознания в связи с беспрестанным принятием решений в ситуации нестабильности и неопределенности; перестали формировать потребности и интересы членов общества, их нормативные установки, образцы социальной деятельности.

Необходимо отметить негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи. Частотность сообщений о безнаказанности «заказных» убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижает чувствительность населения к отклонениям.

Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствует расширению девиантного поведения. Рецидив массовой девиации в самой острой форме выступает как преступность, посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.

Социологические исследования показали, что в процессе реформ у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».

Одной из причин является и социальное влияние преступного мира, распространение его морали и давления на общество.

Современный исследователь Ю.А. Клейберг на примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющиеся поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним. Для этого используются особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступки. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки.

Таким образом, социологические и близкие к ним социально - психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальное неравенство. С другой стороны, видим, закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.

Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций [1.c 45].

Психологическое объяснение причин девиантного поведения

Факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно - психических заболеваниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции ребенка. Дети с ясно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально - медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Наблюдается два типа развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом будет выступать отчуждение. Проявления такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера.

Характерологические реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

Несформированные системы нравственных ценностей ребенка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких детей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентричная позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение [3.c 219].

Австрийский психиатр и психолог В. Франкл представляет экзистенционо - гуманистический подход, рассматривающий личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. В его понимании специфические человеческие характеристики - это, прежде всего духовность, свобода и ответственность. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей, за что он несет ответственность перед своей совестью. Проблема поведения, так или иначе, связаны с дефицитом рассмотренных качеств, т.е. с проявлениями бездуховности.

Позиция аномальной личности обозначается, как фаталистическая. В этом случае человек не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях и, следовательно, как активного участника своей собственной жизни. Вследствие этого он позволяет различным - природным, социальным и психологическим - детерминантам определять свой жизненный путь. Сам же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности и тщетности. Состояние внутренней пустоты В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуумом - непосредственные причины особых «ноогенных неврозов». В. Франкл определяет ноогенный невроз как «такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом».

Экзистенциальный вакуумом не только вызывает чувство бессмысленности и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия, в отношении которых используется термин «массовая невротическая триада». Например, такое следствие депрессии, как самоубийство, по мнению В. Франкла, на 85% является следствием экзистенциальной фрустрации. И агрессивные люди становятся тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности. Экзистенциальный вакуумом и экзистенциальная фрустрация с каждым годом распространяется все более широко. Молодые люди явно страдают от недостатка положительных образцов для подражания.

Таким образом, в соответствии с воззрением В. Франкла, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением значит помочь ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою судьбу, с последующим открытием им смысла своего существования [1.c 53].

Социально-личностный подход в объяснение причин девиантного поведения

Поскольку сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов - какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, - в настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и личностных факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные (влияние условий среды) играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.

При этом многие ученые особое место среди социальных модуляторов выделяют семье, подчеркивая, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, не в последнюю очередь благодаря родителям. Мать учит ребенка и необходимому для развития его личности обособлению. Этот механизм дает возможность личности сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание. Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека.

Поскольку развитие личности через механизмы обособления-идентификации, определяющие самосознание, - сложный и противоречивый процесс, нельзя точно предсказать, с кем будет себя идентифицировать и от кого обособляться, отчуждаться личность в процессе своего развития.

Подводя итоги, следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания. Семья всегда считалась агентом социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, варварский принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым, потребительство, формирующееся именно в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, т.к. они стараются добиться желаемого любым путем. Исследования социологов показывают, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 - 15-летние школьники проявляли склонность к девиациям. Среди бедных детей малообразованных матерей были и воровство, и суицид.

Большинство как отечественных (Беличева С.А., Ковалев В.В и др.), так и зарубежных ученых считают, что внешние воздействия среды влияют на поведение ребенка, преломляясь через внутренние условия (индивидуальные личностные свойства, качества), формирование которых зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения (так называемые факторы повышенного риска девиантного поведения: семейная девиация, ранняя девиационная активность самого индивида, раннее употребление психоактивных веществ и притяжение к девиантной группе).

Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения. «Криминальная личность» отличается от личности с нормативным поведением не каким-то единственным качеством, а симптом комплексом личностных особенностей, обусловливающих личностно устойчивое поведение, а также взаимодействием ситуативных и личностных факторов. При этом ситуации преступления являются обычно катализатором, «пусковым механизмом» давно сформировавшихся тенденций личности.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида. Исходя из этих положений, развитие отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок, социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества, психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания, социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.

.4 Особенности девиационного поведения детей

Педагоги - классики Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие, подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения. Реализую произвольное поведение, ребенок, во-первых, понимает, почему и для чего он выполняет те или иные действия, поступает так, а не иначе. Во-вторых, ребенок сам активно стремится соблюдать нормы и правила поведения, не ожидая приказания, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, ребенок умеет не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудность, а так же в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или других детей.

Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям и общественным установкам.

Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребенка, часто слепое следование правилам или указанием взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. Слепое (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведения - осмысленности. Инициативности. Поэтому ребенок с таким «удобным» поведение тоже нуждается в коррекционной помощи, направленной на преодоление негативных личностных образований, определяющих подобное поведение.

Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведение) детей - по-прежнему одна из актуальных проблем современной педагогики, педагогической практики. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведении являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребенок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побудило, а от безделья и скуки. В недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде. Нарушения в поведении также возможны из-за незнания правил поведения.

Предупреждение и исправление такого поведения возможность, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Типичные нарушения поведения - это гиперактивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия и развития, стиль взаимоотношений с взрослыми, особенности семейного воспитания) [4.c 224].

2. Профилактика и коррекция девиантного поведения

2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции

девиантный коррекция поведение ребенок

ЗОЖ в профилактике девиантного поведения

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно - воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

предотвращение физических, психологических или социокультурных обстоятельств у ребенка, входящего в группу риска;

сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии составляющих:

направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так в и социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения;

Информационный подход, он основан на том, что отклонения в поведении детей от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Направление должно информатировать несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых к ним. Это осуществляется через массовую информацию и культуру.

Социально - педагогический подход, заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Отрицательные волевые черты характера детей (по результатам анкетирования)

Нерешительность - 45,5%

Отсутствие настойчивости при проведение в жизнь принятого решения - 42,4%

Несформированность независимости и самостоятельного поведения - 35%Безынициативность - 50%

Упрямство - 43,4%

Невыдержанность - 21,2%

Наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного деяния детей обусловлено слабостью их воли. Любая сложившаяся конфликтная ситуация и даже кратковременное отрицательное действие становится для таких детей теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм.

Воспитание положительных волевых качеств следует начинить с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов.

Первый этап - раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами.

Второй этап - выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью;

Третий этап - планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления.

Четвертый этап - зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в самоусовершенствовании.

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль, как правопослушного гражданина [3, c. 299].

Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков и поведении ребенка происходят в совместной целенаправленной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуществляются развитие личности ребенка, его образование и воспитание.

Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо на недостатки в поведении ребенка. С помощью неспецифических методов коррекционное воздействие направляется косвенно - на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений с взрослыми и сверстниками.

Специфические методы коррекции поведения - упражнение и наказание

Одним из специфических коррекции поведения является упражнение. В учебной деятельности младших школьников и вне ее взрослые создают специальные ситуации. Участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т.е. желательном, социально одобряемом, поведении, например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно. Выполняя упражнения ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает в привычное.

Существенные условия эффективности упражнения - сознательная направленность ребенка на преодоление недостатков; понимание причин допущенных ошибок, неудач и способов их преодоления;

Признавая наказание как способ предупреждения и исправления нежелательного поведения, А.С. Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему. «Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний наносит вред ребенку, и всей работе».

В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку и неожиданно для него самого.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать условия:

.Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

.Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздраженность.

.После наказания поступок должен быть «предан забвению».

.Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутого наказанию.

.Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим.

.Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.

Неспецифические методы коррекции поведения

Разделены на три группы:

)Методы изменения деятельности детей;

)Методы изменений отношений;

)Методы изменения компонентов образовательно - воспитательной системы;

Первая группа - методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности;

Важным методом является введение новых, дополнительных видов деятельности, которые ранее либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно точно.

Вторая группа методов коррекции поведения детей - методы изменений отношений: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка;

Важным методом является личный пример взрослого и сверстника. Целесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а обратить внимание на одноклассника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми своими недостатками.

Третья группа методов коррекции поведения - изменения компонентов образовательно - воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя. Каждый учитель должен обладать целостным психолого - педагогическим мышлением: знать и учитывать возрастные и индивидуально типологические особенности личностного развития детей; знать и использовать современные методы диагностики; уметь создавать коррекционно - развивающую образовательно - воспитательную среду, чтобы выявить сильные стороны ребенка, реализовать его творческий потенциал [4, c. 246].

Методы формирования позитивного поведения

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы - удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление - главный метод изменения поведения. Условия успеха:» подкрепление должно быть индивидуально значимым;» подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;» связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду - повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:» взаимодействие (отношения);» переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);» действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использовать выявленные стимулы для подкрепления желательного поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям [1, c. 198].

Заключение

На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведенияи выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность - поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера, различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с «трудным» подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

Список литературы

1. Змановская, Е.В. Девиантология психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская. - М.: Изд. «Академия», 2004.-288 с.

. Овчарова.Р.В Практическая психология образования/Р.В. Овчарова. - М.: Изд. «Академия», 2003. - 448 с.

. Галагузова. М.А. Социальная педагогика /М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова; под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

. Кумарина. Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Изд. «Академия», 2001. - 320 с.

Похожие работы на - Девиационное поведение и его особенности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!