Специальная физическая подготовка волейболистов на этапе спортивной специализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специальная физическая подготовка волейболистов на этапе спортивной специализации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева»

Кафедра спортивных дисциплин








Курсовая работа

Специальная физическая подготовка волейболистов на этапе спортивной специализации

Выполнил студент 2 курса группы Б ФФК з/о

Алексеев М.Е.

Руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент___________Петрова Т.Н.





Чебоксары-2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Этап спортивной специализации в волейболе

.1 Сущность этапа спортивной специализации в обучении игре в волейбол

.2 Роль тренировочных упражнений и занятий на этапе спортивной специализации

.3 План-схема годичного цикла

Глава 2. Организация специальной физической подготовки волейболистов

.1 Правила игры и главные формы проведения занятий

.2 Специальная физическая подготовка и методика развития особых физических качеств

.2.1 Прыжковая подготовка волейболистов на этапе спортивной специализации

.2.2 Скоростная подготовка волейболистов. Двигательно-координационные способности

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современный волейбол - это атлетическая игра, и требования, предъявляемые к волейболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств. Волейболист сегодня это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

Актуальность разработки данной темы состоит в том, что стремительное развитие спорта, сопровождающееся постоянным ростом и интенсивностью физических нагрузок, диктует необходимость поиска новых форм, методов и средств организации учебно-тренировочного процесса, адекватных встающим перед современным спортивным движением задачам. Важно то, что игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран - членов Международной федерации волейбола. По своей распространенности эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.

Целью данной курсовой работы является анализ методики специальной физической подготовки волейболистов на этапе спортивной специализации.

Объектом исследования является тренировочный процесс на этапе спортивной специализации.

Предметом исследования является процесс организации специальной физической подготовки спортсменов - волейболистов.

Задачи:

.Анализ литературы по проблеме исследования.

.Определение особенностей спортивной специализации в волейболе.

.Выявление особенностей специальной физической подготовки волейболистов.

Методы исследования - анализ и обобщение литературных данных.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ЭТАП СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ВОЛЕЙБОЛЕ

1.1Сущность этапа спортивной специализации в обучении игре в волейбол

Спортивная специализация - это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению больших спортивных результатов в избранном виде спорта [1].

Этап специализации в волейболе включает в себя решение следующих задач:

. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.

. Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.

. Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.

. Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа волейболиста.

. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях ,настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий [1].

С учетом направленности работы на этапе спортивной специализации важно правильно распределить объем учебного времени на основные разделы тренировки. На всех этапах значительное место отводится технической подготовке. Тактическая и интегральная подготовка имеют меньший удельный вес вначале, затем их объем увеличивается, а объем физической подготовки уменьшается.

Именно специальная физическая подготовка способствует от года к году совершенствованию спортивно-технического мастерства. На этих этапах физическая подготовка тесно связана с технико-тактической. Широко применяется тренажерные устройства, тренировочные приспособления и различный инвентарь.

Суммарный объем общей физической подготовки в группах спортивного совершенствования значительно меньше, чем в учебно-тренировочных группах. Подбор средств для каждого тренировочного занятия зависит от конкретных задач обучения и совершенствования на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Периодически на общую физическую подготовку целесообразно выделять отдельные занятия. В этом случае в подготовительной части даются знакомые упражнения и игры. В основной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений, баскетбола, проводятся подвижные и спортивные игры, упражнения на тренажерах и др.

В группах спортивного совершенствования значительно возрастает объем специальной физической подготовки. Она непосредственно связана с обучением волейболистов технике, тактике волейбола и совершенствованием технико-тактического мастерства. Основным средством специальной физической подготовки (кроме средств волейбола) являются специальные подготовительные упражнения, которые направлены на развитие физических качеств, необходимых для совершенствования техники и успешности тактических действий. Это укрепление кистей рук, развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, развитие прыгучести, развитие быстроты реакции и ориентировки, умение пользоваться периферическим зрением, быстрота перемещений в ответных действиях на сигналы, специальная выносливость (прыжковая, скоростная, скоростно-силовая), прыжковая ловкость, специальная гибкость.

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями; с различными специальными приспособлениями («утяжеленные» пояса, куртки и пр.), тренажерами. Масса набивных мячей и гантелей в подготовительных упражнениях составляет от 1 до 3 и 5 кг - в зависимости от характера упражнений.

Важное значение имеет систематическое применение подводящих упражнений при обучении новым приемам. Особое место занимают упражнения с применением тренажеров. Экспериментальные исследования показали, что применение тренажеров ускоряет процесс овладения рациональной техникой, во многом предупреждает появление у обучающихся ошибок. При современных требованиях к подготовке квалифицированных волейболистов без наличия определенного минимума специального оборудования невозможно решать задачи по подготовке высококвалифицированных юных волейболистов.

Основное внимание в процессе технической подготовки следует уделять овладению обучающимися в совершенстве всем арсеналом технических приемов и тактических действий, включенных в содержание подготовки.

Эффективность тактических действий волейболистов зависит от систематического развития у них быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфичных для игровой деятельности. Сюда относится умение правильно принять решение и быстро выполнить его в различных ситуациях; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т. д. В процессе совершенствования технических приемов волейболисты осваивают тактические действия, связанные с этими приемами, и добиваются применения их в игровой обстановке и, в конечном счете, на соревнованиях.

Важное место в подготовке волейболистов занимает интегральная подготовка, в программе она выделяется в самостоятельный раздел.

Основу интегральной подготовки составляют главным образом упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовки (развитие качеств в рамках приема игры, развитие специальных физических качеств посредством многократного выполнения технических приемов); технической и тактической подготовки (совершенствование приемов в рамках тактических действий, а также посредством многократного выполнения тактических действий - индивидуальных, групповых, командных в нападении и защите); переключения в выполнении технических приемов и тактических действий - отдельно в нападении, защите и сочетание действий в нападении и защите. Учебные игры, контрольные игры и соревнования по волейболу служат высшей формой интегральной подготовки.

В систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но при умелом их использовании служат эффективным средством специальной - соревновательной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успеха только за счет тренировочного процесса, наращивания объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях рассматривается как обязательное условие для того, чтобы спортсмен приобретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и технико-тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, и, следовательно, воспитывать необходимые специализированные качества и навыки можно только через соревнования [2].

Важнейшее значение для наращения мастерства приобретают учебно-тренировочные, контрольные (товарищеские) и календарные игры. Из общего числа игр должны быть контрольные и календарные игры регионального и всероссийского масштаба.

Не меньшую роль для совершенствования в игре играет и домашнее задание. Для лучшего и более быстрого усвоения материала занимающимся даются индивидуальные, «домашние», задания по физической, технической, тактической подготовке, построению тренировки. По физической подготовке - упражнения для развития силы рук, туловища, ног (упоры, наклоны, приседания, упражнения с предметами и т. д.), Для развития прыгучести (прыжки, напрыгивания, упражнения со скакалками и т. п.). По технической подготовке - в передачах, подаче, нападающем ударе. По тактической подготовке - изучение и анализ тактики сильнейших команд, тактики по игровым функциям, решение тактических задач.

Для каждого волейболиста составляется конкретный индивидуальный план, он ведет дневник, в котором фиксирует содержание проделанной работы и другие вопросы - по заданию тренера и самостоятельно.

Исходя из написанного выше, можно сделать вывод, что сущность этапа спортивной специализации в обучении игре в волейбол состоит в планомерной разносторонней физической подготовке, а именно: в развитии выносливости, гибкости, прыгучести, скоростных навыков и другие.

1.2Роль тренировочных упражнений и занятий на этапе спортивной специализации

волейбол тренировочный спортивный прыжковый

Не будет мастерства и совершенства ни в каком виде спорта, если нет каждодневной подготовки или тренировки. Конечно же, главными в этом случае являются тренировочные занятия. Тренировочные занятия различаются по направленности. В практических занятиях выделяют однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные. В теоретических занятиях выделяют лекции, семинары, беседы, экзамены (зачеты). В основе разделения занятий по направленности лежит связь их содержания с характером соревновательной игровой деятельности волейболистов.

Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов тренировки (технической, тактической, общей или специальной физической подготовке). Комбинированные включают материал двух-трех компонентов в различных сочетаниях. Целостно-игровые построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболистов с использованием метода сопряженных воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол, игровых тренировок.

Занятия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в необходимых пределах в зависимости от поставленных задач.

Однонаправленные занятия по обучению технике решают важнейшую задачу - овладение волейболистами широким арсеналом приемов игры. Такие занятия включают подводящие упражнения, широко применяются наглядные пособия, киноматериалы, просмотр видеозаписей, технические средства обучения и т. п. Усилия тренера направлены на то, чтобы спортсмены овладели, во-первых, рациональной техникой, во-вторых, овладели этой техникой правильно и в совершенстве.

Однонаправленные занятия по обучению тактике призваны сформировать у волейболистов навыки умелого применения изучаемых тактических действий (в нападении и защите) -индивидуальных, групповых и командных. При обучении тактике особенно полезны наглядные пособия и различные технические средства. Большое место в таких занятиях отводится заданиям с учетом игровых функций волейболистов в команде. Особое внимание уделяется повышению уровня индивидуального тактического мастерства волейболистов.

Однонаправленные занятия по совершенствованию техники помогают обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов игры. При совершенствовании навыков у занимающихся вырабатывается универсальность, но при этом обязательно учитываются индивидуальные особенности спортсменов, а также игровая функция каждого из них в команде. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать отрицательного влияния адаптации к относительно однотипным и однообразным упражнениям.

Однонаправленные занятия по совершенствованию тактики преследуют цель добиться стабильной надежности выполнения арсенала технических приемов в структуре тактических (в нападении и защите) действий - индивидуальных, групповых и командных, а также владения широким арсеналом собственно тактических действий. Однонаправленные занятия по физической подготовке посвящаются преимущественно общей, специальной физической подготовке или общей и специальной. На таких занятиях решаются задачи развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также преимущественного развития названных качеств в определенном сочетании применительно к специфике отдельных приемов игры, тактических действий и в целом соревновательной игровой деятельности, большое место отводится скоростно-силовой подготовке. На таких занятиях широко применяются тренажерные устройства и различный специальный инвентарь. Занятия проводятся в форме круговой тренировки.

Комбинированные занятия, основанные на технической и физической подготовке, подчинены главной задаче - более успешному обучению новым приемам игры и совершенствованию ранее освоенных при максимальном проявлении необходимых для этих приемов физических способностей, а также неуклонное совершенствование навыков выполнения технических приемов в процессе становления и совершенствования мастерства волейболиста. Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания технической подготовки (начальное обучение, совершенствование) на определенном этапе годичного цикла.

Комбинированные занятия на основе технической, тактической и физической подготовки строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания. Последовательность упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической, при этом неоднократно. Таким образом, имеет место чередование названных средств.

В комбинированных занятиях применяется учебная двусторонняя игра, которая направлена на решение основных задач данного занятия. Занятия целостно-игровые (по интегральной подготовке) направлены на решение важнейшей задачи - обеспечить реализацию в игровой соревновательной деятельности всего, что достигнуто в процессе отдельных компонентов тренировки, то есть эти занятия направлены на интеграцию тренировочных эффектов в соревновательной деятельности волейболистов.

Основное содержание таких занятий составляют задания на переключение в действиях. Задания на переключение состоят в выполнении технических приемов нападения, технических приемов защиты, технических приемов нападения и защиты; тактических действий - индивидуальных, групповых и командных - в каждом из них отдельно в нападении, отдельно в защите, а также, что самое главное, в нападении и защите. Игровые тренировки посвящены учебным играм в волейбол, в которых применяется система продуманных заданий. Главная цель - добиться того, чтобы волейболисты применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме и уверенно, а также тактически целесообразно и, главное, - эффективно.

Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий (по индивидуальным планам), получению данных о том, как волейболисты применяют в игре изученные технические приемы и тактические действия.

Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке уделяется внимание и на практических занятиях, где спортсменам помогают осмыслить технологические установки тренеров по решению задач тренировочно - соревновательной деятельности волейболистов.

Успех в процессе обучения зависит от совместных усилий педагога и ученика. Все теоретические и практические знания и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей подготовке [3].

Итак, роль тренировочных упражнений и занятий на этапе спортивной специализации важна, так как они ведут к совершенствованию навыков игры и, соответственно, к хорошим результатам.

1.3 План-схема годичного цикла

На каждом году обучения выделяют сдвоенные циклы, когда в соответствии с закономерностями становления «спортивной формы» и сроками основных соревнований - в зимнее и летнее время - дважды повторяются подготовительный и соревновательный периоды тренировки [3].

В группах спортивного совершенствования рекомендуется придерживаться примерно следующих сроков распределения периодов подготовки в годичном цикле: первый полугодичный цикл - подготовительный период 12 недель, соревновательный период 18 недель, переходный период 2 недели; второй цикл - подготовительный период 9 недель, соревновательный период 7 недель, переходный период 4 недели. Зная количество недель, на основании календаря текущего и следующего календарного года определяются сроки средних и малых (мезо- и микроциклов) по месяцам и числам (строится график). Окончательное решение о продолжительности отдельных периодов и этапов, мезо- и микроциклов принимают при подготовке документов текущего (годового) планирования тренер и руководство спортивной школы, исходя из конкретного календаря соревнований, состава и подготовленности группы. Основное внимание тренеров при этом должно быть сосредоточено на детализации тренировочных воздействий в недельных циклах по объему и интенсивности нагрузки, направленности занятий, их продолжительности и чередованию тренировочных и соревновательных дней с днями отдыха.

В программе тренера должен содержаться необходимый материал для планирования по основным разделам. В разделы технико-тактической подготовки включен главным образом новый материал, ранее не изучавшийся. Тренер, учитывая направленность тренировочного процесса на том или ином этапе тренировки, обязательно должен включать в занятия ранее (в предыдущие годы) освоенный материал, добиваясь решения задачи всесторонней технико-тактической подготовки волейболистов.

В спортивной школе должен быть развернутый план-график на каждый год обучения. Для подготовки этого документа необходимо составить сводную таблицу, где слева по вертикали выписывается содержание программного материала в точном соответствии с вышеуказанными разделами программы. Далее вправо от содержания материала откладывается количество клеток, соответствующее количеству рабочих недель в годичном цикле, выделяются периоды, этапы в соответствии с календарем «рабочего» года. Затем в строчки, соответствующие отдельным позициям программного материала, проставляются значки (произвольные) по номерам недели, обозначающие начало обучения или повторение (совершенствование). После этого распределяется время на запланированный программный материал, значки заменяются цифрами, обозначающими время, которое отводится на изучение или совершенствование конкретных технических приемов и тактических действий.

На основании данного документа (и по тому же принципу) составляется график поурочного распределения материала по периодам (или на меньшие отрезки времени, например, на месяц). В этом случае вправо по горизонтали откладываются номера тренировочных занятий, а в соответствующих клетках отражается распределение программного материала и времени на его изучение применительно к конкретным тренировочным занятиям.

Составленные таким образом годовой план тренировочной работы и рабочие поурочные планы на более короткие временные отрезки будут детально отражать последовательность прохождения программного материала, содержание работы в различные периоды тренировки вплоть до недельных циклов и отдельных занятий, направленность занятий и время, отводимое на изучение и совершенствование того или иного материала.

Успешное решение задач тренировки волейболистов во многом зависит от структуры средних и малых (мезо- и микро-) циклов, сочетания тренировочных дней и дней отдыха, например, 5+1, 4+1, 3+1, структуры отдельных тренировочных занятий и содержания тренировочных заданий, выбора эффективных средств и методов решения поставленных задач.

В конечном счете успех работы будет зависеть от профессионального уровня тренера и спортсменов, их умения на практике реализовать положения, заложенные в программе.

Изучив материал специальной литературы, можно сделать вывод, что план-схема годичного цикла необходима спортсменам, так как это дисциплинирует волейболистов.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

2.1 Правила игры и главные формы проведения занятий

В волейбол играют на площадке размером 9 x18 метров. Вся площадка разделена на две равные половины средней линией, над которой подвешивается сетка. Высота сетки зависит от возраста и пола играющих. В игре участвуют 12 игроков (по 6 игроков с каждой стороны), и ведется она мячом весом 250 граммов и окружностью 65-68 см.

Смысл игры в том, чтобы не дать мячу упасть на своей площадке, прилагая усилия для падения его на стороне противоположной команды. Действия играющих, ограниченные правилами выполняются игровыми приемами: подачей, передачей, нападающих ударов и блокированием. Исходными положениями для игровых приемов будут стойки (при действиях на месте) и перемещения (при действиях в движении).

Игра состоит из трех или пяти партий, в каждой счет ведется до 25 очков. Побеждает та команда, которая выиграет две партии из трех или три из пяти. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую другая, то проводится третья, решающая. Аналогичные условия и при игре из пяти партий. После каждой партии команды меняются площадками.

Расположение игроков на площадке следующее. Три игрока занимают место на передней линии у сетки, остальные - на задней линии, но так, чтобы можно было контролировать всю площадку. Волейболисты, находящиеся на передней линии, участвуют в приеме и передачах мяча, нападают, блокируют, подстраховывают друг друга. Игроки задней линии подают подачу, принимают и передают мяч, подстраховывают, но не имеют права выходить на переднюю линию для атаки и блокирования.

Игра начинается с подачи мяча одной из команд. Право на первую подачу определяется жеребьевкой, которую проводит судья с капитанами команд. Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки или на первую подачу. Когда игроки занимают свои места на площадке, судья подает команду начинать игру. На подачу отводится не более пяти секунд. Один игрок выполняет подачи до тех пор, пока его команда не совершит ошибку. Если это произошло, то мяч передается сопернику. В этом случае команда, отыгравшая подачу, производит переход игроков из зоны в зону по часовой стрелке.

Каждая команда, принимая мяч с подачи соперника, имеет право на три поочередных касания. Если два игрока одной команды одновременно касаются мяча, то засчитываются два касания. Если же мяч задерживается над сеткой между руками игроков разных команд, то игра останавливается. Производится повторная подача для розыгрыша спорного мяча.

Мяч считается вышедшим из игры, если он пролетел за ограничительными лентами на сетке, которые крепятся над проекцией боковых линий, или коснулся предметов вне площадки. Боковые и лицевые линии (разметка) входят в площадь игрового поля.

Команда теряет право на подачу или соперник выигрывает очко, если:

мяч падает на своей площадке;

команда совершает более трех касаний;

мяч брошен или задержан;

игрок касается сетки;

игрок совершал два касания подряд;

ступня игрока полностью находится на стороне соперника и не касается средней линии;

игрок производит нападающий удар на стороне соперника;

игрок задней линии из площади нападения перебивает на сторону соперника мяч, который находится выше верхнего края сетки;

игрок задней линии участвовал в блокировании и коснулся мяча;

команда нарушает расстановку в момент подачи;

игрок во время удара по мячу пользуется поддержкой товарища по команде;

игрок получает персональное замечание;

игрок касается мяча или игрока противоположной команды, когда мяч находится на стороне противника;

умышленно затягивается игра;

замена игрока произошла неправильно; потребован третий перерыв для отдыха после предупреждения;

использовано более 30 секунд на второй перерыв для отдыха;

игрок без разрешения судьи уходит с площадки во время перерывов в игре;

игроки предпринимают действия для того, чтобы помешать сопернику;

нарушены правила блокирования.

Партия считается выигранной, если одна из команд набрала 25 очков с преимуществом не менее 2-х очков. При счёте 24:24 игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не добьётся преимущества в 2 очка (26:24, 27:25 и т.д.).

Команда имеет право на 2 перерыва по 30 секунд в каждой партии. Разрешена замена игроков, но не более шести в каждой партии.

Волейболисты должны иметь одинаковую форму. Тапочки не должны иметь каблуков. Игрокам запрещается иметь украшения, которые в ходе игры могут явиться причиной травмы. На майки наносят номера (с 1-го по 99-й), причём в команде не должно быть двух и более игроков с одинаковыми номерами на майках.

Во время игры к судье может обращаться только капитан. Игрок не имеет право:

оспаривать решение судей и делать замечания;

вести себя нетактично по отношению к сопернику.

Подводя итог, хочется отметить, что каждый игрок обязан хорошо знать правила игры, строго их выполнять и соблюдать нормы поведения.

2.2 Физическая подготовка и методика развития особых физических качеств

Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и остальные деяния. В связи с этим волейболист обязан обладать мгновенной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мускул, прыгучестью и другими свойствами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических свойств содействует удачному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном ориентирована на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых свойств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их улучшение, физическая подготовка создает базу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте огромное внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости.

Большинство упражнений, применяемых для развития физических качеств волейболиста, оказывает разностороннее воздействие на опорно-мышечный аппарат спортсмена. В то же время физические упражнения воздействуют на развитие скоростно-силовых качеств, ловкость, быстроту, гибкость [5].

Далее даются упражнения общего и специального воздействия, развивающие силу, быстроту, гибкость и т.д. Упражнения выполняются посредством повторно-переменного метода с интервалами отдыха и применением упражнений, способствующих расслаблению мышц.

Для развития скоростно-силовых качеств нужно развивать силу мышц рук, верхнего плечевого пояса, груди, живота, спины.

Упражнения общего и специального воздействия, направленные на овладение спортивной техникой и совершенствование в ней [5].

Техника нападающего удара и блокированияСиловые и скоростно-силовые упражнения общего воздействия для развития силы мышц рук, плечевого пояса, груди, живота.Упражнения общего воздействия для развития выносливостиСкоростно-силовые упражнения специального воздействия для развития динамических силы рук, плечевого поясаУпражнения специального воздействия для развития скоростно-силовой прыжковой выносливостиТехника защитных действийУпражнения общего воздействия для развития акробатической ловкостиУпражнения специального воздействия для развития акробатической ловкостиТехника передвиженийУпражнения общего воздействия для развития быстроты и скорости движениямУпражнения специального воздействия для развития быстроты и скорости движениямТехника нападения и блокированияУпражнения общего воздействия для развития прыжковой ловкости волейболистаУпражнения специального воздействия для развития прыжковой ловкости волейболистаТехника верхних передач и нападающих ударовУпражнения общего воздействия для развития гибкостиУпражнения специального воздействия для развития подвижности в суставах и амплитуды движений

Упражнения на развитие мышечных групп, являющиеся главными при выполнении технических элементов.

·Из упора руками попытаться сдвинуть с места неподвижно закрепленный предмет.

·Из упора стоя на согнутых ногах давление (жим) на неподвижный предмет с целью сдвинуть его с места.

·Разгибаясь, давить плечами вверх на закрепленную перекладину.

·Из полуприседа попытка поднимать предмет, явно превышающий возможности занимающегося.

·Из полуприседа и полунаклона попытаться выпрямиться, пытаясь поднять закрепленный предмет (например, каменную колонну).

·Сидя, туловище закреплено, попытаться опустить (вниз) руки, лежащие на гимнастической стенке (столе, стуле...).

·Попытаться поднять ноги из положения сед углом (ноги закреплены).

·Сжимать стол (или какой-либо другой предмет), сдавливая его с боков.

·Сгибание рук в локтевых суставах (кисти закреплены).

Упражнения с отягощениями [3]

Упр. 1. Выжимание грифа штанги, гантелей, гирь.

Упр.2. выжимание штанги весом 25-30 кг.

Упр.3. Толчок штанги 30-40 кг.

Упр.4. Вращение рук с гантелями в плечевых суставах.

Упр. 6. Поднимание гири из положения стоя на возвышенности.

Упр. 7. Наклоны назад, сидя на скамейке с опорой ногами о гимнастическую стенку, с отягощением.

Упр.8. Подтягивание на перекладине с отягощением.

Парные упражнения

Упр. 1. Спортсмены, стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и взявшись за руки, преодолевая сопротивление, поочередно их сгибают и выпрямляют.

Упр.2. Спортсмен поднимает руки вверх, его партнер удерживает их, применяя силу.

Упр.3. Первый спортсмен сидит на полу, руки в сторону. Партнер стоит сзади него и, упираясь коленом в спину, держит его за руки. Первый старается свести руки вперед.

Упр.4. Спортсмен, стоя ноги врозь, руки вверх, старается опустить прямые руки вниз, его партнер оказывает сопротивление.

Упр. 5. Спортсмен старается поднять руки вверх, его партнер оказывает сопротивление.

Упр. 6. Спортсмен стремится опустить руки вниз, а затем поднять их вверх, преодолевая сопротивление.

Упр. 7. Спортсмен в упоре лежа сгибает и разгибает руки, партнер держит его за ноги.

Упражнения с набивными мячами.

Скоростно-силовые упражнения специального воздействия, способствующие развитию динамической силы рук и плечевого пояса.

Упр.1. Метание камней, гранаты, теннисного мяча.

Упр. 2. Метание копья.

Упр.3. Метание предметов с разбега.

Упр. 4. Метание теннисных мячей в прыжке через сетку.

Упр.5. Удары по волейбольному мячу в тренировочную сетку.

Упр. 6. Удары по подвесному мячу в прыжке.

Упражнения общего и специального воздействия для развития силы и подвижности костей.

Упр. 1. Напряженное сжимание и разжимание пальцев.

Упр.2. Пружинистое разгибание кисти одной руки с помощью пальцев второй руки.

Упр.3. Напряженное сгибание и разгибание кисти.

Упр.4. Вращение кисти.

Упр.5. Отжимание от стенки.

Упр.6. Отжимание из положения в упоре лежа.

Упр.7. Сжимание теннисных мячей.

Упр. 8. Из положения руки над головой движения кистями вперед-вверх при наклонах вправо-влево.

Упражнения для развития общей выносливости.

Упр. 1. Длительный бег в среднем темпе.

Упр.2. Кроссовые пробежки по пересеченной местности.

Упр.3. Лыжные кроссы.

Упр.4. Плавание на средние дистанции.

Упр.5. Игра в футбол, баскетбол.

Упражнения специального воздействия, способствующие комплексному развитию силы, быстроты, выносливости.

Упр. 1. Подскоки на месте с ударом по подвесному мячу.

Упр.2. Прыжки разбега с ударом по подвесному мячу.

Упр.3. Многократные удары по мячу через сетку.

Упр.4. Серии нападающих ударов с места.

Упр.5. Серии нападающих ударов с разбега.

Упражнения общего воздействия для развития быстроты и скорости движений.

Упр.1. Бег в переменном темпе.

Упр.2. Бег с ускорениями.

Упр.3. Бег прыжками.

Упр.4. Бег с захлестывающим движением ноги назад.

Упр.5. Прыжки вверх прогнувшись.

Упр.6. Прыжки в длину с разбега.

Упр.7. Бег в чередовании с поворотами туловища.

Упражнения общего воздействия, способствующие развитию акробатической ловкости.

Упр.1. Поднимание и опускание туловища из положения лежа без помощи рук.

Упр.2. Приземление на руки из положения стоя.

Упр.3. Падение спиной вперед с приземлением на руки.

Упр.4. Группировка и перекаты на спине.

Упр.5. Кувырок боком.

Упр.6. Имитация переката после перемещения в сторону.

Упр.7. Кувырок назад и вперед.

Упр.8. «Колесо».

Упражнения для развития гибкости.

2.2.1Прыжковая подготовка волейболистов на этапе специализации

На этапе спортивной специализации важную роль имеет прыжковая подготовленность игроков. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне. Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести квалифицированных волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках. В связи с вышеизложенным целью данной главы является оптимизация процесса прыжковой подготовки квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде.

Существует каталог прыжковых упражнений, укрепляющих мышцы-разгибатели тазобедренного, коленного и сгибатели голеностопного суставов и программа прыжковых тренировок.

Упражнения

.Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (угол между бедром и голенью перед прыжком - 130-140р).

.Запрыгивание на тумбу высотой 80-100 см.

.Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.

.Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг - присед - прыжок.

.Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава.

.Бег с высоко поднятыми коленями (колено поднимается быстро и высоко).

.Перепрыгивание через барьер толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок - поворот лицом к барьеру - прыжок - поворот и т.д.).

.Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа).

.Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки как можно выше.

Программа прыжковой подготовки.этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. В каждой тренировке последовательно выполняются упражнения 2, 3, 4, 7. Дозировка: 20 прыжков (запрыгиваний) в серии (2-3 серии); отдых между сериями -1-2 мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин. Упражнения выполняются с набивными мячами (3-5 кг).этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно через день выполняются упражнения 1, 5, 8. Два раза в семидневном микроцикле с помощью этих же упражнений совершенствуется только прыжковая выносливость. Дозировки для прыгучести: 20 прыжков в серии (2 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин. Дозировки для прыжковой выносливости: 15 прыжков в серии (4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 120 - 130 уд/мин. Интервал между упражнениями на прыгучесть - 2-3 мин, на прыжковую выносливость - 3-5 мин.этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно выполняются упражнения 6, 9, 10 в одной тренировке через день. Дозировка для прыгучести: 25 прыжков в серии (3-4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин. Один раз в 7-дневном микроцикле совершенствуется прыжковая выносливость с помощью этих же упражнений. Дозировка для прыжковой выносливости: 20 прыжков в серии (4-5 серий); во время отдыха между сериями - снижение пульса до уровня 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 4-5 мин. Прирост показателей прыгучести и прыжковой выносливости значителен в сравнении с этими же показателями, полученными в ходе исследования прыжковой подготовки в подготовительном периоде, до внедрения экспериментальной программы. Прыжковая подготовка квалифицированных волейболистов эффективна и рекомендуется для использования в командах мастеров по волейболу.

2.2.2 Скоростная подготовка волейболистов. Двигательно-координационные способности

Волейболист на этапе специализации должен иметь хорошую скоростную подготовку. Это выражается в беговых качествах. Бег предъявляет к спортсмену высокие требования, он должен иметь отличную физическую подготовленность, быть сильным, быстрым, хорошо координированным. Спортсмен - волейболист должен бегать на средние дистанции, которые проводятся на расстояние от 800 до 2000м, на длинные дистанции - от 3000 до 10000м. Бег на эти дистанции характеризуется экономичностью и равномерностью движений, требует от бегуна высокого уровня общей выносливости, а также умения поддерживать нужную скорость на всей дистанции. На тренировках применяют спортсмены метод длительного марафонского бега. Скоростные качества и специальная выносливость совершенствуется посредством интенсивного переменного бега. Широкое распространение получили и такие дополнительные средства подготовки, как бег в гору, по песку, снегу, мягкому грунту. Тренировка в среднегорье также стала одним из важнейших средств подготовки как средневика, так и стайера.

Одной из важнейших задач в тренировке спортсмена является повышение уровня общей физической подготовленности. Особое внимание нужно обратить на развитие тех групп мышц, которые выполняют основную работу в беге на средние и длинные дистанции (сгибатели и разгибатели бедра и стопы, мышцы задней поверхности бедра, живота и спины), мышцы, которые обеспечивают мощное отталкивание, удерживание туловища наклонном положении и энергичную работу рук и плечевого пояса. При выборе упражнений надо также иметь виду необходимость приобретения гибкости, подвижности в тазобедренных суставах.

Имеются специальные упражнения для совершенствования техники бега. Бег в естественных условиях (кросс) - в лесу, в парке, по полю, по проселочным дорогам - не только превосходное оздоровительное средство, но и средство тренировки в беге на средние и длинные дистанции. Также это равномерный медленный бег на местности, чередование бега и ходьбы, а в старших классах - кросс с переменной интенсивностью.

Развитие скоростных способностей следует начинать с чередования ходьбы и бега, затем переходить к медленному бегу на заданные расстояния, постепенно увеличивая дистанцию.

Наиболее простой метод подготовки: пробегание в равномерном темпе половины, 3/4, а затем всей дистанции. Скорость бега можно постепенно увеличивать, доводя ее до соревновательной. Другой метод подготовки - повторное пробегание тех или иных отрезков дистанции.

В целом, скоростная подготовка волейболистов не менее важна, как и все остальные виды подготовки спортсменов на этапе специализации

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Рядом исследователей установлено, что воспитание скоростно-силовых качеств целесообразно проводить в детском и подростковом возрасте.

В качестве наиболее эффективного средства воспитания скоростно-силовых качеств в процессе становления спортивного мастерства целесообразны специальные упражнения с отягощением.

Улучшению скоростно-силовых качеств способствует преимущественное использование игр и игровых упражнений, направленных на развитие физических качеств. Для развития скоростно-силовых качеств волейболистов используются различные прыжковые упражнения, упражнения с набивными мячами, различные беговые упражнения от 10 до 100 метров, элементы других видов спорта, особенно баскетбола, волейбола, мини-футбола. Качественная сторона развития скоростно-силовых качеств спортсменов зависит от рационального режима использования скоростно-силовых упражнений.

Несомненно, также большое значение имеет скоростно-силовая подготовка в процессе физического воспитания и спортивной тренировки детей школьного возраста для их разностороннего гармонического развития. В младшем школьном возрасте специальное воздействие физическими упражнениями с целью совершенствования какой-либо стороны двигательной функции дает наибольший эффект при условии предварительной разносторонней физической подготовки занимающихся. Уровень развития скоростно-силовых качеств спортсменов повышается тем успешней, чем выше у них уровень общей физической подготовленности.

У детей старшего школьного возраста проявление скоростно-силовых качеств зависит, в основном, от способности к реализации имеющихся скоростных и силовых возможностей в конкретном двигательном навыке, от способности к максимальному проявлению мышечной силы в небольшой промежуток времени. С возрастом совершенствуется нервно-мышечная координация движений, что обусловливает эффективное проявление скоростно-силовых качеств детей и подростков.

Основные методы воспитания скоростно-силовых качеств у юных спортсменов - метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения; метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса; метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц. Основной метод воспитания мышечной силы - метод повторного выполнения силового упражнения с небольшим и средним по весу отягощением.

Анализ литературных источников показал, что в большинстве видов спорта наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции занимающихся происходит до 12-13 лет.

Основными факторами, обусловливающими уровень развития быстроты мышечной силы, скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей, специализирующихся в различных видах спорта, являются пол, возраст, особенности избранного вида спорта и методики тренировки. Путем своевременного и рационального применения средств и методов физического воспитания можно успешно влиять на развитие и полное проявление того или иного физического качества в наиболее благоприятные для этого периода возрастного развития условия.

Уровень скоростных и скоростно-силовых качеств у юных спортсменов превышает средний уровень развития этих качеств у детей, подростков и юношей, в двигательном режиме которых физические упражнения применяются только в объеме, предусмотренном программой по физической культуре для общеобразовательных школ, при этом он неодинаков у представителей различных видов спорта. Это можно объяснить специфическими требованиями к физической подготовленности занимающихся, предъявляемыми избранным видом спорта, объемом и характером тренировочных нагрузок, особенностями методики тренировки.

Для повышения скоростно-силовых возможностей целесообразно применять метод динамических усилий. Он характеризуется тем, что упражнения с небольшим отягощением (до 20% от максимального) выполняют в максимальном темпе или с предельной скоростью. Снижение темпа или скорости служит сигналом к прекращению выполнения задания. Начинать повторение следует по самочувствию. Критерием служит возможность выполнить задание с тем же максимальным темпом или скоростью. Работу с небольшими отягощениями - до 20% иногда можно чередовать с упражнениями с большими отягощениями - до 40%. Оптимальное сочетание таких упражнений выражается соотношением 5:1. для воспитания скоростно-силовых возможностей могут применяться такие упражнения, как прыжки на скамейку и со скамейки на обеих ногах и на каждой поочередно, прыжки через скамейку, через барьеры, прыжки в стороны, в присядку, «кенгуру», «звезда», многоскоки с ноги на ногу и на каждой в отдельности, бег в гору, бег с небольшим отягощением и т.д.
При разработке методики развития скоростной силы необходимо ориентироваться на совершенствование основных факторов, определяющих уровень этого качества, а также на особенности их реализации применительно к специфике разных видов спорта. Следует помнить, что основными факторами, определяющими уровень скоростной силы, являются внутримышечная координация, скорость сокращения двигательных единиц. Что касается поперечника мышц, то его роль определяется спецификой проявления скоростной силы в различных видах спорта.
Следует также учитывать, что уровень проявления скоростной силы теснейшим образом взаимосвязан со степенью освоенности движения. Чем выше техника движения, тем эффективнее межмышечная и внутримышечная координация, рациональнее динамические, пространственные и временные характеристики движения, поэтому только при хорошей технике движении спортсмен способен к полному проявлению скоростных возможностей мышц.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие двигательно-координационных способностей очень важный момент в специализации волейбола.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были проанализированы многие литературные источники по данной теме. В ходе работы пришли к следующим выводам:

во-первых, физическая подготовка является необходимой основой для проявления технико-тактических способностей волейболиста в современном атлетическом волейболе;

во-вторых, мы определили особенности спортивной специализации в волейболе;

в-третьих, выявили, что необходима специальная физическая подготовка, так как именно благодаря ей можно достичь высоких результатов в игре.

В данной курсовой работе были рассмотрены два вида подготовки спортсменов: общая и специальная.

Общая подготовка способствует разностороннему физическому развитию, то специальная направлена на дальнейшее совершенствование физических качеств в специфических условиях двигательной деятельности [5].

Наличие разностороннего физического развития значительно облегчает достижение высокого уровня специальной физической подготовленности.

Таким образом, современный волейбол - олимпийский и профессиональный - необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации. Все эти качества может иметь и добиваться серьезных результатов волейболист только тогда, когда будет вестись специальная физическая подготовка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Амалин М.Е. Тактика волейбола. - М.-М.: ФиС, 1962. -164с.

2.Ахметжанов Г.А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в игровом процессе: автореферат. дис. канд. пед. наук._-М., 1986.- 23 с.

3.Бабушкин В.Е. Специализация в спортивных играх.- Киев: Здоровье, 1991.-162 с.

4.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол.- М., 1991.- 87 с.

5.Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе.- М., 1976.- 134 с.

6.Ивойлов А.В. Волейбол. -Минск, 1974.

7.Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 230 с.

8.Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов.- М.,1963.- 163 с.

9.Ивойлов А.В. , Герман К.Б., Ахмеров А.К. Волейбол. - М., 1972.- 34 с.

10.Клещев Ю.Н. , Тюлин З.А. Тактическая подготовка волейболистов.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- 145 с.

11.Клещев.Ю.Н. Волейбол.- М, 2005.

12.Матюшонок М. Г., Турен Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск: Высшая школа, 1975. - 287с.

13.Силла Р.В. Повышение двигательной активности школьников как фактор укрепления здоровья // Вестник АМН СССР - 1972. - №4. - С.81-88.

14.Степанова Е.С. Проблемы юношеского спорта. - М.: ФиС., 1958. - 262с.

15.Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание // Сборник научных трудов. - Свердловск, 1986. - 88с.

16.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972. - 174с.

17.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Academia, 2002. - 450с.

18.Цветкова Л.И. Методика оценки физического развития школьников. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов. - Чебоксары, 1982. - 47с.

19.#"justify">20.http://lib.sportedu.ru

21.<http://www.vc-energetik.ru>

Похожие работы на - Специальная физическая подготовка волейболистов на этапе спортивной специализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!