Развитие двигательных навыков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    517,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие двигательных навыков

ВВЕДЕНИЕ

В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие. Двигательное умение постепенно переходит в навык.

Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с преобладающим значением второй сигнальной системы. Характерными особенностями двигательного навыка являются; автоматизированный характер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота действия; стабильность итогов действия; надежность и прочность - навык не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Наряду с формированием двигательных умений и навыков, развитие физических качеств является одной из сторон физического воспитания. Физические качества связаны с морфофункциональными, психофизическими и биологическими особенностями организма ребенка. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, дети быстрее усваивают новое, проявляют творческую самостоятельность. Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Этим и обусловлена актуальность исследуемой темы.

Объект исследования - двигательные навыки школьников.

Предмет изучения - характеристика и закономерности развития двигательного навыка.

Цель исследования - дать педагогическую характеристику двигательному навыку и выявить закономерности его развития.

Задачи исследования:

) охарактеризовать двигательный навык;

) определить основные закономерности развития двигательного навыка на основе анализа литературных источников;

) провести экспериментальное исследование степени развития двигательных навыков у школьников;

) проанализировать результаты исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научной и методической литературы обобщены и систематизированы данные, характеризующие и определяющие особенности двигательных навыков.

Практическая значимость исследования заключается в предпринятой попытке выявить особенности развития двигательных навыков у школьников.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, опрос учителей физической культуры, педагогическое тестирование, метод экспертной оценки, методы математической обработки.

База исследования: ГУО «Средняя школа № 9» г.Речицы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

.1 Двигательные навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений [23, с.86].

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:

- постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;

относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданная программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов;

расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.

В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего прочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия эти относительны. Двигательное умение и двигательный навык - это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия [11, с.104].

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык (рис. 1.1).























Рисунок 1.1 - Формирование двигательного умения и двигательного навыка

Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное - автоматизированный характер управления движением.

Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения [18, с.16].

К числу таковых, в отличие от признаков двигательного умения, относятся:

повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели;

выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникает объективных условий, требующих варьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам;

выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.

При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.

Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения [18, с.19].

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах - на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при метаниях - на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия, в гимнастике на слитности движений.

Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит, прежде всего, в том, что умение служит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному действию. Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение, доведенное до определенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык, возникший на основе первоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкой возникновения нового, более сложного умения («умения второго рода»), включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно - перейти в новый навык («навык второго рода») и т. д. Так бывает, например, при последовательном формировании умений и навыков (в гимнастике, спортивных играх и единоборствах), когда их поочередно вырабатывают применительно к двигательным актам возрастающей сложности (вначале применительно к элементам гимнастических комбинаций или технико-тактических комбинаций в играх и единоборствах, затем применительно к более крупным частям комбинаций и затем применительно к комбинациям в целом).

Таким образом, двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютно разграничивать их. Вместе с тем надо иметь в виду и их особенности, их не сводимость друг к другу и их неодинаковую значимость, как в повседневной жизни, так и в физическом воспитании. Из того факта, что на определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком, не следует, что итогом обучения в физическом воспитании всегда должен явиться лишь навык. Реальные достаточно сложные формы двигательной деятельности принципиально не могут быть превращены целиком лишь в навык - в них представлены в совокупности, как навыки, так и как умения. Уже по одной этой причине навык может рассматриваться как конечный результат обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от [15, с.134]:

1)  двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);

2)      возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее);

)        координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

)        профессионального мастерства преподавателя;

)        уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Таким образом, развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки как способ изменения собственной телесности посредством усвоения двигательных умений и навыков. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим.

1.2 Закономерности формирования и развития двигательных навыков

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.

Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности [2, с.43]:

. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия. Он подчиняет составляющие элементы основной задаче выполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.

. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений - координированность по пространственным, временным и силовым компонентам. Устойчивость навыка - низкая подверженность воздействиям сбивающих факторов. Гибкость навыка - разнообразие способов выполнять действия, которые целесообразно применить в зависимости от изменения условий.

. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.

. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда должны быть осознанными. Процесс образования навыков и использование их в деятельности - сознательный процесс. В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически (неосознанно) или не автоматически (сознательно), с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности [8, с.66]:

. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха».

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

. Формирование знаний о сущности двигательного действия.. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М.М. Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения, постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощение.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. [24, с.10]

. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).

. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.

Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель, общие задачи, характеристика методов исследования

Цель нашего исследования - изучение особенностей развития двигательных действий в процессе физического воспитания в школе.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы основные задачи исследования:

) определить основные закономерности формирования двигательного навыка на основе анализа литературных источников;

) выявить особенности методики формирования и развития двигательного навыка в школе;

) определить содержание и место урока в процессе развития двигательных навыков школьников.

Решение поставленных задач стало возможным благодаря использованию таких методов, как:

теоретический анализ и обобщение литературных источников,

опрос учителей физической культуры,

педагогическое тестирование,

метод экспертной оценки,

методы математической обработки.

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы. В процессе работы над курсовой работой изучалась литература по заданной теме исследования.

Анализ научно-методической литературы осуществлялся для подбора методов исследования и теоретической части работы.

Подбор научно-методической литературы представлен отечественными авторами, в которых были представлены наработки, исследования ученых, педагогов-тренеров.

Метод опроса. Опрос - это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. В нашем исследовании мы обратились с устными вопросами к преподавателям физической культуры школы по поводу методики обучения двигательным действиям.

Педагогическое тестирование. Тест - это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека.

Мы использовали тестирование гибкости и координационных способностей.

Гибкость определялась по тесту «Оценка подвижности позвоночного столба - наклон вперед». Определялось расстояние между пальцами ног и пальцами рук.

Координационные способности. Определялся уровень способности к ориентации в пространстве с помощью теста "попадание в цель". Испытуемые выполняли броски баскетбольного мяча в обруч удобным для них способом. Обруч расположен горизонтально на полу, расстояние от линии до обруча 5 метров, диаметр обруча один метр. Фиксируется количество попаданий из 10 попыток.

Метод экспертной оценки. Экспертная оценка применялась при определении качества выполнения контрольных упражнений. Эксперт (учитель физкультуры) определял качество выполнения по критериям: четкость выполнения, амплитуда выполнения, сохранение равновесия, отсутствие лишних движений, симметрия выполнения и т.д. и выставлял за выполнение упражнения максимум 10 баллов.

Методы математико-статистической обработки результатов исследований. Для объективной интерпретации полученных данных всегда применяются методы математической обработки. Нами были использованы: определение среднего значения и корреляционный анализ результатов.

2.2 Организация исследования

Исследование было проведено на базе ГУО «Средняя школа № 9» г.Речицы со школьниками в возрасте 11 лет (девочки). Исследование предполагало 2 этапа. На первом этапе был проведен обзор научно-методической литературы и опрос учителей физической культуры по вопросу содержания методик обучения двигательным навыкам. Всего в опросе приняли участие 3 учителя, имеющих педагогический стаж работы не менее 5 лет.

На втором этапе было проведено практическое исследование с помощью тестирования школьников (девочек) в возрасте 11 лет. Исследование было проведено в два этапа. Первый этап - контрольная группа, проводился до применения программы, содержащей упражнения на развитие исследуемых двигательных навыков, второй - экспериментальная группа - через месяц, после того как дети прошли программу. Предлагаемая программа представляет собой цикл из десяти "предметных" уроков. Она строится для всего ряда двигательных действий.

В процессе обучения технике упражнений основные усилия учителя должны быть направлены на руководство формированием ориентировочной основы действия (ООД), рассматриваемой как программа действия, состоящая из совокупности необходимых и достаточных по количеству истинных основных опорных точек (ООТ). Для достижения сокращения сроков обучения при более высоком его качестве сформированная ООД должна характеризоваться полноценностью, что предполагает наличие в сознании обучающихся зрительных, логических и двигательных представлений об изучаемом действии по каждой из ООТ. В цикле "предметных" уроков сгруппированы следующие упражнения:

) наклоны вперед;

) броски мяча в обруч.

В процессе обучения учитывался уровень подвижности суставов и связочного аппарата обучаемых и уровень координации движений.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опрос учителей физической культуры позволил выявить базовые двигательные действия, являющиеся приоритетными на этапе подготовки. Результаты опроса и педагогического тестирования, свидетельствуют также о том, что в настоящее время не существует единого методического подхода к обучению изучаемым упражнениям. Большинство учителей обучают детей отдельным упражнениям и без учета переноса навыков, но это удлиняет процесс освоения двигательных действий и делает его менее эффективным. Педагоги недостаточно используют преимущества "предметных" уроков в своей практике. Кроме того, остается неучтенной возможность использования эффекта положительного переноса навыков.

Было проведено практическое исследование с помощью тестирования школьников (девочек) в возрасте 11 лет. Исследование было проведено в два этапа. Первый этап - контрольная группа, проводился до применения программы, содержащей упражнения на развитие исследуемых двигательных навыков, второй - экспериментальная группа - через месяц, после того как дети прошли программу.

Сначала проводился тест на гибкость: наклоны на скамье (рис. 3.1):

Рисунок 3.1 - Результаты исследования наклона на скамье

Результаты теста «наклон на скамье» показывают, что уровень гибкости позвоночного столба у девочек улучшились в среднем на 8-10 мм.

Координационные способности. Нами был выбран тест, отличающиеся простотой проведения.        Способность к ориентации в пространстве мы определяли с помощью метания мяча в цель. Результаты практически не изменились (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 - Результаты исследования наклона на скамье

двигательный навык спортивный автоматизм

Таким образом, можно сделать вывод, что гибкость у девочек после проведения программы улучшилась, а координационные способности практически не изменились. Тем не менее, можно констатировать, что применение упражнений на развитие определенного двигательного навыка, улучшает его, хотя для каждого навыка существуют свои временные промежутки. По всей видимости одного месяца занятий для улучшения координационных способностей недостаточно.

ВЫВОДЫ

. Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:

) образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);

) рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;

) результаты растут скачкообразно - со взлетами и спадами;

) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.

. Применение целенаправленных средств и методов развития двигательных умений и качеств помогает добиться стабильности и автоматизма двигательного действия. Для достижения наилучшего эффекта развития двигательных навыков целесообразно в течение учебного года планировать уроки с преимущественной направленностью на развитие двигательных навыков. Это положительно влияет как на общую физическую подготовку, так и на усвоение техники.

3. Результаты статистической обработки данных дают право на заключение о положительном влиянии упражнений на развитие двигательного навыка, хотя для каждого навыка существуют свои временные промежутки.

Применение на практике системы "предметных" уроков, выстроенных с учетом возможностей переноса навыков между разучиваемыми двигательными актами, безусловно, позволит оптимизировать процесс обучения упражнениям с предметами в целом. Эффективная подготовка исключит в последующем возможность быстрого освоения разнообразных упражнений, относящихся к разным структурным группам.

зрительных "бесконтактных" и слуховых ориентиров с целью координации усилий ребенка в нужном направлении;

оценочных и образных суждений, замечаний, физической помощи учителя с целью коррекции движения и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры: Учебное пособие / Б.А. Ашмарин. - СПб.: ЛГОУ, 1999. - 352 с.

. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М.: ФиС, 1996. - 279 с.

3. Болобан, В.Н. Педагогические аспекты развития структуры движений спортсмена / В.Н. Болобан. - Киев, 1987. - 412 с.

4. Визитий, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитий. - Кишинев: ШТИИНца, 1999. - 169 с.

5. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания: Учебное пособие / Е.Н. Гогунов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

6. Евстафьев, В.В. Анализ основных понятий теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам / В.В. Евстафьев. - Л.: ВИФК, 1985. - 133 с.

. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности) / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

. Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения / Ю.Ф. Курамшин. - СПб: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 276 с.

. Лях, В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 3. - С.18-21.

10. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах / В.И. Лях // Физкультура в школе. - 2004. - № 4. - С. 28-37.

11. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Максименко. - М.: Воениздат, 2001. - 319 с.

12. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебн. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

13. Мельников, В.М. Психология: Учебник для институтов физической культуры / В.М. Мельников. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 481 с.

. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998. - 496 с.

. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев: «Выща школа», 1994. - 246 с.

. Прилуцкий, Б.Н. Биомеханические аспекты автоматизации двигательного навыка Б.Н. Прилуцкий // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С.14-17.

. Сирис, П.З. Профессионально-прикладная направленность физического воспитания школьников: кн. для учителя / П.З. Сирис. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

18. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., 1999. - 360 с.

19. Теория и методика физической культуры (Курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.П. Попова. - СПб.: СПб: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 324 с.

. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Под редакцией Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 199 с.

. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советсткий спорт, 2003. - 464с.

. Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 254 с.

23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов / Ж.К. Холодов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

. Шаулин, В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: методика обучения / В.Н. Шаулин // Физкультура в школе. - 2004. - № 3. - С.8-12.

. Шаулин, В.Н. Развивающее обучение на материале физической культуры / В.Н. Шаулин // Физкультура и спорт. - 2004. - № 6. - С. 8-13.

26. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц. - М.: ФиС, 1994. - 151 с.

Похожие работы на - Развитие двигательных навыков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!