Психофизиологические особенности спортсменов в баскетболе
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
.1 Специфика
влияния баскетбола на физическое развитие спортсменов
1.2 Особенности
психофизиологического статуса баскетболистов
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ,
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
.1 Цель и задачи
исследования
.2 Методы
исследования
.3 Организация
исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
.1 Результаты исследования
.2 Обсуждение результатов
исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Современный спорт предъявляет все
более жесткие требования к функциональной подготовленности спортсменов, которая
предполагает способность обеспечить должный уровень деятельности органов,
систем и организма необходимый для выполнения специфической физической
нагрузки. Высокий уровень функциональной подготовленности является основой для
роста спортивного мастерства предпосылкой высокой специальной физической
работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться
к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам.
Проблема готовности к спортивной деятельности -
это проблема реализации потенциальных психофизиологических возможностей
человека, так как ее эффективность зависит от сложного комплекса психофизиологических
факторов. В последнее время все более четко осознается, что спортивная
тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного
результата, направлена на развитие именно психофизиологических функциональных
возможностей организма спортсмена. При этом в каждом виде спорта имеются
наиболее важные психофизиологические качества, от активности которых в
наибольшей мере зависит успешность выступлений спортсмена.
Современный баскетбол характеризуется
интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении
плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических
приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности
тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий.
Все это требует высокого уровня физической подготовленности игроков. В связи с
этим представляется актуальным исследование особенностей психофизиологического
статуса спортсменов - баскетболистов. Учёт психофизиологических особенностей играет
важную роль в решении проблемы построения адекватного тренировочного процесса,
способствующего наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей
спортсмена.
Цель исследования - изучить психофизиологические
особенности баскетболистов.
Поставленная цель предполагает решение следующих
задач:
) рассмотреть специфику влияния занятий
баскетболом на психофизиологический статус спортсменов;
) раскрыть психофизиологические особенности
баскетболистов;
) провести сравнительный анализ уровня развития
показателей физической подготовленности баскетболистов, и их сверстников, не
занимающихся баскетболом.
Объект исследования - психофизиологические
особенности баскетболистов
Предмет исследования - влияние занятий
баскетболом на уровень развития физических качеств.
Гипотеза исследования: занятия баскетболом
способствует развитию физических качеств спортсменов
Методы исследования: анализ литературы по теме
работы, обобщение, педагогическое тестирование, математико-статическая
обработка данных.
Изучение психофизиологических особенностей
спортсменов имеет важное теоретическое и прикладное значение.
Научная новизна. Определены особенности
психофизиологического статуса баскетболистов и влияние занятий баскетболом на
физическое развитие спортсменов. На основании психофизиологических показателей
определялся уровень функциональной и психологической подготовленности
спортсменов к тренировочно-соревновательной деятельности.
Практическая значимость исследования. Результаты
исследования могут быть использованы для повышения эффективности тренировочного
процесса путем подбора комплекса упражнений, направленных на развитие наиболее
важных психофизиологических качеств, от активности которых в наибольшей мере
зависит успешность выступлений спортсмена.
Теоретико-методологической основой исследования
явились труды отечественных специалистов в области подготовки баскетболистов.
Учету психофизиологических детерминант в решении проблемы построения
адекватного тренировочного процесса посвящены работы Н. А. Бернштейна, А. И.
Вальтина, А. Б. Гандельсмана и др. Проблема постоянного функционального и
интеллектуального развития игрока: его мыслительной деятельности, совершенства
реакции, правильности движений, способности ориентироваться в постоянно
изменяющихся ситуациях, раскрыта в работах В. М. Зациорского, 3. Я.
Кожевникова, Ю. М. Портнова и т. д. Изучению психофизиологических особенностей
человека, способных повлиять на результаты спортивной деятельности, посвящены
работы Дж. Х. Уилмора, Я. М. Коца. Особенности психофизиологического статуса баскетболистов
изучались Р. К. Малинаускас,
<#"731539.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Сопоставление средних
арифметических значений результатов тестов 1, 2
Результаты теста № 3 пробегание
дистанции 300 м представлены в табл. 2. (Приложение 2) Сопоставление средних
арифметических результатов теста 3 представлено на рис. 2.
Рисунок 2 - Сопоставление средних
арифметических значений результатов теста 3
Результаты теста № 4 прыжок в длину с места для
определения показателей «взрывной» силы представлены в табл. 3. (Приложение 3)
Сопоставление средних арифметических результатов
теста 4 представлено на рис. 3.
Рисунок 3 - Сопоставление результатов выполнения
прыжка в длину с места
Результаты теста № 5 подтягивание на перекладине
представлены в табл. 4. (Приложение 4)
Сопоставление средних арифметических результатов
теста 5 представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 - Сопоставление средних
арифметических результатов подтягивания на перекладине
3.2
Обсуждение результатов
Данные педагогического тестирования
свидетельствуют о больших показателях скоростно - силовых качеств у подростков,
занимающихся баскетболом (группа Б), по сравнению с их сверстниками, не
поспешающими спортивную секцию (группа А). В тестах на короткие дистанции
баскетболисты значительно опережали сверстников. Показатели стартовой
«взрывной» скорости в беге на 20 м со старта в группе Б на 0,3 сек. выше, чем в
группе А. Показатели дистанционной скорости в беге на 20 м с ходу - на 0,5 сек.
В тесте бега со старта подростки, занимающиеся баскетболом, показали более
развитые способности быстро выбегать со старта, развить высокую скорость в
стартовом разбеге и достичь максимальной скорости во время бега на дистанции.
Сравнительные показатели стартовой скорости свидетельствуют о более высоком
уровне физической подготовки баскетболистов, так как именно сильные ноги и
пресс обеспечивают мощный толчок при разгоне, который проявляется методом
пружины. В контексте исследования особенно важны показатели дистанционной
скорости, так как именно этот вид скорости наиболее подвержен влиянию
специальных упражнений, тогда как стартовая скорость в значительной степени
обусловлена природными способностями, природной резкостью.
Показатели скоростной выносливости в
беге на 300 м в группе Б выше на 2,7 сек., чем в группе А. Такие показатели
свидетельствуют о том, что у баскетболистов под влияние специальных упражнений
более развита способность выдержать бег на сравнительно большое расстояние в
высоком темпе, чем у сверстников, не занимающихся спортом.
Показатели «взрывной» силы,
проявленные в прыжках с места, в группе Б значительно больше, чем в группе А.
Разница составляет 5 м. Такие показатели свидетельствуют о том, что в процессе
тренировок у баскетболистов развивается умение сделать быстрое и мощное
действие из спокойного положения. Взрывная сила играет большую роль в
тренировках баскетболистов не только потому, что она служит средством развития
абсолютной силы, но и методом улучшения физических качеств. Этому особенно
способствуют виды прыжковой тренировки баскетболистов, которые показывают
наибольшую скорость нарастания силы, поскольку сопротивление снижено, и время
движения становится короче. Это вызывается быстрым эксцентрическим растяжением
мышц и связок, которое предшествует сознательному усилию.
Сравнительные результаты теста «подтягивание на
перекладине» позволяют говорить о более высокой выносливости, силы, уровне
развития физических качеств и лучшей работе сердечно - сосудистой системы
баскетболистов. Разница в количестве подтягиваний - 4.
Обработка тестов с помощью методов
математической статистики показала достоверность различий между группами во
всех тестах. Для проверки значимости различий был использован t критерий
Стьюдента.
Приведем пример расчета критерия для проверки
достоверности различий в показателях бега на 300 м.
) Подсчитаем среднюю арифметическую разницу
полученных результатов (D)
и D2.
Таблица 5
Результаты пробегания отрезка 300 м (сек)
Исследуемые
|
А
|
Б
|
D
|
D2
|
1
|
55,0
|
52,0
|
3
|
9
|
2
|
53,2
|
49,7
|
3,5
|
12,25
|
55,8
|
55,1
|
0,7
|
0,49
|
4
|
55,5
|
55,0
|
0,5
|
0,25
|
5
|
54,2
|
53,3
|
0,9
|
0,81
|
6
|
45,0
|
42,0
|
3
|
9
|
7
|
55,0
|
54,0
|
1
|
1
|
8
|
50,0
|
48,8
|
1,2
|
1,44
|
9
|
55,0
|
54,0
|
1
|
1
|
10
|
55,0
|
49,0
|
6
|
36
|
11
|
46,0
|
43,0
|
3
|
9
|
Продолжение
табл. 5
|
12
|
54,0
|
51,0
|
3
|
9
|
Сумма
|
638,4
|
606
|
26,
8
|
88,24
|
М
|
53,2
|
50,5
|
|
|
) Произведем расчет по формуле:
=
=
=
2, 2 (1)
) Применим формулу:
Sd
=
=
=
=
0, 21 = 0,458
) Рассчитаем Tэмп.
эмп. =
=
=
4,8 (3)
Число степеней свободы: k=12
- 1 = 11
) По таблице 1 находим tкрит =2, 262,
экспериментальное Tэксп. = 4,8
Различия средних арифметических считается
достоверными, если значение критерия t в конце эксперимента больше, чем
критическое значение t-Стьюдента.
Вывод: различия достоверны.
Значение критерия t-Стьюдента превышает
табличное значение критерия t - Стьюдента во всех тестах. Следовательно, все
различия достоверны.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о
влиянии занятий баскетболом на развитие физических качеств спортсменов, в ходе
исследования подтвердилась.
Проведенное исследование позволяет сделать
следующие выводы:
. У подростков исследуемой возрастной группы
достаточно высокими темпами улучшаются силовые и скоростно-силовые способности,
что обусловлено анатомо - физиологическими особенностями данного возраста.
. У баскетболистов более развиты скоростно -
силовые качества: стартовая и дистанционная скорость, скоростная выносливость,
«взрывная» и абсолютная сила. Это подтверждается достоверными различиями
практически по всем показателям тестирования между подростками -
баскетболистами и подростками, не занимающимися в спортивной секции.
. Более быстрому физическому развитию
баскетболистов способствуют специальные упражнения, выполняемые в тренировочном
процессе. Уровень физической подготовленности спортсменов растет в ответ на
физические нагрузки.
. Систематичность и направленность тренировочных
нагрузок приводят к комплексному воспитанию основных физических качеств, необходимых
для спортивного совершенствования юных баскетболистов 12-13 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный спорт все больше становится спортом
высоких достижений. Успешность спортсмена базируется на высоком уровне
физической подготовленности, что предъявляет особые требования к двигательным,
сенсорным, интеллектуальным качествам. Специфика каждого вида спорта
предъявляет повышенные требования к определенной группе физических качеств,
важных именно для этого вида спорта.
Современный баскетбол - одна из самых динамичных
спортивных игр. Этот вид спортивной игры характеризуется интенсификацией
соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых
действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и
их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий,
увеличении числа индивидуальных игровых действий. Современные требования к
уровню развития физических качеств баскетболистов заключаются в обеспечении
возможности игроков выполнять сложные технические приемы и активные тактические
взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать
высокую интенсивность игры до последних секунд матча. Трудно отыскать еще такой
вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и ум. В
связи с этим, изучение психофизиологических особенностей баскетболистов,
способных повлиять на результаты спортивной деятельности, имеет важное
теоретическое и прикладное значение и давно привлекает внимание исследователей.
Только анализ и учёт комплекса достаточно сложных психофизиологических качеств
у спортсменов позволит осуществлять эффективную подготовку спортсменов в ходе
тренировочного процесса.
Проведенное теоретическое и экспериментальное
исследование подтвердило гипотезу, позволив сделать вывод о том, что специфика
баскетбола обусловливает его огромное влияние на развитие физических
способностей спортсменов, способствует формированию их особого
психофизиологического статуса.
Сравнительные результаты,
полученные в ходе исследований физических качеств подростков 12 - 13 лет и их
сверстников, не занимающихся баскетболом, дали возможность утверждать, что у
баскетболистов более развиты все скоростно - силовые качества.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать,
что баскетбол как спортивная игра является эффективным средством физической
подготовки, способствует развитию физических качеств и обогащению двигательного
опыта спортсменов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Айдаркин, Е. К. Функциональное состояние теоретический аспект / Е. К. Айдаркин.
// Валеология. - 2004. - № 1. - С. 12-16.
.
Бабушкин, В. З. Специализация в спортивных играх / В. З. Бабушкин. - Киев:
Здоровье, 1991. - 161 с.
.
Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под. ред. Ю. М. Портнова. -
М.: Физкультура и Спорт, 1997.- 480с.
.
Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А.
Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
.
Быков, E. B. Спортивная медицина: оценка физического развития, функциональные
пробы и тесты / Е. В. Быков. - Челябинск, 2005. - 79 с.
.
Вальтин, А. И. Влияние интенсивной двигательной деятельности баскетболистов на
технику броска мяча в корзину в прыжке / А. И. Вальтин. // Теория и практика
физической культуры. - 1985. - № 9. - С. 8-11.
.
Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.
В. Верхошанский. - М.:, Физкультура и спорт. - 1988. - 327 с.
.
Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В. М. Волков //
Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- №5 -
6. - С. 32-37.
.
Гандельсман, А. Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А.
Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 210 с.
.
Данилова, H. H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учеб.
пособие / H. H. Данилова. - М.: Изд-во МГУ, 1992. -192 с.
.
Дубровский, В. И. Спортивная физиология: учеб. для сред, и высш. учеб.
заведений по физ. культуре. / В. И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2005. - 192 с.
.
Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики
воспитания / В. М. Зациорский - 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт 2010. - 200с.
.
Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин - СПб.: Питер,
2003. - 384 с.
.
Карпман, B. JI. Динамика кровообращения у спортсменов / B. JI. Карпман, Б.Г.
Любина. // Физкультура и спорт. М., 1982. - С. 71.
.
Карпман, В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. Л.
Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1974. -
95 с.
.
Кожевников, 3. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста / З. Я.
Кожевников. - М. : Физкультура и спорт 2010. - 75 с.
.
Колос, В. М. Баскетбол: теория, практика / В. М. Колос. - Мн.: Полымя, 1988. -
132 с.
.
Коц, Я. М Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры /
Я. М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 238 с.
19.
Красноруцкая, И С.
<http://bmsi.ru/authors/e12f702b-4e92-4bcd-846c-df297a64e564> Психофизиологический
статус и его связь с морфотипом у юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет /
И. С. Красноруцкая. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта
<http://bmsi.ru/source/b15688a8-cfc9-4aae-bdae-a2b1de16442d>- 11 (93) -
2012 - с. 58 - 62
.
Курамшин, Ю. Ф. Силовые способности и методика их развития / Ю. Ф. Курамшин. //
Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю. Ф.
Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - С. 122-134
.
Малинаускас, Р. К.
<http://bmsi.ru/authors/fd65fab3-efe4-44eb-bea2-02b2e09c64ee>
<http://bmsi.ru/authors/fdf7ec41-81e8-4363-befb-c332d4cc461c> Особенности
психической надёжности баскетболистов различной квалификации / Р. К.
Малинаускас, А. Р. Брусокас. //Физическое воспитание студентов
<http://bmsi.ru/source/f232ab82-72ba-40d5-a59b-9bdf6003451d> 2010 - № 1 -
C. 23 - 25.
.
Макарова, Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. - М.: Советский спорт,
2003. - 478 с.
.
Портнов, Ю. М. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. / Ю. М.
Портнов. - М.: ГЦОЛИФК, 1988 - 69 с.
.
Пуни, А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц.
Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 88 с.
.
Скворцов, М. В. Некоторые психофизиологические особенности баскетболистов и
регбистов / М. В. Скворцов. - Советский спорт, 2009. - 192 с.
.
Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник /
А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.
.
Солопов И. Н., Горбанёва Е.П. Физиологические основы функциональной подготовки
спортсменов / И. Н. Солопов, Е. П. Горбанева. - Волгоград: 2010.- 351 с.
.
Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.
Л. Костилл. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 504 с.
.
Яхонтов, Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов / Е. Р. Яхонтов. -
СПб.: Питер, 2006. - 112 с.
Приложение 1
Таблица 1
Результаты пробегания отрезков 20 м с хода и 20
м с места (сек)
Исследуемые
|
Бег
на 20 метров с хода
|
Бег
на 20 метров со старта
|
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
1
|
3,0
|
3,9
|
3,6
|
4,1
|
2
|
2,4
|
2,8
|
3,2
|
3,7
|
3
|
2,6
|
3,3
|
4,0
|
4,5
|
4
|
2,6
|
3,4
|
3,4
|
5
|
2,7
|
3,2
|
3,7
|
4,1
|
6
|
2,1
|
2,4
|
2,9
|
3,2
|
7
|
2,4
|
3,2
|
3,2
|
3,6
|
8
|
2,3
|
2,8
|
3,0
|
3,3
|
9
|
2,8
|
3,2
|
3,4
|
3,7
|
10
|
2,2
|
2,7
|
3,0
|
3,2
|
11
|
2,3
|
2,6
|
3,2
|
3,5
|
12
|
2,6
|
2,8
|
3,2
|
3,5
|
М
|
2,5
|
3,0
|
3,4
|
3,7
|
Приложение 2
Таблица 2
Результаты пробегания отрезка 300 м (сек)
Исследуемые
|
А
|
Б
|
1
|
55,0
|
52,0
|
2
|
53,2
|
49,7
|
3
|
55,8
|
55,1
|
4
|
55,5
|
55,0
|
5
|
54,2
|
53,3
|
6
|
45,0
|
42,0
|
7
|
54,0
|
8
|
50,0
|
48,8
|
9
|
55,0
|
54,0
|
10
|
55,0
|
49,0
|
11
|
46,0
|
43,0
|
12
|
54,0
|
51,0
|
М
|
53,2
|
50,5
|
Приложение 3
Таблица 3
Результаты выполнения прыжка в длину с места
(см)
Исследуемые
|
А
|
Б
|
1
|
220
|
232
|
2
|
201
|
202
|
3
|
192
|
176
|
4
|
180
|
178
|
5
|
178
|
179
|
6
|
239
|
250
|
7
|
189
|
200
|
8
|
200
|
210
|
9
|
170
|
180
|
10
|
200
|
215
|
11
|
213
|
230
|
12
|
215
|
220
|
М
|
201
|
206
|
Приложение 4
Таблица 4
Результаты подтягивания на перекладине
(количество подтягиваний)
Исследуемые
|
А
|
Б
|
9
|
10
|
2
|
8
|
12
|
3
|
10
|
13
|
4
|
11
|
12
|
5
|
7
|
11
|
6
|
8
|
9
|
7
|
10
|
10
|
8
|
11
|
11
|
9
|
7
|
12
|
10
|
8
|
9
|
11
|
10
|
10
|
12
|
9
|
13
|
М
|
9
|
11
|