Психофизиологические особенности спортсменов в баскетболе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    62,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психофизиологические особенности спортсменов в баскетболе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

.1 Специфика влияния баскетбола на физическое развитие спортсменов

1.2 Особенности психофизиологического статуса баскетболистов

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Цель и задачи исследования

.2 Методы исследования

.3 Организация исследования

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Результаты исследования

.2 Обсуждение результатов исследования

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Современный спорт предъявляет все более жесткие требования к функциональной подготовленности спортсменов, которая предполагает способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической физической нагрузки. Высокий уровень функциональной подготовленности является основой для роста спортивного мастерства предпосылкой высокой специальной физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам.

Проблема готовности к спортивной деятельности - это проблема реализации потенциальных психофизиологических возможностей человека, так как ее эффективность зависит от сложного комплекса психофизиологических факторов. В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно психофизиологических функциональных возможностей организма спортсмена. При этом в каждом виде спорта имеются наиболее важные психофизиологические качества, от активности которых в наибольшей мере зависит успешность выступлений спортсмена.

Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий. Все это требует высокого уровня физической подготовленности игроков. В связи с этим представляется актуальным исследование особенностей психофизиологического статуса спортсменов - баскетболистов. Учёт психофизиологических особенностей играет важную роль в решении проблемы построения адекватного тренировочного процесса, способствующего наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей спортсмена.

Цель исследования - изучить психофизиологические особенности баскетболистов.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

) рассмотреть специфику влияния занятий баскетболом на психофизиологический статус спортсменов;

) раскрыть психофизиологические особенности баскетболистов;

) провести сравнительный анализ уровня развития показателей физической подготовленности баскетболистов, и их сверстников, не занимающихся баскетболом.

Объект исследования - психофизиологические особенности баскетболистов

Предмет исследования - влияние занятий баскетболом на уровень развития физических качеств.

Гипотеза исследования: занятия баскетболом способствует развитию физических качеств спортсменов

Методы исследования: анализ литературы по теме работы, обобщение, педагогическое тестирование, математико-статическая обработка данных.

Изучение психофизиологических особенностей спортсменов имеет важное теоретическое и прикладное значение.

Научная новизна. Определены особенности психофизиологического статуса баскетболистов и влияние занятий баскетболом на физическое развитие спортсменов. На основании психофизиологических показателей определялся уровень функциональной и психологической подготовленности спортсменов к тренировочно-соревновательной деятельности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности тренировочного процесса путем подбора комплекса упражнений, направленных на развитие наиболее важных психофизиологических качеств, от активности которых в наибольшей мере зависит успешность выступлений спортсмена.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных специалистов в области подготовки баскетболистов. Учету психофизиологических детерминант в решении проблемы построения адекватного тренировочного процесса посвящены работы Н. А. Бернштейна, А. И. Вальтина, А. Б. Гандельсмана и др. Проблема постоянного функционального и интеллектуального развития игрока: его мыслительной деятельности, совершенства реакции, правильности движений, способности ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, раскрыта в работах В. М. Зациорского, 3. Я. Кожевникова, Ю. М. Портнова и т. д. Изучению психофизиологических особенностей человека, способных повлиять на результаты спортивной деятельности, посвящены работы Дж. Х. Уилмора, Я. М. Коца. Особенности психофизиологического статуса баскетболистов изучались Р. К. Малинаускас,  <#"731539.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Сопоставление средних арифметических значений результатов тестов 1, 2

Результаты теста № 3 пробегание дистанции 300 м представлены в табл. 2. (Приложение 2) Сопоставление средних арифметических результатов теста 3 представлено на рис. 2.

Рисунок 2 - Сопоставление средних арифметических значений результатов теста 3

Результаты теста № 4 прыжок в длину с места для определения показателей «взрывной» силы представлены в табл. 3. (Приложение 3)

Сопоставление средних арифметических результатов теста 4 представлено на рис. 3.

Рисунок 3 - Сопоставление результатов выполнения прыжка в длину с места

Результаты теста № 5 подтягивание на перекладине представлены в табл. 4. (Приложение 4)

Сопоставление средних арифметических результатов теста 5 представлено на рисунке 4.

Рисунок 4 - Сопоставление средних арифметических результатов подтягивания на перекладине

3.2 Обсуждение результатов

Данные педагогического тестирования свидетельствуют о больших показателях скоростно - силовых качеств у подростков, занимающихся баскетболом (группа Б), по сравнению с их сверстниками, не поспешающими спортивную секцию (группа А). В тестах на короткие дистанции баскетболисты значительно опережали сверстников. Показатели стартовой «взрывной» скорости в беге на 20 м со старта в группе Б на 0,3 сек. выше, чем в группе А. Показатели дистанционной скорости в беге на 20 м с ходу - на 0,5 сек. В тесте бега со старта подростки, занимающиеся баскетболом, показали более развитые способности быстро выбегать со старта, развить высокую скорость в стартовом разбеге и достичь максимальной скорости во время бега на дистанции. Сравнительные показатели стартовой скорости свидетельствуют о более высоком уровне физической подготовки баскетболистов, так как именно сильные ноги и пресс обеспечивают мощный толчок при разгоне, который проявляется методом пружины. В контексте исследования особенно важны показатели дистанционной скорости, так как именно этот вид скорости наиболее подвержен влиянию специальных упражнений, тогда как стартовая скорость в значительной степени обусловлена природными способностями, природной резкостью.

Показатели скоростной выносливости в беге на 300 м в группе Б выше на 2,7 сек., чем в группе А. Такие показатели свидетельствуют о том, что у баскетболистов под влияние специальных упражнений более развита способность выдержать бег на сравнительно большое расстояние в высоком темпе, чем у сверстников, не занимающихся спортом.

Показатели «взрывной» силы, проявленные в прыжках с места, в группе Б значительно больше, чем в группе А. Разница составляет 5 м. Такие показатели свидетельствуют о том, что в процессе тренировок у баскетболистов развивается умение сделать быстрое и мощное действие из спокойного положения. Взрывная сила играет большую роль в тренировках баскетболистов не только потому, что она служит средством развития абсолютной силы, но и методом улучшения физических качеств. Этому особенно способствуют виды прыжковой тренировки баскетболистов, которые показывают наибольшую скорость нарастания силы, поскольку сопротивление снижено, и время движения становится короче. Это вызывается быстрым эксцентрическим растяжением мышц и связок, которое предшествует сознательному усилию.

Сравнительные результаты теста «подтягивание на перекладине» позволяют говорить о более высокой выносливости, силы, уровне развития физических качеств и лучшей работе сердечно - сосудистой системы баскетболистов. Разница в количестве подтягиваний - 4.

Обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между группами во всех тестах. Для проверки значимости различий был использован t критерий Стьюдента.

Приведем пример расчета критерия для проверки достоверности различий в показателях бега на 300 м.

) Подсчитаем среднюю арифметическую разницу полученных результатов (D) и D2.

Таблица 5

Результаты пробегания отрезка 300 м (сек)

Исследуемые

А

Б

D

D2

1

55,0

52,0

3

9

2

53,2

49,7

3,5

12,25

55,8

55,1

0,7

0,49

4

55,5

55,0

0,5

0,25

5

54,2

53,3

0,9

0,81

6

45,0

42,0

3

9

7

55,0

54,0

1

1

8

50,0

48,8

1,2

1,44

9

55,0

54,0

1

1

10

55,0

49,0

6

36

11

46,0

43,0

3

9

Продолжение табл. 5

12

54,0

51,0

3

9

Сумма

638,4

606

26, 8

88,24

М

53,2

50,5




) Произведем расчет по формуле:

 =  =  = 2, 2 (1)

) Применим формулу:

Sd =  =  =  = 0, 21 = 0,458

) Рассчитаем Tэмп.

эмп. =  =  = 4,8 (3)

Число степеней свободы: k=12 - 1 = 11

) По таблице 1 находим tкрит =2, 262, экспериментальное Tэксп. = 4,8

Различия средних арифметических считается достоверными, если значение критерия t в конце эксперимента больше, чем критическое значение t-Стьюдента.

Вывод: различия достоверны.

Значение критерия t-Стьюдента превышает табличное значение критерия t - Стьюдента во всех тестах. Следовательно, все различия достоверны.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о влиянии занятий баскетболом на развитие физических качеств спортсменов, в ходе исследования подтвердилась.


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

. У подростков исследуемой возрастной группы достаточно высокими темпами улучшаются силовые и скоростно-силовые способности, что обусловлено анатомо - физиологическими особенностями данного возраста.

. У баскетболистов более развиты скоростно - силовые качества: стартовая и дистанционная скорость, скоростная выносливость, «взрывная» и абсолютная сила. Это подтверждается достоверными различиями практически по всем показателям тестирования между подростками - баскетболистами и подростками, не занимающимися в спортивной секции.

. Более быстрому физическому развитию баскетболистов способствуют специальные упражнения, выполняемые в тренировочном процессе. Уровень физической подготовленности спортсменов растет в ответ на физические нагрузки.

. Систематичность и направленность тренировочных нагрузок приводят к комплексному воспитанию основных физических качеств, необходимых для спортивного совершенствования юных баскетболистов 12-13 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный спорт все больше становится спортом высоких достижений. Успешность спортсмена базируется на высоком уровне физической подготовленности, что предъявляет особые требования к двигательным, сенсорным, интеллектуальным качествам. Специфика каждого вида спорта предъявляет повышенные требования к определенной группе физических качеств, важных именно для этого вида спорта.

Современный баскетбол - одна из самых динамичных спортивных игр. Этот вид спортивной игры характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий. Современные требования к уровню развития физических качеств баскетболистов заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и ум. В связи с этим, изучение психофизиологических особенностей баскетболистов, способных повлиять на результаты спортивной деятельности, имеет важное теоретическое и прикладное значение и давно привлекает внимание исследователей. Только анализ и учёт комплекса достаточно сложных психофизиологических качеств у спортсменов позволит осуществлять эффективную подготовку спортсменов в ходе тренировочного процесса.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование подтвердило гипотезу, позволив сделать вывод о том, что специфика баскетбола обусловливает его огромное влияние на развитие физических способностей спортсменов, способствует формированию их особого психофизиологического статуса.

Сравнительные результаты, полученные в ходе исследований физических качеств подростков 12 - 13 лет и их сверстников, не занимающихся баскетболом, дали возможность утверждать, что у баскетболистов более развиты все скоростно - силовые качества.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что баскетбол как спортивная игра является эффективным средством физической подготовки, способствует развитию физических качеств и обогащению двигательного опыта спортсменов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айдаркин, Е. К. Функциональное состояние теоретический аспект / Е. К. Айдаркин. // Валеология. - 2004. - № 1. - С. 12-16.

. Бабушкин, В. З. Специализация в спортивных играх / В. З. Бабушкин. - Киев: Здоровье, 1991. - 161 с.

. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под. ред. Ю. М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.- 480с.

. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.

. Быков, E. B. Спортивная медицина: оценка физического развития, функциональные пробы и тесты / Е. В. Быков. - Челябинск, 2005. - 79 с.

. Вальтин, А. И. Влияние интенсивной двигательной деятельности баскетболистов на технику броска мяча в корзину в прыжке / А. И. Вальтин. // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 9. - С. 8-11.

. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - М.:, Физкультура и спорт. - 1988. - 327 с.

. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В. М. Волков // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- №5 - 6. - С. 32-37.

. Гандельсман, А. Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 210 с.

. Данилова, H. H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учеб. пособие / H. H. Данилова. - М.: Изд-во МГУ, 1992. -192 с.

. Дубровский, В. И. Спортивная физиология: учеб. для сред, и высш. учеб. заведений по физ. культуре. / В. И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 192 с.

. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский - 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт 2010. - 200с.

. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.

. Карпман, B. JI. Динамика кровообращения у спортсменов / B. JI. Карпман, Б.Г. Любина. // Физкультура и спорт. М., 1982. - С. 71.

. Карпман, В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 95 с.

. Кожевников, 3. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста / З. Я. Кожевников. - М. : Физкультура и спорт 2010. - 75 с.

. Колос, В. М. Баскетбол: теория, практика / В. М. Колос. - Мн.: Полымя, 1988. - 132 с.

. Коц, Я. М Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры / Я. М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 238 с.

19. Красноруцкая, И С. <http://bmsi.ru/authors/e12f702b-4e92-4bcd-846c-df297a64e564> Психофизиологический статус и его связь с морфотипом у юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет / И. С. Красноруцкая. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта <http://bmsi.ru/source/b15688a8-cfc9-4aae-bdae-a2b1de16442d>- 11 (93) - 2012 - с. 58 - 62

. Курамшин, Ю. Ф. Силовые способности и методика их развития / Ю. Ф. Курамшин. // Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - С. 122-134

. Малинаускас, Р. К. <http://bmsi.ru/authors/fd65fab3-efe4-44eb-bea2-02b2e09c64ee> <http://bmsi.ru/authors/fdf7ec41-81e8-4363-befb-c332d4cc461c> Особенности психической надёжности баскетболистов различной квалификации / Р. К. Малинаускас, А. Р. Брусокас. //Физическое воспитание студентов <http://bmsi.ru/source/f232ab82-72ba-40d5-a59b-9bdf6003451d> 2010 - № 1 - C. 23 - 25.

. Макарова, Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2003. - 478 с.

. Портнов, Ю. М. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. / Ю. М. Портнов. - М.: ГЦОЛИФК, 1988 - 69 с.

. Пуни, А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 88 с.

. Скворцов, М. В. Некоторые психофизиологические особенности баскетболистов и регбистов / М. В. Скворцов. - Советский спорт, 2009. - 192 с.

. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

. Солопов И. Н., Горбанёва Е.П. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов / И. Н. Солопов, Е. П. Горбанева. - Волгоград: 2010.- 351 с.

. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костилл. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 504 с.

. Яхонтов, Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов / Е. Р. Яхонтов. - СПб.: Питер, 2006. - 112 с.

Приложение 1

Таблица 1

Результаты пробегания отрезков 20 м с хода и 20 м с места (сек)

Исследуемые

Бег на 20 метров с хода

Бег на 20 метров со старта


Б

А

Б

А

1

3,0

3,9

3,6

4,1

2

2,4

2,8

3,2

3,7

3

2,6

3,3

4,0

4,5

4

2,6

3,4

3,4

5

2,7

3,2

3,7

4,1

6

2,1

2,4

2,9

3,2

7

2,4

3,2

3,2

3,6

8

2,3

2,8

3,0

3,3

9

2,8

3,2

3,4

3,7

10

2,2

2,7

3,0

3,2

11

2,3

2,6

3,2

3,5

12

2,6

2,8

3,2

3,5

М

2,5

3,0

3,4

3,7



Приложение 2

Таблица 2

Результаты пробегания отрезка 300 м (сек)

Исследуемые

А

Б

1

55,0

52,0

2

53,2

49,7

3

55,8

55,1

4

55,5

55,0

5

54,2

53,3

6

45,0

42,0

7

54,0

8

50,0

48,8

9

55,0

54,0

10

55,0

49,0

11

46,0

43,0

12

54,0

51,0

М

53,2

50,5



Приложение 3

Таблица 3

Результаты выполнения прыжка в длину с места (см)

Исследуемые

А

Б

1

220

232

2

201

202

3

192

176

4

180

178

5

178

179

6

239

250

7

189

200

8

200

210

9

170

180

10

200

215

11

213

230

12

215

220

М

201

206


Приложение 4

Таблица 4

Результаты подтягивания на перекладине (количество подтягиваний)

Исследуемые

А

Б

9

10

2

8

12

3

10

13

4

11

12

5

7

11

6

8

9

7

10

10

8

11

11

9

7

12

10

8

9

11

10

10

12

9

13

М

9

11


Похожие работы на - Психофизиологические особенности спортсменов в баскетболе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!