Проблемы придорожного сервиса Витебской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,72 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы придорожного сервиса Витебской области

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Исторический факультет

Кафедра экономической теории








КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОБЛЕМЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ

Пекарская Ксения Андреевна

4-й курс, 42 группа

Руководитель

Трацевская Людмила Фёдоровна

кандидат экономических наук, доцент




Витебск, 2014г.

Реферат

Объектом исследования - придорожный сервис Беларуси.

Предмет исследования - проблемные стороны развития придорожного сервиса Витебской области, сдерживающие факторы, современное состояние и пути разрешения.

Цель работы - исследование и характеристика проблем системы придорожного сервиса Витебской области и влияние их на придорожный сервис страны в целом.

Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительный, статистический

Элементы новизны: доказано, что придорожный сервис Витебской области с каждым годом повышает уровень качества обслуживания.

Теоретическая и практическая значимость: работа помогает определить проблемное поле придорожного сервиса Витебской области, пути решения, сделать выводы, сравнительно из опыта других стран в этой сфере.

Содержание

Введение

. Современные подходы к формированию придорожного сервиса

. Международный опыт развития придорожного сервиса

.1 Опыт развития системы объектов придорожного сервиса в США

.2 Европейская система объектов придорожного сервиса

.3 Придорожный сервис в России: развитие и качество

. Белорусский придорожный сервис как важная сфера туристического бизнеса

. Проблемные места и пути их решения в придорожном сервисе Витебской области

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Структура услуг в системе придорожного сервиса

Приложение 2 Бизнес-план организации придорожного сервиса

Введение

Туристические сферы Беларуси с каждым годом пользуются всё большим спросом. Это зависит от большинства факторов, условий и ресурсов. Несмотря на то, что Беларусь не обладает знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Такими преимуществами непосредственно являются близость к странам Западной Европы и Скандинавии, которые формируют масштабные туристопотоки за рубеж; соседство со странами Балтии, России, Польши; древняя и богатая история, самобытная культура, богатый природный потенциал, большое количество разнообразных памятников природы.

В результате роста объемов автомобильных перевозок и путешествий появилась насущная необходимость в развитии придорожного сервиса. На современном этапе развития туризма в Республике Беларусь сложилась ситуация, когда необходимо максимально задействовать имеющиеся туристические ресурсы, однако это крайне сложно выполнить без развитой инфраструктуры, оказывающей сопутствующие услуги.

В улучшении перспектив трансграничного сотрудничества Республики Беларусь с соседними европейскими странами придорожный сервис также имеет важное значение.

Актуальность исследования проблем развития системы придорожного сервиса Витебской области заключается в важности данной сферы в туризме и экономике страны. Ежегодно объекты придорожного сервиса посещаются огромным количеством людей, и потому их расположение, количество и состояние сказывается на имидже не только области, но страны. Прибыль, которую приносят объекты придорожного сервиса, также весьма значительна для дальнейшего экономического роста, так как Беларусь является одной из главных транзитных стран.

Объектом исследования является придорожный сервис Беларуси.

Предметом исследования являются проблемные стороны развития придорожного сервиса Витебской области, сдерживающие факторы, современное состояние и пути разрешения.

Целью курсовой работы является исследование и характеристика проблем системы придорожного сервиса Витебской области и влияние их на придорожный сервис страны в целом.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

·Изучить основные подходы к формированию придорожного сервиса;

·Исследовать место придорожного сервиса в сфере услуг;

·Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития структуры услуг объектов придорожного сервиса;

·Определить и проанализировать основные факторы, влияющие на проблематику процесса развития придорожного сервиса;

·Рассмотреть характеристику современного придорожного сервиса Беларуси;

·Проанализировать существующие проблемы, сдерживающие развитие предприятий придорожного сервиса в Витебской области.

В данной работе использовались статистические методы исследования, путем высчитывания показателей роста объектов придорожного сервиса по всем областям Беларуси; метод анализа, позволяющий определить проблемное поле данного исследования и пути решения данных проблем; методы сравнения с другими системами придорожного сервиса как Беларуси, так и России.

К настоящему времени крайне мало отечественных исследований, посвященных комплексному изучению особенностей функционирования, развития и решения проблем объектов придорожного сервиса не только на территории Витебской области, но и страны в целом.

В данной работе использовались научные труды отечественных ученых в области сервиса и туризма; нормативно-правовые документы Беларуси и Витебской области по объекту и предмету исследования; данные, опубликованные в диссертациях, монографиях и научных статьях, учебной литературе, периодической печати.

1. Современные подходы к формированию придорожного сервиса

Сфера услуг является наиболее важным элементом в развитии рыночных отношений и экономики.

Ее значение имеет большой вес, так как велика потребность населения в различных видах услуг. Это помогает сократить затраты труда в домашнем хозяйстве, увеличить свободное время.

По оценкам специалистов, развитие сферы услуг ведет «к приросту валового национального продукта путем замены бесплатных услуг домашнего хозяйства платными услугами общественного производства» [17], а уровень развития непроизводственной сферы становится «показателем благополучия общества» [13]. Большинство ученых констатируют уже произошедший переход от «индустриального» общества к «сервисному». Первое характеризуется тем, что оно «основано на обмене товаров-эквивалентов, формирующих основное богатство - вещные блага» [15].

Если рассматривать услуги как один из главных элементов обслуживания общества, то можно выделить следующее определение: «к услугам относятся все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественной полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят также и все виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь)» [5]

Услугу можно определить также «как деятельность, связанную с обменом стоимостей, направленную на удовлетворение, выраженных в форме спроса, которая не сводится к передаче права собственности на некоторый материальный продукт» [14]. Под воздействием всевозможных факторов и достижений научно-технического прогресса сфера услуг весьма активно развивается и одним из её ключевых моментов является повышение уровня и качества жизни населения.

Понятие «качество жизни» охватывает и характеризует весь диапазон свойств жизни индивида, распространяется на все ее стороны. Отражает удовлетворенность индивида получаемыми материальными и духовными благами. «Отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни» [11].

«Качество жизни» измеряется качественными показателями, в отличие от «уровня жизни». Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, числовыми показателями [12, с. 13]. Это показатели обеспеченности различными благами или объектами социальной инфраструктуры.

Таким образом, изучение потребностей людей в различного рода услугах является важнейшей задачей социальной экономики [7, с. 10]. Этот раздел экономической науки изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей в тех или иных услугах, потребительские запросы, структуру потребления услуг, выделяет потребности различных социальных групп, регионов с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей услуг.

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоянии и развитии социальной экономики судят по тому, как живут люди, насколько комфортны условия их работы и досуга. При всем многообразии жизненных проявлений можно формировать общее представление об условиях, в которых работают и отдыхают люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что им дает жизнь. Все это вместе взятое определяет качество жизни [7, с. 10].

В конечном итоге качество жизни определяется качеством отраслей представляющих сферу услуг и включающих услуги сопровождающие человека от момента рождения до последних минут жизни. Структура сферы услуг представляется отечественными авторами по-разному, поскольку нет окончательно сформировавшегося подхода к их классификации [7, с. 10]. К сфере услуг относятся такие её составные части, как торговля, услуги, обеспечивающие питание и проживание, транспорт, связь и информационное обслуживание, образование, культура, наука, здравоохранение, услуги по обслуживанию домашнего хозяйства, услуги личного характера, услуги государственного управления.

Развитие сферы услуг происходит, с одной стороны, путем усиления разнообразия сервисной деятельности, отражая тенденцию специализации и диверсификации производства услуг, а с другой стороны, путем возрастания роли принципа кооперации и дополнительности, отражая тенденцию единства в разнообразии. Эти тенденции проявляются в усложнении многофункциональной зависимости одних услуг от других в самых разнообразных сферах. К настоящему времени уже можно наблюдать несколько разных видов комплексов в сфере сервиса, обладающих определенной спецификой в организационном построении, поведении на рынке, возможностях развития. «Поскольку комплексное обслуживание создает определенные удобства и выгоду потребителям услуг и приводит к заметному социально-экономическому эффекту, то поэтому результативное функционирование комплексных структур имеет большое практическое значение. В то же время ряд теоретических вопросов, связанных с формированием, классификацией и принципами управления комплексными предприятиями в сфере услуг в современных условиях остаются малоизученными» [9, с. 58].

Придорожный сервис в развитии сферы услуг играет весьма немаловажную роль и являет собой значительную часть удовлетворения потребностей потребителей.

Тема придорожного сервиса существует и волнует умы с тех самых пор, как появились дороги. Еще в ХIII веке знаменитый путешественник Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира» писал о постоялых дворах в древнем Китае, где можно было не только помыться и отдохнуть, но и переодеться в чистый шелковый халат. О трактирах и почтовых станциях писали многие классики мировой литературы. Проходят века, но эта тема остается актуальной и по сей день.

В первом случае придорожный сервис - это сфера деятельности, обеспечивающая удовлетворение потребностей человека и транспортного средства в пути (дороге). В другом понимании придорожный сервис - это система, состоящая из различных взаимосвязанных элементов, позволяющих наиболее эффективно осуществлять деятельность по удовлетворению различных потребностей человека транспортного средства в пути (дороге).

Цель придорожного сервиса состоит в обеспечении социально-экономической эффективности транспортных средств, то есть в эффективном обслуживании самих транспортных средств и в удовлетворении потребностей лиц, пользующихся ими. Большое значение имеет именно вторая часть поставленной цели, она дает тот социальный эффект, который можно получить, создав систему придорожного сервиса. [16, с. 225].

Услуги придорожного сервиса относятся к услугам, сопровождающим и/или предваряющим процесс перемещения и перевозки человека. Следовательно, структура услуг в системе придорожного сервиса будет определяться структурой самого придорожного сервиса и возникающими потребностями человека по обслуживанию транспортных средств и удовлетворению собственных нужд и потребностей в пути (дороге)» [6, с. 56].

Представленная структура достаточно полно отражает спектр услуг придорожного сервиса. Однако, стоит отметить, что ряд услуг, оказываются объектами придорожного сервиса редко, в частности бытовые услуги, услуги досуга, развлечений, услуги проката автомобилей не нашли должного развития в отечественной практике [7, с. 18].

Что же касается услуг, направленных на техническое обслуживание и ремонт транспортного средства, поддержание работоспособности и восстановление транспортных средств - эти услуги, являются важнейшей составляющей, предоставляемой придорожным сервисам. При рассмотрении структуры услуг данного блока особое внимание следует уделить потребностям, возникающим во время эксплуатации автотранспорта. В связи с этим необходимо определить потребности, которые могут возникнуть у автовладельцев.

Немаловажной является услуга по ремонту и восстановлению неисправных запасных частей и комплектующих, так как многие из них при своевременном и качественном ремонте сохраняют свои эксплуатационные свойства [7, с. 19]. Продажа оборудования, приспособлений, инвентаря и различных приборов для осуществления работ по техническому обслуживанию и восстановлению работоспособности транспортных средств призвана удовлетворять потребности и их владельцев, и предприятий, оказывающих данный вид услуг, и входит в сегмент услуг торговли [7, с. 19].

Перечисленные выше виды услуг выполняются объектами придорожного сервиса, специализирующимися на обслуживание транспортного средства. Но не менее важны и услуги, специализирующиеся на обслуживании человека в дороге - водителя или пассажира.

Наиболее развитыми являются услуги общественного питания и торговли, хотя в большинстве случаев они сосредоточены вокруг крупных городов. Этот факт обусловлен тем, что в большом населенном пункте спрос на данные услуги значительно выше. Остальные услуги: гостиничные, информационные услуги, услуги связи и другие представлены слабее.

Продукция придорожного сервиса - достаточно широкое понятие. Сюда можно отнести все то, что обеспечивает использование, эксплуатацию, поддержание и восстановление работы транспортного средства в течение всего жизненного цикла, а также все то, что обеспечивает нормальные условия для работы и отдыха человека в пути (в дороге). В структуру услуг придорожного сервиса в трактовке «человек в пути», необходимо отнести и сами транспортные услуги.

Необходимо отметить, что система придорожного сервиса, исходя из данных исследований и наблюдений, аккумулируется вокруг наиболее значимых для автовладельцев центров оказания услуг - АЗС и СТО. Именно представители этих сегментов в силу объективных причин являются более организованными, а конкуренция на них - самая высокая и включает как крупные государственные и частные сети (АЗС и фирменные центры ТО), так и средний и мелкий частный бизнес.

Развитая и разветвленная сеть АЗС, которые продают топливо и нередко реализуют и другие эксплутационные материалы являются основным звеном в формировании комплексов придорожного сервиса, косвенно воздействуя на спрос на весь перечень услуг.

Услуги мотелей, кемпингов, дорожных гостиниц направлены на обеспечения полноценного отдыха автовладельцев, водителей и их пассажиров. Часто в комплексе предоставляемых услуг таких предприятий могут быть услуги диагностики и мелкого ремонта. Торговые точки, реализующие продукты питания, а также предприятия общественного питания удовлетворяют потребность в пище, также дополняя комплекс услуг придорожного сервиса [7, с. 26].

Придорожный сервис определяется как услуги, предоставляемые пользователям автодорог как водителям (включая водителей грузовых автомобилей), так и пассажирам в зданиях и сооружениях, расположенных в пределах или в непосредственной близости от полосы отвода крупных автодорог. С точки зрения пользователей автомобильных дорог, придорожный сервис может быть классифицирован по типам потребностей, как представлено ниже:

) Потребности при совершении поездок: Услуги, удовлетворяющие основные потребности при совершении поездок, такие как заправка транспортных средств, питание, пресная вода, стоянки для устранения неисправностей/отдыха и вызов экстренных служб;

) Дорожная информационная служба: Основная информация о транзитном коридоре и поездке, необходимая при планировании рейса, которая включает дорожные карты, карты центров технического обслуживания, расстояния и приблизительное время в пути до мест назначения, прогнозы погоды и т.д., а также местную информацию о культурном наследии и природных ресурсах, способствующих развитию туризма;

) Розничное обслуживание: Остановки в пути для удовлетворения потребностей пользователей автодорог, а также пункты назначения, которые способствуют совершению новых поездок за покупками, такие как сельскохозяйственные рынки, торговые центры и рынки местных товаров;

) Отдых и туризм: Услуги, которые делают поездки приятными и выходят за рамки удовлетворения простых потребностей, такие как рестораны, мотели, кафе, парки, зоны для пикников и т.д., а также услуги, оказываемые посетителям в туристических местах;

) Общественный транспорт: Междугородние перевозки общественным транспортом вдоль транзитного коридора наряду с соответствующей информацией о поездках, остановками и терминалами, связанными с системой второстепенных дорог, обеспечивающей перевозки внутри города; и

) Услуги для грузового транспорта: Объекты, информация и персонал, которые обеспечивают:

а) соблюдение нормативно-правовых актов и законов в отношении грузовых перевозок, например, максимальной продолжительности работы водителей грузовых автомобилей и их максимальной загрузки;

б) предоставление логистических услуг на таких объектах, как транзитные хабы, пункты интермодальных перевозок, подъездные дороги к удаленным от моря складам, сухопутным портам или логистическим терминалам;

в) предоставление коммерческих услуг, таких как перевалка охлажденных, опасных и скоропортящихся грузов [приложение 1].

По функциональному назначению предприятия придорожного сервиса можно разделить на три группы:

. Сооружения для обслуживания пассажирских перевозок (автобусные остановки, пассажирские автостанции, автопавильоны, мотели, кемпинги, предприятия торговли и общественного питания, площадки отдыха).

. Сооружения для обслуживания подвижного состава: пункты технической помощи, автозаправочные станции, моечные пункты.

. Сооружения для обслуживания грузовых перевозок: грузовые автостанции, диспетчерско-контрольные пункты [10, с. 27]. Функционирование придорожного сервиса, обеспечивают такие сферы как: транспорт, торговля, общественное питание, услуги размещения. Каждый из этих сегментов и все они в комплексе развиваются под воздействием многочисленных внешних и внутренних факторов. Проанализируем эти факторы, оценивая по возможности степень их влияния:

1.Экономические:

·Рост ВВП и улучшение экономического положения хозяйствующих субъектов ведет к развитию транспортных магистралей страны, увеличению грузооборота, увеличению транспортных средств во владении юридических лиц.

·Рост НД на душу населения в конечном итоге приводит к увеличению количества транспортных средств, увеличение расходов на платные услуги, входящие в структуру придорожного сервиса, так и на услуги, косвенно влияющих на его развитие (в частности внутренний туризм).

·Рост инфляции снижает покупательскую активность, и, к сожалению, практически сводит на нет позитивный фактор роста национального дохода на душу населения.

·Рост инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры связан с повышенным вниманием государства к этой проблеме.

·Изменение налогового бремени

·Увеличение количества предпринимателей, оказывающих услуги придорожного сервиса является тенденцией, подтвержденной как данными статистики, органов управления транспортным хозяйством, так и проведенным исследованиям.

2.Демографические:

·Если количество населения снижается за счет превышения коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости, то соответственно постепенно снижается потенциальное количество пользователей услуг. Ну а если же количество населения начинает увеличиваться за счет превышения коэффициента рождаемости над коэффициентом смертности, то потенциальное количество пользователей услуг постепенно увеличивается.

·Структура населения может меняться в сторону преобладания пожилого, не активного с точки зрения транспортного перемещения сегмента. Среди них меньше владельцев автотранспортных средств, туристов, активно пользующихся автомобильным транспортом и, следовательно, потенциальных пользователей услуг придорожного сервиса.

·Структура занятости населения меняется в сторону роста работающих в различных сферах нематериального производства, в том числе и в отраслях, составляющих структуру придорожного сервиса, и составляет 60% от общего количества работающих в сфере транспортных перевозок.

3.Нормативно-правовые

Состояние нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие придорожного сервиса, регулирующей отношения между государственными, налоговыми органами, участниками рассматриваемого рынка, безусловно воздействует на развитие услуг придорожного сервиса.

Однако в настоящий момент развитие большинства сегментов рынка придорожного сервиса происходит стохостически. Причиной такой ситуации во многом является отсутствие целостной стратегии развития придорожного сервиса, отсутствие нормативно-методической основы процесса его регулирования [7, с. 74].

4.Научно-технические:

·Развитие техники и технологии, доля прогрессивного оборудования в общем объеме используемых технических средств, при оказании услуг и т.п., являются показателями, характеризующими развитие придорожного сервиса. Это относится ко всем составляющим сегментам рассматриваемого рынка.

·Развитие системы современных по последнему слову технически оснащенных АЗС, применение достижений НТП на СТО также весьма важно для технического обслуживания и ремонта автомобилей и приводит к расширению номенклатуры оказываемых услуг (ремонт электрических систем, диагностика автомобиля и т.д.). НТП в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании тоже имеет свои проявления [7, с. 80].

5.Социально-культурные:

К показателям, отражающим влияние социально-культурных факторов на придорожный сервис, в рассматриваемом случае относятся показатели обеспеченности теми или иными благами и показатели отражающими качество и уровень жизни. В данном случае можно говорить об обеспеченности населения транспортными средствами, интенсивности использования транспортных средств, структуре и «возрасте» транспортных средств, количестве объектов придорожного сервиса на АЗС, СТО, мотелей, магазинов, рынков и пр. [7, с. 81].

.Географические:

Показатели, определяющие географическое размещение предопределяют развитость транспортных магистралей в зависимости от ландшафта местности, а также учитывают возможное влияние на спрос климатических условий (услуг сезонного характера потребления). Их необходимо также принимать в расчет.

Таким образом, необходимо принимать во внимание достаточно многочисленные внешние и внутренние факторы, которые постоянно изменяются. Следовательно, необходим постоянный мониторинг рынка услуг придорожного сервиса.

Следует подчеркнуть, что сфера придорожного сервиса сегодня должна рассматриваться не только как фактор, обеспечивающий решение социальных задач по удовлетворению, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и новых налоговых платежей в государственные бюджеты.

2. Международный опыт развития придорожного сервиса

Придорожный сервис за рубежом, в отличие от стран СНГ, развивался и развивается уже много десятилетий и является участником национальных экономик. Основными его показателями являются хорошо налаженная сеть придорожных объектов, низкая удаленность объектов сервиса друг от друга, качественный сервис.

В данной работе в пример опыта, как должен развиваться придорожный сервис в Республике Беларусь, берутся такие страны, как США, Германия, Польша, Чехия, Швейцария, Италия, Франция и Россия.

2.1 Опыт развития системы объектов придорожного сервиса в США

Придорожная структура США имеет довольно длительную историю развития. Многофункциональность и насыщенность самыми разными предприятиями сервиса и быта делают её самой преуспевающей во всем мире. Огромную роль в дорожном комплексе США занимают платные дороги. Также реализуется принцип концессий. То есть те или иные проекты появляются путем сдачи в аренду участков вдоль дороги частным лицам, а не муниципальным органам [18, с. 98]

В отличие от российского и белорусского опыта строительства придорожных объектов, которые представлены отдельно стоящими объектами, в США отстраиваются целые сервисные комплексы, организованные на съездах с крупных шоссе. Здесь сосредоточен полный набор услуг для автомобилиста и путешественника: на одной территории расположены и АЗС, и ремонтные мастерские, и магазины, и кафе, и мотели, и другие объекты [18, с. 99]

Дороги в США разделяются на:

·Межштатные

·Федеральные

·Штатные

·Местные

Некоторые участки хайвэев (скоростных автомагистралей) платные и называются Toll Roads. Оплачиваются они при выезде. Если въезжать не с самого начала такой дороги, то на въезде дается квитанция с номером въезда, а при выезде оплачивается в зависимости от проезда. Стоимость разная. В Оклахоме два таких участка от начала до конца по стоимости по $4 каждый.

На горных дорогах в Северной Каролине размещены специальные съезды вправо, вверх с дороги в горы. Они созданы с целью помочь остановиться большегрузным автомобилям, если те вдруг сильно разогнались или у них отказали тормоза.

Вдоль дорог, редко посередине дороги (для подъезда с обеих сторон) оборудованы «Зоны отдыха» (Rest Area или Welcome Center). В них обычно входят небольшие зоны для пикника (столы и скамеечки под крышей), места выгула собак, парковки, в том числе для ночёвки большегрузных автомобилей и RV, бесплатные туалеты, иногда маленькие ресторанчики и, обычно при въезде в штаты, информационные центры. Всегда установлены высокие флагштоки с государственным флагом и флагом штата.

На выездах с дорог (Exit) придорожный бизнес просто процветает. Здесь расположены заправки (обычно с маленькими магазинчиками и бесплатными туалетами), станции техобслуживания, ресторанчики, мотели, отели, магазины, в общем, всё необходимое для путешественников. Информацию о том, что имеется на данном выезде можно получить прямо на дороге, где на придорожных информационных знаках находятся необходимые обозначения.

Недорогими сетевыми мотелями являются «Motel 6» и «Super 8». Они разбросаны по всей стране и номера в них стоят соответственно всего $6 и $8 в сутки. В 2-х местных номерах разрешено пребывание 4-х человек.

Также часто встречаемыми мотелями на трассах Америки являются Quality Inn, Comfort Inn, Days Inn, Sleep Inn, Best Western и еще с десяток брендов. Все эти гостиницы существуют не сами по себе, а входят в крупные отельные сети.

Одной из крупнейших таких сетей является компания Choice Hotels International, Inc, которая насчитывает более 7000 отелей. Основные бренды сети: Quality Inn, Comfort Inn, Sleep Inn, Clarion, Econo Lodge, Rodeway Inn. Американский мотель можно приравнять к российской 4-звездочной гостинице. В номерах есть все: 2-х спальная кровать, телевизор, холодильник, микроволновая печь, фен, гладильная доска и утюг, кофеварка, рабочий стол, интернет, парковка.

Ещё одна возможность - это остановка или отдых в кемпингах со своими палатками. Кемпингов множество по всей стране. Оборудованы они по-разному и соответственно стоимость разная. Забронировать место в кемпинге можно заранее онлайн через Интернет.

По поводу питания также не возникает никаких проблем. Масса недорогих ресторанчиков быстрого питания McDonald's, Burger King, Arby's, Wendy's. В Subway большой выбор диетической еды, в том числе суп дня, а также свежие салаты и сэндвичи, которые готовят по вашему выбору прямо при вас. Приобретая в таких заведениях стакан любого напитка типа Кока-Колы, при желании можно бесплатно повторно наполнить свой стакан из автомата и взять с собой.

2.2 Европейская система объектов придорожного сервиса

Комплексный подход к развитию придорожной инфраструктуры наблюдается и в странах Западной и Восточной Европы. Наряду со стандартизированных набором автозаправочных станций и мотелей, всевозможные услуги предоставляются оригинальными ресторанными комплексами с развлекательной составляющей. В такой туристической и весьма посещаемой стране, как Италия, места отдыха расположены через 30-50 километров. Они обустроены по единому проекту, имеют одинаковую планировку задний и прилегающий территорий со стандартным набором услуг [19, с. 81].

В Западной Европе, в таких странах как Германия, Голландия, Бельгия, придорожный сервис развивается на высочайшем уровне. Превосходно обустроены заправки и стоянки. Большой выбор гостиниц, разнообразных магазинчиков, кафе, ресторанов, среди которых каждый вне зависимости от достатка, может выбрать себе что-нибудь подходящее. На каждой заправке всегда есть место, где можно перекусить и принять душ, что весьма важно и для дальнобойщиков, и для туристов, которые много времени проводят в дороге. Хорошо обустроены подъезды к стоянкам, вдоль дорог расположены знаки с подробным описанием. Высоким уровнем может похвастаться и обслуживающий персонал. Например, если при дороге есть большой паркинг с заправкой, гостиницей, кафе, то есть большая вероятность того, что там найдется сотрудник, который сможет объясняться по-русски. Это тоже приятный бонус для выходцев из бывшего СССР, которые путешествуют по немецким городам.

В Швейцарии, как и в соседних Италии и Франции, вдоль скоростных автомагистралей через двадцать-тридцать километров можно увидеть площадки для отдыха с заправками и без них. На таких площадках всегда поддерживается чистота и аккуратность [19, с. 82].

На восточном побережье Женевского озера, где автомагистраль проходит высоко над живописным берегом, площадки отдыха совмещают еще и функции смотровых. Выше и ниже скоростной трассы можно встретить крохотные площадки среди виноградных террас, рассчитанные всего на одну-две машины. Предусмотрены парковки и на дорогах, идущих вдоль озера, фактически - набережных.

На каждой заправке и остановке размещаются туалеты, также биотуалеты установлены вдоль дорог. В большинстве случаев предусмотрена также кабинка для инвалидов. Туалеты бесплатные. В них также регулярно поддерживается чистота.

Восточной Европа, довольно быстрыми темпами подтягивается к западному уровню. На центральных трассах в Польше много кафе, заправок, отелей, достаточно туалетов, есть где принять душ. Там же много моек для большегрузных авто, даже больше, чем в Германии, и они дешевле. В Польше немало охраняемых стоянок для дальнобойщиков. Польша также славится недорогими и хорошими транзитными отелями, недорогой, но сытной системой питания. Средняя цена за обед в придорожном кафе в Польше приравнивается к 8 евро.

Цены на питание в восточноевропейских странах, более доступны, чем, например, в Германии. В Словакии так называемые «дежурные блюда» - бифштекс, три вида салата, бокал пива - обходятся в пять долларов.

2.3 Придорожный сервис в России: развитие и качество

По данным официальной статистики на дорогах России зафиксировано 1329 объектов придорожного сервиса. Большую их часть составляют АЗС (25%), за ними следуют различные магазины (как правило, большинство из них, это магазины с автозапчастями и расходными материалами для автомобилей), которые занимают до 24% рынка. Пункты общественного питания занимают в структуре 21%. Наименее распространенными являются пункты технического обслуживания и мотели, которые занимают 9 и 5 процентов соответственно. Кроме этого в структуре существует доля равная 16%, которая принадлежит объектам придорожного сервиса, которые трудно отнести к какой-либо определенной группе.

По данным все той же статистики ГК «Автодор» практически до 70% объектов придорожного сервиса не соответствуют требованиям санитарных норм и обустройства территории, 40% объектов не имеют места под парковку и стоянку автомобилей, у 30% отсутствует даже такие элементарные гигиенические удобства как туалет. В результате остается совсем немного мест, где потребитель может хоть как-то удовлетворить свои потребности в отдыхе. Не исключено что именно текущее состояние придорожного сервиса привлекло к себе внимание крупных структур. На рынке существует потребность в качественных услугах и сетевых объектах предоставляющих полный комплекс услуг, необходимых участникам дорожного движения [27]

Особое внимание привлекает к себе федеральная программа, курируемая ГК «Автодор». Её суть заключается в обустройстве крупнейших федеральных трасс многофункциональными сервисными центрами, только по трассе М-4 «Дон» планируется возведение 43 комплексных объектов. В соответствии с проектными решениями в состав данных комплексов будут входить: места для стоянки легковых и грузовых автомобилей, автобусов; многотопливную заправочную станцию; объекты общественного питания; зоны отдыха для дальнобойщиков и автотуристов, со специально отведенными местами для курения; станцию технического обслуживания; пункт медицинской помощи; туалеты; магазины; мотель; автомойку; душевые, прачечную; мусоросборники; средства связи. Не исключено, что именно текущее состояние придорожного сервиса привлекло к себе внимание крупных структур. На рынке существует потребность в качественных услугах и сетевых объектах предоставляющих полный комплекс услуг, необходимых участникам дорожного движения.

Данный перечень услуг сформирован исходя из потребностей участников транспортного потока на дорогах России. Традиционно выделяют 3 целевые категории: это водители легковых автомобилей, водители грузовых автомобилей, а также водители и пассажиры межрегиональных автобусов. Структура составляет соответственно 55-60%, 35-40% и 4-5%. Структура и состав может существенным образом изменяться под воздействием факторов сезонности, расположения участка трассы и близости крупных населенных пунктов.

Рынок придорожного сервиса в России находится на границе стихийного и развивающегося рынка. С одной стороны, сфера услуг придорожного хозяйства представлена частным бизнесом и объектами бытовых услуг населенных пунктов, на территории которых они располагаются, (следует отметить низкое качество оказываемых услуг). С другой стороны, на рынке формируется концепция размещения крупных сетевых объектов, оказывающих широкий комплекс услуг участникам дорожного движения.

Придорожный сервис является не просто обликообразующей отраслью, обеспечивающей обслуживание транспортных потоков, но и несет большую нагрузку по обеспечению безопасности участников дорожного движения страны. Сфера придорожного сервиса в России также обладает огромным инвестиционным потенциалом, который начал развиваться в 2013-2014 году благодаря эффективной господдержке и работе профильных организаций. Все более интенсивным становится международное сотрудничество и участие иностранных инвесторов в инфраструктурных ГЧП - проектах, таких как строительство многофункциональных зон сервиса (МФЗ).

О повышении спроса на качественные услуги придорожного сервиса говорит и тот факт, что с момента вступления России в ВТО грузоперевозки автомобильным транспортом по территории страны выросли более чем на 10%. Количество автовладельцев ежегодно растет на 1,5 миллиона, увеличивается поток автотуристов, в процессе строительства находится международных транспортный коридор «Западная Европа-Западный Китай», который более чем на 2000 км пройдет по территории России [20]

Министерство транспорта Российской Федерации одобрило один из самых важных документов, содержащий основные пути развития отрасли придорожного в России - Концепцию размещения объектов дорожного сервиса <#"justify">Важной чертой развития придорожного сервиса в России является участие во всевозможных конференциях с иностранными специалистами по данному вопросу. Если брать пример, то одной из таких недавно прошедших конференций является «Мировые тенденции и Европейский опыт развития отрасли придорожного сервиса» от 19-25 августа 2013 года (Германия, Австрия, Швейцария).

Миссией проекта являлось формирование стандартов и норм для эффективного функционирования российского рынка придорожного сервиса на основании объединения мирового опыта и отечественных достижений, обеспечив качественными услугами всех потребителей и участников дорожного движения в России.

Цели проекта:

·Поддержка и стимулирование деловой активности российских и иностранных бизнес-структур;

·Формирование у потребителей спроса на качественный безопасный и доступный придорожный сервис;

·Организация диалога потребителей, бизнеса и государства по развитию отрасли;

·Создание эффективной системы стандартов и норм российского рынка придорожного сервиса;

·Разработка и внедрение системы образования в сфере придорожного сервиса;

·Мониторинг рынка и информационная поддержка участников рынка.

Уже сейчас наблюдаются положительные тенденции в развитии придорожного сервиса и видна перспектива построения прибыльной модели ведения бизнеса. Извлекая уроки из опыта отечественных предпринимателей и иностранных специалистов, потенциальный инвестор может в настоящее время определить основные потребности участников дорожного движения и состав будущего объекта.

3. Белорусский придорожный сервис как важная сфера туристического бизнеса

Выгодное географическое положение Беларуси можно использовать гораздо интенсивнее: привлекать туристов, развивать транзит. Одно из направлений, в котором предстоит еще немало сделать - развитие придорожного сервиса.

Под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций [3].

Первые упоминания о придорожном сервисе в белорусском законодательстве обозначены 1994 годом - Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

Основным документом, регулирующими деятельность объектов придорожного сервиса в РБ является Указ Президента Республики Беларусь № 270 от 15 мая 2008 г. «О мерах по развитию придорожного сервиса». Согласно указу владельцы будущих объектов придорожного сервиса Беларуси имеют двухлетние налоговые «каникулы» и возможность получать льготные кредиты на строительство [1].

Помимо данного документа к нормативно-правовой базе, регулирующей придорожный сервис относится также Генеральная схема развития туризма 2010-2015 годов [4].

Согласно Генеральной схеме, были выделены земельные участки для строительства объектов придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, предоставленных определенным инвесторам (16 земельных участков) и сформированных для проведения аукционов под строительство объектов придорожного сервиса. Развитие объектов туристической индустрии позволит обеспечить значительные поступления в бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от реализации туристических и сопутствующих услуг, в том числе валютных поступлений. Реализация Государственной программы позволит стимулировать развитие сферы услуг, гостиничного хозяйства, транспорта, связи, торговли и общественного питания, строительства и реконструкции автомобильных дорог, благоустройства населенных пунктов, производства сувенирной продукции и создать условия рационального использования объектов историко-культурного и природного наследия страны [23, c. 247].

Одной из приоритетных задач является привлечение инвестиций при строительстве объектов придорожного сервиса, а также коллективных и индивидуальных средств размещения в административных районах страны.

Согласно данным Государственного пограничного комитета, в 2011 г. Иностранные граждане совершили 5 877 200 поездок в Беларусь, что на 203 400 поездок больше, чем годом ранее. С туристическими целями иностранцы пересекали белорусскую границу 67 500 раз, что на 12 200 меньше, чем в 2010 г.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2011 г. № 321 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326» размещение объектов придорожного сервиса осуществляется в соответствии с генеральными схемами развития придорожного сервиса. При этом на магистральных республиканских автомобильных дорогах с нумерацией «М» или «М/Е» размещение объектов придорожного сервиса осуществляется в местах, предусмотренных Генеральной схемой развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах. В первоочередном порядке размещение комплексов сервисных услуг должно осуществляться на автомобильных дорогах, входящих в международные транспортные коридоры (II, IX) вблизи таких населенных пунктов, как Брест, Барановичи, Минск, Борисов, Орша, Гомель, Жлобин, Бобруйск, Ошмяны.

И так, чем же выгодно открыть придорожный сервис в Беларуси? Во-первых, при инвестировании средств в объекты, утвержденные Министерством транспорта и коммуникаций и размещенные на генеральной схеме развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года, предприниматель получает многочисленные преимущества:

·сформированная и стабильная нормативно-правовая база, которая регулируется крайне взвешено;

·вмешательство государства в работу предприятий придорожного сервиса минимизировано;

·ухудшение условий экономической деятельности предприятий придорожного сервиса не допускается;

·установлены значительные налоговые и иные льготы для строительства объектов придорожного сервиса [28].

Основные требования к размещению объектов придорожного сервиса в Республике Беларусь таковы: местонахождение объектов придорожного сервиса должно быть увязано с генеральными планами городов кафе, магазины, гостиницы должны быть обеспечены автомобильными стоянками, контейнерами для мусора, электроснабжением, водоснабжением, канализацией и освещением. Предусматривается и обязательное освещение прилегающего к объекту участка автомобильной дороги [24, c. 96]

На сегодняшний день придорожный сервис Беларуси оставляет желать лучшего: потребность в автозаправочных станциях покрыта на 60%, в объектах, осуществляемых продажу продуктов питания - на 55%, в охраняемых стоянках - на 50%. Большинство объектов придорожного сервиса Беларуси оказывают, как правило, всего одну-две услуги, в то время как, например, в Германии - 7-10 [25, c. 272].

В Беларуси насчитывается 1530 км международных автомагистралей. Всего в стране 64 тыс. км автодорог, что выводит Республики Беларусь на 15-е место в Европе по их плотности. По подсчетам, придорожный сервис может приносить до 100 млн долларов в год, примерно столько же взимается за транзит с иностранных перевозчиков. Более того, построение эффективной логистической системы, целью которой задалось государство, будет невозможно без отлаженного придорожного сервиса.

Развитие придорожного сервиса в стране сдерживают отдельные нерешенные проблемы: однозначно не определена процедура выделения земельных участков под объекты придорожного сервиса. Отсутствует масштабное кредитование инвесторов. Нет конкуренции между крупными автозаправочными станциями, что ведет к ухудшению качества и количества предоставляемых услуг [25, c. 272].

К основной причине плохого притока инвестиций в данную сферу можно отнести низкую интенсивность движения: по мировым методикам объекты придорожного сервиса рентабельны при интенсивности движения более 7000 автомобилей в сутки. Такой уровень в Республике Беларусь только на трассе М-1, на всех остальных дорогах- только 3-4 тысячи.

Одной из проблем развития придорожного сервиса в Беларуси является отсутствие компаний, которые бы создавали сети объектов в этой сфере (для сравнения в США: KFC, Wendys, White castle, Subway и пр.). Беларуси целесообразно ориентироваться на зарубежный опыт: объекты нужно возводить комплексно, а услуги придорожного сервиса привязывать к размещению АЗС (имея АЗС, мы все-таки уже имеем коммуникации), которые строятся через 30-50 км [25, c. 273].

Нужно сразу решить попутную проблему, адресовав ее в Минторговли: объекты придорожного сервиса должны работать в круглосуточном режиме. На сегодняшний день, даже если АЗС «Белнефтехима» работает круглосуточно, то питание и сопутствующие услуги можно получить только днем, до семи-восьми часов вечера. Например, на Украине в любое время дня и ночи можно поесть и купить на заправке воду и необходимые продукты.

Нужно четко определить последовательность действий. Для начала через каждые 10-20 км выделить большие придорожные участки под сервисную зону. И сдавать их в аренду (лучше с правом выкупа) на 90-100 лет, а первые 5-10 лет сдавать вообще без арендной платы при условии, что прибыль будет вкладываться в развитие данного участка. Затем следует отдать эти участники только частным лицам и устроить им льготное налогообложение на первое время. Предприятия смогут все вернуть, когда окрепнут. А далее оцениваем интенсивность движения на данном участке и на основе полученных данных выбираем масштаб возводимого объекта, который впоследствии начиняем различными услугами.

Регулировать на законодательном уровне развитие придорожное сервиса в Республике Беларусь призвана госпрограмма «Дороги Беларуси» до 2015 года. Исполнительная же роль возложена на Департамент «Белавтодор».

Таким образом, развитие объектов придорожного сервиса в Республике Беларусь будет способствовать привлечению туристов и эффективному развитию туристической индустрии.

придорожный сервис белорусский туристический

4. Проблемные места и пути их решения в придорожном сервисе Витебской области

Витебская область - одна из шести областей Беларуси, расположеная на северо-востоке страны. Она граничит с Россией, Литвой и Латвией.

Область является второй по площади в республике (после Минской) - 40,1 км2.

По территории области проходят две крупных европейских магистрали E30 <#"justify">Вид объектаКоличество строящихся объектовКоличество проектируемых объектовКоличество предлагаемых для строительства объектовАЗС1916АГЗС115СТО-37Мойка134Пункт постоя3518Пункт питания91227Охраняемая стоянка1516Всего163893

В 2008 году Витебская область полностью выполнила задание по вводу в эксплуатацию объектов придорожного сервиса по госпрограмме «Дороги Беларуси». Всего было возведено 17 объектов, в том числе 9 пунктов питания, 5 пунктов постоя и отдыха, 3 охраняемые стоянки [22].

В 2013 году области доводилось задание, согласно годовому плану строительства объектов придорожного сервиса, утвержденному Минтрансом, по созданию 9 объектов, из которых 4 должны быть пунктами питания, 3 - АЗС, остальное - мойки. Задание оказалось перевыполнено в 1,9 раза, и все объекты ввели в эксплуатацию. Дополнительно построены 4 магазина (3 из них - в составе комплексных АЗС), 2 пункта питания и 2 постоя [21].

В Орше работают два комплекса сервисных услуг, которые могут обслуживать и жителей, и транспорт. Гостиничный комплекс «Орша» находится на ул. Мира, д.11. Кроме 224 гостиничных мест здесь функционируют ресторан, диско-бар, магазин и многие другие объекты сферы услуг. «Орша-Сити» находится на ул. Советской, д. 2в. Здесь работает кафе на 100 мест, рулетка, магазин, букмекерская контора, торговые павильоны. На всех объектах придорожного сервиса действует терминальное оборудование. На четырех есть информационные киоски, предоставляющие возможность расчета за услуги. На объектах магистральных республиканских дорог можно рассчитаться используя карточки внутренней платежной системы БелКарт и международных Visa и MasterCard.

На всех объектах общественного питания организована продажа сувенирной продукции, а это и товары с логотипом Чемпионата Мира по хоккею 2014. В ассортименте насчитывается от 4 до 25 наименований, с логотипом мирового первенства - от 2 до 10. Меню в барах, ресторанах, закусочных и кафе предлагается на нескольких языках. Все объекты общественного питания укомплектованы телевизионной аппаратурой.

В соответствии с подпрограммой "Пятьсот" региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области в текущем году будет построено не менее пяти новых объектов придорожного сервиса и обустроено 25 зон отдыха на реках и озерах.

Работы по строительству объектов придорожного сервиса и обустройству зон отдыха в области ведутся наиболее активно - с доведенным заданием уже полностью справились 10 районов и 9 городов. Браславский, Чашникский и Шарковщинский районы на 100% выполнили план по охотничьим домикам. "Наполнение создаваемой туристической инфраструктуры качественными услугами с местным колоритом станет одним из основных акцентов Года гостеприимства на Витебщине", - подчеркнули в управлении. Подпрограмма "Пятьсот" предусматривает создание развитой инфраструктуры туризма. За период с 2011-го по 2016 год в регионе должно дополнительно появиться 100 объектов придорожного сервиса [30]. По данным на 1 января 2014 года, в области действует 331 объекта придорожного сервиса, в том числе 78 пунктов общественного питания, 58 автозаправочных станций, 35 магазинов, 21 станций технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, 13 гостиниц и аналогичных объектов размещения [24] «таблица 2». Перечень объектов придорожного сервиса, расположенных в контролируемой зоне республиканских автомобильных дорог РУП «Витебскавтодор», по состоянию на 01.01.2014

Таблица 2

АЗСАГЗСПункты постояПункты питанияОхраняемые автостоянкиПредприятия торговлиМойкаСТООбщественные туалетыПункты мед. помощиПункты связи5824137821354968022

Заключение

Как известно, придорожный сервис - это облик любого региона, а уровень придорожного сервиса всегда диктует уровень автомобильных дорог, на которых этот сервис находится. Данные правила актуальны и поныне. Из года в год количество автомобилей на наших дорогах стабильно увеличивается, а вместе с ними пропорционально увеличивается и потребности в качественном придорожном сервисе.

В ходе исследования и анализа имеющихся источников были сделаны следующие выводы:

.Сфера услуг может быть весьма разнообразной по своей структуре, характеру, способу взаимодействия. Но приоритетом в ней является улучшение качества жизни людей, так как она ориентирована именно на удовлетворение их нужд. Одним из направлений сферы услуг является придорожный сервис, нацеленный на удовлетворение потребностей, как автолюбителей, так и туристов. Во время исследования мы выяснили, что придорожный сервис также может делиться на различные виды услуг. Кроме того, мы рассмотрели классификацию придорожного сервиса по типам потребностей, изучили воздействие внутренних и внешних факторов на развитие роста придорожных объектов.

.Опыт других стран является ключевым звеном в развитии собственного придорожного комплекса. Анализируя и сравнивая работу объектов, порядок их размещения, качество обслуживания персонала, можно многое почерпнуть для создания собственного прекрасно укомплектованного и развитого комплекса придорожного сервиса.

Республика Беларусь также должна взять курс на развитие таких объектов. Они должны быть комплексными, чтобы водитель здесь мог не только покушать, но и отдохнуть, принять душ, переночевать, а в случае необходимости - отремонтировать свой автомобиль.

Для достижения максимального эффекта, прежде всего, нужно улучшить внешний вид торговых залов, обеспечить более внимательное отношение к клиентам со стороны продавцов и обслуживающего персонала. Активнее должны развиваться и пункты сувенирной продукции.

.Основными приоритетами развития придорожного сервиса в Беларуси являются: стабильность и постоянство существующей нормативно-правовой базы, которая позволит создать условия для эффективной работы местных исполнительных и распорядительных органов и организаций Государственного комитета по имуществу при выделении земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса; повышение качества работы с потенциальными инвесторами специалистов всех государственных организаций, задействованных в процедуре выделения земельных участков; привлечение в сферу придорожного сервиса иностранных компаний с их опытом и высочайшими стандартами обслуживания в целях создания конкуренции, и как результат, повышению качества оказываемых услуг; информирование автоперевозчиков и других пользователей автодорог о существующей сервисной инфраструктуре, а также предоставление консультаций и рекомендации по планированию размещения новых объектов придорожного сервиса.

.Витебская область, как вторая по площади и по количеству объектов придорожного сервиса, должна уделить больше внимания вопросам о размещении объектов сервиса в непосредственной близости, улучшению качества облуживания, комплексному увеличению услуг на одном объекте, поощрении частных владельцев в хорошем развитии принадлежащих к ним объектов, тем самым вызвать стимул к строительству новых объектов. Следует также развивать придорожный сервис, как на магистралях, так и на дорогах республиканского значения.

Список использованных источников

1.О мерах по развитию придорожного сервиса: Указ президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270: с изм. и доп.: текст по состоянию на 31 января 2013 г. № 47. [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Минск, 2013.

2.О некоторых вопросах размещения объектов придорожного сервиса: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326: с изм. и доп.: текст по состоянию на 29 августа 2013 г. № 759. [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Минск, 2013.

.Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности: Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 4 января 2014 г. № 130-З. [Электронный ресурс] / Нац. правовой информационный портал Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

.Андрухович, В.В. Комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев условие создания рыночной инфраструктуры на автомобильном транспорте / В.В. Андрухович. - Минск: БелНИИНТИ, 1991.

.Виноградова, М.В. Комплексный подход к формированию придорожного сервиса в России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 /М.В. Виноградова; МГУ. - Москва, 2002. - 221 с.

.Вуймин, В.В. Территориальное размещение объектов придорожного сервиса в регионе (на примере Смоленской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 /В.В. Вуймин; Московский государственный университет сервиса. Москва, 2003. - 179 с.

.Вуймин, В.В. Территориальное размещение объектов придорожного сервиса в регионе (на примере Смоленской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 /В.В. Вуймин; Московский государственный университет сервиса. - Москва, 2003. - 31 с.

.Гелимханов, Р.В. Научные основы формирования многофункциональных комплексов в сфере услуг региона / Р.В. Гелимханов. М.: МГУС, 2001. - 174 с

.Дунец, А.Н. Перспективы развития придорожного сервиса/ А.Н. Дунец, В.О. Мотуз. // Экономика. Сервис. Туризм, культура (ЭСТК-2001: Материалы 3-й междунар. конф. - 2002. - С. 27-32.

.Евсеев, М.Д. Классификация платных услуг / М.Д. Евсеев // Социальная сфера: проблема развития в современных условиях: сборник статей №5. - М.: ГАСБУ, 1999.

.Коржнева, JI.A. Территориальное размещение предприятий бытового обслуживания населения в крупном городе (на примере г. Москвы): автороф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Л.А. Коржнева; М.: МГУС, 2002. - 24 с.

.Леонов, А.Л. Состав, структура и перспективы развития социально-культурной сферы / А.Л. Леонов // Социальная сфера: проблема развития в современных условиях: сборник статей №3 М.: «Диалог-МГУ», 1997.

.Марков, О.Д. Оперативное планирование на предприятиях автосервиса: Учебное пособие / О.Д. Марков, И.Ф. Мельниченко. - Киев: УМО ВО. 1989

.Хотинская, Г.И. Тенденции, перспективы и проблемы развития услуг в свете перехода к сервисному обществу / Г.И. Хотинская // Социальная сфера: проблема развития в современных условиях: сбор. статей №8.- М.: МГУС, 2001

.Хохлова, В.В. Отечественный и зарубежный опыт развития сферы услуг на объектах дорожной инфраструктуры / В.В. Хохлова, Е.Н. Бобышев // Теория и практика общественного развития: журнал №7. - Краснодар, Издательский дом «ХОРС», 2012. - С. 224-227.

17.Христофорова, И.В. Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях БОН: автороф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.В. Христофорова; МТИ. - Москва, 1998. - 24 с.

18.Гриц, Г. Логично и очень выгодно / Г. Гриц // Экономика Беларуси. - 2008. - №4.-С. 98-102.

.Падабед, Н.А. Прыдарожны серавіс І развіццё турызму ў Беларусі / Н.А. Падабед // Известия национальной академии наук Беларуси. - 2008. - №2. - С. 81-84.

20.2014 год станет знаковым для отрасли придорожного сервиса России [Электронный ресурс] / Ассоциация компаний придорожного сервиса и туризма. - Москва, 2014. - Режим доступа: <#"justify">21.В Витебской области за 2013 год перевыполнен план по строительству объектов придорожного сервиса [Электронный ресурс] / Архитектурно-строительный портал. - Минск, 2014. - Режим доступа: #"justify">22.Витебщина будет развивать придорожный сервис [Электронный ресурс] имик. - Минск, 2009. - Режим доступа: #"justify">28.Придорожный сервис Беларуси - в чём выгода?! [Электронный ресурс] / Профессиональный общепит. - Минск, 2013. - Режим доступа: #"justify">Приложение 1

Структура услуг в системе придорожного сервиса

Структурный признакВид услуг1. Продажа транспортных средств, запасных частей, материалов1.1. Торговля транспортными средствами, запасными частями, комплектующими и материалами 1.2. Диагностика и замена бракованных запасных частей, комплектующих и материалов 1.3. Оценка транспортных средств, запасных частей, комплектующих при вторичной продаже 1.4. Отзыв транспортных средств, по рекламации фирм-производителей 1.5. Постановка и снятие транспортного средства с учета в органах государственной регистрации1.6. Предпродажная подготовка 1.7. Прокат транспортных средств 1.8. Консультации потребителя при покупке транспортного средства2. Поддержание работоспособности и восстановление транспортных средств2.1. Услуги по ремонту и обслуживанию транспортных средств 2.2. Техническая подготовка владельцев транспортных средств 2.3. Выпуск технической литературы 2.4. Аренда постов самообслуживания оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями, инструментами, приборами 2.5. Прокат оборудования, приспособлений, инвентаря, инструмента 2.6. Продажа оборудования, приборов, приспособлений, инструмента 2.7. Техническая консультация3. Обеспечение технической эксплуатации транспортных средств3.1. Продажа топлива, эксплуатационных материалов 3.2. Продажа аксессуаров 3.3. Услуги, обеспечивающие сохраняемость транспортного средства 3.4. Мойка и химическая чистка транспортных средств 3.5. Технический контроль и диагностика4. Обеспечение использования транспортного средства4.1. Услуги стоянок, гаражей 4.2. Строительство и оборудование дорог, остановок, стоянок 4.3. Продажа систем подогрева и кондиционирования 4.4. Установка систем обогрева и кондиционирования 4.5. Установка дополнительного оборудования, создающего удобства для пользователя транспортными средствами 4.6. Продажа дополнительного оборудования для транспортных средств5. Обеспечение безопасности в пути (дороге)5.1. Страхование имущества и жизни человека в пути (дороге) 5.2. Уборка и содержание в надлежащем состоянии дорог, остановок, стоянок 5.3. Организация движения и контроль за соблюдением правил движения 5.4. Утилизация транспортных средств, запасных частей, комплектующих, оборудования, вышедших из строя5.5. Продажа средств приборов, приспособлений, обеспечивающих снижение загрязняющих выбросов при эксплуатации транспортных средств 5.6. Установка средств, приспособлений, приборов, обеспечивающих снижение количества загрязняющих выбросов 5.7. Контроль за соблюдением норм и стандартов содержания уровня загрязняющих веществ в выбросах 5.8. Строительство и оборудование шумоизоляционных заграждений вдоль транспортных путей 5.9. Подготовка и переподготовка водителей6. Инфраструктура быта человека в пути (дороге)6.1. Услуги общественного питания 6.2. Гостиничные услуги 6.3. Торговля 6.4. Медицинские услуги 6.5. Информационные услуги (СМИ, телевидение, радио, системы навигации) 6.6. Услуги связи (телефон, почта, интернет) 6.7. Развлечения 6.8. Услуги прачечных 6.9. Химчистка 6.10. Ремонт одежды и обуви 6.11. Санитарно-гигиенические услуги

Приложение 2

Бизнес-план организации придорожного сервиса

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА

БИЗНЕС-ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Название проекта: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА

Характеристика намечаемой к выпуску продукции: качественное питание и организованный отдых, соответствующие европейским стандартам, с использованием выгодного географического положения.

Предполагаемая форма участия инвестора в проекте: долгосрочное среднерисковое реальное прямое инвестирование внутри страны.

Стоимость бизнес-проекта: 754 млн руб.

Суммарная потребность в инвестициях: 754 млн руб.,

в т. ч. прямых инвестиций: 754 млн руб.

Направления использования инвестиций: строительство, пополнение оборотных средств,подготовка производства, закупка оборудования и технологий, лицензий.

Показатели эффективности проекта:

Ставка дисконтирования: 15 %;

Динамический срок окупаемости проекта: 4 года;

Индекс доходности: 1,016;

Внутренняя норма доходности: 25,5 %;

Чистый дисконтированный доход:12 млн руб.

АВТОРЕФЕРАТБИЗНЕС-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Бизнес-план разработан для достижения 2 целей: привлечения инвесторов и организации эффективной работы объекта придорожного сервиса на 183 км автодороги M1/Е30 Брест (правая сторона).

Пункт придорожного сервиса предоставляет комплекс сервисных услуг. По трассе международного значения М1 ежедневно проезжает более 6000 автомобилей, что удовлетворяет международным требованиям для организации данного вида бизнеса.

Бизнес-план предусматривает общий объем инвестиционных затрат в размере 754 млн руб.

в течение года. В качестве источников финансирования проекта определены средства инвестора.

Проект имеет высокие показатели эффективности. По ходу реализации проекта накопительный остаток денежных средств планируется положительным, что говорит о финансовой привлекательности проекта. Реализация проекта позволит обеспечить отдых водителей автомобилей, хорошее питание в кафе, соответствующее мировым стандартам, и выдержать расстояние между объектами придорожного сервиса в соответствии с европейскими нормами.

Государственным приоритетам соответствуют основные задачи проекта:

развитие придорожного сервиса;

рост транзитного транспортного потока;

расширение объемов и качества услуг;

рост поступления налогов в бюджет;

привлечение инвестиций и туристов;

создание 14 новых рабочих мест;

улучшение условий труда и отдыха водителей-дальнобойщиков;

социальная значимость для потребителей благодаря невысоким ценам и высокому уровню обслуживания.

Описание продукции, работ, услуг

В придорожный сервис будет входить: кафе (50 мест), летняя терраса, охраняемая стоянка (200 м2), русская баня, бильярд, доступ в Интернет, банкомат.

Питание будет осуществляться в кафе 2-й наценочной категории.

Одним из источников инноваций будет организация заказа через СМС, проведение учебы

и ознакомление с работой других объектов придорожного сервиса обслуживающего персонала.

Стратегия маркетинга

Основная стратегия маркетинга - удовлетворение спроса потребителей на качественный придорожный сервис.

Большое внимание будет уделяться обеспечению качества обслуживания клиентов при доступных ценах, что является отличным стимулом для посетителей. Кафе будет работать круглосуточно, без перерыва на обед и иметь достаточно широкий перечень блюд. В летнее время количество посетителей может быть увеличено за счет летней террасы. Современный интерьер, красивая мебель, посуда, фирменный ассортимент блюд, качественное обслуживание привлечет не только участников дорожного движения, но и местных жителей.

Планируется ввести услугу заказа обеда для проезжающих с помощью мобильного телефона.

Для обозначения своих услуг предприятие в установленном порядке разработает и использует собственный товарный знак и подаст о себе информацию для публикации в Европейской Конференции Министерств Транспорта (ЕКМТ) и Международный Союз Автомобильного

Транспорта (МСАТ). Будет согласована установка на трассе указателя, ведущего к пункту придорожного сервиса. Для рекламы запланировано следующее: разместить на отечественных и зарубежных специализированных туристических и транспортных интернет-сайтах, региональных сайтах, в бизнес-справочниках информацию об организации и оказываемом придорожном сервисе; проводить активную PR-кампанию (об отдыхе, питании и др.) среди клиентов и на интернет-форумах, посвященных туризму; в летний период в местной газете и в бегущей строке размещать рекламное объявление о качественном отдыхе в кафе (шашлыки и музыка на летней террасе).

Со временем планируется расширение сервиса путем применения прогрессивных форм - комплектации дорожных наборов, организации «комплексных обедов» в пору уборки урожая и т. д.

Однако наибольшие усилия будут направлены на создание положительного имиджа. Среди частых клиентов объекта придорожного сервиса - перевозчики, большинство которых знает пункты питания и отдыха и информирует знакомых о ценах и качестве блюд и обслуживания.

Похожие работы на - Проблемы придорожного сервиса Витебской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!